ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О БЭТМЕНЕ, БОБЕ КЕЙНЕ И Г.Ф.ЛАВКРАФТЕ

Я вырос в 60‑х, сре­ди взры­вов, бумов и бор­цов в пла­щах на ABC[1]. Там так­же был кру­той Бэт­мо­биль. Неде­ля за неде­лей Адам Вест и Берт Уорд сра­жа­лись с мно­же­ством зло­де­ев. В каж­дом эпи­зо­де дина­мич­ный дуэт храб­ро стал­ки­вал­ся с новы­ми слож­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, в кото­рых они почти, но не совсем, поги­ба­ли, слов­но в скет­чах Мон­ти Пай­тон. А зна­ме­ни­тый так­ти­че­ский пояс Бэт­ме­на все­гда при­хо­дил на помощь бор­цам в пла­щах. Вско­ре пре­тен­ци­оз­ный Бэт­мен стал настоль­ко попу­ляр­ным, что поро­дил фильм с баналь­ны­ми сюжет­ны­ми лини­я­ми, вро­де “быва­ют дни, когда вы про­сто не може­те изба­вить­ся от бом­бы”.

«Бэт­мен» 1966

Тем не менее, я все­гда знал, что за этим дина­мич­ным, нра­во­учи­тель­ным и полез­ным, как яблоч­ный пирог, дуэ­том есть дру­гой Бэт­мен. В мои юные руки попа­ли комик­сы 40‑х и 50‑х годов, где был тём­ный Бэт­мен, а на ради­а­тор­ной решёт­ке Бэт­мо­би­ля кра­со­ва­лась голо­ва лету­чей мыши. В отли­чие от мно­гих, я, будучи ребён­ком воен­но­го, пере­стал сле­дить за Бэт­ме­ном из-за посто­ян­ных пере­ез­дов по Соеди­нён­ным Шта­там. Мой инте­рес к Пеще­ре лету­чих мышей сме­нил­ся жаж­дой зна­ний о Вели­ких Древ­них, чьи при­зрач­ные остан­ки, как и Бэт­мен, насе­ля­ли глу­би­ны зем­ли. В это же вре­мя я столк­нул­ся с име­нем Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та.

Затем в 1989 году Тим Бёр­тон воз­ро­дил фран­ши­зу Бэт­ме­на на сереб­ря­ном экране. Май­кл Китон при­дал Бэт­ме­ну пси­хо­па­ти­че­ские чер­ты, этот образ под­хо­дил сума­сшед­ше­му Джо­ке­ру, воз­вра­тив­ше­му­ся к жиз­ни бла­го­да­ря Дже­ку Никол­со­ну. Я чув­ство­вал три­умф от это­го филь­ма. И по сей день я пере­слу­ши­ваю глав­ную тему Дэн­ни Элфма­на к нему, что­бы заря­дить­ся вдох­но­ве­ни­ем.

Затем я тер­пел, видя как мани­а­каль­но-депрес­сив­ные суще­ства раз­би­ра­ют Бэт­мо­биль. Я воз­но­сил­ся к новым вер­ши­нам с Кри­сти­а­ном Бей­лом в «Бэт­мене» (Batman Begins) 2005 года – какой там Бэт­мо­биль! В дру­гих же слу­ча­ях я отча­и­вал­ся, когда Джордж Клу­ни воз­глав­лял звёзд­ные спис­ки с «Бэт­ме­ном и Роби­ном» (Batman and Robin) 1997 года. Но поми­мо Бэт­ме­на, Лав­крафт вышел из тени и стал доми­ни­ру­ю­щей стра­стью в моей жиз­ни.

Мои эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния с филь­ма­ми о Бэт­мене напо­ми­на­ли о раз­ни­це меж­ду меч­та­ми и реаль­но­стью. То, что я ожи­дал от таких филь­мов, рази­тель­но отли­ча­лось от реаль­но­сти, с кото­рой стал­ки­вал­ся я и умень­ша­ю­ща­я­ся ауди­то­рия поклон­ни­ков. На каком-то эта­пе воз­ник вопрос о Бобе Кейне (созда­те­ле Бэт­ме­на) и Г.Ф.Лавкрафте – “пере­се­ка­лись ли их пути по воле судь­бы?” Суще­ство­ва­ла ли какая-то связь меж­ду эти­ми дву­мя людь­ми? Или же я про­сто выдаю жела­е­мое за дей­стви­тель­ное? При­та­ил­ся ли Бэт­мен в тени за гра­нью вре­мён?

