Жуткий мир Лавкрафта как бегство из нигилистической вселенной

Наи­боль­шим мило­сер­ди­ем в нашем мире, я пола­гаю, явля­ет­ся неспо­соб­ность чело­ве­че­ско­го разу­ма сопо­ста­вить воеди­но всё, что он в себя вклю­ча­ет. Мы живём на без­мя­теж­ном ост­ров­ке неве­де­нья посре­ди чёр­ных оке­а­нов бес­ко­неч­но­сти, и нам не сле­ду­ет заплы­вать от него слиш­ком дале­ко. Нау­ки, каж­дая из кото­рых устрем­ле­на в сво­ём направ­ле­нии, до сих пор не слиш­ком вре­ди­ли нам; но когда-нибудь объ­еди­не­ние раз­роз­нен­ных обрыв­ков зна­ний откро­ет нам столь жут­кие гори­зон­ты реаль­но­сти и наше­го ужас­но­го поло­же­ния в ней, что мы либо сой­дём с ума от это­го откро­ве­ния, либо поста­ра­ем­ся скрыть­ся от смер­то­нос­но­го све­та позна­ния во мра­ке ново­го сред­не­ве­ко­вья.

Г.Ф. Лав­крафт
Облож­ка выпус­ка Weird Tales с пер­вой пуб­ли­ка­ци­ей рас­ска­за

В этом всту­пи­тель­ном отрыв­ке из «Зова Ктул­ху», впер­вые опуб­ли­ко­ван­но­го в жур­на­ле «Weird Tales» в 1928 году, Лав­крафт изло­жил свой взгляд на вещи, кото­рый доволь­но хоро­шо харак­те­ри­зу­ет всё то, что он напи­сал впо­след­ствии: чело­ве­че­ский разум, это слу­чай­ное явле­ние во Все­лен­ной, кото­рая совер­шен­но без­раз­лич­на к бла­го­по­лу­чию его вида. Мы не можем иметь ника­ко­го пред­став­ле­ния о схе­ме миро­устрой­ства или о нашем месте в нём, пото­му что такой схе­мы попро­сту может и не быть. Конеч­ным резуль­та­том наших науч­ных иссле­до­ва­ний вполне может ока­зать­ся то, что все­лен­ная пред­став­ля­ет собой бес­смыс­лен­ный и без­раз­лич­ный хаос. С этим тре­вож­ным виде­ньем, ино­гда назы­ва­е­мым “стран­ным реализмом”[1], Лав­крафт борол­ся всю свою жизнь.

Говард Фил­липс Лав­крафт родил­ся в 1890 году в Про­ви­ден­се, штат Род-Айленд, и был хоро­шо зна­ком с хруп­ко­стью чело­ве­че­ско­го разу­ма. Когда Говар­ду испол­ни­лось три года, его отца поме­сти­ли в пси­хи­ат­ри­че­скую лечеб­ни­цу из-за нерв­но­го сры­ва, веро­ят­но, свя­зан­но­го с про­грес­си­ру­ю­щим сифи­ли­сом, кото­рый умер там пять лет спустя.[2] Дет­ство Лав­краф­та про­шло под вли­я­ни­ем его деда, двух неза­муж­них тёток и мате­ри – Сары Сью­зан Фил­липс Лав­крафт, с кото­рой у него сло­жи­лись, воз­мож­но, самые близ­кие отно­ше­ния. Не по годам раз­ви­тый и нер­воз­ный ребё­нок, он часто болел и стра­дал от при­сту­пов нерв­но­го бес­по­кой­ства. После дол­гих лет раз­ви­вав­ше­го­ся пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства, Сара про­ве­ла неко­то­рое вре­мя в той же лечеб­ни­це, где и скон­ча­лась в мае 1921-го.

