“Несчастен тот, кому воспоминания о детских годах приносят лишь страх и печаль. Жалок тот, кто оглядываясь, видит позади лишь нескончаемое одинокое существование в огромных мрачных залах с драпированными темнотой стенами и рядами навевающих тоску древних книг; бесконечное бессонное ожидание чего-то – чего? – в сумеречных рощах, среди наводящих благоговейный ужас деревьев, – огромных, причудливых, оплетенных лианами, безмолвно качающих в вышине искривленными ветвями… Вот как щедро был оделен я богами – одинокий, отвергнутый, сломленный, сдавшийся “.
Говард Филлипс Лавкрафт “Изгой”.
«Урод в Замке», пожалуй, единственный фильм ужасов Стюарта Гордона («Реаниматор», «Извне», «Дагон») из его объёмной фильмографии, в котором главный акцент делается не на типичной встрече главных героев с кровожадным монстром, как это принято по закону жанра. Нет! Данная история несёт чисто социальный подтекст, а именно отношение родителей и детей. И к чему может привести родительская безответственность или даже злоба на весь мир. А если это ещё всё приправить элементами и атмосферой произведений американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, как это сделал Гордон в данной картине, то мы получим поистине сильнейшую ленту, где главным злодеем является не монстр, обитающий в родовом поместье, а именно главные герои.
Но перед тем как приступить к фильму, нужно вспомнить три произведения Лавкрафта, чтобы понять, какие элементы были перенесены в данное творение Стюарта Гордона.
Изгой / The Outsider
Рассказ повествует о некоем человеке, который очень долгое время прожил в стенах холодного и вечно тёмного замка. Он не помнит, как сюда попал, да и кто он вообще такой. Но герой рассказа подозревает, что когда-то за ним ухаживал некий старый человек и скорее всего тот уже умер.
Чтобы не сойти с ума от скуки, он перечитывал книги, оставленные в этом месте. Из прочитанного он представлял себе внешний мир, который течёт за стенами каменного замка. Часто фантазировал о своей свободе и мечтал насладиться игристыми лучами солнца, тепла которых он уже и не помнил. Сам же замок был окружён густым лесом, а солнечный свет вообще не проникал в него.
Несколько раз герою удавалось покинуть обитель, но, из-за страха заблудиться и не найти дорогу назад, он возвращался.
Понимая, что больше он так не может существовать, изгой выбирается из своего заточения иным путем – через люк в старинной башне. Преодолев некое помещение с мраморными полками и продолговатыми ящиками, он выбирается на улицу. Насладившись ночным небом, окутанным звёздами, он продолжает свой путь по знакомой ему сельской местности. Через некоторое время он выйдет к замку, где и встретит группу веселящихся людей. Немного погодя раздаётся крик толпы и все разбегаются в разные стороны, ведь следом за героем пришло некое изуродованное чудовище. Рассказчик также видит монстра и следом за толпой уносит свои ноги. И вот, наконец-то он решает окончательно стать свободным и навсегда позабыть дорогу в свой старый дом. Но солнечный день и люди больше не для него. Ведь когда он увидел омерзительного монстра, то не сразу понял, что это было отражение его собственного уродства.
Крысы в стенах / The Rats in the Walls
В роли рассказчика выступает главный герой произведения.
Сама история повествует нам о человеке, который после череды роковых событий решает восстановить свой родовой замок.
После похорон единственного сына он покидает родные края Америки и окончательно перебирается в замок-монастырь Эксхэм Праэри в Англии, куда ранее он отправил рабочих для реставрации семейной ценности.
Первое время в поместье спокойно. Герой знакомится с историей своего рода и местными зловещими легендами о своей родословной. Также узнаёт, что его предок Уолтер Де ла Поэр несколько веков назад устроил здесь кровопролитную резню, убив всех членов своей семьи, а после бежал в Америку. Он поменял свою фамилию и основал новую родословную линию, к которой напрямую и относится герой рассказа.
