Черепаха не может нам помочь: Наследие Лавкрафта в «Оно» Стивена Кинга

Автор: MARGARET L. CARTER
Пере­вод: Нико­лай Бара­нов

Мож­но ска­зать, что два писа­те­ля — Г. Ф. Лав­крафт и Сти­вен Кинг, — каж­дый пооди­ноч­ке, смог­ли изме­нить направ­ле­ние аме­ри­кан­ско­го лите­ра­тур­но­го хор­ро­ра в два­дца­том веке. Неуди­ви­тель­но, что в сво­ем иссле­до­ва­нии ужа­сов в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре и кино «Пляс­ка смер­ти» Кинг при­зна­ет вклад Лав­краф­та в раз­ви­тие как совре­мен­но­го тем­но­го фэн­те­зи, так и его лич­но­го твор­че­ства. В Пляс­ке Смер­ти о Лав­краф­те гово­рит­ся, что «это его тень… и его взгляд… покры­ва­ют почти весь зна­чи­тель­ный лите­ра­тур­ный хор­рор, появив­ши­е­ся после него» . Про себя Кинг пишет: «Лав­крафт… открыл для меня путь, как и дру­гим до меня» . Он назы­ва­ет свое про­чте­ние сбор­ни­ка Лав­краф­та в две­на­дцать лет «сво­им пер­вым зна­ком­ством с серьез­ной хор­рор-фэн­те­зи лите­ра­ту­рой» . Его вос­хи­ща­ют рас­ска­зы Лав­краф­та о «зле извне», кото­рое «застав­ля­ет нас чув­ство­вать раз­мер все­лен­ной, в кото­рой мы оби­та­ем, и дога­ды­вать­ся о тене­вых силах, кото­рые могут уни­что­жить нас всех, про­сто хрюк­нув во сне» .

Несмот­ря на это, Кинг более изве­стен сво­им ужа­сом, кото­рый рабо­та­ет в инди­ви­ду­аль­ных, мик­ро­кос­ми­че­ских усло­ви­ях в зна­ко­мой обста­нов­ке, а его ран­ние рас­ска­зы, в отли­чие от рас­ска­зов неко­то­рых масте­ров два­дца­то­го века, напри­мер Робер­та Бло­ха, не содер­жат Лав­краф­тов­ской сти­ли­за­ции. Толь­ко один из его ран­них рас­ска­зов попа­да­ет под эту кате­го­рию: «Иеру­са­лим­ский удел» из сбор­ни­ка «Ноч­ная сме­на». Дей­ствие это­го рас­ска­за про­ис­хо­дит в Новой Англии в 1850 году. Обста­нов­ка вклю­ча­ет в себя зло­ве­щий особ­няк с сек­рет­ной ком­на­той, запрет­ные кни­ги, таин­ствен­но забро­шен­ную дерев­ню и отсыл­ки к Лав­краф­тов­ско­му боже­ству Йог-Сото­ту. В более позд­нем рас­ска­зе — «Бабу­ля» сбор­ник «Коман­да Ске­ле­тов», — упо­ми­на­ют­ся име­на Йог-Сото­та и Хасту­ра, а глав­ная геро­и­ня в момент смер­ти по сво­ей воле меня­ет­ся телом со сво­им вну­ком, что отсы­ла­ет на рас­сказ «Тварь на поро­ге» Лав­краф­та. В осталь­ном бабу­ля вполне может являть­ся ведь­мой более тра­ди­ци­он­но­го типа

Не ссы­ла­ясь на боже­ства Лав­краф­та, В «Клад­би­ще домаш­них живот­ных» наме­ка­ет­ся, что Вен­ди­го, извест­ный как дух-людо­ед, кото­ро­го боя­лись индей­цы Новой Англии и Кана­ды, воз­мож­но, явля­ет­ся кос­ми­че­ской сущ­но­стью, подоб­ной «богам» Лав­краф­та. Глав­ный герой, Луис, взби­ра­ясь к древ­не­му могиль­ни­ку мик­ма­ков с телом сво­е­го сына, умо­ля­ет: «Пусть не будет этих ноч­ных ужа­сов, выход­цев с тем­ной сто­ро­ны все­лен­ной». На клад­би­ще Луис «запро­ки­нул голо­ву и уви­дел безум­ное раз­рас­та­ние звезд. Он не узнал ни еди­но­го созвез­дия» . Изме­не­ние звезд наме­ка­ет на то, что воз­мож­но, Вен­ди­го зама­нил его в аль­тер­на­тив­ное изме­ре­ние.

Оче­вид­но, что это суще­ство долж­но рас­смат­ри­вать­ся не толь­ко как реги­о­наль­ное или даже зем­ное чудо­ви­ще. Стив, кол­ле­га Луи­са, кото­рый мель­ком видел силу Вен­ди­го, поз­же видит сны, в кото­рых «он чув­ству­ет, что что-то огром­ное под­сту­па­ет к нему» . Это опи­са­ние напо­ми­на­ет Лав­краф­тов­скую кон­цеп­цию все­лен­ной, не опре­де­лен­но злоб­ную, но смер­то­нос­ную в сво­ем без­раз­ли­чии. Джуд, ста­рик, кото­рый позна­ко­мил Луи­са с Клад­би­щем домаш­них живот­ных, пред­по­ла­га­ет, что Вен­ди­го пита­ет­ся чело­ве­че­ской болью, как это дела­ет сущ­ность в романе «Оно». Джуд так­же счи­та­ет, что «сила могиль­ни­ка про­хо­дит через фазы, как и луна. Он был напол­нен силой рань­ше, и я боюсь, что ста­но­вит­ся таким сно­ва» (246). Мотив кос­ми­че­ских цик­лов часто появ­ля­ет­ся в твор­че­стве Лав­краф­та, а так­же доми­ни­ру­ет в “Оно” Сти­ве­на Кин­га.

В отли­чие от «Клад­би­ща домаш­них живот­ных», кото­рое про­сто наме­ка­ет на Лав­краф­тов­ские моти­вы в при­ве­ден­ных отрыв­ках, “Оно” исполь­зу­ет эти моти­вы как неотъ­ем­ле­мую часть сво­е­го сюже­та. Во вто­ром томе суще­ство по име­ни «Оно» сна­ча­ла появ­ля­ет­ся в гро­теск­ной мас­ке кло­у­на, а затем при­ни­ма­ет обли­чья мон­стров из клас­си­че­ских ужа­сти­ков. Но все же, в конеч­ном ито­ге это суще­ство рас­кры­ва­ет себя как сущ­ность, не под­да­ю­ща­я­ся чело­ве­че­ско­му вос­при­я­тию. “Оно” — самое Лав­краф­тов­ское про­из­ве­де­ние Сти­ве­на Кин­га. Одна­ко, фило­со­фия это­го рома­на ради­каль­но отли­ча­ет­ся от мони­сти­че­ско­го мате­ри­а­лиз­ма источ­ни­ка его вдох­но­ве­ния. Кинг исполь­зу­ет кос­мо­ло­гию Лав­краф­та для рабо­ты с фун­да­мен­таль­ным теи­сти­че­ским миро­воз­зре­ни­ем.