В том же году, на встре­че люби­тель­ской жур­на­ли­сти­ки в Бостоне, Лав­крафт позна­ко­мил­ся с Соней Хафт Грин, рус­ской еврейкой[3] на несколь­ко лет стар­ше его, на кото­рой затем женил­ся в 1924-ом. Судя по все­му, они не были несчаст­ны в бра­ке, но про­шло совсем немно­го вре­ме­ни, преж­де чем они отда­ли­лись друг от дру­га. Финан­со­вая несо­сто­я­тель­ность, долж­но быть, сыг­ра­ла свою роль в после­до­вав­шем раз­ры­ве, наря­ду с непри­я­ти­ем их бра­ка со сто­ро­ны тёток Лав­краф­та и его соб­ствен­ной силь­ной непри­яз­нью к Нью-Йор­ку. Они ста­ли жить раз­дель­но, Соня пере­еха­ла в Кали­фор­нию, сно­ва вышла замуж и умер­ла в 1972-ом.[4] Лав­крафт же вер­нул­ся в Про­ви­денс, где жил со сво­и­ми пре­ста­ре­лы­ми тёт­ка­ми в стес­нён­ных усло­ви­ях и всё боль­ше болея. Он умер от рака в 1937 году, убеж­дён­ный, что его твор­че­ство, полу­чив­шее при жиз­ни лишь незна­чи­тель­ное при­зна­ние, вско­ре будет пол­но­стью забы­то.

Продукт расистского времени

Жизнь Лав­краф­та про­хо­ди­ла на задвор­ках обще­ства, он полу­чил неболь­шое наслед­ство и зара­ба­ты­вал на жизнь сомни­тель­ным тру­дом в люби­тель­ской жур­на­ли­сти­ке и сам­из­да­те. Неко­то­рые его взгля­ды, веро­ят­но, про­изо­шли из пере­жи­то­го опы­та паде­ния соци­аль­но­го поло­же­ния. Его бога­тый дед поте­рял боль­шую часть семей­но­го состо­я­ния в резуль­та­те неудач в биз­не­се 1900 года. Для Лав­краф­та, его мате­ри и тёток, после­ду­ю­щие годы озна­ме­но­ва­лись про­дол­жи­тель­ным упад­ком того, что они при­вык­ли счи­тать ари­сто­кра­тич­ным обра­зом жиз­ни. Непри­я­тие тёт­ка­ми его бра­ка с Соней – в то вре­мя пре­успе­ва­ю­щей в шляп­ном биз­не­се – воз­мож­но, коре­ни­лось не толь­ко в соци­аль­ном сно­биз­ме семьи, но и в анти­се­ми­тиз­ме, кото­рый был весь­ма рас­про­стра­нён в США пер­вых деся­ти­ле­тий XX века. Несмот­ря на женить­бу, враж­деб­ность Лав­краф­та была куда глуб­же. Не при­хо­дит­ся сомне­вать­ся в его расиз­ме, кото­рый лежал в осно­ве нена­ви­сти к тому, что рас­сказ­чик одной из его исто­рий оха­рак­те­ри­зо­вал как “мно­го­языч­ную без­дну нью-йорк­ско­го пре­ступ­но­го мира”.[5] Неко­то­рые же из его писем пря­мо ссы­ла­ют­ся на расо­вые тео­рии о куль­тур­ном вырож­де­нии.

В защи­ту Лав­краф­та было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что в более позд­ние годы его взгля­ды смяг­чи­лись. Дей­стви­тель­но, под вли­я­ни­ем сво­е­го опы­та в пери­од Вели­кой депрес­сии, он выра­зил неко­то­рые сим­па­тии к Ново­му кур­су Рузвельта[6], высме­и­вая аме­ри­кан­цев пра­вых взгля­дов, одер­жи­мых сво­бод­ным рын­ком, и утвер­ждая, что для борь­бы с мас­со­вой без­ра­бо­ти­цей необ­хо­ди­мы опре­де­лён­ные меры эко­но­ми­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния. Это, впро­чем, не дела­ет его каким-то либе­ра­лом. Аргу­мен­ты тако­го рода были широ­ко рас­про­стра­не­ны, и не толь­ко в кру­гах, кото­рые ныне при­ня­то счи­тать про­грес­сив­ны­ми.