Через некоторое время в доме начинают происходить загадочные события. Все кошки ведут себя странно, а по замку раздаётся звук быстрого и громкого передвижения, будто орда огромнейших крыс постоянно мигрирует туда и обратно. И так продолжается каждую ночь.
Поиски грызунов приводят рассказчика в фамильный склеп, где вскоре им же будет обнаружен тайный проход в скрытую от посторонних глаз часть замка.
Пригласив группу профессиональных учёных археологов и близкого друга покойного сына, экспедиция сдвигает крышку алтаря в склепе. Им суждено спуститься по тёмной лестнице в самую гущу зловещих тайн этого замка.
Лестница выводит их в грот скалы, где перед ними восстаёт ужасная картина. Целые горы и ямы, забитые останками человекоподобных существ и людей, а где-то рядом передвигаются те самые крысы.
Обследовав кладбище, учёные приходят к мнению, что здесь несколько тысячелетий держали в заточении деградировавший, судя по скелетам, вид людей. Черепа некоторых указывали на их обезьяноподобие, но были и скелеты современного типа. Для всех пленников были сооружены загоны и клетки, где их содержали, словно скот. Они являлись пищей и для самих хозяев, и для крыс, которых разводили в глубоких ямах.
Хозяева также проводили чудовищные ритуалы с жертвоприношением, воспевая мантры своему Древнему Божеству.
Но в один злополучный день крысам всё-таки удаётся выбраться из своего заточения. Обезумев от голода, они уничтожают всё живое в гроте, после чего покидают замок и заполоняют окрестности, словно чума.
Узнав правду, главный герой сходит с ума. Через некоторое время его найдут сидящим во тьме и болтающим какую-то несуразицу, а рядом с ним будет обнаружен обглоданный труп одного из членов экспедиции.
Эксхэм Праэри взорван, а рассказчику суждено провести остаток жизни в лечебнице для душевнобольных.
Затаившийся Страх/The Lurking Fear
В одной из деревушек у гор Катскилл находят обезображенные трупы 75 местных жителей. В этих краях уже были зловещие случаи, когда после грозы пропадали люди и местные животные. Но такая массовая бойня произошла впервые.
Местные жители считают, что виной всему – тварь, которая обитает в заброшенном старинном особняке на Вершине Бурь, где несколько веков назад произошло жестокое убийство члена семейства – Яна Мартенеса. После чего это место прокляли, а оставшаяся семья бежала из поместья.
Полицейский и местные жители обыскали всю округу, даже прочесали полностью весь особняк печально известной семьи Мартенес, но ничего подозрительного ими обнаружено не было. Расследование продолжается.
Это странное дело привлекает внимание частного детектива, который отправляется, в компании своих вооруженных коллег – Джорджа Беннета и Уильяма Тоби, в то самое родословное поместье, чтобы самим разобраться в этой истории.
Прибыв в поместье, герои изучают особняк, разрабатывают план и устанавливают ловушки, заняв комнату Яна Мартенеса.
На улице бушует гроза, а сам рассказчик проваливается в сон.
Вскочив от душераздирающих криков своих коллег, он осознаёт, что остался полностью один. Все они пропали без вести. В попытках понять, что же всё-таки произошло, из-за вспышки молнии он замечает тень некоего уродливого существа, мелькнувшую на изразцах очага. Понимая, что нечто живое и страшное находится за его спиной, героя одолевает безумный страх.
Он в быстром порядке выбирается из проклятого особняка, прыгает в свой автомобиль и по дождливой дороге покидает это злосчастное место.
Анализируя события той роковой ночи, герой обращается за помощью к своему другу Артуру Монро.
Вместе они пытаются разгадать тайну этих мест.
Минуло несколько месяцев безрезультатных поисков, когда осенняя буря приводит их в небольшой домик, расположенный под Кленовым Холмом. Во время грозы Артур замечает какое-то движение на улице. Он распахивает окно, в результате чего некая тварь откусывает ему часть лица и тот погибает.
После похорон своего товарища, детектив возвращается в особняк Мартенсов, где перед ним наконец-то раскроется тайна этого злобного существа. Как выяснится, оно не единственное. Их много. А передвигаются они через подземные туннели.
