Это интервью мы брали в Июне 2020 для нашего проекта LOVECRAFTIAN /// THE ESOTERIC ORDER OF DAGON. Переводчиками выступили Лена Великоредчанина и Алексей Лотерман.
Огромное спасибо сообществам: Mortiis , CASUS BELLI MUSICA , STILL DEAD , Terra Mortis за то, что помогли мне с вопросами!
Вопросы от Евы Прокофьевой :
Как Вы учились музыке? Помните ли свои первые детские/подростковые музыкальные “сочинения” и на что это было похоже?
– Моим первым “сочинением” было «The Song of a Long Forgotten Ghost ». Это никогда не было моим выбором, но произошло потому, что «Emperor » уволили меня, я не хотел бросать музыку, но и не хотел оказаться в подобной же ситуации с другой группой. Я состоял в двух коллективах до «Emperor », и обычно был тем парнем, которого никто не слушал, когда мы вместе играли музыку. Помню, что иногда на репетициях «Emperor » я делал попытки по аранжировке (в основном демо-песен), но меня зачастую просто игнорировали. Уверен, что мои идеи всё равно были дерьмовыми
[1]
Здесь и далее в ответах оригинальная лексика передана с присущей ей экспрессией, а ошибки в названиях сохранены. – Прим. перев.
, поскольку я не имел опыта в написании песен, а музыка, в любом случае, не была моей.
Поэтому было интересно наконец-то написать свою собственную музыку, но тогда я был совершенно беззаботен. На самом деле создание музыки становится всё более напряжённым делом, потому что чем лучше я с этим справляюсь, тем больше ожидаю, что в следующий раз я буду ещё лучше, из-за чего возникает ещё больше напряжения.
В Вашей семье из старшего поколения есть или были музыканты?
– Насколько мне известно, нет. Я первый человек в семье, который серьёзно занялся музыкой, не говоря уже о том, что действительно стал создавать её. Гитару я нашёл на чердаке, когда был ребёнком. Я никогда не играл на ней, но думаю, что мои мать или отец могли немного играть в молодости. Так я начал с нуля, в семье, которая не понимала и не принимала мой интерес к музыке. У меня возникало много ссор с отцом из-за того, что это плохо влияло на школу (на самом деле в школе у меня всё было в порядке) и сама музыка, которую я играл, была тёмной, депрессивной и ужасной, ха-ха! В последующие же годы родители стали уважать и поддерживать меня. Думаю, они поняли, что я не просто страдал хернёй, а занимался чем-то действительно важным для меня.
Как родители относились к Вашим неформальным интересам – футболки с мерчем групп, длинные волосы, нестандартный круг общения и т.д.? Как они отреагировали на созданный Вами образ, увидев в первый раз?
– Ну, как я уже сказал, сперва они не очень-то поддерживали меня. В 80‑е, когда я стал супер-фанатом трэша и спид-метала, а стены моей комнаты скрылись за обложками, постерами, флаерами и прочим, мой отец принялся срывать всё это со стен, запрещать и тому подобное, поскольку кто-то из тупых учителей в школе подал ему идею, что я мог бы учиться лучше, если бы меньше отвлекался на музыку. Он воспринял совет буквально, и это обернулось множеством ссор, которые продолжались ещё долгие годы… вплоть до 90‑х или даже до начала 2000‑х годов. Но сегодня у нас достаточно хорошие отношения, чтобы просто вспоминать об этом. Он очень много сделал для нашего дома, которым мы владеем уже 15 лет, поскольку он очень хороший, а я нет, ха-ха!
Самый большой и главный критик в Вашей жизни?
– Никто другой не подходит на эту роль лучше, чем владелец Silvertone studios (к сожалению ныне не существующей) Рун Йоргенсен, много работавший над записью «Perfectly Defect » и «The Great Deceiver », и оказавшийся очень честным в оценки миксов, которые мы делали, от него я узнал несколько полезных вещей, таких как: всегда пытаться найти “ведущие звуки” и учитывать, как развиваются песни, какой звук получает отклик, задаёт настроение и тому подобное. Даже если это звучит так, будто применимо только к коммерческой музыке, вы можете взять некоторые из этих элементов/идей и использовать их в отношении практически любого звукового сеттинга… Хотя бы мысленно.
