Кларк Э. Смит: Наркотик с Плутона

Фан­та­сти­че­ский рас­сказ о необыч­ном веще­стве, при­няв кото­рое один чело­век уви­дел своё бли­жай­шее буду­щее

При­ме­ча­тель­но, как рас­ши­рил­ся наш спи­сок лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов бла­го­да­ря иссле­до­ва­ни­ям дру­гих пла­нет, – ска­зал док­тор Ман­нерс.

– За про­шед­шие трид­цать лет в дру­гих мирах Сол­неч­ной систе­мы были обна­ру­же­ны сот­ни неиз­вест­ных до сих пор суб­стан­ций, дей­ству­ю­щих как нар­ко­ти­че­ские или лекар­ствен­ные веще­ства. Инте­рес­но будет посмот­реть, что при­ве­зёт экс­пе­ди­ция Ала­на Фарк­ва­ра с пла­нет Аль­фы Цен­тав­ра, когда – или если – ей удаст­ся достичь их и вер­нуть­ся на Зем­лю. Я, одна­ко, сомне­ва­юсь, что там будет най­де­но что-то более цен­ное, чем селе­нин. Селе­нин, извле­чён­ный из ока­ме­нев­ших лишай­ни­ков, най­ден­ных пер­вой ракет­ной экс­пе­ди­ци­ей на Луне в тыся­ча девять­сот семь­де­сят пятом году, как вы зна­е­те, прак­ти­че­ски уни­что­жил древ­нее про­кля­тие рака. В фор­ме рас­тво­ра селе­нин явля­ет­ся надёж­ной осно­вой сыво­рот­ки, оди­на­ко­во спо­соб­ству­ю­щей как лече­нию, так и предот­вра­ще­нию болез­ни. 

– Боюсь, что новых откры­тий будет не очень мно­го, – слег­ка изви­ня­ю­щим­ся тоном про­из­нёс скуль­птор Руперт Бал­кот, гость Ман­нер­са. – Конеч­но, все слы­ша­ли о селе­нине. И я в послед­нее вре­мя видел в прес­се мно­го упо­ми­на­ний о мине­раль­ной воде с Гани­ме­да, воз­дей­ствие кото­рой похо­же на мифи­че­ский “Фон­тан Моло­до­сти”. 

– Они пишут о клиф­ни, – пре­рвал скуль­пто­ра Ман­нерс. – Так гани­ме­дяне назы­ва­ют это веще­ство. Это чистая, изу­мруд­ная жид­кость, бью­щая из вели­че­ствен­ных гей­зе­ров в кра­те­рах спя­щих вул­ка­нов. Уче­ные верят, что почти ска­зоч­ное дол­го­ле­тие гани­ме­дян свя­за­но с тем, что они пьют клиф­ни. И уче­ные дума­ют, что такой элик­сир смо­жет сход­ным обра­зом воз­дей­ство­вать и на людей. 

– Неко­то­рые из ино­пла­нет­ных лекар­ствен­ных средств ока­за­лись не таки­ми уж бла­го­твор­ны­ми для чело­ве­че­ства, не так ли? – с сомне­ни­ем спро­сил Бал­кот. – Я, кажет­ся, слы­шал о мар­си­ан­ском яде, кото­рый зна­чи­тель­но облег­ча­ет искус­ство тихо­го убий­ства. И мне гово­ри­ли, что мно­фка, вене­ри­ан­ский нар­ко­тик, ока­зы­ва­ет намно­го худ­шее воз­дей­ствие на орга­низм чело­ве­ка, чем любой зем­ной алка­ло­ид. 

– Есте­ствен­но, – с фило­соф­ским спо­кой­стви­ем заме­тил док­тор, – что мно­гие из этих новых хими­че­ских веществ спо­соб­ны стать при­чи­ной зна­чи­тель­ных зло­упо­треб­ле­ний. Их нуж­но исполь­зо­вать столь же ответ­ствен­но, как и любые зем­ные нар­ко­ти­че­ские сред­ства. Чело­век, как обыч­но, ока­зы­ва­ет­ся перед выбо­ром добра или зла… Пола­гаю, что мар­си­ан­ский яд, о кото­ром вы гово­ри­те, это – акпа­ло­ли, сок рас­про­стра­нён­но­го жёл­то-рыже­го сор­ня­ка, рас­ту­ще­го в оази­сах Мар­са. Сок этот не име­ет ни цве­та, ни вку­са, ни запа­ха. Он уби­ва­ет почти мгно­вен­но, не остав­ляя сле­дов, в точ­но­сти ими­ти­руя симп­то­мы сер­деч­но-сосу­ди­стых забо­ле­ва­ний. Несо­мнен­но, мно­гих людей отпра­ви­ли в мир иной с помо­щью кап­ли акпа­ло­ли, неза­мет­но под­ме­шан­ной в их еду или лекар­ства. Но даже акпа­ло­ли, если его исполь­зо­вать в ничтож­но малых дозах, явля­ет­ся очень мощ­ным воз­буж­да­ю­щим сред­ством. Он поле­зен при обмо­ро­ках, а в неко­то­рых слу­ча­ях может совер­шен­но чудес­ным обра­зом вер­нуть пара­ли­зо­ван­ным людям спо­соб­ность дви­гать­ся. 

