РЭМСИ КЭМПБЕЛЛ: ЛИЦО В ПУСТЫНЕ

Рас­сказ из межав­тор­ско­го цик­ла “Мифы Ктул­ху”. Свое­об­раз­ное про­дол­же­ние “Безы­мян­но­го горо­да” Г.Ф. Лав­краф­та.

Рэмси Кэмпбелл 
ЛИЦО В ПУСТЫНЕ

Что бы чита­тель не слы­шал о “Некро­но­ми­коне” и его бого­хуль­ном авто­ре, он дол­жен пони­мать, что без­рас­суд­ный все­ве­ду­щий араб Абдул Аль­хаз­д­ред, напи­сав­ший эту кни­гу, был разо­рван в кло­чья неви­ди­мы­ми демо­на­ми на гла­зах мно­же­ства сви­де­те­лей. Он точ­но не мог быть обыч­ным чело­ве­ком. Настоль­ко запрет­ное зна­ние нико­гда не смо­жет выне­сти любой пси­хи­че­ски здо­ро­вый чело­ве­че­ский разум. Содер­жа­ние кни­ги Аль­хаз­ре­да бес­по­ко­ит боль­шин­ство чита­те­лей, но совер­шен­но опре­де­лён­но, что он знал гораз­до боль­ше, чем даже осме­ли­вал­ся дву­смыс­лен­но наме­кать на стра­ни­цах сво­ей кни­ги. Его телом, долж­но быть, на вре­мя овла­де­ла чужая сила, и я убеж­ден, что смо­гу в сво­ём рас­ска­зе рас­крыть для обще­ствен­но­сти исто­рию о том, как с ним про­изо­шла эта чудо­вищ­ная одер­жи­мость. 

Я отпра­вил­ся в Ара­вию в 1955 году, когда впер­вые услы­шал об этой леген­де. Конеч­но, я под­ра­зу­ме­вал и иссле­до­ва­ния сверхъ­есте­ствен­но­го, и поиск клю­чей к мало­из­вест­ным кос­ми­че­ским зна­ни­ям, но эта поезд­ка замыш­ля­лась в первую оче­редь для соб­ствен­но­го удо­воль­ствия, вме­сте с изу­че­ни­ем неко­то­рых леген­дар­ных досто­при­ме­ча­тель­но­стей, идо­лов и мест. Я видел свя­ты­ни реп­ти­ли­ан­ско­го Себе­ка и без­ли­ко­го Ньяр­латхо­те­па, а одна­жды уви­дел засох­шее суще­ство, кото­рое было вло­же­но в мумию.

Мне ска­за­ли, что это один из разум­ных шипов Гла­а­ки. Мне хоте­лось уви­деть немно­го экзо­ти­че­ско­го Восто­ка, и с этой целью я избе­гал горо­дов после наступ­ле­ния тем­но­ты. Я бро­дил по пусты­ням и спал в палат­ке под откры­тым небом, хотя ноч­ные тем­пе­ра­ту­ры дела­ли это заня­тие опас­ным. Но имен­но в горо­де, назва­ние кото­ро­го я забыл, ста­рый погон­щик вер­блю­дов заме­тил, что я ино­стра­нец, и начал рас­ска­зы­вать мне при­чуд­ли­вую мест­ную леген­ду о том, поче­му жите­ли избе­га­ют посе­щать стран­ную и угрю­мую пусты­ню на запа­де. 
Конеч­но, он гово­рил на чуже­зем­ном диа­лек­те, но я понял, что он пове­дал при­мер­но сле­ду­ю­щее:

– Види­те эту пусты­ню на запа­де? Вот где нахо­дит­ся Ирем, или, вер­нее, мне рас­ска­зы­ва­ли, что он нахо­дит­ся там. Конеч­но, люди здесь очень суе­вер­ны, не такие как вы или я, но они гово­рят, что город, кото­рый там рас­по­ло­жен, не име­ет назва­ния. Они верят, что это и вправ­ду Ирем. Гово­рят, что миф о Себе­ке заро­дил­ся здесь – из-за при­зра­ков существ-алли­га­то­ров, кото­рые, как пред­по­ла­га­ют, насе­ля­ют тот город. Здесь Абдул Аль­хаз­ред сочи­нил своё дву­сти­шье, как вам извест­но. Пола­гаю, вы долж­ны знать, что я имею в виду? Да, хоро­шо, всё это обще­из­вест­но, но у здеш­них людей име­ют­ся соб­ствен­ные леген­ды об Аль­хаз­ре­де. Вы при­шли сюда в поис­ках стран­но­стей, так что, воз­мож­но, вам будет это инте­рес­но.