Тогда, рассказчик возвращается на место гибели Артура и находит потаённый ход в логово чудищ. Дождавшись ночной грозы, он видит, что из туннеля выбирается целая орда кровожадных человекоподобных существ.
Детектив, наконец, понимает, что семейство Мартенсов не бежало после гибели Яна Мартенса, а, наоборот, укрылось в своем подземелье, а там, размножаясь со своими родными, за несколько веков они деградировали до этих кровожадных существ.
Рассказчик возвращается в поселение, где нанимает группу взрывателей. Они уничтожают все холмы и туннели, где может скрываться от людского взгляда семейство Мартенсов.
Создание фильма «Урод в Замке»
Лента «Урод в Замке» вышла в свет в далеком 1995 году. Но изначально, в 93-ем, Гордон со своей командой трудились над другой одноимённой экранизацией Говарда Филлипса Лавкрафта – «Затаившийся страх», который известен под другим переводом – «Сокрытый ужас». Над сценарием работал небезызвестный на тот момент сценарист и писатель – С. Кортни Джойнер («Трансеры 3» , «Повелитель Кукол 3: Месть Тулона»). Да и в каст актёров приписался сам Джеффри Комбс («Крепость», «Трансеры 2», « Книга Мёртвых»). Но, по неизвестным причинам, Стюарт Гордон покидает этот проект и вместе с Деннисом Паоли («Извне», «Инквизитор: Колодец и маятник», «Реаниматор») они приступают к работе над собственным сценарием, вдохновляясь произведениями того же Лавкрафта. Так на свет появляется «Урод в Замке».
В середине 90‑х по России были распространены пиратские копии на видеокассетах с одноголосым переводом. Сам же фильм можно было встретить под другим названием – «Псих в Замке». Хотя, в самом фильме психов мы так и не встретим.
Гордон занимает кресло режиссёра, не забыв пригласить на главные роли своих любимчиков, того же Джеффри Комбса и Барбару Крэмптон, которые ранее уже работали вместе у Гордона над фильмами «Извне» и «Реаниматор».
Джеффри Комбс получает главную роль Джона Рейли. Барбара Крэмптон играет супругу Джона – Сюзан Рейли. Малоизвестной актрисе Джессике Доллархайд достаётся роль старшей дочери Рейли – Ребекки. А роль монстра, точнее Джорджо Д’Орсино, блестяще исполняет Джонатан Фуллер ( «Инквизитор: Колодец и Маятник» ). Чтобы добиться максимального и устрашающего реализма данного персонажа, гримёры каждый день тратили на грим около 6‑ти часов. Да и сам Джонатан Фуллер оттачивал мастерство поведения Джорджо, анализируя предысторию своего персонажа, которого наделил живыми повадками. Тем самым, образ Джорджо получился поистине жутким, пугающим и запоминающимся.
Продюсерами выступили Альберт и Чарльз Бэнд, ранее они уже работали с Гордоном над его другими культовыми фильмами. Также к ним присоединились Маурицио Мэгги («Одинокий странник», «Стальной воин») и Майкл Дж. Махони («Трансеры 5: Молниеносный Дет»).
Композитором назначают Ричарда Бэнда, он тоже трудился над музыкальным сопровождением к фильмам Стюарта Гордона. Вы можете вспомнить заглавную композицию к фильму «Реаниматор».
И здесь нужно отдать должное этому человеку, ведь своей музыкой он передал угнетающую и зловещую атмосферу, которая ведёт нас с первых и до последних кадров отношений семей Рейли и Д’Орсино.
Из-за экономии бюджета, ленту решено было снимать в провинциальной глубинке красочной Италии, в особняке-замке президента кинокомпании Full Moon Pictures – Чарльза Бэнда.
Расположившись в уютных апартаментах своего работодателя и готовясь к съёмкам, Гордон собирает всю команду вместе, чтобы провести мозговой штурм. Цель – дать возможность всей команде придумать самые страшные ситуации для действующих лиц в картине.
Как только для съёмок всё уже было готово, команда приступила к активной работе.
Сравнительный анализ рассказов и фильма.
