Одну из своих первых эпизодических ролей Кристофер Ли исполнил в экранизации “Гамлета” Лоуренса Оливье. По иронии судьбы там же небольшую роль исполнил Питер Кушинг, с которым Ли десятилетие спустя стали близкими друзьями, сыграв впоследствии во многих совместных фильмах.
Играя на протяжении нескольких лет небольшие роли, в 1957 году Ли предоставляется возможность появиться в фильме британской студии Hammer, что стало поворотным событием в его карьере.
В том же году Hammer сняли фильм «Проклятие Франкенштейна», который открыл новую волну цветастых и кровавых готических фильмов ужасов.
Кристофер Ли исполнил роль Монстра (которую он получил прежде всего из-за высокого роста, а не актерских навыков). Ли потрясающе сыграл роль бессловесного Создания Франкенштейна. Пусть его появление на экране не было частым, но его игра была просто завораживающей. Он смог снабдить даже некоторой жалостью своего персонажа.
Вслед за этим Ли исполнил роль Дракулы в хаммерском “Ужасе Дракулы”. Благодаря этой роли он прославился на весь мир. Ли создал потрясающий образ обворожительного вампира.
В этой картине всё было на высшем уровне: потрясающие готические декорации, прекрасная актёрская игра, динамичное развитие сюжета, запоминающаяся музыка Джеймса Бернарда и мастерская режиссура Теренса Фишера. «Ужас Дракулы» закрепил за Hammer славу в индустрии фильмов ужасов.
Хотя, на съемках было много интересных моментов с самим Ли, будто он снимался не в фильме ужасов, а в пародийной ленте “Дракула: Мертвый и довольный” с неповторимым Лесли Нильсоном. Если вы такой еще помните.
Так вот, в красных контактных линзах Кристофер совершенно ничего не видел. Тем самым, он часто спотыкался о декорации и съемочную аппаратуру, даже случайно свалил камеру на оператора. Мог пройти мимо актеров и зачитать диалог стене или лампе. В одной из сцен, Кристофер должен был бросить в яму главную героиню. Что ‚собственно он и сделал. Правда, оступившись, рухнул сверху на нее. Никто не пострадал.
В другой сцене Кристофер Ли должен был пронести укушенную девушку через всю комнату и положить на кровать. Но, так как сцена много раз переснималась, да и актриса оказалась не из легких красавиц, то это все вымотало беднягу Ли. От чего, в очередной раз донеся ее до кровати , он бросил девушку на нее, в тот же миг он последовал за ней и без сил рухнул рядом. На что Питер Кушинг пошутил: “Вообще-то мы снимаем фильм не про Это самое, но если ты так настаиваешь, то…“
В том же году Кристофер Ли снялся на пару с ветераном хоррора Борисом Карлоффом в фильме «Коридоры крови», в котором Карлофф играл хирурга 19 века доктора Томаса Болтона, создавшего анестезию, и попавшего в зависимость от опиума. Не смотря на впечатляющий сюжет и наличие двух икон жанра, фильм не имел коммерческого успеха.
К слову сказать, Ли хорошо знал Бориса Карлоффа. Помимо того, что они неоднократно сотрудничали в кино, они даже жили в соседних домах и дружили семьями.
В 1959 году Теренс Фишер решил обратиться к киноадаптации ещё одного классического произведения – «Собака Баскервилей».
Кристофер исполнил роль сэра Генри Баскервиля. Это была его первая положительная роль для Hammer, и он потрясающе ее исполнил.
3 года спустя Фишер снял в Германии ещё один фильм про Холмса – «Шерлок Холмс и смертоносное ожерелье», в котором, на этот раз, роль Холмса исполнил Кристофер Ли. Ли, обладающий чертами настоящего английского аристократа, был идеальной кандидатурой на роль Холмса.
Впоследствии он ещё 2 раза сыграет роль великого сыщика в фильмах: «Шерлок Холмс и звезда оперетты» (вышедший в 1991) и «Шерлок Холмс: Происшествие у водопада Виктория» (1992 года). Помимо этого, Ли сыграет ещё и брата Холмса – Майкрофта в фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). Таким образом, Кристофер Ли – единственный в истории актёр, сыгравший несколько ролей из холмсианы.
В «Мумии» (1959) Ли досталась роль бессловесной мумии. Не смотря на то, что Мумия не очень часто появляется в человеческом обличии на протяжении всего фильма, ему удалось сыграть роль при помощи жестов и глаз.
Для Ли съёмки этого фильма оказались весьма неприятными. В одной сцене ему надо было прорваться сквозь дверь, а плотники забыли её ослабить. В результате этого Ли вывихнул плечо. Затем ему нужно было прорваться сквозь створчатые окна, на которых, как оказалось, были настоящие стёкла, а не бутафорские. Из-за этого Ли был весь утыкан настоящими осколками. В следующей сцене в него стреляет герой Питера Кушинга.
Следы от холостых патронов заживали на Ли неделями. В финальной сцене он нёс исполнительницу главной роли Ивонн Фюрно, в результате чего потянул все мышцы на спине.
Вскоре после этого Фишер обращается к истории Доктора Джекилла и Мистера Хайда в фильме «Два лица доктора Джекилла».
