Альманах НЕМО: Интервью с Солодиловым Ярославом из E.O.D. и Lovecraftian Horror

Эта бесе­да состо­я­лась аж в дале­ком 2020 году.
Интер­вью про­во­ди­ли Ека­те­ри­на Заму­лаАлек­сей Ису­пов и Влад Бада­нин для сво­е­го пер­во­го выпус­ка фан­та­сти­че­ско­го аль­ма­на­ха «Немо»

Мы взя­ли интер­вью у одно­го из основ­ных созда­те­лей рус­ско­языч­но­го про­ек­та «Эзо­те­ри­че­ский Орден Даго­на» — Соло­ди­ло­ва Яро­сла­ва. Сей­час он вме­сте с Алек­сан­дром Ураз­ме­то­вым и Дэни­е­лом Хор­ном осно­ва­ли новый про­ект «LOVECRAFTIAN HORROR», кото­рый направ­лен на раз­ви­тие в СНГ обшир­но­го архи­ва ста­тей, эссе и самих про­из­ве­де­ний аме­ри­кан­ско­го писа­те­ля Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та и его близ­ко­го кру­га дру­зей по пере­пис­ке, в кото­рый вхо­ди­ли: Роберт Ирвин Говард, Кларк Эштон Смит, Август Дер­лет, Роберт Блох и т.д.

Расскажи немного о себе, Ярослав, кем работаешь, семейное положение?

Здрав­ствуй­те! Моё пол­ное имя — Соло­ди­лов Яро­слав Вла­ди­сла­во­вич, рабо­таю под псев­до­ни­мом Джо­на­тан Адамс Смит.

Сра­зу хочу ска­зать, что у меня нет ника­ко­го хра­ма в лесах нашей матуш­ки Рос­сии. Я не состою ни в каком тай­ном куль­те, не наде­ваю на себя чёр­ную ман­тию и не покло­ня­юсь Хто­ни­че­ским Боже­ствам. Сам же про­ект ” The Esoteric Order of Dagon”, кото­рым я ранее зани­мал­ся- это все­го лишь дань ува­же­ния люби­мо­му писа­те­лю и не более. Сей­час мы реши­ли боль­ше ассо­ци­и­ро­вать­ся с твор­че­ством Лав­краф­та. Тем самым, созда­ли «Г. Ф. ЛАВКРАФТ • LOVECRAFTIAN HORROR»

В общем, я обыч­ный поклон­ник твор­че­ства это­го писа­те­ля, про­жи­ваю в звуч­ном горо­де Клин, рабо­таю обыч­ным пова­ром в ком­па­нии IKEA, женат, вос­пи­ты­ваю дво­их детей и рыже­го кота.

Расскажи о своем увлечении Г.Ф. Лавкрафтом. С чего все началось и как вы дошли до создания своего сайта и группы?

Когда мне было шесть лет, мой род­ной дядя Дима, он стар­ше меня на девять лет, решил, что я созрел для “Зло­ве­щих Мерт­ве­цов” и “Уро­да в Зам­ке”. Тогда я впер­вые посмот­рел вме­сте с ним эти куль­то­вые филь­мы ужа­сов и попро­сту в них влю­бил­ся. Несколь­ко лет спу­стя он пока­зал мне “Извне”, “Реани­ма­то­ра”, “Нечто”. Тогда я ещё не знал, что объ­еди­ня­ет все эти филь­мы.

Перед сном он мне часто рас­ска­зы­вал страш­ные исто­рии, яко­бы из реаль­ной жиз­ни. Я тогда думал, что он про­сто их сочи­ня­ет. Но в нача­ле 2000‑х я открыл для себя филь­мо­гра­фию Лючио Фуль­чи и был пора­жён, что Дима попро­сту пере­ска­зы­вал сюжет его филь­мов, а имен­но: “Седь­мые вра­та ада”, “Город живых мерт­ве­цов”, “Дом на краю клад­би­ща”.

Конеч­но, он мне пока­зы­вал и дру­гие филь­мы: “Чужой”, “Леп­ре­кон”, “Вос­став­ший из Ада”, “Кош­мар на ули­це Вязов”. Но имен­но моя любовь к филь­мам ужа­сов заро­ди­лась бла­го­да­ря Стю­ар­ту Гор­до­ну, Сэму Рэй­ми, Джо­ну Кар­пен­те­ру и Лучио Фуль­чи. И да, они по сей день мне очень доро­ги.

