Жизнь и Кино Кристофера Ли. Часть 2: Фильмография

Одну из сво­их пер­вых эпи­зо­ди­че­ских ролей Кри­сто­фер Ли испол­нил в экра­ни­за­ции “Гам­ле­та” Лоурен­са Оли­вье. По иро­нии судь­бы там же неболь­шую роль испол­нил Питер Кушинг, с кото­рым Ли деся­ти­ле­тие спу­стя ста­ли близ­ки­ми дру­зья­ми, сыг­рав впо­след­ствии во мно­гих сов­мест­ных филь­мах.

Играя на про­тя­же­нии несколь­ких лет неболь­шие роли, в 1957 году Ли предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность появить­ся в филь­ме бри­тан­ской сту­дии Hammer, что ста­ло пово­рот­ным собы­ти­ем в его карье­ре.

В том же году Hammer сня­ли фильм «Про­кля­тие Фран­кен­штей­на», кото­рый открыл новую вол­ну цве­та­стых и кро­ва­вых готи­че­ских филь­мов ужа­сов.

Питер Кушинг и Кри­сто­фер Ли

Кри­сто­фер Ли испол­нил роль Мон­стра (кото­рую он полу­чил преж­де все­го из-за высо­ко­го роста, а не актер­ских навы­ков). Ли потря­са­ю­ще сыг­рал роль бес­сло­вес­но­го Созда­ния Фран­кен­штей­на. Пусть его появ­ле­ние на экране не было частым, но его игра была про­сто заво­ра­жи­ва­ю­щей. Он смог снаб­дить даже неко­то­рой жало­стью сво­е­го пер­со­на­жа.

Вслед за этим Ли испол­нил роль Дра­ку­лы в хам­мер­ском “Ужа­се Дра­ку­лы”. Бла­го­да­ря этой роли он про­сла­вил­ся на весь мир. Ли создал потря­са­ю­щий образ обво­ро­жи­тель­но­го вам­пи­ра.

В этой кар­тине всё было на выс­шем уровне: потря­са­ю­щие готи­че­ские деко­ра­ции, пре­крас­ная актёр­ская игра, дина­мич­ное раз­ви­тие сюже­та, запо­ми­на­ю­ща­я­ся музы­ка Джейм­са Бер­нар­да и мастер­ская режис­су­ра Терен­са Фише­ра. «Ужас Дра­ку­лы» закре­пил за Hammer сла­ву в инду­стрии филь­мов ужа­сов.

Хотя, на съем­ках было мно­го инте­рес­ных момен­тов с самим Ли, буд­то он сни­мал­ся не в филь­ме ужа­сов, а в паро­дий­ной лен­те “Дра­ку­ла: Мерт­вый и доволь­ный” с непо­вто­ри­мым Лес­ли Ниль­со­ном. Если вы такой еще помни­те.

Так вот, в крас­ных кон­такт­ных лин­зах Кри­сто­фер совер­шен­но ниче­го не видел. Тем самым, он часто спо­ты­кал­ся о деко­ра­ции и съе­моч­ную аппа­ра­ту­ру, даже слу­чай­но сва­лил каме­ру на опе­ра­то­ра. Мог прой­ти мимо акте­ров и зачи­тать диа­лог стене или лам­пе. В одной из сцен, Кри­сто­фер дол­жен был бро­сить в яму глав­ную геро­и­ню. Что ‚соб­ствен­но он и сде­лал. Прав­да, осту­пив­шись, рух­нул свер­ху на нее. Никто не постра­дал.

В дру­гой сцене Кри­сто­фер Ли дол­жен был про­не­сти уку­шен­ную девуш­ку через всю ком­на­ту и поло­жить на кро­вать. Но, так как сце­на мно­го раз пере­сни­ма­лась, да и актри­са ока­за­лась не из лег­ких кра­са­виц, то это все вымо­та­ло бед­ня­гу Ли. От чего, в оче­ред­ной раз доне­ся ее до кро­ва­ти , он бро­сил девуш­ку на нее, в тот же миг он после­до­вал за ней и без сил рух­нул рядом. На что Питер Кушинг пошу­тил: “Вооб­ще-то мы сни­ма­ем фильм не про Это самое, но если ты так наста­и­ва­ешь, то…“

В том же году Кри­сто­фер Ли снял­ся на пару с вете­ра­ном хор­ро­ра Бори­сом Кар­лоф­фом в филь­ме «Кори­до­ры кро­ви», в кото­ром Кар­лофф играл хирур­га 19 века док­то­ра Тома­са Бол­то­на, создав­ше­го ане­сте­зию, и попав­ше­го в зави­си­мость от опи­ума. Не смот­ря на впе­чат­ля­ю­щий сюжет и нали­чие двух икон жан­ра, фильм не имел ком­мер­че­ско­го успе­ха.

К сло­ву ска­зать, Ли хоро­шо знал Бори­са Кар­лоф­фа. Поми­мо того, что они неод­но­крат­но сотруд­ни­ча­ли в кино, они даже жили в сосед­них домах и дру­жи­ли семья­ми.

В 1959 году Теренс Фишер решил обра­тить­ся к кино­адап­та­ции ещё одно­го клас­си­че­ско­го про­из­ве­де­ния – «Соба­ка Бас­кер­ви­лей».

Кри­сто­фер испол­нил роль сэра Ген­ри Бас­кер­ви­ля. Это была его пер­вая поло­жи­тель­ная роль для Hammer, и он потря­са­ю­ще ее испол­нил.

3 года спу­стя Фишер снял в Гер­ма­нии ещё один фильм про Холм­са – «Шер­лок Холмс и смер­то­нос­ное оже­ре­лье», в кото­ром, на этот раз, роль Холм­са испол­нил Кри­сто­фер Ли. Ли, обла­да­ю­щий чер­та­ми насто­я­ще­го англий­ско­го ари­сто­кра­та, был иде­аль­ной кан­ди­да­ту­рой на роль Холм­са.

Впо­след­ствии он ещё 2 раза сыг­ра­ет роль вели­ко­го сыщи­ка в филь­мах: «Шер­лок Холмс и звез­да опе­рет­ты» (вышед­ший в 1991) и «Шер­лок Холмс: Про­ис­ше­ствие у водо­па­да Вик­то­рия» (1992 года). Поми­мо это­го, Ли сыг­ра­ет ещё и бра­та Холм­са – Май­к­роф­та в филь­ме «Част­ная жизнь Шер­ло­ка Холм­са» (1970). Таким обра­зом, Кри­сто­фер Ли – един­ствен­ный в исто­рии актёр, сыг­рав­ший несколь­ко ролей из холм­си­а­ны.

В «Мумии» (1959) Ли доста­лась роль бес­сло­вес­ной мумии. Не смот­ря на то, что Мумия не очень часто появ­ля­ет­ся в чело­ве­че­ском обли­чии на про­тя­же­нии все­го филь­ма, ему уда­лось сыг­рать роль при помо­щи жестов и глаз.

Для Ли съём­ки это­го филь­ма ока­за­лись весь­ма непри­ят­ны­ми. В одной сцене ему надо было про­рвать­ся сквозь дверь, а плот­ни­ки забы­ли её осла­бить. В резуль­та­те это­го Ли вывих­нул пле­чо. Затем ему нуж­но было про­рвать­ся сквозь створ­ча­тые окна, на кото­рых, как ока­за­лось, были насто­я­щие стёк­ла, а не бута­фор­ские. Из-за это­го Ли был весь уты­кан насто­я­щи­ми оскол­ка­ми. В сле­ду­ю­щей сцене в него стре­ля­ет герой Пите­ра Кушин­га.

Сле­ды от холо­стых патро­нов зажи­ва­ли на Ли неде­ля­ми. В финаль­ной сцене он нёс испол­ни­тель­ни­цу глав­ной роли Ивонн Фюр­но, в резуль­та­те чего потя­нул все мыш­цы на спине.

Вско­ре после это­го Фишер обра­ща­ет­ся к исто­рии Док­то­ра Дже­кил­ла и Мисте­ра Хай­да в филь­ме «Два лица док­то­ра Дже­кил­ла».

