Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Здрав­ствуй, доро­гой друг. Мы обсу­ди­ли с тобой страх поту­сто­рон­ний и мисти­че­ский, пого­во­ри­ли об отвра­ти­тель­ном и мерз­ком, про­сле­ди­ли за стра­да­ни­я­ми и сума­сше­стви­ем. Наста­ло вре­мя для серьез­но­го дерь­ма стра­ха совсем дру­го­го уров­ня. Так что при­ту­ши свет, зава­ри горя­че­го напит­ку и устра­и­вай­ся поудоб­нее, а я пове­даю тебе исто­рию о хто­ни­че­ских богах, о древ­них мон­страх, о невы­ра­зи­мых ужа­сах и о чело­ве­ке, кото­ро­му волею судь­бы при­шлось с этим столк­нуть­ся.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.

Этот пост будет раз­де­лен на две части: в пер­вой я пове­даю об основ­ных осо­бен­но­стях, меха­ни­ках и о том, поче­му же это дей­стви­тель­но крайне кру­тая игра. Во вто­рой части я буду зануд­ство­вать я подроб­нее рас­ска­жу о сюже­те, отсыл­ках и тому подоб­ных шту­ках.

Перейдем к части номер раз:

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, что в пере­во­де озна­ча­ет “Зов Ктул­ху: Тём­ные угол­ки Зем­ли” — ком­пью­тер­ная игра в жан­ре survival horror/шутера от пер­во­го лица с эле­мен­та­ми кве­ста, раз­ра­бо­тан­ная Headfirst Productions и издан­ная Bethesda Softworks и 2K Games. Игра созда­на по моти­вам твор­че­ства Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та, а точ­нее по все­лен­ной “Мифов Ктхул­ху”. Путь этой игры был долог и тер­нист: раз­ра­бот­ка дли­лась целых 6 лет, меня­лись плат­фор­мы, про­ис­хо­ди­ли реди­зай­ны и пере­дел­ки. Свет уви­де­ла игра в 2006 году, и была во мно­гом уста­рев­шей с рож­де­ния. Плюс ваго­ны багов и недо­ра­бо­ток, чего сто­ит толь­ко то, что на момент выхо­да на ПК игру мож­но было прой­ти толь­ко на 70 — 80%. На фоне таких про­ек­тов как The Elder Scrolls IV: Oblivion, Half-Life 2: Episode One, Prey, Gothic 3, вышед­ших в тот же год, игра выгля­де­ла не кру­то. После выпус­ка игры, Headfirst разо­ри­лись, но их дети­ще дало понять всем, что зна­чит насто­я­щий хор­рор.

Все бла­го­да­ря той атмо­сфе­ре ужа­са и зла, кото­рая при­су­ща рас­ска­зам Лав­краф­та. Замет­но, что созда­те­ли игры пре­крас­но зна­ко­мы с твор­че­ством масте­ра ужа­сов, ведь в игре мож­но встре­тить отсыл­ки к мно­же­ству про­из­ве­де­ний: “За гра­нью вре­мён”, “Шеп­чу­щий во тьме”, “Кры­сы в сте­нах”, “Музы­ка Эри­ха Цан­на”, “Ком­на­та с зако­ло­чен­ны­ми став­ня­ми”, “Тая­щий­ся у поро­га” и “Кош­мар в Ред-Хуке”. Отдель­но­го упо­ми­на­ния сто­ит “Тень над Иннс­му­том”, ведь имен­но в этом горо­де прой­дет льви­ная доля игро­во­го вре­ме­ни. Более того, по сути, игра явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем дан­ной кни­ги.

Раз­ра­бот­чи­ки со всем воз­мож­ным тща­ни­ем подо­шли к вопро­су созда­ния игро­во­го мира. Мрач­ные инте­рье­ры, ста­рин­ные зда­ния, тем­ные под­ва­лы и стран­ные пер­со­на­жи, древ­ние ману­скрип­ты и чудо­вищ­ные тва­ри — все это дизай­не­ры кро­пот­ли­во пере­нес­ли со стра­ниц книг в игру. Гра­фи­ка в игре хоть и уста­рев­шая, иде­аль­но пере­да­ет атмо­сфе­ру про­кля­то­го пор­то­во­го город­ка, а све­то­фильтр, ими­ти­ру­ю­щий ста­рую каме­ру, пре­крас­но допол­ня­ет общую кар­ти­ну.