Так вот, Дима поку­пал жур­на­лы о кино и часто выре­зал из них кад­ры и целые ста­тьи про попу­ляр­ные на тот момент филь­мы. Вот в одном из таких мате­ри­а­лов мне и попа­лась инфор­ма­ция о свя­зи аме­ри­кан­ско­го писа­те­ля Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та с выше­пе­ре­чис­лен­ны­ми режис­сё­ра­ми и их кино­лен­та­ми. Тогда я и заин­те­ре­со­вал­ся его твор­че­ством.

Пом­ню, у мое­го дру­га была неболь­шая книж­ка, где было несколь­ко рас­ска­зов из «Цик­ла Снов». Почи­тал, мне не понра­ви­лось. Тогда я пере­шёл к Сти­ве­ну Кин­гу и Брэму Сто­ке­ру. А будучи под­рост­ком, посмот­рев фильм “Дагон”, поиг­рав в “Call of Cthulhu” и в серию игр “Alone in the Dark”, решил сно­ва вер­нуть­ся к Лав­краф­ту. Начал с “Зова Ктул­ху” и так в мою жизнь вторг­ся этот писа­тель. В 2010-ом я позна­ко­мил­ся с Алек­сан­дром Ураз­ме­то­вым и при­со­еди­нил­ся к его све­же­ис­пе­чен­но­му «The Esoteric Order of Dagon», кото­рый про­су­ще­ство­вал до вес­ны 2020-го. Сей­час мы с Алек­сан­дром и Дэни­е­лом Хор­ном реши­ли создать сайт-архив, куда зано­сим пере­во­ды, ста­тьи и про­из­ве­де­ния как Лав­краф­та, так и его близ­ко­го кру­га дру­зей. В общем, все, что свя­за­но со все­лен­ной «Мифы Ктул­ху» — наши две­ри для вас откры­ты. В СНГ подоб­но­го нет. И я наде­юсь, что дан­ный про­ект помо­жет мно­гим талант­ли­вым людям в поис­ке нуж­но­го для рабо­ты мате­ри­а­ла. Будь это бло­ге­ры, жур­на­ли­сты, био­гра­фы, писа­те­ли и т.д.

Сто­ит ли мне ска­зать сво­е­му дяде «спа­си­бо» за сло­ман­ную пси­хи­ку в дет­стве и боязнь ночи? Думаю, что да. Его увле­че­ния, будь это филь­мы или тяжё­лая музы­ка, очень силь­но повли­я­ли на моё ста­нов­ле­ние как лич­но­сти. Люб­лю его за всё.

Мой рабо­чий каби­нет, кото­рый укра­шен почти всем тем, что я так силь­но люб­лю

Расскажи о своих любимых произведениях Г.Ф. Лавкрафта. Интерпретацию каких его произведений ты бы мечтал увидеть в киноиндустрии или видеоиграх?

Чест­но, мне все­гда было слож­но выбрать самое люби­мое про­из­ве­де­ние.

Вооб­ще, весь цикл «Мифы Ктул­ху» для меня, как одно огром­ное про­из­ве­де­ние. При­зна­юсь, я не очень силь­но люб­лю « Цикл Снов». Но вот по «Мифам Ктул­ху» — пожа­луй­ста, я буду рад любо­му филь­му и даже сери­а­лу. Конеч­но, если он будет каче­стве­нен и хоть немно­го пере­даст мне ту самую неопи­су­е­мую атмо­сфе­ру Лав­краф­та. А если ещё и вре­мя собы­тий будет сов­па­дать с пер­во­ис­точ­ни­ком, то это уже будет для меня празд­ник.

Есть какие-то проекты, над которыми работаешь ты и твоя команда для продвижения и поддержания интереса к личности и творчеству Г.Ф. Лавкрафта в Европе и России?

Да, есть. Сей­час тру­жусь вме­сте с Дэни­е­лом Хор­номАлек­се­ем Лотер­ма­номБаязи­дом Рза­е­вым и со сво­ей супру­гой Ека­те­ри­ной Соло­ди­ло­вой над одной инте­рес­ной кни­гой. Не знаю, может, когда в свет вый­дет это интер­вью, мы уже анон­си­ру­ем эту кни­гу. Но пока я не имею пра­ва ниче­го рас­ска­зы­вать. Все­му своё вре­мя.

(Теперь мож­но рас­крыть — «Энцик­ло­пе­дию все­лен­ной Г. Ф. Лав­краф­та», кото­рая завис­ла в воз­ду­хе)

Кто из последователей Г.Ф. Лавкрафта тебе импонирует? Что бы ты рекомендовал к прочтению?

