Во время написания постов про игры Клайва Баркера в моей памяти неоднократно всплывала одна весьма старая, но очень годная игра, и прочитав комментарии, я увидел, что эта же игра вспомнилась и вам. Поэтому сегодня я хочу поговорить с тобой о «Страдании». The Suffering. В общем, кто хочет просто ознакомиться с сюжетом и особенностями игры во всей красе или немного поностальгировать о былых приключениях я предлагаю заварить чашечку чая, и погрузится вместе со мной в этот злой и темный мир. Hell breaks loose (все летит ко всем чертям).
Но по традиции, сначала информацмя об игре:
Полное название игры The Suffering: prison in hell, что в переводе означает «Страдание: тюрьма в аду». Разрабатывали игру небезызвестные ребята из Surreal Software и Midway Games и летом 2004 года выложили игру на полки магазинов. Разрабатывалась игра кроме ПК еще и на PS2, это наложило свои ограничения на визуальный стиль игры, ибо приставка на тот момент уже устарела и не вывозила хорошую картинку. Плюс разработчики использовали далеко не свежий движок. Стоит отметить очень хороший звуковой ряд, который очень гармонично дополняет происходящее на экране, музыкальных тем не много, но вписываются в атмосферу они прекрасно, к сожалению отдельно от игры уже не вкатывает. Русская локализация присутствует, даже в двух вариациях, но есть свои нюансы: субтитры содержат нормальный перевод, но местами трудночитаемы, а вот озвучки целых две. Одна из них это полупиратский дубляж, очень часто разнящийся с субтитрами. Вторая версия говорит голосом, который известен всем любителям боевиков 90‑х, а именно голосом Леонида Володарского. От себя хочу сказать, что озвучка весьма годная, и есть в ней что-то ламповое, как будто вставил в старенький видак любимую с детства кассету.
Также в 2004 году свет увидели такие игры как: Unreal Tournament 2004, Sacred, Far Cry, Syberia II, Painkiller, Psi-Ops, Doom 3, Silent Hill 4: The Room, Warhammer 40,000: Dawn of War, Half-Life 2, Prince of Persia: Warrior Within, The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Как вы можете видеть, год был очень щедр как на просто крутые проекты, так и на игры, ставшие культовыми, на фоне которых The Suffering терялась. Но на сколько я знаю, «Страдание» никогда не метила в ААА сегмент, а была очень похожа на старые добрые ужастики категории Б, которые я так любил смотреть в детстве на кассетах. По мнению некоторого числа игроков и критиков, игра обладала большим количеством недостатков, и местами была устаревшей. И хотя отзывы были смешанные, больше оказалось положительных, и разработчикам удалось покрыть расходы на создание игры и даже подзаработать, вследствие чего свет увидел сиквел, но о нем мы поговорим в следующий раз.
Игра представляет из себя экшн-хоррор от третьего лица или первого лица, в котором очень многие механики и фишки заимствованы из других популярных игр, но и тут они прижились и прекрасно работают. И если в начале игры явно доминирует хоррор, так как мы пока не понимаем, что нас ожидает, не знаем ничего ни о герое, ни о сюжете, ни о месте, где происходят события, то к середине игры это уже экшн. Причем экшн серьезный и злой. Враги не будут вас щадить, а о таких вещах как автоматическое восстановления здоровья можете забыть сразу: только аптечки, а точнее баночки с таблетками (привет Max Payne). Придется много стрелять и уворачиваться, так как враг быстр и опасен, а боезапас ограничен. И хотя вокруг постоянно будут валяться в большом количестве как таблетки так и патроны, расходовать их вы будете очень быстро, если только не играете на легкой сложности. Разнообразие локаций, достаточно большое количество секретов и ответвлений, частенько в одну точку можно прийти несколькими путями, но доминируют линейные локации. Отдельно стоит отметить проработку монстров, их созданием занимался Стэнли Уинстон и его студия.
Для тех, кто не знает, именно он создавал грим и эффекты к таким фильмам как Терминатор, Хищник, Чужой, Парк юрского периода и многим другим.
В The Suffering враги, кроме врагов людей, не какие то стандартные и непонятные монстры или демоны. Каждый монстр имеет свою историю появления, и олицетворяет определенные события. Похожая ситуация была в Silent Hill 2, где каждый враг имел очень четкую причину для появления.
