Mortiis: Интервью для русскоговорящих поклонников

Это интер­вью мы бра­ли в Июне 2020 для наше­го про­ек­та LOVECRAFTIAN /// THE ESOTERIC ORDER OF DAGON. Пере­вод­чи­ка­ми высту­пи­ли Лена Вели­ко­ред­ча­ни­на и Алек­сей Лотер­ман.

Огром­ное спа­си­бо сооб­ще­ствам: Mortiis , CASUS BELLI MUSICA , STILL DEAD , Terra Mortis за то, что помог­ли мне с вопро­са­ми!

Вопросы от Евы Прокофьевой :

Как Вы учились музыке? Помните ли свои первые детские/подростковые музыкальные “сочинения” и на что это было похоже?

– Моим пер­вым “сочи­не­ни­ем” было «The Song of a Long Forgotten Ghost ». Это нико­гда не было моим выбо­ром, но про­изо­шло пото­му, что «Emperor » уво­ли­ли меня, я не хотел бро­сать музы­ку, но и не хотел ока­зать­ся в подоб­ной же ситу­а­ции с дру­гой груп­пой. Я состо­ял в двух кол­лек­ти­вах до «Emperor », и обыч­но был тем пар­нем, кото­ро­го никто не слу­шал, когда мы вме­сте игра­ли музы­ку. Пом­ню, что ино­гда на репе­ти­ци­ях «Emperor » я делал попыт­ки по аран­жи­ров­ке (в основ­ном демо-песен), но меня зача­стую про­сто игно­ри­ро­ва­ли. Уве­рен, что мои идеи всё рав­но были дерь­мо­вы­ми [1] Здесь и далее в отве­тах ори­ги­наль­ная лек­си­ка пере­да­на с при­су­щей ей экс­прес­си­ей, а ошиб­ки в назва­ни­ях сохра­не­ны. – Прим. перев. , посколь­ку я не имел опы­та в напи­са­нии песен, а музы­ка, в любом слу­чае, не была моей.

Поэто­му было инте­рес­но нако­нец-то напи­сать свою соб­ствен­ную музы­ку, но тогда я был совер­шен­но без­за­бо­тен. На самом деле созда­ние музы­ки ста­но­вит­ся всё более напря­жён­ным делом, пото­му что чем луч­ше я с этим справ­ля­юсь, тем боль­ше ожи­даю, что в сле­ду­ю­щий раз я буду ещё луч­ше, из-за чего воз­ни­ка­ет ещё боль­ше напря­же­ния.

В Вашей семье из старшего поколения есть или были музыканты?

– Насколь­ко мне извест­но, нет. Я пер­вый чело­век в семье, кото­рый серьёз­но занял­ся музы­кой, не гово­ря уже о том, что дей­стви­тель­но стал созда­вать её. Гита­ру я нашёл на чер­да­ке, когда был ребён­ком. Я нико­гда не играл на ней, но думаю, что мои мать или отец мог­ли немно­го играть в моло­до­сти. Так я начал с нуля, в семье, кото­рая не пони­ма­ла и не при­ни­ма­ла мой инте­рес к музы­ке. У меня воз­ни­ка­ло мно­го ссор с отцом из-за того, что это пло­хо вли­я­ло на шко­лу (на самом деле в шко­ле у меня всё было в поряд­ке) и сама музы­ка, кото­рую я играл, была тём­ной, депрес­сив­ной и ужас­ной, ха-ха! В после­ду­ю­щие же годы роди­те­ли ста­ли ува­жать и под­дер­жи­вать меня. Думаю, они поня­ли, что я не про­сто стра­дал хер­нёй, а зани­мал­ся чем-то дей­стви­тель­но важ­ным для меня.

Как родители относились к Вашим неформальным интересам – футболки с мерчем групп, длинные волосы, нестандартный круг общения и т.д.? Как они отреагировали на созданный Вами образ, увидев в первый раз?

– Ну, как я уже ска­зал, спер­ва они не очень-то под­дер­жи­ва­ли меня. В 80‑е, когда я стал супер-фана­том трэ­ша и спид-мета­ла, а сте­ны моей ком­на­ты скры­лись за облож­ка­ми, посте­ра­ми, фла­е­ра­ми и про­чим, мой отец при­нял­ся сры­вать всё это со стен, запре­щать и тому подоб­ное, посколь­ку кто-то из тупых учи­те­лей в шко­ле подал ему идею, что я мог бы учить­ся луч­ше, если бы мень­ше отвле­кал­ся на музы­ку. Он вос­при­нял совет бук­валь­но, и это обер­ну­лось мно­же­ством ссор, кото­рые про­дол­жа­лись ещё дол­гие годы… вплоть до 90‑х или даже до нача­ла 2000‑х годов. Но сего­дня у нас доста­точ­но хоро­шие отно­ше­ния, что­бы про­сто вспо­ми­нать об этом. Он очень мно­го сде­лал для наше­го дома, кото­рым мы вла­де­ем уже 15 лет, посколь­ку он очень хоро­ший, а я нет, ха-ха!

Ховард Эллеф­сен в 15 лет. Фото­гра­фия взя­та с инста­гра­ма музы­кан­та

Самый большой и главный критик в Вашей жизни?

