Когда тебе больно и страшно слишком долго, страх и боль превращаются в ненависть, и эта ненависть начинает изменять мир
Алесса, «Сайлент Хилл»
Фильмы «Сайлент Хилл» являются лавкрафтовскими.
Хорошо, я подожду, пока вы перестанете смеяться, прежде чем продолжить.
Теперь потерпите несколько минут (предупреждение о спойлере теперь для тех из вас, кто не хочет, чтобы его впечатления о фильмах были испорчены, поскольку я подробно рассказываю об обеих частях).
Сюжет:
«Сайлент Хилл» (2006) повествует о Роуз и Крисе (Рада Митчелл и Шон Бин, который не умирает в этом фильме, что весьма удивительно). Они усыновили дочь, Шэрон (Джодель Ферлланд), которая страдает лунатизмом и видит ночные кошмары о месте под названием Сайлент Хилл. Это населённый призраками городок в штате Западная Вирджиния. Роуз решает отвезти девочку в Сайлент Хилл и выяснить причину её кошмаров. Там когда-то работала горнодобывающая компания, и в течение многих лет под землёй горит уголь. На въезде в город полицейский пытается остановить Роуз, но она жмёт на газ, врезается в ворота и теряет сознание. Когда она приходит в себя, Шэрон уже нет рядом, а женщина-полицейский Сибил (её играет Лори Холден, сейчас известная по сериалу «Ходячие Мертвецы») очень злится. Роуз пытается объяснить полицейскому, что она тут делает, и что им нужно найти Шэрон, но Сибил предполагает худшее, надевает на Роуз наручники и пытается увезти её в полицейский участок.
Во время спора женщины постепенно замечают, что всё вокруг какое-то неправильное. Местность затянуло белым туманом, и женщины видят, что большие хлопья, падающие с неба, – это не снег, а пепел. Дорога обратно в город резко заканчивается у обрыва, и они обе начинают понимать, что попали в беду. После битвы с некими человекоподобными тварями, которые извергают слизь, когда в них попадают пули, Роуз удаётся сбежать от Сибил. Она бежит в Сайлент Хилл и находит изгнанницу по имени Далия (в исполнении Деборы Кары Ангер), которая утверждает, что Шэрон – её собственная дочь, а также Роуз сталкивается с группой религиозных фанатиков во главе с пугающей Кристабеллой (Элис Крайдж), и повторяющейся Темнотой, которая выворачивает мир наизнанку и угрожает уничтожить всё, к чему она прикасается.
Роуз узнаёт, что обитатели Сайлент Хилла являются членами фанатичного религиозного культа, одержимого чистотой. Алесса, дочь Далии, которая выглядит точно так же, как Шэрон, родилась вне брака и община сочла её нечистой. Над ней, словно над ведьмой, безжалостно издевались в школе, также она подверглась сексуальному насилию со стороны дворника до того, как Кристабелла, тётя самой Алессы, решила, что ребенка нужно сжечь, чтобы поддержать чистоту сообщества. Но сожжение пошло не так, огонь убил почти всех в городе, и начались подземные пожары. Тьма, которая побеждает город, является проявлением Алессы, теперь называемой Демоном, и страхом, ненавистью и болью, которые завладели ей, когда она пережила пожар. Кристабелла и её последователи не знали, что все они погибли в огне и существовали в состоянии неопределённости. Их слепая вера мешает Алессе уничтожить их окончательно и удерживает на месте их души.
Как Шэрон вписывается во всё это? Шэрон – это проявление невинности Алессы – надежды и мечты, которые она никогда не могла осуществить, будучи сожжённой заживо. Алесса исключила эти мечты, желая сохранить их в безопасности и нетронутыми, пока её ненависть свирепствовала в Сайлент Хилл. Но Кристабелла видит в Шэрон саму Алессу, которая вернулась мстить, и сектантка собирается повторно сжечь ребёнка, оставив Роуз без выбора, кроме как помочь Демону отомстить, чтобы спасти свою дочь. Когда мы добёремся до конца истории, то увидим, что Алесса отомстила за себя, но получила ли Роуз то, что хотела от этой сделки?