Сюжет игры будет разворачиваться в тюрьме Эббот, что расположилась на острове Карнати. История этого острова полна примеров человеческой жестокости. Здесь сжигали невинных людей во время охоты на ведьм, здесь был лагерь военнопленных и сумасшедший генерал расстрелял целый отряд ни в чем неповинных людей. Позже здесь была открыта тюрьма для смертников или отбывающих пожизненное заключение, так же при тюрьме был построен городок. Открыты угольные шахты и каменоломня, в которой произошел обвал и завалило множество заключенных, которых оставили умирать, это привело к масштабным бунтам среди арестантов, которые начали убивать всех подряд охранников. В тюрьме проводились разнообразные смертные казни, от электрического стула и смертельной инъекции до повешения и расстрела. Неизвестно почему, но остров притягивает к себе жестоких и кровожадных людей, усиливая их темные желания. Нормальных людей остров доводит до безумия, заставляя творить невообразимые преступления.
В эту тюрьму попадает главный герой по имени Торк, или просто Т. Он приговорен к смертной казни за убийство своей жены и двух сыновей. Неизвестно виновен ли он, ведь от пережитого шока Торк сам этого не помнит и не говорит ни с кем. Сюжет игры состоит из множества небольших историй, нанизанных на основной вопрос: что на самом деле произошло с семьей героя? Всю информацию мы будем получать через записки и документы, рассказы персонажей, радио переговоры. Стоит сказать, что в игре есть 2 интересных дневника, которые мы будем собирать по ходу сюжета: один из них рассказывает о монстрах, другой о местах где мы бываем и о том, что там произошло. Так же нас ждет множество флэшбеков и пульсирующих образов, отсылающих к прошлому главного героя или появляющихся под влиянием острова. Вот парочка примеров:
В зависимости от стиля игры нас ожидает три концовки, будет ли эта картинка о жестокости и гневе, о искуплении и прощении, или о безразличии и осуждении зависит от принятых решений во время прохождения, будем ли мы помогать людям, оставим их на произвол судьбы или убьем для достижения своих целей. В зависимости от того, путь добра или зла мы выбираем меняется не только концовка, но даже внешний вид героя. При следовании по пути зла герой будет весь в запекшейся кровью, видны вздувшиеся вены, а на теле появятся раны и язвы. Так же изменения коснуться семейной фотографии, которую Торк постоянно носит с собой: она будет выглядеть нормально, при игре за добро, и будет вся покрыта грязью и кровью при следовании пути зла.
Но перейдем к сути:
Нашего героя ведут в камеру, по пути обсуждая его преступление, и его ли это преступление вообще.
В камере наш герой смотрит на фотографию своей семьи пока в соседних камерах обсуждают и осуждают его, и ждать ему тут смертного приговора, если бы не загадочное землетрясение, из за которого отключается свет, и кто-то, а точнее что-то весьма большое и сильное не выломало дверь камеры нашего героя, и в то же время кто то растерзал жителей остальных камер. С этого момента начинается наш путь. А блок в котором мы оказались называется “Дом Смерти”.
После освобождения мы видим, что остальные заключенные убиты и раскромсаны на куски. Жив только надзиратель, но у нас на глазах ему в голову втыкается огромное лезвие, кто это сделал мы увидеть не можем. По сути этот уровень призван познакомить нас с основными механиками игры, представить нам важных персонажей и обмазать атмосферой. А в плане атмосферы здесь царит хоррор: темные коридоры периодически потряхивает землетрясением. Мигающие лампы, по радио слышны крики о помощи и стоны боли, периодические видения и галлюцинации. На пути нам попадаются тела заключенных и охранников, убитых кем то сильным и очень злобным. При прохождении по одному из коридоров увидим как труп охранника демонстративно, оставляя кровавые подтеки, что то утащит в вентиляцию. А зайдя в одну из комнат охраны увидим окончание битвы: перевернутая мебель и выбитые окна, повсюду изувеченные тела охранников, и в нашу сторону из последних сил ползет охранник, размазывая свою кровь по полу, ползет уже без ног. Мимолетно мы видим несколько живых персонажей, которые через секунду умрут, но есть такие, при встрече с которыми придется делать моральный выбор.