В сво­ем исто­ри­че­ском обзо­ре жан­ра «Сверхъ­есте­ствен­ный ужас в лите­ра­ту­ре» Лав­крафт дает опре­де­ле­ние сущ­но­сти ужа­са, кото­рое кос­вен­но объ­яс­ня­ет его соб­ствен­ные рабо­ты. Он харак­те­ри­зу­ет пик лите­ра­тур­но­го ужа­са как «про­буж­де­ние более тем­ной и зло­ве­щей сто­ро­ны кос­ми­че­ской таин­ствен­но­сти, кото­рая чер­па­ет свою силу из сокры­тых и без­дон­ных миров неиз­вест­ной жиз­ни, кото­рая может пуль­си­ро­вать в без­днах за звез­да­ми или отвра­ти­тель­но кон­так­ти­ро­вать с нашим зем­ным шаром в дья­воль­ских фор­мах» . По его сло­вам, кри­те­ри­ем совер­шен­ства хор­рор лите­ра­ту­ры, явля­ет­ся ее спо­соб­ность дать чита­те­лю ощу­ще­ние «кон­так­та с неиз­вест­ны­ми сила­ми и фор­ма­ми жиз­ни», осо­зна­ние «цара­па­ю­щих внеш­них форм и существ за гра­ни­ца­ми извест­ной все­лен­ной» . Как извест­но, наи­бо­лее харак­тер­ной чер­той про­из­ве­де­ний Лав­краф­та явля­ет­ся обра­ще­ние к «кос­ми­че­ской таин­ствен­но­сти». Посколь­ку он стал­ки­ва­ет сво­их геро­ев с «неиз­вест­ны­ми сила­ми и фор­ма­ми жиз­ни» в ниги­ли­сти­че­ской все­лен­ной, отра­жа­ю­щей его соб­ствен­ный науч­ный мате­ри­а­лизм, лишен­ный какой-либо веры в бла­го­же­ла­тель­но­го Твор­ца, его луч­шие рас­ска­зы созда­ют без­ого­во­роч­но мрач­ное пред­став­ле­ние о реаль­но­сти.

Пер­вая фра­за из рас­ска­за «Зов Ктул­ху» точ­но отра­жа­ет взгляд Лав­краф­та на поло­же­ние чело­ве­че­ства во Все­лен­ной: «Самая мило­серд­ная вещь в мире, я думаю, — это неспо­соб­ность чело­ве­че­ско­го разу­ма свя­зать все его мно­го­об­ра­зие воеди­но» . Мно­го­чис­лен­ные авто­ры, часто поощ­ря­е­мые самим Лав­краф­том, добав­ля­ли исто­рии в «Мифы Ктул­ху», в цен­тре кото­рых «Вели­кие Древ­ние, жив­шие задол­го до появ­ле­ния людей, и при­шед­шие в моло­дой мир с небе­са» . Без­жиз­нен­ные, но все же не мерт­вые, они раз­го­ва­ри­ва­ют с избран­ны­ми почи­та­те­ля­ми в их снах, и когда «звез­ды… вновь выстро­ят­ся в пра­виль­ные пози­ции в цик­ле веч­но­сти», эти «боги» вос­крес­нут . Спо­соб их суще­ство­ва­ния неод­но­зна­чен: они «не состо­ят пол­но­стью из пло­ти и кро­ви», их истин­ные фор­мы «не мате­ри­аль­ны» ; одна­ко вре­мен­но они заклю­че­ны в сво­их зем­ных тюрь­мах. Вели­кие Древ­ние сто­ят «вне поня­тий добра и зла» . Когда они вер­нуть­ся, что­бы пра­вить на Зем­ле, чело­ве­че­ство научит­ся у них «новым спо­со­бам кри­чать, уби­вать, весе­лить­ся и упи­вать­ся» .

Мно­гие авто­ры «Мифов Ктул­ху» все же отка­зы­ва­ют­ся при­ни­мать ниги­ли­сти­че­ское миро­воз­зре­ние Лав­краф­та во всей его кате­го­рич­но­сти. Вме­сто это­го они навя­зы­ва­ют его кос­мо­ло­гии дуа­ли­сти­че­скую модель, кото­рая поз­во­ля­ет более опти­ми­стич­но взгля­нуть на место чело­ве­ка в иерар­хии живых созда­ний. Дирк В. Мозиг при­пи­сы­ва­ет этот реви­зи­о­нист­ский под­ход в основ­ном Авгу­сту Дер­ле­ту, кото­рый сохра­нял и попу­ля­ри­зи­ро­вал про­из­ве­де­ния Лав­краф­та вме­сте с ее иска­жен­ной интер­пре­та­ци­ей. Соглас­но Мози­гу, Дер­лет и его после­до­ва­те­ли нало­жи­ли на «мате­ри­а­ли­сти­че­скую исто­рию о сверхъ­есте­ствен­ном ужа­се» (Мосиг 106), создан­ную Лав­краф­том, Ква­зихри­сти­ан­скую мифо­ло­гию доб­ро­же­ла­тель­ных Стар­ших Богов, кото­рые изгна­ли «злых» Вели­ких Древ­них из наше­го про­стран­ствен­но-вре­мен­но­го кон­ти­ну­у­ма, как Богу изгнал Сата­ну с небес. 

Как отме­ча­ет Мосиг, в ори­ги­наль­ной кон­цеп­ции Лав­краф­та Вели­кие Древ­ние “не про­сто сим­во­лы зла, кото­рые могут казать­ся враж­деб­ны­ми чело­ве­ку, ров­но так же, как чело­век кажет­ся враж­деб­ным мура­вьям, если попа­да­ют­ся у него на пути” . Если герой Лав­краф­та избе­га­ет гибе­ли, то “по иро­нии судь­бы это про­ис­хо­дит не бла­го­да­ря его соб­ствен­ным уси­ли­ям, а по какой-то слу­чай­но­сти, не зави­ся­щей от него” . Хотя Лав­крафт ино­гда упо­ми­на­ет “Стар­ших Богов”, они игра­ют незна­чи­тель­ную роль в его рабо­тах. Как отме­ча­ет Мосиг, Дер­лет пре­вра­тил Стар­ших Богов в “доб­ро­же­ла­тель­ных существ, пред­став­ля­ю­щих силы добра”, кото­рые вре­мя от вре­ме­ни вме­ши­ва­ют­ся, что­бы спа­сти геро­ев “в нуж­ный момент, что напо­ми­на­ет аме­ри­кан­скую кава­ле­рию в деше­вых вестер­нах” . Дер­лет так­же при­ду­мал не Лав­краф­тов­ские защит­ные сред­ства, Стар­шие Зна­ки, пред­став­лен­ные Моси­гом как “неле­пые аму­ле­ты из звезд­ных кам­ней, кото­рые игра­ли роль чес­но­ка и рас­пя­тия в заез­жен­ных сказ­ках о вам­пи­рах” .

