Docy Child

2000 / Семаргл / О Лавкрафте

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Семаргл
Поляр­ная Звез­да, 27 янва­ря 2000

Извест­ный аме­ри­кан­ский писа­тель-фан­таст, счи­та­ю­щий­ся осно­во­по­лож­ни­ком “чер­но­го жан­ра” Г. Ф. Лав­крафт в сво­их про­из­ве­де­ни­ях о все­воз­мож­ных ужа­сах часто выка­зы­вал осве­дом­лен­ность и в таких вещах, о кото­рых про­стой писа­тель-фан­таст знать, вооб­ще-то, не дол­жен.

Так, его на пер­вый взгляд скуч­но­ва­тая повесть “Хреб­ты безу­мия”, рас­ска­зы­ва­ю­щая о похо­де моло­дых аме­ри­кан­ских уче­ных в Антарк­ти­ду, при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии неожи­дан­но ока­зы­ва­ет­ся отра­же­ни­ем неко­то­рых сакраль­но-гео­гра­фи­че­ских пред­став­ле­ний, а так­же древ­ней­ших индо­ев­ро­пей­ских мифов о про­ис­хож­де­нии жиз­ни на зем­ле.

Экс­пе­ди­ция нахо­дит во льдах Антарк­ти­ки пре­крас­но сохра­нив­ши­е­ся тела древ­них звез­до­го­ло­вых существ, кото­рые сра­зу же напо­ми­на­ют глав­ным геро­ям Древ­них, The Old Ones, све­де­ния о кото­рых были ими яко­бы почерп­ну­ты из кни­ги “Некро­но­ми­кон” напи­сан­ной “неким безум­ным ара­бом” (навер­ня­ка, исма­и­ли­том). Эта ред­кая кни­га яко­бы име­лась в нали­чии про­вин­ци­аль­но­го аме­ри­кан­ско­го уни­вер­си­те­та, устро­ив­ше­го эту экс­пе­ди­цию. В даль­ней­шем иссле­до­ва­те­ли нахо­дят целый забро­шен­ный город этих существ и рас­шиф­ро­вы­ва­ют настен­ные над­пи­си. Перед их гла­за­ми откры­ва­ет­ся исто­рия мира с само­го его нача­ла. Древ­ние, по- дру­го­му еще назы­ва­е­мые Стар­ца­ми, ока­зы­ва­ют­ся пер­вы­ми насель­ни­ка­ми моло­дой еще пла­не­ты Зем­ля. Хотя об их про­ис­хож­де­нии над­пи­си сооб­ща­ют лишь кос­вен­ные све­де­ния, но мож­но пред­по­ло­жить что они, имея воз­мож­ность пере­ме­щать­ся по кос­ми­че­ско­му про­стран­ству без вся­ких средств, при­бы­ли с дру­гих пла­нет. На про­тя­же­нии сво­ей исто­рии им при­хо­ди­лось с пере­мен­ным успе­хом отра­жать напа­де­ния дру­гих при­шель­цев — Ктул­ху и Ми-Го, обо­им этим видам нахо­дят­ся соот­вет­ствия в “Некро­но­ми­коне”, пна­ко­ти­че­ских руко­пи­сях и про­чих ред­чай­ших источ­ни­ках, поче­му-то извест­ных этим про­вин­ци­аль­ным аме­ри­кан­ским уче­ным. Древ­ние, The Old Ones, созда­ва­ли так­же полез­ные для себя виды жиз­ни из некой био­мас­сы, кото­рая мог­ла обра­зо­вы­вать необ­хо­ди­мые для них орга­ны и при­ни­мать по их жела­нию нуж­ные им фор­мы, т. е. пре­вра­щать­ся в живых существ, назы­ва­е­мых шогго­та­ми. Уче­ные наты­ка­ют­ся на упо­ми­на­ние о том, что в исто­рии было вре­мя, когда шогго­ты вос­ста­ва­ли про­тив сво­их хозя­ев… Так­же уда­ет­ся выяс­нить при­чи­ну того, поче­му циви­ли­за­ция Древ­них исчез­ла с лица зем­ли — самые послед­ние по вре­ме­ни над­пи­си сооб­ща­ют об уси­ли­ва­ю­щих­ся холо­дах, из чего может быть сде­лан вывод, что это было нача­ло оле­де­не­ния Южно­го Полю­са. Дви­жи­мые науч­ным любо­пыт­ством, глав­ные герои опус­ка­ют­ся в под­зе­ме­лья, в кото­рых по их мне­нию мог­ли сохра­нить­ся остат­ки жиз­ни. Они ока­зы­ва­ют­ся пра­вы и им едва уда­ет­ся уне­сти ноги от таин­ствен­ной тва­ри, изда­ю­щий стран­ные зву­ки — Теке­ли­ли. Ею ока­зы­ва­ет­ся раз­жи­рев­ший шоггот, кото­ро­го они опо­зна­ют по опи­са­ни­ям на сте­нах.