– Несо­мнен­но, – про­дол­жал Ман­нерс, – нам пред­сто­ит ещё бес­ко­неч­но дол­го изу­чать все свой­ства этих вне­зем­ных суб­стан­ций. Их досто­ин­ства чаще все­го были обна­ру­же­ны слу­чай­но, а бла­го­твор­ные свой­ства неко­то­рых веществ до сих пор ещё не откры­ты. 
Возь­мём, к при­ме­ру, мно­фку, о кото­рой вы недав­но упо­ми­на­ли. Хотя она име­ет неко­то­рое род­ство с зем­ны­ми нар­ко­ти­ка­ми типа опи­ума и гаши­ша, от неё мало поль­зы в каче­стве обез­бо­ли­ва­ю­ще­го или боле­уто­ля­ю­ще­го сред­ства. Её глав­ные эффек­ты – экс­тра­ор­ди­нар­ное уско­ре­ние чув­ства вре­ме­ни и мно­го­крат­ное уси­ле­ние и рас­ши­ре­ние всех ощу­ще­ний, как при­ят­ных, так и болез­нен­ных. Чело­ве­ку кажет­ся, что он живёт и дви­жет­ся со ско­ро­стью беше­но­го вих­ря, даже если на самом деле он про­сто непо­движ­но лежит на диване. Он суще­ству­ет в стре­ми­тель­ном пото­ке чув­ствен­ных впе­чат­ле­ний, и, похо­же, что за несколь­ко минут поль­зо­ва­тель мно­фки пре­тер­пе­ва­ет опыт мно­гих лет жиз­ни. Физи­че­ский резуль­тат пла­че­вен – пол­ное исто­ще­ние и нату­раль­ное ста­ре­ние тка­ней. Подоб­ные изме­не­ния воз­мож­ны толь­ко у хро­ни­че­ско­го нар­ко­ма­на, про­жив­ше­го дол­гие годы в сво­их иллю­зи­ях. 

Есть ещё несколь­ко дру­гих нар­ко­ти­ков, срав­ни­тель­но мало извест­ных, чьё воз­дей­ствие на чело­ве­ка ещё более любо­пыт­но, чем эффек­ты мно­фки. Пола­гаю, вы нико­гда не слы­ша­ли о плу­то­нии? 

– Нет, не слы­шал, – при­знал­ся Бал­кот. – Рас­ска­жи­те мне о нём. 

– Я могу посту­пить даже луч­ше – пока­зать вам это веще­ство, хотя смот­реть осо­бо не на что – про­сто мел­кий белый поро­шок. 
Док­тор Ман­нерс под­нял­ся со сво­е­го пнев­ма­ти­че­ско­го крес­ла, в кото­ром он сидел лицом к гостю, и подо­шёл к боль­шо­му шка­фу из искус­ствен­но­го эбе­но­во­го дере­ва, пол­ки кото­ро­го были застав­ле­ны кол­ба­ми, бутыл­ка­ми, тюби­ка­ми и кар­тон­ны­ми короб­ка­ми раз­лич­ных раз­ме­ров и форм. Повер­нув­шись, Ман­нерс про­тя­нул Бал­ко­ту малень­кий сплю­щен­ный пузы­рёк, на две тре­ти запол­нен­ный крах­ма­ли­стой суб­стан­ци­ей. 

– Плу­то­ний, – объ­яс­нил док­тор, – как вид­но из его назва­ния, при­был к нам с забы­то­го богом замёрз­ше­го Плу­то­на, кото­рый посе­ща­ла толь­ко одна зем­ная экс­пе­ди­ция, и то очень дав­но. Бра­тья Джон и Авгу­стин Кор­нел­лы воз­глав­ля­ли ту экс­пе­ди­цию, кото­рая стар­то­ва­ла в тыся­ча девять­сот девя­но­стом году и не воз­вра­ща­лась на Зем­лю до тыся­ча девять­сот девя­но­сто шесто­го, когда все уже счи­та­ли её поте­рян­ной. Джон, как вы мог­ли слы­шать, умер по пути домой вме­сте с поло­ви­ной эки­па­жа; остав­ши­е­ся достиг­ли Зем­ли, имея толь­ко один резерв­ный бак кис­ло­ро­да. 

Этот пузы­рёк содер­жит око­ло деся­ти про­цен­тов от все­го суще­ству­ю­ще­го запа­са плу­то­ния. Авгу­стин Кор­нелл, кото­рый был моим ста­рым школь­ным дру­гом, дал мне это веще­ство три года назад, как раз перед тем как при­со­еди­нить­ся к экс­пе­ди­ции Ала­на Фарк­ва­ра. Я счи­таю, что мне очень повез­ло ока­зать­ся вла­дель­цем такой ред­ко­сти. 

Гео­ло­ги экс­пе­ди­ции нашли это веще­ство, когда пыта­лись выве­дать, что нахо­дит­ся под застыв­ши­ми газа­ми, кото­рые покры­ва­ют поверх­ность этой сумрач­ной пла­не­ты, осве­ща­е­мой далё­ки­ми звёз­да­ми, пыта­ясь что-нибудь узнать о её стро­е­нии и исто­рии. В таких обсто­я­тель­ствах гео­ло­ги не мог­ли добить­ся мно­го­го, вви­ду недо­стат­ка вре­ме­ни и обо­ру­до­ва­ния, но они сде­ла­ли несколь­ко любо­пыт­ных откры­тий, сре­ди кото­рых плу­то­ний был дале­ко не самым послед­ним. 