Здесь же нас знакомят с первым обитателем местного бестиария: Убийцей.
Злобная тварь, у которой вместо рук и ног лезвия, а голова держится только благодаря металлическим штырям вбитым прямо в плоть. Отличается размерами, силой и количеством лезвий на руках и ногах, так у больших убийц лезвия будут спаренные. Странное паукообразное существо наслаждается страданиями и страхом других. Неоднократно во время прохождения будут ситуации, когда герой заметит приближающихся убийц, а те поняв, что их увидели, будут нарочито медленно идти в сторону героя, при этом лезвием на руке скрести по асфальту или остановившись начнут точить лезвия друг о друга, смотря на нашего героя. Будь в игре более детализированная графика, в такие моменты на лицах тварей была бы кровожадная ухмылка. Олицетворяет собой обезглавливание, несмотря на то, что такого вида смертной казни на острове не было, вполне возможно, что это было еще до современной истории этого места.
Пройдя через газовую камеру, где призрак человека полностью состоящий из газа убьет охранника, и комнату с электрическим стулом, на котором в одном из видений увидим человека во время казни, мы спускаемся в подвал, где нас встречают три важных персонажа игры:
Призрак человека, состоящий из зеленоватого газа, это призрак Гермеса Хайда, который когда то был самым опытным палачом в тюрьме Эббот. Он был одержим своей работой, а точнее убийствами, до такой степени, что когда казнить было некого, он решил испробовать газ на себе. С тех он сам состоит из смертельно ядовитого газа, и может продолжать свои казни. Он будет стараться склонить нас на сторону зла, призывая убивать всех, кто попадается нам на пути.
Человек появившийся в электрическом щите и весь обмотанный проводами — это Хорэс Годж.
Когда то он был заключенным тюрьмы Эббот, но остров свел его с ума. Ему стало казаться, что его жена в опасности вдали от него. И во время свидания, после страстного секса, он опасной бритвой изрезал жену на куски. За это его казнили на электрическом стуле, а человеком, который нажал на кнопку был Гермес Хайд. С тех пор он принадлежит тюрьме и вынужден скитаться, перемещаясь по проводам в виде электрических разрядов. Его существование мучительно, ведь каждую секунду он вынужден ощущать на себе процесс казни. Он давно раскаялся и мечтает, что бы остров его отпустил, и наконец то обрести покой. Он будет склонять нас на сторону добра, предупреждая о возможных последствиях.
Призрак старомодного доктора по имени Киллджой (в русском переводе доктор Киллер) появляющийся в свете прожектора. На острове до сих пор ходит старинная легенда о хирурге и психиатре, руководителе здешнего сумасшедшего дома- “Бедлама”, который со временем прибывания на острове и общения с преступниками помутился рассудком. По сути нейтральный персонаж, по ходу игры будет изучать героя, поставит Торку диагноз и назначит лечение, но весьма своеобразное. В эту встречу он откроет герою интересную способность:
как только Торк накапливает достаточное количество ярости, он может превратится в огромного монстра, с зашитыми глазами, у которого огромный тесак вместо одной из рук. Так же в этом состоянии может ударом пускать ударную волну, или бить шипами из под земли. Этого монстра называют “Создание”. В этом состоянии герой с легкостью уничтожает монстров, но как только шкала ярости пустеет, начинает уменьшаться и полоска жизни.
Что любопытно, так это то, что спутники не видят превращения Торка в Создание, и никак не реагируют на это. В дальнейшем из записок и дневников мы узнаем, что по факту герой ни в кого не превращается, а впадает в бешенство и начинает разрывать уничтожать монстров голыми руками, а Создание есть только в его голове.
Продолжая наш дальнейший путь по подвалам тюрьмы, мы встретим еще одного монстра, знакомьтесь: Снайпер.
Мне кажется, что Снайпер является воплощением не только расстрельной команды, ведь ему присущи черты того, кого хотят казнить этим способом: появляется он из под земли, привязанный к столбу, глаза у него завязаны, а на теле видны дыры от пуль. Он олицетворяет сам процесс расстрела как таковой.