Второй фильм, «Сайлент Хилл: Откровение», начинается с ответа на этот вопрос: да, получила, но не идеальным способом. Крис, которого теперь зовут Гарри (но играет его по-прежнему Шон Бин) проснулся шесть лет назад и увидел, что Шэрон лежит на диване, но Роуз всё ещё нет. Во сне Роуз говорит ему, что она нашла ключ, который позволил ей переправить Шэрон. Она оставляет ключ себе, но религиозный культ, который всё ещё существует, начинает охотиться за отцом и дочерью, чтобы вернуть этот ключ. Шэрон теперь должна постоянно менять своё имя и перекрашивать волосы. Каждый год она переходит в новую школу и не помнит, что случилось в Сайлент Хилл. Они с Гарри прибывают в новый город, и Шэрон, теперь под именем Хизер (её играет Аделаида Клеменс), по-прежнему видит кошмарные сны о Сайлент Хилле. Думая, что её преследуют, она соглашается встретиться с отцом в торговом центре. Но он не приходит, и она не может с ним связаться. Именно тогда мир сдвигается, и мы понимаем то, что Хизер не осознаёт: Тьма начала просачиваться в реальный мир. Хизер пробирается через торговый центр, не видя никого, кроме чудовищ и мужчины, который следовал за ней. Это детектив (Мартин Донован), нанятый лидером культа, чтобы найти её. Детектив предупреждает Хизер, что она не должна идти в Сайлент-Хилл и говорит ей, что культ хочет по какой-то причине, чтобы она оказалась там. Хизер убегает из торгового центра только для того, чтобы обнаружить свой дом разграбленным, её отец пропал без вести, а на стене кровью оставлено послание, что ей нужно приехать в Сайлент-Хилл. Хизер находит записи своего отца, повествующие о религиозном культе, который перебрался в Сайлент-Хилл, и теперь хочет, чтобы Хизер вернулась и родила им своего бога. Отец также оставил ей письмо, в котором умоляет её никуда не ездить.
Но Хизер не собирается терять отца. Несмотря на предупреждение, она отправляется в обречённый город. Она следует подсказкам в парке развлечений, который служит штаб-квартирой для культа (сектанты обслуживают каждый аттракцион что ли?). Демон упрекает её за возвращение (Демон явно выгнал Шэрон, чтобы держать её подальше от заражённого города, в конце концов). Затем Хизер и Демон снова объединяются, чтобы сразиться с Клаудией (Кэрри-Энн Мосс), новым лидером культа, и чтобы спасти Криса (Гарри).
Пару слов:
Первый фильм, возможно, лучший из фильмов, сделанных по мотивам компьютерной игры. Это образец поэзии ужасов является одним из лучших примеров слияния элегантного и гротескного, который я когда-либо видел. Аккуратные, домашние, классические американские здания приходят в упадок, когда спокойно падающий пепел покрывает город. Есть ощущение, что все люди просто ушли на несколько минут, но скоро вернутся. Затем наступает темнота, и у вас есть гигантские парни с треугольными головами и мечами, огненные младенцы и медсёстры, блуждающие по улицам. Но сюжет достаточно компактен, и все эти монстры органично выходят из своего окружения. Все они имеют смысл с учётом обстоятельств. Эта простая история: мать пытается найти свою дочь. Всё это действительно так. Одна из причин, по которой «Сайлент Хилл» производит эффект, заключается в том, что фильм не пытается стать чем-то большим, чем он есть. «Сайлент Хилл: Откровение» не такой удачный. Первый и второй фильмы вместе создают всеобъемлющую мифологию, но не более того.
Оба фильма получили много негативных отзывов. Однако все критики сошлись во мнении, что эти фильмы довольно причудливы, имеют запутанный сюжет, и могут быть понятны только тем людям, которые играли в одноимённые видеоигры. Критики приписали фильмам характеристику: «стиль в ущерб содержанию». Некоторые люди отзываются так об одном определённом писателе, которого мы все любим, в похожих выражениях, не так ли?
Но я не согласен с такой оценкой. Мне понравилось в этих фильмах то же самое, что и в рассказах Лавкрафта, и это заставило меня задуматься о связи между ними.