Роберт Блох и Роберт Говард. Я боль­шой поклон­ник этих писа­те­лей. А реко­мен­до­вать, да хоть всё — сади­тесь и читай­те. Будь это «Пси­хо» и «Соло­мон Кейн», да и закан­чи­вая их про­из­ве­де­ни­я­ми из того же цик­ла «Мифы Ктул­ху».

Кста­ти, могу посо­ве­то­вать кни­гу «Фор­ма Воды» Гильер­мо Дель Торо и Дэни­е­ла Кра­у­са, кото­рая зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ет собы­тия одно­имён­но­го филь­ма 2017 года. А Лав­краф­ти­а­ной от неё толь­ко так и веет.

Кни­га и Фильм «Фор­ма Воды»

Есть ли какие-то художники и иллюстраторы, которые, по твоему мнению, наиболее удачно передают образы произведений Г.Ф. Лавкрафта?

Конеч­но, это Джей­сен Бар­ро­уз, кото­рый рабо­тал с Ала­ном Муром над “Про­ви­ден­сом”, “Нео­но­ми­ко­ном”, “Куль­ту­рой Югго­та”, “Внут­рен­ним Дво­ром”.

А так­же не сто­ит забы­вать и о тех твор­цах, кото­ры­ми вдох­нов­лял­ся сам Лав­крафт при напи­са­нии сво­их про­из­ве­де­ний: Фран­сис­ко Хосе де Гойя-и-Лусьен­тес, Энто­ни Энга­ро­ла, Гюстав Доре, Вир­джил Фин­л­эй, Вин­сент Ван Гог, Иоганн Ген­рих Фюсс­ли, Уильям Хогарт, Джон Мар­тин, Нико­лай Рерих, Сид­ни Сайм.

Как ты относишься к пересечению Мифов Ктулху с Хайборийской эрой Р.И. Говарда? Считаешь ли ты уместным рассматривать взаимосвязанность этих миров?

Конеч­но, отно­шусь поло­жи­тель­но. И глав­ная при­чи­на состо­ит в том, что эти два писа­те­ля не толь­ко друг дру­га вдох­нов­ля­ли сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, так ещё и были хоро­ши­ми дру­зья­ми по пере­пис­ке. И самая боль­шая неспра­вед­ли­вость состо­ит в том, что оба слиш­ком рано поки­ну­ли этот мир. Я думаю, что они и даль­ше бы свя­зы­ва­ли свои все­лен­ные еди­ной бело­снеж­ной нитью.

Роберт Говард «Техас­ский Меч­та­тель»

Как ты относишься к обилию настольных игр по Г.Ф. Лавкрафту и, в частности, по Аркхэму? Не слишком ли много их выходит последнее время?

Я очень рад, что в СНГ всё боль­ше ста­ло появ­лять­ся настоль­ных игр. А по Лав­краф­ту — так вооб­ще бла­гие вести.

Чест­но, в дет­стве мне не хва­та­ло настоль­ных игр. По боль­шей части они были в основ­ном про­стень­ки­ми и линей­ны­ми. А если таки­ми не явля­лись, то это были десят­ки раз­но­вид­но­стей Моно­по­лии.

Сего­дняш­ний рынок насы­щен настол­ка­ми на любой вкус, цвет и воз­раст, и это очень хоро­шо. Вот толь­ко беда в том, что теперь сво­бод­но­го вре­ме­ни на них у меня попро­сту нет. Наде­юсь, что я смо­гу за этот год более луч­ше рас­пре­де­лять сво­бод­ные часы и боль­ше вре­ме­ни посвя­щать им. Тем более что под­рас­та­ют дети. А они уж явно не долж­ны про­пус­кать их.

Ино­гда у меня соби­ра­ют­ся дру­зья, и мы вме­сте игра­ем в «Древ­ний Ужас». Это пре­крас­ная игра. Я даже сра­зу выку­пил у сво­ей подру­ги «Ужас Арк­хэ­ма», но за целый год так к нему и не при­тро­нул­ся. Как ранее ска­зал, сво­бод­но­го вре­ме­ни нет. Хотя сей­час безум­но чешут­ся руки купить дол­го­ждан­ный «Особ­няк Безу­мия» и я всё-таки наде­юсь, что ста­ну его обла­да­те­лем.

Играй­те, играй­те чаще в настоль­ные игры!

Пер­вая про­ба играть в «Древ­ний Ужас»

Как ты думаешь, вредит ли Лавкрафту массовая культура? Ведь, если быть честными, писал он не на массового читателя и многие смысловые пласты его произведений могут оказаться недоступными читателям с низким уровнем начитанности и культуры.