Вооб­ще, нали­чие идеи о созда­нии искус­ствен­ной жиз­ни явля­ет­ся родо­вой чер­той все­воз­мож­ных сата­ни­стов, срав­ни­те образ “искус­ствен­ных ком­па­ньо­нов” у осно­ва­те­ля аме­ри­кан­ской “церк­ви сата­ны” Ла Вея. Зна­ком­ство с дан­ной мифо­ло­ге­мой обна­ру­жи­ва­ет М. А. Бул­га­ков в “Соба­чьем серд­це”, то же самое про­смат­ри­ва­ет­ся в изло­жен­ной совет­ским мисти­ком-евразий­цем Алек­се­ем Тол­стым сказ­ке про Бура­ти­но, беру­щей свое нача­ло в дохри­сти­ан­ском ита­льян­ском фольк­лор­ном сюже­те о Пин­но­кио. Иуда­изм зна­ет пре­да­ние о голе­ме — создан­ном неким рав­ви­ном искус­ствен­ном суще­стве из гли­ны.

Все это нахо­дит неожи­дан­ные парал­ле­ли в откры­ти­ях срав­ни­тель­но совре­мен­ных уче­ных, таких, напри­мер, как Гер­ман Вирт, кото­рый на осно­ве изу­че­ния сотен язы­ков и рели­ги­оз­ных уче­ний рекон­стру­и­ро­вал две чело­ве­че­ские пра­ра­сы — гондва­ни­че­скую и поляр­ную, потом­ки кото­рых пере­ме­ша­ны во всех нынеш­них наро­дах зем­ли. Пред­ста­ви­те­лям послед­ней пра­ра­сы было свой­ствен­но бого­зри­тель­ное миро­вос­при­я­тие, Gottesweltanschauung, сво­е­го рода “поляр­ное хри­сти­ан­ство”, от кото­ро­го про­ис­хо­дят все совре­мен­ные рели­гии и мифо­ло­гии, а все сверх­со­зна­тель­ное совре­мен­ных людей, как дока­зал Гер­ман Вирт, име­ет эту пра­ре­ли­гию сво­им исто­ком. Год­ва­ни­че­ская же, южная раса и име­ет в каче­стве сво­их пред­ков тех самых пите­кан­тро­пов и синан­тро­пов, пери­о­ди­че­ски обна­ру­жи­ва­е­мых архео­ло­ги­че­ски­ми экс­пе­ди­ци­я­ми, раз­вив­ших­ся в резуль­та­те посту­па­тель­но­го про­цес­са раз­ви­тия, эво­лю­ции. Это сра­зу воз­вра­ща­ет нас к обра­зу шогго­тов у Лав­краф­та, кото­рые, в отли­чие от хозя­ев, были сотво­ре­ны и после гибе­ли послед­них ста­ли раз­ви­вать­ся в соот­вет­ствии с зако­на­ми эво­лю­ции…

Сме­лая науч­ная тео­рия в общем то пози­ти­вист­ско­го уче­но­го Вир­та так­же пере­се­ка­ет­ся с рели­ги­оз­ны­ми воз­зре­ни­я­ми гно­сти­ков о раз­ли­че­нии людей на “сынов Божи­их” и “детей деми­ур­га”…