Главным нововведением в классический сюжет стало то, что доктор Джекилл на этот раз был более обезличенным и внешне непривлекательным, в то время как его альтер-эго был учтив, вкрадчив и дьявольски притягателен. Это было то, что сам Фишер называл «очарованием зла». Помимо этого, Фишер ввёл в сюжет любовную связь между женой Джекила и Полом Алленом – его другом и коллегой.
Роли Джекила и Хайда исполнил канадский актёр Пол Мэсси.
Кристофер Ли сыграл Пола Аллена.
Не смотря на потрясающую визуальную сторону фильма, отличную игру актёров и захватывающий сюжет, фильм не имел успеха у зрителей. Лишь спустя много лет он стал классикой жанра.
Параллельно со съемками на Hammer Ли снялся в итальянской комедии — «Трудные времена для Дракулы», где сыграл прототипа Дракулы – барона Родерико де Франкуртена.
Разорившийся граф Освальдо Ламбертеньи вынужден продать свой родовой замок. Который в последствии превращают в отель для туристов, а Освальдо становится коридорным. Вскоре он получает письмо от своего дяди – барона Родерико, который намерен его навестить. Освальдо рад такой новости, вплоть до того момента, когда узнаёт, кем является его дядя на самом деле…
Ли прекрасно обыграл свой же образ вампира в комичной форме. За его игрой даже интереснее наблюдать, чем в «Ужасе Дракулы». В этом фильме его персонаж ещё более представительный и высокомерный. А его голос постоянно раздаётся зловещим загробным эхом.
В 1960 году Ли снялся в потрясающем атмосферном фильме — «Город мертвецов».
Начало картины разворачивается в Средневековье. Молодую женщину по имени Элизабет Селвин обвиняют в колдовстве и сжигают на костре. Перед смертью она клянётся, что всем отомстит. Наше время. Историю про Элизабет рассказывает своим студентам профессор Алан Дрисколл. Этой историей очень заинтересовывается одна из студенток. Она изъявляет желание поехать туда, где была сожжена Элизабет. Прибыв на место, девушка вовлекается в пучину кошмаров, связанных с ведьмами и живыми мертвецами.
«Город мертвецов» — один из самых примечательных ранних фильмов с участием Ли. В фильме присутствует мрачная атмосфера Средневековья, множество устрашающих сцен, и потрясающая готическая составляющая.
В 1961 году Кристофер женился на датской актрисе-эпизоднице, художнице и музе домов мод Шанель и Диор — Бриджит Крёнке с которой он провел всю свою жизнь. В 1963-ем у самой элегантной пары родилась девочка — Кристина Эрика Ли.
В фильме «Террор тайного общества» Ли исполнил необычную роль предводителя китайской организации, которая занималась контрабандой наркотиков и работорговлей. Китайский грим на лице Ли выглядел аутентично., но приносил ему большие неудобства во время съёмок. Не смотря на это, Ли идеально исполнил роль восточного злодея.
Помимо цветастых готических фильмов ужасов, студия Hammer славилась ещё чёрно–белыми психологическими триллерами в стиле Хичкока. Одним из первых таких фильмов был «Вкус страха».
Молодая девушка по имени Пенни прикована к инвалидной коляске. Она отправляется навестить своего отца, которого не видела много лет. Прибыв на место, она встречает свою мачеху, которая сообщает, что отец уехал на некоторое время. Пенни решает дождаться отца. Вскоре она попадает в омут интриг и страшных тайн…
Финал фильма по-настоящему непредсказуемый и впечатляющий.
«Вкус страха» — завораживающий фильм, имеющий мрачную гнетущую атмосферу превосходного триллера.
На этот раз Ли выступил во второстепенной роли. По его словам – это один из самых лучших фильмов студии, в котором он снялся.
В 1963 году Ли снялся у мастера итальянского хоррора Марио Бавы в фильме «Плеть и тело».
Актер играет изощрённого злодея по имени Курт. Он возвращается в родовой замок, откуда его изгнали за надругательства над дочерью служанки, покончившей с собой. Никто не рад его возвращению, но Курт лишь надменно над всеми посмеивается. Он завладевает невестой своего брата. Но вскоре Курт умирает при загадочных обстоятельствах, а невеста утверждает, что её начинает посещать его призрак…
Это был один из первых фильмов, довольно откровенно раскрывающий тему садо-мазохизма. Главная героиня – Нивенка получает сексуальное удовлетворение, когда Курт избивает её плетью. Подобная тема была очень новаторская для своего времени, и даже сейчас эти сцены выглядят одновременно и шокирующе, и с присущей Баве мрачной притягательностью.
Как и в прежних работах Бавы, «Плеть и тело» блещет потрясающей операторской работой, красочными цветовыми оттенками, мрачной романтикой, наличием привлекательных актрис и отличной актёрской игрой.
Фильм совместил в себе готическую притягательность любви и смерти, что было особенно присуще произведениям Эдгара По. Готические декорации, изображающие старинный замок с его мрачной таинственностью, выстроены на высочайшем уровне.