Что Вы цените больше всего в себе и в других людях? Какие качества характера развиваете, каких не хватает, возможно, для целостности личности?
– Я очень честен, и стараюсь не слишком много п@здеть с людьми, но в то же время я очень общительный, когда нахожусь в подходящем настроении. Иногда появляется беспокойство или стресс от того, что я пытаюсь делать слишком много дел одновременно, и тогда становлюсь менее общительным. Думаю, я просто капризничаю, ха-ха! Так что мои хорошие и плохие качества часто идут рука об руку.
Порой мне хочется действовать и рассуждать больше как “настоящий художник”, то есть оставаться более закрытым и таинственным, поскольку я нахожу эту идею довольно привлекательной, но, в конце концов, это не совсем в моих привычках, чтобы всегда быть таким.
Я не ищу специфических черт в характере других людей, я имею ввиду, что до тех пор, пока они уважительны, интересны и в целом приятны в общении, то круты для меня. Мне не нужно, чтобы люди всё время были философскими, глубокими, интеллектуальными и серьёзными. Я ценю эти качества, но не всегда же. Они делают их скучными, сухими мешками пыли в моих глазах.
Я также устал от людей, думающих, что их честность будут ценить, когда они расскажут, какие альбомы, из записанных мной, они считают отстойными. Конечно, это нормально, если они кому-то не нравятся, но говорить об этом в лицо только потому, что “это честно” – своего рода херовая идея. Для меня не имеет значения, нравится ли вам альбом. Не тыркайте меня в него лицом. Быть может, мне не нравится ваше лицо или альбом (если у вас есть группа), но я не собираюсь подходить к вам и говорить об этом, потому что я не мудак.
Каким Вы видите себя через десять лет, как Mortiis и как Ховард?
– Тем же парнем, но на десять лет старше, ха-ха! Потому что десять лет назад ответ был таким же, как и двадцать лет назад (Улыбается)
Вопросы от Кирилла Михайлова :
Расскажите, как вообще появилась маска Mortiis? Вы сделали её сами? И почему Вы решили использовать именно этот образ?
– Вначале это была примитивная “маска” – сделанные из blue tack [2] Имеется ввиду пластилиноподобная липкая масса синего оттенка “Blu Tack”. – Прим. перев. (своего рода глины) нос и уши, так что в некотором смысле да, мы сделали её сами. В этом мне помогла моя тогдашняя подруга Ильза. Это было сочетание разных элементов, которые вдохновляли меня… В 4–5 лет я рос на «Kiss », затем были другие известные группы 80‑х, такие как «W.A.S.P. » и «Twisted Sister », ранние «Mötley Crüe ». Я был слишком мал, чтобы открыть для себя Элиса Купера , это произошло гораздо позднее. Позже, в 80‑е годы, я перешёл на трэш и спид-метал, с большим количеством шипов и таких вещей, как «Venom », «Hellhammer », «Bathory » и ранний «Slayer ». К тому моменту я начал читать книги Толкина, так что это была смесь из десяти лет увлечения брутальными образами, экстримальным блэк-металом и фантастическими аспектами творчества Толкина. Рано или поздно это должно было произойти, чтобы кто-то подхватил образы блэк-метала и продолжил развивать их дальше.
Где можно найти тексты, которые Вы написали к некоторым композициям с альбома «Cintecele Diavolui »? Особенно интересует стихотворение к композиции «The Vampire ».
– Если честно, не думаю, что они когда-либо были напечатаны, и я больше никогда не видел эти заметки или тексты. Должно быть, они где-то затерялись.
Какое оборудование Вы использовали для записи ранних альбомов?
– Для трёх первых альбомов «Mortiis » и одного или двух первых «Vond » я просто использовал Roland JV30. После этого я получил Ensoniq SQ1, который стал частью альбома «Crypt », первого альбома «Fata Morgana » и некоторых других. Примерно в 1997 году я купил Kurzweil K2000, в основном из-за его возможности сэмплирования, и я начал использовать лучшие оркестровые сэмплы, сэмплы из фильмов и так далее, и этот синтезатор в значительной степени доминировал в альбоме «Stargate ». У меня до сих пор есть синтезатор Kurzweil, хотя сейчас я использую кучу других вещей.