Тем не менее, Кин­гу уда­ет­ся соче­тать кос­мо­ло­гию Лав­краф­та с дуа­ли­сти­че­ским миро­воз­зре­ни­ем в «Оно», но в то же вре­мя не поз­во­лять ника­кой внеш­ней силе спа­сти сво­их геро­ев, а так­же не при­пи­сы­вать их спа­се­ние слу­чай­но­сти, подоб­но Лав­краф­ту. И хотя он снаб­жа­ет их маги­че­ски­ми аму­ле­та­ми, кото­рые могут исполь­зо­вать­ся про­тив Оно, эти обе­ре­ги не дей­ству­ют напря­мую, как кре­сты с рас­пя­ти­я­ми в «заез­жен­ных сказ­ках о вам­пи­рах». В сюже­те «Оно» есть две сущ­но­сти, одна из кото­рых соот­вет­ству­ют Вели­ким Древним, смер­то­нос­ным для чело­ве­че­ства и заин­те­ре­со­ван­ным в нем толь­ко в том слу­чае, если оно будет слу­жить их потреб­но­стям, и вто­рая, кото­рая соот­вет­ству­ет Дер­ле­ти­ан­ским Стар­шим Богам, доб­ро­же­ла­тель­ным или, по край­ней мере, ней­траль­ным по отно­ше­нию к чело­ве­че­ству, но отно­си­тель­но бес­силь­ным. Более того, Кинг вво­дит тре­тью силу, таин­ствен­ную сущ­ность, кото­рая сто­ит вне вся­кой силы, как «злой» — Оно, — так и «доб­рой» — Чере­па­хи. Он наме­ка­ет, что герои при­со­еди­ня­ют­ся к этой силе, по-види­мо­му, экви­ва­лент­ной иудео-хри­сти­ан­ско­му Богу. 

Сход­ство Оно и Вели­ких Древ­них явно выра­же­но в их при­бы­тии на Зем­лю. Подоб­но боже­ствам Лав­краф­та, Оно «при­шло в моло­дой мир с небес». В шаман­ском тран­се герои узна­ют, что в дои­сто­ри­че­ские вре­ме­на Оно упа­ло на зем­лю в виде метео­ри­та в месте, где в после­ду­ю­щем появил­ся Дер­ри, штат Мэн –это, оче­вид­но, дань ува­же­ния рас­ска­зу «Цвет из иных миров» Лав­краф­та. В сво­ем виде­нии Ричи видит это как «горя­щий, пада­ю­щий объ­ект» (Оно 758), кото­рый он сна­ча­ла иден­ти­фи­ци­ру­ет как кос­ми­че­ский корабль. Но, обду­мав, он реша­ет, что этот объ­ект «не был кос­ми­че­ским кораб­лем, хотя и мог прой­ти через все­лен­ную, что­бы добрать­ся сюда» . Исто­ки Оно лежат в «месте гораз­до более дале­ком, чем дру­гая звез­да или даже дру­гая галак­ти­ка», и Ричи пони­ма­ет, что решил, что это кос­ми­че­ский корабль «толь­ко пото­му, что у его разум не было дру­го­го спо­со­ба объ­яс­нить то, что виде­ли его гла­за» . В кон­це кон­цов, как и Вели­кие Древ­ние Лав­краф­та, Оно не явля­ет­ся суще­ством из наше­го про­стран­ствен­но-вре­мен­но­го кон­ти­ну­у­ма. Но на самом деле Кинг пред­став­ля­ет Оно еще более Иным, чем боги Лав­краф­та, у кото­рых есть име­на, кото­рым покло­ня­ют­ся, такие как Ктул­ху, Йог-Сотот и Хастур. Оно, как под­чер­ки­ва­ет назва­ние рома­на, не име­ет даже име­ни; в нача­ле повест­во­ва­ния мы пони­ма­ем, что Пен­ни­вайз-кло­ун — един­ствен­ное имя, кото­рым себя назы­ва­ет Оно, — явля­ет­ся про­стой мас­кой. Ни один чело­ве­че­ский культ не покло­ня­ет­ся Оно, хотя леген­ды о меня­ю­щих фор­му демо­нах ходят по все­му миру и наме­ка­ют на его суще­ство­ва­ние. Тем не менее, Оно, подоб­но богам Лав­краф­та, ино­гда исполь­зу­ет чело­ве­че­ский ресурс и раз­го­ва­ри­ва­ет с ними во сне. Таким обра­зом Оно исполь­зо­ва­ло Ген­ри, быв­ше­го город­ско­го хули­га­на, и Тома, абью­зив­но­го мужа Бевер­ли, для ата­ки на повзрос­лев­ших детей-геро­ев. Как и боже­ства из «Зова Ктул­ху», Оно может уби­вать людей напря­мую или побуж­дать к наси­лию сво­их при­служ­ни­ков.

Йог-Сотот

Так же, как и Вели­кие Древ­ние, Оно неким обра­зом при­вя­за­но к сво­е­му лого­ву под Дер­ри, но в это же вре­мя истин­ная фор­ма Оно не свя­за­на с мате­ри­ей, в смыс­ле, в кото­ром мы пони­ма­ем ее. Когда герои, будучи детьми, впер­вые встре­ча­ют Оно без мас­ки, Бен видит лишь «сереб­ри­сто-оран­же­вую колеб­лю­щу­ю­ся сфе­ру», кото­рая «не была при­зрач­ной, она была твер­дой, и он ощу­щал дру­гую фор­му, какую-то истин­ную сущ­ность фор­мы, за ним… но гла­за Бена не мог­ли охва­тить то, что он видел, это было слиш­ком ужас­но» (869, King’s ellipsis). Преж­де чем появить­ся перед чело­ве­че­ски­ми гла­за­ми, Оно при­ни­ма­ет фор­му само­го глу­бо­ко­го стра­ха жерт­вы. В сво­ем вне­про­стран­ствен­ном доме, за «какой-то сте­ной в кон­це все­лен­ной», Оно суще­ству­ет «как тита­ни­че­ское, све­тя­щее ядро бес­ко­неч­но­го бес­фор­мен­но­го смер­то­нос­но­го голо­да”, как кажет­ся Бил­лу, когда он стал­ки­ва­ет­ся с Оно в визу­аль­ном вне­зем­ном поедин­ке . Самым точ­ным вос­при­я­ти­ем конеч­ной фор­мы этой сущ­но­сти ста­но­вит­ся «сле­пя­щий свет», кото­рый «мер­цал, дви­гал­ся, улы­бал­ся и ска­лил­ся», и кото­рый Оно назы­ва­ло «мерт­вы­ми огня­ми». Зем­ное тело Оно пред­ста­ет перед геро­я­ми в фор­ме «кош­мар­но­го Пау­ка за пре­де­ла­ми про­стран­ства и вре­ме­ни». Одна­ко, Билл пони­ма­ет, что Оно «и не Паук вовсе, не это его пер­во­здан­ность, эта фор­ма — не та фор­ма, кото­рую я извлек из наше­го разу­ма; она про­сто наи­б­ли­жай­шая, к кото­рой может прий­ти наш разум» . Фор­ма пау­ка — наи­бо­лее точ­ное при­бли­же­ние того, что про­ис­хо­дит от «бес­ко­неч­но­го пол­зу­ще­го воло­са­то­го суще­ства, кото­рое было сде­ла­но из све­та и ниче­го более, оран­же­во­го све­та, мерт­во­го све­та, кото­рый насме­хал­ся над жиз­нью», и что чело­ве­че­ский разум может постиг­нуть хотя бы на мгно­ве­ние.