Ли создал ещё один потрясающий образ высокомерного, и в то же время – дьявольски привлекательного злодея. «Плеть и тело» полон бушующей страсти, невероятно эмоционален, раскрывающий плод запретной любви.
В том же году Ли снялся у ещё одного прославленного режиссёра итальянских фильмов ужасов — Антонио Маргерити в фильме «Нюрнбергская дева».
Действия происходят в Германии в древнем замке, в котором оборудован музей средневековых пыток. Главная героиня постоянно слышит стоны ужаса, исходящие из музея. Постепенно её окутывает пучина кошмара, связанная с родовым проклятием. Дальний предок её мужа славился изощрёнными пытками над женщинами во времена Средневековья. Его излюбленным орудием была «железная дева». Главная героиня начинает подозревать своего мужа в ныне происходящих убийствах в их родовом замке…
«Нюрнбергская дева» — весьма неплохой атмосферный фильм. Интрига, связанная с разоблачением убийцы имеет под собой довольно непредсказуемый сюжетный поворот.
Далее последовал еще один итальянский готический фильм ужасов — «Проклятие Карнштейнов», основанный на новелле «Кармилла» Шеридана Ле Фаню.
Ли играет роль графа Людвига Карнштейна. Его дочь страдает от постоянных ночных кошмаров. Граф подозревает, что это всё из-за древнего проклятия их рода. В то время как граф пытается разобраться в происходящем, в их замке поселяется загадочная гостья, с которой его дочь находит общий язык…
У фильма завораживающая готическая атмосфера, потрясающие декорации, и увлекательная история.
Фильм в точности следует оригинальному произведению. Утончённо описанное в «Кармилле» влечение между главной героиней и обольстительной вампиршей, показано довольно изощрённо.
Ли потрясающе исполнил роль графа Карнштейна – представительного, аристократичного и любящего свою дочь. Это одна из немногих положительных ролей Ли в период 60‑х.
В 1964 году Кристофер снялся в ещё одном примечательном итальянском фильме ужасов – «Замок живых мертвецов».
Ли играет графа Драго, который занимается мумифицированием зверей. К нему в замок прибывает труппа странствующих циркачей. Они становятся его жертвами для безумных экспериментов…
Фильм выполнен в духе Немецкого Экспрессионизма. Особенно – в области грима. Также примечательно, что в этом фильме свою первую главную роль (точнее даже — роли) сыграл знаменитый в будущем актер Дональд Сазерленд.
В 1965 году Ли сыграл ещё одного классического злодея – зловещего китайского гения — Фу Манчу, созданного писателем — Саксом Ромером.
Фу Манчу – безумный гений, который хочет завладеть всем миром. Для этого он использует изощрённые пытки, шантаж и гипноз. Ему противостоит инспектор Скотланд – Ярда.
Всего Ли снялся в 5 фильмах про Фу Манчу: «Лицо Фу Манчу», «Невесты Фу Манчу», «Месть Фу Манчу», «Кровь Фу Манчу», и «Замок Фу Манчу».
Как и во время съёмок «Террора тайного общества», Ли приходилось на протяжении всех 5 фильмов находиться в неудобном китайском гриме. Но роль Фу Манчу он исполнил просто блистательно. Его персонаж – без эмоционален, надменен, и хитроумен.
После Бориса Карлоффа, который тоже играл Фу Манчу в фильме «Маска Фу Манчу», Ли – единственный актёр, сыгравший роли Монстра Франкенштейна и Фу Манчу.
Вслед за ролью Фу Манчу Ли вернулся к образу Дракулы (которого не играл до этого уже на протяжении 7 лет) в картине «Дракула: князь тьмы». Режиссёром, как и прежде, был Теренс Фишер.
События разворачиваются 10 лет спустя после произошедшего в «Ужасе Дракулы». Заблудившись, группа молодых туристов набредает на замок в горах. Зайдя внутрь, они видят, что стол накрыт, словно их кто-то ждал. Их вежливо встречает слуга замка. После еды гости располагаются на ночлег. Не следовало им этого делать…
Помимо возвращения к роли Дракулы, фильм ещё примечателен тем, что Кристофер Ли на протяжении всего фильма не произнёс ни слова. Это было вызвано тем, что актер считал Джимми Сэнгстэра очень плохим сценаристом, а его диалоги были просто абсурдными. Даже дошло до того, что актер отказался играть в этой картине и вообще хотел уйти от студии. Но продюсеры уговорили Кристофера, объяснив ему, что вся студия Хаммер держится только на нем и если он покинет их, то вся команда останется без работы. В итоге актер согласился, но на своих условиях. В этой ленте он не произнес ни единого слова от этого сценариста. Не смотря на все это, Ли сыграл на высочайшем уровне за счёт жестов и мимики.
Кстати, в последствии сценарист Джимми Сэнгстэр в своих мемуарах заявит, что «вампиры не умеют разговаривать. Так что я не писал ему никаких диалогов. Крис Ли заявил, что он отказывается произносить, якобы написанные мной диалоги… Судите сами, почему у Кристофера Ли не было диалогов в картине. Возьмите мой сценарий. Я ничего такого не писал».
В общем, «Дракула: князь тьмы» стал удачным продолжением “Ужаса Дракулы”, с наличием ещё более кровавых сцен.