Аль­хаз­ред не пошёл пря­мо в этот безы­мян­ный город, так здесь гово­рят. Сна­ча­ла он отпра­вил­ся в палом­ни­че­ство, да такое, что изме­ни­ло его лич­ность очень необыч­ным обра­зом. В кон­це кон­цов, в те дни это была стран­ная зем­ля, и мест­ные жите­ли не гово­рят тол­ком, кому они тогда покло­ня­лись и чем зани­ма­лись, поэто­му, воз­мож­но, вокруг них про­ис­хо­ди­ли такие вещи, кото­рые вы сей­час пыта­е­тесь понять. Что-то было там, в той пустыне на запа­де – нечто, пове­дав­шее Аль­хаз­ре­ду то, о чём он нико­гда не смел упо­ми­нать в “Некро­но­ми­коне”, что-то столь же нече­сти­вое, как его кни­га! Леген­да не гово­рит, что это было, хотя… лишь нечто, очень ста­рое и, веро­ят­но, не из это­го мира.

– Зву­чит весь­ма интри­гу­ю­ще, – заме­тил я. – Воз­мож­но, я мог бы немно­го иссле­до­вать то место, пока ещё свет­ло. 
– О нет, – запро­те­сто­вал ста­рик, казав­ший­ся встре­во­жен­ным. – Я все­го лишь пове­дал вам леген­ду и не под­ра­зу­ме­вал, что могу сопро­во­дить вас в ту пусты­ню. 
– Поче­му бы мне не пой­ти, – ска­зал я, – если там нече­го боять­ся? Если это все­го лишь леген­да, то не может быть ника­кой опас­но­сти посре­ди пусты­ни.

– Воз­мож­но, это не такая дикая исто­рия, как все про­чие, – при­знал­ся погон­щик вер­блю­дов. – Люди здесь нико­гда не при­бли­жа­ют­ся к той пустыне, имо­жет быть не зря. Я не суе­ве­рен, но пола­гаю, что луч­ше при­слу­шать­ся к леген­дам и не рис­ко­вать сво­ей жиз­нью. Кро­ме того, не толь­ко мест­ные жите­ли боят­ся того места.

– Кто же ещё? – спро­сил я, уди­вив­шись ново­му пово­ро­ту исто­рии. 
– Англи­ча­нин, турист, как и вы, – отве­тил ста­рик. – Ох, я не знаю всей исто­рии, но он при­шёл сюда посмот­реть на досто­при­ме­ча­тель­но­сти и попро­сил пока­зать их. Когда мест­ные отка­за­лись сопро­во­дить его на запад, он сме­ял­ся над ними, пока ему не рас­ска­за­ли то же самое, что я вам пове­дал сей­час. И, конеч­но же, тот англи­ча­нин захо­тел сам всё тут осмотреть.Никто не ждал, что он вер­нёт­ся, но через час он при­бе­жал в город. Он рас­ска­зал тем, кто поже­лал его выслу­шать, о том, что видел в пустыне, но это было так дав­но, что не будет ника­кой поль­зы от того, что я ска­жу вам, что сооб­щил тот чело­век. Мест­ные, конеч­но, ука­за­ли англи­ча­ни­ну на сход­ство его исто­рии с Абду­лом Аль­хаз­ре­дом, преж­де чем он ушёл, так что они пре­ду­пре­ди­ли его; но вы не пой­мё­те это­го, даже если выжи­ве­те в той пустыне. Сей­час ника­ко­го сход­ства с Аль­хаз­ре­дом не оста­лось. 
Я пытал­ся убе­дить ста­ри­ка.

– Что ж, если вы даже не може­те ска­зать мне, что тот чело­век пред­по­ло­жи­тель­но уви­дел, я опре­де­лён­но соби­ра­юсь пой­ти туда, что­бы уви­деть это лич­но. Это долж­но быть что-то дей­стви­тель­но ужас­ное, если оно напу­га­ло англи­ча­ни­на и све­ло с ума ара­ба. Я хотел бы взять каме­ру и сфо­то­гра­фи­ро­вать того мон­стра или кого угод­но, и, вер­нув­шись, пока­зать вам фото­гра­фии, но несколь­ко миль назад у меня закон­чи­лась плён­ка. Вы точ­но уве­ре­ны, что не хоти­те ниче­го боль­ше рас­ска­зать мне?