Я часто заме­чаю, как под­пис­чи­ки, кол­ле­ги и дру­зья гово­рят прак­ти­че­ски одно и то же — “чем боль­ше выхо­дят филь­мов или игр по Лав­краф­ту, тем мне всё силь­нее кажет­ся, что Лав­крафт от меня отда­ля­ет­ся. Ранее он был толь­ко моим писа­те­лем! Он писал толь­ко для меня! А сего­дня о нём зна­ют все и все его любят!“

Чест­но, сей­час я уже не при­дер­жи­ва­юсь тако­го мне­ния. Ранее сам гово­рил так­же, но толь­ко про Мэри­ли­на Мэн­со­на. Когда учил­ся в шко­ле — это­го музы­кан­та почти все нена­ви­де­ли. Из-за это­го мне нра­ви­лось чув­ство­вать себя осо­бен­ным. Я, прям с осо­бой фана­тич­но­стью, верил, что это толь­ко моя музы­ка, и я явно не соби­ра­юсь ни с кем с ней делить­ся. Вре­мя шло. А теперь он мега звез­да, кото­рую любит про­сто огром­ное коли­че­ство людей. И я свык­нул­ся с мыс­лью, что теперь его музы­ка не толь­ко для меня одно­го, но и для всех, кто про­ник­ся к его твор­че­ству. Сей­час я про­сто хочу, что­бы меня ещё боль­ше радо­ва­ли тем, что я так силь­но люб­лю. Так вре­дит ли мас­со­вая куль­ту­ра Лав­краф­ту? Нет, не вре­дит. Про­сто нуж­но свык­нуть­ся с тем, что теперь не ты один чита­ешь и любишь его про­из­ве­де­ния и всё. А насчёт того, что не все пой­мут его твор­че­ство — как ранее ска­зал, я и сам не с пер­во­го раза про­ник­ся к его про­из­ве­де­ни­ям.

Насколько целесообразно создавать графический роман из произведения, которое можно прочитать в обыкновенной книге? Сейчас по Лавкрафту делают массу комиксов и графроманов, но есть ли в этом смысл и помогает ли это в понимании писателя или же наоборот – вредит?

Как и к настоль­ным играм, в СНГ всё боль­ше ста­ли уде­лять это­му вни­ма­ние — люди полю­би­ли рома­ны в кар­тин­ках. И это, без­услов­но, хоро­шо. Я сам поклон­ник комик­сов. При­зна­юсь чест­но, я люб­лю DC, Dark Horse Comics и Image Comics. И с удо­воль­стви­ем, про­чи­тав про­из­ве­де­ние люби­мо­го писа­те­ля, озна­ком­люсь с гра­фи­че­ским рома­ном. Глав­ное, что­бы рисов­ка и сама исто­рия была каче­ствен­ная.

В про­шлом году я купил себе «Ужас Дан­ви­ча. Гра­фи­че­ский роман». Там два комик­са: “Ужас Дан­ви­ча” — про­дол­же­ние ори­ги­наль­но­го про­из­ве­де­ния Лав­краф­та и “Пёс” — по ори­ги­наль­но­му про­из­ве­де­нию. Вот от “Ужа­са Дан­ви­ча” я пле­вал­ся. Ском­кан­ная глу­пая исто­рия, кото­рая не долж­на была вый­ти за пре­де­лы чер­но­ви­ка. А вот от “Пса” полу­чил неопи­су­е­мое удо­воль­ствие. Чест­но, хочу боль­ше подоб­ных вещей.

Как ты относишься к тому, что многие знакомятся с произведениями Лавкрафта по видеообзорам, причем, иногда откровенно низкого качества и не имеющих никакого отношения к Лавкрафту, кроме его фамилии в названии обзора?

Глав­ное, что­бы обзор­щи­ки не созда­ва­ли свою армию отби­то­го фана­тья. У нас уже была стыч­ка с одним извест­ным бло­ге­ром, кото­рый не читал Лав­краф­та и Сти­ве­на Кин­га, но делал по ним исто­рии. Лич­но меня он уве­рял, что зна­ет луч­ше всех эти про­из­ве­де­ния, а дру­гие попро­сту дура­ки. Хотя нор­маль­ный чело­век, читав­ший про­из­ве­де­ния, а после про­смот­рев­ший его обзо­ры, сра­зу пой­мёт, что автор вооб­ще не зна­ком ни с твор­че­ством Лав­краф­та, ни с твор­че­ством Сти­ве­на Кин­га. А его исто­рии, как мы после выяс­ни­ли, осно­ва­ны лишь на ста­тьях дру­гих людей, кото­рые он пере­пи­сал и выдал за свой труд, не забыв даже поде­лить­ся сво­им мне­ни­ем. И вот, насмот­рев­шись таких роли­ков, его безум­ная бан­да дела­ла налё­ты на дру­гих бло­ге­ров и даже на сооб­ще­ства, посвя­щён­ные этим писа­те­лям. В ком­мен­та­ри­ях под­креп­ля­ли сло­ва это­го недоб­ло­ге­ра, а всех авто­ров обви­ня­ли в дез­ин­фор­ма­ции и устра­и­ва­ли срач — и это пло­хо. Так­же пло­хо, что люди попро­сту дове­ря­ют бло­ге­рам и сами лич­но не зна­ко­мят­ся с пер­во­ис­точ­ни­ка­ми.