Слухи в интернете, Великие Древние, и Бэтмен

“Чело­век-лету­чая мышь, таин­ствен­ная и аван­тюр­ная фигу­ра, борю­ща­я­ся за спра­вед­ли­вость и про­ти­во­сто­я­щая пло­хим пар­ням, в сво­ей оди­но­кой бит­ве про­тив злых сил обще­ства… пока его лич­ность оста­ёт­ся неизвестной.”(1)

Писа­тель и худож­ник Боб Кейн (1915–1998) счи­та­ет­ся созда­те­лем Бэт­ме­на (при­ду­мал его в 1939-ом). Суще­ству­ют так­же жар­кие спо­ры о соав­тор­ской роли Бил­ла Фин­ге­ра (1914–1974), его вкла­де в Бэт­ме­на, созда­нии эле­мен­тов мифо­ло­гии фран­ши­зы, и заслу­гах в её ком­мер­че­ском успе­хе. Боб Кейн даже сыг­рал роль в Бёр­то­нов­ской пере­за­груз­ке 1989 года. В нашем слу­чае эти спо­ры луч­ше все­го оста­вить на сове­сти исто­ри­ков.

В дру­гом углу нахо­дит­ся Говард Фил­липс Лав­крафт (1890–1937). Лав­крафт счи­та­ет­ся отцом как готи­че­ской, так и спе­ку­ля­тив­но-фан­та­сти­че­ской лите­ра­ту­ры, он писал о древ­них руи­нах и цик­ло­пи­че­ских соору­же­ни­ях буду­ще­го. Мно­гие мета­фо­ры, кото­рые Лав­крафт при­ду­мал или раз­вил, ста­ли основ­ны­ми в совре­мен­ной лите­ра­ту­ре.

Вра­ща­ю­щи­е­ся в интер­не­те, на раз­лич­ных фору­мах, сомни­тель­ные цита­ты и битые ссыл­ки – это всё намё­ки на пред­по­ла­га­е­мую встре­чу меж­ду Лав­краф­том и моло­дым Кей­ном. Они во мно­гом повто­ря­ют то, что: “Соглас­но вики­пе­дии, ссыл­ка более пря­мо­ли­ней­ная, чем я подо­зре­вал. Боб Кейн был поклон­ни­ком Лав­краф­та и встре­чал­ся с ним лич­но.

Г.Ф.Лавкрафт встре­тил Боба Кей­на, соав­то­ра Бэт­ме­на, в 1935 году в поез­де. Юный Кейн ска­зал Лав­краф­ту, что ему нра­вит­ся, как тот пишет свои исто­рии и рас­ска­зал ему о бор­це, кото­рый бук­валь­но сошёл с ума от мести за то, что нель­зя уни­что­жить саму суть зла. Кейн был так бла­го­да­рен этой встре­че с Лав­краф­том все­го за два года до его смер­ти, что создал Архем­скую Лечеб­ни­цу как дань ува­же­ния сво­е­му кумиру.”(2)

Что же было той иде­ей, что объ­еди­не­ни­ла двух вели­ких людей в рож­де­нии бес­смерт­но­го созда­ния – Бэт­ме­на? Было ли это каким-то мало­из­вест­ным фак­том? Было ли ана­ло­гич­но поис­ку фак­тов о вымыш­лен­ном «Некро­но­ми­коне»? Мно­же­ство вопро­сов о пред­по­ла­га­е­мой встре­че Лав­краф­та и Кей­на окру­жа­ют Архем­скую Лечеб­ни­цу.