– Никто дру­гой не под­хо­дит на эту роль луч­ше, чем вла­де­лец Silvertone studios (к сожа­ле­нию ныне не суще­ству­ю­щей) Рун Йор­ген­сен, мно­го рабо­тав­ший над запи­сью «Perfectly Defect » и «The Great Deceiver », и ока­зав­ший­ся очень чест­ным в оцен­ки мик­сов, кото­рые мы дела­ли, от него я узнал несколь­ко полез­ных вещей, таких как: все­гда пытать­ся най­ти “веду­щие зву­ки” и учи­ты­вать, как раз­ви­ва­ют­ся пес­ни, какой звук полу­ча­ет отклик, зада­ёт настро­е­ние и тому подоб­ное. Даже если это зву­чит так, буд­то при­ме­ни­мо толь­ко к ком­мер­че­ской музы­ке, вы може­те взять неко­то­рые из этих элементов/идей и исполь­зо­вать их в отно­ше­нии прак­ти­че­ски любо­го зву­ко­во­го сет­тин­га… Хотя бы мыс­лен­но.

Что Вы цените больше всего в себе и в других людях? Какие качества характера развиваете, каких не хватает, возможно, для целостности личности?

– Я очень честен, и ста­ра­юсь не слиш­ком мно­го п@здеть с людь­ми, но в то же вре­мя я очень общи­тель­ный, когда нахо­жусь в под­хо­дя­щем настро­е­нии. Ино­гда появ­ля­ет­ся бес­по­кой­ство или стресс от того, что я пыта­юсь делать слиш­ком мно­го дел одно­вре­мен­но, и тогда ста­нов­люсь менее общи­тель­ным. Думаю, я про­сто каприз­ни­чаю, ха-ха! Так что мои хоро­шие и пло­хие каче­ства часто идут рука об руку.

Порой мне хочет­ся дей­ство­вать и рас­суж­дать боль­ше как “насто­я­щий худож­ник”, то есть оста­вать­ся более закры­тым и таин­ствен­ным, посколь­ку я нахо­жу эту идею доволь­но при­вле­ка­тель­ной, но, в кон­це кон­цов, это не совсем в моих при­выч­ках, что­бы все­гда быть таким.

Я не ищу спе­ци­фи­че­ских черт в харак­те­ре дру­гих людей, я имею вви­ду, что до тех пор, пока они ува­жи­тель­ны, инте­рес­ны и в целом при­ят­ны в обще­нии, то кру­ты для меня. Мне не нуж­но, что­бы люди всё вре­мя были фило­соф­ски­ми, глу­бо­ки­ми, интел­лек­ту­аль­ны­ми и серьёз­ны­ми. Я ценю эти каче­ства, но не все­гда же. Они дела­ют их скуч­ны­ми, сухи­ми меш­ка­ми пыли в моих гла­зах.

Я так­же устал от людей, дума­ю­щих, что их чест­ность будут ценить, когда они рас­ска­жут, какие аль­бо­мы, из запи­сан­ных мной, они счи­та­ют отстой­ны­ми. Конеч­но, это нор­маль­но, если они кому-то не нра­вят­ся, но гово­рить об этом в лицо толь­ко пото­му, что “это чест­но” – сво­е­го рода херо­вая идея. Для меня не име­ет зна­че­ния, нра­вит­ся ли вам аль­бом. Не тыр­кай­те меня в него лицом. Быть может, мне не нра­вит­ся ваше лицо или аль­бом (если у вас есть груп­па), но я не соби­ра­юсь под­хо­дить к вам и гово­рить об этом, пото­му что я не мудак.

Каким Вы видите себя через десять лет, как Mortiis и как Ховард?

– Тем же пар­нем, но на десять лет стар­ше, ха-ха! Пото­му что десять лет назад ответ был таким же, как и два­дцать лет назад (Улы­ба­ет­ся)

Фото­граф: soile siirtola

Вопросы от Кирилла Михайлова :

Расскажите, как вообще появилась маска Mortiis? Вы сделали её сами? И почему Вы решили использовать именно этот образ?

– Вна­ча­ле это была при­ми­тив­ная “мас­ка” – сде­лан­ные из blue tack [2] Име­ет­ся вви­ду пла­сти­ли­но­по­доб­ная лип­кая мас­са сине­го оттен­ка “Blu Tack”. – Прим. перев.  (сво­е­го рода гли­ны) нос и уши, так что в неко­то­ром смыс­ле да, мы сде­ла­ли её сами. В этом мне помог­ла моя тогдаш­няя подру­га Иль­за. Это было соче­та­ние раз­ных эле­мен­тов, кото­рые вдох­нов­ля­ли меня… В 4–5 лет я рос на «Kiss », затем были дру­гие извест­ные груп­пы 80‑х, такие как «W.A.S.P. » и «Twisted Sister », ран­ние «Mötley Crüe ». Я был слиш­ком мал, что­бы открыть для себя Эли­са Купе­ра , это про­изо­шло гораз­до позд­нее. Поз­же, в 80‑е годы, я пере­шёл на трэш и спид-метал, с боль­шим коли­че­ством шипов и таких вещей, как «Venom », «Hellhammer », «Bathory » и ран­ний «Slayer ». К тому момен­ту я начал читать кни­ги Тол­ки­на, так что это была смесь из деся­ти лет увле­че­ния бру­таль­ны­ми обра­за­ми, экс­т­ри­маль­ным блэк-мета­лом и фан­та­сти­че­ски­ми аспек­та­ми твор­че­ства Тол­ки­на. Рано или позд­но это долж­но было про­изой­ти, что­бы кто-то под­хва­тил обра­зы блэк-мета­ла и про­дол­жил раз­ви­вать их даль­ше.