Фильм начинается с того, как герцогиня нарезает чёрствый хлеб и несколько кусочков колбасы, кидает всё на тарелку и направляется в подвал своего фамильного замка, где уже почти полвека держит на цепи своего измученного пленника. Спуская весь свой гнев на бедняге, она кидает, словно нелюбимому псу, тарелку с едой и избивает его кнутом. В этот момент герцогине становится плохо и она в срочном порядке отправляется в свою спальню, где и умирает в своей постели.
В рассказе «Изгой» упоминался некий старый человек, который ухаживал за героем рассказа, но, в конечном итоге, скорее всего, умер.
В фильме этим человеком выступает престарелая герцогиня.
Находясь под сильным алкогольным опьянением, Джон Рейли везёт детей домой. Рядом сидит его старшая дочь Ребекка, а заднее сидение занимает самый младший ребёнок – Джей Джей. Из-за плохой видимости и внезапно появившегося на ночной и дождливой дороге грузовика, Джон не справляется с управлением и на полном ходу врезается в дерево, машина переворачивается. Ребекка навсегда лишается зрения. Джон склоняется над бездыханным телом своего сына.
Наше время. Джон Рейли получает в наследство старинный родовой замок XII – XIII века в провинциальном городке Италии. Вся семья решает отправиться вместе с ним, чтобы помочь в продаже исторического строения.
Здесь идет реминисценция на рассказ «Крысы в стенах». Оба героя унаследовали древний замок, который окутан зловещей тайной. В фильме замок расположен в Италии, а в рассказе – в Англии. Также предки обоих героев бежали в Америку, где основали новую родословную.
Оба героя имеют детей-инвалидов. В фильме Ребекка лишается зрения, а Джей Джей вовсе погибает.
В рассказе сын рассказчика становится инвалидом во времена Первой мировой войны. Спустя два года он умирает.
Добравшись до замка, семейство Рейли знакомится с богатой историей этих чудесных мест, его таинственными легендами и злосчастными слухами. От своей новой экономки – Аньес, которая знала замок ещё будучи ребёнком, они узнают, что последней здесь жила герцогиня Дукесс Д’Орсино, которая в молодости обладала небывалой красотой и могла свести с ума любого мужчину. Так она стала женой американского солдата. У молодых вспыхнула любовь, они сыграли свадьбу, а вскоре герцогиня родила ребёнка, назвав мальчика Джорджо.
Спустя пять лет жизнь герцогини резко идёт под откос. От неё уходит любимый супруг. Он скрывается в Америке. По слухам, там встречает новую избранницу, с которой связывает узы брака. А через незначительный срок, при неизвестных обстоятельствах, у герцогини и вовсе умирает Джорджо.
В первую же ночь Джон пытается наладить отношения с супругой, которая по сей день не может простить его за тот случай на дороге, повлёкший смерть младшего члена семьи. Все попытки оказываются напрасны. Он покидает комнату Сьюзан. Вернувшись в свою спальню, герой не может заснуть из-за воспоминаний о трагической аварии. На улице не на шутку разгулялась гроза, а из подвала доносится душераздирающий вой.
В рассказе «Крысы в Стенах» главный герой слышит легенду от местных жителей, что в тишине или в ночи можно услышать, как из стороны замка доносятся душераздирающие крики, вопли и даже плачь.
На следующий день семья продолжает изучать свою внезапно приобретённую собственность. Исследуя каждую комнату, они проводят инвентаризацию дорогостоящих украшений для продажи.
Тем временем Ребекка знакомится с новым другом – рыжим котом, который остался совершенно один в этом огромнейшем замке после смерти своей хозяйки. Кот, словно пытаясь что-то сказать, ведёт девушку в самый низ замка. Добравшись до запертой дальней двери подвального лабиринта, девушка понимает, что за дверью кто-то есть. Нечто живое. Но открыть дверь ей так и не удаётся.
С улицы доносятся взволнованные крики отца и матери. Ребекка, покинув подвал, встречает родителей. Игнорируя все слова дочери о загадочном жильце, они возвращаются в замок.