Это был последний фильм о Дракуле, который снял Теренс Фишер.
Вслед за этим Ли сыграл ещё одну примечательную роль – Григория Распутина в фильме «Распутин: сумасшедший монах», снятом в тех же декорациях, что и «Дракула: князь тьмы» и с тем же актёрским составом.
Сюжет фильма по большей части не имеет ничего общего с реальными событиями, за исключением убийства Распутина. Но Ли очень точно передал особенности своего персонажа. Гипнотический взгляд, отличная актёрская игра и солидная внешность придали знаменитому персонажу Ли особую глубину.
Ли изобразил Распутина каким он был на самом деле – соблазнителем женщин, пьяницей, и, конечно же, обладателем особого дара исцеления.
Игра Ли просто завораживающая.
Кстати, когда Кристоферу было 9‑ть лет, матушка и отчим познакомили его лично с убийцами самого Распутина – Феликсом Юсуповым и с великим князем Дмитрием Павловичем
Помимо этого, несколько лет спустя после выхода фильма актер встретился с дочерью Распутина — Марией. В ходе беседы Мария сказала, что Ли действительно похож на её отца в этом фильме. На что он и возразил- Распутин был куда ниже ростом. Мария ответила: «Нет-нет, я имею ввиду само впечатление и ваш схожий безумный взгляд».
В 1967 году Кристофер снялся в немецком фильме – «Змеиная яма и маятник».
Он играет графа Регулу (догадайтесь, в честь кого так назвали данного персонажа), который, пытаясь достичь бессмертия, проводит дьявольский ритуал, в который входит убийство 13 девственниц. Одной из его жертв удаётся спастись и вскоре его четвертуют. Спустя много лет ему удаётся восстать из мёртвых…
Не смотря на название, фильм не имеет ничего общего с произведением По «Колодец и маятник», однако содержит в себе некоторые отсылки к его произведениям.
Сам Ли, после начальной сцены, появляется практически в самом конце фильма.
В том же году Теренс Фишер снял научно – фантастический фильм «Остров обречённых гореть», по одноимённой книге Джона Лимингтона.
Сюжет повествует о том как на одном шотландском острове невероятно жаркое палящее солнце выводит из строя все предметы техники, и со временем приводит даже к смерти людей. Главные герои всеми силами пытаются выжить и узнать о причинах обуявшего их кошмара.
Не смотря на то, что режиссёром был Теренс Фишер, а главные роли исполнили Ли с Кушингом, фильм был снят не на студии Hammer.
Это несколько необычный фильм Фишера, но он определённо стоит внимания.
Вскоре после этого Фишер снял один из своих лучших фильмов. А Кристофер Ли был тем, кто этому во многом поспособствовал.
Ведь он был большим поклонником произведений Дэнниса Уитли (который славился книгами об оккультных науках) и долгое время просил Hammer экранизировать одно из его произведений. Но ответ оставался один: «Цензура не допустит». Поскольку книги Уитли, в которых речь шла о сатанистах, различных дьявольских ритуалах, были основаны на реальных событиях, никто не отваживался экранизировать его произведения. Но в итоге Hammer рискнули, и в результате получился самый лучший фильм студии и любимый у самого Ли – «Выход дьявола» (1967).
В отличии от большинства хаммеровских фильмов с участием Ли, в этом фильме его персонаж – герцог Де Ришло — выступал на стороне добра. Он противостоял секте сатанистов, которые втянули в свои сети одного из его друзей.
В фильме присутствует множество по-настоящему устрашающих сцен, среди которых: сатанинские ритуалы с различного рода тематической атрибутикой, и даже — наличие самого Дьявола.
Фильм ещё примечателен тем, что освещённые в нём страшные события показаны без какой-либо тени скептицизма.
Ли потрясающе сыграл роль герцога Де Ришло. Его персонаж вызывает огромную симпатию и уважение.
Но, по словам самого Ли, его персонаж в книге был лет на 25 старше, чем он сам на тот момент. Спустя несколько лет Ли хотел сняться в ещё одной более усовершенствованной в техническом плане экранизации. Но за неё так никто и не взялся.
В 1968 году Ли в третий раз сыграл знаменитого вампира в фильме «Дракула восстал из могилы».
Жители европейской деревни живут в страхе, не оправившись ещё после страшных событий, причиной которых был легендарный граф Дракула.
В деревню прибывает монсеньор и утверждает, что жителям деревни бояться нечего. И чтобы их в этом заверить, решает провести обряд изгнания злого духа перед замком Дракулы. Он отправляется к замку вместе с деревенским священником. Но неведомо было священнику, что именно он станет причиной того, что Дракула восстанет из могилы…
Изначально Ли не собирался в очередной раз играть роль Дракулы, поскольку, во-первых, не хотел оставаться заложником одной роли, во-вторых Hammer всё дальше отдалялись от оригинального сюжета. Да и само наличие Дракулы с каждым фильмом становилось, казалось бы, всё менее существенным. Но руководство студии снова давило на Ли, продолжая мотивировать это тем, что все останутся без работы, если он не сыграет в фильме. Так происходило на протяжении всех последующих хаммеровских фильмов про Дракулу с его участием.