Но моё пред­ло­же­ние не про­из­ве­ло эффек­та на ста­ро­го погон­щи­ка вер­блю­дов. Он потряс голо­вой и ушёл от меня. Я не смог ниче­го боль­ше узнать об этой леген­де у людей, что ходи­ли меж­ду антич­ных зда­ний и по изви­ли­стым, туск­ло осве­щён­ным алле­ям. Я ощу­щал себя как в горо­де на какой-то стран­ной и враж­деб­ной пла­не­те, сре­ди существ, язык кото­рых был непо­ня­тен слу­ху чело­ве­ка. Даже без­молв­ное, пер­во­быт­ное про­стран­ство к запа­ду от горо­да каза­лось более дру­же­люб­ным, чем клау­стро­фоб­ное, осве­щён­ное лишь напо­ло­ви­ну скоп­ле­ние зда­ний; и поэто­му я стал бро­дить сре­ди зыбу­чих пес­ков, высмат­ри­вая что-нибудь неиз­вест­ное.

Рань­ше я часто гулял по пустыне, но это место выгля­де­ло как пей­заж из сно­ви­де­ния, вызван­но­го гаши­шем. Солн­це над моей голо­вой име­ло зло­ве­щий мед­ный цвет, и его фор­ма была боль­ше похо­жа на раз­бух­шее яйцо, неже­ли на диск. Небо на гори­зон­те стран­но потем­не­ло, хотя обла­ков не было вид­но. Выгля­де­ло это так, слов­но из тка­ни неба вырва­ли поло­су. Я чув­ство­вал, что если бы на пусты­ню мож­но было посмот­реть свер­ху, то мож­но было бы уви­деть, что эти хол­мы и впа­ди­ны вос­про­из­во­дят фор­му чужо­го тела, погре­бён­но­го пря­мо под поверх­но­стью пес­ка. Мои ноги каза­лись ужас­но отя­же­лев­ши­ми, и пару раз я поду­мы­вал повер­нуть обрат­но. Но я ото­шёл так дале­ко, что не хотел вто­рой раз совер­шать подоб­ную про­гул­ку, и мне не нра­ви­лась мысль о воз­вра­ще­нии в этот удуш­ли­вый город.

Солн­це уже про­шло при­мер­но две тре­ти пути по мрач­но­му небо­сво­ду, когда я впер­вые уви­дел что-то на гори­зон­те. Эта тре­вож­ная тень была всё той же шири­ны, чем бы она ни явля­лась, но я впер­вые осо­знал, что поло­са тени не была вид­на, пока я не достиг этой избе­га­е­мой мест­ны­ми жите­ля­ми пусты­ни. Но уви­дел я совсем не тень. Ибо, очер­чен­ное в той чёр­ной обла­сти, выде­ля­лось то, что я спер­ва при­нял за коль­цо стол­бов, уста­нов­лен­ных подоб­но кру­гам из моно­ли­тов – таких, кото­рые мож­но уви­деть в местах, где прак­ти­ку­ют­ся запре­щён­ные обря­ды. Я дол­го смот­рел на эти колон­ны, зада­ва­ясь вопро­сом, для какой цели их там раз­ме­сти­ли. 

Толь­ко при­бли­зив­шись, я понял, что это за объ­ек­ты на самом деле.

