Носферату, симфония ужаса

Автор: Ваня Ста­ро­стен­ко

В 1920‑е годы в Гер­ма­нии зарож­да­лись исто­ки жан­ра хор­рор. Пере­лом­ным момен­том стал фильм «Каби­нет док­то­ра Кали­га­ри», в кото­ром исполь­зо­ва­лись нова­тор­ские деко­ра­ции, отоб­ра­жа­ю­щие созна­ние безум­ца. «Кали­га­ри» послу­жил нача­лом ново­му тече­нию в кине­ма­то­гра­фе, извест­но­му как Немец­кий Экс­прес­си­о­низм. Глав­ны­ми осо­бен­но­стя­ми дан­но­го тече­ния были: необыч­ные деко­ра­ции с иска­жен­ны­ми про­пор­ци­я­ми, тема безу­мия с налё­том тём­но­го роман­тиз­ма, собы­тия сюже­та, раз­во­ра­чи­ва­ю­щи­е­ся в вооб­ра­жа­е­мом мире, все­воз­мож­ное исполь­зо­ва­ние игры теней, и наме­рен­но утри­ро­ван­ная игра актё­ров.

«Носфе­ра­ту. Сим­фо­ния ужа­са» — один из наи­бо­лее ярких пред­ста­ви­те­лей Немец­ко­го Экс­прес­си­о­низ­ма. Фильм явля­ет­ся неофи­ци­аль­ной адап­та­ци­ей само­го зна­ме­ни­то­го рома­на о вам­пи­рах «Дра­ку­ла».

Фри­дрих Виль­гельм Мур­нау

Режис­сёр филь­ма Фри­дрих Виль­гельм Мур­нау изме­нил име­на глав­ных геро­ев, посколь­ку вдо­ва Брэ­ма Сто­ке­ра отка­зы­ва­лась про­да­вать пра­ва на экра­ни­за­цию. Граф Дра­ку­ла стал гра­фом Орло­ком, Джо­на­тан Хар­кер — Тома­сом Хат­те­ром, Мина — Эллен, и т. д. Место дей­ствия пере­нес­лось в вымыш­лен­ный немец­кий город — Вис­борг (соеди­нён­ные вме­сте назва­ния двух горо­дов: Висмар и Любек) в 1838 год.

Таким обра­зом, сюжет филь­ма во мно­гом отли­ча­ет­ся от кни­ги, и сто­ит его рас­смат­ри­вать как отдель­ное про­из­ве­де­ние. В филь­ме Мур­нау граф не выгля­дит при­вле­ка­тель­ным и соблаз­ни­тель­ным, како­вым он был в кни­ге, а ско­рее — наобо­рот.

В сво­ём филь­ме Мур­нау ори­ен­ти­ро­вал­ся на восточ­но­ев­ро­пей­скую мифо­ло­гию о вам­пи­рах, в кото­рых облик вам­пи­ра был таков: лысая голо­ва, ост­ро­ко­неч­ные уши, длин­ные ког­ти и рез­цы как у кры­сы. Имя это­му вам­пи­ру — Носфе­ра­ту, что в пере­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет — «пере­но­ся­щий болезнь». Этот миф воз­ник во вре­ме­на чумы, пере­нос­чи­ка­ми кото­рой были кры­сы. Исхо­дя из это­го мифа, Носфе­ра­ту был лиде­ром крыс, пере­но­ся­щих чуму и смерть. Поэто­му он имел кры­си­но­по­доб­ный облик.

В филь­ме Мур­нау всё было имен­но так — граф Орлок при­был в Гер­ма­нию с огром­ным коли­че­ством крыс, рас­про­стра­няя чуму на всех оби­та­те­лей Вис­бор­га. Ещё одним отли­чи­ем от ори­ги­на­ла было то, что после уку­са жерт­вы гра­фа не ста­но­ви­лись сами вам­пи­ра­ми. Они уми­ра­ли от его уку­са. В резуль­та­те чего уми­ра­ет и Эллен. Она при­но­сит себя в жерт­ву вам­пи­ру ради спа­се­ния осталь­ных. Граф в филь­ме уми­ра­ет от лучей вос­хо­дя­ще­го солн­ца. Впер­вые эта идея появи­лась имен­но в этом филь­ме. Посколь­ку, в кни­ге Дра­ку­ла спо­кой­но пере­дви­гал­ся по Лон­до­ну в днев­ное вре­мя. Про­сто в днев­ное вре­мя он был не настоль­ко силён. Имен­но бла­го­да­ря Мур­нау появил­ся миф о том, что вам­пир может уме­реть от солн­ца.

Одним из худо­же­ствен­ных дости­же­ний филь­ма ста­ла сце­на, сня­тая в нега­ти­ве, в кото­рой Орлок везёт Хут­те­ра в замок, а так­же — уско­рен­ное вос­про­из­ве­де­ние плён­ки, чего рань­ше не при­ме­ня­ли в кино. Готи­че­ские деко­ра­ции филь­ма мастер­ски созда­ют ощу­ще­ния напря­же­ния и отре­шён­но­сти. Неве­ро­ят­но заво­ра­жи­ва­ю­щие съём­ки на нату­ре, сде­лан­ные в Сло­ва­кии.

Будучи хоро­шо про­све­щён­ным в мисти­ке и оккуль­тиз­ме, Мур­нау изоб­ре­та­тель­но исполь­зо­вал свои позна­ния для созда­ния стра­ха и ужа­са в сво­ём шедев­ре.

Потря­са­ю­щее же худо­же­ствен­ное оформ­ле­ние было созда­но худож­ни­ком-поста­нов­щи­ком Аль­би­ном Грау. Грау, как и Мур­нау, был пол­но­стью погла­щен оккульт­ны­ми нау­ка­ми и сверхъ­есте­ствен­ным. И изна­чаль­но имен­но ему при­над­ле­жа­ла идея снять фильм о вам­пи­рах (после того как он во вре­мя Пер­вой Миро­вой вой­ны, будучи в немец­кой армии, услы­шал от одно­го серб­ско­го фер­ме­ра, что его отец был вам­пи­ром).

Гре­та Шрё­дер

Бла­го­да­ря Грау «Носфе­ра­ту» запо­лу­чил этот мрач­ный зло­ве­щий тон, и потря­са­ю­щую готи­че­скую атмо­сфе­ру. Внеш­ний облик Гра­фа Орло­ка тоже был создан Аль­би­ном Грау. Так­же Грау был ответ­стве­нен за про­ри­сов­ку посте­ров, сопро­вож­да­ю­щих реклам­ную кам­па­нию филь­ма.

Макс Шрек

Испол­ни­тель заглав­ной роли Макс Шрек (чья фами­лия пере­во­дит­ся как «ужас») гени­аль­но сыг­рал роль гра­фа. Он создал кано­ни­че­ский образ вам­пи­ра, кото­рый пуга­ет по сей день. Эта роль про­сла­ви­ла его на всю жизнь. И сде­ла­ла самым узна­ва­е­мым кино-вам­пи­ром всех вре­мён.

Роль Эллен достой­но сыг­ра­ла Гре­та Шрё­дер — актри­са теат­ра и кино, и к тому же — жена Пау­ля Веге­не­ра (извест­но­го немец­ко­го экс­прес­си­о­ни­ста, про­сла­вив­шем­ся в филь­ме «Голем»). Она при­внес­ла нема­лую глу­би­ну в роль Эллен, кото­рая была гото­ва пожерт­во­вать соб­ствен­ной жиз­нью ради спа­се­ния люби­мо­го и осталь­ных людей.