Как и селе­нин, это веще­ство явля­ет­ся побоч­ным про­дук­том ока­ме­не­ния древ­ней рас­ти­тель­но­сти. Несо­мнен­но, ему мно­го мил­ли­ар­дов лет, и его про­ис­хож­де­ние дати­ру­ет­ся той эпо­хой, когда Плу­тон обла­дал доста­точ­ным внут­рен­ним теп­лом, обес­пе­чив­шим воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния некой зача­точ­ной фор­мы рас­ти­тель­ной жиз­ни на сво­ей тём­ной поверх­но­сти. В ту эпо­ху пла­не­та долж­на была обла­дать атмо­сфе­рой, хотя ника­ких сви­де­тельств суще­ство­ва­ния живот­ных Кор­нел­лы не нашли. 

Плу­то­ний, в допол­не­ние к угле­ро­ду, водо­ро­ду, азо­ту и кис­ло­ро­ду содер­жит незна­чи­тель­ное коли­че­ство несколь­ких неиз­вест­ных эле­мен­тов. Он был обна­ру­жен в кри­стал­ли­че­ском состо­я­нии, но как толь­ко попал в воз­душ­ное про­стран­ство внут­ри кос­ми­че­ско­го кораб­ля, тут же пре­вра­тил­ся в мел­кий поро­шок, кото­рый вы сей­час види­те. Он лег­ко рас­тво­ря­ет­ся в воде, обра­зуя дол­го­вре­мен­ный кол­ло­ид, без малей­ших при­зна­ков осад­ка – неваж­но, как дол­го он оста­ет­ся в состо­я­нии сус­пен­зии. 

– Вы хоти­те ска­зать, что это нар­ко­тик? – спро­сил Бал­кот. – Как он подей­ство­вал на вас? 

– Я подой­ду к это­му через мину­ту – хотя эффект, вызы­ва­е­мый плу­то­ни­ем доволь­но труд­но опи­сать. Свой­ства это­го веще­ства были обна­ру­же­ны слу­чай­но: на обрат­ном пути с Плу­то­на член экс­пе­ди­ции, в полу­бре­ду кос­ми­че­ской лихо­рад­ки, взял непод­пи­сан­ную бан­ку, содер­жа­щую плу­то­ний, и при­нял малень­кую дозу, думая, что это бро­мид калия. Плу­то­ний нена­дол­го при­оста­но­вил его лихо­рад­ку, но так­же дал его разу­му совер­шен­но новые пред­став­ле­ния о про­стран­стве и вре­ме­ни. 

После это­го дру­гие люди так­же экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с плу­то­ни­ем. Эффек­ты его про­дол­жа­лись недол­го (срок воз­дей­ствия нико­гда не пре­вы­шал полу­то­ра часов) и варьи­ро­ва­лись в зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­но­сти экс­пе­ри­мен­та­то­ра. Впо­след­ствии с испы­та­те­ля­ми не про­ис­хо­ди­ло ниче­го пло­хо­го – ни с нер­ва­ми, ни с созна­ни­ем, ни в физи­че­ском плане – ниче­го тако­го, что мож­но было бы заме­тить или ощу­тить. Я сам при­ни­мал плу­то­ний один или два раза и могу засви­де­тель­ство­вать это. 

Одна­ко я не знаю, как имен­но он воз­дей­ству­ет на людей. Воз­мож­но, он про­сто вызы­ва­ет рас­строй­ство или изме­не­ние ощу­ще­ний, подоб­но гаши­шу; или, может быть, он сти­му­ли­ру­ет какой-то руди­мен­тар­ный орган, некое спя­щее чув­ство в чело­ве­че­ском моз­ге. В любом слу­чае, как я пони­маю, плу­то­ний вызы­ва­ет изме­не­ние вос­при­я­тия вре­ме­ни – его фак­ти­че­ской про­дол­жи­тель­но­сти, а так­же частич­но затра­ги­ва­ет про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие. Кто-то видит про­шлое и буду­щее в отно­ше­нии соб­ствен­но­го физи­че­ско­го “я”, подоб­но кар­тине, про­сти­ра­ю­щей­ся в обе сто­ро­ны. Прав­да, загля­нуть полу­ча­лось не слиш­ком дале­ко – на самом деле, взо­ру доступ­ны собы­тия все­го лишь несколь­ких часов в обо­их направ­ле­ни­ях. Но и это очень любо­пыт­ный опыт – ведь он помо­га­ет вам узнать новые гра­ни и тай­ны вре­ме­ни и про­стран­ства. Это пол­но­стью отли­ча­ет­ся от тех иллю­зий, кото­рые вызы­ва­ет мно­фка. 

– Зву­чит весь­ма инте­рес­но, – согла­сил­ся Бал­кот. – Одна­ко сам я нико­гда не при­ни­мал боль­ших доз нар­ко­ти­че­ских веществ, хотя один или два раза в роман­ти­че­ские дни сво­ей моло­до­сти экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с индий­ской коноп­лей. Я так­же читал Готье и, кажет­ся, Бод­ле­ра. В любом слу­чае, я счи­таю, что резуль­тат был доволь­но неуте­ши­тель­ным. 

– Пола­гаю, что имен­но из-за малых доз ваш орга­низм не полу­чил доста­точ­но­го коли­че­ства нар­ко­ти­ка, что­бы что-то ощу­тить, – выска­зал свое мне­ние Ман­нерс. – Поэто­му и эффек­ты виде­ний ока­за­лись столь незна­чи­тель­ны­ми. Но плу­то­ний совсем не таков – вы може­те полу­чить мак­си­маль­ный резуль­тат уже с пер­вой дозы. Думаю, Бал­кот, вам это будет очень инте­рес­но, так как вы по про­фес­сии скуль­птор – и вы може­те уви­деть какие-то необыч­ные пла­сти­че­ские кар­ти­ны, кото­рые не так-то про­сто пере­дать в тер­ми­нах евкли­до­вых плос­ко­стей и углов. Я с удо­воль­стви­ем дам вам щепот­ку пря­мо сей­час, если вы захо­ти­те про­ве­сти экс­пе­ри­мент. 