Про­сто­яв­шие в пустыне в тече­ние неис­чис­ли­мых эонов и отшли­фо­ван­ные пес­ча­ны­ми буря­ми до неве­ро­ят­ной глад­ко­сти, эти колон­ны ока­за­лись ста­ту­я­ми, чем-то вро­де необыч­ных идо­лов ост­ро­ва Пас­хи. Они были выре­за­ны из како­го-то стран­но­го полу­про­зрач­но­го мате­ри­а­ла, кото­рый све­тил­ся белым, если смот­реть на него с одно­го угла и казал­ся чёр­ным с дру­го­го. Глав­ной частью каж­дой ста­туи был подоб­ный стол­пу пье­де­стал, кото­рый, долж­но быть, отли­чал­ся неве­ро­ят­ной проч­но­стью, если смог про­сто­ять так же дол­го, как ходят леген­ды об этом месте. Он был глад­ким и не имел ника­ких над­пи­сей на сво­ей поверх­но­сти. Но на этом всё сход­ство колонн со ста­ту­я­ми ост­ро­ва Пас­хи и дру­ги­ми ана­ло­гич­ны­ми фигу­ра­ми закан­чи­ва­лось. Я нико­гда не видел тако­го бес­чис­лен­но­го мно­же­ства кос­ми­че­ских мон­стров, даже в печаль­но извест­ном музее Род­жер­са в Лон­доне, пото­му что на каж­дом пье­де­ста­ле была уста­нов­ле­на скульп­ту­ра, изоб­ра­жа­ю­щая что-то совер­шен­но ужас­ное. У двух стол­пов, одна­ко, на вер­хуш­ке име­лось по при­дат­ку в фор­ме луко­ви­цы, кото­рые, оче­вид­но, изоб­ра­жа­ли голо­вы, но совер­шен­но без­ли­кие; в то вре­мя как тре­тья колон­на выгля­де­ла как некое суще­ство, кото­рое сре­ди всех этих чудо­вищ было мне совер­шен­но непо­нят­ным. Сла­ва богу, по край­ней мере, я рас­смат­ри­вал эти скульп­ту­ры толь­ко как тво­ре­ния болез­нен­но­го вооб­ра­же­ния како­го-то гени­аль­но­го, но безум­но­го скуль­пто­ра.

Все­го насчи­ты­ва­лось две­на­дцать воз­вы­ша­ю­щих­ся стол­пов, каж­дый око­ло два­дца­ти футов высо­той. Два из них были увен­ча­ны, как я уже ска­зал, про­сто без­ли­ки­ми объ­ек­та­ми, кото­рые, воз­мож­но, скуль­птор позд­нее соби­рал­ся пре­вра­тить в голо­вы. Дру­гие фигу­ры, одна­ко, были гораз­до более деталь­ны­ми и ужас­ны­ми. Сре­ди них была желе­об­раз­ная тварь с конеч­но­стя­ми ось­ми­но­га, покры­ты­ми мно­же­ством раз­вер­стых гло­ток. Далее я уви­дел суще­ство, похо­жее на чело­ве­че­скую голо­ву с гла­за­ми, уша­ми, носом и выпук­лой коро­ной.

На самом деле она была почти чело­ве­че­ской, если бы не её непри­стой­ные белё­сые щупаль­ца, кото­рые тор­ча­ли из откры­то­го рта.