В Ваших текстах проскальзывает тематика путешествий между измерениями, космического хаоса, порабощения планеты тёмными внеземными силами. Возможно, я ошибаюсь, но небольшая параллель присутствует с произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта. Расскажите, близка ли Вам Лавкрафтовская концепция космического ужаса? Вы читали его произведения?
– Когда я писал большую часть своих лирических сочинений, которые вы имеете ввиду, между 1992 и 1999 годами, то ещё не читал Лавкрафта, за исключением одной, кем-то подаренной книги примерно 1997 года. Мне очень понравилось, но я чувствовал, что она требовала от меня полного сосредоточения, потому что переживания персонажей в историях были такими мечтательными, нематериальными и таинственными, что порой было сложно идти с ними в ногу. Короче говоря, нет, я ничего не заимствовал у Лавкрафта, потому что, хоть я и знал о нём, моё представление о его произведениях было нулевым (до тех пор, пока я не прочёл ту единственную книгу). Я до сих пор практически не читал его, хотя и очарован его богами и мирами. Должен признать, что в действительности я читал больше основанные на Лавкрафте работы. Я большой поклонник серий «Некроскоп» и «Психомех» Брайана Ламли, я даже добрался до его серии о Титусе Кроу, события которой развиваются во вселенной Лавкрафта. Очень интересно. Впрочем, я прочёл всё это гораздо позже, в середине 2000‑х.
Альбом «Born to Rule » был посвящен Евронимусу?
– Нет. Он был записан через несколько месяцев после его кончины, причём большая часть ещё при его жизни. Небольшая же часть была включена в сборник, выпущенный американским лейблом Necropolis Records . Он назывался «A tribute to Euronymous ». В последующие годы Hammerheart / Karmageddon Media , похоже, присвоили себе все “права” на этот релиз, поскольку они переиздали его на CD, виниле, в цифровом формате, и, конечно же, мне никогда не говорили об этом и ничего не выплатили. Я сам узнал об этом, кажется, на Discogs или чём-то подобном. Некоторые из звукозаписывающих компаний имеют ужасную репутацию нечестных людей.
Вопросы от Лии Ру х :
Какие источники вдохновения были в начале пути (еще с «Emperor ») и чем Вы вдохновляетесь сейчас? Сильно изменились Ваши вкусы?
– В «Emperor» я писал только тексты песен, и, думаю, что моими главными вдохновителями были такие парни, как Cronos и Tom G. Warrior . Я никогда не достигал их уровня великолепия лирики метала, но пытался. Вероятно, меня также вдохновляли ранние тексты «Slayer ».
Когда я стал выступать соло, в музыке меня мотивировали «Tangerine Dream » и Klaus Schulze , в 70‑е они выпустили пластинки, которые были настолько анти-коммерческими (25-минутные треки, по одному на каждую сторону пластинки, я никогда раньше не слышал ничего подобного!)… Это было откровением, давшим начало моим принципам – “похер на всех, если я хочу делать всё так как хочу, то буду”, и тогда я понял, что не должен играть по правилам. Также я понял, что действительно крутая музыка не обязательно должна записываться с гитарами и ударными.
Как Вы относитесь к таким группам, как Skepticism и Thergothon , и к фьюнералу в принципе?
– Я не очень глубоко вникал во все эти жанры. Я знаю о группах, которые вы упоминаете, но, боюсь, не слишком хорошо знаком с ними.
Вопрос от Вадима Малана :
Вы говорили, что на Вас произвели впечатление произведения по вселенной «Dragonlance ». Играли ли Вы в «Dungeons & Dragons » или в другие ролевые игры? Помните созданных Вами персонажей?
– Я никогда не играл в эту игру, но знал о ней и всегда видел, когда посещал магазины фантастики (обычно в поисках произведений Толкина). Я играл только в одну ролевую игру, примерно в 1995 году. Она называлась «Kult » и была создана, кажется, парой шведов. Она действительно крута, и я думаю, что она всё ещё существует. Вероятно, она была близка к мотивам фильмов «Матрица», в том смысле, что реальность, как вы её воспринимаете, вовсе не реальность, а всего лишь иллюзия, и чем дальше вы продвигались по игре, тем больше пробуждались. Помните, что это было задолго до выхода фильмов «Матрица», и, полагаю, не столько об испорченных технологиях, сколько о кошмарах, скрытых за завесой, религиозных аспектах и так далее.