Фото­сту­дия: Ekaterina Gorbacheva

Где можно найти тексты, которые Вы написали к некоторым композициям с альбома «Cintecele Diavolui »? Особенно интересует стихотворение к композиции «The Vampire ».

– Если чест­но, не думаю, что они когда-либо были напе­ча­та­ны, и я боль­ше нико­гда не видел эти замет­ки или тек­сты. Долж­но быть, они где-то зате­ря­лись.

Какое оборудование Вы использовали для записи ранних альбомов?

– Для трёх пер­вых аль­бо­мов «Mortiis » и одно­го или двух пер­вых «Vond » я про­сто исполь­зо­вал Roland JV30. После это­го я полу­чил Ensoniq SQ1, кото­рый стал частью аль­бо­ма «Crypt », пер­во­го аль­бо­ма «Fata Morgana » и неко­то­рых дру­гих. При­мер­но в 1997 году я купил Kurzweil K2000, в основ­ном из-за его воз­мож­но­сти сэм­пли­ро­ва­ния, и я начал исполь­зо­вать луч­шие оркест­ро­вые сэм­плы, сэм­плы из филь­мов и так далее, и этот син­те­за­тор в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни доми­ни­ро­вал в аль­бо­ме «Stargate ». У меня до сих пор есть син­те­за­тор Kurzweil, хотя сей­час я исполь­зую кучу дру­гих вещей.

Син­те­за­тор Kurzweil K2000

В Ваших текстах проскальзывает тематика путешествий между измерениями, космического хаоса, порабощения планеты тёмными внеземными силами. Возможно, я ошибаюсь, но небольшая параллель присутствует с произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта. Расскажите, близка ли Вам Лавкрафтовская концепция космического ужаса? Вы читали его произведения?

– Когда я писал боль­шую часть сво­их лири­че­ских сочи­не­ний, кото­рые вы име­е­те вви­ду, меж­ду 1992 и 1999 года­ми, то ещё не читал Лав­краф­та, за исклю­че­ни­ем одной, кем-то пода­рен­ной кни­ги при­мер­но 1997 года. Мне очень понра­ви­лось, но я чув­ство­вал, что она тре­бо­ва­ла от меня пол­но­го сосре­до­то­че­ния, пото­му что пере­жи­ва­ния пер­со­на­жей в исто­ри­ях были таки­ми меч­та­тель­ны­ми, нема­те­ри­аль­ны­ми и таин­ствен­ны­ми, что порой было слож­но идти с ними в ногу. Коро­че гово­ря, нет, я ниче­го не заим­ство­вал у Лав­краф­та, пото­му что, хоть я и знал о нём, моё пред­став­ле­ние о его про­из­ве­де­ни­ях было нуле­вым (до тех пор, пока я не про­чёл ту един­ствен­ную кни­гу). Я до сих пор прак­ти­че­ски не читал его, хотя и оча­ро­ван его бога­ми и мира­ми. Дол­жен при­знать, что в дей­стви­тель­но­сти я читал боль­ше осно­ван­ные на Лав­краф­те рабо­ты. Я боль­шой поклон­ник серий «Некро­скоп» и «Пси­хо­мех» Брай­а­на Лам­ли, я даже добрал­ся до его серии о Титу­се Кроу, собы­тия кото­рой раз­ви­ва­ют­ся во все­лен­ной Лав­краф­та. Очень инте­рес­но. Впро­чем, я про­чёл всё это гораз­до поз­же, в сере­дине 2000‑х.

Альбом «Born to Rule » был посвящен Евронимусу?

– Нет. Он был запи­сан через несколь­ко меся­цев после его кон­чи­ны, при­чём боль­шая часть ещё при его жиз­ни. Неболь­шая же часть была вклю­че­на в сбор­ник, выпу­щен­ный аме­ри­кан­ским лей­б­лом Necropolis Records . Он назы­вал­ся «A tribute to Euronymous ». В после­ду­ю­щие годы Hammerheart / Karmageddon Media , похо­же, при­сво­и­ли себе все “пра­ва” на этот релиз, посколь­ку они пере­из­да­ли его на CD, вини­ле, в циф­ро­вом фор­ма­те, и, конеч­но же, мне нико­гда не гово­ри­ли об этом и ниче­го не выпла­ти­ли. Я сам узнал об этом, кажет­ся, на Discogs или чём-то подоб­ном. Неко­то­рые из зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щих ком­па­ний име­ют ужас­ную репу­та­цию нечест­ных людей.

Евро­ни­мус. В 1993 году был убит Вар­гом Викер­не­сом

Вопросы от Лии Ру х :

Какие источники вдохновения были в начале пути (еще с «Emperor ») и чем Вы вдохновляетесь сейчас? Сильно изменились Ваши вкусы?

– В «Emperor» я писал толь­ко тек­сты песен, и, думаю, что мои­ми глав­ны­ми вдох­но­ви­те­ля­ми были такие пар­ни, как Cronos и Tom G. Warrior . Я нико­гда не дости­гал их уров­ня вели­ко­ле­пия лири­ки мета­ла, но пытал­ся. Веро­ят­но, меня так­же вдох­нов­ля­ли ран­ние тек­сты «Slayer ».