В том же году Кристофер вместе с потрясающим актёрским составом сыграл в фильме «Проклятие тёмно – алого алтаря», вольно основанном на произведении Говарда Лавкрафта – «Сны в ведьмином доме».
В звёздный актёрский состав, помимо Ли, входили: Борис Карлофф, Барбара Стил и Майкл Гоф.
Главный герой Роберт Маннинг отправляется на поиски своего таинственно исчезнувшего брата. Он едет в далёкое поместье, откуда от него в последний раз поступил телефонный звонок. Попав туда, Маннинг вовлекается в пучину загадочных событий…
Фильм содержит в себе неплохую нагнетающую атмосферу, необычную цветовую гамму, и, конечно же, прекрасную актёрскую игру ветеранов хоррора.
В конце 60‑х появилось альтернативное течение готического хоррора, известное как “фолк”-хоррор. На волне данного течения Ли исполнил свою лучшую, по его признанию, роль в фильме «Плетёный человек» (1973), который наиболее точно раскрывал атрибуты английского фольклора, христианства, язычества и особых древних обрядов.
В 1969 году Ли вернулся к своему самому известному образу кровожадного вампира в фильме «Вкус крови Дракулы».
На этот раз возрождению Дракулы поспособствовал особый сатанинский ритуал, участники которого обязаны выпить кровь самого Дракулы. Таким образом, в поздних фильмах о Дракуле Hammer связывали его не просто с обольстительным кровопийцей, но и с самим дьяволом.
Помимо этого, в фильме довольно сильно обыграна тема отношений отцов и детей. Главная героиня – красивая молодая девушка, которой строгий отец запрещает общаться с противоположным полом.
Главная цель Дракулы на этот раз – месть. Для этого он использует главную героиню, подчинив её своей воле.
Сам Дракула появляется во второй половине фильма, что стало уже традицией для Hammer.
Изначально Ли не хотел играть в очередном фильме о легендарном вампире. А в оригинальном сценарии даже не было самого Дракулы, что в общем-то заметно по ходу фильма. Ральф Бэйтс, сыгравший роль дьяволопоклонника, воскресившего Дракулу, изначально должен был стать главной звездой фильма. Но американские дистрибьюторы настояли на том, чтобы Hammer убедили Ли сняться в фильме. В итоге, снова повторилась история того, каким образом Hammer смогли уговорить Ли появиться в фильме.
В 1970 году Кристофер Ли на протяжении 3 фильмов сотрудничал с Хэсусом Франко.
Впервые Франко сотрудничал с Ли на съёмках фильмов про Фу Манчу, о котором он снял последние 2 картины: «Кровь Фу Манчу» и «Замок Фу Манчу».
В 1970 году Франко поставил фильм «Кровавый судья» (другое название – «Ночь кровавого монстра»), снятый на волне «фолк»-хорроров.
Ли сыграл реально существовавшего судью лорда Джеффриса, который приговорил к жестоким пыткам множество обвинённых в колдовстве девушек. Персонаж Ли в этом фильме был ни менее зловещим, чем персонаж Прайса в «Великом инквизиторе».
В «Кровавом судье» присутствовало множество жестоких сцен с изощрёнными пытками над обнажёнными девушками, и много других шокирующих сцен.
Но в целом, это один из наиболее мэйнстримовых фильмов Франко, снятый с более-менее крупным бюджетом.
В фильме «Эжени» по одноимённому произведению Маркиза Де Сада, Ли выступил в небольшой роли рассказчика. На время съёмок Ли не знал о наличии сцен эротического содержания. Об этом он узнал лишь на премьере, что повергло его в шок.
В 1970-ом году Следующим совместным творением Франко и Ли стала экранизация романа Брэма Стокера «Дракула». Фильм получил название «Граф Дракула». Это была первая картина, в которой Ли исполнил роль вампира не для студии Hammer.
Ли, наконец, посчастливилось сыграть Дракулу таким, каким он был в книге, о чём он давно мечтал. Именно в этом фильме впервые был в точности показан облик Дракулы, каким он был у Стокера: высокий седовласый человек с седыми усами, одетый во всё чёрное.
К тому же, в «Графе Дракуле» было впервые показано, как вампир становится моложе за счёт крови.
Таким образом, Ли стал первым исполнителем роли Дракулы, сыгравший его наиболее близко к литературному первоисточнику.
Позже Франко еще дважды сотрудничал с Ли – в шпионском боевике «Тайная миссия» (1988) и военной драме «Поверженные» (1989), с Марком Хэмиллом в главной роли (известного по роли Люка Скайвокера в «Звездных войнах»).
Сразу после «Графа Дракулы» Ли снова вернулся к этому образу — на этот раз вновь для студии Hammer — в фильме «Шрамы Дракулы».
Знаменитый вампир снова начинает терроризировать всю округу. Деревенские жители решают поджечь его замок. Но по возвращению домой они видят как гигантская летучая мышь искусала до смерти их жён. Вскоре Дракула становится ещё более кровожадным. Теперь его невозможно остановить. Его жажда крови стала ещё более неутолимой. И девушкам не устоять перед его могущественными чарами…
Главное отличие «Шрамов Дракулы» от предшествующих фильмов – еще большее количество кровавых сцен с еще большим налётом эротики.