Побродив вдоволь по подвалам мы выбираемся наружу и встречаем человека по имени Даллас. Из разговоров становится понятно, что Даллас и Торк давние знакомые, можно сказать даже друзья. Из рассказа Далласа можно узнать, что росли они в приюте, и жизнь там была, мягко говоря, не сахар. Плюс их объединяет криминальное прошлое, и видимо Торк уже попадал в тюрьму. Тем более в одном из флешбеков мы узнаем, что у героя и раньше были проблемы контроля гнева.
Пройдя через тюремный двор, мы попадаем в еще один тюремный блок. В поисках выхода мы встретим начальника тюрьмы Харгрейва, который будет из пулемета расстреливать связанных заключенных, и потом пожелает переключиться на нас. Но перед встречей с ним мы познакомимся с еще одной тварью, которую называют Торчок:
Мерзкие существа, которые появляются из луж крови или воды. Весьма слабые и быстро умирают, получив дозу свинца, но не стоит их недооценивать: почти всегда появляются группами, при смерти оставляют лужу желтой жидкости, от которой исходят ядовитые испарения. Так же эти твари могут запрыгнуть на героя и воткнуть шприц с ядом в шею, плюс могут превратить Торка из Существа обратно в человека.
Вместе с Далласом мы убиваем Харгрейва, это не особо тяжело, и устраиваем геноцид убийц с помощью пулемета, оставшегося от начальника тюрьмы. Нам предстоит пройти через весь тюремный блок, и Даллас окажет посильную помощь, во время постреливая по врагам. В итоге мы сможем помочь нашему компаньону, выпустив его на волю, но нас тюрьма так просто не отпустит: как только мы откроем ворота и Даллас выберется наружу, произойдет взрыв и выход завалит.
Дальнейший путь мы продолжим одни, лишь верные спутники: дробовик, автомат Томпсона да два револьвера будут нам помогать.
Мы проходим еще один тюремный блок, истребляя множество тварей, и игра демонстрирует нам еще одного довольно таки занятного врага:
Висельник
Появляется из пятен крови на потолке, бросается на героя и начинает его душить. Сам по себе особой опасности не представляет, здоровья отнимает не много. Но во время захвата герой беззащитен, и если вокруг есть другие монстры, то во время захвата они могут здорово навредить Торку.
Кроме тесных и темных коридоров, нам придется пройти несколько раз через тюремные дворы, и здесь мы станем свидетелями появления монстров: посреди двора в земле зияет огромная дыра, светящаяся красноватым светом, и из нее будут лезть твари всех мастей. Будто сама земля острова ‚пропитавшаяся кровью и злом, порождает их в наказание людям. Нам придется перебить множество убийц и снайперов в эти моменты. Здесь мы узнаем, что монстры боятся света: стоит нам навести на убийц яркий прожектор, они вспыхивают словно спички, и уже через несколько секунд валяются на земле, корчась в предсмертных конвульсиях. Если же направить прожектор на дыру в земле, из которой щемится этот адов карнавал, она сразу загорится и поток тварей прекратится.
Выбравшись на свежий воздух, мы попадаем на кладбище, при тюрьме. Здесь мы можем обнаружить могилы Хорэса и Хайда. Они узнаются безошибочно: гроб Хайда светится зеленоватым светом, и из всех щелей валит ядовитый газ. Вокруг могилы Хорэса видны электрические разряды.
Путь наш пролегает через давно заброшенную каменоломню. Мы узнаем о событиях, произошедших здесь когда то.
Видимо эти события и породили одно из самых надоедливых и вредных для главного героя существ острова: червей.
Черви — одни из самых проблемных врагов. Они достаточно живучи, если пытаться убить их из огнестрела, но умирают сразу, если закинуть взрывчатку в яму, которую они оставляют при появлении. Атаки достаточно внезапны, неоднократны случаи, когда во время битвы с убийцами или снайперами червь нахлобучит героя цепями со спины.
Во время нашего путешествия по каменоломням, периодически вдалеке мы будем видеть несколько маленьких девочек примерно 11 лет. Они нам даже будут несколько раз помогать, освобождая путь, например прожигая в заборе дыру для героя. Но полноценная встреча с ними произойдет много позже. А сейчас наш герой выходит к старинному особняку, и как мы узнаем в последствии: мы попали в “Бедлам”, давно заброшенную психиатрическую лечебницу доктора Киллджоя.