– О, вы очень щед­ры, если это веще­ство в самом деле столь ред­кое! – вос­клик­нул Бал­кот. 

– Я вовсе не настоль­ко щедр, – воз­ра­зил Ман­нерс. – В тече­ние мно­гих лет я соби­рал­ся напи­сать моно­гра­фию о вне­зем­ных нар­ко­ти­ках, и вы мог­ли бы предо­ста­вить мне неко­то­рые цен­ные дан­ные. С вашим типом интел­лек­та и высо­ко­раз­ви­тым худо­же­ствен­ным чув­ством, виде?ния, вызван­ные плу­то­ни­ем, долж­ны быть необы­чай­но ясны­ми и выра­зи­тель­ны­ми. Всё, что я про­шу от вас – опи­сать мне в подроб­но­стях то, что будет с вами про­ис­хо­дить. 

– Хоро­шо, – согла­сил­ся Бал­кот. – Я попы­та­юсь. 

Скуль­пто­ра влек­ло любо­пыт­ство, его вооб­ра­же­ние разыг­ра­лось после рас­ска­за Ман­нер­са об этом заме­ча­тель­ном нар­ко­ти­ке. 
Док­тор выта­щил малень­кий ста­рин­ный бокал и напол­нил его почти до кра­ёв какой-то золо­ти­сто-крас­ной жид­ко­стью. Выта­щив проб­ку из пузырь­ка с плу­то­ни­ем, он доба­вил в жид­кость малень­кую щепот­ку мел­ко­го бело­го порош­ка, кото­рая мгно­вен­но рас­тво­ри­лась без еди­но­го пузырь­ка. 

– Жид­кость – это вино из слад­ко­го мар­си­ан­ско­го клуб­ня, извест­но­го под назва­ни­ем овв­ра, – объ­яс­нил док­тор. – Оно лёг­кое и без­вред­ное, и смяг­ча­ет горь­кий вкус плу­то­ния. Быст­ро выпей­те его и откинь­тесь на спин­ку крес­ла. 
Бал­кот зако­ле­бал­ся, рас­смат­ри­вая золо­ти­сто-крас­ную жид­кость. 

– Вы уве­ре­ны, что воз­дей­ствие закон­чит­ся так быст­ро, как вы гово­ри­те? – спро­сил он. – Сей­час пят­на­дцать минут деся­то­го, и мне нуж­но будет уйти око­ло деся­ти часов, так как у меня назна­че­на встре­ча с одним из моих покро­ви­те­лей в клу­бе Бель­ве­дер. Меня ждет мил­ли­ар­дер Клод Виш­х­э­вен, кото­рый хочет, что­бы я создал баре­льеф из искус­ствен­но­го неф­ри­та и нео-яшмы для зала в его заго­род­ном особ­ня­ке. Он хочет от меня что-то дей­стви­тель­но выда­ю­ще­е­ся и футу­ри­сти­че­ское. Мы обсуж­да­ли это с ним до ночи, реша­ли какие нуж­ны узо­ры и тому подоб­ное. 

– Плу­то­ний отни­мет у вас сорок пять минут, – уве­рил док­тор, – но уже через пол­ча­са боль­шая часть ваше­го моз­га и орга­нов чувств сно­ва будут в пол­ном поряд­ке. Я нико­гда не слы­шал, что­бы воз­дей­ствие дли­лось доль­ше. У вас будет пят­на­дцать минут, в тече­ние кото­рых вы рас­ска­же­те мне о сво­их ощу­ще­ни­ях. 

Бал­кот одним глот­ком осу­шил ста­рин­ный бокал и отки­нул­ся назад, глу­бо­ко погру­зив­шись в мяг­кие пнев­ма­ти­че­ские подуш­ки крес­ла, как ука­зал ему Ман­нерс. У него появи­лось чув­ство, что он лег­ко пада­ет в бес­ко­неч­ную мглу, кото­рая с необъ­яс­ни­мой быст­ро­той запол­ни­ла ком­на­ту. Сквозь мглу, укрыв­шую его созна­ние, скуль­птор смут­но ощу­тил, что Ман­нерс забрал пустой бокал из его рас­слаб­лен­ных паль­цев. Он видел дале­ко над собой лицо док­то­ра, малень­кое и раз­мы­тое, буд­то тот смот­рел на него с како­го-то потря­са­ю­ще­го даль­не­го ракур­са, точ­но с гор­ной вер­ши­ны; а про­стые дви­же­ния Ман­нер­са, каза­лось, про­ис­хо­ди­ли в каком-то в дру­гом мире. 

Бал­кот про­дол­жал падать и плыть сквозь веч­ную мглу, в кото­рой все вещи рас­тво­ря­лись, слов­но в пер­вич­ных туман­но­стях хао­са. Спу­стя неиз­ме­ри­мый про­ме­жу­ток вре­ме­ни мгла, кото­рая сна­ча­ла была бес­фор­мен­ной, серой и бес­цвет­ной, нача­ла плав­но пере­ли­вать­ся подоб­но раду­ге. В каж­дый после­ду­ю­щий момент вре­ме­ни цве­та? меня­лись, не повто­ря­ясь, и чув­ство мяг­ко­го паде­ния обер­ну­лось голо­во­кру­жи­тель­ным вра­ще­ни­ем, как буд­то Бал­кот был захва­чен посто­ян­но уско­ря­ю­щей­ся ворон­кой вих­ря. 

