От Лавкрафта к Evil Dead — История Некрономикона

Когда кни­га обер­ну­та в чер­ный пла­стик и обмо­та­на колю­чей про­во­ло­кой, зна­чит тро­гать ее точ­но не сто­ит. К сожа­ле­нию, каст римей­ка Evil Dead от Феде­ри­ко Аль­ва­ре­са любо­пыт­ством наде­лен боль­ше, чем здра­вым смыс­лом, и поэто­му — нико­гда тако­го не было и вот опять – оче­ред­ная груп­па юных и невин­ных ста­но­вит­ся жерт­вой ужас­но­го Некро­но­ми­ко­на, мифи­че­ской кни­ги о демо­ни­че­ских силах.

По леген­де, Некро­но­ми­кон был напи­сан безум­ным араб­ским поэтом Абду­лом Аль-Хаз­ре­дом после деся­ти лет стран­ствия по руи­нам Вави­ло­на и Мем­фи­са. Закон­чив то, что он назвал ”Аль-Азиф”, Аль-Хаз­ред окон­ча­тель­но сошел с ума и след его далее теря­ет­ся (или же его сожрал неви­ди­мый монстр, смот­ря кому верить). После это­го бого­хуль­ный ману­скрипт в X веке пере­во­дил­ся на гре­че­ский, в Сред­ние века неод­но­крат­но сжи­гал­ся (хотя несколь­ко экзем­пля­ров и зате­ря­лось в пыль­ных биб­лио­те­ках) и все ради того, что­бы его нашли на свою голо­ву несколь­ко несчаст­ных в XX веке.

На самом же деле исто­рия Некро­но­ми­ко­на куда коро­че, чем та, в кото­рую его насто­я­щий созда­тель, Говард Фил­липс Лав­крафт, хотел заста­вить пове­рить сво­их чита­те­лей. Дей­стви­тель­но вдох­нов­лен­ный реаль­ны­ми тек­ста­ми, в том чис­ле Еги­пет­ской Кни­гой мерт­вых и кое-каки­ми шумер­ски­ми источ­ни­ка­ми, Некро­но­ми­кон пол­но­стью порож­ден бога­тым вооб­ра­же­ни­ем Лав­краф­та. Впер­вые он упо­ми­на­ет­ся в рас­ска­зе ”Пес”, опуб­ли­ко­ван­ном в 1924 году. Это исто­рия о двух гра­би­те­лях могил, напу­ган­ных кра­жей древ­не­го неф­ри­то­во­го аму­ле­та, «на кото­рый наме­ка­ет запрет­ный Некро­но­ми­кон безум­но­го ара­ба Аль-Хаз­ре­да».

Сам Лав­крафт был, оче­вид­но, не в вос­тор­ге от ”Пса”, но имен­но этот рас­сказ вме­сте с опуб­ли­ко­ван­ным в 1921 году ”Безы­мян­ным горо­дом” наме­ча­ет посте­пен­ное оформ­ле­ние худо­же­ствен­но­го мира писа­те­ля. Этот, как его назва­ли позд­нее, Мифос Ктул­ху, пред­по­ла­га­ет, что когда-то в глу­бо­кой древ­но­сти Зем­лей пра­ви­ли некие могу­ще­ствен­ные суще­ства, кото­рые в любой момент могут вер­нуть­ся и уни­что­жить или, как мини­мум, све­сти с ума все чело­ве­че­ство, если кто-то ока­жет­ся доста­точ­но глуп, что­бы про­бу­дить их. Некро­но­ми­кон напря­мую свя­зан с Мифо­сом Ктул­ху, посколь­ку в нем подроб­но опи­са­ны Древ­ние и их дея­ния, и одно­го взгля­да на стра­ни­цы доста­точ­но, что­бы погру­зить­ся в пучи­ны безу­мия.

Эта попыт­ка постро­ить целост­ную все­лен­ную со сво­ей исто­ри­ей, боже­ства­ми и запрет­ны­ми тек­ста­ми при­да­ет тек­стам Лав­краф­та уди­ви­тель­ную атмо­сфе­ру непо­знан­но­го, пода­рив жан­рам sci-fi и хор­ро­ра ту деталь­ность и потря­са­ю­щее мастер­ство рас­сказ­чи­ка, кото­рые Тол­ки­ен, к при­ме­ру, пода­рил жан­ру фэн­те­зи сво­ей три­ло­ги­ей о Сре­ди­зе­мье.