Касательно «Dragonlance ». Меня это не слишком интересовало, мне просто очень нравились книги. На самом деле серия «The Death Gate Cycle », которую авторы создали после «Dragonlance », интересовала меня больше. Эти книги были действительно классными.
Вопросы от Андрея Селевёрстова :
А как относятся Ваши дети к образу Mortiis ? Слушают ли они Вашу музыку?
– Неа. Они знают, что я занимаюсь музыкой, много езжу для выступлений, и тому подобное. Ну, не так много сейчас, конечно, но обычно много. Моя дочь больше интересуется коммерческими вещами, всякими хитами, что крутят по радио. Я почти сдался, ха-ха! Мой сын берёт уроки игры на ударных, но, честно говоря, он больше увлекается играми, чем музыкой, вроде всяких «Fortnite » и «Minecraft ».
Интересно, чем вообще занимаются Ваши дети? Да и к чему Вы прививаете им любовь, кроме учебы?
– Мы учим их быть открытыми и относиться к людям с уважением. Они дети, поэтому, конечно же, оступаются и бывает говорят глупую фигню о друге или ком-то из школы, кто сделал то, что им не понравилось… Мы всегда стараемся напомнить им, что все дети допускают ошибки, это часть уроков жизни и взросления, и взрослые тоже постоянно совершают их. Моей дочери 12 лет, она играет на кларнете (хотя иногда ей это кажется скучным, так что нам приходится заставлять её), она также очень талантливая гимнастка, по крайней мере в наших глазах. Большая часть её внимания уходит на тренировки, на занятия танцами и пением, я часто слышу, как она поёт в своей комнате, но понимаю, что все девочки в её возрасте вроде как хотят быть певицами.
Мой сын, как я уже сказал, сейчас полностью поглощён играми. Он довольно беззаботен, но ему всего 9 лет, так что у него ещё нет того стремления в жизни, какое, кажется, есть у его сестры.
Я слышал, что Вы большой любитель пива. Какое пиво Вы посоветуете гостю Вашей страны?
– Ха-ха, разве не все мужчины любят пить пиво в свои 40 лет? Я устал от всего этого претенциозного IPA [3] Сокращение от “India Pale Ale”, марка популярного крафтового пива. – Прим. перев. дерьма… Клянусь, некоторые из этих сортов пива отрастили хипстерские manbuns [4] От “Man Bun” – мужская причёска, представляющая собой длинные волосы, собранные в пучок на затылке или макушке головы. – Прим. перев. и бороды. Нет, честно говоря, мне просто надоело, что 75% из них имеют вкус цитрусовых или персиковых духов. Я могу почувствовать запах некоторых таких сортов пива в десяти футах от себя. Это было захватывающе лет пять назад, когда ещё не появилось миллиона грёбанных брендов. И это просто уже наскучило, многие из них имеют довольно неприятный вкус. Поэтому я вернулся к достаточно простым вещам, вроде Pilsner . В Норвегии есть хорошие бренды – Frydenlund , Borg Pilsner , и, полагаю, самый популярный из них Ringnes , обладающий хорошим вкусом. Кому-то он может показаться немного пресноватым, но, как уже сказал, я просто устал от пива с “богатым насыщенным вкусом”. Если мне и захочется чего-то такого, то я возьму Kilkenny или Newcastle Brown Ale , быть может даже Guinness . Мне также нравится пшеничное пиво, например, Hoegarden , но не слишком много, иначе у меня появится пивной живот, ха-ха!
Есть ли в Вашей коллекции винила русские музыканты?
– Ну да, у меня есть такая классика как «Ария », «Шах » и много других, на них часто имеются логотипы с русскими буквами, и чертовски сложно узнать, как группы называются по-английски. Конечно, ещё у меня есть «Мастер » и прочие.
Вопросы от Солодилова Ярослава:
В 2017 году у Вас вышла пластинка «The Unraveling Mind », и в одноимённой композиции присутствует эффект ASMR- словно кто-то кирпичом или чем-то подобным чертит по асфальту иль стене. Этот звук очень сильно врезался мне в голову и всё не даёт покоя. Можете раскрыть карты, что Вы подразумевали под этой композицией? Там кто-то пытается оставить своё послание? И вообще, есть ли у Вас в планах выпуск подобного альбома с эффектами ASMR? Это чертовски круто и хочется ещё нечто подобное услышать.