Когда я стал высту­пать соло, в музы­ке меня моти­ви­ро­ва­ли «Tangerine Dream » и Klaus Schulze , в 70‑е они выпу­сти­ли пла­стин­ки, кото­рые были настоль­ко анти-ком­мер­че­ски­ми (25-минут­ные тре­ки, по одно­му на каж­дую сто­ро­ну пла­стин­ки, я нико­гда рань­ше не слы­шал ниче­го подоб­но­го!)… Это было откро­ве­ни­ем, дав­шим нача­ло моим прин­ци­пам – “похер на всех, если я хочу делать всё так как хочу, то буду”, и тогда я понял, что не дол­жен играть по пра­ви­лам. Так­же я понял, что дей­стви­тель­но кру­тая музы­ка не обя­за­тель­но долж­на запи­сы­вать­ся с гита­ра­ми и удар­ны­ми.

Как Вы относитесь к таким группам, как Skepticism и Thergothon , и к фьюнералу в принципе?

– Я не очень глу­бо­ко вни­кал во все эти жан­ры. Я знаю о груп­пах, кото­рые вы упо­ми­на­е­те, но, боюсь, не слиш­ком хоро­шо зна­ком с ними.

Вопрос от Вадима Малана :

Вы говорили, что на Вас произвели впечатление произведения по вселенной «Dragonlance ». Играли ли Вы в «Dungeons & Dragons » или в другие ролевые игры? Помните созданных Вами персонажей?

– Я нико­гда не играл в эту игру, но знал о ней и все­гда видел, когда посе­щал мага­зи­ны фан­та­сти­ки (обыч­но в поис­ках про­из­ве­де­ний Тол­ки­на). Я играл толь­ко в одну роле­вую игру, при­мер­но в 1995 году. Она назы­ва­лась «Kult » и была созда­на, кажет­ся, парой шве­дов. Она дей­стви­тель­но кру­та, и я думаю, что она всё ещё суще­ству­ет. Веро­ят­но, она была близ­ка к моти­вам филь­мов «Мат­ри­ца», в том смыс­ле, что реаль­ность, как вы её вос­при­ни­ма­е­те, вовсе не реаль­ность, а все­го лишь иллю­зия, и чем даль­ше вы про­дви­га­лись по игре, тем боль­ше про­буж­да­лись. Помни­те, что это было задол­го до выхо­да филь­мов «Мат­ри­ца», и, пола­гаю, не столь­ко об испор­чен­ных тех­но­ло­ги­ях, сколь­ко о кош­ма­рах, скры­тых за заве­сой, рели­ги­оз­ных аспек­тах и так далее.

Каса­тель­но «Dragonlance ». Меня это не слиш­ком инте­ре­со­ва­ло, мне про­сто очень нра­ви­лись кни­ги. На самом деле серия «The Death Gate Cycle », кото­рую авто­ры созда­ли после «Dragonlance », инте­ре­со­ва­ла меня боль­ше. Эти кни­ги были дей­стви­тель­но класс­ны­ми.

Dungeons & Dragons

Вопросы от Андрея Селевёрстова :

А как относятся Ваши дети к образу Mortiis ? Слушают ли они Вашу музыку?

– Неа. Они зна­ют, что я зани­ма­юсь музы­кой, мно­го езжу для выступ­ле­ний, и тому подоб­ное. Ну, не так мно­го сей­час, конеч­но, но обыч­но мно­го. Моя дочь боль­ше инте­ре­су­ет­ся ком­мер­че­ски­ми веща­ми, вся­ки­ми хита­ми, что кру­тят по радио. Я почти сдал­ся, ха-ха! Мой сын берёт уро­ки игры на удар­ных, но, чест­но гово­ря, он боль­ше увле­ка­ет­ся игра­ми, чем музы­кой, вро­де вся­ких «Fortnite » и «Minecraft ».

Интересно, чем вообще занимаются Ваши дети? Да и к чему Вы прививаете им любовь, кроме учебы?

– Мы учим их быть откры­ты­ми и отно­сить­ся к людям с ува­же­ни­ем. Они дети, поэто­му, конеч­но же, осту­па­ют­ся и быва­ет гово­рят глу­пую фиг­ню о дру­ге или ком-то из шко­лы, кто сде­лал то, что им не понра­ви­лось… Мы все­гда ста­ра­ем­ся напом­нить им, что все дети допус­ка­ют ошиб­ки, это часть уро­ков жиз­ни и взрос­ле­ния, и взрос­лые тоже посто­ян­но совер­ша­ют их. Моей доче­ри 12 лет, она игра­ет на клар­не­те (хотя ино­гда ей это кажет­ся скуч­ным, так что нам при­хо­дит­ся застав­лять её), она так­же очень талант­ли­вая гим­наст­ка, по край­ней мере в наших гла­зах. Боль­шая часть её вни­ма­ния ухо­дит на тре­ни­ров­ки, на заня­тия тан­ца­ми и пени­ем, я часто слы­шу, как она поёт в сво­ей ком­на­те, но пони­маю, что все девоч­ки в её воз­расте вро­де как хотят быть певи­ца­ми.

Мой сын, как я уже ска­зал, сей­час пол­но­стью погло­щён игра­ми. Он доволь­но без­за­бо­тен, но ему все­го 9 лет, так что у него ещё нет того стрем­ле­ния в жиз­ни, какое, кажет­ся, есть у его сест­ры.

Фото­сту­дия: Ekaterina Gorbacheva

Я слышал, что Вы большой любитель пива. Какое пиво Вы посоветуете гостю Вашей страны?