На сле­ду­ю­щем стол­пе сто­я­ло что-то вро­де голо­вы кро­ко­ди­ла, но сле­пое, пото­му что на месте глаз у него были длин­ные щупаль­ца со мно­же­ством сочле­не­ний. На сосед­нем стол­пе рас­по­ла­гал­ся ещё один объ­ект, похо­жий на чело­ве­че­скую голо­ву, но на уровне верх­ней части ушей весь череп пре­вра­щал­ся в углуб­ле­ние. Отсту­пив назад, я уви­дел в нём малень­кое гума­но­ид­ное суще­ство. Даже не осме­ли­ва­юсь думать о том, каким обра­зом оно пита­ет­ся. Дру­гие чудо­ви­ща были ещё более ано­маль­ны­ми. Но послед­ний столп нёс на себе пол­но­стью чело­ве­че­скую голо­ву – голо­ву ара­ба с выра­же­ни­ем отвра­ще­ния и ужа­са на лице. Я поче­му-то поду­мал, что вклю­че­ние этой фигу­ры в пан­те­он никак не облег­ча­ет ужас от вида осталь­ных. Чело­ве­че­ское лицо сре­ди адско­го сон­ма чудо­вищ про­бу­ди­ло во мне под­со­зна­тель­ный страх, и я почув­ство­вал, что если пой­му смысл добав­ле­ния чело­ве­ка в эту ком­по­зи­цию, то обна­ру­жу исти­ну, кото­рую напо­ло­ви­ну уже ощу­щал. Воз­мож­но, пред­по­ло­жил я, скуль­птор наме­ре­вал­ся выра­зить, что сам чело­век – такая же вели­кая ано­ма­лия, как эти гибрид­ные ужа­сы? Но даже эта мысль каза­лась разум­ной и воз­мож­ной по срав­не­нию с той, что пыта­лась выполз­ти из глу­би­ны вяз­кой ямы в моём созна­нии. Я пред­по­ло­жил, что эти кос­ми­че­ские мон­стры не были выре­за­ны из неиз­вест­но­го мине­ра­ла, но засты­ли здесь бла­го­да­ря како­му-то кол­дов­ству. При­мер­но в это же вре­мя я заме­тил над­пи­си на осно­ва­ни­ях ста­туй. Я сто­ял лицом к без­гла­зо­му кро­ко­ди­лье­му бого­хуль­ству, и сол­неч­ный свет, сия­ю­щий за моей спи­ной, попал на ниж­нюю поло­ви­ну пье­де­ста­ла и явил моим гла­зам сим­во­лы, начер­тан­ные на ней. Пра­виль­нее было бы гово­рить о тех забы­тых бук­вах, как выре­зан­ных в камне, пото­му что, когда я подо­шёл побли­же, я уви­дел, что бук­вы на самом деле были начер­та­ны глуб­же поверх­но­сти кам­ня. Я гово­рил о над­пи­си как о забы­той, но теперь я дол­жен при­знать, что, как ни пара­док­саль­но, я инстинк­тив­но знал, что рез­ные сим­во­лы, кото­рые были непол­ны­ми, ока­за­лись как бы частич­но стер­ты­ми в ходе бес­чис­лен­ных эонов. Я не пыта­юсь объ­яс­нить это, но с содро­га­ни­ем пред­по­ла­гаю, что у меня появи­лось под­твер­жде­ние неко­то­рых идей, кото­рые неиз­беж­но воз­ник­ли в моей голо­ве после того, что впо­след­ствии про­изо­шло со мной.

Уви­дев, что эти бук­вы при­над­ле­жа­ли чуж­до­му алфа­ви­ту, и чув­ствуя, что они были полу­стёр­ты­ми, я накло­нил­ся побли­же, что­бы рас­смот­реть над­пись на оче­ред­ном пье­де­ста­ле. Нет необ­хо­ди­мо­сти опи­сы­вать моё лихо­ра­доч­ное иссле­до­ва­ние каж­до­го сим­во­ла; мне нуж­но толь­ко рас­ска­зать о том, как я обна­ру­жил, что каж­дый из них полу­стёрт, за исклю­че­ни­ем над­пи­си, что нахо­ди­лась на осно­ва­нии одной из без­ли­ких ста­туй – точ­нее, рядом со стол­пом, на кото­ром воз­вы­ша­лась голо­ва ара­ба. Даже сло­ва на этой без­ли­кой фигу­ре явля­лись каки­ми-то непол­ны­ми; но я счи­таю, что это было не пото­му, что они стёр­лись от вре­ме­ни, а пото­му, что они не ста­нут ясны­ми, пока их не нуж­но будет про­честь.

Я сра­зу же про­чи­тал эти стро­ки, бла­го­да­ря какой-то смут­ной расо­вой памя­ти зная как их про­из­но­сить. Я мог бы опи­сать их фоне­ти­че­ски, если бы осме­лил­ся; но хотя я не знаю точ­но­го зна­че­ния этих слов, я пони­маю, что луч­ше, если эти пло­ды муд­ро­сти извеч­ной сфе­ры не будут обще­из­вест­ны. Воз­мож­но, пер­вые два сло­ва – шла­акс-менис – могут пере­дать что-то уче­но­му; хотя, если чита­тель опо­зна­ет их, я не хочу, что­бы он свя­зал­ся со мной и пове­дал мне об их реаль­ном назна­че­нии.

Когда стран­ные рит­мы ста­ли пуль­си­ро­вать в моей голо­ве, свое­об­раз­ные и тре­вож­ные виде­ния про­мельк­ну­ли перед моим внут­рен­ним взо­ром. Я уви­дел ту самую без­ли­кую ста­тую, сто­я­щую в оди­но­че­стве посре­ди огром­ной рав­ни­ны, над кото­рой вра­ща­лись туман­но­сти и галак­ти­ки, а сфе­ры и солн­ца взры­ва­лись или кача­лись вокруг како­го-то чёр­но­го без­жиз­нен­но­го шара. У ста­туи теперь было лицо, и я хотел, что­бы одна из быст­ро раз­ру­ша­ю­щих­ся пла­нет осве­ти­ла образ, выре­зан­ный на вер­шине стол­па. Но на это неви­ди­мое лицо не падал свет, и через несколь­ко секунд вся сце­на соскольз­ну­ла в тём­ное забве­ние.