Этот уровень игры короткий, но весьма интересный. Нам придется разгадывать загадки сумасшедшего доктора, сражаться с монстрами и узнавать кое что из прошлого этого места. Здесь мы так же встретим охранника Сергея, упоротого курительными веществами. Он так же попросит нас о помощи, но, в отличии от других персонажей, помощь заключается не в спасении жизни, а в том, что в доме нет электричества и патефон Сергея не работает, а без музыки курение ему не доставляет. Кстати, недалеко от Бедлама мы можем обнаружить небольшую хижину, а за ней небольшую плантацию специфических растений. Надпись на хижине гласит: Заначка Сергея 🙂
В этом месте доктор проведет на нас несколько экспериментов, что бы поставить диагноз. Нам придется сразится как с монстрами, так, в итоге, и с самим доктором. Убить его мы не правда не сможем.
После Бедлама мы направимся в сторону заброшенной пристани. По пути мы встретим пожилого заключенного, который будет закидывать атакующих его убийц коктейлями молотова. Зовут заключенного Клем, и это он описал в дневнике всех монстров острова.
Он рассказывает нам, что построил плот, но уплыть ему мешают какие то твари, в этот момент нас знакомят с новым врагом: Тухляком.
Огромные бронированные твари, которых не берет никакой огнестрел. Против них помогает только взрывчатка, пожарный топор или огнемет. После смерти из брюха Тухляка вырывается свора крыс, которая сразу бросается на героя.
На берегу, где Клем соорудил плот, находятся останки старого корабля, который когда то потерпел здесь крушение. Из этого корабля и лезут тухляки. Мы можем помочь Клему, и он сможет наконец покинуть остров, но наш путь еще не окончен.
Рядом с разрушенным кораблем мы проходим через дренажную трубу, дальнейший путь перекрывает решетка, которую откроет нам Хорэс.
Мы попадем в блок тюрьмы с которого начались наши злоключения в этом проклятом месте — Дом Смерти.
Дойдя до помещения с электрическим стулом, мы обнаружим на нем Хорэса. Бедолага раз за разом переживает свою смертную казнь. Мы освобождаем его. Отключив 4 рубильника, это отсылка к смертной казни Хорэса — именно 4 раза пришлось подавать напряжения, что бы Хорэс умер.
Дойдя до камеры, в которой в самом начале сидел Торк, мы обнаружим пролом в стене — нам именно туда. Теперь нам наконец то удастся покинуть территорию тюрьмы, и нам необходимо попасть на причал. Перед этим нам придется пройти через сеть пещер и даже старый бункер времен второй мировой войны
Там мы повстречаем заключенного, который активно закидывает все вокруг динамитом. Чрез бункер мы выберемся в подвал старого маяка, там нас встретит Хермес Хайд, который убьет динамитчика, и нам предстоит раз и навсегда упокоить бывшего палача. Мы сжигаем его в печи, и он получает от этого извращенное удовольствие. То ли от испытываемой боли, то ли от того, что он наконец упокоился.
После этого, выйдя из маяка, мы увидим несколько маленьких девочек, которых встречали до этого в каменоломне. Знакомьтесь — Инферна.
Кроме того, что поджигает все вокруг и может организовать взрыв, эта тварь опасна тем, что если не уничтожить пепел, она восстанет снова. В борьбе с Инфернами нам поможет охранник, тот охранник, который в начале игры затолкал нас в камеру.
Он хочет попасть поскорее в город, ведь там осталась его жена и дети. Кстати его жена, которую зовут Консуэла, рассказывающий о странных местах острова, страницы этого дневника мы находим повсеместно.
Вместе с этим охранником мы зажигаем маяк, что бы с материка наконец то смогла прибыть помощь и направляемся в сторону города, путь наш пролегает через старое кладбище
Вместе с охранником мы подходим до развилки дорог, наш дальнейший путь лежит в порт, а наш спутник поворачивает в сторону города под названием Гудсмут. Может я не прав, но считаю, что это очень жирная отсылка к городку Инсмут, известному всем любителям творчества Лавкрафта.
