КОРОЛЬ В ЖЕЛТОМ В СЕРИАЛЕ «НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ «МИФОВ КТУЛХУ» В ПОП-КУЛЬТУРЕ

В нача­ле 2014 года аме­ри­кан­ский кабель­ный канал HBO начал показ ново­го сери­а­ла «Насто­я­щий детек­тив». Зара­нее успеш­ность того или ино­го про­ек­та спро­гно­зи­ро­вать слож­но, даже если канал-созда­тель явля­ет­ся локо­мо­ти­вом сери­аль­ной инду­стрии («Клан Сопра­но», «Игры пре­сто­лов», «Мир Дико­го Запа­да» и мно­гие дру­гие мега­по­пу­ляр­ные сери­а­лы реа­ли­зо­ва­ны имен­но HBO). Одна­ко поспо­соб­ство­вать взле­ту дол­жен был звезд­ный актер­ский состав: попу­ляр­ный Мэттью Мак­ко­на­хи и яркий Вуди Хар­рель­сон на глав­ные роли двух детек­ти­вов явля­ет­ся отлич­ным ходом для повы­шен­но­го вни­ма­ния к новин­ке.

Вуди Хар­рель­сон и Мэттью Мак­ко­на­хи

Холод­ный ветер в долине бес­но­вал.
Король в вуа­ли жел­той мона­стырь тут осно­вал.
На страш­ном пла­то Лэнг он вла­сте­лин,
От Древ­них богов пре­ис­пол­нен могу­чих сил.

(с) Г. Акбаа, фраг­мент сти­хо­тво­ре­ния «Печаль под жел­той мас­кой»

Созда­те­лем и сце­на­ри­стом «Насто­я­ще­го Детек­ти­ва» явля­ет­ся Ник Пиц­цо­лат­то, мало­из­вест­ный на тот момент писа­тель, рабо­тав­ший до это­го пре­по­да­ва­те­лем лите­ра­ту­ры. Это важ­ная деталь, кото­рая под­чер­ки­ва­ет, где чер­пал вдох­но­ве­ние автор для сво­их мрач­ных исто­рий для TV: имен­но в лите­ра­ту­ре жан­ра «Мифы Ктул­ху».

Преж­де чем перей­ти к кон­крет­ным про­из­ве­де­ни­ям, чьи чер­ты явно про­смат­ри­ва­ют­ся на про­тя­же­нии вось­ми серий пер­во­го сезо­на, крат­ко оста­но­вим­ся на сюжет­ной линии. Два детек­ти­ва рас­сле­ду­ют страш­ное риту­аль­ное убий­ство: обна­жен­ная и изна­си­ло­ван­ная жен­щи­на най­де­на в молель­ной позе, с оле­ньи­ми рога­ми в виде свое­об­раз­ной коро­ны на голо­ве. На тело жерт­вы нане­сен сим­вол в виде спи­ра­ли, а вокруг рас­став­ле­ны вяза­ные пира­мид­ки из вето­чек.

Вуди Хар­рель­сон и Мэттью Мак­ко­на­хи на месте пре­ступ­ле­ния

Все глуб­же погру­жа­ясь в рас­сле­до­ва­ние, поли­цей­ские рас­ка­пы­ва­ют страш­ную прав­ду: они вышли на «пау­ка», кото­рый рас­ста­вил свои сети на боль­шой тер­ри­то­рии Луи­зи­а­ны. Зло­ве­щая сек­та, чьи риту­а­лы содер­жат чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния, мно­гие годы ответ­ствен­на за похи­ще­ния людей, а убий­ство жен­щи­ны — лишь вер­хуш­ка айс­бер­га в тем­ных делах куль­ти­стов. Кто бы мог поду­мать, что рас­сле­до­ва­ние оста­вит глу­бо­кий отпе­ча­ток на жиз­ни детек­ти­вов и рас­тя­нет­ся на деся­ти­ле­тия?

Со вре­ме­нем выяс­ня­ет­ся, что во гла­ве кро­во­жад­ной груп­пы сто­ит таин­ствен­ный Король в Жел­том. Анта­го­ни­сты, пре­ступ­ни­ки и чле­ны куль­та, посто­ян­но упо­ми­на­ют его, а так­же озе­ро Хали, Чер­ные звез­ды и Кар­ко­зу. С лег­кой руки сце­на­ри­ста мифи­че­ский город Кар­ко­за ста­но­вит­ся назва­ни­ем риту­аль­но­го лаби­рин­та сек­тан­тов, где они тво­ри­ли ужас­ные жерт­во­при­но­ше­ния. Отме­чу, что о тра­ги­че­ской судь­бе и страш­ном про­ис­ше­ствии перед раз­ру­ше­ни­ем Кар­ко­зы мож­но про­честь в пье­се «Король в Жел­том».