Архем­ская Лечеб­ни­ца (Arkham Asylum) впер­вые появи­лась в «Бэт­мене» №258 (за октябрь 1974-го), напи­сан­ном Ден­ни­сом О’Нилом, с иллю­стра­ци­я­ми Ирва Новика.(3) В 1974 году Боб Кейн уже не участ­во­вал в напи­са­нии Бэт­ме­на, а Ден­нис О’Нил поза­им­ство­вал Архем­скую Лечеб­ни­цу из вымыш­лен­но­го сана­то­рия в «Нечто на поро­ге» (The Thing on the Doorstep) Лавкрафта.(4) Но это более позд­няя дань ува­же­ния Лав­краф­ту, кото­рая не име­ет ниче­го обще­го с Бобом Кей­ном.

Сле­ду­ет отме­тить, что Лав­крафт имел близ­кую и скры­ва­е­мую связь с лечеб­ни­цам. Его отец Уин­филд Скотт Лав­крафт (1853–1898) умер от ней­ро­си­фи­ли­са в Пси­хи­ат­ри­че­ском Гос­пи­та­ле Бат­ле­ра в Про­ви­ден­се, штат Рот-Айленд. Кста­ти, мать Говар­да Фил­лип­са, Сара Сью­зен Фил­липс Лав­крафт (1857–1921) была поме­ще­на в тот же Пси­хи­ат­ри­че­ский Гос­пи­таль из-за нерв­но­го сры­ва. Поз­же она умер­ла от неудач­ной опе­ра­ции на желч­ном пузы­ре.

Сре­ди дру­зей по пере­пис­ке Лав­краф­та был Джу­ли­ус Шварц (1915–2004) кото­рый когда-то высту­пил в роли лите­ра­тур­но­го аген­та для «Хреб­тов безу­мия» (Mountains of Madness) Г.Ф.Л., и имел дли­тель­ную карье­ру в DC Comics.(5) Шварц слу­жил глав­ным редак­то­ром «Бэт­ме­на», во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния на долж­но­сти, он воз­ро­дил более тём­ные эле­мен­ты его ран­них изда­ний в печат­ной исто­рии «Тём­но­го рыца­ря». Одна­ко про­ник­но­ве­ние эле­мен­тов мифо­ло­гии Лав­краф­та в «Бэт­ме­на» Швар­ца, явля­ет­ся лишь гипотезой.(6)

Некоторые сходства в сюжетах Лавкрафта и Бэтмена

Рас­ска­зы Лав­краф­та и исто­рии о Бэт­мене име­ют мно­же­ство моти­вов, порож­дён­ных готи­че­ской лите­ра­ту­рой. Я хотел бы крат­ко оста­но­вить­ся на неко­то­рых из них и уде­лить боль­ше вни­ма­ния дру­гим.

Во-пер­вых, возь­мём «Кош­мар в Ред-Хуке» (The Horror at Red Hook) Лав­краф­та 1925 года. Явля­ет­ся ли клау­стро­фоб­ное изоб­ра­же­ние Лав­краф­том Брукли­на 1920‑х годов про­об­ра­зом пре­ступ­но­го, тене­во­го Гот­эм-Сити?

Мело­ун был даже рад тому, что он остал­ся един­ствен­ным хра­ни­те­лем тай­ны … кир­пич­ные уще­лья тру­щоб, выся­щи­е­ся посре­ди моря смуг­лых, не отли­чи­мых друг от дру­га лиц про­хо­жих, — в жут­кое напо­ми­на­ние о веч­но сте­ре­гу­щем нас кош­ма­ре … Но как мог пове­дать он доб­ро­по­ря­доч­ным горо­жа­нам о древ­них кол­дов­ских обря­дах и урод­ли­вых куль­тах, сле­ды кото­рых пред­ста­ли его чут­ко­му взо­ру в этом бур­ля­щем кот­ле веко­вой нечи­сти, куда самые низ­кие подон­ки минув­ших раз­вра­щён­ных эпох вли­ли свою долю отра­вы и непре­хо­дя­ще­го ужа­са? … Бра­нясь на все лады и гор­ла­ня гряз­ные куп­ле­ты, по ули­цам шаста­ют тол­пы подо­зри­тель­но­го вида бро­дяг, а сто­ит слу­чай­но забред­ше­му сюда про­хо­же­му скольз­нуть взгля­дом по окнам домов, как в них тут же гас­нет свет и вид­нев­ши­е­ся за стёк­ла­ми смуг­лые, отме­чен­ные печа­тью поро­ка лица тороп­ли­во скры­ва­ют­ся за плот­ны­ми зана­вес­ка­ми. Поли­ция дав­но уже отча­я­лась наве­сти здесь хотя бы види­мость поряд­ка и забо­тит­ся лишь о том, что­бы сквер­на не выхо­ди­ла за гра­ни­цы рай­о­на и не зара­жа­ла внеш­ний мир.”(7)

Во-вто­рых, рас­смот­рим дру­гую ран­нюю рабо­ту Лав­краф­та «Зверь в пеще­ре» (The Beast in the Cave) 1905 года.