Одно­вре­мен­но с дви­же­ни­ем в этом водо­во­ро­те приз­ма­ти­че­ско­го свер­ка­ния Бал­ко­ту каза­лось, что его чув­ства под­вер­га­ют­ся неопи­су­е­мым изме­не­ни­ям. Цве­та водо­во­ро­та неза­мет­но для глаз непре­рыв­но изме­ня­ли оттен­ки и, нако­нец, ста­ли рас­по­зна­вать­ся как твёр­дые фор­мы. Подоб­но акту тво­ре­ния, они воз­ни­ка­ли из бес­ко­неч­но­го хао­са, и зани­ма­ли свои места в столь же без­гра­нич­ной пер­спек­ти­ве. Ощу­ще­ние дви­же­ния по сужа­ю­щей­ся спи­ра­ли пре­вра­ти­лось в абсо­лют­ную непо­движ­ность. Бал­кот боль­ше не осо­зна­вал себя живым орга­ни­че­ским телом. Он был абстракт­ным гла­зом, нема­те­ри­аль­ным цен­тром визу­аль­ной осо­знан­но­сти, оди­но­ко вися­щей в кос­мо­се, и этот наблю­да­ю­щий глаз всё ещё пре­бы­вал в тес­ных отно­ше­ни­ях с застыв­шей пер­спек­ти­вой, в кото­рую он всмат­ри­вал­ся из сво­ей неопи­су­е­мой пози­ции. 
Ничуть не уди­вив­шись, он обна­ру­жил, что при­сталь­но смот­рит одно­вре­мен­но в двух направ­ле­ни­ях. По обе сто­ро­ны от него в даль­нюю даль про­сти­рал­ся стран­ный свое­об­раз­ный ланд­шафт, кото­рый был пол­но­стью лишён нор­маль­ной пер­спек­ти­вы. Это про­стран­ство пере­се­ка­ла иде­аль­но пря­мая сте­на, похо­жая на нераз­рыв­ный фриз или на баре­льеф из скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний чело­ве­ка. 

Неко­то­рое вре­мя Бал­кот не мог понять смысл это­го фри­за. Он не мог ниче­го выде­лить из его застыв­ших глад­ких очер­та­ний и зад­не­го пла­на, состо­яв­ше­го из повто­ря­ю­щих­ся масс и замыс­ло­ва­тых углов. Он видел и дру­гие части фри­за из скульп­тур, что при­бли­жа­лись и уда­ля­лись – зача­стую очень рез­ко – из неви­ди­мо­го запре­дель­но­го мира. Затем его зре­ние, каза­лось, обре­ло ясность, и Бал­кот начал пони­мать уви­ден­ное. 
Баре­льеф, кото­рый он лице­зрел, был пол­но­стью состав­лен из бес­ко­неч­ных повто­ре­ний его соб­ствен­ной фигу­ры. Теперь эти обра­зы были ясно раз­ли­чи­мы как отдель­ные вол­ны пото­ка, в кото­ром они обла­да­ли неким един­ством. Непо­сред­ствен­но перед Бал­ко­том и на неко­то­ром рас­сто­я­нии от него по дру­гую сто­ро­ну нахо­ди­лась сидя­щая в крес­ле фигу­ра. Это крес­ло само было субъ­ек­том тако­го же вол­но­об­раз­но­го повто­ре­ния. На зад­нем плане воз­ник­ла сдво­ен­ная фигу­ра док­то­ра Ман­нер­са в дру­гом крес­ле, а поза­ди него вид­не­лось мно­же­ство отра­же­ний меди­цин­ско­го каби­не­та и панель­ных стен. 

Сле­дуя за пер­спек­ти­вой того, что за отсут­стви­ем луч­ше­го опре­де­ле­ния мож­но было назвать левой сто­ро­ной, Бал­кот уви­дел сце­ну со сво­им уча­сти­ем – он пил из ста­рин­но­го бока­ла, а воз­ле него сто­ял Ман­нерс. Затем, ещё даль­ше, он уви­дел себя за момент до это­го – в той обста­нов­ке, когда док­тор про­тя­ги­вал Бал­ко­ту бокал; до это­го док­тор при­го­то­вил ему дозу плу­то­ния; вот он отхо­дит к шка­фу за пузырь­ком; под­ни­ма­ет­ся со сво­е­го пнев­ма­ти­че­ско­го крес­ла. Каж­дое тело­дви­же­ние, каж­дое поло­же­ние док­то­ра и само­го Бал­ко­та во вре­мя их про­шло­го раз­го­во­ра виде­лось ему как бы в обрат­ном поряд­ке, ухо­дя вдаль, соби­ра­ясь в сте­ну из камен­ных скульп­тур, в стран­ный, веч­ный пей­заж. Не было ника­ких про­ме­жут­ков в нераз­рыв­но­сти его соб­ствен­ной фигу­ры, но Ман­нерс, каза­лось, пери­о­ди­че­ски исче­зал, как буд­то ухо­дил в чет­вёр­тое изме­ре­ние. Как вспо­ми­нал поз­же Бал­кот, эти исчез­но­ве­ния док­то­ра про­ис­хо­ди­ли, когда Ман­нерс выхо­дил из его поля зре­ния. Вос­при­я­тие было пол­но­стью визу­аль­ным, и, хотя Бал­кот видел свои соб­ствен­ные губы и губы Ман­нер­са, кото­рые что-то про­из­но­си­ли, он не мог слы­шать ни слов, ни про­чих зву­ков. 