Двой­ствен­ная при­ро­да Оно дела­ет его уяз­ви­мым, что инту­и­тив­но пони­ма­ет Билл в момент их вне­зем­но­го поедин­ка. «Оно-Паук и Оно, кото­рое зва­лось мерт­вы­ми огня­ми, были каким-то обра­зом свя­за­ны. Живя в этой чер­но­те, Оно мог­ло быть неуяз­ви­мым, нахо­дясь толь­ко здесь, и нигде боль­ше… но Оно пре­бы­ва­ло так же и на Зем­ле, под Дер­ри, в опре­де­лен­ном телес­ном обли­чье» (1055, King’s ellipsis). Оно при­вя­за­но к месту, как и Ктул­ху, заклю­чен­ный на дне оке­а­на в горо­де Р’льех. Кро­ме того, подоб­но Ктул­ху и дру­гим Вели­ким Древним, Оно дей­ству­ет по цик­ли­че­ско­му прин­ци­пу. Майк, хра­ни­тель памя­ти в кру­гу геро­ев, обна­ру­жи­ва­ет, что необъ­яс­ни­мое наси­лие вспы­хи­ва­ет в Дер­ри с интер­ва­лом в два­дцать шесть или два­дцать семь лет. Так­же Майк пред­по­ла­га­ет, что «в кон­це цик­ла нуж­на чудо­вищ­ная жерт­ва, что­бы страш­ная сила, кото­рая про­буж­да­ет наси­лие, утих­ла». Иссле­дуя исто­рию Дер­ри, он при­хо­дит к выво­ду, что город подо­бен “кор­муш­ки для живот­ных” . Оно живет за счет чело­ве­че­ской боли, нена­ви­сти и, преж­де все­го, за счет стра­ха. Когда повзрос­лев­шие герои обсуж­да­ют, дела­ет ли Оно «злом» его хищ­ная при­ро­да, они при­хо­дят к выво­ду, что это не «зло» в нашем пред­став­ле­нии. Оно, как и боги Лав­краф­та, не явля­ет­ся «частью того есте­ствен­но­го поряд­ка, кото­рый мы пони­ма­ем или оправ­ды­ва­ем… Оно уби­ва­ет, уби­ва­ет детей» . Оно пред­по­чи­та­ет детей в каче­стве жерт­вы, пото­му что «дет­ские стра­хи про­ще и силь­ней» и «их мож­но про­чи­тать на лице» . Все мас­ки — «чары» — Оно — «все­го лишь зер­ка­ла… отбра­сы­ва­ю­щие испу­ган­но­му зри­те­лю самое худ­шее, что есть в его соб­ствен­ном созна­нии» . Поми­мо того, что Оно нуж­да­ет­ся в пита­нии, оно так­же доста­точ­но мате­ри­аль­но, что­бы раз­мно­жать­ся; пау­ко­об­раз­ная фор­ма в неко­то­ром смыс­ле явля­ет­ся пау­чьей мат­кой, гото­вой к раз­мно­же­нию (как Йог-Сотот в «Дан­вич­ском ужа­се» Лав­краф­та, кото­рый опло­до­тво­рил Лави­нию). Отсю­да выте­ка­ет сроч­ность мис­сии повзрос­лев­ших геро­ев сно­ва про­ти­во­сто­ять сущ­но­сти, кото­рую они побе­ди­ли в дет­стве.

Преж­де чем при­сту­пить к делу, им необ­хо­ди­мо про­бу­дить в себе все вос­по­ми­на­ния. После столк­но­ве­ния с «бога­ми» в про­из­ве­де­ни­ях Лав­краф­та герои часто полу­ча­ют амне­зию; напри­мер, герой рас­ска­за «Кры­сы в сте­нах» забы­ва­ет мно­гое из того, что он пере­жил в ката­ком­бах под сво­им родо­вым особ­ня­ком. Непо­нят­но, явля­ет­ся ли поте­ря вос­по­ми­на­ний в «Оно» (Билл даже забы­ва­ет о сво­ем люби­мом млад­шем бра­те) побоч­ным эффек­том пере­жи­то­го ужа­са, или есте­ствен­ным след­стви­ем неспо­соб­но­сти взрос­ло­го разу­ма вос­при­ни­мать «невоз­мож­ную» реаль­ность, кото­рую могут вос­при­нять дети. Эта сила дет­ско­го созна­ния застав­ля­ет Оно воз­же­лать их, но, к его яро­сти, одно­вре­мен­но боять­ся их. В отли­чие от осталь­ных жертв Оно, круг из семи детей почти убил его. Несмот­ря на то, что спо­соб­ность верить в неве­ро­ят­ное дела­ет их уяз­ви­мы­ми и аппе­тит­ны­ми для Оно, в то же вре­мя дает им силу в борь­бе про­тив; «Оно смут­но пони­ма­ло, что эти дети каким-то обра­зом напра­ви­ли его ору­жие про­тив него… С помо­щью объ­еди­не­ния семи необы­чай­но ода­рен­ных вооб­ра­же­ни­ем умов» . Оно рас­счи­ты­ва­ет вос­ста­но­вить свои силы во “сне” и, осве­жив­шись, встре­тить семе­рых, теперь уже взрос­лых, с “их дет­ством… сго­рев­шим, как семь тол­стых све­чей” . Тем не менее, глав­ные герои каким-то обра­зом не утра­ти­ли пол­но­стью силу сво­ей веры и вооб­ра­же­ния. Бевер­ли пони­ма­ет, если им удаст­ся рефор­ми­ро­вать свой круг, «их нынеш­ние жиз­ни плав­но пере­те­кут в их дет­ство; они пре­вра­тят­ся в существ, пре­бы­ва­ю­щих на каком-то безум­ном листе Меби­уса» . Повест­во­ва­ние Кин­га, чере­ду­ю­щее сце­ны из насто­я­ще­го и про­шло­го, хоро­шо демон­стри­ру­ет этот про­цесс сли­я­ния. По мере того, как вос­по­ми­на­ния вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по кру­пи­цам, каж­дый герой ста­но­вит­ся самим собой из дет­ства. Заи­ка­ние Бил­ла воз­вра­ща­ет­ся; Эдди начи­на­ет стра­дать от аст­мы. В куль­ми­на­ци­он­ном про­ти­во­сто­я­нии с Оно сце­ны из про­шло­го и насто­я­ще­го сме­ня­ют друг дру­га абзац за абза­цем, пока чита­тель не почув­ству­ет сли­я­ние преж­не­го и насто­я­ще­го вме­сте с геро­я­ми.