Я скра­ши­вал своё без­молв­ное ожи­да­ние пред­по­ло­же­ни­я­ми о том, как мог изме­нить­ся внеш­ний облик зве­ря в свя­зи с дли­тель­ным пре­бы­ва­ни­ем в здеш­них усло­ви­ях, и, при­знать­ся, не раз содрог­нул­ся, при­пом­нив мест­ные слу­хи об ужа­са­ю­щем виде бедо­лаг-тубер­ку­лёз­ни­ков, скон­чав­ших­ся в пеще­ре.”(8)

Г.Ф.Л. сохра­ня­ет иро­нич­ный пово­рот сюже­та до само­го послед­не­го абза­ца:

Содрог­нув­шись всем телом, белая обе­зья­на одним рыв­ком пере­ка­ти­лась на спи­ну, обра­тив к нам лицо. Несколь­ко мгно­ве­ний я сто­ял как вко­пан­ный. Я был настоль­ко пора­жен видом глаз суще­ства, что не помыш­лял ни о чём про­ис­хо­див­шем вокруг меня. Гла­за были чёр­ны­ми — глу­бо­ки­ми и бес­про­свет­но-чёр­ны­ми. Они, как угли, выде­ля­лись на фоне его бело­снеж­ных волос и свет­лой кожи. Как и у про­чих оби­та­те­лей под­зем­ных поло­стей, они глу­бо­ко запа­ли в глаз­ни­цы и каза­лись лишён­ны­ми зрачков.[2] Нагнув­шись побли­же, я обна­ру­жил, что лицо суще­ства было более плос­ким и име­ло более густой и длин­ный воло­ся­ной покров, чем у боль­шин­ства обе­зьян. При этом его нос был гораз­до круп­нее обе­зья­нье­го. … Затем обу­ре­вав­ший меня ужас сме­нил­ся удив­ле­ни­ем, гне­вом, состра­да­ни­ем и созна­ни­ем вины. Ибо послед­ние зву­ки, исторг­ну­тые рас­про­стёр­той на извест­ня­ко­вом полу фигу­рой, откры­ли нам ужас­ную исти­ну: уби­тое мною суще­ство, зага­доч­ный зверь, оби­тав­ший в тём­ных под­зем­ных без­днах, был — по край­ней мере, когда-то в про­шлом — ЧЕЛОВЕКОМ!!!”(9).

Здесь мож­но выде­лить два момен­та. Во-пер­вых, поду­май­те над тем, как чело­век теря­ет свою чело­веч­ность, чем доль­ше он про­во­дит вре­ме­ни под зем­лёй. То же про­ис­хо­ди­ло и с деге­не­ра­тив­ным кла­ном Мар­тен­сов в «При­та­ив­шем­ся ужа­се» (The Lurking Fear) (1922) Г.Ф.Л. Что это гово­рит о Брю­се Уэйне, про­во­дя­щем боль­шое коли­че­ство вре­ме­ни в оди­но­че­стве, в Пеще­ре лету­чих мышей? Раз­ве уеди­не­ние Уэй­на так­же не поз­во­ли­ло ему жить тём­ным хищ­ным зве­рем, при­та­ив­шим­ся под тон­ким налё­том циви­ли­зо­ван­но­сти в каж­дом чело­ве­ке? Воз­мож­но, как и в филь­ме «Дру­гие ипо­ста­си» (Altered States) (1980), Пеще­ра лету­чих мышей ста­ла каме­рой изо­ля­ции для Брю­са Уэй­на, чьи адди­тив­ные пере­жи­ва­ния про­ве­ли его обрат­но по эво­лю­ци­он­ной цепоч­ке чело­ве­ка.