Некро­но­ми­кон и свя­зан­ная с ним мифо­ло­гия, кро­ме того, вдох­но­ви­ли огром­ное коли­че­ство писа­те­лей из так назы­ва­е­мо­го ”кру­га Лав­краф­та”. Он упо­ми­на­ет­ся в рас­ска­зах таких авто­ров, как Август Дер­лет (кото­рый актив­но исполь­зу­ет Некро­но­ми­кон в сво­их текстах) и Кларк Эштон Смит. В этом посто­ян­ном обмене иде­я­ми кру­жок избран­ных авто­ров обо­га­щал мифо­ло­гию Лав­краф­та новы­ми пер­со­на­жа­ми и таин­ствен­ны­ми кни­га­ми; у Сми­та, напри­мер, фигу­ри­ру­ет ”Кни­га Эйбо­на”, кото­рую с готов­но­стью цити­ру­ет Лав­крафт. Роберт Блох, автор куль­то­во­го ”Пси­хо”, при­ду­мал ”De Vermis Mysteriis”, кни­гу, спо­соб­ную при­звать демо­ни­че­ских тва­рей из дру­гих изме­ре­ний. Эта кни­га так­же потом появи­лась у Лав­краф­та в рас­ска­зах ”Ски­та­лец Тьмы” и ”Тень из без­вре­ме­нья”.

Лав­крафт часто упо­ми­на­ет Некро­но­ми­кон в пере­пис­ке с дру­зья­ми — кото­рая каса­ет­ся почти все­го на све­те, от рим­ской исто­рии и лите­ра­ту­ры до без­удерж­ной люб­ви к слад­ко­му само­го маэст­ро хор­ро­ра — где он, в том чис­ле, под­твер­жда­ет, что идея таин­ствен­ной кни­ги при­шла к нему под вли­я­ни­ем готи­че­ской про­зы, где частень­ко при­сут­ству­ют запрет­ные кни­ги и древ­ние тек­сты.

Одна­ко доста­точ­но лег­ко про­ве­сти грань меж­ду вик­то­ри­ан­ской готи­че­ской про­зой Эдга­ра По (горя­чим поклон­ни­ком кото­ро­го был Лав­крафт) и соб­ствен­но Некро­но­ми­ко­ном. По пус­кал­ся в раз­лич­ные аван­тю­ры, что­бы убе­дить чита­те­лей в под­лин­но­сти сво­их рас­ска­зов. Напри­мер, рас­сказ 1844 года The Balloon-Hoax (”Небы­ва­лый аэро­стат”) сна­ча­ла был опуб­ли­ко­ван как реаль­ная новость в нью-йорк­ской The Sun. Хотя сам Лав­крафт подоб­ным не зани­мал­ся, его посто­ян­ные ссыл­ки на реаль­ные ака­де­ми­че­ские тру­ды и несу­ще­ству­ю­щие кни­ги типа Некро­но­ми­ко­на тоже раз­мы­ва­ют гра­ни­цу меж­ду вымыс­лом и реаль­но­стью — как дела­ют филь­мы жан­ра found footage в совре­мен­ном хор­ро­ре.

После сво­ей смер­ти в 1937 году Лав­крафт в основ­ном так и остал­ся почти неиз­ве­стен чита­те­лю, кро­ме поклон­ни­ков деше­вых жур­на­лов, пуб­ли­ко­вав­ших его рас­ска­зы. Толь­ко спу­стя деся­ти­ле­тия на него обра­ти­ли вни­ма­ние более-менее серьез­ные изда­тель­ства, а вслед за ними и мас­со­вая ауди­то­рия. И чем боль­ше рос­ла извест­ность Лав­краф­та, тем силь­нее ста­но­ви­лось зло­ве­щее вли­я­ние Некро­но­ми­ко­на.

Мно­же­ство писа­те­лей, вклю­чая таких извест­ных, как Нил Гей­ман и Сти­вен Кинг, вклю­ча­ли эле­мен­ты его мифо­ло­гии в свои соб­ствен­ные про­из­ве­де­ния. Швей­цар­ский худож­ник HR Giger был так впе­чат­лен твор­че­ством Лав­краф­та, что назвал сбор­ник сво­их эро­ти­че­ских и оккульт­ных работ Necronomicon. Этот аль­бом — и в осо­бен­но­сти иллю­стра­ция под назва­ни­ем Necronom IV – при­ве­ли в ито­ге к созда­нию леген­дар­но­го Чужо­го для одно­имен­но­го филь­ма Рид­ли Скот­та (1979).