Упо­ми­на­ние направ­ле­ния дви­же­ния науч­ной экс­пе­ди­ции в “Хреб­тах безу­мия” Лав­краф­та тоже не слу­чай­но: после пере­се­че­ния Панам­ско­го кана­ла, экс­пе­ди­ция дви­жет­ся стро­го на юго- запад, то есть в самом что ни наесть инфер­наль­ном направ­ле­нии с точ­ки зре­ния сакраль­ной гео­гра­фии. Она при­бы­ва­ет к зем­ле Рос­са, отту­да и начи­на­ет­ся сухо­пут­ная часть экс­пе­ди­ции, в резуль­та­те кото­рой будет обна­ру­жен некий гадюш­ник, киша­щий выжив­ши­ми шогго­та­ми, гото­вы­ми в любое вре­мя начать рас­ши­рять свое жиз­нен­ное про­стран­ство… Вам это не напо­ми­на­ет одно туман­ное пред­ска­за­ние о зем­ле Рош, насе­лен­ной неки­ми гога­ми и маго­га­ми?

В тра­ди­ции спо­соб рели­ги­оз­ной реа­ли­за­ции чело­ве­ка часто назы­ва­ет­ся путем. Поэто­му любое опи­са­ние путе­ше­ствия может быть рас­смот­ре­но с этой точ­ки зре­ния как опи­са­ние того или ино­го выбран­но­го спо­со­ба рели­ги­оз­ной реа­ли­за­ции. Раз­ли­ча­ют так­же два основ­ных пути — сухой путь или путь пра­вой руки, с одной сто­ро­ны, и мок­рый путь, путь левой руки, с дру­гой. Сухой путь пред­на­зна­чен для боль­шин­ства, напри­мер, это может быть путем сле­до­ва­ния экзо­те­ри­че­ской, внеш­ней сто­роне рели­гии. Это без­опас­ный путь. Мок­рый же путь пред­по­ла­га­ет обра­ще­ние того, кто им сле­ду­ет, к неор­то­док­саль­ным сто­ро­нам уче­ния, к кото­ро­му тот при­над­ле­жит. Это путь левой руки, кото­рым поль­зу­ют­ся реже, как и рукой, дав­шей ему назва­ние, в силу того, что это менее удоб­но. Более того, это, мяг­ко гово­ря, небез­опас­но, сопря­же­но с ужа­сом, со стра­хом Божи­им, безу­ми­ем. Поэто­му роман Лав­краф­та “Хреб­ты безу­мия” о путе­ше­ствии стран­ных, эзо­те­ри­че­ски под­ко­ван­ных уче­ных в про­ти­во­по­лож­ный Север­но­му Полю­су самый южный, антарк­ти­че­ский реги­он может быть рас­смот­рен и как зашиф­ро­ван­ное опи­са­ние погру­же­ния нео­фи­та в пучи­ну рас­тво­ре­ния в инфер­наль­ном, пер­во­го эта­па алхи­ми­че­ской реа­ли­за­ции.

Твор­че­ство Лав­краф­та тре­бу­ет вни­ма­тель­но­го изу­че­ния, в его твор­че­стве вне вся­ко­го сомне­ния нет ниче­го слу­чай­но­го. Ведь это неслу­чай­но, что в то вре­мя как обыч­ный совре­мен­ный чита­тель, вос­пи­тан­ный на совре­мен­ных “ужа­сти­ках” Гол­ли­ву­да, нашел бы его обра­зы ско­рее скуч­ны­ми, эти обра­зы, тем не менее, поро­ди­ли все эти самые кас­со­вые совре­мен­ные “ужа­сти­ки” — доста­точ­но упо­мя­нуть “Чужих” и “Нечто”.

При­ме­ча­ния:

Ори­ги­нал ста­тьи нахо­дит­ся по адре­су: zvezda.ru:8080/2000/01/27/lavcraft.shtml

Архив­ная ста­тья с lovecraft.ru

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