Возвращаемся к рассказу «Крысы в стенах». В обоих произведениях имеются множество кошек. Из фильма мы узнаём, что герцогиня была помешана на котах. Но после её смерти никто не знает, что с ними случилось, за исключением рыжего котика. В рассказе по замку разгуливает девять кошек.
Что в рассказе, что и в фильме, коты отводят главных героев в подвал, где и скрывается главная и зловещая тайна семей.
Пленником оказался единственный ребёнок герцогини Дукесс Д’Орсино, которого она посадила на цепь и продержала 42 года, пустив слух, что её любимый сын скоропостижно скончался.
Первой жертвой Джорджо становится этот рыжий кот.
Примечательно то, что многие зрители не поймут, как же Джорджо без еды и воды мог прожить столько времени. На самом деле вода и еда у него имелись.
Когда Рейли приезжают в поместье, то их встречает крыса. Также от Аньест мы узнаём, что у герцогини было множество кошек, но об их судьбе ничего неизвестно. Следовательно, Джорджо переловил как и крыс, так и кошек, а затем съел.
Насчёт воды – в дождливую погоду в камеру Джорджи прибывает вода. Это можно заметить в финальных сценах фильма, когда Джорджи похищает Ребекку и отводит в то самое место, где по стене стекает дождевая вода.
В попытке спасти свою несчастную жизнь, выбраться из этого долгосрочного плена, Джорджо перегрызает себе большой палец левой руки, снимает оковы и наконец-то обретает свободу.
Хромая на правую ногу, затворник мчится навстречу солнечному свету в надежде снова увидеть забытый им мир, стать нормальным человеком и, возможно, обрести любящую его семью. Но все мечты разбиваются, словно хрустальная птица, как то самое зеркало, в котором Джорджо встречает омерзительное чудовище. Он понимает, что монстр – это его отражение. Он осознаёт, что давно утратил человеческий облик и теперь он изгой.
Что герой рассказа «Изгой», что и Джорджо ужасаются от собственного вида в отражении. Только в рассказе главный герой, в отличие от Джорджо, решает покинуть замок и обрести наконец-то свободу. Также здесь есть и немного от рассказа « Затаившийся Страх». В обоих произведениях присутствуют схожие существа, которые когда-то были людьми, но, лишившись света в тёмных подземельях, деградировали до кровожадных существ с явным уклоном в каннибализм.
Дождавшись ночи, вырвавшийся пленник бесшумно пробирается в спальню Ребекки. Его взор тут же становится прикованным к красоте юной девушки, но пристальное внимание Джорджо пробуждает спящую красавицу и, боясь своего обнаружения, он сломя голову бежит прочь, захватив с собой белую простыню.
В «Затаившемся Страхе» есть схожая сцена. Когда главный герой просыпается от крика, то из-за вспышки молнии замечает тень человекоподобного существа, которое склонилось над его кроватью.
На крик своей дочери прибегает Джон. Понимая, что к Ребекке кто-то прокрался, он пытается найти незваного гостя. Поиски приводят в старинный фамильный склеп, где на одной из надгробных плит виднеется фотография маленького мальчика – это могила Джорджо. Приглядевшись, Джона одолевает ужас, ведь на памятном снимке похожий как две капли воды мальчик на погибшего Джей Джея.
Ранним утром семейство Рейли вызывают полицейских. Ведь они полностью уверены, что этой ночью в замок кто-то пробрался. Но следов преступления и взлома стражами порядка обнаружено не было, да и желания исследовать всё поместье у полицейский не возникло, они попросту уходят.
После Джон возвращается в склеп, но уже со Сьюзан. Он хочет показать ей свою находку. Но фотография Джорджо пропала. Сьюзан видит, что супруг попросту сходит с ума, она не сдерживается и разворачивается скандал, в котором становится ясно – Сьюзан не собирается прощать своего мужа, да и вовсе желает ему смерти.