– Рад, что вам понравился этот звук. Кажется, он был создан при помощи чего-то, называемого пошаговым секвенсором. Это способ программирования ряда таких модификаций, как высота звука (мелодии), яркость и резонанс (фильтрация) или множества других изменений звука. В этом случае я почти уверен, что взял звук белого шума и использовал фильтр пошаговой модуляции, так что получилось что-то вроде простого ритма. Вероятно, я также сделал и другую обработку, но это было очень давно, поэтому не могу вспомнить. Я не закладывал в этот трек какого-то глубокого смысла, кроме того, что хотел сделать атмосферный альбом.
На самом деле я работаю над музыкой, которая чем-то похожа на эту, немного жутковатая, но сильно обработанная разными эффектами, чтобы превратить звук в нечто иное. Мутация и трансформация.
Когда Вы начинали свою карьеру, то Ваш образ был более простым. И вот, спустя несколько десятилетий из рядового тролля «Mortiis » вырос в полноценного конунга троллей. Расскажите, сколько времени занимало перевоплощение в своего персонажа и сколько времени занимает сегодня? P.S. Летом не жарко?
– У меня никогда не было замысла какого-либо преображения. Кроме того, я никогда не называл его троллем, эльфом, гоблином или как-то ещё. Это всё термины, которые, похоже, используют все, кроме меня, ха-ха! Для меня это просто Mortiis . Так или иначе, время от времени я стараюсь лишь обновлять или дополнять визуальный аспект образа. Реакция же на это исходит от других людей, а не от меня (Улыбается)
Посмотрев на проект «Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows », а именно на образ Анны-Варни Кантодеа , то прям чувствуется, что Mortiis и она живут в одной вселенной. Вот только не хватает Вашего совместного кроссовера. Хотелось бы узнать о Вашем отношении к проекту Анны-Варни . У Вас не было желания что-нибудь сделать совместно? Лично я думаю, что это было бы безумно атмосферно.
– Ко мне действительно обращался лейбл или менеджер «Sopor Aeternus » по поводу сотрудничества много лет назад. Но этого не произошло, и я не могу вспомнить почему. Думаю, то, что она делает, чрезвычайно атмосферно и эстетично. Её обложки для записей тоже очень впечатляющи.
Представьте, что Вы решили полностью завязать с карьерой музыканта. Кем Вы себя видите в другой профессии?
– Думаю, что был бы неплох в качестве кинорежиссёра, если бы у меня были технические знания в этой области, она кажется мне очень творческой и перспективной, в том смысле, что существует столько направлений, начал, середин и концовок, из которых можно выбирать. Просто мириады ракурсов и способов съёмки, света, темноты, людей… Но я сомневаюсь, что это когда-нибудь произойдёт.
Как Вы отдыхаете от музыкальной деятельности? У Вас есть хобби?
– Обычно я просто смотрю что-то по телевизору, что-то лёгкое или не требующее большого внимания от мозговых клеток, поскольку я обычно сжигаю их в течение дня, когда работаю и концентрируюсь на музыке. Когда у вас остаётся лишь 5% умственного потенциала к концу ночи, то вы не захотите снова смотреть «Список Шиндлера », независимо от того, насколько хорош фильм. Часто я просто захожу на Youtube и смотрю WWF wrestling из 80‑х в течение получаса. Я вырос на этой дряни, ха-ха!
У Вас был период, когда Вы отказались от образа Тролля. Помню, что меня эта новость расстроила. Но когда я увидел Ваш новый образ, то понял, что «Mortiis » может вполне жить без своего культового персонажа – это было прям открытие для меня. Каково это было снова вернуться к своему известному образу? Эх, чувствую, что поклонники Вас прям достали с просьбами вернуть тролля, да? Сильно это давило на Ваш выбор?