Если бы Брюс Уэйн посмот­рел­ся в зер­ка­ло, то уви­дел бы он там Ричар­да Апто­на Пик­ма­на? Рас­смот­рим сло­ва Лав­краф­та по это­му пово­ду:

Он, как тебе извест­но, занял­ся недав­но срав­ни­тель­ной пато­ло­ги­ей и теперь, кичась сво­ей осве­дом­лён­но­стью, рас­суж­да­ет о том, что зна­чат с точ­ки зре­ния био­ло­гии и тео­рии эво­лю­ции те или иные пси­хо­ло­ги­че­ские и физи­че­ские симп­то­мы. Рейд гово­рил, что Пик­ман с каж­дым днём всё боль­ше отвра­щал его, а под конец чуть ли не пугал, что в его внеш­но­сти и повад­ках появи­лось что-то мерз­кое, нече­ло­ве­че­ское. Он мно­го раз­гла­голь­ство­вал о пита­нии и сде­лал вывод, что Пик­ман навер­ня­ка завёл себе необыч­ные, в выс­шей сте­пе­ни извра­щен­ные при­выч­ки. Дога­ды­ва­юсь: если вы с Рей­дом упо­ми­на­ли Пик­ма­на в сво­ей пере­пис­ке, ты навер­ня­ка пред­по­ло­жил, что Рейд про­сто насмот­рел­ся кар­тин Пик­ма­на и у него разыг­ра­лось вооб­ра­же­ние.”(10)

Оче­вид­но, что акси­о­ма вымыш­лен­ной исти­ны Лав­краф­та – “гены гулей нахо­дят­ся близ­ко к генам духа чело­ве­че­ско­го существа.”[3] Как же близ­ко Брюс Уэйн регрес­си­ро­вал до состо­я­ния Ричар­да Апто­на Пик­ма­на? Часто зада­ва­е­мый вопрос во мно­гих тём­ных исто­ри­ях о Бэт­мене – “Точ­но ли он чело­век?” Отсю­да и аллю­зии во всту­пи­тель­ном диа­ло­ге «Бэт­ме­на» Тима Бёр­то­на:

Нокс: Зна­ешь, что они гово­рят? Гово­рят, его нель­зя убить. Гово­рят, он пьёт кровь. Они гово­рят…”(11)

Во-вто­рых, на ран­них рисун­ках Бэт­ме­на у него были белые про­ре­зи для глаз, но гла­за не были вид­ны за мас­кой. Гла­за «Зве­ря в пеще­ре» были глу­бо­ко запав­ши­ми, чёр­ны­ми, почти не мига­ю­щи­ми. Кро­ме того у Гиге­ров­ско­го «Чужо­го» (Alien) 1979 года вооб­ще не было глаз. Слу­жи­ло ли отсут­ствие глаз, назы­ва­е­мых роман­ти­ка­ми “зер­ка­лом души”, спо­со­бом пока­зать, что Бэт­мен Кей­на, зверь Лав­краф­та и Чужой Гиге­ра, были без­душ­ны­ми вырож­де­ни­я­ми дикой все­лен­ной? Неуже­ли Бэт­мен, соглас­но сле­ду­ю­ще­му пара­док­су Ниц­ше, поте­рял свою чело­веч­ность и стал частью “зла”, кото­рое он поклял­ся иско­ре­нить?

Кто сра­жа­ет­ся с чудо­ви­ща­ми, тому сле­ду­ет осте­ре­гать­ся, что­бы само­му при этом не стать чудо­ви­щем. И если ты дол­го смот­ришь в без­дну, то без­дна тоже смот­рит в тебя. Мучи­тель ста­но­вит­ся мучи­мым. Люди ста­но­вят­ся тем, что они любят и нена­ви­дят, пото­му что их ум фоку­си­ру­ет­ся на этом. Зер­каль­ный зал скла­ды­ва­ет­ся сам по себе. Сума­сше­ствие.”(12)[4]

Гончая: Месть, луна, проклятия и кладбища

Для нача­ла давай­те взгля­нем на «Гон­чую» (The Hound) Лав­краф­та 1922 года. Исто­рия Лав­краф­та изоби­лу­ет эле­мен­та­ми крос­со­ве­ра «Тём­ный рыцарь».