Полностью убитый словами жены, раздавленный виной за необдуманный поступок в ту роковую ночь, Джон решает закончить свои мучения раз и навсегда, забравшись на самую высокую точку родового поместья. В попытке сделать ещё один шаг, он останавливается. Он не может лишить себя драгоценной жизни…
Джон отправляется в бар и снимает проститутку, которая, по слухам, является любовницей местного шефа полиции. Ещё у них есть общий ребёнок, хоть полицейский и отрицает это.
Вернувшись в замок, они предаются похоти в винном погребе. Свидетелем их соития становится Джорджо, который тайком пробирается в этот погреб и бесшумно наблюдает за процессом.
Когда всё произошло, Джон просит девушку покинуть замок, а сам остаётся в погребе и засыпает. По дороге к выходу, в тёмной комнате, Джорджо набрасывается на девушку и тащит её в своё логово.
В попытке почувствовать себя человеком, монстр с осторожностью ухаживает за испуганной девушкой. Успокаивает её. Пытаясь повторить увиденное в винном погребе, угощает её старинным вином. Решив подыграть чудовищу, ведь, возможно, это шанс на спасение, Сильвана, так звали ночную гостью, выхватывает бутылку и тут же разбивает её, ранив своего похитителя.
Придя от нападения в ярость, Джорджо накидывается на несчастную и, словно дикое животное, издевается над девушкой.
Сильвана числится без вести пропавшей.
Утром после визита полицейского, который приходил к Рейли в поисках Сильваны, да и после ссоры с женой, узнавшей о ночном похождении своего мужа, Джон встречается со своим агентом по недвижимости в местной забегаловке. И тот делится правдой о происхождении Джона.
“Во время второй мировой войны герцогиня Дукесс была медсестрой в местной поликлинике, куда свозили всех раненых солдат. Видимо, там она и познакомилась с будущим мужем. У них вспыхнула сильная любовь. После помолвки, как уже известно, заводят ребёнка, доброго, милого мальчика по имени Джорджо. И вроде бы всё у них хорошо. Но супруг понимает, что к жене у него чувства давно остыли. Да и вообще, за спиной жены он крутил роман с её родной сестрой, с которой и бежит в Америку, не оглядываясь на прошлую жизнь. Там они отыграли свадьбу, а вскоре и у них рождается мальчик. Но так как герцогиня не давала разрешения на развод, то по закону Италии Джон Рейли оказывается незаконнорожденным ребёнком. Да, Джон Рейли и Джорджо единокровные братья. После побега мужа, по слухам, герцогиня убивает своего сына, чтобы отомстить супругу за предательство”.
В «Крысах в стенах» есть легенда о герцогине – детоубийце.
Услышав эту историю, Джон торопится домой, где на душераздирающие крики, доносящиеся из утаённых мест проклятого замка, осторожно следует служанка Аньес. Она оказывается в том самом месте, где на холодном каменном полу мучительно умирает изуродованная Сильвана.
За спиной Аньес возвышается высокая зловещая фигура, которая скрывает своё лицо и тело пропитанной свежей кровью белоснежной простынёй. Монстр убивает Аньес, а Сильвана опускает голову. Её сердце перестаёт биться.
Сьюзан и Ребекка, собрав свои вещи, планируют покинуть замок. Они подходят к автомобилю, но их догоняет Джон, который не хочет отпускать свою семью. Все уговоры и выводы мужа не убеждают супругу, они садятся в машину и покидают поместье. Сам же Джон торопится в фамильный склеп, чтобы раз и навсегда раскрыть тайну смерти своего брата. Джон вырывает прибитую крышку маленького гроба, но там оказывается пусто. Джорджо жив! В это время склеп уже заполонили полицейские, которые ранее остановили Сьюзан и Ребекку и настойчиво вернули их в замок.
И вновь рассказ «Крысы в стенах». Что в рассказе, что и в фильме есть финальная точка развязки главных секретов семей. В обоих произведениях этой точкой является фамильный склеп.
В фильме Джон выясняет, что Джорджо жив, а в рассказе главный герой отодвигает крышку алтаря и обнаруживает проход, который также раскроет ему тайну семьи. Его предки держали под замком живых людей, словно скот, подвергая их разным извращённым пыткам. Там процветали жертвоприношения и каннибализм.
