Недавно в тематической ветке Reddit/horrorlit Рэмзи Кемпбелл написал:
«Я по-прежнему считаю «Ведьму из Блэр» самым лавкрафтианским фильмом».
Любопытное утверждение, мимо которого я, несомненно, прошел бы, если бы Дэвид Кидд повторно не процитировал его в своем Twitter и это наконец заставило меня задуматься. Я имею в виду, что будь у нас хоть одно упоминание Черного Человека, странных обрядов, посвященных самой ведьме, или цепочки огней на Поттерс-Хилл каждую Вальпургиеву Ночь, никакого противоречия здесь бы не было. Но почему в таком случае так странно слышать об этом? Не знаю Может быть, мы принимаем призрака Ведьмы (и/или саму Ведьму) за то, чем ее называют? Я мало что могу сказать про сиквел, игру, книгу или любое другое творчество по мотивам — хотя мне кажется, что лавкрафтианской атмосферы в них еще меньше — и лишь хочу в этой заметке проанализировать некоторые моменты первого фильма на предмет интересных параллелей с прозой Лавкрафта (а также других авторов в жанре weird fiction). Готовы взглянуть на Blair Witch другими глазами? Итак.
События происходят в сельской местности вокруг маленького городка и связаны с его колониальным прошлым.
В лучших традициях «Зова Ктулху» и «Извне» фильм подтверждает идею, что те, кто однажды в поисках истины пересек определенную грань, не могут вернуться обратно, не изменившись.
В фильме ведьма со слов очевидцев описывается дважды. Первый раз как парящая над землей пожилая женщина, второй как фигура, закутанная в покрытую темным мехом шаль или платок. Хотя ничего специфически лавкрафтианского в этих образах нет, оба они намекают на ускользающий и трудно поддающийся описанию облик персонажа.
Один из рыбаков рассказывает, как видел поднимающийся из воды и обретающий форму туман, который направлялся к лесу.
В фильме есть момент, когда мы, вероятнее всего, видим именно ведьму — сцена ночного бегства студентов из лагеря. «Что, черт возьми, это было?» – кричат они, пытаясь заснять нечто в темной глубине леса. Все это напоминает эпизод на болоте в «Зове Ктулху» (со столь же смутной фигурой в лесу), и в целом совпадает с рассказами о неизвестной лесной твари нечеловеческого происхождения.
Две ночи подряд до этого группа слышит странный шум и в итоге обнаруживает взятое с собой оборудование в полном беспорядке, словно в нем кто-то рылся. Один в один эпизод из «Ив» Блэквуда и его же «Вендиго», когда человек сталкивается с холодной жестокостью дикой природы.
Физическое присутствие ведьмы проявляется в оставленной повсюду синеватой слизи, возможно, эктоплазматической, но имеющей, скорее всего, более сверхъестественную природу, чем предполагается сначала. [ Поразительно, и я чуть было не забыл об этом упомянуть: считается, что Гончие Тиндала оставляют после себя синеватого оттенка омерзительный гной. Подробнее в Tales of the Witch Mythos]
У Ведьмы есть три, если можно так выразиться, визитных карточки: кучки камней (магия земли), фигурки из веток (магия деревьев и растительности в целом, но, кроме того, это потенциальная отсылка к «Палкам» Карла Эдварда Вагнера, где около заброшенного дома в лесу находят сплетенные из веток фигурки, сделанные с ритуальными целями) и оставленные на нескольких жертвах странные символы и письмена [в финале фильма их мельком можно видеть на стенах дома].
Убийцу семерых детей Растина Парра, по его словам, преследовала ведьма, по описанию напоминающая Ньярлатхотепа [Понимаю, звучит натянуто, но во многих рассказах Лавкрафта действуют сущности, провоцирующие спорное поведение, хотя не мешало бы раскрыть тему чуть подробнее…]
Тела на Coffin Rock оказались скованы цепями по рукам и ногам, а их внутренности были вырваны и разбросаны вокруг, что наводило на мысль о жестоком ритуальном убийстве. Затем в течение буквально пары часов тела исчезли, что намекает либо на вмешательство сверхъестественных сил либо на действия группы людей.
Если нам кажется вероятным, что трое неопытных подростков вполне могли заблудиться в небольшом лесу, да еще в относительной близости от цивилизации, стоит также допустить, что нечто настолько повлияло на их восприятие или изменило геометрию самого леса, что они блуждали вместо ожидаемых пары часов несколько дней.
Хотя в самом фильме это не озвучивается, возникает вопрос: а были ли до них другие группы, заблудившиеся в том же лесу и если да, то почему о них ничего не известно? Местные что-то скрывают или просто не помнят?
В объектив камеры часто попадает тьма и темнота — в этом есть определенная ирония жанра weird fiction после Лавкрафта.