На пути к маяку нам попадется доктор Киллджой, который выдаст нам свой диагноз, и поведает о способе лечения. Мы должны будем сразиться со своей темной стороной, для этого Киллджой построил специальный агрегат, который должен нас излечить, успокоить внутренних демонов Торка.
Прибыв в порт нам предстоит финальная битва. Битва многоэтапная. Сначала нам придется сразится с монстром, в которого мы превращаемся в ярости — Созданием. Получив ударную дозу свинца, существо превратится в Торка, и уже главному герою придется стать монстром, что бы победить самого себя. Этот бой так же не вызовет проблем. Во время битвы нам в видениях будут являться члены нашей сеьмьи: сыновья и жена, и их отношение к герою будет зависеть от стиля прохождения игры.
Но далее на сцену выходит наш настоящий враг: Гнев Торка
Огромная, злобная тварь, на одном из щупалец которой болтается тело главного героя, символизируя, какое влияние на Торка оказывает его гнев. Обычным оружием эту мразь не взять, тут нам на помощь как раз приходит устройство Киллджоя: оно накачивает героя энергией, которой он может потом атаковать зверя.
И вот гнев повержен, к пристани подплывает катер береговой охраны, и мы видим одну из трех концовок, (тем кто не хочет спойлеров следующие 3 абзаца лучше пропустить)
Первая концовка (Добро): Наш герой садится в катер, человек у руля говорит нам, что о Торке говорили в новостях, и оказывается осудили его по ошибке, дело будет пересмотрено. Семью Торка убили какие то бандиты, боссу которых Торк перешел дорогу. В дневнике появляется страница “Семья Торка”.
Вторая концовка (Безразличие): Герой садится в катер, но водителя вырубает ударом револьвера в затылок. Мы узнаем, что Торк убил жену в порыве гнева: во время ссоры толкнул ее, и она ударилась об угол стола. Старший сын не выдержал этого, утопил младшего в ванной и сам вышел в окно. В дневнике появляется страница “Торк”.
Третья концовка (Зло): Герой превращается в Создание, убивает представителя береговой охраны, и уходит обратно в глубь острова. Теперь он принадлежит ему, как некогда принадлежали Хайд и Хорес. Мы узнаем, что Торк убил свою жену, забил голыми руками. Утопил младшего сына, избил старшего и выкинул в окно.
В дневнике появляется страница “Создание”.
После завершения игры открывается нулевой уровень, который показывает нам момент прибытия Торка на остров. Но происходящее в нем пусть останется тем, кто решится пройти игру. Ну или на ютубчике найдет.
Совсем забыл указать в посте про оружие, поэтому вкратце здесь: ближнего боя — заточка и пожарный топор. Огнестрел: револьвер и 2 револьвера, дробовик, автомат томпсона, огнемет. Метательное: коктейли молотова, динамит, осколочные гранаты, светошумовые гранаты. Дополнительное: фонарик, световые шашки. Есть еще дополнительное оружие: Gonzo Gun — это курица которая бодро стреляет яйцами 🙂 Разрывает на кровавый фарш любого монстра с одного выстрела..
Так же мной было встречено много любопытных пасхалок, например если взять телефон в определенном месте, то услышишь фирменную фразу из фильма звонок. Можно найти комнату программистов, которые присылают главному герою видения и тд.
Многое из игры я не стал вкладывать в пост, что бы тем, кто все таки решится на прохождение, было хоть немного интересно. В целом игра стоящая, что бы хоть раз ее пройти. Почти все механики игры вторичны: монстры, появляющиеся по определенным причинам, были в Silent Hill, история про потерю семьи в Макс Пейне, как и баночки с лекарством, все эти пугающие элементы и скримеры будто взяты из старых ужастиков. Но несмотря на то, что по сути игра собрала со всех по немногу, все это вместе прекрасно работает, и играть действительно интересно. Я однозначно рекомендую к ознакомлению.
На этом мой рассказ о игре The Suffering завершен, надеюсь вам было интересно читать, так же как мне создавать этот пост. Впереди нас ждет сиквел игры.
Поддержать автора донатом: donationalerts
Twitch: twitch
Автор: Ян Михайлов
Подписывайтесь на Телеграм канал автора статьи: https://t.me/oogamers