Сославшись на безумие подозреваемого, полицейские скручивают Джона и пытаются вывести из этих холодных мест. Обнаружив рядом распахнутую дверь, один из зевак замечает, что за ней скрываются два изуродованных тела – служанки Аньес и пропавшей девушки Сильваны. Джон арестован.
Пытаясь оправдаться на допросе в полицейском участке, Джон подбирает слова, которые приводят в ярость своего обвинителя. От сильных ударов дубинкой Джон оказывается на полу. Полицейский покидает комнату, чтобы успокоить свои нервы. Джону удаётся вернуть себя в чувство, дождаться полицейского и вырубить его одним ударом. После Джон сразу же устремляется в распахнутое окно.
Тем временем Джорджо хитростью расправляется с двумя полицейскими, которых поставил начальник полиции стеречь госпожу Рейли и её взрослую дочь. Сьюзан и Ребекка готовятся ко сну, утром они уже покинут это место.
Понимая, что полицейские не принесут воды в их покои, Сьюзан решает сама добраться до кухни.
Возвращаемся к рассказу «Затаившийся страх». Когда главный герой просыпается, то замечает, что двое его товарищей полицейских, которые охраняли его покой, пропали. Они были съедены человекоподобными существами.
В фильме двое полицейских сами были не прочь уснуть на рабочем месте, охраняя покой главных героев. В итоге из-за своей не бдительности, они будут съедены тем, что таится во тьме.
На Съюзан, вышедшую в коридор, нападает Джорджо, но он не собирается её убивать. Лишь одним сильным ударом он оглушает её, а сам направляется в комнату Ребекки. Он похищает испуганную девушку и насильно тащит её в своё логово.
Там он держит в руке фотографию умершего мальчика, на которую наткнулся ранее Джон. Джорджо пытается объяснить Ребекке, что не владеет человеческой речью, да и то, что на этом снимке запечатлён именно он. Мальчик жив, но стал обезображенным чудовищем.
Понимая, что собеседница слепая, чудовище унывает в прямом смысле этого слова. Будучи подавленным, он усаживается рядом с Ребеккой и пытается её успокоить.
В эту же секунду в дверном проёме появляется Сьюзан. Она хитростью обманывает Джорджо и в конечном итоге ранит его. Схватив свою дочь, девушки прячутся в замке. Джорджо преследует их и загоняет на крышу, откуда ранее хотел свести счёты с жизнью Джон.
В этот момент на крышу поднимается глава семейства Рейли, который вовремя успевает вернуться в замок. Джон в порыве ярости бросается на единокровного брата. Но Джорджо даёт ему отпор. Тогда Джон, не видя другого выхода, снова бросается на брата. Крепко схватившись за цепь, прикованную к руке Джорджо, он прыгает с крыши замка, унося монстра за собой.
Под проливным дождём и зловещими раскатами грома Сьюзан с Ребеккой выбираются во двор старинного поместья. Склонившись над еле дышащим супругом, Сьюзан наконец-то прощает его. Сердце Джона с успокоением окончательно перестаёт биться. Единокровные братья с покалеченной судьбой наконец-то обретают свой долгожданный и тихий покой.
После похорон Джона и Джорджо, Съюзан замечает офицера полиции, держащего на руках сына убитой Джорджо Сильваны. Тем самым он подтверждает, что это его сын. И теперь он наконец-то готов его принять.
Вывод
Трагическая история от Стюарта Гордона получилась поистине реалистичной и даёт пищу для размышлений. Это сильно выбивает её из ряда популярных фильмов ужасов того времени. И это не минус. Нет. Это тот самый уровень умного и детально проработанного фильма ужасов, где каждая сцена нужна для раскрытия и понимания всей этой истории. А главный злодей Джорджо по всей своей сути и не является злодеем вовсе. Он, как Ребекка и Джей Джей, жертва своих родителей.