Пожа­луй, самой необыч­ной осо­бен­но­стью его виде­ний было абсо­лют­ное отсут­ствие ракур­са. Хотя Бал­ко­ту каза­лось, что он видит мир из одной опре­де­лён­ной непо­движ­ной точ­ки, поче­му-то ланд­шафт и пере­се­ка­ю­щи­е­ся фри­зы виде­лись ему без каких-либо изме­не­ний в раз­ме­ре. Они сохра­ня­ли фрон­таль­ную пол­но­ту и отчёт­ли­вость на про­тя­же­нии мно­гих миль. 

Про­дол­жая смот­реть вдоль левой сто­ро­ны пер­спек­ти­вы, Бал­кот уви­дел себя вхо­дя­щим в апар­та­мен­ты Ман­нер­са, а затем столк­нул­ся с обра­зом само­го себя, сто­я­ще­го у лиф­та, что при­вез его на девя­тый этаж сто­этаж­но­го оте­ля, в кото­ром жил док­тор. Затем фриз явил ему вид на ули­цу с бес­по­ря­доч­но меня­ю­щи­ми­ся лица­ми и мно­же­ством форм, авто­мо­би­лей, зда­ний – всё это спу­та­лось вме­сте, слов­но в некой ста­ро­мод­ной футу­ри­сти­че­ской кар­тине. Неко­то­рые из этих дета­лей были пол­но­стью завер­ше­ны и ясны, дру­гие же были таин­ствен­но изло­ма­ны и раз­мы­ты, так что едва узна­ва­лись. Всё, вне зави­си­мо­сти от сво­е­го про­стран­ствен­но­го поло­же­ния и соот­но­ше­ния, было пере­ме­ша­но в плав­ном замёрз­шем пото­ке этих вре?менных струк­тур. 

Бал­кот вер­нул­ся на три квар­та­ла назад от оте­ля Ман­нер­са в свою соб­ствен­ную квар­ти­ру. Он видел все свои про­шлые пере­ме­ще­ния, неза­ви­си­мо от их направ­ле­ния в трёх­мер­ном про­стран­стве, как пря­мую линию в изме­ре­нии вре­ме­ни. Нако­нец, он ока­зал­ся в сво­ей квар­ти­ре, и фриз его соб­ствен­ной фигу­ры отсту­пил в жут­кую пер­спек­ти­ву про­стран­ствен­но-вре­мен­но­го иска­же­ния посре­ди дру­гих фри­зов, сфор­ми­ро­ван­ных из создан­ных им скульп­тур. Бал­кот наблю­дал, как он сам в послед­ний раз каса­ет­ся зуби­лом ста­туи из блед­но­го мра­мо­ра, с кото­рой рабо­тал в кон­це дня, когда в окно падал свет ярко-крас­но­го зака­та. За пре­де­лом этой сце­ны наблю­да­лось обрат­ное зату­ха­ние закат­но­го све­та, уплот­ня­ю­щи­е­ся и раз­мы­тые очер­та­ния напо­ло­ви­ну высе­чен­ной из кам­ня ста­туи жен­щи­ны, кото­рой Бал­кот дал услов­ное имя “Забве­ние”. Чуть даль­ше вле­во, сре­ди едва види­мых скульп­тур, пер­спек­ти­ва ста­но­ви­лась неяс­ной и мед­лен­но тая­ла в аморф­ном тумане. Бал­кот уви­дел свою жизнь в виде непре­рыв­но­го застыв­ше­го пото­ка, что рас­тя­ги­вал­ся в про­шлое при­мер­но на пять часов. 

Повер­нув­шись впра­во, скуль­птор уви­дел пер­спек­ти­ву буду­ще­го. Здесь нахо­ди­лось про­дол­же­ние его фигу­ры, нахо­дя­щей­ся под дей­стви­ем нар­ко­ти­ка, напро­тив него тянул­ся баре­льеф док­то­ра Ман­нер­са, повто­ре­ния каби­не­та и настен­ных пан­но. После суще­ствен­но­го пере­ры­ва Бал­кот осо­знал своё дви­же­ние – он под­ни­мал­ся с крес­ла. Ему пока­за­лось, что встав, он, как в ста­ром немом филь­ме что-то гово­рил, а док­тор вни­ма­тель­но его слу­шал. После это­го Бал­кот пожал руку Ман­нер­су, вышел из апар­та­мен­тов, спу­стил­ся на лиф­те и после­до­вал по откры­той ярко осве­щён­ной ули­це к клу­бу Бель­ве­дер, где у него была назна­че­на встре­ча с Кло­дом Виш­х­э­ве­ном. 

Клуб был все­го в трёх квар­та­лах, на дру­гой ули­це, и крат­чай­шим путем к нему после пер­во­го квар­та­ла был узкий пере­улок меж­ду офис­ным зда­ни­ем и скла­дом. Бал­кот наме­ре­вал­ся прой­ти по это­му пере­ул­ку, и в его виде­нии буду­ще­го он уви­дел баре­льеф сво­ей фигу­ры, иду­щей вдоль пря­мо­го тро­туа­ра, а на зад­нем плане вид­не­лись пустые двер­ные про­ёмы и туск­лые сте­ны, что воз­вы­ша­лись под взо­ром гас­ну­щих звёзд. 