И в про­шлом, и в насто­я­щем геро­ям при­хо­дит­ся пола­гать­ся толь­ко на свой интел­лект и вооб­ра­же­ние. Будучи детьми, они не мог­ли и допу­стить того, что­бы обра­тить­ся за помо­щью к взрос­лым. Они обсу­ди­ли и отверг­ли идею рас­ска­зать поли­ции об Оно. Когда Бевер­ли обна­ру­жи­ва­ет, что в ван­ной из рако­ви­ны хле­щет кровь, ее отец ниче­го не видит, и ей при­хо­дит­ся объ­яс­нять свою пани­ку тем, что она виде­ла пау­ка (воз­мож­но это наме­рен­ный иро­ни­че­ский намек). Что каса­ет­ся сверхъ­есте­ствен­ной помо­щи, то когда Оно забра­сы­ва­ет Бил­ла «нару­жу в абсо­лют­ную чер­но­ту — чер­но­ту, кото­рая явля­лась кос­мо­сом и все­лен­ной» , он обна­ру­жи­ва­ет, что Лав­краф­тов­ская пусто­та – не совсем прав­ди­вое пред­став­ле­ние реаль­но­сти. Билл встре­ча­ет Чере­па­ху, «огром­ное при­сут­ствие во тьме», чьи гла­за кажут­ся доб­ры­ми, а голос может заглу­шить угро­зы Оно . Когда Билл обра­ща­ет­ся к Чере­па­хе, она отве­ча­ет: «Я созда­ла все­лен­ную, но пожа­луй­ста, не вини­те меня за это; у меня про­сто болел живот» . Похо­же, что в этой кос­мо­ло­гии суще­ства явля­ют­ся слу­чай­ным побоч­ны про­дук­том. На при­зыв Бил­ла о помо­щи Чере­па­ха отве­ча­ет: «Я не при­ни­маю уча­стие в этих вопро­сах» . Тем не мнее, Билл вос­при­ни­ма­ет Чере­па­ху как доб­ро, кото­рое может давать сове­ты. Затем, будучи взрос­лы­ми, герои обна­ру­жи­ва­ют Чере­па­ху если и не мерт­вой, то точ­но дрях­лой и поги­ба­ю­щей, сла­бой и отда­лен­ной, как Стар­шие Боги Лав­краф­та. Как в про­шлом, так и в насто­я­щем, Майк при­дер­жи­ва­ет­ся выска­зы­ва­ния Бил­ла «Чере­па­ха не может нам помочь» . В любом слу­чае, эта неяс­ная бла­го­твор­ная сила не явля­ет­ся созда­те­лем реаль­но­сти. «Билл каким-то обра­зом почув­ство­вал, что все еще есть Дру­гой, Послед­ний Дру­гой, оби­та­ю­щий за голо­сом этой сущ­но­сти. Этот Послед­ний Дру­гой воз­мож­но и был созда­те­лем Чере­па­хи, кото­рая толь­ко наблю­да­ла, и Оно, кото­рое толь­ко ело. Этот дру­гой был силой за пре­де­ла­ми все­лен­ной, силой, кото­рая сто­ит за все­ми осталь­ны­ми сила­ми» .

Два основ­ных фак­то­ра — при­сут­ствие Дру­го­го и опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние веры и вооб­ра­же­ния, осо­бен­но вопло­щен­но­го в детях, отли­ча­ет виде­ние кос­ми­че­ско­го ужа­са Кин­га от Лав­краф­та. В жиз­ни Кинг назы­ва­ет себя не прак­ти­ку­ю­щим мето­ди­стом: «Я ста­ра­юсь сохра­нить цер­ковь в сво­ем серд­це» (Underwood 141). При­зна­вая свою веру в «Бога, в Сверх душу, в некое разум­ное суще­ство, отве­ча­ю­щее за все, что здесь про­ис­хо­дит» , он не видит необ­хо­ди­мо­сти спо­рить о том, под­ры­ва­ет ли веру в суще­ство­ва­ние Бога при­сут­ствие зла. По срав­не­нию с отно­си­тель­ной незна­чи­тель­но­стью Чело­ве­ка Разум­но­го (и, соот­вет­ствен­но, его стра­да­ний), Кинг гово­рит: «Кос­мос слиш­ком велик… Нас пере­бра­сы­ва­ет из одной тай­ны в дру­гую». Одна­ко, без­услов­но, нель­зя про­сто при­рав­ни­вать лич­ные убеж­де­ния авто­ра к убеж­де­ни­ям, выра­жен­ным его автор­ской пози­ци­ей, но, ско­рее все­го, образ Бога в «Оно» отра­жа­ет реаль­ную фило­со­фию Кин­га. Бог рома­на, Дру­гой, явля­ет­ся отда­лен­ным вопло­ще­ни­ем сверхъ­есте­ствен­ной силы, такой же безы­мян­ной и непо­сти­жи­мой, как и Оно. Дру­гой никак не вме­ши­ва­ет­ся в дела геро­ев и, по-види­мо­му, не име­ет­ся ниче­го обще­го с суще­ству­ю­щей на Зем­ле рели­ги­ей. Как отме­тил Кинг в интер­вью, пере­пе­ча­тан­ном в кни­ге “Bare Bones”: «Я не счи­таю доб­ром толь­ко хри­сти­ан­скую силу. Доб­ро это то, что я счи­таю Белым. Белое. Что-то неве­ро­ят­но силь­ное, что пере­едет вас, если вы вста­не­те у него на пути».

Тем не менее, он допус­ка­ет воз­мож­ность при­кос­нуть­ся к этой «белой» энер­гии: «Вера, сама по себе, явля­ет­ся неко­то­рой силой… вера — это сво­е­го рода про­вод­ник в совер­шен­но Дру­гие Вещи» . Убеж­де­ния Кин­га отра­же­ны в «Оно», где, как ранее отме­ча­лось, дет­ская спо­соб­ность верить явля­ет­ся их сла­бо­стью и в то же вре­мя силой. Даже если Дру­гой не пыта­ет­ся откры­то помочь им, Оно подо­зре­ва­ет о его суще­ство­ва­нии и боит­ся, что «эти дети явля­ют­ся помощ­ни­ка­ми Дру­го­го» (It 1008). С дру­гой сто­ро­ны, если все сущее про­ис­хо­ди­ло от Оно (как это, непо­сред­ствен­но, и было, когда чере­па­ха отрыг­ну­ла все­лен­ную, а затем поте­ря­ла созна­ние внут­ри сво­е­го пан­ци­ря), как мог­ло какое-либо суще­ство из это­го или дру­гих миров обма­нуть или при­чи­нить вред Оно..?» . Сами дети не при­пи­сы­ва­ют свои побе­ды Богу. Когда они обсуж­да­ют, поче­му сереб­ря­ные пули отго­ня­ют Оно в фор­ме обо­рот­ня, они при­хо­дят к выво­ду, что нет конеч­но­го источ­ни­ка силы. В поис­ках ору­жия про­тив Оно, они вспо­ми­на­ют филь­мы, в кото­рых крест или молит­ва помо­га­ют побеж­дать чудо­ви­ще, но не могут пол­но­стью пола­гать­ся на эти сим­во­лы, что­бы побе­дить Оно. Если Дру­гой и помо­га­ет геро­ям, то эта помощь пред­став­ля­ет­ся в воз­мож­но­сти опи­рать­ся на их соб­ствен­ную силу веры и вооб­ра­же­ния. Оно осо­зна­ет: «Если есть десять тысяч сред­не­ве­ко­вых кре­стьян, кото­рые созда­ют вам­пи­ров, веря в то, что они реаль­ны, то будет хотя бы один – воз­мож­но, ребе­нок – кото­рый пред­ста­вит, что кол обя­за­тель­но уби­ва­ет вам­пи­ров. Но кол – это все­го лишь глу­пая дере­вяш­ка; Разум – вот насто­я­щий кол, кото­рый заго­ня­ет вам­пи­ра в угол» . Толь­ко так семь геро­ев смо­гут при­со­еди­нить­ся к «белой» энер­гии, отдель­ной как от Оно, так и от Чере­па­хи. 

