Эта беседа состоялась аж в далеком 2020 году.
Интервью проводили Екатерина Замула, Алексей Исупов и Влад Баданин для своего первого выпуска фантастического альманаха «Немо»
Мы взяли интервью у одного из основных создателей русскоязычного проекта «Эзотерический Орден Дагона» — Солодилова Ярослава. Сейчас он вместе с Александром Уразметовым и Дэниелом Хорном основали новый проект «LOVECRAFTIAN HORROR», который направлен на развитие в СНГ обширного архива статей, эссе и самих произведений американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта и его близкого круга друзей по переписке, в который входили: Роберт Ирвин Говард, Кларк Эштон Смит, Август Дерлет, Роберт Блох и т.д.
Расскажи немного о себе, Ярослав, кем работаешь, семейное положение?
Здравствуйте! Моё полное имя — Солодилов Ярослав Владиславович, работаю под псевдонимом Джонатан Адамс Смит.
Сразу хочу сказать, что у меня нет никакого храма в лесах нашей матушки России. Я не состою ни в каком тайном культе, не надеваю на себя чёрную мантию и не поклоняюсь Хтоническим Божествам. Сам же проект ” The Esoteric Order of Dagon”, которым я ранее занимался- это всего лишь дань уважения любимому писателю и не более. Сейчас мы решили больше ассоциироваться с творчеством Лавкрафта. Тем самым, создали «Г. Ф. ЛАВКРАФТ • LOVECRAFTIAN HORROR»
В общем, я обычный поклонник творчества этого писателя, проживаю в звучном городе Клин, работаю обычным поваром в компании IKEA, женат, воспитываю двоих детей и рыжего кота.
Расскажи о своем увлечении Г.Ф. Лавкрафтом. С чего все началось и как вы дошли до создания своего сайта и группы?
Когда мне было шесть лет, мой родной дядя Дима, он старше меня на девять лет, решил, что я созрел для “Зловещих Мертвецов” и “Урода в Замке”. Тогда я впервые посмотрел вместе с ним эти культовые фильмы ужасов и попросту в них влюбился. Несколько лет спустя он показал мне “Извне”, “Реаниматора”, “Нечто”. Тогда я ещё не знал, что объединяет все эти фильмы.
Перед сном он мне часто рассказывал страшные истории, якобы из реальной жизни. Я тогда думал, что он просто их сочиняет. Но в начале 2000‑х я открыл для себя фильмографию Лючио Фульчи и был поражён, что Дима попросту пересказывал сюжет его фильмов, а именно: “Седьмые врата ада”, “Город живых мертвецов”, “Дом на краю кладбища”.
Конечно, он мне показывал и другие фильмы: “Чужой”, “Лепрекон”, “Восставший из Ада”, “Кошмар на улице Вязов”. Но именно моя любовь к фильмам ужасов зародилась благодаря Стюарту Гордону, Сэму Рэйми, Джону Карпентеру и Лучио Фульчи. И да, они по сей день мне очень дороги.
Так вот, Дима покупал журналы о кино и часто вырезал из них кадры и целые статьи про популярные на тот момент фильмы. Вот в одном из таких материалов мне и попалась информация о связи американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта с вышеперечисленными режиссёрами и их кинолентами. Тогда я и заинтересовался его творчеством.
Помню, у моего друга была небольшая книжка, где было несколько рассказов из «Цикла Снов». Почитал, мне не понравилось. Тогда я перешёл к Стивену Кингу и Брэму Стокеру. А будучи подростком, посмотрев фильм “Дагон”, поиграв в “Call of Cthulhu” и в серию игр “Alone in the Dark”, решил снова вернуться к Лавкрафту. Начал с “Зова Ктулху” и так в мою жизнь вторгся этот писатель. В 2010-ом я познакомился с Александром Уразметовым и присоединился к его свежеиспеченному «The Esoteric Order of Dagon», который просуществовал до весны 2020-го. Сейчас мы с Александром и Дэниелом Хорном решили создать сайт-архив, куда заносим переводы, статьи и произведения как Лавкрафта, так и его близкого круга друзей. В общем, все, что связано со вселенной «Мифы Ктулху» — наши двери для вас открыты. В СНГ подобного нет. И я надеюсь, что данный проект поможет многим талантливым людям в поиске нужного для работы материала. Будь это блогеры, журналисты, биографы, писатели и т.д.
Стоит ли мне сказать своему дяде «спасибо» за сломанную психику в детстве и боязнь ночи? Думаю, что да. Его увлечения, будь это фильмы или тяжёлая музыка, очень сильно повлияли на моё становление как личности. Люблю его за всё.
Расскажи о своих любимых произведениях Г.Ф. Лавкрафта. Интерпретацию каких его произведений ты бы мечтал увидеть в киноиндустрии или видеоиграх?
Честно, мне всегда было сложно выбрать самое любимое произведение.
Вообще, весь цикл «Мифы Ктулху» для меня, как одно огромное произведение. Признаюсь, я не очень сильно люблю « Цикл Снов». Но вот по «Мифам Ктулху» — пожалуйста, я буду рад любому фильму и даже сериалу. Конечно, если он будет качественен и хоть немного передаст мне ту самую неописуемую атмосферу Лавкрафта. А если ещё и время событий будет совпадать с первоисточником, то это уже будет для меня праздник.