Читай­те, люди, кни­ги и ставь­те на место таких недоб­ло­ге­ров!

Как ты считаешь, следует ли прибегнуть к максимально точному копированию Лавкрафта или, взяв за основу какие-то идеи, можно их «докрутить», базируясь на своем мировосприятнии и это не будет катастрофой и поводом поставить к стенке?

Если исполь­зо­вать этот при­ём в плане сво­ей учё­бы, то совер­шен­но не будет ника­кой ката­стро­фы. Но если вы нач­нё­те это про­да­вать — то я отне­сусь к это­му отри­ца­тель­но.

Насчёт того, что­бы взять какую-то идею и её докру­тить – то поче­му бы и нет. Так устро­ен весь мир. Все берут и вдох­нов­ля­ют­ся какой-нибудь инте­рес­ной иде­ей и попро­сту под­би­ва­ют её под своё виде­ние. Будь это лите­ра­ту­ра, кино, игры, музы­ка, да даже архи­тек­ту­ра и дизайн.

Моя вер­сия Гла­за­сти­ка из филь­ма «Реани­ма­тор» Стю­ар­та гор­до­на

Расскажи о своем знакомстве с проектом Terra Mortis. Насколько тебе интересен данный проект? Есть ли у него будущее по твоему мнению?

Изна­чаль­но, когда я ещё не был вла­дель­цем, но был в основ­ном соста­ве руко­во­ди­те­лей «The Esoteric Order of Dagon», то горел жела­ни­ем собрать худож­ни­ков и писа­те­лей, что­бы попро­бо­вать создать комикс и настоль­ную игру по все­лен­ной Лав­краф­та. Но из-за раз­но­гла­сий с вла­дель­ца­ми, я и моя коман­да поки­ну­ли Орден и заня­лись дру­гим про­ек­том. Я не воз­вра­щал­ся к идее комик­сов и настоль­ных игр даже после того, как вер­нул­ся в Орден и стал его вла­дель­цем. Како­во было моё удив­ле­ние, когда я узнал, что ребят­ки из Terra Mortis реши­ли реа­ли­зо­вать свою настоль­ную игру по Лав­краф­ти­ане. То, о чём я гре­зил дол­гое вре­мя. Сей­час, хоть я и не при­ни­маю актив­ное уча­стие в их про­ек­тах, но все­гда рад помочь им кон­суль­та­ци­ей, рекла­мой, поис­ком твор­че­ских людей и даже снаб­дить нуж­ным мате­ри­а­лом. Ведь я знаю, что они не про­жи­га­ют в пустую своё вре­мя, а зани­ма­ют­ся поис­ти­не хоро­шим и нуж­ным делом, у кото­ро­го явно есть все шан­сы на своё удач­ное буду­щее.

Спа­си­бо вам, что при­гла­си­ли на бесе­ду. Уда­чи во всём!

Облож­ка аль­ма­на­ха «Немо» от худож­ни­ка Ники­ты Пыл­ки­на

P.S. Сове­тую под­пи­сать­ся на про­ек­ты ребят
Ека­те­ри­на Заму­ла: I LIKE WHAT I KNOW (Поклон­ни­кам Вин­сен­та Прай­са, Кри­сто­фе­ра Ли, Пите­ра Кушин­га — под­пи­сы­ва­ем­ся)
Алек­сей Ису­пов: Оld geek’s room (Самый уют­ный Гик — уго­лок)
Влад Бада­нин : GrimDarkManClub (это объ­еди­не­ние людей по инте­ре­сам, кото­рое раз­ви­ва­ет взгляд на раз­ные олдскуль­ные и новые темы в уют­ной лам­по­вой атмо­сфе­ре)
Ники­та Пыл­кинLost Souls (Твор­че­ство это­го заме­ча­тель­но­го худож­ни­ка)