Глав­ные герои рома­на о вам­пи­рах «Жре­бий Сале­ма», в отли­чие от геро­ев «Оно», исполь­зу­ют про­тив вам­пи­ров тра­ди­ци­он­ное рас­пя­тие и дру­гое обще­при­ня­тое ору­жие про­тив вам­пи­ров. Одна­ко, в про­из­ве­де­ни­ях Кин­га крест не дей­ству­ет меха­ни­че­ски, как это быва­ет в дру­гих, кото­рые Мосиг назы­ва­ет «заез­жен­ны­ми сказ­ка­ми о вам­пи­рах». Вме­сто это­го эффек­тив­ность кре­ста зави­сит от веры его вла­дель­ца. Когда Джим­ми Коди и Бен Мирс про­ти­во­сто­ят вос­крес­шей Мар­джо­ри Глик в мор­ге, они исполь­зу­ют депрес­сор для рта в каче­стве кре­ста и бла­го­слов­ля­ют его нераз­бор­чи­вы­ми молит­ва­ми. Напол­нен­ный их верой, этот импро­ви­зи­ро­ван­ный сим­вол «каза­лось, вспых­нул сия­ни­ем», свет, кото­рый «про­лил­ся на руку (Бена) эль­фий­ским пото­ком» . Сле­ду­ет отме­тить, что «сверхъ­есте­ствен­ное сия­ние» кре­ста мерк­нет и поту­ха­ет из-за коле­ба­ний веры отца Кал­ла­ха­на, когда тот стал­ки­ва­ет­ся с вам­пи­ром Бар­лоу в бит­ве за жизнь роди­те­лей Мар­ка Пет­ри. Посколь­ку страх и сомне­ния меша­ют ему отбро­сить крест и поло­жить­ся толь­ко на Бога, ору­жие ста­но­вит­ся бес­по­лез­ным. Вам­пир, пони­мая прин­цип луч­ше, чем свя­щен­ник, напо­ми­на­ет ему: «Крест без веры – все­го лишь дере­вяш­ка… Если бы ты отбро­сил крест, ты бы смог сра­жать­ся со мной еще одну ночь» . Истин­ная вера жила не в посвя­щен­ном свя­щен­ни­ке, а в маль­чи­ке Мар­ке, кото­рый смог про­гнать вам­пи­ра Дэн­ни с деше­вым кре­стом от пласт­мас­со­вой моде­ли мон­стра. В соот­вет­ствии с одной из цен­траль­ных повто­ря­ю­щих­ся идей Кин­га – силой дет­ско­го вооб­ра­же­ния, Марк без коле­ба­ний верит в крест и исполь­зу­ет его про­тив вам­пи­ра. С дру­гой сто­ро­ны, из-за этой же силы вооб­ра­же­ния, он стра­да­ет от ужа­сов и пер­во­быт­ных стра­хов, неве­до­мых его роди­те­лям, и «един­ствен­ным лекар­ством от кото­рых явля­ет­ся окон­ча­тель­ное око­сте­не­ние спо­соб­но­стей (sic) вооб­ра­же­ния, и это назы­ва­ет­ся взрос­ле­ни­ем» (242–3).

Кинг раз­ви­ва­ет этот прин­цип в «Оно». Вера семе­рых детей вопло­ща­ет себя не в тра­ди­ци­он­ных рели­ги­оз­ных сим­во­лах, а в талис­ма­нах, лич­но зна­чи­мых для каж­до­го героя. Когда, повзрос­лев, они пони­ма­ют, что им нуж­но вспом­нить свою первую побе­ду над Оно, что­бы сно­ва воору­жит­ся для новой схват­ки. «На самом деле все сво­ди­лось к тому, — пони­ма­ет Билл, — что это было наше ж‑ж-жела­ние выбрать­ся… Я не уве­рен, что взрос­лые (sic) могут это сде­лать» . (Воз­мож­но, силь­ное заи­ка­ние Бил­ла на сло­ве «жела­ние» отра­жа­ет сла­бость взрос­ло­го чело­ве­ка – неуме­ние желать). Несколь­ко раз маль­чи­ки, всту­пая в схват­ку с Оно, «жела­ли» побе­ды с помо­щью талис­ма­нов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих силу инди­ви­ду­аль­но для каж­до­го из них. Эдди, стра­да­ю­щий аст­мой, пус­кал пар из сво­е­го аспи­ра­то­ра в гла­за Оно, пре­вра­щая содер­жи­мое в «акку­му­ля­тор­ную кис­ло­ту» силой сво­е­го разу­ма: «Если я хочу, что­бы это была кис­ло­та, то это будет кис­ло­та». Он дости­гал веры в это, несмот­ря на то, что город­ской апте­карь гово­рил, что аспи­ра­тор содер­жит толь­ко воду, пла­це­бо. Мно­го лет спу­стя, став взрос­лым, Эдди при­ме­ня­ет ту же так­ти­ку, вос­со­зда­вая свой дет­ский образ мыш­ле­ния, воз­вра­щая себе «дет­скую веру в лекар­ство… кото­рое может решить все, даже помочь ему чув­ство­вать себя луч­ше после изде­ва­тельств от боль­ших маль­чи­шек… …это было хоро­шее лекар­ство, силь­ное лекар­ство». Будучи и ребен­ком, и взрос­лым, Билл бро­са­ет Оно вызов, повто­ряя без заи­ка­ния ско­ро­го­вор­ку, кото­рую он не может про­из­не­сти в обыч­ной жиз­ни: «Через сумрак столб беле­ет, в пол­ночь при­зрак стол­бе­не­ет!» — это утвер­жде­ние веры в сверхъ­есте­ствен­ное несмот­ря на сопро­тив­ле­ние повсе­днев­но­сти. Дру­гой сим­вол веры Бил­ла — Силь­вер, его ста­рый вело­си­пед Силь­вер, кото­рый Майк чудом нахо­дит для него. После уни­что­же­ния Оно, Силь­вер ста­но­вит­ся послед­ней вязью с вол­шеб­ством дет­ства и поз­во­ля­ет Бил­лу вер­нуть жену из ката­то­нии, преж­де чем его мило­серд­ная амне­зия сотрет все вос­по­ми­на­ния, как хоро­шие, так и ужас­ные, о его дру­зьях и столк­но­ве­нии с Оно. Источ­ни­ком силы для Ричи явля­ют­ся его голо­са в голо­ве, бла­го­да­ря кото­рым он стал извест­ным и бога­тым во взрос­лой жиз­ни, но в дет­стве они были лишь жал­кой ими­та­ци­ей диа­лек­тов — до тех пор, пока они не пона­до­би­лись, что­бы про­ти­во­сто­ять Оно.

