Пустота / The Void — Обзор

Новое измерение истинного зла

Пре­крас­ная стра­на Кана­да сред­не­обыч­но­му чело­ве­ку не напо­ми­на­ю­щая ни о чем, кро­ме кле­но­вых листоч­ков, лесов и Ниа­гар­ско­го водо­па­да, сре­ди цени­те­лей нетри­ви­аль­ной музы­каль­ной куль­ту­ры извест­на само­быт­ной блэк-метал сце­ной в виде Forteresse и им подоб­ных. Все эта пре­лесть пода­ет­ся под лей­б­лом “роман­ти­че­ский атмо­сфер­ный кве­бек­ский блэк” и дичай­ше коти­ру­ет­ся цени­те­ля­ми лес­ной роман­ти­ки и груст­ных пере­бо­ров у кост­ра на зака­те. Про­дол­жая оши­вать­ся по канад­ским мар­ги­на­ли­ям даль­ше, мы обна­ру­жим не менее кру­тую и не менее само­быт­ную кине­ма­то­гра­фи­че­скую тусов­ку, пода­рив­шую миру самых уди­ви­тель­ных и в чем-то рево­лю­ци­он­ных пред­ста­ви­те­лей жан­ра : “Сест­ру обо­рот­ня”, “Маму”, “Муче­ниц”, “Гло­ток” (ну лад­но, не рево­лю­ци­он­ных, он про­сто забав­ный)) и высо­ко­ху­до­же­ствен­ную рас­чле­нен­ку сестер Сос­ка. То, что заод­но она награ­ди­ла мир вся­ки­ми “Ере­ти­ка­ми”, посчи­та­ем издерж­ка­ми про­из­вод­ства и не будем на них оста­нав­ли­вать­ся. Наш герой седь­мо­го и послед­не­го дня лав­краф­ти­ан­ской неде­ли спол­на отра­ба­ты­ва­ет не толь­ко канад­скую про­пис­ку, но и, по мое­му скром­но­му имхо, сло­ган “new dimension of evil” — све­жо и стиль­но обра­ба­ты­вая клас­си­че­ские идеи джентль­ме­на из Про­ви­ден­са. Сест­ра, скаль­пель! Поеха­ли.

Экс­по­зи­ция The Void неслож­ная и сто раз на вся­че­ских “Рас­све­тах мерт­ве­цов” обка­тан­ная — груп­пу несчаст­ных волею судь­бы запи­ра­ют в боль­ни­це, куда до это­го мест­ный офи­цер при­вез най­ден­но­го бук­валь­но в кустах нар­ко­ма­на. Каза­лось бы, тишь да гладь — допро­сим асо­ци­аль­ный эле­мент, нака­та­ем рапорт и до сви­да­нья. Одна­ко не тут-то было. Боль­ни­цу вдруг окру­жа­ют неиз­вест­ные в белых ман­ти­ях KKK-style, наме­ре­ния у них явно не миро­твор­че­ские, вдо­ба­вок мед­сест­ра вне­зап­но уби­ва­ет одно­го из паци­ен­тов, заяв­ля­ет, что “это не мое лицо”, пред­ва­ри­тель­но содрав доб­рую его часть, и бро­са­ет­ся на стра­жа поряд­ка. Полу­ча­ет пулю, мути­ру­ет в то самое НЕИМЕНУЕМОЕ, после чего стар­ту­ет завяз­ка, рас­кры­ва­ю­щая смысл про­ис­хо­дя­ще­го и “oooo God, why we?”. Дей­ствие кра­си­во и гра­мот­но пере­те­ка­ет в куль­ми­на­цию и весь­ма свое­об­раз­ную раз­вяз­ку, кото­рая хэп­пи-энд лишь отча­сти. Одна­ко дра­ма­тур­гия ни чер­та не объ­яс­ня­ет и при­смот­рим­ся к дета­лям Я уже гово­рил, что в слу­чае lovecraft-inspired кино обя­за­но мак­си­маль­но вни­ма­тель­но отне­стись к атмо­сфе­ре и ощу­ще­ни­ям, кото­рые хотят все­лить в зри­те­ля, и все сред­ства для это­го, как гова­ри­вал ста­ри­на Макиа­вел­ли, хоро­ши. В The Void мощ­ным суг­ге­стив­ным инстру­мен­том слу­жат музы­ка (к саунд­тре­ку при­ло­жил гени­аль­ную руку сам Брай­ан Lustmord — я все­гдааа знал, что его кри­по­вые саунд­скей­пы послу­жат хор­рор-инду­стрии и стран­но, что никто рань­ше не доду­мал­ся впле­сти эти гим­ны кос­ми­че­ско­му мра­ку вооб­ще вез­де, где сто­ит штамп HPL — а так­же Blitz/Berlin и Menalon) опе­ра­тор­ская рабо­та с уга­са­ни­ем кад­ра (наход­ка инте­рес­ная и ее не успе­ли зате­реть до баналь­но­сти) и — как ни стран­но — мол­ча­ли­вые куль­ти­сты. Ника­ких дурац­ких шаба­шей с дефи­цит­ны­ми дев­ствен­ни­ца­ми на зали­тых клюк­вен­ным соком алта­рях — толь­ко мол­ча­ние, толь­ко хард­кор, и оно пуга­ет боль­ше все­го, пото­му что ниче­го не обе­ща­ет и зри­мо ничем не угро­жа­ет. Самый насто­я­щий fear of tne unknown. (по теме когда-то хоро­шо зашел It Follows — вме­сто тыся­чи слов).

Но не все в The Void столь эфе­мер­ное — мон­стры, они же послед­ствия неудач­ных опы­тов по пре­вра­ще­нию чело­ве­ка в агрес­сив­ную нежить (фана­ты щупа­лец лику­ют) — неопи­су­е­мо мерз­кие и очень напо­ми­на­ю­щие полу­мерт­вых урод­цев из “Неве­сты Реани­ма­то­ра”, что-то столь же гнус­ное из “Вос­крес­ше­го” и при­шель­ца из “Нечто”. Не ска­жу, что пря­мо вер­ши­на совре­мен­но­го мон­стро­стро­е­ния, но они исправ­но вно­сят свой вклад в этот пик­ник на обо­чине без­дны.

Бес­спор­но­го хэп­пи-энда, как и в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве рас­ска­зов Лав­краф­та, здесь нет, но (не рас­кры­вая карт, если кто не смот­рел) финал инте­ре­сен, хотя его, похо­же, при­кле­и­ли в послед­ний момент уж одни Древ­ние зна­ют, чем руко­вод­ству­ясь. Ска­же­те, что он наду­ман­ный, и это тоже будет прав­дой.

При­го­вор — креп­кий, стиль­ный, атмо­сфер­ный фильм, кото­рый выво­дит лав­краф­ти­ан­ское кино на подо­ба­ю­щий 2018 уро­вень. Сни­мать по под­ва­лам, конеч­но, заман­чи­во, но нафиг, если есть тол­пы фана­тов (а Лав­крафт сей­час попу­ляр­нее Че Гева­ры) кра­уд­фандинг, долж­ная пря­миз­на рук и чув­ство вку­са. А глав­ное — жела­ние отдать дань ува­же­ния уни­каль­но­му сти­лю и огром­но­му вкла­ду HPL в люби­мый нами жанр “убе­ри­те детей от экра­на”. До новых встреч, доро­гие теле­зри­те­ли 🙂


Под­пи­сы­вай­тесь на Lovecraftian Horror
У нас есть очень чер­ные печень­ки!

Автор: Дмит­рий Дам­мер