В «Гон­чей» Лав­крафт разум­но не стал свя­зы­вать сво­е­го зве­ря с суще­ству­ю­щи­ми обра­за­ми ужа­сов. Он при­шёл с клад­би­ща и поле­тел как лету­чая мышь, но это не был обык­но­вен­ный вам­пир. Он рас­про­стёр свой силу­эт на фоне луны, чего вам­пи­ры ещё не дела­ли. Он лая­ла как обо­ро­тень, но какой обо­ро­тень мог летать? Когда-то это был гуль, кото­рый унёс с собой в моги­лу неф­ри­то­вый аму­лет, слу­жив­ший сим­во­лом куль­та, посвя­щён­но­го некро­фи­лии, раз­вра­ту и кан­ни­ба­лиз­му. Но какой гуль обла­дал бес­смер­ти­ем, чер­та­ми обо­рот­ня и вам­пи­ра?

Теперь рас­смот­рим Бэт­ме­на в све­те этих аспек­тов исто­рии Лав­краф­та. Один из вопро­сов, кото­рый воз­ни­ка­ет в созна­нии пре­ступ­ни­ков – “Кто или что такое Бэт­мен?” Мы ранее уже каса­лись этой мыс­ли, но давай­те рас­смот­рим ещё несколь­ко идей. Где начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся чело­веч­ность Бэт­ме­на? Его подви­ги не под­да­ют­ся объ­яс­не­нию. Явля­ет­ся ли он сверх­че­ло­ве­ком, кол­ду­ном, пси­хом или Ноч­ной бестией[5]? Явля­ет­ся ли Бэт­мен сверхъ­есте­ствен­ным, так как он часто появ­ля­ет­ся сра­зу в несколь­ких местах? Обла­да­ет ли Бэт­мен все­ве­де­ни­ем, ведь он зна­ет боль­ше, чем может знать чело­век? Тот факт, что «Гон­чая» Лав­краф­та явля­ет­ся сме­сью раз­лич­ных моти­вов ужа­сов, соот­вет­ству­ет неяс­ным вопро­сам и слу­хам, кото­рые вра­ща­ют­ся вокруг при­ро­ды Бэт­ме­на.

Далее, поду­май­те над опи­са­ни­ем Лав­краф­та “тучи необыч­но круп­ных лету­чих мышей на фоне блек­лой луны…” и затем:

Кош­мар­ные собы­тия достиг­ли сво­ей куль­ми­на­ции вече­ром 18 нояб­ря; Сент-Джон воз­вра­щал­ся домой с мест­ной желез­но­до­рож­ной стан­ции, когда на него напа­ла какая-то неве­до­мая и ужас­ная хищ­ная тварь. Кри­ки несчаст­но­го донес­лись до наше­го дома, и я поспе­шил на помощь, но было уже слиш­ком позд­но: на месте ужас­ной тра­ге­дии я успел толь­ко услы­шать хлоп­ки гигант­ских кры­льев и уви­деть бес­фор­мен­ную чёр­ную тень, мельк­нув­шую на фоне вос­хо­дя­щей луны.”(13).

Какая часть мифов Бэт­ме­на свя­зы­ва­ет лету­чих мышей и Луну? Бэт-сиг­нал.

Бэт-сиг­нал это сим­вол при­зы­ва­ю­щий Бэт­ме­на. Про­жек­тор комис­са­ра Гор­до­на ими­ти­ру­ет отбра­сы­ва­ние тени гигант­ской лету­чей мыши на лик пол­ной луны. Пол­ная луна так­же вызы­ва­ет дру­гих сверхъ­есте­ствен­ных существ, её цикл вли­я­ет на появ­ле­ние обо­рот­ней. Бэт-сиг­нал впер­вые появил­ся в «Детек­тив­ных комик­сах» (Detective Comics) №60 (за фев­раль 1942-го), это зна­чит, что Боб Кейн при­ло­жил руку к его раз­ра­бот­ке. Воз­вра­ща­ясь к «Бэт­ме­ну» Тима Бёр­то­на, когда Бэт­план наби­ра­ет высо­ту в небе над Гот­эм-Сити, то его силу­эт в фор­ме лету­чей мыши тоже виден на фоне пол­ной луны.