Уже одно упо­ми­на­ние Коро­ля в Жел­том, ава­та­ры Хасту­ра, вер­хов­но­го жре­ца за жел­той вуа­лью, гово­рит о том, что автор, как мини­мум, читал Бир­са, Чем­бер­са и Лав­краф­та. Но это то, что лежит на поверх­но­сти, и ясно всем, кто зна­ком с лите­ра­ту­рой лав­краф­тов­ских ужа­сов.

С пер­вой же серии вид­но боль­шое вли­я­ние дру­гой исто­рии из «Мифов Ктул­ху». Речь о рас­ска­зе «Палоч­ки», или «Пал­ки», по-англий­ски Sticks Кар­ла Эдвар­да Ваг­не­ра, напи­сан­но­го еще в 1974 году, но пере­ве­ден­но­го на рус­ский зна­чи­тель­но поз­же, в 2010 году. Насто­я­щим фана­там «Мифов Ктул­ху» с хоро­шей памя­тью с пер­вой серии «Насто­я­ще­го детек­ти­ва» вязан­ные кон­струк­ции из веток напом­нят об этом инте­рес­ном рас­ска­зе. Там они фигу­ри­ру­ют как важ­ная деталь анту­ра­жа, впро­чем как и в сери­а­ле. За подроб­но­стя­ми отсы­лаю к про­чте­нию «Пало­чек», и вы сами уди­ви­тесь, насколь­ко мно­гое отту­да поза­им­ство­вал Ник Пиц­цо­лат­то.

При под­го­тов­ке дан­ной ста­тьи я убе­дил­ся в пра­виль­но­сти выво­дов насчет вдох­но­ве­ния авто­ра сери­а­ла. В одном из сво­их интер­вью Ник Пиц­цо­лат­то, отве­чая на вопрос, кого бы он посо­ве­то­вал из хор­рор лите­ра­ту­ры, заявил:

С одной сто­ро­ны хочет­ся назвать обще­при­знан­ных клас­си­ков, а с дру­гой выра­зить под­держ­ку писа­те­лям, кото­рые обыч­но не полу­ча­ют долж­но­го вни­ма­ния. Я бы мог пред­ло­жить Лав­краф­та и По, но они и так обще­из­вест­ны. С недав­них пор я чаще упо­ми­наю Тома­са Лигот­ти (Thomas Ligotti), Лэр­да Баро­на (Laird Barron), Джо­на Лэн­га­на (John Langan), Сай­мо­на Стран­ца­са (Simon Strantzas) и дру­гих. Для поклон­ни­ков сери­а­ла, жела­ю­щих узнать совре­мен­ные голо­са, обра­щав­ши­е­ся к «Коро­лю в Жел­том» Чем­бер­са, я бы назвал рас­сказ Кар­ла Эдвар­да Ваг­не­ра «Река сно­ви­де­ний Ночи» («The River of Night’s Dreaming»), или недав­нюю анто­ло­гию «Сезон в Кар­ко­зе» («A Season in Carcosa»).

Даль­ше он мно­го гово­рит о Лигот­ти и Чоране, одна­ко сто­и­ло бы боль­ше уде­лить вни­ма­ние имен­но Ваг­не­ру, чьи про­из­ве­де­ния име­ют мощ­ней­шую связь с сюже­том сери­а­ла, а не про­сто упо­мя­нуть его, как одном из мно­гих, достой­ных вни­ма­ния, авто­ров. Этот факт оста­вим на сове­сти жур­на­ли­стов, кото­рые уве­ли раз­го­вор c лите­ра­тур­ной подо­пле­ки «Насто­я­ще­го детек­ти­ва» на тему лите­ра­тур­ных пред­по­чте­ний в общем.