Та самая Лав­краф­тов­ская атмо­сфе­ра здесь повсю­ду и вез­де. Атмо­сфе­ра густая, вяз­кая как боло­то. Здесь вас не будут пугать скри­ме­ра­ми, и раз­но­об­раз­ны­ми “бу” эффек­та­ми, страх здесь лип­кий, холод­ный и тягу­чий. Лишь изред­ка вам дадут почув­ство­вать себя в без­опас­но­сти. Боль­шую часть вре­ме­ни игрок вынуж­ден осто­рож­но идти впе­ред, часто обо­ра­чи­ва­ясь и посто­ян­но ожи­дая, когда игра под­ки­нет новых про­блем. Отдель­но сто­ит отме­тить зву­ко­вое сопро­вож­де­ние: дыха­ние героя, скри­пы рас­сох­ших­ся поло­виц, завы­ва­ния вет­ра, зага­доч­ные хри­пы и сто­ны неви­ди­мых игро­ку существ, шаги вра­га где-то рядом — застав­ля­ют мураш­ки табу­на­ми носит­ся по спине. Саунд­трек, напи­сан­ный Гре­гом Чанд­ле­ром, пре­крас­но допол­ня­ет про­ис­хо­дя­щее на экране.

Раз­ра­бот­чи­ки сде­ла­ли упор на тот факт, что герой — это и не герой вовсе, а про­стой чело­век, волею судь­бы попав­ший в весь­ма не про­стые обсто­я­тель­ства. Созда­те­ли игры ста­ра­лись сде­лать реа­ли­стич­ный гейм­плей, что сугу­бо поло­жи­тель­но вли­я­ет на атмо­сфе­ру. Нач­нем с того, что HUDa нет от сло­ва совсем, в нали­чии толь­ко меню инвен­та­ря. Нет ни инди­ка­то­ра здо­ро­вья, ни остав­ше­го­ся бое­за­па­са, ни даже при­це­ла. Хочешь знать сколь­ко патро­нов в обой­ме? Счи­тай выстре­лы. Хочешь убить вра­га мет­ким попа­да­ни­ем в череп? Цель­ся через муш­ку, и надей­ся, что рука не дрог­нет. Хочешь уви­деть ранен ли герой? Откры­вай меню и смот­ри. А повре­жде­ний тут на любой вкус: пере­ло­мы, поре­зы, сса­ди­ны, отрав­ле­ния, кро­во­те­че­ния. И все это отдель­но на каж­дую часть тела. Сло­мал ногу? Будешь еле-еле полз­ти впе­ред. Повре­дил руку? Забудь о при­цель­ной стрель­бе! Герой сам не лечит­ся, спря­тать­ся и подо­ждать пока все повре­жде­ния маги­че­ским обра­зом зарас­тут не вый­дет. Открой меню, выбе­ри что ты хочешь выле­чить и впе­ред: поре­зы зашей, на пере­ло­мы нало­жи шину, цара­пи­ны пере­бин­туй. Все это мед­лен­но, раз­ме­рен­но и без пау­зы, поэто­му не полу­чит­ся посре­ди боя оста­но­вит­ся и сожрать все слад­кие руле­ты и начать лече­ние, при­дет­ся искать тихое место.

Но и это еще не все, ведь игро­ку сто­ит учи­ты­вать не толь­ко физи­че­ское здо­ро­вье, но и пси­хи­че­ское, ведь раз­ра­бот­чи­ки доба­ви­ли, если так мож­но выра­зит­ся, систе­му душев­но­го здо­ро­вья (sanity system). Стрес­со­вые ситу­а­ции или дли­тель­ное наблю­де­ние ужас­ных и отвра­ти­тель­ных вещей спо­соб­но под­ко­сить пси­хи­ку героя: если посмот­реть вниз с боль­шой высо­ты — полу­чим силь­ное голо­во­кру­же­ние, реши­ли полю­бо­вать­ся на изу­ве­чен­ный труп — тря­су­щи­е­ся руки, нерв­ное дыха­ние и мерк­ну­щий экран, полу­чи­те рас­пи­ши­тесь. При крат­ко­вре­мен­ном созер­ца­нии нели­це­при­ят­ных кар­тин у наше­го героя начи­на­ют­ся пани­че­ские ата­ки. Крас­ки туск­не­ют, изоб­ра­же­ние тря­сет­ся, а про­та­го­нист бор­мо­чет: “что я здесь делаю? мне не выжить! они сле­дят за мной!”