– Ха-ха, раз­ве не все муж­чи­ны любят пить пиво в свои 40 лет? Я устал от все­го это­го пре­тен­ци­оз­но­го IPA [3] Сокра­ще­ние от “India Pale Ale”, мар­ка попу­ляр­но­го краф­то­во­го пива. – Прим. перев.  дерь­ма… Кля­нусь, неко­то­рые из этих сор­тов пива отрас­ти­ли хип­стер­ские manbuns [4] От “Man Bun” – муж­ская при­чёс­ка, пред­став­ля­ю­щая собой длин­ные воло­сы, собран­ные в пучок на затыл­ке или макуш­ке голо­вы. – Прим. перев.  и боро­ды. Нет, чест­но гово­ря, мне про­сто надо­е­ло, что 75% из них име­ют вкус цит­ру­со­вых или пер­си­ко­вых духов. Я могу почув­ство­вать запах неко­то­рых таких сор­тов пива в деся­ти футах от себя. Это было захва­ты­ва­ю­ще лет пять назад, когда ещё не появи­лось мил­ли­о­на грё­бан­ных брен­дов. И это про­сто уже наску­чи­ло, мно­гие из них име­ют доволь­но непри­ят­ный вкус. Поэто­му я вер­нул­ся к доста­точ­но про­стым вещам, вро­де Pilsner . В Нор­ве­гии есть хоро­шие брен­ды – Frydenlund , Borg Pilsner , и, пола­гаю, самый попу­ляр­ный из них Ringnes , обла­да­ю­щий хоро­шим вку­сом. Кому-то он может пока­зать­ся немно­го прес­но­ва­тым, но, как уже ска­зал, я про­сто устал от пива с “бога­тым насы­щен­ным вку­сом”. Если мне и захо­чет­ся чего-то тако­го, то я возь­му Kilkenny или Newcastle Brown Ale , быть может даже Guinness . Мне так­же нра­вит­ся пше­нич­ное пиво, напри­мер, Hoegarden , но не слиш­ком мно­го, ина­че у меня появит­ся пив­ной живот, ха-ха!

Есть ли в Вашей коллекции винила русские музыканты?

– Ну да, у меня есть такая клас­си­ка как «Ария », «Шах » и мно­го дру­гих, на них часто име­ют­ся лого­ти­пы с рус­ски­ми бук­ва­ми, и чер­тов­ски слож­но узнать, как груп­пы назы­ва­ют­ся по-англий­ски. Конеч­но, ещё у меня есть «Мастер » и про­чие.

Вопросы от Солодилова Ярослава:

В 2017 году у Вас вышла пластинка «The Unraveling Mind », и в одноимённой композиции присутствует эффект ASMR- словно кто-то кирпичом или чем-то подобным чертит по асфальту иль стене. Этот звук очень сильно врезался мне в голову и всё не даёт покоя. Можете раскрыть карты, что Вы подразумевали под этой композицией? Там кто-то пытается оставить своё послание? И вообще, есть ли у Вас в планах выпуск подобного альбома с эффектами ASMR? Это чертовски круто и хочется ещё нечто подобное услышать.

– Рад, что вам понра­вил­ся этот звук. Кажет­ся, он был создан при помо­щи чего-то, назы­ва­е­мо­го поша­го­вым секвен­со­ром. Это спо­соб про­грам­ми­ро­ва­ния ряда таких моди­фи­ка­ций, как высо­та зву­ка (мело­дии), яркость и резо­нанс (филь­тра­ция) или мно­же­ства дру­гих изме­не­ний зву­ка. В этом слу­чае я почти уве­рен, что взял звук бело­го шума и исполь­зо­вал фильтр поша­го­вой моду­ля­ции, так что полу­чи­лось что-то вро­де про­сто­го рит­ма. Веро­ят­но, я так­же сде­лал и дру­гую обра­бот­ку, но это было очень дав­но, поэто­му не могу вспом­нить. Я не закла­ды­вал в этот трек како­го-то глу­бо­ко­го смыс­ла, кро­ме того, что хотел сде­лать атмо­сфер­ный аль­бом.

На самом деле я рабо­таю над музы­кой, кото­рая чем-то похо­жа на эту, немно­го жут­ко­ва­тая, но силь­но обра­бо­тан­ная раз­ны­ми эффек­та­ми, что­бы пре­вра­тить звук в нечто иное. Мута­ция и транс­фор­ма­ция.

Аль­бом “The Unraveling Mind”

Когда Вы начинали свою карьеру, то Ваш образ был более простым. И вот, спустя несколько десятилетий из рядового тролля «Mortiis » вырос в полноценного конунга троллей. Расскажите, сколько времени занимало перевоплощение в своего персонажа и сколько времени занимает сегодня? P.S. Летом не жарко?

– У меня нико­гда не было замыс­ла како­го-либо пре­об­ра­же­ния. Кро­ме того, я нико­гда не назы­вал его трол­лем, эль­фом, гобли­ном или как-то ещё. Это всё тер­ми­ны, кото­рые, похо­же, исполь­зу­ют все, кро­ме меня, ха-ха! Для меня это про­сто Mortiis . Так или ина­че, вре­мя от вре­ме­ни я ста­ра­юсь лишь обнов­лять или допол­нять визу­аль­ный аспект обра­за. Реак­ция же на это исхо­дит от дру­гих людей, а не от меня (Улы­ба­ет­ся)

Посмотрев на проект «Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows », а именно на образ Анны-Варни Кантодеа , то прям чувствуется, что Mortiis и она живут в одной вселенной. Вот только не хватает Вашего совместного кроссовера. Хотелось бы узнать о Вашем отношении к проекту Анны-Варни . У Вас не было желания что-нибудь сделать совместно? Лично я думаю, что это было бы безумно атмосферно.