В начале 1970‑х цензура ослабла, поэтому Hammer вышли на следующий уровень с использованием своих главных составляющих.
Дракула в этом фильме был намного ближе к своему книжному прототипу, нежели в предыдущих творениях Hammer: загадочный, соблазнительный, и, в то же время, — более коварный и кровожадный. Помимо этого, здесь присутствует сцена, в которой Дракула карабкается вверх по стене своего замка. Данная сцена полностью отсылает к оригинальному произведению. К тому же, Ли предоставилась возможность произнести больше реплик из литературного первоисточника, чем в предыдущих фильмах.
В 1971 году Ли с Кушингом снялись в двух фильмах студии Amicus. Первым был «Дом, где стекает кровь».
Ли играет вдовца, который плохо обращается со своей дочерью и запрещает ей иметь кукол. Становится ясно, что он это делает не спроста – у его дочери есть способность проводить ритуалы Вуду при помощи кукол. Её особый дар доводит до того, что и сам отец становится жертвой её ужасающих способностей.
Следующий фильм Amicus с двумя ветеранами жанра назывался «Я монстр».
«Я монстр» — экранизация «Доктора Джекилла и мистера Хайда». Ли был против весьма странного названия фильма, но продюсеры Макс Розенберг и Милтон Суботски настояли на своем.
«Я монстр» — является самой приближённой к первоисточнику экранизацией. Ли исполнил роли Джекилла и Хайда . Но, по неизвестным причинам, помимо смены названия, главных героев назвали не доктором Джекиллом и мистером Хайдом, а – доктором Марлоу и мистером Блейком. Имена остальных персонажей были в точности такими, как у Стивенсона. Что послужило причиной таких изменений, Ли так и не узнал.
Ли потрясающе сыграл роли доброго учёного и его зловещего альтер–эго. И он, кстати говоря, был единственный в истории актёр, который снялся в двух экранизациях «Джекилла и Хайда», при чём – в разных ролях.
В 1973 году Кристофер сыграл знаменитого злодея Рошфора в «Трёх мушкетёрах». Будучи профессиональным фехтовальщиком, Ли самостоятельно выполнял все трюки. На определённом этапе съёмок актеру приходилось несладко: съёмки проходили в Испании в самый разгар жары, а ему необходимо было носить сапоги на платформе и множество слоев одежды. Помимо этого, у Ли была повязка на глазу, из-за чего он порой плохо ориентировался во время сражений на шпагах.
Благодаря роли Рошфора, Ли в очередной раз проявил свою многоликость и потрясающий актёрский потенциал.
В 1974 году Ли сыграл злодея Франциско Скарамангу в фильме про Джеймса Бонда — «Человек с золотым пистолетом».
Неудивительно, ведь Ли являлся родственником писателя Яна Флемминга — создателя книг о Джеймсе Бонде. Как и прежде, Ли создал образ солидного злодея, у которого в наличии были различные механизмы, уловки и гаджеты. Это одна из самых его известных ролей.
В 1975 году Ли снова обратился к истории Дракулы, но на этот раз – в документальном жанре. Фильм «В поисках Дракулы» повествует о жизни Влада Цепеша , который для румынского народа является национальным героем. Помимо этого, в фильме раскрываются мифы о вампирах и их влияние на кинематограф . Также присутствует некая параллель, связывающая два величайших готических произведения: «Франкенштейна» и «Дракулу».
Ли читал закадровый текст, и в отдельных фрагментах фильма изображал как настоящего Влада Цепеша, так и самого Дракулу Брэма Стокера.
Существует даже слух о том, что когда Ли появлялся на съемках в Румынии в образе Цепеша, местные жители принимали его за настоящего Дракулу.
В последний раз Ли исполнил роль графа во французской комедии – «Дракула — отец и сын».
Сын знаменитого вампира не хочет жить жизнью ночного охотника и питаться человеческой кровью. По стечению обстоятельств отец и сын разлучаются. Сын Дракулы оказывается во Франции, где попадает в огромное количество комичных ситуаций. А Дракулу в Англии замечают кинодеятели, которым нужен был актёр для роли вампира. Вскоре Дракула встречает своего сына и между ними вспыхивает конфликт на почве страсти к одной и той же девушке…
Кристофер Ли мастерски обыграл собственный образ Дракулы в комичной форме. Фильм насыщен потрясающим юмором и забавными шутками.
Подобно Лугоши в своё время, Ли окончательно закрепил за собой роль Дракулы, сыграв её именно в комичном ключе.
Ли исполнил роль Дракулы в общей сложности 10 раз. При чём в абсолютно различных вариациях.
В 1976 году Ли снялся в одном из последних фильмов студии Hammer – «Дочь для Дьявола», по роману Дэнниса Уитли.
Ли играет дьяволопоклонника – отца Майкла, который овладевает разумом юной девушки Катрины и готовит ее для рождения сына самого Сатаны.
Роль Катрины исполнила дочь знаменитого Клауса Кински – прекрасная Настасья Кински. Это была одна из её первых ролей, прежде чем она стала известной актрисой.