Каза­лось, что он был совсем один – про­хо­жих не было, толь­ко тиши­на, мер­ца­ние бес­ко­неч­но повто­ря­ю­щих­ся углов, косо осве­щён­ных стен и окон, что сопро­вож­да­ли его повто­ря­ю­щу­ю­ся фигу­ру. Он видел себя иду­щим по пере­ул­ку, подоб­но пото­ку в глу­бо­ком каньоне; и там, на пол­пу­ти, стран­ное виде­ние вне­зап­но при­шло к необъ­яс­ни­мо­му кон­цу, без посте­пен­но­го раз­мы­ва­ния в бес­фор­мен­ный туман, кото­рым был отме­чен его ретро­спек­тив­ный вид в про­шлое. 

Скульп­тур­ный фриз, похо­жий на архи­тек­тур­ное соору­же­ние, каза­лось, вне­зап­но закан­чи­вал­ся, рез­ко и ров­но обры­ва­ясь в неиз­ме­ри­мую без­дну чер­но­ты и пусто­ты. Послед­нее вол­но­об­раз­ное повто­ре­ние его соб­ствен­ной пер­со­ны, неяс­ная дверь за ней, мер­ца­ние булыж­ни­ка пере­ул­ка – всё буд­то отсек­ло мечом, упав­шим из тьмы, оста­вив вер­ти­каль­ную линию раз­де­ле­ния про­стран­ства, за кото­рой уже ниче­го не было. 

Бал­кот ощу­тил непе­ре­да­ва­е­мое чув­ство обособ­лен­но­сти от себя само­го, выбро­шен­ным из пото­ка вре­ме­ни, от бере­гов про­стран­ства в некое абстракт­ное изме­ре­ние. Весь экс­пе­ри­мент, от нача­ла до кон­ца мог длить­ся все­го лишь мгно­ве­ние – или веч­ность. Без удив­ле­ния, без любо­пыт­ства или раз­ду­мий, слов­но гла­за­ми чет­вёр­то­го изме­ре­ния, он одно­вре­мен­но рас­смат­ри­вал неоди­на­ко­вые пери­о­ды сво­е­го про­шло­го и буду­ще­го. 

После это­го вне­вре­мен­но­го интер­ва­ла пол­но­го вос­при­я­тия, начал­ся обрат­ный про­цесс изме­не­ний. Бал­кот, толь­ко что быв­ший все­ви­дя­щим оком, вися­щим в сверх­про­стран­стве, осо­знал дви­же­ние назад, как буд­то тон­кая нить маг­не­тиз­ма потя­ну­ла его обрат­но в тем­ни­цу вре­ме­ни и про­стран­ства, из кото­рой он на мгно­ве­ние выгля­нул. Ему каза­лось, что он сле­ду­ет впра­во за фри­зом из сво­их сидя­щих тел, смут­но ощу­щая ритм и пуль­са­ции, кото­рые были вызва­ны сли­я­ни­ем всех его копий в одну фигу­ру. С необы­чай­ной ясно­стью он понял, что еди­ни­цы вре­ме­ни, кото­рые опре­де­ля­ли каж­дый отдель­ный дуб­ли­кат его фигу­ры, явля­лись пуль­са­ци­я­ми его соб­ствен­но­го серд­ца. 

Теперь с уве­ли­чи­ва­ю­щей­ся ско­ро­стью виде­ние ока­ме­нев­ших форм и про­стран­ства вновь рас­тво­ря­лось в спи­раль­ном водо­во­ро­те мно­го­чис­лен­ных оттен­ков, с помо­щью кото­рых он до это­го дви­гал­ся вверх. И тут Бал­кот при­шёл в себя. Он всё ещё сидел в пнев­ма­ти­че­ском крес­ле, а док­тор Ман­нерс – напро­тив него. Ком­на­та, каза­лась, слег­ка коле­ба­лась, как буд­то затяж­ное при­кос­но­ве­ние необыч­но изме­ни­ло её, а в угол­ках глаз док­то­ра ещё мер­ца­ли вися­щие раз­но­цвет­ные пау­тин­ки. Не счи­тая этих мело­чей, эффек­ты нар­ко­ти­ка пол­но­стью исчез­ли, оста­вив, одна­ко, исклю­чи­тель­но чёт­кие и яркие вос­по­ми­на­ния о почти неопи­су­е­мом опы­те. 

Док­тор Ман­нерс сра­зу же при­сту­пил к рас­спро­сам, и Бал­кот опи­сал свои визи­о­нер­ские ощу­ще­ния так пол­но и образ­но, как толь­ко мог. 
– Есть одна вещь, кото­рую я не пони­маю, – ска­зал Ман­нерс в кон­це, оза­да­чен­но нахму­рив­шись. – Соглас­но ваше­му рас­ска­зу, вы загля­ну­ли на пять или шесть часов в про­шлое, кото­рое рас­по­ла­га­лось на пря­мой про­стран­ствен­ной линии в виде неко­е­го непре­рыв­но­го ланд­шаф­та; но пер­спек­ти­ва буду­ще­го рез­ко обо­рва­лась после того, как вы сле­до­ва­ли по ней на про­тя­же­нии соро­ка пяти минут или даже мень­ше. Я нико­гда не слы­шал, что­бы плу­то­ний дей­ство­вал так нерав­но­мер­но: пер­спек­ти­вы про­шло­го и буду­ще­го все­гда были сораз­мер­ны друг дру­гу у всех, кто при­ни­мал этот пре­па­рат. 