Глав­ным ново­вве­де­ни­ем в клас­си­че­ский сюжет ста­ло то, что док­тор Дже­килл на этот раз был более обез­ли­чен­ным и внешне непри­вле­ка­тель­ным, в то вре­мя как его аль­тер-эго был учтив, вкрад­чив и дья­воль­ски при­тя­га­те­лен. Это было то, что сам Фишер назы­вал «оча­ро­ва­ни­ем зла». Поми­мо это­го, Фишер ввёл в сюжет любов­ную связь меж­ду женой Дже­ки­ла и Полом Алле­ном – его дру­гом и кол­ле­гой.

Роли Дже­ки­ла и Хай­да испол­нил канад­ский актёр Пол Мэс­си.

Пол Мэс­си и Кри­сто­фер Ли

Кри­сто­фер Ли сыг­рал Пола Алле­на.

Не смот­ря на потря­са­ю­щую визу­аль­ную сто­ро­ну филь­ма, отлич­ную игру актё­ров и захва­ты­ва­ю­щий сюжет, фильм не имел успе­ха у зри­те­лей. Лишь спу­стя мно­го лет он стал клас­си­кой жан­ра.

Парал­лель­но со съем­ка­ми на Hammer Ли снял­ся в ита­льян­ской коме­дии — «Труд­ные вре­ме­на для Дра­ку­лы», где сыг­рал про­то­ти­па Дра­ку­лы – баро­на Роде­ри­ко де Фран­кур­те­на.

Разо­рив­ший­ся граф Осваль­до Лам­бер­те­ньи вынуж­ден про­дать свой родо­вой замок. Кото­рый в послед­ствии пре­вра­ща­ют в отель для тури­стов, а Осваль­до ста­но­вит­ся кори­дор­ным. Вско­ре он полу­ча­ет пись­мо от сво­е­го дяди – баро­на Роде­ри­ко, кото­рый наме­рен его наве­стить. Осваль­до рад такой ново­сти, вплоть до того момен­та, когда узна­ёт, кем явля­ет­ся его дядя на самом деле…

Ли пре­крас­но обыг­рал свой же образ вам­пи­ра в комич­ной фор­ме. За его игрой даже инте­рес­нее наблю­дать, чем в «Ужа­се Дра­ку­лы». В этом филь­ме его пер­со­наж ещё более пред­ста­ви­тель­ный и высо­ко­мер­ный. А его голос посто­ян­но раз­да­ёт­ся зло­ве­щим загроб­ным эхом.
В 1960 году Ли снял­ся в потря­са­ю­щем атмо­сфер­ном филь­ме — «Город мерт­ве­цов».

Нача­ло кар­ти­ны раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в Сред­не­ве­ко­вье. Моло­дую жен­щи­ну по име­ни Эли­за­бет Сел­вин обви­ня­ют в кол­дов­стве и сжи­га­ют на кост­ре. Перед смер­тью она кля­нёт­ся, что всем ото­мстит. Наше вре­мя. Исто­рию про Эли­за­бет рас­ска­зы­ва­ет сво­им сту­ден­там про­фес­сор Алан Дри­сколл. Этой исто­ри­ей очень заин­те­ре­со­вы­ва­ет­ся одна из сту­ден­ток. Она изъ­яв­ля­ет жела­ние поехать туда, где была сожже­на Эли­за­бет. При­быв на место, девуш­ка вовле­ка­ет­ся в пучи­ну кош­ма­ров, свя­зан­ных с ведь­ма­ми и живы­ми мерт­ве­ца­ми.

«Город мерт­ве­цов» — один из самых при­ме­ча­тель­ных ран­них филь­мов с уча­сти­ем Ли. В филь­ме при­сут­ству­ет мрач­ная атмо­сфе­ра Сред­не­ве­ко­вья, мно­же­ство устра­ша­ю­щих сцен, и потря­са­ю­щая готи­че­ская состав­ля­ю­щая.

В 1961 году Кри­сто­фер женил­ся на дат­ской актри­се-эпи­зод­ни­це, худож­ни­це и музе домов мод Шанель и Диор — Бри­джит Крён­ке с кото­рой он про­вел всю свою жизнь. В 1963-ем у самой эле­гант­ной пары роди­лась девоч­ка — Кри­сти­на Эри­ка Ли.

В филь­ме «Тер­рор тай­но­го обще­ства» Ли испол­нил необыч­ную роль пред­во­ди­те­ля китай­ской орга­ни­за­ции, кото­рая зани­ма­лась кон­тра­бан­дой нар­ко­ти­ков и рабо­тор­гов­лей. Китай­ский грим на лице Ли выгля­дел аутен­тич­но., но при­но­сил ему боль­шие неудоб­ства во вре­мя съё­мок. Не смот­ря на это, Ли иде­аль­но испол­нил роль восточ­но­го зло­дея.

Поми­мо цве­та­стых готи­че­ских филь­мов ужа­сов, сту­дия Hammer сла­ви­лась ещё чёрно–белыми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми трил­ле­ра­ми в сти­ле Хич­ко­ка. Одним из пер­вых таких филь­мов был «Вкус стра­ха».

Моло­дая девуш­ка по име­ни Пен­ни при­ко­ва­на к инва­лид­ной коляс­ке. Она отправ­ля­ет­ся наве­стить сво­е­го отца, кото­ро­го не виде­ла мно­го лет. При­быв на место, она встре­ча­ет свою маче­ху, кото­рая сооб­ща­ет, что отец уехал на неко­то­рое вре­мя. Пен­ни реша­ет дождать­ся отца. Вско­ре она попа­да­ет в омут интриг и страш­ных тайн…

Финал филь­ма по-насто­я­ще­му непред­ска­зу­е­мый и впе­чат­ля­ю­щий.

«Вкус стра­ха» — заво­ра­жи­ва­ю­щий фильм, име­ю­щий мрач­ную гне­ту­щую атмо­сфе­ру пре­вос­ход­но­го трил­ле­ра.

На этот раз Ли высту­пил во вто­ро­сте­пен­ной роли. По его сло­вам – это один из самых луч­ших филь­мов сту­дии, в кото­ром он снял­ся.
В 1963 году Ли снял­ся у масте­ра ита­льян­ско­го хор­ро­ра Марио Бавы в филь­ме «Плеть и тело».

Актер игра­ет изощ­рён­но­го зло­дея по име­ни Курт. Он воз­вра­ща­ет­ся в родо­вой замок, отку­да его изгна­ли за над­ру­га­тель­ства над доче­рью слу­жан­ки, покон­чив­шей с собой. Никто не рад его воз­вра­ще­нию, но Курт лишь над­мен­но над все­ми посме­и­ва­ет­ся. Он завла­де­ва­ет неве­стой сво­е­го бра­та. Но вско­ре Курт уми­ра­ет при зага­доч­ных обсто­я­тель­ствах, а неве­ста утвер­жда­ет, что её начи­на­ет посе­щать его при­зрак…

Это был один из пер­вых филь­мов, доволь­но откро­вен­но рас­кры­ва­ю­щий тему садо-мазо­хиз­ма. Глав­ная геро­и­ня – Нивен­ка полу­ча­ет сек­су­аль­ное удо­вле­тво­ре­ние, когда Курт изби­ва­ет её пле­тью. Подоб­ная тема была очень нова­тор­ская для сво­е­го вре­ме­ни, и даже сей­час эти сце­ны выгля­дят одно­вре­мен­но и шоки­ру­ю­ще, и с при­су­щей Баве мрач­ной при­тя­га­тель­но­стью.

Как и в преж­них рабо­тах Бавы, «Плеть и тело» бле­щет потря­са­ю­щей опе­ра­тор­ской рабо­той, кра­соч­ны­ми цве­то­вы­ми оттен­ка­ми, мрач­ной роман­ти­кой, нали­чи­ем при­вле­ка­тель­ных актрис и отлич­ной актёр­ской игрой.

Фильм сов­ме­стил в себе готи­че­скую при­тя­га­тель­ность люб­ви и смер­ти, что было осо­бен­но при­су­ще про­из­ве­де­ни­ям Эдга­ра По. Готи­че­ские деко­ра­ции, изоб­ра­жа­ю­щие ста­рин­ный замок с его мрач­ной таин­ствен­но­стью, выстро­е­ны на высо­чай­шем уровне.

Ли создал ещё один потря­са­ю­щий образ высо­ко­мер­но­го, и в то же вре­мя – дья­воль­ски при­вле­ка­тель­но­го зло­дея. «Плеть и тело» полон бушу­ю­щей стра­сти, неве­ро­ят­но эмо­ци­о­на­лен, рас­кры­ва­ю­щий плод запрет­ной люб­ви.