«Дочь для Дьявола» получился весьма неплохим атмосферным фильмом о сатанизме, после «Выхода Дьявола».
Вскоре студия Hammer закрылась по причине банкротства. В последние годы существования студия не смогла найти золотую середину в фильмах ужасов. В те времена, США пестрили такими крупными лентами как: «Изгоняющий дьявола», «Челюсти» и «Чужой», а фильмы Hammer на их фоне выглядели крайне безобидно. Последним их творением стал хоррор-сериал «Дом ужасов Хаммера».
В 1977 году Ли перебрался в США, поскольку не хотел оставаться заложником ролей в фильмах ужасов, как это произошло с его друзьями – Питером Кушингом и Винсентом Прайсом.
Первым американским фильмом с участием Ли был фильм-катастрофа «Аэропорт 77».
В тот же период он снялся в нескольких канадских фильмах – «Хранитель» и «Вторжение звёздных кораблей», в котором актер блистательно сыграл роль предводителя пришельцев, намеренных захватить мир.
В 1979 году актер появился в комедии Стивена Спилберга — “1941”. Однако это была не самая удачная картина знаменитого режиссера.
В 1981 году Ли сыграл на пару с самим Чаком Норрисом в фильме «Око за око», благодаря которому Норрис прославился. Впоследствии Кристофер с Чаком стали близкими друзьями.
В этом же году умирает его мать — Эстель Мария.
В 1983 году Ли снялся в австралийском фильме «Возвращение неукротимого капитана». Это была комедийная пародия на фильмы о Супермене. Ли играет главного злодея по имени Мистер Миднайт.
Фильм примечателен тем, что в нём присутствует множество музыкальных номеров, что позволило Ли раскрыть в полной мере свой талант певца. Самая известная песня в исполнении Ли – «Name your poison», в которой он проявил свои потрясающие вокальные способности. Впоследствии Ли неоднократно исполнял эту песню на нескольких теле-шоу.
Возвращение Криса Ли к жанру ужасов ознаменовал фильм «Вой 2», в котором он играл роль, подобную Ван Хельсингу. «Вой 2» получился несколько слабее первого фильма, но с весьма неплохой атмосферой и потрясающей актёрской игрой.
Одна из самых примечательных ролей Ли в период 80‑х – роль злобного волшебника Като в фильме «Мио, мой Мио», по книге Астрид Линдгрен. Основная часть съёмок проходила в СССР. Режиссёром был Владимир Грамматиков. Во время съёмок произошла авария в Чернобыле, и на какое-то время члены съёмочной площадки были эвакуированы.
В «Мио» свою первую главную роль исполнил Кристиан Бэйл. С Ли Бэйл ещё раз пересёкся на съёмках «Острова сокровищ» (1990), где Бэйл играл Джима Хокинса, а Ли – Слепого Пью.
В 1989 Ли сыграл роль Стюарта в экранизации Жюля Верна – «Вокруг света за 80 дней».
В фильме «Гремлины 2» режиссёра Джо Данте, Ли исполнил роль безумного учёного, что отсылало к золотой классике ужасов Universal.
Также примечательны роли актера, в которых он играл русских: «Поезд смерти» и «Полицейская академия 7: Миссия в Москву», в которых он продемонстрировал свои неплохие познания русского языка.
В фильме «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» Ли блестяще исполнил роль Рамзеса. Позже он во второй раз сыграл эту роль в фильме «Сотворение мира».
В 1996 году Ли снялся у сына Марио Бавы – Ламберто Бавы – в потрясающем сказочном фильме «Ализея и прекрасный принц». Он исполнил роль злого колдуна Азарета, похитившего маленькую девочку Ализею с её братьями. На помощь ей приходит юный принц Демион.
«Ализея» — прекрасный эпический фэнтезийный–фильм с потрясающими сказочными декорациями и непревзойдённой игрой Ли.
В том же году Ли выпустил свой первый сольный альбом, в который вошли различные композиции из классических опер (в частности ария из «Бориса Годунова», которую Ли с блеском исполнил на русском), а также – народные песни.
В 1997 году Ли снялся в экранизации «Одиссея» режиссёра Андрея Кончаловского. Он исполнил относительно небольшую роль слепого прорицателя Тиресия. Не смотря на короткое присутствие в фильме, роль Ли получилась очень запоминающейся.
Своей самой лучшей ролью, после «Плетёного человека», Ли считал роль в фильме «Джинна» (1998), в котором он блестяще сыграл основателя Пакистана — Мохаммеда Али Джинна.
В 1999 году Ли впервые сотрудничает с Тимом Бёртоном в фильме «Сонная лощина». Бёртон был с детства большим поклонником Кристофера Ли. А «Сонная лощина» по своей структуре и потрясающей готической атмосфере выполнена в духе фильмов студии Hammer.
Впоследствии он сотрудничал с Бёртоном на протяжении ещё 4 фильмов: «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Алиса в стране чудес» и «Мрачные тени».
