“Что вы изучаете? – Смерть”. Тема оживленных безграничной силой науки мертвецов, кроме плодородной почвы для всяких теолого – фольклорно – нравоучительных рассуждений, всегда отлично продавалась, отчего за нее взялся и Лавкрафт, в начале 1920‑х оказавшись почти на мели. Как положено приличному материалисту (да не случайному, а механистическому) Лавкрафт уж во что и верил, то только в науку, недурно, к слову, разбираясь в химии, что нехило повлияло на достоверность изложения. “Герберт Уэст – реаниматор” выстрелил, дело попахивало долговременным контрактом с Weird Tales, что позволило Говарду временно оставить житейские попечения и сосредоточиться на главном детище – пантеоне Древних, которые с этого момента плотно запускают щупальца в трепещущую плоть его нарратива. Но хватит о хентае. Дамы и господа, добро пожаловать в операционную – “Реаниматор” неизменного в нашем скользком хит-параде Стюарта Гордона и пятый день lovecraftian week.
Точности ради следует сказать, что непосредственное отношение к нашему герою имеет только первая часть, остальные две – а особенно “Возвращение”2003 года – гальванизируют вроде бы завершенное повествование с невинной и понятной целью монетизации классики. Все грешат, а мы чем хуже, собсно. Забавно, кстати, что вторую часть “Реаниматора” будто преследует призрак “Франкенштейна” (напомню, что сиквел легенды тоже про “Невесту”) да и тема почти та же – гениальный и влегкую помешанный ученый с божественными претензиями и толпа его постепенно разлагающихся творений. “It’s alive!” – знаем, помним, умеем, практикуем. К теме оживления умерших Лавкрафт вернется чуть позже в “Деле Чарльза Декстера Варда”, выкинув к чертям всю науку и подогнав оккультную базу отовсюду, откуда смог вытянуть. На тот момент – в основном из Леви и уэйтовской “”Book of Black Magic and of Pacts”, отчего описанные круги да обряды выглядят эффектно, но с технико-символической точки зрения несколько неуклюже. Но я отвлекся. Почему же “Реаниматор” так прекрасен, невзирая на вольности в пересказе и стилистически чуждые Лавкрафту сиськи?:) Отвечаем – это тонкий и уравновешенный сплав безумно смешной черной комедии (спасибо 80‑м, они породили этого бастарда), sci-fi и хоррора с потрясающими эпизодами общения живых мертвецов, сценой погони за полудохлым котиком еще до “Кладбища домашних животных” и великолепной игрой Джеффри Комбса. Идеальное воплощение имморальности. В общем, если что-то советовать на вечер под кружку особого шогготского, то “Реаниматор” – наш кандидат.
Автор: Дмитрий Даммер