В том же году Ли снял­ся у ещё одно­го про­слав­лен­но­го режис­сё­ра ита­льян­ских филь­мов ужа­сов — Анто­нио Мар­ге­ри­ти в филь­ме «Нюрн­берг­ская дева».

Дей­ствия про­ис­хо­дят в Гер­ма­нии в древ­нем зам­ке, в кото­ром обо­ру­до­ван музей сред­не­ве­ко­вых пыток. Глав­ная геро­и­ня посто­ян­но слы­шит сто­ны ужа­са, исхо­дя­щие из музея. Посте­пен­но её оку­ты­ва­ет пучи­на кош­ма­ра, свя­зан­ная с родо­вым про­кля­ти­ем. Даль­ний пре­док её мужа сла­вил­ся изощ­рён­ны­ми пыт­ка­ми над жен­щи­на­ми во вре­ме­на Сред­не­ве­ко­вья. Его излюб­лен­ным ору­ди­ем была «желез­ная дева». Глав­ная геро­и­ня начи­на­ет подо­зре­вать сво­е­го мужа в ныне про­ис­хо­дя­щих убий­ствах в их родо­вом зам­ке…

«Нюрн­берг­ская дева» — весь­ма непло­хой атмо­сфер­ный фильм. Интри­га, свя­зан­ная с раз­об­ла­че­ни­ем убий­цы име­ет под собой доволь­но непред­ска­зу­е­мый сюжет­ный пово­рот.

Далее после­до­вал еще один ита­льян­ский готи­че­ский фильм ужа­сов — «Про­кля­тие Карн­штей­нов», осно­ван­ный на новел­ле «Кар­мил­ла» Шери­да­на Ле Фаню.

Ли игра­ет роль гра­фа Людви­га Карн­штей­на. Его дочь стра­да­ет от посто­ян­ных ноч­ных кош­ма­ров. Граф подо­зре­ва­ет, что это всё из-за древ­не­го про­кля­тия их рода. В то вре­мя как граф пыта­ет­ся разо­брать­ся в про­ис­хо­дя­щем, в их зам­ке посе­ля­ет­ся зага­доч­ная гостья, с кото­рой его дочь нахо­дит общий язык…

У филь­ма заво­ра­жи­ва­ю­щая готи­че­ская атмо­сфе­ра, потря­са­ю­щие деко­ра­ции, и увле­ка­тель­ная исто­рия.

Фильм в точ­но­сти сле­ду­ет ори­ги­наль­но­му про­из­ве­де­нию. Утон­чён­но опи­сан­ное в «Кар­мил­ле» вле­че­ние меж­ду глав­ной геро­и­ней и обо­льсти­тель­ной вам­пир­шей, пока­за­но доволь­но изощ­рён­но.

Ли потря­са­ю­ще испол­нил роль гра­фа Карн­штей­на – пред­ста­ви­тель­но­го, ари­сто­кра­тич­но­го и любя­ще­го свою дочь. Это одна из немно­гих поло­жи­тель­ных ролей Ли в пери­од 60‑х.

В 1964 году Кри­сто­фер снял­ся в ещё одном при­ме­ча­тель­ном ита­льян­ском филь­ме ужа­сов – «Замок живых мерт­ве­цов».

Ли игра­ет гра­фа Дра­го, кото­рый зани­ма­ет­ся муми­фи­ци­ро­ва­ни­ем зве­рей. К нему в замок при­бы­ва­ет труп­па стран­ству­ю­щих цир­ка­чей. Они ста­но­вят­ся его жерт­ва­ми для безум­ных экс­пе­ри­мен­тов…

Фильм выпол­нен в духе Немец­ко­го Экс­прес­си­о­низ­ма. Осо­бен­но – в обла­сти гри­ма. Так­же при­ме­ча­тель­но, что в этом филь­ме свою первую глав­ную роль (точ­нее даже — роли) сыг­рал зна­ме­ни­тый в буду­щем актер Дональд Сазер­ленд.

В 1965 году Ли сыг­рал ещё одно­го клас­си­че­ско­го зло­дея – зло­ве­ще­го китай­ско­го гения — Фу Ман­чу, создан­но­го писа­те­лем — Сак­сом Роме­ром.

Фу Ман­чу – безум­ный гений, кото­рый хочет завла­деть всем миром. Для это­го он исполь­зу­ет изощ­рён­ные пыт­ки, шан­таж и гип­ноз. Ему про­ти­во­сто­ит инспек­тор Скот­ланд – Ярда.

Все­го Ли снял­ся в 5 филь­мах про Фу Ман­чу: «Лицо Фу Ман­чу», «Неве­сты Фу Ман­чу», «Месть Фу Ман­чу», «Кровь Фу Ман­чу», и «Замок Фу Ман­чу».

Как и во вре­мя съё­мок «Тер­ро­ра тай­но­го обще­ства», Ли при­хо­ди­лось на про­тя­же­нии всех 5 филь­мов нахо­дить­ся в неудоб­ном китай­ском гри­ме. Но роль Фу Ман­чу он испол­нил про­сто бли­ста­тель­но. Его пер­со­наж – без эмо­ци­о­на­лен, над­ме­нен, и хит­ро­умен.

После Бори­са Кар­лоф­фа, кото­рый тоже играл Фу Ман­чу в филь­ме «Мас­ка Фу Ман­чу», Ли – един­ствен­ный актёр, сыг­рав­ший роли Мон­стра Фран­кен­штей­на и Фу Ман­чу.

Вслед за ролью Фу Ман­чу Ли вер­нул­ся к обра­зу Дра­ку­лы (кото­ро­го не играл до это­го уже на про­тя­же­нии 7 лет) в кар­тине «Дра­ку­ла: князь тьмы». Режис­сё­ром, как и преж­де, был Теренс Фишер.

Собы­тия раз­во­ра­чи­ва­ют­ся 10 лет спу­стя после про­изо­шед­ше­го в «Ужа­се Дра­ку­лы». Заблу­див­шись, груп­па моло­дых тури­стов набре­да­ет на замок в горах. Зай­дя внутрь, они видят, что стол накрыт, слов­но их кто-то ждал. Их веж­ли­во встре­ча­ет слу­га зам­ка. После еды гости рас­по­ла­га­ют­ся на ноч­лег. Не сле­до­ва­ло им это­го делать…

Поми­мо воз­вра­ще­ния к роли Дра­ку­лы, фильм ещё при­ме­ча­те­лен тем, что Кри­сто­фер Ли на про­тя­же­нии все­го филь­ма не про­из­нёс ни сло­ва. Это было вызва­но тем, что актер счи­тал Джим­ми Сэнг­ст­э­ра очень пло­хим сце­на­ри­стом, а его диа­ло­ги были про­сто абсурд­ны­ми. Даже дошло до того, что актер отка­зал­ся играть в этой кар­тине и вооб­ще хотел уйти от сту­дии. Но про­дю­се­ры уго­во­ри­ли Кри­сто­фе­ра, объ­яс­нив ему, что вся сту­дия Хам­мер дер­жит­ся толь­ко на нем и если он поки­нет их, то вся коман­да оста­нет­ся без рабо­ты. В ито­ге актер согла­сил­ся, но на сво­их усло­ви­ях. В этой лен­те он не про­из­нес ни еди­но­го сло­ва от это­го сце­на­ри­ста. Не смот­ря на все это, Ли сыг­рал на высо­чай­шем уровне за счёт жестов и мими­ки.

Кста­ти, в послед­ствии сце­на­рист Джим­ми Сэнг­ст­эр в сво­их мему­а­рах заявит, что «вам­пи­ры не уме­ют раз­го­ва­ри­вать. Так что я не писал ему ника­ких диа­ло­гов. Крис Ли заявил, что он отка­зы­ва­ет­ся про­из­но­сить, яко­бы напи­сан­ные мной диа­ло­ги… Суди­те сами, поче­му у Кри­сто­фе­ра Ли не было диа­ло­гов в кар­тине. Возь­ми­те мой сце­на­рий. Я ниче­го тако­го не писал».

В общем, «Дра­ку­ла: князь тьмы» стал удач­ным про­дол­же­ни­ем “Ужа­са Дра­ку­лы”, с нали­чи­ем ещё более кро­ва­вых сцен.