В начале 2000‑х Ли сыграл роль, по которой он больше всего известен широкой аудитории – это роль Сарумана в трилогии «Властелин колец». Изначально он должен был сыграть Гэндальфа. Ведь еще в молодости, сам Джон Рональд Руэл Толкиен благословил Кристофера на роль доброго волшебника. Да и после, сам Питер Джексон хотел видеть его в этом образе. Но по причине своего возраста, актеру все же досталась менее подвижная роль могущественного мага Сарумана. Также во время съемок культовой трилогии, Ли выступал консультантом в области грима и даже был советчиком Питера Джексона, который прислушивался к каждому слову актера.
Кстати. На одном из фестивалей посвященных “Властелину колец”, одному поклоннику знаменитого актера удалось перемолвиться с Кристофером парой фраз. Из слов поклонника:
Ли остановился и поздоровался с каким-то человеком. Когда тот ушёл я подошёл к Ли и пожал его руку. Мне очень хотелось что-нибудь ему сказать и я сказал: “Мистер Ли, я смотрел вашу документальную передачу, ваши заключительные памятные слова о Питере Кушинге и Винсенте Прайсе были восхитительны! “. Но то как он на меня посмотрел в ответ, я не могу описать, эти имена произнесённые вслух просто потрясли его! Он посмотрел мне прямо в глаза и медленно произнёс: “Ну чтож, благодарю вас”. Он освободил мою руку и отвернулся. Но прежде чем уйти он, не оборачиваясь, произнёс: “Я скучаю по ним очень сильно”…
Ещё одна наиболее известная роль Криса Ли среди широкой аудитории –Граф Дуку в «Звёздных войнах». Само имя и титул, как нетрудно догадаться, позаимствовано у Графа Дракулы. Сцены сражения на световых мечах Ли исполнял самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи дублёра.
В 2007 году студия Hammer объявила о своём воскрешении. Ли снялся в одном из новых хаммеровских фильмов — «Ловушка», который не очень-то напоминал старые творения студии.
Одна из наиболее примечательных поздних ролей актёра – в военной драме «Сортировка».
Также он снялся у Мартина Скорсезе в потрясающем, красочном фильме «Хьюго» («Хранитель времени»), который рассказывал о мальчике, познакомившемся с самим Жоржом Мельесом в период его забвения и поспособствовавшем возрождению его карьеры.
В 2000‑х Ли, помимо съёмок, полностью посвятил себя музыке. Он сотрудничал с итальянской группой «Rhapsody of fire», с которой исполнил потрясающую песню «The magic of the wizard’s dream», а также был рассказчиком на одном из их альбомов. Кстати, вместе с Кристофером, над альбомом данной группы трудилась и его родная дочь ‑Кристина.
В 2002-ом году умирает его старшая сестра — Касандра.
В 2006 году он выпустил свой второй сольный альбом «Revelation», в который вошли как песни из фильмов в его исполнении, так и записанные специально для альбома.
В 2010 Ли выпустил концептуальный альбом, посвящённый своему дальнему предку Карлу Великому , который был записан в стиле симфоник-метал. В нём принимали участие «Manowar», «Rhapsody of fire» и симфонический оркестр из ста человек. Альбом получился невероятно потрясающим. В нём Ли в полной мере раскрыл свой потенциал оперного певца.
За этот альбом Крис Ли получил награду «Дух метала», предоставленную журналом “Metal Hammer”. Награду ему вручил гитарист группы Black Sabbath – Тони Айомми.
В 2013 году вышел второй альбом про Карла Великого. Тексты в нём были те же, что и на первом альбоме. Единственным отличием было – другое музыкальное сопровождение. Музыку написал Ричи Фолкнер – новоиспечённый гитарист группы Judas Priest. Этот альбом был записан в стиле чистого хеви-метала.
Помимо этого, Ли зачитывал тексты для симфонического оркестра имени Толкина , который специализируется на концептуальных альбомах по произведениям писателя.
В 2010-ом Ли вернулся к роли Сарумана в трилогии «Хоббита».
В 2011 году получил награду Bafta за свой огромный вклад в кинематограф. Bafta — награда, вручаемая в знак признания выдающихся достижений в области кинематографа и телевидения. Награду ему вручил Тим Бёртон.
К тому же, Ли был посвящён в рыцари Британской империи в Букингемском дворце. Церемонией руководил Принц Чарльз.
Также он получил королевский рыцарский Орден святого Иоанна, благодаря которому получил звание Сэра.
В 2012 Ли выпустил альбом с рождественскими песнями, переделанных в стиле хеви-метал – “A Heavy Metal Christmas”.
К величайшему сожалению, Кристофер Ли умер 7 июня 2015 года на 94‑м году жизни. Невозможно передать, сколь велика эта потеря. Сэр Кристофер Ли был настоящим гением, человеком невероятных талантов, величайшим певцом, актером, и просто хорошим человеком. Его вклад в кино, музыку и множество других сфер искусства остаётся непревзойдённым. Его имя никогда не будет забыто. А его образы навсегда останутся в памяти поклонников и простых зрителей.
До новых встреч, дорогие друзья! И пусть легенды навсегда останутся в ваших сердцах.
Автор: Иван Старостенко
Дополнительный материал и редактор: Солодилов Ярослав
Редактор: Солодилова Екатерина