– Вы не можете быть более неправы. Чем больше кто-то пытается заставить меня сделать что-то, тем меньше шансов, что я это сделаю. Я никогда не уступаю внешнему давлению. Честно говоря, я предпочёл бы сжечь маску и все свои мастер-ленты, чтобы никогда не возвращаться к музыке, чем позволить кому-то диктовать, что я должен или не должен делать. Однако я согласен, что «Mortiis » может выжить в любой форме или образе, поскольку имеет значение то, что внутри, а не снаружи. Если внешний мир, это единственное, что имеет значение, то люди должны начать следить за блогами влиятельных лиц и аккаунтами в Instagram.
Я сам принял решение вернуться к “старому” образу. Было подходящее время, и поэтому мне потребовалось почти 20 лет, чтобы наконец сделать это.
В клипе «Demons are Back » Вы появляетесь в маске. И чёрт возьми, я хочу эту маску. Вы можете рассказать о ней? Где её можно приобрести? Или как её можно сделать?
– Это оригинальная маска. Её нельзя нигде купить. Я попросил своего друга-учителя рисования сделать слепок моего лица и описал то, что примерно хотел видеть – искажённое ассиметричное лицо с выступающей нижней челюстью. У меня были эти огромные, древние, ржавые гвозди, которые я нашёл в стенах старой части своего дома, когда мы ремонтировали его, они показались мне такими крутыми, что я сжёг дерево, в которое они были вбиты (100 лет назад) и сохранил их для использования в будущем. В конце концов, я поместил их все в нижнюю челюсть этой маски, а затем немного выкрасил глазницы, чтобы они выглядели более мрачно. Таким образом, маска превратилась в это примитивное кошмарное лицо с миллионом торчащих острых зубов.
Вы работали над короткометражками, да и клипы у Вас, как полноценная история. Но не было ли желания запечатлеть свои образы в полноценном фильме? Не поступало ли Вам подобных предложений?
– Мне нравится работать над видео с мыслью, что история может продолжаться и после его окончания, поэтому я воспринимаю это как кино или “сериал”… Мне нравится хорошая история, которой можно увлечься. Такое возникало несколько раз… Если вы посмотрите клип «The Shining Lamp of God », то он продолжается в «Doppelganger ». Клипы «Too Little Too late » и «Geisteskrank » связаны, как «Visions… » и «Dark Horizon » из «Spirit of Rebellion ». Это просто ещё один способ поднять наши клипы на уровень выше заурядного промо-видео, до чего-то большего… до визуальной истории. Быть может, я несколько претенциозен, но мне нравится считать именно так.
Полнометражный фильм? Я не знаю, возможно ли это… И не уверен, что художник мог бы сделать хороший полнометражный фильм о себе самом… Это как 90 минут, которые нужно заполнить по-настоящему крутыми вещами. Это нелегко… Я люблю быть частью действительно хорошего фильма и работать над саундтреком к нему, хотя это совсем другое дело, но я никогда не получал реальных предложений… Порой всякие бездельники обращаются ко мне, прося моего участия, или разрешения использовать мою музыку, но они оппортунисты, которые хотят получить всё бесплатно, настолько очевидно лишённые какого-либо таланта или собственного видения, что было бы карьерным самоубийством становиться частью этого, ха-ха!
Вы читали русских классиков?
– На самом деле нет. Однажды я пытался прочесть книгу одного русского автора, имя которого позабыл, она была переведена на английский и, похоже, касалась жизни при сталинской политике, революции и общества. Это было очень тяжёлым чтением, и, вероятно, очень глубоким, так что мне пришлось бросить его примерно после сотни страниц.
Как вам зимняя Россия?
– Очень морозная. Мы были в Екатеринбурге около 10 лет назад, в январе. Сурово.
Ранее «Think About Mutation » перевернула жанр industrial своими альбомами «Motorrazor » и «Housebastards ». Их влияние отчётливо можно услышать у многих industrial команд. Повлияла ли на Вас эта группа?
– Честно говоря, я даже никогда не слышал о них. Уже перешагнул то время, когда я изучал целые жанры на предмет всего, что в них есть. Я очень занят своими собственными проектами и жизнью, время пролетает очень быстро, и случается такое, чего я просто не замечаю, особенно если это новая группа. Как правило, я предпочитаю 80‑е годы, имея ввиду индустриальную музыку в стиле 90‑х. Но я ознакомлюсь с ними.
Хотелось также узнать о Вашем отношении к творчеству Эдгара Аллана По. Да и вообще, какие Ваши любимые писатели и что бы Вы нам всем посоветовали почитать?