Все это в сочетании с темой трех молодых людей, «поглощенных» лесом или / и невидимым и неизвестным врагом (которым могут, в том числе, оказаться местные шутники) определенно давит на ощущение космического страха, а самое потрясающее в фильме то, что происходящее не нуждается в объяснении. В финале, однако, остается больше вопросов, чем ответов. Я имею в виду, что причиной смерти группы может запросто оказаться обычный серийный убийца, который прятался в лесу. Также это может быть призрак старой ведьмы, оживший труп, сам Ньярлатхотеп или банальный розыгрыш самих студентов. Несмотря на то, что периодически фильм перегибает палку, он прекрасно демонстрирует, как, не раскрывая интриги, показать все необходимое [даже при условии неизбежных в любом mocumentary ошибок]. Думаю, нелишним будет вернуться назад и оценить прилагающийся «документальный фильм» а, может, и игру тоже. Уверен, что они только все испортят, но в самом фильме много интересных моментов: один из лучших состоит в том, что «Ведьма» один из немногих found footage, который действительно пытается объяснить, почему люди продолжают снимать: они не в состоянии справиться с происходящим, а камера позволяет им увидеть себя со стороны как часть проекта. Потрясающе.
Закончить мне бы хотелось цитатой из эссе Лавкрафта «Сверхъестественный ужас в литературе» в качестве еще одной попытки осмысления этого фильма как лакрафтианского. Несмотря на то, что в Ведьме ни разу не проговаривается мысль о нарушении естественных законов природы, кое-какие намеки наводят на мысль об этом. Но признать их значит смириться с неизбежностью собственной гибели.
В настоящей истории о сверхъестественном есть нечто большее, чем тайное убийство, окровавленные кости или простыня с гремящими цепями. В ней должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами; в ней должен быть намек, высказанный всерьез, как и приличествует предмету, на самую ужасную мысль человека — о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного пространства.
Обновление (от 27 июня 2014). Когда я писал, то специально избегал искать что-то в сети, чтобы сфокусироваться непосредственно на деталях фильма и собственных впечатлениях от него. С того момента мои исследования немного продвинулись, и мне в том числе удалось найти людей со схожими взглядами. Лучшим из всего, что мне попадалось, оказались Tales of the Blair Witch Mythos Майкла Уинкла. Он подробно описывает, как происходящие в подвале события или движущиеся среди деревьев люди / предметы вписываются в общую канву. Именно у него я почерпнул связь с гончими Тиндалоса. Крайне рекомендую к прочтению. Впрочем, расхождения у нас тоже есть, поэтому, поверьте, я раскрыл далеко не все.
Обновление 2 (от 27 июня 2014). Замечу, что в основном это была попытка поддержать идею Рэмзи Кемпбелла, но, опираясь на несколько комментариев, я хотел бы выступить здесь в роли Адвоката Дьявола и добавить кое-какие критические замечания в общий поток вполне конструктивного скепсиса. Почему, во-первых, Ведьма из Блэр не может считаться лавкрафтианским фильмом? (что бы это ни значило): а) В нем нет никого из Мифоса Лавкрафта; b) в фильме не упоминается ни одна из легендарных книг вроде Некрономикона или тому подобного; c) он не внушает космического ужаса сверхъестественного масштаба (хотя, на мой взгляд, более эффектного леса и в целом пугающей природы добиться почти невозможно) и d) доносившиеся из леса звуки не похожи на типичную для Лавкрафта ритуальную тарабарщину. Лично мне кажется, что все это вообще необязательно – «Цвет из иных миров» первым бы провалил тест, как и «Музыка Эриха Занна», «Извне», «Крысы в стенах», «Картинка в старой книге» и множество других известных рассказов, но я понимаю всю важность этих деталей как маркеров. Во-вторых, касаемо того, что почти любой фильм при желании можно назвать «лавкрафтианским», замечу: пока сам писатель или режиссер не сказали напрямую, что фильм является либо не является лавкрафтианским, мы имеем право полагаться на набор элементов, в данном случае вполне красноречивых. Не будь истории, уходящей в глубь колониального прошлого и окрестностей маленького городка в глуши, не будь тех вещей, что сам Лавкрафт называет неописуемыми, не будь ритуального убийства и странных конструкций из палок в лесу, не будь таинственных знаков на лицах жертв и на стенах и искривления времени / пространства… тогда и у меня было бы меньше поводов настаивать на лавкрафтианском духе Ведьмы из Блэр. Важно также понять, что именно мы вкладываем в понятие «лавкрафтианского» (а также «блэквудианского или «мейченианского»).
Источник текста: @wyrmis.com
Перевод: Дмитрий Даммер