Это был послед­ний фильм о Дра­ку­ле, кото­рый снял Теренс Фишер.

Вслед за этим Ли сыг­рал ещё одну при­ме­ча­тель­ную роль – Гри­го­рия Рас­пу­ти­на в филь­ме «Рас­пу­тин: сума­сшед­ший монах», сня­том в тех же деко­ра­ци­ях, что и «Дра­ку­ла: князь тьмы» и с тем же актёр­ским соста­вом.

Сюжет филь­ма по боль­шей части не име­ет ниче­го обще­го с реаль­ны­ми собы­ти­я­ми, за исклю­че­ни­ем убий­ства Рас­пу­ти­на. Но Ли очень точ­но пере­дал осо­бен­но­сти сво­е­го пер­со­на­жа. Гип­но­ти­че­ский взгляд, отлич­ная актёр­ская игра и солид­ная внеш­ность при­да­ли зна­ме­ни­то­му пер­со­на­жу Ли осо­бую глу­би­ну.

Ли изоб­ра­зил Рас­пу­ти­на каким он был на самом деле – соблаз­ни­те­лем жен­щин, пья­ни­цей, и, конеч­но же, обла­да­те­лем осо­бо­го дара исце­ле­ния.

Игра Ли про­сто заво­ра­жи­ва­ю­щая.

Кста­ти, когда Кри­сто­фе­ру было 9‑ть лет, матуш­ка и отчим позна­ко­ми­ли его лич­но с убий­ца­ми само­го Рас­пу­ти­на – Фелик­сом Юсу­по­вым и с вели­ким кня­зем Дмит­ри­ем Пав­ло­ви­чем

Феликс Юсу­пов и Дмит­рий Пав­ло­вич

Поми­мо это­го, несколь­ко лет спу­стя после выхо­да филь­ма актер встре­тил­ся с доче­рью Рас­пу­ти­на — Мари­ей. В ходе бесе­ды Мария ска­за­ла, что Ли дей­стви­тель­но похож на её отца в этом филь­ме. На что он и воз­ра­зил- Рас­пу­тин был куда ниже ростом. Мария отве­ти­ла: «Нет-нет, я имею вви­ду само впе­чат­ле­ние и ваш схо­жий безум­ный взгляд».

В 1967 году Кри­сто­фер снял­ся в немец­ком филь­ме – «Зме­и­ная яма и маят­ник».

Он игра­ет гра­фа Регу­лу (дога­дай­тесь, в честь кого так назва­ли дан­но­го пер­со­на­жа), кото­рый, пыта­ясь достичь бес­смер­тия, про­во­дит дья­воль­ский риту­ал, в кото­рый вхо­дит убий­ство 13 дев­ствен­ниц. Одной из его жертв уда­ёт­ся спа­стись и вско­ре его чет­вер­ту­ют. Спу­стя мно­го лет ему уда­ёт­ся вос­стать из мёрт­вых…

Не смот­ря на назва­ние, фильм не име­ет ниче­го обще­го с про­из­ве­де­ни­ем По «Коло­дец и маят­ник», одна­ко содер­жит в себе неко­то­рые отсыл­ки к его про­из­ве­де­ни­ям.
Сам Ли, после началь­ной сце­ны, появ­ля­ет­ся прак­ти­че­ски в самом кон­це филь­ма.
В том же году Теренс Фишер снял науч­но – фан­та­сти­че­ский фильм «Ост­ров обре­чён­ных гореть», по одно­имён­ной кни­ге Джо­на Лиминг­то­на.

Сюжет повест­ву­ет о том как на одном шот­ланд­ском ост­ро­ве неве­ро­ят­но жар­кое паля­щее солн­це выво­дит из строя все пред­ме­ты тех­ни­ки, и со вре­ме­нем при­во­дит даже к смер­ти людей. Глав­ные герои все­ми сила­ми пыта­ют­ся выжить и узнать о при­чи­нах обу­яв­ше­го их кош­ма­ра.
Не смот­ря на то, что режис­сё­ром был Теренс Фишер, а глав­ные роли испол­ни­ли Ли с Кушин­гом, фильм был снят не на сту­дии Hammer.

Это несколь­ко необыч­ный фильм Фише­ра, но он опре­де­лён­но сто­ит вни­ма­ния.

Вско­ре после это­го Фишер снял один из сво­их луч­ших филь­мов. А Кри­сто­фер Ли был тем, кто это­му во мно­гом поспо­соб­ство­вал.

Ведь он был боль­шим поклон­ни­ком про­из­ве­де­ний Дэн­ни­са Уит­ли (кото­рый сла­вил­ся кни­га­ми об оккульт­ных нау­ках) и дол­гое вре­мя про­сил Hammer экра­ни­зи­ро­вать одно из его про­из­ве­де­ний. Но ответ оста­вал­ся один: «Цен­зу­ра не допу­стит». Посколь­ку кни­ги Уит­ли, в кото­рых речь шла о сата­ни­стах, раз­лич­ных дья­воль­ских риту­а­лах, были осно­ва­ны на реаль­ных собы­ти­ях, никто не отва­жи­вал­ся экра­ни­зи­ро­вать его про­из­ве­де­ния. Но в ито­ге Hammer риск­ну­ли, и в резуль­та­те полу­чил­ся самый луч­ший фильм сту­дии и люби­мый у само­го Ли – «Выход дья­во­ла» (1967).

В отли­чии от боль­шин­ства хам­ме­ров­ских филь­мов с уча­сти­ем Ли, в этом филь­ме его пер­со­наж – гер­цог Де Ришло — высту­пал на сто­роне добра. Он про­ти­во­сто­ял сек­те сата­ни­стов, кото­рые втя­ну­ли в свои сети одно­го из его дру­зей.

В филь­ме при­сут­ству­ет мно­же­ство по-насто­я­ще­му устра­ша­ю­щих сцен, сре­ди кото­рых: сата­нин­ские риту­а­лы с раз­лич­но­го рода тема­ти­че­ской атри­бу­ти­кой, и даже — нали­чие само­го Дья­во­ла.

Фильм ещё при­ме­ча­те­лен тем, что осве­щён­ные в нём страш­ные собы­тия пока­за­ны без какой-либо тени скеп­ти­циз­ма.

Ли потря­са­ю­ще сыг­рал роль гер­цо­га Де Ришло. Его пер­со­наж вызы­ва­ет огром­ную сим­па­тию и ува­же­ние.

Но, по сло­вам само­го Ли, его пер­со­наж в кни­ге был лет на 25 стар­ше, чем он сам на тот момент. Спу­стя несколь­ко лет Ли хотел снять­ся в ещё одной более усо­вер­шен­ство­ван­ной в тех­ни­че­ском плане экра­ни­за­ции. Но за неё так никто и не взял­ся.
В 1968 году Ли в тре­тий раз сыг­рал зна­ме­ни­то­го вам­пи­ра в филь­ме «Дра­ку­ла вос­стал из моги­лы».

Жите­ли евро­пей­ской дерев­ни живут в стра­хе, не опра­вив­шись ещё после страш­ных собы­тий, при­чи­ной кото­рых был леген­дар­ный граф Дра­ку­ла.

В дерев­ню при­бы­ва­ет мон­се­ньор и утвер­жда­ет, что жите­лям дерев­ни боять­ся нече­го. И что­бы их в этом заве­рить, реша­ет про­ве­сти обряд изгна­ния зло­го духа перед зам­ком Дра­ку­лы. Он отправ­ля­ет­ся к зам­ку вме­сте с дере­вен­ским свя­щен­ни­ком. Но неве­до­мо было свя­щен­ни­ку, что имен­но он ста­нет при­чи­ной того, что Дра­ку­ла вос­ста­нет из моги­лы…

Изна­чаль­но Ли не соби­рал­ся в оче­ред­ной раз играть роль Дра­ку­лы, посколь­ку, во-пер­вых, не хотел оста­вать­ся залож­ни­ком одной роли, во-вто­рых Hammer всё даль­ше отда­ля­лись от ори­ги­наль­но­го сюже­та. Да и само нали­чие Дра­ку­лы с каж­дым филь­мом ста­но­ви­лось, каза­лось бы, всё менее суще­ствен­ным. Но руко­вод­ство сту­дии сно­ва дави­ло на Ли, про­дол­жая моти­ви­ро­вать это тем, что все оста­нут­ся без рабо­ты, если он не сыг­ра­ет в филь­ме. Так про­ис­хо­ди­ло на про­тя­же­нии всех после­ду­ю­щих хам­ме­ров­ских филь­мов про Дра­ку­лу с его уча­сти­ем.