Есть какие-то проекты, над которыми работаешь ты и твоя команда для продвижения и поддержания интереса к личности и творчеству Г.Ф. Лавкрафта в Европе и России?
Да, есть. Сейчас тружусь вместе с Дэниелом Хорном, Алексеем Лотерманом, Баязидом Рзаевым и со своей супругой Екатериной Солодиловой над одной интересной книгой. Не знаю, может, когда в свет выйдет это интервью, мы уже анонсируем эту книгу. Но пока я не имею права ничего рассказывать. Всему своё время.
(Теперь можно раскрыть — «Энциклопедию вселенной Г. Ф. Лавкрафта», которая зависла в воздухе)
Кто из последователей Г.Ф. Лавкрафта тебе импонирует? Что бы ты рекомендовал к прочтению?
Роберт Блох и Роберт Говард. Я большой поклонник этих писателей. А рекомендовать, да хоть всё — садитесь и читайте. Будь это «Психо» и «Соломон Кейн», да и заканчивая их произведениями из того же цикла «Мифы Ктулху».
Кстати, могу посоветовать книгу «Форма Воды» Гильермо Дель Торо и Дэниела Крауса, которая значительно расширяет события одноимённого фильма 2017 года. А Лавкрафтианой от неё только так и веет.
Есть ли какие-то художники и иллюстраторы, которые, по твоему мнению, наиболее удачно передают образы произведений Г.Ф. Лавкрафта?
Конечно, это Джейсен Барроуз, который работал с Аланом Муром над “Провиденсом”, “Неономиконом”, “Культурой Юггота”, “Внутренним Двором”.
А также не стоит забывать и о тех творцах, которыми вдохновлялся сам Лавкрафт при написании своих произведений: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, Энтони Энгарола, Гюстав Доре, Вирджил Финлэй, Винсент Ван Гог, Иоганн Генрих Фюссли, Уильям Хогарт, Джон Мартин, Николай Рерих, Сидни Сайм.
Как ты относишься к пересечению Мифов Ктулху с Хайборийской эрой Р.И. Говарда? Считаешь ли ты уместным рассматривать взаимосвязанность этих миров?
Конечно, отношусь положительно. И главная причина состоит в том, что эти два писателя не только друг друга вдохновляли своими произведениями, так ещё и были хорошими друзьями по переписке. И самая большая несправедливость состоит в том, что оба слишком рано покинули этот мир. Я думаю, что они и дальше бы связывали свои вселенные единой белоснежной нитью.
Как ты относишься к обилию настольных игр по Г.Ф. Лавкрафту и, в частности, по Аркхэму? Не слишком ли много их выходит последнее время?
Я очень рад, что в СНГ всё больше стало появляться настольных игр. А по Лавкрафту — так вообще благие вести.
Честно, в детстве мне не хватало настольных игр. По большей части они были в основном простенькими и линейными. А если такими не являлись, то это были десятки разновидностей Монополии.
Сегодняшний рынок насыщен настолками на любой вкус, цвет и возраст, и это очень хорошо. Вот только беда в том, что теперь свободного времени на них у меня попросту нет. Надеюсь, что я смогу за этот год более лучше распределять свободные часы и больше времени посвящать им. Тем более что подрастают дети. А они уж явно не должны пропускать их.
Иногда у меня собираются друзья, и мы вместе играем в «Древний Ужас». Это прекрасная игра. Я даже сразу выкупил у своей подруги «Ужас Аркхэма», но за целый год так к нему и не притронулся. Как ранее сказал, свободного времени нет. Хотя сейчас безумно чешутся руки купить долгожданный «Особняк Безумия» и я всё-таки надеюсь, что стану его обладателем.
Играйте, играйте чаще в настольные игры!
Как ты думаешь, вредит ли Лавкрафту массовая культура? Ведь, если быть честными, писал он не на массового читателя и многие смысловые пласты его произведений могут оказаться недоступными читателям с низким уровнем начитанности и культуры.
Я часто замечаю, как подписчики, коллеги и друзья говорят практически одно и то же — “чем больше выходят фильмов или игр по Лавкрафту, тем мне всё сильнее кажется, что Лавкрафт от меня отдаляется. Ранее он был только моим писателем! Он писал только для меня! А сегодня о нём знают все и все его любят!“
Честно, сейчас я уже не придерживаюсь такого мнения. Ранее сам говорил также, но только про Мэрилина Мэнсона. Когда учился в школе — этого музыканта почти все ненавидели. Из-за этого мне нравилось чувствовать себя особенным. Я, прям с особой фанатичностью, верил, что это только моя музыка, и я явно не собираюсь ни с кем с ней делиться. Время шло. А теперь он мега звезда, которую любит просто огромное количество людей. И я свыкнулся с мыслью, что теперь его музыка не только для меня одного, но и для всех, кто проникся к его творчеству. Сейчас я просто хочу, чтобы меня ещё больше радовали тем, что я так сильно люблю. Так вредит ли массовая культура Лавкрафту? Нет, не вредит. Просто нужно свыкнуться с тем, что теперь не ты один читаешь и любишь его произведения и всё. А насчёт того, что не все поймут его творчество — как ранее сказал, я и сам не с первого раза проникся к его произведениям.