– Ко мне дей­стви­тель­но обра­щал­ся лей­бл или мене­джер «Sopor Aeternus » по пово­ду сотруд­ни­че­ства мно­го лет назад. Но это­го не про­изо­шло, и я не могу вспом­нить поче­му. Думаю, то, что она дела­ет, чрез­вы­чай­но атмо­сфер­но и эсте­тич­но. Её облож­ки для запи­сей тоже очень впе­чат­ля­ю­щи.

Анна-Вар­ни Кан­то­деа

Представьте, что Вы решили полностью завязать с карьерой музыканта. Кем Вы себя видите в другой профессии?

– Думаю, что был бы неплох в каче­стве кино­ре­жис­сё­ра, если бы у меня были тех­ни­че­ские зна­ния в этой обла­сти, она кажет­ся мне очень твор­че­ской и пер­спек­тив­ной, в том смыс­ле, что суще­ству­ет столь­ко направ­ле­ний, начал, сере­дин и кон­цо­вок, из кото­рых мож­но выби­рать. Про­сто мири­а­ды ракур­сов и спо­со­бов съём­ки, све­та, тем­но­ты, людей… Но я сомне­ва­юсь, что это когда-нибудь про­изой­дёт.

Как Вы отдыхаете от музыкальной деятельности? У Вас есть хобби?

– Обыч­но я про­сто смот­рю что-то по теле­ви­зо­ру, что-то лёг­кое или не тре­бу­ю­щее боль­шо­го вни­ма­ния от моз­го­вых кле­ток, посколь­ку я обыч­но сжи­гаю их в тече­ние дня, когда рабо­таю и кон­цен­три­ру­юсь на музы­ке. Когда у вас оста­ёт­ся лишь 5% умствен­но­го потен­ци­а­ла к кон­цу ночи, то вы не захо­ти­те сно­ва смот­реть «Спи­сок Шиндле­ра », неза­ви­си­мо от того, насколь­ко хорош фильм. Часто я про­сто захо­жу на Youtube и смот­рю WWF wrestling из 80‑х в тече­ние полу­ча­са. Я вырос на этой дря­ни, ха-ха!

Фото­граф: soile siirtola

У Вас был период, когда Вы отказались от образа Тролля. Помню, что меня эта новость расстроила. Но когда я увидел Ваш новый образ, то понял, что «Mortiis » может вполне жить без своего культового персонажа – это было прям открытие для меня. Каково это было снова вернуться к своему известному образу? Эх, чувствую, что поклонники Вас прям достали с просьбами вернуть тролля, да? Сильно это давило на Ваш выбор?

– Вы не може­те быть более непра­вы. Чем боль­ше кто-то пыта­ет­ся заста­вить меня сде­лать что-то, тем мень­ше шан­сов, что я это сде­лаю. Я нико­гда не усту­паю внеш­не­му дав­ле­нию. Чест­но гово­ря, я пред­по­чёл бы сжечь мас­ку и все свои мастер-лен­ты, что­бы нико­гда не воз­вра­щать­ся к музы­ке, чем поз­во­лить кому-то дик­то­вать, что я дол­жен или не дол­жен делать. Одна­ко я согла­сен, что «Mortiis » может выжить в любой фор­ме или обра­зе, посколь­ку име­ет зна­че­ние то, что внут­ри, а не сна­ру­жи. Если внеш­ний мир, это един­ствен­ное, что име­ет зна­че­ние, то люди долж­ны начать сле­дить за бло­га­ми вли­я­тель­ных лиц и акка­ун­та­ми в Instagram.

Я сам при­нял реше­ние вер­нуть­ся к “ста­ро­му” обра­зу. Было под­хо­дя­щее вре­мя, и поэто­му мне потре­бо­ва­лось почти 20 лет, что­бы нако­нец сде­лать это.

В клипе «Demons are Back » Вы появляетесь в маске. И чёрт возьми, я хочу эту маску. Вы можете рассказать о ней? Где её можно приобрести? Или как её можно сделать?

– Это ори­ги­наль­ная мас­ка. Её нель­зя нигде купить. Я попро­сил сво­е­го дру­га-учи­те­ля рисо­ва­ния сде­лать сле­пок мое­го лица и опи­сал то, что при­мер­но хотел видеть – иска­жён­ное асси­мет­рич­ное лицо с высту­па­ю­щей ниж­ней челю­стью. У меня были эти огром­ные, древ­ние, ржа­вые гвоз­ди, кото­рые я нашёл в сте­нах ста­рой части сво­е­го дома, когда мы ремон­ти­ро­ва­ли его, они пока­за­лись мне таки­ми кру­ты­ми, что я сжёг дере­во, в кото­рое они были вби­ты (100 лет назад) и сохра­нил их для исполь­зо­ва­ния в буду­щем. В кон­це кон­цов, я поме­стил их все в ниж­нюю челюсть этой мас­ки, а затем немно­го выкра­сил глаз­ни­цы, что­бы они выгля­де­ли более мрач­но. Таким обра­зом, мас­ка пре­вра­ти­лась в это при­ми­тив­ное кош­мар­ное лицо с мил­ли­о­ном тор­ча­щих ост­рых зубов.