Нацизм и фашизм были враж­деб­ны капи­та­лиз­му, по край­ней мере в сво­ей рито­ри­ке, имен­но пото­му, что мно­гие из их сто­рон­ни­ков счи­та­ли, что капи­та­лизм про­дви­га­ет либе­раль­ные цен­но­сти. В 1930 годы расизм и анти­ка­пи­та­лизм часто шли рука об руку. При всём сво­ём при­зре­нии к эпо­хе, в кото­рой жил Лав­крафт, он вопло­щал в себе неко­то­рые из самых отвра­ти­тель­ных (и наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных) убеж­де­ний и взгля­дов.
К сча­стью, суть твор­че­ства Лав­краф­та не име­ет ниче­го обще­го с его соци­аль­ны­ми и расо­вы­ми оби­да­ми. Его истин­ная суть – бес­че­ло­веч­ность кос­мо­са, о кото­рой он писал:

…все мои рас­ска­зы осно­ва­ны на фун­да­мен­таль­ной пред­по­сыл­ке, что общие чело­ве­че­ские зако­ны, инте­ре­сы и эмо­ции не име­ют ника­кой силы или зна­че­ния в бес­край­нем кос­мо­се… Что­бы достичь сути экс­тер­наль­но­сти, будь то вре­мя, про­стран­ство или изме­ре­ния, нуж­но забыть, что такие вещи, как орга­ни­че­ская жизнь, доб­ро и зло, любовь и нена­висть, и все подоб­ные локаль­ные атри­бу­ты ничтож­ной и крат­ко­вре­мен­ной расы, назы­ва­е­мой чело­ве­че­ством, вооб­ще суще­ству­ют.

Толь­ко эпи­зо­ды с людь­ми долж­ны обла­дать чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми. С ними нуж­но обра­щать­ся с бес­по­щад­ным реа­лиз­мом (а не с мел­ким роман­тиз­мом), но когда мы пере­се­ка­ем чер­ту, за кото­рой начи­на­ет­ся без­гра­нич­ное и устра­ша­ю­щее неве­до­мое – блуж­да­ю­щие вовне тени, – мы долж­ны пом­нить, что остав­ля­ем поза­ди всю нашу чело­веч­ность и тер­ре­стри­а­лизм.

Аме­ри­кан­ский писа­тель Август Дер­лет, друг и кор­ре­спон­дент Лав­краф­та, сыг­рав­ший клю­че­вую роль в сохра­не­нии его худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний и дове­де­нии их до широ­ко­го кру­га чита­те­лей, пред­по­ло­жил, что Лав­крафт рас­смат­ри­вал свои исто­рии как сред­ство для созда­ния новой мифо­ло­гии. Это весь­ма про­ни­ца­тель­ное наблю­де­ние. На про­тя­же­нии всей сво­ей созна­тель­ной жиз­ни Лав­крафт был непо­ко­ле­би­мым ате­и­стом и мате­ри­а­ли­стом. В пись­ме от 1918 года он заяв­лял: “… иудео-хри­сти­ан­ская мифо­ло­гия НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.” В то же вре­мя он не испы­ты­вал ниче­го, кро­ме пре­зре­ния к кон­ку­ри­ру­ю­щей мифо­ло­гии сво­е­го вре­ме­ни, счи­тав­шей, что чело­век нахо­дит­ся в аван­гар­де кос­ми­че­ской эво­лю­ции, посколь­ку был убеж­дён, что чело­ве­че­ство “подоб­но ничтож­ной мухе на задвор­ках мик­ро­ско­пи­че­ской все­лен­ной”, так он опи­сал свою пози­цию всё в том же пись­ме. Для него кос­мос был ловуш­кой, а люди – добы­чей сле­пых меха­ни­че­ских сил. Его “Мифы Ктул­ху” ста­ли свое­об­раз­ным отве­том – вымыш­лен­ной аль­тер­на­тив­ной реаль­но­стью, содер­жа­щей бого­по­доб­ные умы, гораз­до более могу­ще­ствен­ные, чем чело­ве­че­ские, и столь же отли­ча­ю­щи­е­ся от них.

Рождение Ктулху

Подоб­ный горе, похо­жий на ось­ми­но­га или дра­ко­на, образ Ктул­ху изоб­ра­жал­ся как непод­власт­ный обыч­ным сло­вам: “Суще­ство не может быть опи­са­но, ибо нет язы­ка для такой без­дны извеч­но­го безу­мия, тако­го жут­ко­го про­ти­во­ре­чия всей мате­рии, силам и само­му кос­ми­че­ско­му поряд­ку”. В «Тени над Иннс­мау­том», опуб­ли­ко­ван­ной в 1936 году, он более подроб­но изоб­ра­жа­ет “блуж­да­ю­щие вовне тени ”:

«Кажет­ся, что в их рас­цвет­ке пре­об­ла­дал серо­ва­то-зелё­ный, хотя живо­ты у них были белё­сы­ми. Они каза­лись лос­ня­щи­ми­ся и скольз­ки­ми, но их спи­ны были покры­ты чешу­ёй. Их фор­мы смут­но напо­ми­на­ли антро­по­ид­ные, в то вре­мя как голо­вы были рыбьи­ми с огром­ны­ми выпу­чен­ны­ми гла­за­ми, кото­рые нико­гда не закры­ва­лись. По бокам на их шеях пуль­си­ро­ва­ли жаб­ры…»

Неза­ви­си­мо от того, напо­ми­на­ют ли они чер­вей, амёб или пузы­ря­щу­ю­ся слизь, у этих существ есть одна общая чер­та – ни одно из них даже отда­лён­но не похо­же на чело­ве­ка. Слов­но Лав­крафт выду­мал этих жут­ких фан­то­мов, что­бы избе­жать ещё более худ­ше­го ужа­са – само­го чело­ве­че­ско­го мира.

Точ­ная роль мифо­ло­гии Лав­краф­та оста­ёт­ся пред­ме­том посто­ян­ных спо­ров. В сво­ём эру­ди­ро­ван­ном и ост­ро­ум­ном пре­ди­сло­вии к «Ново­му сбор­ни­ку Г.Ф. Лав­краф­та с комментариями»[7] Лес­ли Клин­гер отме­ча­ет, что Дер­лет видел в осно­ве новой мифо­ло­гии кон­фликт меж­ду доб­ром и злом, в то вре­мя как “Лав­крафт не рас­смат­ри­вал жизнь как борь­бу добра и зла или свет­лых и тём­ных сил” – что, без­услов­но, вер­но. Одна­ко Клин­гер захо­дит слиш­ком дале­ко, когда утвер­жда­ет, что “Мифы Ктул­ху” суще­ству­ют толь­ко как изоб­ре­те­ние Дер­ле­та. Конеч­но, ничто не ука­зы­ва­ет на то, что Лав­крафт стре­мил­ся создать чёт­кий пан­те­он вооб­ра­жа­е­мых божеств. Но иссле­до­ва­те­ли Лав­краф­та С.Т. Джо­ши и Дэвид Э. Шульц, как мне кажет­ся, подо­шли бли­же к пони­ма­нию моти­ва­ции писа­те­ля, когда опи­сы­ва­ли исто­рии о Ктул­ху как обра­зу­ю­щие “анти­ми­фо­ло­гию”.

Пара­докс твор­че­ства Лав­краф­та заклю­ча­ет­ся в том, что пусть он и верил в необ­хо­ди­мость суще­ство­ва­ния мифа для того, что­бы огра­дить чело­ве­че­ский разум от реаль­но­сти, его соб­ствен­ные мифы, оче­вид­но, ока­зы­ва­ли обрат­ное дей­ствие: “поту­сто­рон­нее” пуга­ет боль­ше, чем мир, в кото­ром живут люди. Весь пара­докс рас­кры­ва­ет­ся тогда, когда мы пони­ма­ем, что эта реаль­ность – то, чего пытал­ся избе­жать Лав­крафт. В эссе о сво­ём твор­че­стве «Неко­то­рые замет­ки о ничто­же­стве» 1933 года, он писал:

«Глав­ный “удар” поис­ти­не стран­ной исто­рии заклю­ча­ет­ся в каком-то нару­ше­нии или выхо­де за пре­де­лы непре­лож­но­го кос­ми­че­ско­го зако­на – образ­ном бег­стве от надо­ев­шей реаль­но­сти, – поэто­му её логи­че­ски­ми “геро­я­ми” явля­ют­ся ско­рее не люди, а про­ис­хо­дя­щие явле­ния. Ужа­сы, я счи­таю, долж­ны быть ори­ги­наль­ны­ми – исполь­зо­ва­ние же рас­про­стра­нён­ных мифов и легенд лишь ослаб­ля­ет их вли­я­ние.»