Анализ:
Итак, где же щупальца во всём этом? Ну, сам Сайлент Хилл для начала. Сайлент Хилл может быть Иннсмутом – небольшим городом в отсталом регионе, которым управляют культисты, производящие чудовищ на основе своих «грехов». У этого городка есть свои правила, собственный бог, его собственная родословная, своя справедливость, и ничто из этого не имеет ничего общего с внешним миром. «Откровение» вносит аспекты Данвича. Одна женщина избрана, чтобы дать рождение богу (с которым у меня всё ещё проблемы), что хочет переделать мир по своему подобию.
В этой истории мы также можем увидеть стиль Лавкрафта. Я никогда не играл в «Сайлент Хилл», но у меня не было проблем с пониманием фильма. Он действительно требует, чтобы вы обращали внимание на детали и собирали их вместе, как это делают рассказы из «Мифов». Фильмы также довольно фаталистичны: оба заканчиваются тем, что люди должны принять тьму, чтобы добиться успеха, и поэтому в них нет особо счастливого финала. Фильмы рассматривают темноту вокруг нас, как нечто, что просто существует, и всегда будет существовать, и мы должны смириться с этим. Точно так же Существа Извне и Старшие Боги – это то, с чем должны справляться те, кто осознаёт их присутствие, хотя они представляют собой более отдалённую угрозу.
Но место, где «Сайлент Хилл» становится наиболее похожим на Лавкрафта – это в самой Тьме. Когда вы смотрите первый фильм и видите, как Темнота впервые возвращается в мир, вы понимаете, как Томас Мэлоун чувствовал себя в том подвале квартала Ред-Хук. Роуз – ещё один Рэндольф Картер, хотя у нее есть гораздо более неотложная миссия, когда она ковыляет по своей собственной Стране Грёз, где, как я уверен, Ричарду Аптону Пикману будет так же удобно пребывать в форме упыря.
Хотя это другая, я осмелюсь сказать – более современная форма безумия, она всё ещё восходит своими корнями к тому же источнику, из которого Лавкрафт черпал свои идеи. Фанатизм и видение того, что человек не хотел видеть. Чужакам не рады в Сайлент Хилле даже больше, чем в Иннсмуте или Данвиче. Люди там управляются своей собственной праведностью и одержимостью, хотя вместо того, чтобы стремиться поднять Ктулху из Рльеха, они хотят очистить мир. В любом случае, навязывание своих собственных стандартов миру, который в основном не согласен с вами, приносит больше вреда, чем пользы. В наше время нам не нужно смотреть на кучку чокнутых, поклоняющихся монстру со звёзд. Мы можем видеть, что религии, которые по нашему мнению были безопасными и нормальными, превратились в нечто ужасное.
И подобно Чарльзу Декстеру Варду, Ричарду Аптону Пикману и Рэндольфу Картеру, Кристабелла, Далия и Роуз получили наказание за свои ошибки. Они согрешили, они согрешили по-крупному, и им пришлось столкнуться со своими ошибками, видя существ, которые обычный человек не должен был видеть. Их ошибки имели более серьёзные последствия, чем те, которые совершаем мы (я оставил молоко на прилавке, а теперь он прокисло. Ужас!). Вот почему персонажи фильма вымышленные.
Я не могу комментировать видеоигры, так как не играю в них (однако, не стесняйтесь обучать меня в комментариях). Две части фильма различаются по качеству во многих аспектах, но то же самое можно сказать и о фантастических рассказах Лавкрафта: иногда это срабатывало, иногда нет. Но вам в любом случае понравится аттракцион, потому что это будет довольно весело, и там будут крутые монстры. И я уверен, что Ньярлатхотеп одобрил бы парк развлечений в «Откровении». И мне хотелось бы, чтобы Лавкрафт использовал какие-нибудь из этих манекенов чудовищ. Это было бы потрясающе во многих случаях.
Поддержать Переводчика:
Яндекс-Кошелек: 41001206384366
Автор статьи: Реставратор Репутаций.
18 декабря, 2012
Перевод: Алексей Черепанов
31 октября, 2018