Пола­гаю, вполне есте­ствен­но, что мне хоте­лось повто­рить эти над­пи­си на чужом язы­ке. Мне не нра­вит­ся думать о том, что про­изо­шло бы, если бы моё чте­ние не было пре­рва­но таким чудо­вищ­ным обра­зом; и я не чув­ствую себя пол­но­стью в без­опас­но­сти, посколь­ку я не завер­шил чте­ние над­пи­си до кон­ца. Теперь я знаю, что автор “Некро­но­ми­ко­на”, веро­ят­но, был одер­жим кем-то из-за пре­де­лов кос­мо­са, когда он поки­нул эту ужас­ную свя­ты­ню. Страш­ная дей­стви­тель­ность заклю­ча­лась в том, что стол­бы были живы­ми, и скульп­тур­ные суще­ства все­гда были гото­вы завла­деть теми, кто при­хо­дил и будил их, повто­ряя эти начер­тан­ные закли­на­ния на осно­ва­ни­ях каж­до­го стол­ба. Я пола­гаю, что Аль­хаз­ред был послед­ним, кто стал одер­жим одной из мер­зо­стей; дру­гие тва­ри, кото­рые пора­бо­ща­ли при­шед­ших ранее, долж­но быть, жили на этой пла­не­те задол­го до чело­ве­че­ства – те, что воз­вы­ша­лись на вер­шине каж­до­го стол­па. Я тоже мог стать одер­жи­мым злым духом, если бы не то, что уви­дел в кон­це.

Так вот, я начал повто­рять эти мило­серд­но забы­тые чуж­дые сло­ва. Про­из­но­ся их, я заме­тил, как что-то огром­ное и чёр­ное появи­лось на гори­зон­те. Я смот­рел в том направ­ле­нии и уви­дел, что стран­ная чёр­ная поло­са на краю пусты­ни мед­лен­но вытя­ги­ва­ет щупаль­це попе­рёк неба. Воз­мож­но, это было каким-то обра­зом свя­за­но с тем, что суще­ство из колон­ны тяну­лось к мое­му телу, но даже это не объ­яс­ня­ло бур­но­го серд­це­би­е­ния, кото­рое я испы­ты­вал. Имен­но то, что я уви­дел мгно­ве­ние спу­стя; и ста­ло при­чи­ной того, что я вне­зап­но пре­кра­тил повто­рять ужас­ные сло­ва. Я не знаю, оста­ёт­ся ли во мне часть того, что скры­ва­лось в звез­до­об­раз­ной колонне, ибо вре­ме­на­ми я испы­ты­ваю тош­но­твор­ные изме­не­ния пер­спек­ти­вы и каж­дый день ощу­щаю чудо­вищ­ные намё­ки на исти­ны, лежа­щие за пре­де­ла­ми наше­го мира.

Это про­изо­шло, когда я под­нял гла­за на вер­хуш­ку стол­ба, узрев окон­ча­тель­ный ужас. И как ответ на один страш­ный вопрос – куда ухо­ди­ли жиз­нен­ные силы одер­жи­мых тел при под­мене? – мне яви­лась исти­на, кото­рая раз­да­ви­ла меня. Ибо, когда я про­во­дил этот ужас­ный риту­ал, скульп­ту­ра на стол­бе ста­ла при­об­ре­тать иную фор­му. Когда я посмот­рел наверх, я уви­дел мерз­кую и отвра­ти­тель­ную копию, мате­ри­а­ли­зу­ю­щу­ю­ся в цен­тре полу­про­зрач­ной луко­ви­цы – страш­ное, но узна­ва­е­мое подо­бие мое­го лица!

Напи­са­но в 1961 
Впер­вые опуб­ли­ко­ва­но в “Скле­пе Ктул­ху” N 43, в нояб­ре 1986 года.

*** 
Музей Род­жер­са – отсыл­ка к рас­ска­зу Г.Ф. Лав­краф­та “Ужас в музее”

Автор: Алек­сей Чере­па­нов 
Май, 2018