В том же году Кри­сто­фер вме­сте с потря­са­ю­щим актёр­ским соста­вом сыг­рал в филь­ме «Про­кля­тие тём­но – ало­го алта­ря», воль­но осно­ван­ном на про­из­ве­де­нии Говар­да Лав­краф­та – «Сны в ведь­ми­ном доме».

В звёзд­ный актёр­ский состав, поми­мо Ли, вхо­ди­ли: Борис Кар­лофф, Бар­ба­ра Стил и Май­кл Гоф.

Глав­ный герой Роберт Ман­нинг отправ­ля­ет­ся на поис­ки сво­е­го таин­ствен­но исчез­нув­ше­го бра­та. Он едет в далё­кое поме­стье, отку­да от него в послед­ний раз посту­пил теле­фон­ный зво­нок. Попав туда, Ман­нинг вовле­ка­ет­ся в пучи­ну зага­доч­ных собы­тий…

Фильм содер­жит в себе неплохую нагне­та­ю­щую атмо­сфе­ру, необыч­ную цве­то­вую гам­му, и, конеч­но же, пре­крас­ную актёр­скую игру вете­ра­нов хор­ро­ра.

В кон­це 60‑х появи­лось аль­тер­на­тив­ное тече­ние готи­че­ско­го хор­ро­ра, извест­ное как “фолк”-хоррор. На волне дан­но­го тече­ния Ли испол­нил свою луч­шую, по его при­зна­нию, роль в филь­ме «Пле­тё­ный чело­век» (1973), кото­рый наи­бо­лее точ­но рас­кры­вал атри­бу­ты англий­ско­го фольк­ло­ра, хри­сти­ан­ства, язы­че­ства и осо­бых древ­них обря­дов.

В 1969 году Ли вер­нул­ся к сво­е­му само­му извест­но­му обра­зу кро­во­жад­но­го вам­пи­ра в филь­ме «Вкус кро­ви Дра­ку­лы».

На этот раз воз­рож­де­нию Дра­ку­лы поспо­соб­ство­вал осо­бый сата­нин­ский риту­ал, участ­ни­ки кото­ро­го обя­за­ны выпить кровь само­го Дра­ку­лы. Таким обра­зом, в позд­них филь­мах о Дра­ку­ле Hammer свя­зы­ва­ли его не про­сто с обо­льсти­тель­ным кро­во­пий­цей, но и с самим дья­во­лом.
Поми­мо это­го, в филь­ме доволь­но силь­но обыг­ра­на тема отно­ше­ний отцов и детей. Глав­ная геро­и­ня – кра­си­вая моло­дая девуш­ка, кото­рой стро­гий отец запре­ща­ет общать­ся с про­ти­во­по­лож­ным полом.

Глав­ная цель Дра­ку­лы на этот раз – месть. Для это­го он исполь­зу­ет глав­ную геро­и­ню, под­чи­нив её сво­ей воле.

Сам Дра­ку­ла появ­ля­ет­ся во вто­рой поло­вине филь­ма, что ста­ло уже тра­ди­ци­ей для Hammer.

Изна­чаль­но Ли не хотел играть в оче­ред­ном филь­ме о леген­дар­ном вам­пи­ре. А в ори­ги­наль­ном сце­на­рии даже не было само­го Дра­ку­лы, что в общем-то замет­но по ходу филь­ма. Ральф Бэйтс, сыг­рав­ший роль дья­во­ло­по­клон­ни­ка, вос­кре­сив­ше­го Дра­ку­лу, изна­чаль­но дол­жен был стать глав­ной звез­дой филь­ма. Но аме­ри­кан­ские дис­три­бью­то­ры насто­я­ли на том, что­бы Hammer убе­ди­ли Ли снять­ся в филь­ме. В ито­ге, сно­ва повто­ри­лась исто­рия того, каким обра­зом Hammer смог­ли уго­во­рить Ли появить­ся в филь­ме.

В 1970 году Кри­сто­фер Ли на про­тя­же­нии 3 филь­мов сотруд­ни­чал с Хэс­у­сом Фран­ко.

Впер­вые Фран­ко сотруд­ни­чал с Ли на съём­ках филь­мов про Фу Ман­чу, о кото­ром он снял послед­ние 2 кар­ти­ны: «Кровь Фу Ман­чу» и «Замок Фу Ман­чу».

В 1970 году Фран­ко поста­вил фильм «Кро­ва­вый судья» (дру­гое назва­ние – «Ночь кро­ва­во­го мон­стра»), сня­тый на волне «фолк»-хорроров.

Ли сыг­рал реаль­но суще­ство­вав­ше­го судью лор­да Джеф­ф­ри­са, кото­рый при­го­во­рил к жесто­ким пыт­кам мно­же­ство обви­нён­ных в кол­дов­стве деву­шек. Пер­со­наж Ли в этом филь­ме был ни менее зло­ве­щим, чем пер­со­наж Прай­са в «Вели­ком инкви­зи­то­ре».

В «Кро­ва­вом судье» при­сут­ство­ва­ло мно­же­ство жесто­ких сцен с изощ­рён­ны­ми пыт­ка­ми над обна­жён­ны­ми девуш­ка­ми, и мно­го дру­гих шоки­ру­ю­щих сцен.

Но в целом, это один из наи­бо­лее мэйн­стри­мо­вых филь­мов Фран­ко, сня­тый с более-менее круп­ным бюд­же­том.

В филь­ме «Эже­ни» по одно­имён­но­му про­из­ве­де­нию Мар­ки­за Де Сада, Ли высту­пил в неболь­шой роли рас­сказ­чи­ка. На вре­мя съё­мок Ли не знал о нали­чии сцен эро­ти­че­ско­го содер­жа­ния. Об этом он узнал лишь на пре­мье­ре, что поверг­ло его в шок.

В 1970-ом году Сле­ду­ю­щим сов­мест­ным тво­ре­ни­ем Фран­ко и Ли ста­ла экра­ни­за­ция рома­на Брэ­ма Сто­ке­ра «Дра­ку­ла». Фильм полу­чил назва­ние «Граф Дра­ку­ла». Это была пер­вая кар­ти­на, в кото­рой Ли испол­нил роль вам­пи­ра не для сту­дии Hammer.

Ли, нако­нец, посчаст­ли­ви­лось сыг­рать Дра­ку­лу таким, каким он был в кни­ге, о чём он дав­но меч­тал. Имен­но в этом филь­ме впер­вые был в точ­но­сти пока­зан облик Дра­ку­лы, каким он был у Сто­ке­ра: высо­кий седо­вла­сый чело­век с седы­ми уса­ми, оде­тый во всё чёр­ное.

К тому же, в «Гра­фе Дра­ку­ле» было впер­вые пока­за­но, как вам­пир ста­но­вит­ся моло­же за счёт кро­ви.

Таким обра­зом, Ли стал пер­вым испол­ни­те­лем роли Дра­ку­лы, сыг­рав­ший его наи­бо­лее близ­ко к лите­ра­тур­но­му пер­во­ис­точ­ни­ку.

Поз­же Фран­ко еще два­жды сотруд­ни­чал с Ли – в шпи­он­ском бое­ви­ке «Тай­ная мис­сия» (1988) и воен­ной дра­ме «Повер­жен­ные» (1989), с Мар­ком Хэмил­лом в глав­ной роли (извест­но­го по роли Люка Скай­во­ке­ра в «Звезд­ных вой­нах»).

Повер­жен­ные (1989)

Сра­зу после «Гра­фа Дра­ку­лы» Ли сно­ва вер­нул­ся к это­му обра­зу — на этот раз вновь для сту­дии Hammer — в филь­ме «Шра­мы Дра­ку­лы».

Зна­ме­ни­тый вам­пир сно­ва начи­на­ет тер­ро­ри­зи­ро­вать всю окру­гу. Дере­вен­ские жите­ли реша­ют под­жечь его замок. Но по воз­вра­ще­нию домой они видят как гигант­ская лету­чая мышь иску­са­ла до смер­ти их жён. Вско­ре Дра­ку­ла ста­но­вит­ся ещё более кро­во­жад­ным. Теперь его невоз­мож­но оста­но­вить. Его жаж­да кро­ви ста­ла ещё более неуто­ли­мой. И девуш­кам не усто­ять перед его могу­ще­ствен­ны­ми чара­ми…

Глав­ное отли­чие «Шра­мов Дра­ку­лы» от пред­ше­ству­ю­щих филь­мов – еще боль­шее коли­че­ство кро­ва­вых сцен с еще боль­шим налё­том эро­ти­ки.

