Когда книга обернута в черный пластик и обмотана колючей проволокой, значит трогать ее точно не стоит. К сожалению, каст римейка Evil Dead от Федерико Альвареса любопытством наделен больше, чем здравым смыслом, и поэтому — никогда такого не было и вот опять – очередная группа юных и невинных становится жертвой ужасного Некрономикона, мифической книги о демонических силах.
По легенде, Некрономикон был написан безумным арабским поэтом Абдулом Аль-Хазредом после десяти лет странствия по руинам Вавилона и Мемфиса. Закончив то, что он назвал ”Аль-Азиф”, Аль-Хазред окончательно сошел с ума и след его далее теряется (или же его сожрал невидимый монстр, смотря кому верить). После этого богохульный манускрипт в X веке переводился на греческий, в Средние века неоднократно сжигался (хотя несколько экземпляров и затерялось в пыльных библиотеках) и все ради того, чтобы его нашли на свою голову несколько несчастных в XX веке.
На самом же деле история Некрономикона куда короче, чем та, в которую его настоящий создатель, Говард Филлипс Лавкрафт, хотел заставить поверить своих читателей. Действительно вдохновленный реальными текстами, в том числе Египетской Книгой мертвых и кое-какими шумерскими источниками, Некрономикон полностью порожден богатым воображением Лавкрафта. Впервые он упоминается в рассказе ”Пес”, опубликованном в 1924 году. Это история о двух грабителях могил, напуганных кражей древнего нефритового амулета, «на который намекает запретный Некрономикон безумного араба Аль-Хазреда».
Сам Лавкрафт был, очевидно, не в восторге от ”Пса”, но именно этот рассказ вместе с опубликованным в 1921 году ”Безымянным городом” намечает постепенное оформление художественного мира писателя. Этот, как его назвали позднее, Мифос Ктулху, предполагает, что когда-то в глубокой древности Землей правили некие могущественные существа, которые в любой момент могут вернуться и уничтожить или, как минимум, свести с ума все человечество, если кто-то окажется достаточно глуп, чтобы пробудить их. Некрономикон напрямую связан с Мифосом Ктулху, поскольку в нем подробно описаны Древние и их деяния, и одного взгляда на страницы достаточно, чтобы погрузиться в пучины безумия.
Эта попытка построить целостную вселенную со своей историей, божествами и запретными текстами придает текстам Лавкрафта удивительную атмосферу непознанного, подарив жанрам sci-fi и хоррора ту детальность и потрясающее мастерство рассказчика, которые Толкиен, к примеру, подарил жанру фэнтези своей трилогией о Средиземье.
Некрономикон и связанная с ним мифология, кроме того, вдохновили огромное количество писателей из так называемого ”круга Лавкрафта”. Он упоминается в рассказах таких авторов, как Август Дерлет (который активно использует Некрономикон в своих текстах) и Кларк Эштон Смит. В этом постоянном обмене идеями кружок избранных авторов обогащал мифологию Лавкрафта новыми персонажами и таинственными книгами; у Смита, например, фигурирует ”Книга Эйбона”, которую с готовностью цитирует Лавкрафт. Роберт Блох, автор культового ”Психо”, придумал ”De Vermis Mysteriis”, книгу, способную призвать демонических тварей из других измерений. Эта книга также потом появилась у Лавкрафта в рассказах ”Скиталец Тьмы” и ”Тень из безвременья”.
Лавкрафт часто упоминает Некрономикон в переписке с друзьями — которая касается почти всего на свете, от римской истории и литературы до безудержной любви к сладкому самого маэстро хоррора — где он, в том числе, подтверждает, что идея таинственной книги пришла к нему под влиянием готической прозы, где частенько присутствуют запретные книги и древние тексты.