”Зло­ве­щие Мерт­ве­цы” (1981), клас­си­ка хор­ро­ра, тоже явно была наве­я­на Лав­краф­том. Хотя тому, конеч­но, нико­гда в голо­ву бы не при­шло писать о под­рост­ках в забро­шен­ной лес­ной хижине (геро­я­ми его чаще ста­но­ви­лись уче­ные и про­чие обра­зо­ван­ные люди) запись голо­са дав­но умер­ше­го про­фес­со­ра слов­но сошла со стра­ниц рас­ска­зов джентль­ме­на из Про­ви­ден­са:

Здесь я про­дол­жил свои иссле­до­ва­ния, не тре­во­жи­мый ника­ки­ми вме­ша­тель­ства­ми совре­мен­ной циви­ли­за­ции и вда­ле­ке от уче­ни­ков. Я сде­лал инте­рес­ней­шую наход­ку в раз­ва­ли­нах Кан­да­ра. Она име­ет отно­ше­ние к древним сама­рий­ским похо­рон­ным риту­а­лам и назы­ва­ет­ся Naturom Demonte, что в гру­бом пере­во­де зву­чит как ”Кни­га Мерт­вых”.

Счи­та­ет­ся, что Некро­но­ми­кон обер­нут в чело­ве­че­скую кожу и напи­сан чело­ве­че­ской кро­вью. Лав­крафт все­гда опи­сы­ва­ет наруж­ность этой кни­ги очень туман­но, но тот факт, что ее мож­но най­ти на пол­ках биб­лио­те­ки Бри­тан­ско­го музея или вымыш­лен­но­го Мис­ка­то­ник­ско­го уни­вер­си­те­та вряд ли гово­рит в поль­зу этой тео­рии. Тем не менее, томик из Evil Dead ведет себя, как и поло­же­но Некро­но­ми­ко­ну — даже про­сто листая его, чита­тель при­зы­ва­ет древ­нее зло из дру­гих изме­ре­ний.

Некро­но­ми­кон (или его вер­сия от дизай­не­ра Тома Сал­ли­ва­на) был клю­че­вым эле­мен­том сюже­та серии Evil Dead, начи­ная с пер­во­го филь­ма, даже назван­но­го в римей­ке ”Зло­ве­щие мерт­ве­цы: Чер­ная Кни­га”. В тре­тьей части, ”Армии Тьмы” (1992), кни­га живет уже сво­ей жиз­нью, а в римей­ке Evil Dead ее стра­ни­цы напол­не­ны зло­ве­щи­ми гра­вю­ра­ми и непри­стой­ны­ми наброс­ка­ми.

Впер­вые появив­шись на стра­ни­цах рас­ска­зов Лав­краф­та, Некро­но­ми­кон пре­крас­но чув­ству­ет себя на пери­фе­рии совре­мен­ной куль­ту­ры. Вышед­ший в 1993 году и спро­дю­си­ро­ван­ный Брай­а­ном Юзной сбор­ник исто­рий так­же был назван ”Necronomicon”. Джеф­ф­ри Комбс там игра­ет само­го Лав­краф­та, чьи поис­ки запрет­но­го тома при­во­дят к ужас­ной смер­ти несколь­ких чело­век. Не исся­ка­ет поток раз­ных вари­ан­тов Некро­но­ми­ко­на (в том чис­ле так назы­ва­е­мый ”Некро­но­ми­кон Сай­мо­на” и ”Некро­но­ми­кон: Стран­ствия Аль-Хаз­ре­да” Дональ­да Тай­со­на), он регу­ляр­но упо­ми­на­ет­ся вме­сте с дру­ги­ми эле­мен­та­ми Мифо­са в филь­мах, играх и теле­ви­зи­он­ных шоу.

Сей­час выхо­дят даже спе­ци­аль­ные кол­лек­ци­он­ные изда­ния Evil Dead в виде оча­ро­ва­тель­ной рези­но­вой копии Чер­ной Кни­ги с пусты­ми глаз­ни­ца­ми и гни­лы­ми зуба­ми. В общем, пока есть шанс, что Сэм Рэй­ми выпу­стит вто­рую часть ”Армии Тьмы”, а сери­ал состо­я­щий из 3 сезо­нов “Эш про­тив Зло­ве­щих Мерт­ве­цов” уже отгре­мел, похо­же, что Некро­но­ми­кон про­дол­жит сеять безу­мие и хаос еще дол­гие-дол­гие годы.

Пото­му что, как писал сам Абдул Аль-Хаз­ред, ”не мерт­во то, что в веч­но­сти пре­бу­дет…”.

Пере­вод: Дмит­рий Дам­мер
Ори­ги­наль­ная ста­тья на англий­ском язы­ке: denofgeek