В нача­ле 1970‑х цен­зу­ра ослаб­ла, поэто­му Hammer вышли на сле­ду­ю­щий уро­вень с исполь­зо­ва­ни­ем сво­их глав­ных состав­ля­ю­щих.

Дра­ку­ла в этом филь­ме был намно­го бли­же к сво­е­му книж­но­му про­то­ти­пу, неже­ли в преды­ду­щих тво­ре­ни­ях Hammer: зага­доч­ный, соблаз­ни­тель­ный, и, в то же вре­мя, — более ковар­ный и кро­во­жад­ный. Поми­мо это­го, здесь при­сут­ству­ет сце­на, в кото­рой Дра­ку­ла караб­ка­ет­ся вверх по стене сво­е­го зам­ка. Дан­ная сце­на пол­но­стью отсы­ла­ет к ори­ги­наль­но­му про­из­ве­де­нию. К тому же, Ли предо­ста­ви­лась воз­мож­ность про­из­не­сти боль­ше реплик из лите­ра­тур­но­го пер­во­ис­точ­ни­ка, чем в преды­ду­щих филь­мах.

В 1971 году Ли с Кушин­гом сня­лись в двух филь­мах сту­дии Amicus. Пер­вым был «Дом, где сте­ка­ет кровь».

Ли игра­ет вдов­ца, кото­рый пло­хо обра­ща­ет­ся со сво­ей доче­рью и запре­ща­ет ей иметь кукол. Ста­но­вит­ся ясно, что он это дела­ет не спро­ста – у его доче­ри есть спо­соб­ность про­во­дить риту­а­лы Вуду при помо­щи кукол. Её осо­бый дар дово­дит до того, что и сам отец ста­но­вит­ся жерт­вой её ужа­са­ю­щих спо­соб­но­стей.

Сле­ду­ю­щий фильм Amicus с дву­мя вете­ра­на­ми жан­ра назы­вал­ся «Я монстр».

«Я монстр» — экра­ни­за­ция «Док­то­ра Дже­кил­ла и мисте­ра Хай­да». Ли был про­тив весь­ма стран­но­го назва­ния филь­ма, но про­дю­се­ры Макс Розен­берг и Мил­тон Суб­от­ски насто­я­ли на сво­ем.

«Я монстр» — явля­ет­ся самой при­бли­жён­ной к пер­во­ис­точ­ни­ку экра­ни­за­ци­ей. Ли испол­нил роли Дже­кил­ла и Хай­да . Но, по неиз­вест­ным при­чи­нам, поми­мо сме­ны назва­ния, глав­ных геро­ев назва­ли не док­то­ром Дже­кил­лом и мисте­ром Хай­дом, а – док­то­ром Мар­лоу и мисте­ром Блей­ком. Име­на осталь­ных пер­со­на­жей были в точ­но­сти таки­ми, как у Сти­вен­со­на. Что послу­жи­ло при­чи­ной таких изме­не­ний, Ли так и не узнал.

Ли потря­са­ю­ще сыг­рал роли доб­ро­го учё­но­го и его зло­ве­ще­го альтер–эго. И он, кста­ти гово­ря, был един­ствен­ный в исто­рии актёр, кото­рый снял­ся в двух экра­ни­за­ци­ях «Дже­кил­ла и Хай­да», при чём – в раз­ных ролях.

В 1973 году Кри­сто­фер сыг­рал зна­ме­ни­то­го зло­дея Рош­фо­ра в «Трёх муш­ке­тё­рах». Будучи про­фес­си­о­наль­ным фех­то­валь­щи­ком, Ли само­сто­я­тель­но выпол­нял все трю­ки. На опре­де­лён­ном эта­пе съё­мок акте­ру при­хо­ди­лось неслад­ко: съём­ки про­хо­ди­ли в Испа­нии в самый раз­гар жары, а ему необ­хо­ди­мо было носить сапо­ги на плат­фор­ме и мно­же­ство сло­ев одеж­ды. Поми­мо это­го, у Ли была повяз­ка на гла­зу, из-за чего он порой пло­хо ори­ен­ти­ро­вал­ся во вре­мя сра­же­ний на шпа­гах.

Бла­го­да­ря роли Рош­фо­ра, Ли в оче­ред­ной раз про­явил свою мно­го­ли­кость и потря­са­ю­щий актёр­ский потен­ци­ал.

В 1974 году Ли сыг­рал зло­дея Фран­цис­ко Ска­ра­ман­гу в филь­ме про Джейм­са Бон­да — «Чело­век с золо­тым писто­ле­том».

Неуди­ви­тель­но, ведь Ли являл­ся род­ствен­ни­ком писа­те­ля Яна Флем­мин­га — созда­те­ля книг о Джейм­се Бон­де. Как и преж­де, Ли создал образ солид­но­го зло­дея, у кото­ро­го в нали­чии были раз­лич­ные меха­низ­мы, улов­ки и гад­же­ты. Это одна из самых его извест­ных ролей.

В 1975 году Ли сно­ва обра­тил­ся к исто­рии Дра­ку­лы, но на этот раз – в доку­мен­таль­ном жан­ре. Фильм «В поис­ках Дра­ку­лы» повест­ву­ет о жиз­ни Вла­да Цепе­ша , кото­рый для румын­ско­го наро­да явля­ет­ся наци­о­наль­ным геро­ем. Поми­мо это­го, в филь­ме рас­кры­ва­ют­ся мифы о вам­пи­рах и их вли­я­ние на кине­ма­то­граф . Так­же при­сут­ству­ет некая парал­лель, свя­зы­ва­ю­щая два вели­чай­ших готи­че­ских про­из­ве­де­ния: «Фран­кен­штей­на» и «Дра­ку­лу».

Ли читал закад­ро­вый текст, и в отдель­ных фраг­мен­тах филь­ма изоб­ра­жал как насто­я­ще­го Вла­да Цепе­ша, так и само­го Дра­ку­лу Брэ­ма Сто­ке­ра.

Суще­ству­ет даже слух о том, что когда Ли появ­лял­ся на съем­ках в Румы­нии в обра­зе Цепе­ша, мест­ные жите­ли при­ни­ма­ли его за насто­я­ще­го Дра­ку­лу.

В послед­ний раз Ли испол­нил роль гра­фа во фран­цуз­ской коме­дии – «Дра­ку­ла — отец и сын».

Сын зна­ме­ни­то­го вам­пи­ра не хочет жить жиз­нью ноч­но­го охот­ни­ка и питать­ся чело­ве­че­ской кро­вью. По сте­че­нию обсто­я­тельств отец и сын раз­лу­ча­ют­ся. Сын Дра­ку­лы ока­зы­ва­ет­ся во Фран­ции, где попа­да­ет в огром­ное коли­че­ство комич­ных ситу­а­ций. А Дра­ку­лу в Англии заме­ча­ют кино­де­я­те­ли, кото­рым нужен был актёр для роли вам­пи­ра. Вско­ре Дра­ку­ла встре­ча­ет сво­е­го сына и меж­ду ними вспы­хи­ва­ет кон­фликт на поч­ве стра­сти к одной и той же девуш­ке…

Кри­сто­фер Ли мастер­ски обыг­рал соб­ствен­ный образ Дра­ку­лы в комич­ной фор­ме. Фильм насы­щен потря­са­ю­щим юмо­ром и забав­ны­ми шут­ка­ми.

Подоб­но Луго­ши в своё вре­мя, Ли окон­ча­тель­но закре­пил за собой роль Дра­ку­лы, сыг­рав её имен­но в комич­ном клю­че.
Ли испол­нил роль Дра­ку­лы в общей слож­но­сти 10 раз. При чём в абсо­лют­но раз­лич­ных вари­а­ци­ях.

В 1976 году Ли снял­ся в одном из послед­них филь­мов сту­дии Hammer – «Дочь для Дья­во­ла», по рома­ну Дэн­ни­са Уит­ли.