А теперь о куль­тур­но-соци­аль­ной состав­ля­ю­щей «Насто­я­ще­го детек­ти­ва». Сери­ал заслу­жил мно­же­ство наград, имел высо­кий рей­тинг и полу­чил боль­шое коли­че­ство поло­жи­тель­ных отзы­вов. С точ­ки зре­ния эли­тар­но­го искус­ства, кото­рое про­ти­во­по­став­ля­ет­ся мас­со­вой куль­ту­ре, дан­ный сери­ал явля­ет­ся ярким пред­ста­ви­те­лем мейн­стри­ма. А ана­ли­зи­руя мас­со­вую куль­ту­ру все­гда сто­ит пом­нить о тен­ден­ции к её ком­мер­ци­а­ли­за­ции. Отсю­да все шаб­ло­ны ТВ-шной поп-куль­ту­ры, кото­ры­ми гре­шит «Насто­я­щий детек­тив»: излиш­няя эро­ти­за­ция, три­лер­ность, игры на кон­тра­сте, и мно­гие дру­гие вещи по прин­ци­пу «хле­ба и зре­лищ».

Гру­бо гово­ря, созда­те­ли сери­а­ла тре­ти­ру­ют «Мифы Ктул­ху», и опош­ля­ют их, срод­ни 21 серии 6 сезо­на в сери­а­ле «Сверхъ­есте­ствен­ное», где исполь­зо­ван образ Лав­краф­та. Мол, всем наску­чи­ли вся­кие сата­ни­сты, и авто­ры сери­а­лов нашли све­жую струю, новую мифо­ло­гию для штам­пов­ки страш­ных исто­рий, где она слу­жит лишь анту­ра­жем для сюже­та, яркой и пуга­ю­щей оберт­кой, и не явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щей темой. Все для того, что­бы вызвать эмо­ци­о­наль­ный отклик у мас­со­вой ауди­то­рии, а все осталь­ное при­ло­жит­ся. Это биз­нес, что ска­зать.

Насто­я­щие цени­те­ли жан­ра, кото­рые ощу­ща­ют некую ответ­ствен­ность за аутен­тич­ность Тра­ди­ции и «Мифов Ктул­ху» могут нега­тив­но оце­нить такой под­ход к твор­че­ству. Несколь­ко лет назад я бы имен­но так вос­при­нял дан­ный сери­ал. Имен­но как куль­тур­ное «опо­псе­ние» жан­ра лав­краф­тов­ских ужа­сов. Одна­ко посмот­рим на дан­ный фено­мен под совсем дру­гим углом. Перед нами яркий при­мер уни­вер­са­ли­за­ции Тра­ди­ции.

Экзо­те­ри­че­ское зна­ние все­гда было спут­ни­ком эзо­те­ри­че­ско­го. Закры­то­му пред­ше­ству­ет откры­тое. Непод­го­тов­лен­ным людям слож­но доне­сти зна­ние о Тра­ди­ции, без соот­вет­ству­ю­щей под­го­тов­ки в в виде обще­из­вест­ной инфор­ма­ции, кото­рая выгля­дит про­фа­на­ци­ей для тех, кто дав­но иссле­ду­ет дан­ную тему. Культ Древ­них мож­но пред­ста­вить в виде капуст­но­го коча­на, где внеш­ние листья — имен­но уни­вер­саль­ное зна­ние о Тра­ди­ции, кото­рое апел­ли­ру­ет к обще­че­ло­ве­че­ским цен­но­стям и архе­ти­пам, сле­до­ва­тель­но, понят­ное боль­шин­ству совре­мен­ных людей. А чем бли­же мы к цен­тру коча­на, тер­пе­ли­во сни­мая лист за листом, то про­дви­га­ем­ся от мас­со­во­сти к эли­тар­но­сти, от мейн­стри­ма к андер­гра­ун­ду, от закры­то­му к откры­то­му, от широ­ко­го к узко­му.

Мы при­хо­дим к насто­я­ще­му пони­ма­нию, если угод­но, истине.

С такой точ­ки зре­ния подоб­ные про­яв­ле­ния жан­ра «Мифы Ктул­ху» толь­ко идут на поль­зу Тра­ди­ции, толь­ко на руку всем попу­ля­ри­за­то­рам дан­но­го куль­тур­но­го фено­ме­на. Жела­ние, что­бы тема, на кото­рую ты пишешь, была вос­тре­бо­ва­на явля­ет­ся абсо­лют­но нор­маль­ным, не так ли? Меня раду­ет мысль, что сери­ал посмот­ре­ли мил­ли­о­ны людей, тыся­чи заин­те­ре­со­ва­лись темой, а сот­ни рано или позд­но погру­зят­ся в изу­че­ние Куль­та Древ­них, что на сты­ке оккуль­тиз­ма и искус­ства.

Автор: Геор­гий Акбаа
19 Апре­ля 2017
Ори­ги­нал:gagbaa