Послед­ний эле­мент крос­со­ве­ра, кото­рый я хотел бы обсу­дить – это клад­би­ща. Когда роди­те­ли Брю­са Уэй­на были похо­ро­не­ны, он поклял­ся ото­мстить пре­ступ­ни­кам. Из этой клад­би­щен­ской клят­вы, когда моло­дой Уэйн сидел сре­ди их над­гро­бий или в пере­ул­ке после смер­ти роди­те­лей, и родил­ся Бэт­мен. Мож­но ска­зать, что про­кля­тие на клад­би­ще осво­бо­ди­ло Бэт­ме­на из под­зем­но­го мира.

Ана­ло­гич­ным обра­зом клад­би­щен­ское про­кля­тие наде­ли­ло силой Гон­чую. Безы­мян­ный рас­сказ­чик и его подель­ник Сэнт Джон, явля­ют­ся гра­би­те­ля­ми могил. Как тако­вые, они пре­ступ­ни­ки, не насто­я­щие, но всё же пре­ступ­ни­ки. По мере того, как эти двое совер­ша­ли свои отвра­ти­тель­ные дей­ствия, они вызва­ли к жиз­ни про­кля­тие клад­би­ща, кото­рое лег­ло на них злым роком. Кро­ме того, поз­же Гон­чая уни­что­жи­ла и лого­во этих злодеев.[6] Если бы Сэнт Джон и его ком­па­ньон пре­кра­ти­ли свои дела ещё до гол­ланд­ско­го клад­би­ща, они бы избе­жа­ли про­кля­тия и выжи­ли.

Заключение: Судьба героев Лавкрафта

Немно­гих геро­ев мож­но выде­лить в рас­ска­зах Лав­краф­та. Сре­ди них док­тор Мари­нус Бик­нелл Вил­лет из «Слу­чая Чарль­за Декс­те­ра Вар­да» (The Case of Charles Dexter Ward) 1927 года и док­тор Ген­ри Арми­тейдж из «Ужа­са Дан­ви­ча» (The Dunwich Horror) 1928 года – они боль­ше пола­га­лись на свой ум, чем на муску­лы. Томас Мэл­ло­ун из «Ужа­са в Рэд-Хуке» бал опи­сан как обла­да­ю­щий физи­че­ской силой, одна­ко он быст­ро рас­те­рял свою гру­бую сме­лость, столк­нув­шись с ужа­сом Лав­краф­та. Три­умф побе­ды над злом ред­ко был чем-то боль­шим, чем отсроч­ка неми­ну­е­мой гибе­ли.

Воз­мож­но, крёст­ным отцом, так­же вдох­но­вив­шим «Бэт­ме­на» Боба Кей­на, был Роберт Говард. Из вооб­ра­же­ния Говар­да “Боба-два ство­ла” (Two-Guns Bob) появи­лись обра­зы могу­че­го Кона­на, угрю­мо­го Соло­мо­на Кей­на, и мисти­че­ско­го коро­ля Кул­ла. Их моз­ги, муску­лы и нато­чен­ные клин­ки одер­жи­ва­ли побе­ду над тём­ны­ми кол­ду­на­ми, дина­сти­че­ски­ми пра­ви­те­ля­ми и мрач­ны­ми бога­ми. Юный Боб Кейн, вдох­нов­лён­ный целым рядом цел­лю­лоз­ных муску­лов и умов, мог бы бро­сить тень лету­чей мыши Бэт­ме­на на Кона­на. Но такие сов­па­де­ния, как мы выяс­ни­ли, на пред­по­ла­га­е­мой встре­че Лав­краф­та и Кей­на, явля­ют­ся чистой слу­чай­но­стью. В кон­це кон­цов, это тай­на, кото­рая не име­ет раз­гад­ки.