Однако достаточно легко провести грань между викторианской готической прозой Эдгара По (горячим поклонником которого был Лавкрафт) и собственно Некрономиконом. По пускался в различные авантюры, чтобы убедить читателей в подлинности своих рассказов. Например, рассказ 1844 года The Balloon-Hoax (”Небывалый аэростат”) сначала был опубликован как реальная новость в нью-йоркской The Sun. Хотя сам Лавкрафт подобным не занимался, его постоянные ссылки на реальные академические труды и несуществующие книги типа Некрономикона тоже размывают границу между вымыслом и реальностью — как делают фильмы жанра found footage в современном хорроре.
После своей смерти в 1937 году Лавкрафт в основном так и остался почти неизвестен читателю, кроме поклонников дешевых журналов, публиковавших его рассказы. Только спустя десятилетия на него обратили внимание более-менее серьезные издательства, а вслед за ними и массовая аудитория. И чем больше росла известность Лавкрафта, тем сильнее становилось зловещее влияние Некрономикона.
Множество писателей, включая таких известных, как Нил Гейман и Стивен Кинг, включали элементы его мифологии в свои собственные произведения. Швейцарский художник HR Giger был так впечатлен творчеством Лавкрафта, что назвал сборник своих эротических и оккультных работ Necronomicon. Этот альбом — и в особенности иллюстрация под названием Necronom IV – привели в итоге к созданию легендарного Чужого для одноименного фильма Ридли Скотта (1979).
”Зловещие Мертвецы” (1981), классика хоррора, тоже явно была навеяна Лавкрафтом. Хотя тому, конечно, никогда в голову бы не пришло писать о подростках в заброшенной лесной хижине (героями его чаще становились ученые и прочие образованные люди) запись голоса давно умершего профессора словно сошла со страниц рассказов джентльмена из Провиденса:
Здесь я продолжил свои исследования, не тревожимый никакими вмешательствами современной цивилизации и вдалеке от учеников. Я сделал интереснейшую находку в развалинах Кандара. Она имеет отношение к древним самарийским похоронным ритуалам и называется Naturom Demonte, что в грубом переводе звучит как ”Книга Мертвых”.
Считается, что Некрономикон обернут в человеческую кожу и написан человеческой кровью. Лавкрафт всегда описывает наружность этой книги очень туманно, но тот факт, что ее можно найти на полках библиотеки Британского музея или вымышленного Мискатоникского университета вряд ли говорит в пользу этой теории. Тем не менее, томик из Evil Dead ведет себя, как и положено Некрономикону — даже просто листая его, читатель призывает древнее зло из других измерений.
Некрономикон (или его версия от дизайнера Тома Салливана) был ключевым элементом сюжета серии Evil Dead, начиная с первого фильма, даже названного в римейке ”Зловещие мертвецы: Черная Книга”. В третьей части, ”Армии Тьмы” (1992), книга живет уже своей жизнью, а в римейке Evil Dead ее страницы наполнены зловещими гравюрами и непристойными набросками.
Впервые появившись на страницах рассказов Лавкрафта, Некрономикон прекрасно чувствует себя на периферии современной культуры. Вышедший в 1993 году и спродюсированный Брайаном Юзной сборник историй также был назван ”Necronomicon”. Джеффри Комбс там играет самого Лавкрафта, чьи поиски запретного тома приводят к ужасной смерти нескольких человек. Не иссякает поток разных вариантов Некрономикона (в том числе так называемый ”Некрономикон Саймона” и ”Некрономикон: Странствия Аль-Хазреда” Дональда Тайсона), он регулярно упоминается вместе с другими элементами Мифоса в фильмах, играх и телевизионных шоу.
Сейчас выходят даже специальные коллекционные издания Evil Dead в виде очаровательной резиновой копии Черной Книги с пустыми глазницами и гнилыми зубами. В общем, пока есть шанс, что Сэм Рэйми выпустит вторую часть ”Армии Тьмы”, а сериал состоящий из 3 сезонов “Эш против Зловещих Мертвецов” уже отгремел, похоже, что Некрономикон продолжит сеять безумие и хаос еще долгие-долгие годы.
Потому что, как писал сам Абдул Аль-Хазред, ”не мертво то, что в вечности пребудет…”.
Перевод: Дмитрий Даммер
Оригинальная статья на английском языке: denofgeek