Ли игра­ет дья­во­ло­по­клон­ни­ка – отца Майк­ла, кото­рый овла­де­ва­ет разу­мом юной девуш­ки Катри­ны и гото­вит ее для рож­де­ния сына само­го Сата­ны.

Роль Катри­ны испол­ни­ла дочь зна­ме­ни­то­го Клау­са Кин­ски – пре­крас­ная Наста­сья Кин­ски. Это была одна из её пер­вых ролей, преж­де чем она ста­ла извест­ной актри­сой.

«Дочь для Дья­во­ла» полу­чил­ся весь­ма непло­хим атмо­сфер­ным филь­мом о сата­низ­ме, после «Выхо­да Дья­во­ла».

Вско­ре сту­дия Hammer закры­лась по при­чине банк­рот­ства. В послед­ние годы суще­ство­ва­ния сту­дия не смог­ла най­ти золо­тую сере­ди­ну в филь­мах ужа­сов. В те вре­ме­на, США пест­ри­ли таки­ми круп­ны­ми лен­та­ми как: «Изго­ня­ю­щий дья­во­ла», «Челю­сти» и «Чужой», а филь­мы Hammer на их фоне выгля­де­ли крайне без­обид­но. Послед­ним их тво­ре­ни­ем стал хор­рор-сери­ал «Дом ужа­сов Хам­ме­ра».

В 1977 году Ли пере­брал­ся в США, посколь­ку не хотел оста­вать­ся залож­ни­ком ролей в филь­мах ужа­сов, как это про­изо­шло с его дру­зья­ми – Пите­ром Кушин­гом и Вин­сен­том Прай­сом.

Пер­вым аме­ри­кан­ским филь­мом с уча­сти­ем Ли был фильм-ката­стро­фа «Аэро­порт 77».

В тот же пери­од он снял­ся в несколь­ких канад­ских филь­мах – «Хра­ни­тель» и «Втор­же­ние звёзд­ных кораб­лей», в кото­ром актер бли­ста­тель­но сыг­рал роль пред­во­ди­те­ля при­шель­цев, наме­рен­ных захва­тить мир.

В 1979 году актер появил­ся в коме­дии Сти­ве­на Спил­бер­га — “1941”. Одна­ко это была не самая удач­ная кар­ти­на зна­ме­ни­то­го режис­се­ра.

В 1981 году Ли сыг­рал на пару с самим Чаком Нор­ри­сом в филь­ме «Око за око», бла­го­да­ря кото­ро­му Нор­рис про­сла­вил­ся. Впо­след­ствии Кри­сто­фер с Чаком ста­ли близ­ки­ми дру­зья­ми.

В этом же году уми­ра­ет его мать — Эстель Мария.

В 1983 году Ли снял­ся в австра­лий­ском филь­ме «Воз­вра­ще­ние неукро­ти­мо­го капи­та­на». Это была коме­дий­ная паро­дия на филь­мы о Супер­мене. Ли игра­ет глав­но­го зло­дея по име­ни Мистер Мид­найт.

Фильм при­ме­ча­те­лен тем, что в нём при­сут­ству­ет мно­же­ство музы­каль­ных номе­ров, что поз­во­ли­ло Ли рас­крыть в пол­ной мере свой талант пев­ца. Самая извест­ная пес­ня в испол­не­нии Ли – «Name your poison», в кото­рой он про­явил свои потря­са­ю­щие вокаль­ные спо­соб­но­сти. Впо­след­ствии Ли неод­но­крат­но испол­нял эту пес­ню на несколь­ких теле-шоу.

Воз­вра­ще­ние Кри­са Ли к жан­ру ужа­сов озна­ме­но­вал фильм «Вой 2», в кото­ром он играл роль, подоб­ную Ван Хель­син­гу. «Вой 2» полу­чил­ся несколь­ко сла­бее пер­во­го филь­ма, но с весь­ма непло­хой атмо­сфе­рой и потря­са­ю­щей актёр­ской игрой.

Одна из самых при­ме­ча­тель­ных ролей Ли в пери­од 80‑х – роль злоб­но­го вол­шеб­ни­ка Като в филь­ме «Мио, мой Мио», по кни­ге Аст­рид Линдгрен. Основ­ная часть съё­мок про­хо­ди­ла в СССР. Режис­сё­ром был Вла­ди­мир Грам­ма­ти­ков. Во вре­мя съё­мок про­изо­шла ава­рия в Чер­но­бы­ле, и на какое-то вре­мя чле­ны съё­моч­ной пло­щад­ки были эва­ку­и­ро­ва­ны.

В «Мио» свою первую глав­ную роль испол­нил Кри­сти­ан Бэйл. С Ли Бэйл ещё раз пере­сёк­ся на съём­ках «Ост­ро­ва сокро­вищ» (1990), где Бэйл играл Джи­ма Хокин­са, а Ли – Сле­по­го Пью.

В 1989 Ли сыг­рал роль Стю­ар­та в экра­ни­за­ции Жюля Вер­на – «Вокруг све­та за 80 дней».

В филь­ме «Грем­ли­ны 2» режис­сё­ра Джо Дан­те, Ли испол­нил роль безум­но­го учё­но­го, что отсы­ла­ло к золо­той клас­си­ке ужа­сов Universal.

Так­же при­ме­ча­тель­ны роли акте­ра, в кото­рых он играл рус­ских: «Поезд смер­ти» и «Поли­цей­ская ака­де­мия 7: Мис­сия в Моск­ву», в кото­рых он про­де­мон­стри­ро­вал свои непло­хие позна­ния рус­ско­го язы­ка.

В филь­ме «Про­рок Мои­сей: Вождь-осво­бо­ди­тель» Ли бле­стя­ще испол­нил роль Рам­зе­са. Поз­же он во вто­рой раз сыг­рал эту роль в филь­ме «Сотво­ре­ние мира».

В 1996 году Ли снял­ся у сына Марио Бавы – Лам­бер­то Бавы – в потря­са­ю­щем ска­зоч­ном филь­ме «Али­зея и пре­крас­ный принц». Он испол­нил роль зло­го кол­ду­на Аза­ре­та, похи­тив­ше­го малень­кую девоч­ку Али­зею с её бра­тья­ми. На помощь ей при­хо­дит юный принц Деми­он.
«Али­зея» — пре­крас­ный эпи­че­ский фэнтезийный–фильм с потря­са­ю­щи­ми ска­зоч­ны­ми деко­ра­ци­я­ми и непре­взой­дён­ной игрой Ли.

В том же году Ли выпу­стил свой пер­вый соль­ный аль­бом, в кото­рый вошли раз­лич­ные ком­по­зи­ции из клас­си­че­ских опер (в част­но­сти ария из «Бори­са Году­но­ва», кото­рую Ли с блес­ком испол­нил на рус­ском), а так­же – народ­ные пес­ни.

В 1997 году Ли снял­ся в экра­ни­за­ции «Одис­сея» режис­сё­ра Андрея Кон­ча­лов­ско­го. Он испол­нил отно­си­тель­но неболь­шую роль сле­по­го про­ри­ца­те­ля Тире­сия. Не смот­ря на корот­кое при­сут­ствие в филь­ме, роль Ли полу­чи­лась очень запо­ми­на­ю­щей­ся.
Сво­ей самой луч­шей ролью, после «Пле­тё­но­го чело­ве­ка», Ли счи­тал роль в филь­ме «Джин­на» (1998), в кото­ром он бле­стя­ще сыг­рал осно­ва­те­ля Паки­ста­на — Мохам­ме­да Али Джин­на.

В 1999 году Ли впер­вые сотруд­ни­ча­ет с Тимом Бёр­то­ном в филь­ме «Сон­ная лощи­на». Бёр­тон был с дет­ства боль­шим поклон­ни­ком Кри­сто­фе­ра Ли. А «Сон­ная лощи­на» по сво­ей струк­ту­ре и потря­са­ю­щей готи­че­ской атмо­сфе­ре выпол­не­на в духе филь­мов сту­дии Hammer.

Впо­след­ствии он сотруд­ни­чал с Бёр­то­ном на про­тя­же­нии ещё 4 филь­мов: «Чар­ли и шоко­лад­ная фаб­ри­ка», «Труп неве­сты», «Али­са в стране чудес» и «Мрач­ные тени».