Насколько целесообразно создавать графический роман из произведения, которое можно прочитать в обыкновенной книге? Сейчас по Лавкрафту делают массу комиксов и графроманов, но есть ли в этом смысл и помогает ли это в понимании писателя или же наоборот – вредит?
Как и к настольным играм, в СНГ всё больше стали уделять этому внимание — люди полюбили романы в картинках. И это, безусловно, хорошо. Я сам поклонник комиксов. Признаюсь честно, я люблю DC, Dark Horse Comics и Image Comics. И с удовольствием, прочитав произведение любимого писателя, ознакомлюсь с графическим романом. Главное, чтобы рисовка и сама история была качественная.
В прошлом году я купил себе «Ужас Данвича. Графический роман». Там два комикса: “Ужас Данвича” — продолжение оригинального произведения Лавкрафта и “Пёс” — по оригинальному произведению. Вот от “Ужаса Данвича” я плевался. Скомканная глупая история, которая не должна была выйти за пределы черновика. А вот от “Пса” получил неописуемое удовольствие. Честно, хочу больше подобных вещей.
Как ты относишься к тому, что многие знакомятся с произведениями Лавкрафта по видеообзорам, причем, иногда откровенно низкого качества и не имеющих никакого отношения к Лавкрафту, кроме его фамилии в названии обзора?
Главное, чтобы обзорщики не создавали свою армию отбитого фанатья. У нас уже была стычка с одним известным блогером, который не читал Лавкрафта и Стивена Кинга, но делал по ним истории. Лично меня он уверял, что знает лучше всех эти произведения, а другие попросту дураки. Хотя нормальный человек, читавший произведения, а после просмотревший его обзоры, сразу поймёт, что автор вообще не знаком ни с творчеством Лавкрафта, ни с творчеством Стивена Кинга. А его истории, как мы после выяснили, основаны лишь на статьях других людей, которые он переписал и выдал за свой труд, не забыв даже поделиться своим мнением. И вот, насмотревшись таких роликов, его безумная банда делала налёты на других блогеров и даже на сообщества, посвящённые этим писателям. В комментариях подкрепляли слова этого недоблогера, а всех авторов обвиняли в дезинформации и устраивали срач — и это плохо. Также плохо, что люди попросту доверяют блогерам и сами лично не знакомятся с первоисточниками.
Читайте, люди, книги и ставьте на место таких недоблогеров!
Как ты считаешь, следует ли прибегнуть к максимально точному копированию Лавкрафта или, взяв за основу какие-то идеи, можно их «докрутить», базируясь на своем мировосприятнии и это не будет катастрофой и поводом поставить к стенке?
Если использовать этот приём в плане своей учёбы, то совершенно не будет никакой катастрофы. Но если вы начнёте это продавать — то я отнесусь к этому отрицательно.
Насчёт того, чтобы взять какую-то идею и её докрутить – то почему бы и нет. Так устроен весь мир. Все берут и вдохновляются какой-нибудь интересной идеей и попросту подбивают её под своё видение. Будь это литература, кино, игры, музыка, да даже архитектура и дизайн.
Расскажи о своем знакомстве с проектом Terra Mortis. Насколько тебе интересен данный проект? Есть ли у него будущее по твоему мнению?
Изначально, когда я ещё не был владельцем, но был в основном составе руководителей «The Esoteric Order of Dagon», то горел желанием собрать художников и писателей, чтобы попробовать создать комикс и настольную игру по вселенной Лавкрафта. Но из-за разногласий с владельцами, я и моя команда покинули Орден и занялись другим проектом. Я не возвращался к идее комиксов и настольных игр даже после того, как вернулся в Орден и стал его владельцем. Каково было моё удивление, когда я узнал, что ребятки из Terra Mortis решили реализовать свою настольную игру по Лавкрафтиане. То, о чём я грезил долгое время. Сейчас, хоть я и не принимаю активное участие в их проектах, но всегда рад помочь им консультацией, рекламой, поиском творческих людей и даже снабдить нужным материалом. Ведь я знаю, что они не прожигают в пустую своё время, а занимаются поистине хорошим и нужным делом, у которого явно есть все шансы на своё удачное будущее.
Спасибо вам, что пригласили на беседу. Удачи во всём!
P.S. Советую подписаться на проекты ребят
Екатерина Замула: I LIKE WHAT I KNOW (Поклонникам Винсента Прайса, Кристофера Ли, Питера Кушинга — подписываемся)
Алексей Исупов: Оld geek’s room (Самый уютный Гик — уголок)
Влад Баданин : GrimDarkManClub (это объединение людей по интересам, которое развивает взгляд на разные олдскульные и новые темы в уютной ламповой атмосфере)
Никита Пылкин: Lost Souls (Творчество этого замечательного художника)