Эта любопытная статья была написана Элизабет Аткой (профессор кафедры Английской Литературы университета Ричмонда) в 2019 году. Александр Ляхов перевел эту статью для проекта Lovecraftian Horror. Я дополнил прологом “Я есть монстр”, чтобы вы в общих чертах понимал историю зарождения “Реаниматора” и заполнил картиночками.
Я есть монстр
Если и начинать историю с мертвецов Лавкрафта, то явно стоит упомянуть знаменитый роман Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей”. Ведь Лавкрафт писал “Реаниматора” как пародию на культовую рукопись Английской писательницы. И естественно, был под ее большим влиянием.
Первая публикация “Франкенштейна” вышла в свет аж в далеком 1818 году. Роман рассказывал нам историю ученого Виктора Франкенштейна, который решил побороть саму смерть. Так из частей покойников, которые он сшил, сотворил живого монстра. Оживший труп, конечно, отличался от сегодняшних Зомби и даже от живых мертвецов Лавкрафта. Монстр больше походил на ребенка в огромном теле, которому пришлось
в страхе и одиночестве знакомиться с этим жестоким миром. Ведь Виктор отверг свое создание лишь по той причине, что попросту испугался его обезображенного внешнего вида… Это главный язык произведения — Мы в ответе за того, кого создали…
В конечном итоге, в романе мы наблюдаем, как испуганный, непонимающий этого мира ребенок в теле изуродованного гиганта, самостоятельно пытается стать человеком, чтобы выжить. Ознакомившись с этим миром, он попросту решает отомстить своему создателю, который отверг его, тем самым бросив на произвол ужасной судьбы…
Лавкрафт писал «Герберта Уэста — реаниматора» между октябрём 1921 и июнем 1922 г. И от его же слов, он очень сильно не любил свою рукопись. Рассказ писался для любительского журнала «Home Brew». Заказчик (Джордж Джулиан Хаутен — друг Лавкрафта) требовал разбить его на главы, чтобы продавать как мини-сериал. Так первая публикация состоялась в феврале 1922 года, а последняя глава вышла в июле этого же года. Также, заказчик требовал от Лавкрафта в каждой главе добавлять небольшой пересказ прошлой серии, а каждая серия должна была иметь захватывающий финал, чтобы читатель с безумным желанием ждал продолжения. Все те, кто хорошо знаком с творчеством затворника из Провиденса, сразу скажут, что это явно не в его духе. И это правда. Но за каждую главу ему платили по 5 баксов, а для мистера Лавкрафта это были очень даже хорошие деньги.
Тем не менее, “Реаниматор” считается первым произведением с элементами зомби-хоррора в научном смысле. Если суть доктора Франкенштейна и его монстра мы поняли. Сам же Лавкрафт пошел иным путем. Безумный ученый Герберт Уэст создает сыворотку, которая способна возвращать к жизни умерших людей. Как и в фильме “Ночь Живых Мертвецов” 1968-го года, у ходячих трупов в памяти остались некие повадки из прошлой жизни, но они не делают их людьми. Эти мертвецы очень далеки от человеческого вида. Это обезумевшие, неконтролируемые, вечно голодные кровожадные каннибалы, которые лишены всех человеческих чувств. И будет несчастен тот, кто попадет в их холодные и цепкие руки…
Вирусные Зомби: Пандемия гриппа 1919 года подпитывала образы живых мертвецов Г.Ф. Лавкрафта
Зомби уже стали притчей во языцех культуры Хэллоуина, а соответствующая атрибутика растёт как грибы наравне с самими монстрами. В этом году каждый сможет одеться зомби — королевой выпускного, зомби-доктором, даже зомби- кроликом. Но взлёту популярности живых мертвецов неожиданно поспособствовал другой нежданный спутник октября — вирус гриппа.
В 1919 году — ровно сто лет назад — закончилась одна из самых тяжелейших лихорадок в истории человечества: смертоносная пандемия гриппа 1918–1919 годов. Она являлась настоящим шоу ужасов — умерло от 50 до 100 миллионов человек, а миллионы из них заразились. Только в США за период пандемии умерло больше людей, чем за все военные конфликты XX – XXI века вместе взятые.
Это не был обычный вирус гриппа — он убивал множество молодых людей и сопровождался удачными побочными эффектами вроде обильного кровотечения из носа, рта и ушей. Это приводило к поражению нервной и дыхательной системы, что вело к сильному расстройству, бреду и заканчивалось глубокой летаргией или суицидальной депрессией.