– Моими любимыми писателями были такие парни, как Ф. Пол Уилсон (цикл «Ночной мир» и его фантастические произведения) и Брайан Ламли («Некроскоп» и Титус Кроу). К сожалению, у меня не так много времени на чтение. У меня есть один сборник сочинений По, и он мне очень нравится, особенно «Убийство на улице Морг».
Вопрос от Валентина Хартмана:
К чему стоит готовиться Вашим поклонникам после выхода альбома «Spirit of Rebellion »? Будет ли следующий альбом в духе «The Smell of Rain », «The Grudge » и «The Great Deceiver », то есть в стиле «индастриал»?
– Работа над ним продолжается, в каком-то смысле, там, где закончилось вдохновение, часть материала развивается в более жуткий и тёмный звук, но пока ещё слишком рано говорить об этом, хотя уже сейчас он звучит действительно круто.
Вопрос от человека, который решил остаться в тени:
Из-за чего Вы покинули Норвегию и перебрались в Швецию? Можно развернуто?
– Я встретился с Ильзой в Норвегии, когда она сбежала из дома. Мы познакомились через Евронимуса и быстро стали парой. Она жила в Швеции и спустя пару недель вернулась домой. Это было летом 1993 года. Евро был убит в августе. В январе 1994 года я бросил школу, в которой тогда учился, и переехал в Швецию. Это было так легко и просто.
Вопросы Ильи Тутарова:
Вы давали показания в полиции против Варга Викернеса . Почему Вы так поступили и какое Ваше видение тех событий? Говорит ли Варг правду или всё не совсем так? Можете поподробнее рассказать?
– Я точно не знаю, что говорит Варг. Есть много версий на все случаи. Варг, казалось, хотел придать делу политический подтекст, выставив Евро коммунистом. Что не так, Евро был очарован коммунистическими режимами, потому что в 80‑х и начале 90‑х они представлялись очень малоизвестными (по крайней мере, для людей из открытых демократических стран, таких как Норвегия) и закрытыми местами. Я точно знаю, что Евро (и он был очень ранним в этом деле, если вы посмотрите на некоторые из последних блэк-метал групп, которые стали очень популярны, то они делают то же самое) очень интересовал метал (особенно дарк-метал), который происходил из “закрытых” и “малоизвестных” стран и мест. Как и меня в то время. Некоторые из этих мест были настоящими или бывшими коммунистическими странами, такими как Россия и Италия. Однажды Евро прислал мне целый сборник с записями из различных труднодоступных в то время мест. Он никогда не казался мне политическим деятелем. У него в кабинете висел старый советский или похожий флаг, но я искренне верю, что это было больше связано с его увлечением этими местами и диктаторскими/тоталитарными условиями, которые в них царили. Другая, более правдоподобная версия, заключается в том, что произошёл спор из-за денег и контрактов. Третья версия, которая также вполне правдоподобна, состоит в том, что Варг завидовал статусу Евро на сцене, и полагал, что сам заслуживает большего. Я нахожу это странным, потому что «Burzum » был очень популярен, очень плодотворен и очень уважаем в то время.
В конечном счёте я дал показания, потому что Евро был моим другом, а Варг – нет, хотя я ничего не имел против него, пока не случилось всё это безумие. Мы все знали, что он сжёг четыре церкви, это не было секретом. Никто не пошёл в полицию и не донёс на него или на кого-то ещё, пока он не решил убить Евронимуса. В тот момент я не чувствовал к нему никакой преданности. Для протокола: я никогда ни на кого не заявлял в полицию, они приходили ко мне, поскольку кто-то сказал им, что они должны поговорить со мной и другими.
Вопрос человека, который решил остаться в тени:
Как Вы сегодня относитесь к Варгу Викернесу? Вы общались после его освобождения?
– Я не испытываю к нему ни хороших, ни плохих чувств. Знаю, что у него есть дети и всё такое. Я даже слышал, что у него имеется несколько довольно безумных видео на Youtube. Уверен, он думает, что я мудак, но мне действительно всё равно. У него своя жизнь, а у меня – своя.
Я кратко общался с ним в нескольких письмах за 1991–1992 годы. А также встречал его на выступлении «Old Funeral » в 1990 году, когда он ещё был дэз-металистом.