С тех пор, как Дер­лет собрал сочи­не­ния Лав­краф­та, появи­лось мно­же­ство анто­ло­гий. Новый сбор­ник от Нор­то­на, несо­мнен­но, дол­жен стать наи­бо­лее пол­ной кол­лек­ци­ей его про­из­ве­де­ний. Он тща­тель­но и твор­че­ски отре­дак­ти­ро­ван, пре­крас­но про­ил­лю­стри­ро­ван, и без­уко­риз­нен­но издан, с вдох­нов­ля­ю­щим вступ­ле­ни­ем от авто­ра гра­фи­че­ских рома­нов Ала­на Мура. Наря­ду со все­ми кано­ни­че­ски­ми исто­ри­я­ми в нём име­ет­ся мно­же­ство допол­ни­тель­ных мате­ри­а­лов, вклю­чая пол­ный спи­сок сочи­не­ний Лав­краф­та и редак­ции дру­гих авто­ров, а так­же опи­са­ние его вли­я­ния на поп-куль­ту­ру. Вышед­ший неза­дол­го до 125-летия со дня рож­де­ния писа­те­ля, этот вели­ко­леп­ный том явля­ет­ся сви­де­тель­ством стой­ко­сти Лав­краф­та, кото­рая уди­ви­ла бы его не мень­ше, чем мно­го­чис­лен­ных недоб­ро­же­ла­те­лей.

Позднейшее признание

Лав­крафт вовсе не был забыт, как он того ожи­дал, а неод­но­крат­но пре­воз­но­сил­ся после­ду­ю­щи­ми поко­ле­ни­я­ми. Теперь уже никто не ста­нет писать о нём как кри­тик Эдмунд Уил­сон в «New Yorker» за 1945 год: “Един­ствен­ный насто­я­щий ужас в боль­шин­стве этих исто­рий – это ужас дур­но­го вку­са и дур­но­го искус­ства.” Истин­ный же ужас заклю­ча­ет­ся в том, что мы суди­ли о Лав­краф­те по стан­дар­там несу­ще­ству­ю­щей лите­ра­тур­ной куль­ту­ры. Мишель Уэль­бек в сво­ей кни­ге «Г.Ф. Лав­крафт: про­тив мира, про­тив жизни»[8] 1991 года, отста­и­вав­ший Лав­краф­та так же как Бод­лер отста­и­вал Эдга­ра Алла­на По, отме­тил: “В твор­че­стве Лав­краф­та есть что-то не совсем лите­ра­тур­ное”. Отчуж­дён­ное отно­ше­ние Лав­краф­та к “лите­ра­ту­ре” явля­ет­ся одним из источ­ни­ков его писа­тель­ско­го могу­ще­ства.

Это не зна­чит, что он не испы­ты­вал ника­ко­го лите­ра­тур­но­го вли­я­ния. В пове­сти «Хреб­ты безу­мия», опи­сы­ва­ю­щей экс­пе­ди­цию в Антарк­ти­ку и най­ден­ный там древ­ний вид существ, замет­но сход­ство с «Пове­стью о при­клю­че­ни­ях Арту­ра Гор­до­на Пима из Нан­та­ке­та» По, в то вре­мя как «Ужас Дан­ви­ча», осно­во­по­ла­га­ю­щая исто­рия “Мифов Ктул­ху”, нахо­дит­ся под силь­ным вли­я­ни­ем Арту­ра Мей­че­на, вал­лий­ско­го авто­ра тре­вож­ных исто­рий. Лав­крафт при­зна­вал эти свя­зи, а так­же выра­жал своё вос­хи­ще­ние рабо­та­ми Лор­да Дан­се­ни, М.Р. Джейм­са, Уол­те­ра де ла Мара, и про­чих.

Все эти вли­я­ния лишь под­чёр­ки­ва­ют осо­бен­но­сти виде­нья Лав­краф­та. Он открыл для себя По, когда читал его в дет­стве, и с тех пор вос­хи­щал­ся им; но (несмот­ря на внеш­нее сход­ство сюже­тов) По воз­вы­шал чело­ве­че­ское вооб­ра­же­ние над миром при­ро­ды с роман­ти­че­ской стра­стью, от кото­рой у Лав­краф­та не оста­лось и сле­да. С точ­ки зре­ния фило­со­фии, у Мей­че­на и Лав­краф­та было мало обще­го. Отказ Де ла Мара от неве­рия в обы­ден­ную реаль­ность очень далёк от непре­клон­но­го мате­ри­а­лиз­ма Лав­краф­та, в то вре­мя как меч­та­тель­ные сказ­ки Дан­се­ни лише­ны его сверхъ­есте­ствен­но­сти. Быть может, есть зна­чи­тель­ная бли­зость М.Р. Джейм­са, но у Лав­краф­та нет ниче­го от его носталь­гии по позд­не­му вик­то­ри­ан­ско­му миру.