Бевер­ли, един­ствен­ная девуш­ка в груп­пе, пред­став­ля­ет собой осо­бый слу­чай: она не име­ет мате­ри­аль­но­го талис­ма­на, а исполь­зу­ет силу сво­ей рас­цве­та­ю­щей сек­су­аль­но­сти. Когда круг дру­зей был на гра­ни рас­па­да после пер­вой побе­ды над Оно, в резуль­та­те чего они заблу­ди­лись в ката­ком­бах под пусто­шью, то Бев, как жри­ца, вос­со­еди­ня­ет связь дру­зей, сово­куп­ля­ясь с каж­дым из них. Похо­же, Кинг здесь наме­ка­ет на извест­ный маги­че­ский мотив жерт­во­при­но­ше­ния дев­ствен­ни­цы, но, как и обыч­но, исполь­зу­ет его в рам­ках лич­ных духов­ных сил, а не риту­а­лов орга­ни­зо­ван­но­го куль­та. «В этом акте точ­но была сила, — раз­мыш­ля­ет Бев, — раз­ры­ва­ю­щая цепи сила, кото­рая была в кро­ви» . Когда она испы­ты­ва­ет свой пер­вый оргазм (с Беном), «она чув­ству­ет, что ее сила пере­хо­дит к нему; она с радо­стью отда­ет­ся это­му чув­ству и делит­ся сво­ей силой» , вос­со­зда­вая необ­хо­ди­мую связь меж­ду груп­пой дру­зей.

Стэн отли­ча­ет­ся от всей груп­пы уже по дру­гой при­чине. Упря­мый раци­о­на­лист, он до послед­не­го не верит в сверхъ­есте­ствен­ность Оно. Когда Оно ата­ку­ет Стэна в фор­ме чудо­вищ­ной пти­цы, он отго­ня­ет его с помо­щью чте­ния назва­ний птиц из сво­е­го спра­воч­ни­ка орни­то­ло­га — сим­во­ла веры в нау­ку и поря­док вещей. В этот момент его неже­ла­ние верить в невоз­мож­ное укреп­ля­ет его. Затем, когда Оно напа­да­ет в фор­ме пти­цы на всю груп­пу дру­зей, Стэн кри­чит: «Я верю в алых тана­г­ров, хотя нико­гда не видел их… И я думаю, что где-то дей­стви­тель­но может суще­ство­вать феникс. Но в тебя я не верю». Фило­со­фия, лежа­щая в осно­ве его неве­рия, под­твер­жда­ет мне­ние Лав­карф­та о том, что насто­я­щий ужас про­ис­хо­дит от непо­сти­жи­мо­го, появив­ше­го­ся извне, нару­ша­ю­ще­го наше пони­ма­ние реаль­но­сти. Сте­ну кажет­ся, что появ­ле­ние Оно «сде­ла­ло гораз­до боль­ше, чем про­сто напу­га­ло его; Оно оскор­би­ло его» . В раци­о­на­ли­сти­че­ском миро­воз­зре­нии Стэна «суще­ству­ют вещи, кото­рых быть не может. Они оскорб­ля­ют чув­ство поряд­ка любо­го здра­во­мыс­ля­ще­го чело­ве­ка» (ibid). Он рас­смат­ри­ва­ет Бога, как Твор­ца, кото­рый при­вел все­лен­ную в дви­же­ние и дал воз­мож­ность людям позна­вать ее зако­ны, а затем «занял место в зале, что­бы наблю­дать за пред­став­ле­ни­ем» . Стэн отвер­га­ет даже без­обид­ные нару­ше­ния зако­нов при­ро­ды, такие как чудо хож­де­ния Иису­са по воде. «Это оскорб­ле­ние, с кото­рым ты, воз­мож­но, не смо­жешь жить, — раз­мыш­ля­ет он, — пото­му что оно дела­ет тре­щи­ну в тво­ем миро­воз­зре­нии… и через неко­то­рое вре­мя ты воз­мож­но поду­ма­ешь, что там, вни­зу, есть целая дру­гая все­лен­ная» (430). Его ужас перед неесте­ствен­ным и его реши­мость цеп­лять­ся за раци­о­наль­ность в его пони­ма­нии, дела­ют его неспо­соб­ным во взрос­лом воз­расте вос­со­здать дет­скую силу вооб­ра­же­ния и вер­нуть­ся в круг. Подоб­но герою Лав­краф­та, укрыв­ше­му­ся в безу­мии, что­бы избе­жать невы­но­си­мых зна­ний, он отка­зы­ва­ет­ся от воз­рож­де­ния сво­ей памя­ти. Меж­ду­го­род­ний зво­нок Май­ка с прось­бой вер­нуть­ся обрат­но в Дер­ри, в соот­вет­ствии с их дет­ским обе­ща­ни­ем вер­нуть­ся, если Оно когда-нибудь про­бу­дит­ся, остав­ля­ет Стэну, по сло­вам Май­ка, толь­ко два вари­ан­та выбо­ра: «остать­ся в живых и испач­кать­ся или уме­реть чистым» . Стэн уби­ва­ет себя вме­сто того, что­бы сно­ва погру­зить­ся в хаос невоз­мож­ной реаль­но­сти Оно.

Само­убий­ство Стэна под­твер­жда­ет пред­по­ло­же­ние Май­ка о том, что «Оно защи­ща­ет Себя тем про­стым спо­со­бом, что, когда дети ста­но­вят­ся взрос­лы­ми, они ста­но­вят­ся либо неспо­соб­ны­ми к вере, либо в опре­де­лен­ном роде иска­ле­че­ны неко­то­рым арт­ри­том души и вооб­ра­же­ния» . Как мож­но избе­жать такой дегра­да­ции? Майк отме­ча­ет, что в орга­ни­зо­ван­ной рели­гии «власть уве­ко­ве­че­на и под­пи­ты­ва­ет­ся пери­о­ди­че­ски­ми риту­аль­ны­ми дей­стви­я­ми». Ни в дет­стве, ни во взрос­лом воз­расте герои не обра­ща­ют­ся за под­держ­кой к какой-либо орга­ни­зо­ван­ной церк­ви. Одна­ко, они участ­ву­ют в двух адап­ти­ро­ван­ных шаман­ских риту­а­лах, кото­рые они обна­ру­жи­ли в ходе сво­их иссле­до­ва­ний. Герои про­хо­дят испы­та­ние рав­нин­ных индей­цев, назы­ва­е­мое «Цере­мо­ни­ей дымо­вой дыры», раз­жи­гая огонь в сво­ем под­зем­ном клу­бе, что­бы вызы­вать виде­ния с помо­щью вды­ха­ния дыма. «Пред­по­ла­га­лось, что виде­ния под­ска­зы­ва­ют пле­ме­ни, как посту­пать» ‚- объ­яс­ня­ет Бен. Майк и Ричи — един­ствен­ные чле­ны их само­дель­но­го «пле­ме­ни», кото­рые выдер­жи­ва­ют всю цере­мо­нию, — дей­стви­тель­но видят виде­ния того, как Оно при­шло в чело­ве­че­ский мир. Этот обряд слу­жил толь­ко для полу­че­ния инфор­ма­ции.