– Что ж, – заме­тил Бал­кот, – насто­я­щее чудо заклю­ча­ет­ся в том, что я вооб­ще смог уви­деть буду­щее. Таким обра­зом я могу понять виде­ние про­шло­го. Оно явно состо­я­ло из моих физи­че­ских вос­по­ми­на­ний – из всех моих послед­них дви­же­ний; а фон был сфор­ми­ро­ван из впе­чат­ле­ний, полу­чен­ных за это вре­мя мои­ми зри­тель­ны­ми нер­ва­ми. Но как я мог уви­деть то, что еще не про­изо­шло? 

– Разу­ме­ет­ся, сие есть тай­на, – согла­сил­ся Ман­нерс. – Мне кажет­ся, что суще­ству­ет лишь одно объ­яс­не­ние, доступ­ное для пони­ма­ния нашим огра­ни­чен­ным умом. Собы­тия, кото­рые состав­ля­ют поток вре­ме­ни, уже про­изо­шли, про­ис­хо­дят и будут про­ис­хо­дить веч­но. В нашем обыч­ном состо­я­нии созна­ния мы вос­при­ни­ма­ем сво­и­ми физи­че­ски­ми чув­ства­ми лишь тот момент, кото­рый мы назы­ва­ем насто­я­щим. Под воз­дей­стви­ем плу­то­ния вы смог­ли рас­ши­рить момент позна­ния насто­я­ще­го в обо­их направ­ле­ни­ях и одно­вре­мен­но уви­деть часть того, что обыч­но нахо­дит­ся за гра­нью вос­при­я­тия. Так появи­лось виде­ние себя как непре­рыв­но­го, непо­движ­но­го тела, про­хо­дя­ще­го через пер­спек­ти­ву вре­ме­ни. 

Бал­кот, кото­рый уже сто­ял на ногах, напра­вил­ся к две­ри. 

– Я дол­жен идти, – ска­зал он, – а то опоз­даю на встре­чу. 

– Не буду вас боль­ше задер­жи­вать, – про­из­нёс док­тор. Он помед­лил мгно­ве­ние, а затем доба­вил: 
– Я всё ещё не могу понять вне­зап­ный обрыв и завер­ше­ние пер­спек­ти­вы ваше­го буду­ще­го. Пере­улок Фол­ман, в кото­ром обо­рва­лось ваше буду­щее, долж­но быть явля­ет­ся крат­чай­шим путём до клу­ба Бель­ве­дер. На вашем месте, Бал­кот, я бы выбрал дру­гой путь, даже если это потре­бу­ет несколь­ко лиш­них минут ходь­бы. 

– Зву­чит доволь­но зло­ве­ще, – рас­сме­ял­ся Бал­кот. – Вы дума­е­те, что со мной может что-то слу­чить­ся в пере­ул­ке Фол­ман? 
– Наде­юсь, что нет, – отве­тил док­тор, – но я не могу гаран­ти­ро­вать, что с вами ниче­го не слу­чит­ся. – Тон Ман­нер­са был стран­но сухим и суро­вым. – Вам бы луч­ше посту­пить так, как я сове­тую. 

Бал­кот почув­ство­вал мгно­вен­ное каса­ние тени, когда поки­дал отель – крат­ко­вре­мен­ное и лёг­кое пред­чув­ствие, про­мельк­нув­шее слов­но бес­шум­ные кры­лья ноч­ной пти­цы. Что это может озна­чать – про­пасть бес­ко­неч­ной чер­но­ты, в кото­рую, подоб­но замерз­ше­му водо­па­ду, низ­верг­ся стран­ный фриз его буду­ще­го? Была ли это какая-то угро­за, кото­рая под­жи­да­ла его в опре­де­лён­ном месте и в опре­де­лён­ное вре­мя? 
Идя по ули­це, Бал­кот ощу­щал стран­ное чув­ство повто­ре­ния, как буд­то он уже делал всё это ранее. Достиг­нув нача­ла пере­ул­ка Фол­ман, он вынул часы. Если он поспе­шит по аллее, то достиг­нет клу­ба Бель­ве­дер в точ­но назна­чен­ное вре­мя. Но если он пой­дёт через сле­ду­ю­щий квар­тал, то немно­го опоз­да­ет. Бал­кот знал, что его потен­ци­аль­ный покро­ви­тель Клод Виш­х­э­вен был по-воен­но­му пунк­туа­лен и тре­бо­вал того же от дру­гих. Так что скуль­птор свер­нул в пере­улок. 

Место это ока­за­лось совер­шен­но пустын­ным, как в его виде­нии. На сере­дине пути Бал­кот при­бли­зил­ся к едва замет­ной две­ри – зад­не­му вхо­ду в огром­ный склад. Эта дверь в его виде­нии явля­лась лини­ей обры­ва буду­ще­го. Дверь была его послед­ним визу­аль­ным впе­чат­ле­ни­ем, посколь­ку в этот момент что-то обру­ши­лось на его голо­ву, и Бал­кот поте­рял созна­ние, за кото­рым после­до­ва­ла тьма, кото­рую он ранее пред­ви­дел. Бан­дит два­дцать пер­во­го века тихо и точ­но уда­рил его мешоч­ком, напол­нен­ным пес­ком. Удар был смер­тель­ным; и вре­мя, о кото­ром бес­по­ко­ил­ся Бал­кот, подо­шло к кон­цу. 
1934

Под­дер­жать Пере­вод­чи­ка:
Яндекс-Коше­лек: 41001206384366
Источ­ник тек­ста: eldritchdark.com
Пере­вод: Алек­сей Чере­па­нов