Вы работали над короткометражками, да и клипы у Вас, как полноценная история. Но не было ли желания запечатлеть свои образы в полноценном фильме? Не поступало ли Вам подобных предложений?

– Мне нра­вит­ся рабо­тать над видео с мыс­лью, что исто­рия может про­дол­жать­ся и после его окон­ча­ния, поэто­му я вос­при­ни­маю это как кино или “сери­ал”… Мне нра­вит­ся хоро­шая исто­рия, кото­рой мож­но увлечь­ся. Такое воз­ни­ка­ло несколь­ко раз… Если вы посмот­ри­те клип «The Shining Lamp of God », то он про­дол­жа­ет­ся в «Doppelganger ». Кли­пы «Too Little Too late » и «Geisteskrank » свя­за­ны, как «Visions… » и «Dark Horizon » из «Spirit of Rebellion ». Это про­сто ещё один спо­соб под­нять наши кли­пы на уро­вень выше зауряд­но­го про­мо-видео, до чего-то боль­ше­го… до визу­аль­ной исто­рии. Быть может, я несколь­ко пре­тен­ци­о­зен, но мне нра­вит­ся счи­тать имен­но так.

Пол­но­мет­раж­ный фильм? Я не знаю, воз­мож­но ли это… И не уве­рен, что худож­ник мог бы сде­лать хоро­ший пол­но­мет­раж­ный фильм о себе самом… Это как 90 минут, кото­рые нуж­но запол­нить по-насто­я­ще­му кру­ты­ми веща­ми. Это нелег­ко… Я люб­лю быть частью дей­стви­тель­но хоро­ше­го филь­ма и рабо­тать над саунд­тре­ком к нему, хотя это совсем дру­гое дело, но я нико­гда не полу­чал реаль­ных пред­ло­же­ний… Порой вся­кие без­дель­ни­ки обра­ща­ют­ся ко мне, про­ся мое­го уча­стия, или раз­ре­ше­ния исполь­зо­вать мою музы­ку, но они оппор­ту­ни­сты, кото­рые хотят полу­чить всё бес­плат­но, настоль­ко оче­вид­но лишён­ные како­го-либо талан­та или соб­ствен­но­го виде­ния, что было бы карьер­ным само­убий­ством ста­но­вить­ся частью это­го, ха-ха!

Вы читали русских классиков?

– На самом деле нет. Одна­жды я пытал­ся про­честь кни­гу одно­го рус­ско­го авто­ра, имя кото­ро­го поза­был, она была пере­ве­де­на на англий­ский и, похо­же, каса­лась жиз­ни при ста­лин­ской поли­ти­ке, рево­лю­ции и обще­ства. Это было очень тяжё­лым чте­ни­ем, и, веро­ят­но, очень глу­бо­ким, так что мне при­шлось бро­сить его при­мер­но после сот­ни стра­ниц.

Как вам зимняя Россия?

– Очень мороз­ная. Мы были в Ека­те­рин­бур­ге око­ло 10 лет назад, в янва­ре. Суро­во.

Ранее «Think About Mutation » перевернула жанр industrial своими альбомами «Motorrazor » и «Housebastards ». Их влияние отчётливо можно услышать у многих industrial команд. Повлияла ли на Вас эта группа?

– Чест­но гово­ря, я даже нико­гда не слы­шал о них. Уже пере­шаг­нул то вре­мя, когда я изу­чал целые жан­ры на пред­мет все­го, что в них есть. Я очень занят сво­и­ми соб­ствен­ны­ми про­ек­та­ми и жиз­нью, вре­мя про­ле­та­ет очень быст­ро, и слу­ча­ет­ся такое, чего я про­сто не заме­чаю, осо­бен­но если это новая груп­па. Как пра­ви­ло, я пред­по­чи­таю 80‑е годы, имея вви­ду инду­стри­аль­ную музы­ку в сти­ле 90‑х. Но я озна­ком­люсь с ними.

Think About Mutation – немец­кая груп­па, кото­рая в нача­ле 90‑х сме­ша­ла эле­мен­ты rave/techno|industrial с хаус-музы­кой и тяже­лы­ми гитар­ны­ми рифа­ми

Хотелось также узнать о Вашем отношении к творчеству Эдгара Аллана По. Да и вообще, какие Ваши любимые писатели и что бы Вы нам всем посоветовали почитать?

– Мои­ми люби­мы­ми писа­те­ля­ми были такие пар­ни, как Ф. Пол Уил­сон (цикл «Ноч­ной мир» и его фан­та­сти­че­ские про­из­ве­де­ния) и Брай­ан Лам­ли («Некро­скоп» и Титус Кроу). К сожа­ле­нию, у меня не так мно­го вре­ме­ни на чте­ние. У меня есть один сбор­ник сочи­не­ний По, и он мне очень нра­вит­ся, осо­бен­но «Убий­ство на ули­це Морг».

Эдгар Аллан По — Аме­ри­кан­ский писа­тель, поэт, эссе­ист, лите­ра­тур­ный кри­тик и редак­тор, пред­ста­ви­тель аме­ри­кан­ско­го роман­тиз­ма.

Вопрос от Валентина Хартмана:

К чему стоит готовиться Вашим поклонникам после выхода альбома «Spirit of Rebellion »? Будет ли следующий альбом в духе «The Smell of Rain », «The Grudge » и «The Great Deceiver », то есть в стиле «индастриал»?