Вто­рой обряд ско­рее дару­ет им спо­со­бы борь­бы с Оно, чем при­зы­ва­ет сверхъ­есте­ствен­ную силу для их защи­ты; для реаль­ной борь­бы они все еще долж­ны пола­гать­ся на соб­ствен­ную духов­ную силу. Этот обряд — гима­лай­ская тра­ди­ция, Риту­ал Чудь, тре­бу­ю­щий от шама­на встре­чи лицом к лицу с меня­ю­щим облик таэлу­сом. После того, как шаман и чудо­ви­ще высу­нут свои язы­ки и поло­жат их друг на дру­га, «они оба долж­ны про­ку­сить их так, что­бы они ока­за­лись буд­то скреп­ле­ны вме­сте, смот­ря друг дру­гу в гла­за» , — объ­яс­ня­ет Билл. Затем про­тив­ни­ки сра­жа­ют­ся в кон­кур­се зага­док. Когда дети высле­жи­ва­ют Оно в лого­ве, Билл сим­во­ли­че­ски свя­зы­ва­ет себя с ним в Ритуа­ле Чудь и вызы­ва­ет его на мыс­лен­ный бой. Таким обра­зом Оно уно­сит его дух за зем­ные гра­ни­цы в глу­би­ны кос­мо­са, где, как опи­са­но выше, он позна­ет истин­ную при­ро­ду Оно и встре­ча­ет Чере­па­ху. Выдер­жав это испы­та­ние, Билл дал воз­мож­ность сво­е­му кру­гу дру­зей иска­ле­чить Оно, или даже (как они тогда пред­по­ла­га­ли), убить его.

Эта побе­да над Оно с помо­щью внут­рен­них духов­ных ресур­сов, как в бит­ве в дет­стве, так и во взрос­лом повто­ре­нии, отли­ча­ет геро­ев Кин­га и от глав­ных геро­ев тра­ди­ци­он­ных хор­ро­ров, таких как «Дра­ку­ла», кото­рые пола­га­ют­ся на посто­рон­нюю защи­ту сим­во­лов орга­ни­зо­ван­ной рели­гии, и от типич­ных глав­ных геро­ев Лав­краф­та, кото­рые не име­ет ника­ких эффек­тив­ных средств сопро­тив­ле­ния и либо усту­па­ют подав­ля­ю­щей силе извне, либо спа­са­ют­ся (прак­ти­че­ски нико­гда не побеж­дая враж­деб­ную силу) бла­го­да­ря чистой слу­чай­но­сти. Как мы уже выяс­ни­ли, семе­ро детей побеж­да­ют с помо­щью силы дет­ской веры и вооб­ра­же­ния; Чере­па­ха напо­ми­на­ет Бил­лу: «То, что мож­но сде­лать в один­на­дцать лет, обыч­но нель­зя повто­рить нико­гда». Билл дости­га­ет побе­ды бла­го­да­ря тому, что застав­ля­ет себя «верить во все то, во что верил: верить, что если ты ска­жешь поли­цей­ско­му, что ты поте­рял­ся, то он бла­го­по­луч­но про­ве­дет тебя до дома, что суще­ству­ет Зуб­ная фея, кото­рая живет в огром­ном эма­ле­вом зам­ке, и Сан­та Клаус на Север­ном полю­се, кото­рый дела­ет игруш­ки со сво­ей кучей эль­фов, и что Капи­тан Пол­ночь суще­ству­ет» . Билл в сво­их лита­ни­ях не упо­ми­на­ет ни о Боге или Иису­се; его вера коре­нит­ся в сим­во­лах дет­ству. Взрос­лые, как он сар­до­ни­че­ски заме­ча­ет, теря­ют такую дет­скую веру и запол­ня­ют ее место верой в баналь­ные вещи, такие как «стра­хов­ка… вино за ужи­ном… Гэри Харт, про­беж­ки для про­фи­лак­ти­ки сер­деч­ных при­сту­пов, отказ от крас­но­го мяса для про­фи­лак­ти­ки рака тол­стой киш­ки» . Это оче­вид­но, что дети про­иг­ры­ва­ют, ста­но­вясь взрос­лы­ми, пото­му что «с каж­дым годом их меч­ты будут ста­но­вить­ся все мень­ше» .

Одна­ко, несмот­ря ни на что, даже с ослаб­ле­ни­ем их кру­га (Стэн погиб, а Майк был гос­пи­та­ли­зи­ро­ван), геро­ям уда­ет­ся вос­ста­но­вить связь со сво­им про­шлым. В дет­стве они были «доста­точ­но реши­тель­ные, что­бы поло­жить нача­ло тем взрос­лым, кото­ры­ми они ста­нут… (кото­рые) обя­за­тель­но долж­ны поло­жить нача­ло людям, каки­ми они были… Круг замы­ка­ет­ся, коле­со вра­ща­ет­ся» . След магии дет­ства оста­ет­ся с Бил­лом, как чистый дар, доста­точ­но дол­го для того, что­бы он успел про­бу­дить свою жену Одру от живой смер­ти — ката­то­нии, — про­ка­тив ее на Силь­ве­ре (его ста­ром вело­си­пе­де). В отли­чие от Лав­краф­та, Кинг в романе «Оно» остав­ля­ет место для суще­ство­ва­ния Бога — Дру­го­го, кото­рый поз­во­ля­ет геро­ям уни­что­жить зло извне. Этот Дру­гой, одна­ко, спа­са­ет геро­ев, но не вме­ши­ва­ясь мол­ние­нос­но, как «Кава­ле­рия США в деше­вых вестер­нах» (по сло­вам Моси­га), а поз­во­ляя им исполь­зо­вать духов­ные ресур­сы, кото­ры­ми Он/Она наде­лил их. В те момен­ты, когда Билл мчит­ся с Одрой на Силь­ве­ре, он дости­га­ет про­зре­ния. В отли­чие от Стэна, Билл, даже будучи взрос­лым, может при­знать, что упо­ря­до­чен­ная все­лен­ная не обя­за­тель­но исклю­ча­ет силу веры. Из все­го пере­жи­то­го он заклю­ча­ет, что «если жизнь вооб­ще чему-то учит, так это тому, что счаст­ли­вых кон­цов так мно­го, что чело­ве­ку, кото­рый верит в отсут­ствие Бога, нуж­но под­верг­нуть сомне­нию свою раци­о­наль­ность» .