Лав­крафт был слиш­ком отстра­нён­ным, что­бы иметь кон­крет­ных настав­ни­ков. Миро­воз­зре­ние, на осно­ве кото­ро­го он выстра­и­вал свои исто­рии, было явно его соб­ствен­ным. Его ате­изм и мате­ри­а­лизм не были чем-то необыч­ным в Аме­ри­ке того вре­ме­ни, напри­мер, Г.Л. Мен­кен при­дер­жи­вал­ся похо­жих взгля­дов. Пора­зи­тель­но же то, что он создал на осно­ве этой рас­про­стра­нён­ной фило­со­фии.

Про­ни­зы­ва­ю­щий все его сочи­не­ния стран­ный реа­лизм под­ры­ва­ет любую систе­му веро­ва­ний – рели­ги­оз­ную или гума­ни­сти­че­скую, – в коей чело­ве­че­ский разум явля­ет­ся цен­тром миро­зда­ния. Сего­дня суще­ству­ет тен­ден­ция вос­при­ни­мать мир, в кото­ром мы живём, как пред­мет разу­ма или язы­ка: сотво­рён­ный чело­ве­ком. Для Лав­краф­та же чело­ве­че­ские суще­ства слиш­ком сла­бы, что­бы сфор­ми­ро­вать целост­ное пред­став­ле­ние о все­лен­ной. Наши умы, это пылин­ки в кос­ми­че­ском вих­ре, и хотя мы ищем надёж­ное осно­ва­ние, мы живём в состо­я­нии посто­ян­но­го сво­бод­но­го паде­ния. С его акцен­том на абсо­лют­ной слу­чай­но­сти чело­ве­че­ско­го мира, это слу­жит отрезв­ля­ю­щей аль­тер­на­ти­вой антро­по­цен­три­че­ской фило­со­фии, в кото­рой мно­гие нахо­дят интел­лек­ту­аль­ное уте­ше­ние. Это может пока­зать­ся тре­вож­ным взгля­дом на вещи, но чело­ве­че­ский кос­мос вовсе не обя­за­тель­но дол­жен быть таким ужас­ным, каким его счи­тал Лав­крафт.

Его часто назы­ва­ют мизан­тро­пом, что не совсем вер­но – истин­ный мизан­троп нашёл бы в бес­че­ло­веч­но­сти все­лен­ной осво­бож­де­ние. Нет ника­кой внут­рен­ней при­чи­ны, по кото­рой все­лен­ная, где люди незна­чи­тель­ны, долж­на вызы­вать ужас. Мир, зна­чи­тель­но боль­ший и чуж­дый, чем тот, кото­рый может вме­стить чело­ве­че­ский разум, с таким же успе­хом мог бы вызвать чув­ство вос­тор­га или при­ня­тия тай­ны.

Анти­ми­фо­ло­гия Лав­краф­та о скольз­ких, нече­ло­ве­че­ских суще­ствах, отра­жа­ла непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся борь­бу внут­ри него само­го. Он реши­тель­но отвер­гал рели­ги­оз­ные мифы, кото­рые отво­ди­ли чело­ве­че­ству осо­бое место в мире, но он не мог при­нять сути сво­е­го мате­ри­а­лиз­ма, заклю­чав­шей­ся в том, что чело­ве­че­ская жизнь не име­ет кос­ми­че­ской цен­но­сти или зна­чи­мо­сти. Отвер­гая вся­кую веру в смысл, лежа­щий за пре­де­ла­ми чело­ве­че­ско­го мира, он так­же отвер­гал и те смыс­лы, кото­рые люди созда­ва­ли для себя. Жизнь боль­шин­ства людей не инте­ре­со­ва­ла его, и с само­го ран­не­го воз­рас­та он, похо­же, счи­тал, что его соб­ствен­ная жизнь будет зна­чить крайне мало. Он остал­ся без вся­ко­го чув­ства соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти. Поэто­му, сле­дуя обще­че­ло­ве­че­ско­му импуль­су, он создал вооб­ра­жа­е­мый мир тём­ных сил как убе­жи­ще от смер­то­нос­но­го све­та все­об­ще­го без­раз­ли­чия.