– Рабо­та над ним про­дол­жа­ет­ся, в каком-то смыс­ле, там, где закон­чи­лось вдох­но­ве­ние, часть мате­ри­а­ла раз­ви­ва­ет­ся в более жут­кий и тём­ный звук, но пока ещё слиш­ком рано гово­рить об этом, хотя уже сей­час он зву­чит дей­стви­тель­но кру­то.

Фото­граф: soile siirtola

Вопрос от человека, который решил остаться в тени:

Из-за чего Вы покинули Норвегию и перебрались в Швецию? Можно развернуто?

– Я встре­тил­ся с Иль­зой в Нор­ве­гии, когда она сбе­жа­ла из дома. Мы позна­ко­ми­лись через Евро­ни­му­са и быст­ро ста­ли парой. Она жила в Шве­ции и спу­стя пару недель вер­ну­лась домой. Это было летом 1993 года. Евро был убит в авгу­сте. В янва­ре 1994 года я бро­сил шко­лу, в кото­рой тогда учил­ся, и пере­ехал в Шве­цию. Это было так лег­ко и про­сто.

Вопросы Ильи Тутарова:

Вы давали показания в полиции против Варга Викернеса . Почему Вы так поступили и какое Ваше видение тех событий? Говорит ли Варг правду или всё не совсем так? Можете поподробнее рассказать?

– Я точ­но не знаю, что гово­рит Варг. Есть мно­го вер­сий на все слу­чаи. Варг, каза­лось, хотел при­дать делу поли­ти­че­ский под­текст, выста­вив Евро ком­му­ни­стом. Что не так, Евро был оча­ро­ван ком­му­ни­сти­че­ски­ми режи­ма­ми, пото­му что в 80‑х и нача­ле 90‑х они пред­став­ля­лись очень мало­из­вест­ны­ми (по край­ней мере, для людей из откры­тых демо­кра­ти­че­ских стран, таких как Нор­ве­гия) и закры­ты­ми места­ми. Я точ­но знаю, что Евро (и он был очень ран­ним в этом деле, если вы посмот­ри­те на неко­то­рые из послед­них блэк-метал групп, кото­рые ста­ли очень попу­ляр­ны, то они дела­ют то же самое) очень инте­ре­со­вал метал (осо­бен­но дарк-метал), кото­рый про­ис­хо­дил из “закры­тых” и “мало­из­вест­ных” стран и мест. Как и меня в то вре­мя. Неко­то­рые из этих мест были насто­я­щи­ми или быв­ши­ми ком­му­ни­сти­че­ски­ми стра­на­ми, таки­ми как Рос­сия и Ита­лия. Одна­жды Евро при­слал мне целый сбор­ник с запи­ся­ми из раз­лич­ных труд­но­до­ступ­ных в то вре­мя мест. Он нико­гда не казал­ся мне поли­ти­че­ским дея­те­лем. У него в каби­не­те висел ста­рый совет­ский или похо­жий флаг, но я искренне верю, что это было боль­ше свя­за­но с его увле­че­ни­ем эти­ми места­ми и диктаторскими/тоталитарными усло­ви­я­ми, кото­рые в них цари­ли. Дру­гая, более прав­до­по­доб­ная вер­сия, заклю­ча­ет­ся в том, что про­изо­шёл спор из-за денег и кон­трак­тов. Тре­тья вер­сия, кото­рая так­же вполне прав­до­по­доб­на, состо­ит в том, что Варг зави­до­вал ста­ту­су Евро на сцене, и пола­гал, что сам заслу­жи­ва­ет боль­ше­го. Я нахо­жу это стран­ным, пото­му что «Burzum » был очень попу­ля­рен, очень пло­до­тво­рен и очень ува­жа­ем в то вре­мя.

В конеч­ном счё­те я дал пока­за­ния, пото­му что Евро был моим дру­гом, а Варг – нет, хотя я ниче­го не имел про­тив него, пока не слу­чи­лось всё это безу­мие. Мы все зна­ли, что он сжёг четы­ре церк­ви, это не было сек­ре­том. Никто не пошёл в поли­цию и не донёс на него или на кого-то ещё, пока он не решил убить Евро­ни­му­са. В тот момент я не чув­ство­вал к нему ника­кой пре­дан­но­сти. Для про­то­ко­ла: я нико­гда ни на кого не заяв­лял в поли­цию, они при­хо­ди­ли ко мне, посколь­ку кто-то ска­зал им, что они долж­ны пого­во­рить со мной и дру­ги­ми.

Варг Викер­нес на суде,1993г.

Вопрос человека, который решил остаться в тени:

Как Вы сегодня относитесь к Варгу Викернесу? Вы общались после его освобождения?

– Я не испы­ты­ваю к нему ни хоро­ших, ни пло­хих чувств. Знаю, что у него есть дети и всё такое. Я даже слы­шал, что у него име­ет­ся несколь­ко доволь­но безум­ных видео на Youtube. Уве­рен, он дума­ет, что я мудак, но мне дей­стви­тель­но всё рав­но. У него своя жизнь, а у меня – своя.

Я крат­ко общал­ся с ним в несколь­ких пись­мах за 1991–1992 годы. А так­же встре­чал его на выступ­ле­нии «Old Funeral » в 1990 году, когда он ещё был дэз-мета­ли­стом.

Варг Викер­нес
Снос­ки