Вас инте­ре­су­ют даль­ней­шие крос­со­ве­ры Бэт­ме­на и Лав­краф­та? Вы може­те посмот­реть «Бэт­мен: Кара­ю­щий рок над Гот­эмом» (Batman: The Doom That Came To Gotham), создан­ный Май­ком Миньо­лой, твор­че­ским гени­ем, пода­рив­шим нам Хелл­боя. Редак­тор Lovecraft eZine Майк Дэвис назвал «Кара­ю­щий рок» “захва­ты­ва­ю­щей исто­ри­ей! Каж­дый поклон­ник Бэт­ме­на и Лав­краф­та дол­жен позна­ко­мить­ся с ней.”(14)

Примечания автора:

(1) “The Amazing and Unique Adventures of the Batman,” Detective Comics, No. 27, May 1939.

(2) Related Link: toonzone.net/forums/threads/h‑p-lovecraft-and-batman.

(3) “The Real Arkham Asylum,” by Bat Archivist, Gotham Archives: The home of the home of Batman: Gotham City, batmangothamcity.net.

(4) “’Gotham’: A Peek at the History (and Future) of Arkham Asylum,” by Graeme McMillan, hollywoodreporter.com, January 4, 2015.

(5) “Lovecraft’s Friends and Acquaintances, Julius Schwartz,” hplovecraft.com.

(6) “Comic Book Legends Revealed: #507,” by Brian Cronin, Comic News, cbr.com, January 23, 2015.

(7) The Horror at Red Hook, by H.P. Lovecraft, 1925.

(8) The Beast in the Case, by H.P. Lovecraft, 1905.

(9) Ibid.

(10) Pickman’s Model, by H.P. Lovecraft, 1926.

(11) Batman, (1989), Quotes, Director: Tim Burton, imdb.com.

(12) “What did Nietzsche mean when he said ‘if you stare into the abyss, the abyss stares back at you” by Mike Leary, quora.com, July 20, 2013.

(13) The Hound, by H.P. Lovecraft, 1922.

(14) “’Batman: The Doom That Came To Gotham’ will be Collected into an Omnibus,’” by Mike Davis, The Lovecraft eZine, March 31, 2015

Примечания переводчика:

*В каче­стве цитат из рас­ска­зов Лав­карф­та в ста­тье исполь­зо­ва­ны отрыв­ки из пере­во­дов И.Богданова, Л.Бриловой, Е.Нагорных, а так­же отры­вок из «По ту сто­ро­ну добра и зла» Ниц­ше в пере­во­де Н.Полилова.

[1] American Broadcasting Company – аме­ри­кан­ская теле­ви­зи­он­ная ком­па­ния, транс­ли­ро­ва­ла сери­ал «Бэт­мен» Уиль­ма Дози­ра с 1966 по 1968 годы.

[2] В ори­ги­на­ле “were entirely destitute of iris” – “были пол­но­стью лише­ны радуж­ной обо­лоч­ки”, а не зрач­ков.

[3] Слов, при­ве­дён­ных в каче­стве цита­ты, в рас­ска­зе Лав­краф­та нет, веро­ят­но, они осно­ва­ны на сле­ду­ю­щей фра­зе: “Пока­зы­вая раз­ные сте­пе­ни вырож­де­ния, от лёг­ких его при­зна­ков до откро­вен­ной поте­ри чело­ве­ко­по­до­бия, он глум­ли­во про­тя­ги­вал меж­ду ними нить эво­лю­ции. Соба­ко­вид­ные тва­ри про­изо­шли от людей!

[4] Во вто­рой части цита­ты, после извест­но­го выра­же­ния Ниц­ше, при­ве­де­ны сло­ва пси­хо­те­ра­пев­та Май­ка Лири.

[5] В ори­ги­на­ле “Night Gaunt”, намёк на без­ли­ких существ с чёр­ной кожей и пере­пон­ча­ты­ми кры­лья­ми, Лав­краф­та, появив­ших­ся в «Сно­вид­че­ских иска­ни­ях неве­до­мо­го Када­та» 1927 года и XX соне­те из цик­ла «Гри­бов с Югго­та» 1929–30 годов.

[6] Если быть точ­ным, то свою про­ти­во­есте­ствен­ную кол­лек­цию сжёг сам безы­мян­ный рас­сказ­чик перед отъ­ез­дом в Лон­дон, дом же при этом раз­ру­шен не был.

Автор: John A. DeLaughter, Lovecraft eZine
Пере­вод: Алек­сей Лотер­ман