Автор: John Gray, New Statesman, 2014
Пере­вод: Алек­сей Лотер­ман, 2020

Примечания переводчика:

*Ори­ги­наль­ное назва­ние ста­тьи «Weird realism: John Gray on the moral universe of H.P. Lovecraft», рус­ское же назва­ние обра­зо­ва­но от вари­ан­та «H.P. Lovecraft Invented a Horrific World to Escape a Nihilistic Universe», дан­но­го ей при пере­пе­чат­ке на сто­рон­нем ресур­се.

[1] В ори­ги­на­ле “weird realism”.

[2] Отец Лав­краф­та Уин­филд Скотт был поме­щён в Гос­пи­таль Бат­ле­ра в Про­ви­ден­се с диа­гно­зом про­грес­сив­ный пара­лич, кото­рый являл­ся след­стви­ем сифи­ли­са, но о при­чи­нах его воз­ник­но­ве­ния до сих пор ведут­ся спо­ры. Наи­бо­лее пол­но дан­ный вопрос осве­тил С.Т. Джо­ши в био­гра­фии «Жизнь Г.Ф. Лав­краф­та» (H.P. Lovecraft: A Life) 1996 года.

[3] Соня Шафир­ки­на, по мате­ри Хафт или Гафт, роди­лась в 1883 году в еврей­ской семье, про­жи­вав­шей в горо­де Ичня Чер­ни­гов­ской губер­нии Рос­сий­ской импе­рии, затем в 1890-ом вме­сте с мате­рью уеха­ла в Бри­та­нию, а после в 1892-ом пере­еха­ла в США.

[4] Как сооб­ща­ют био­гра­фы, после раз­во­да, кото­рый так нико­гда офи­ци­аль­но и не был под­твер­ждён Лав­краф­том, Соня сожгла целый чемо­дан его писем, хотя впо­след­ствии и напи­са­ла ряд пуб­ли­ка­ций: «Лав­крафт, каким я его зна­ла» (Lovecraft as I Knew Him), «Вос­по­ми­на­ния о Лав­краф­те» (Memories of Lovecraft) в двух частях, и «Лич­ная жизнь Г.Ф. Лав­краф­та» (The Private Life of H.P. Lovecraft).

[5] При­ве­дён­ный в тек­сте отры­вок взят из рас­ска­за «Кош­мар в Ред-Хуке» (The Horror at Red Hook) 1925 года, напи­сан­но­го Лав­краф­том под впе­чат­ле­ни­ем от года жиз­ни в Нью-Йор­ке, откро­вен­но уто­мив­шим и разо­ча­ро­вав­шим его.

[6] “New Deal” – эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка Ф.Д. Рузвель­та, про­во­див­ша­я­ся с 1933 года для выхо­да из Вели­кой депрес­сии, серьёз­но­го кри­зи­са финан­со­вой систе­мы, став­ше­го при­чи­ной колос­саль­ной без­ра­бо­ти­цы, повлёк­шей голод 30‑х годов сре­ди насе­ле­ния США, жерт­ва­ми кото­ро­го ста­ли мил­ли­о­ны чело­век.

[7] Име­ет­ся вви­ду сбор­ник «The New Annotated H.P. Lovecraft» под редак­ци­ей Лес­ли С. Клин­ге­ра, с всту­пи­тель­ной ста­тьёй Ала­на Мура, выпу­щен­ный изда­тель­ством “W.W. Norton & Company” в октяб­ре 2014 года.

[8] Име­ет­ся вви­ду био­гра­фи­че­ская кни­га «H.P. Lovecraft: Contre le monde, contre la vie» 1991 года, на рус­ском извест­ная как «Г.Ф. Лав­крафт: Про­тив чело­ве­че­ства, про­тив про­грес­са» по изда­нию 2006 года в пере­во­де Иго­ря Вайс­бу­ра. При­ме­ча­тель­но, что в ней Уэль­бек не столь­ко “отста­и­вал” Лав­краф­та, сколь­ко высту­пал с кри­ти­кой его твор­че­ства и рез­кой оцен­кой взгля­дов писа­те­ля.

Ори­ги­нал: Weird realism: John Gray on the moral universe of H P Lovecraft 
Пере­вод: Алек­сей Лотер­ман