Пандемия опустошила многие места. Гробов не хватало и тела лежали повсюду. Лавки, театры и школы были закрыты, по улицам двигались труповозки. Зачастую невозможно было организовать похороны и многих мертвецов хоронили в общих могилах по всей стране.
Как филолог я написала об удивительной связи гриппа с зомби, спиритизмом и произведениями вроде «Бесплодной земли» Т.С. Элиота в своей новой книге «Вирусный модернизм: пандемия гриппа и межвоенная литература».
Связь с зомби
Как пандемия гриппа повлияла на появление зомби? Всё же сам термин получил распространение в США преимущественно благодаря книге Уильяма Сибрука «Остров магии»(1929). В ней — зачастую в резко расистском контексте — описываются различные обычаи, обряды и истории, собранные автором на Гаити. Среди них и фигура зомби, описанная как воскресший труп, поднятый из могилы колдуном и выполняющий чёрную работу. Подобный образ позже нашёл отражение в популярных фильмах «Белый зомби»(1932) и «Оуанга»(1936).
Однако иная разновидность существ подобных зомби появилась раньше, в работах писателя ужасов Г. Ф. Лавкрафта. Они предвосхищают поздние образы в фильмах Джорджа Ромеро вроде «Ночи живых мертвецов»: покрытые кровью, шатающиеся, расхристанные трупы, стремящиеся заразить живых и жаждущие человеческой плоти. Идеальным инкубатором для этих «вирусных зомби» стала пандемия гриппа, привнесшая момент ужаса в каждое поселение.
Мир трупов Лавкрафта
В родном городе Провиденсе (Род-Айленд) Лавкрафта окружала мертвенная атмосфера пандемии. Как вспоминал один из участников событий, «повсюду рядом со мной умирали люди, а владельцы похоронных бюро работали, испытывая страх. Общие могилы образовывали траншеи, тела лежали впритык». Пандемия, как сокрушался очевидец, «оставила после себя множество мёртвых и сокрушённых этими потерями живых»(Письмо Рассела Бута, Архив Кольера, Имперский военный музей в Лондоне).
Лавкрафт перенёс эту обстановку в свои произведения того периода, создав истории, наполненные трупами и атмосферой заражения где плотоядные чужаки шатались повсюду и оставляли после себя лишь окровавленные трупы. Например, в «Герберте Уэсте, реаниматоре» писатель создал омерзительного врача, намеренного вернуть к жизни недавно умерших. Пандемия снабжает его свежими образцами, что является отголоском массовых захоронений, изнеможённых докторов и гор тел.Когда главный врач больницы умирает в разгар эпидемии, Уэст реанимирует его, создав прото-зомби. Который сбегает и сеет в городе хаос. Оживший мертвец врывается в дома, сея разрушения и терзая тела — визуальная и чудовищная версия того, что в то время творил в мире вирус.
Заражение, предрассудки и вирусные зомби
В других произведениях лавкрафтовские протозомби отображают ряд предрассудков, которые были связаны с данными образами и подпитывались страхами, распространившимися во время пандемии. Задолго до эпидемии Лавкрафт считал, что орды чужаков заражают арийскую расу и портят благородную кровь. Эти ксенофобские страхи проникли и в его истории, когда заражение и общая атмосфера пандемии смешивается с расистской боязнью эмигрантов и небелых захватчиков.
И действительно, многие из его историй — невольный образец того, как предвзятость набирает силу и становятся проблемой в кризисные моменты. Такие страхи появляются(и активно критикуются) в поздних произведениях, — в частности, заразные чудовища, распространяющие заразу в «Ночи живых мертвецов» Ромеро. В фильме есть неявный намёк на расизм, когда белые полицейские по ошибке принимают главного героя — американца — за зомби.
Наши страхи как монстры
Лавкрафтовские протозомби еще и гарантировали парадоксальную компенсацию многих неприятных воспоминаний про пандемию. Эти монстры, подобно вирусу гриппа, пожирали плоть живых, сеяли кровь и разрушение без какой-либо причины или мотивации. Читателей уверяли, что это гораздо хуже того, что каждый из них видел в Первую мировую или во время эпидемии — главных трагедий той эпохи. Вирус был незрим, но чудовищ можно остановить, убить и сжечь.
Наверное, у каждого периода — свои зомби. Лавкрафт дал читателям версию потаённых страхов того времени. Возможно, наше общество вряд ли подготовится к зомби-апокалипсису в этом октябре. Но мы можем защитить себя от гриппа, просто привившись.