В нача­ле 2000‑х Ли сыг­рал роль, по кото­рой он боль­ше все­го изве­стен широ­кой ауди­то­рии – это роль Сару­ма­на в три­ло­гии «Вла­сте­лин колец». Изна­чаль­но он дол­жен был сыг­рать Гэн­даль­фа. Ведь еще в моло­до­сти, сам Джон Рональд Руэл Тол­ки­ен бла­го­сло­вил Кри­сто­фе­ра на роль доб­ро­го вол­шеб­ни­ка. Да и после, сам Питер Джек­сон хотел видеть его в этом обра­зе. Но по при­чине сво­е­го воз­рас­та, акте­ру все же доста­лась менее подвиж­ная роль могу­ще­ствен­но­го мага Сару­ма­на. Так­же во вре­мя съе­мок куль­то­вой три­ло­гии, Ли высту­пал кон­суль­тан­том в обла­сти гри­ма и даже был совет­чи­ком Пите­ра Джек­со­на, кото­рый при­слу­ши­вал­ся к каж­до­му сло­ву акте­ра.

Кста­ти. На одном из фести­ва­лей посвя­щен­ных “Вла­сте­ли­ну колец”, одно­му поклон­ни­ку зна­ме­ни­то­го акте­ра уда­лось пере­мол­вить­ся с Кри­сто­фе­ром парой фраз. Из слов поклон­ни­ка:

Ли оста­но­вил­ся и поздо­ро­вал­ся с каким-то чело­ве­ком. Когда тот ушёл я подо­шёл к Ли и пожал его руку. Мне очень хоте­лось что-нибудь ему ска­зать и я ска­зал: “Мистер Ли, я смот­рел вашу доку­мен­таль­ную пере­да­чу, ваши заклю­чи­тель­ные памят­ные сло­ва о Пите­ре Кушин­ге и Вин­сен­те Прай­се были вос­хи­ти­тель­ны! “. Но то как он на меня посмот­рел в ответ, я не могу опи­сать, эти име­на про­из­не­сён­ные вслух про­сто потряс­ли его! Он посмот­рел мне пря­мо в гла­за и мед­лен­но про­из­нёс: “Ну чтож, бла­го­да­рю вас”. Он осво­бо­дил мою руку и отвер­нул­ся. Но преж­де чем уйти он, не обо­ра­чи­ва­ясь, про­из­нёс: “Я ску­чаю по ним очень силь­но”…

Ещё одна наи­бо­лее извест­ная роль Кри­са Ли сре­ди широ­кой ауди­то­рии –Граф Дуку в «Звёзд­ных вой­нах». Само имя и титул, как нетруд­но дога­дать­ся, поза­им­ство­ва­но у Гра­фа Дра­ку­лы. Сце­ны сра­же­ния на све­то­вых мечах Ли испол­нял само­сто­я­тель­но, лишь ино­гда при­бе­гая к помо­щи дуб­лё­ра.

В 2007 году сту­дия Hammer объ­яви­ла о сво­ём вос­кре­ше­нии. Ли снял­ся в одном из новых хам­ме­ров­ских филь­мов — «Ловуш­ка», кото­рый не очень-то напо­ми­нал ста­рые тво­ре­ния сту­дии.

Одна из наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ных позд­них ролей актё­ра – в воен­ной дра­ме «Сор­ти­ров­ка».

Так­же он снял­ся у Мар­ти­на Скор­се­зе в потря­са­ю­щем, кра­соч­ном филь­ме «Хью­го» («Хра­ни­тель вре­ме­ни»), кото­рый рас­ска­зы­вал о маль­чи­ке, позна­ко­мив­шем­ся с самим Жор­жом Мелье­сом в пери­од его забве­ния и поспо­соб­ство­вав­шем воз­рож­де­нию его карье­ры.

В 2000‑х Ли, поми­мо съё­мок, пол­но­стью посвя­тил себя музы­ке. Он сотруд­ни­чал с ита­льян­ской груп­пой «Rhapsody of fire», с кото­рой испол­нил потря­са­ю­щую пес­ню «The magic of the wizard’s dream», а так­же был рас­сказ­чи­ком на одном из их аль­бо­мов. Кста­ти, вме­сте с Кри­сто­фе­ром, над аль­бо­мом дан­ной груп­пы тру­ди­лась и его род­ная дочь ‑Кри­сти­на.

В 2002-ом году уми­ра­ет его стар­шая сест­ра — Касанд­ра.

В 2006 году он выпу­стил свой вто­рой соль­ный аль­бом «Revelation», в кото­рый вошли как пес­ни из филь­мов в его испол­не­нии, так и запи­сан­ные спе­ци­аль­но для аль­бо­ма.

В 2010 Ли выпу­стил кон­цеп­ту­аль­ный аль­бом, посвя­щён­ный сво­е­му даль­не­му пред­ку Кар­лу Вели­ко­му , кото­рый был запи­сан в сти­ле сим­фо­ник-метал. В нём при­ни­ма­ли уча­стие «Manowar», «Rhapsody of fire» и сим­фо­ни­че­ский оркестр из ста чело­век. Аль­бом полу­чил­ся неве­ро­ят­но потря­са­ю­щим. В нём Ли в пол­ной мере рас­крыл свой потен­ци­ал опер­но­го пев­ца.

За этот аль­бом Крис Ли полу­чил награ­ду «Дух мета­ла», предо­став­лен­ную жур­на­лом “Metal Hammer”. Награ­ду ему вру­чил гита­рист груп­пы Black Sabbath – Тони Айом­ми.

В 2013 году вышел вто­рой аль­бом про Кар­ла Вели­ко­го. Тек­сты в нём были те же, что и на пер­вом аль­бо­ме. Един­ствен­ным отли­чи­ем было – дру­гое музы­каль­ное сопро­вож­де­ние. Музы­ку напи­сал Ричи Фолк­нер – ново­ис­пе­чён­ный гита­рист груп­пы Judas Priest. Этот аль­бом был запи­сан в сти­ле чисто­го хеви-мета­ла.

Поми­мо это­го, Ли зачи­ты­вал тек­сты для сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра име­ни Тол­ки­на , кото­рый спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на кон­цеп­ту­аль­ных аль­бо­мах по про­из­ве­де­ни­ям писа­те­ля.

В 2010-ом Ли вер­нул­ся к роли Сару­ма­на в три­ло­гии «Хоб­би­та».

В 2011 году полу­чил награ­ду Bafta за свой огром­ный вклад в кине­ма­то­граф. Bafta — награ­да, вру­ча­е­мая в знак при­зна­ния выда­ю­щих­ся дости­же­ний в обла­сти кине­ма­то­гра­фа и теле­ви­де­ния. Награ­ду ему вру­чил Тим Бёр­тон.

К тому же, Ли был посвя­щён в рыца­ри Бри­тан­ской импе­рии в Букин­гем­ском двор­це. Цере­мо­ни­ей руко­во­дил Принц Чарльз.

Так­же он полу­чил коро­лев­ский рыцар­ский Орден свя­то­го Иоан­на, бла­го­да­ря кото­ро­му полу­чил зва­ние Сэра.

В 2012 Ли выпу­стил аль­бом с рож­де­ствен­ски­ми пес­ня­ми, пере­де­лан­ных в сти­ле хеви-метал – “A Heavy Metal Christmas”.

К вели­чай­ше­му сожа­ле­нию, Кри­сто­фер Ли умер 7 июня 2015 года на 94‑м году жиз­ни. Невоз­мож­но пере­дать, сколь вели­ка эта поте­ря. Сэр Кри­сто­фер Ли был насто­я­щим гени­ем, чело­ве­ком неве­ро­ят­ных талан­тов, вели­чай­шим пев­цом, акте­ром, и про­сто хоро­шим чело­ве­ком. Его вклад в кино, музы­ку и мно­же­ство дру­гих сфер искус­ства оста­ёт­ся непре­взой­дён­ным. Его имя нико­гда не будет забы­то. А его обра­зы навсе­гда оста­нут­ся в памя­ти поклон­ни­ков и про­стых зри­те­лей.

До новых встреч, доро­гие дру­зья! И пусть леген­ды навсе­гда оста­нут­ся в ваших серд­цах.

Автор: Иван Ста­ро­стен­ко
Допол­ни­тель­ный мате­ри­ал и редак­тор: Соло­ди­лов Яро­слав
Редак­тор: Соло­ди­ло­ва Ека­те­ри­на