Вообще, анализируя весь фильм, я пришёл к мысли, что в картине почти все ключевые персонажи – это и есть злодеи. За исключением самой Ребекки. Из-за упрямства и пьянства Джона погибает Джей Джей, а Ребекка навсегда становится инвалидом. Сьюзан ломает жизнь дочери, с особой фанатичностью оберегая её, не давая реализоваться в этом мире, не давая ей научиться жить со своей бедой. Каждый раз вмешивается в её личную жизнь, в её пространство.
Экономка Аньес и её родной брат Джаннетти, он же агент по недвижимости, вообще решают шантажировать Джона, когда обнаруживают сумку похищенной девушки. Да и тот же офицер полиции, который много лет открещивался от своего родного сына, стыдясь лишь того, что он от местной проститутки. Но разве дитё в этом виновато? Нет. И офицер полиции поймёт это уже после всех событий. А про других полицейских, которым лень выполнять свою работу, я вообще молчу.
И вот таких мимолётных, но раскрытых в деталях, моментов в фильме полно. Гордон часто даёт пищу для размышлений, порой не говоря с нами прямым текстом.
Сам же Джорджо – жертва обстоятельств и материнской мести, которая способствовала развитию разных психических заболеваний и умственной деградации. Также Стюарт смешивает это с осознанием уродства, нехватки материнской любви, долгого одиночества, вечной боли, страха и дикого голода, которые сотворили с ним то, что мы видим на протяжении всей картины. По сути, он так и остался тем забитым в угол измученным ребёнком, даже спустя 42 года.
В фильме нам говорят, что Джорджо был светлым, добрым и милым мальчиком.
Из другой сцены – когда Рейли впервые исследуют замок, то всё семейство попадает в комнату, которая набита детскими игрушками. Следовательно, это и была комната Джорджо. Здесь мы и можем представить себе начало роковых событий.
Вот Джорджо играет в своей комнате, воплощая выдуманные миры. Он ещё не подозревает, что в считанные минуты распахнётся дверь, а за ней будет стоять обезумевшая мамаша, сжимая в руке страшную плеть. В этот раз она не прижмёт его, не приласкает. Нет! Она со всей злости схватит своего ребёнка и оттащит в страшную холодную темницу, в которой 42 года ему суждено существовать, словно крысе, ожидая следующую порцию объедков с материнского стола. Она будет извращаться над ним разными сумасшедшими способами, забивая до полусмерти, ни разу не проявив сострадания к мальчику.
Дальше – больше. Мы помним, что когда Джорджо выбрался из замка, то не представлял никакой угрозы для жителей. Он изучал свой забытый дом, наблюдал за героями и даже их боялся. Всё это время он учился быть человеком.
Когда он похищает Сильвану, то ведёт себя аккуратно с ней, даже пытается заботиться, чтобы повторить то, чему он научился у своего сводного брата. Когда девушка ранит его и будет представлять смертельную опасность, то, одолев её, он понимает, что сильнее её в разы. Тогда и повторится сцена с котом, но уже с более крупной жертвой. Но не стоит забывать и про сильное половое влечение к представителю своего вида.
Теперь ответ на важный вопрос. Такой ли уж Джорджо монстр? С одной стороны да, но не забываем, что его жестокость проснулась от примитивных средств обучения и наблюдения за людьми. Он понимал мир, исходя из своих инстинктов и ограниченного умственного развития. Он внешне и внутренне превратился в непонятное остальным людям существо, поэтому и изгой. Но не забываем, что его личность — это комбинация жестокости, одиночества и ужаса того, что он пережил. Поэтому я готов ему сопереживать и верить в эту историю. Ведь кто знает, какие скелеты обитают у ваших соседей в шкафу.
Напоследок хочется сказать: как бы некоторые критики не ругали фильм и не принижали заслуги жанра ужасов, они не смогут забрать у нас одного. Такие фильмы отлично показывают, что люди не просто высшие существа на планете Земля, но и не меньшие монстры, готовые причинить себе подобным ужасные вещи, навсегда лишив их будущего и счастливой жизни, сотворить своего урода в замке, своего изгоя.
Автор статьи: Солодилов Ярослав
Редакторы: Daniel Horn и Солодилова Екатерина