И подоб­ные момен­ты сто­крат уси­ли­ва­ют атмо­сфе­ру стра­ха и отча­я­нья. Если же игрок решит игно­ри­ро­вать сла­бую пси­хи­ку, часто зло­упо­треб­ля­ет мор­фи­ем (так тоже мож­но) то с неко­то­рой веро­ят­но­стью тот про­сто доста­нет писто­лет и раз­ря­дит его себе в мозг. И все, Game Over.

Раз­ра­бот­чи­ки все же доба­ви­ли герою, если так мож­но выра­зит­ся, супер­спо­соб­ность: в опре­де­лен­ные момен­ты про­та­го­нист “чув­ству­ет” если враг нахо­дит­ся где-то побли­зо­сти, в эти момен­ты игрок видит то, что видит “враг”. По мне это прям вишен­ка на тор­те запу­ги­ва­ния игро­ка. Ведь про­ис­хо­дит это вне­зап­но: вот ты идешь по лока­ции, вжух и ты уже видишь то, что видит враг, вжух и ты вер­нул­ся в свое тело. И частень­ко несколь­ко корот­ких пере­клю­че­ний сле­ду­ет друг за дру­гом. И в пер­вое пере­клю­че­ние ста­но­вит­ся понят­но, что это не чело­век, вто­рое пере­клю­че­ние: ста­но­вит­ся понят­но, что враг ищет игро­ка, тре­тье пере­клю­че­ние: враг дви­жет­ся по той лока­ции, по кото­рой игрок толь­ко, что про­шел… в такие момен­ты един­ствен­ное, что хочет­ся сде­лать — это пере­за­ря­дить револь­вер и при­жать­ся спи­ной к стене.

Так же хочу отме­тить один крайне любо­пыт­ный момент, кото­рый я обна­ру­жил при про­хож­де­нии игры: перед непо­сред­ствен­ным про­хож­де­ни­ем я решил осве­жить в памя­ти несколь­ко рас­ска­зов из “Мифов Ктхул­ху”. Раз­ра­бот­чи­ки пере­нес­ли в игро­вой мир не толь­ко лока­ции и пер­со­на­жей, но и целые кус­ки про­из­ве­де­ний. И соот­вет­ствен­но про­хо­дить такие места осо­бое удо­воль­ствие, когда ты узна­ешь эти момен­ты, и пони­ма­ешь, что тебя ждет. Неот­вра­ти­мость про­ис­хо­дя­щих собы­тий уси­ли­ва­ет пере­жи­ва­е­мые эмо­ции. Поэто­му я отдель­но реко­мен­дую прой­ти игру люби­те­лям “Мифов Ктхул­ху”. С дру­гой сто­ро­ны, если вы не чита­ли рас­ска­зы Лав­краф­та, то вас ждет мно­го при­ят­ных сюр­при­зов 🙂

Ну а теперь перей­дем ко вто­рой части, в кото­рой я рас­ска­жу о сюжет­ных пери­пе­ти­ях и где какие отсыл­ки я обна­ру­жил. Еже­ли ты жела­ешь узнать все само­сто­я­тель­но или же прой­ти на юту­бе (ссыл­ка будет в комен­тах) то луч­ше пре­кра­ти чте­ние и спе­ши качать поку­пать игру.

Осталь­ным — доб­ро пожа­ло­вать в мир Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.

Зануда mode on

Нача­ло у игры вполне в сти­ле Лав­краф­та: мы видим ста­рый, мрач­ный и во мно­гом мерз­кий самасшед­ший дом, с его буй­ны­ми, без­ли­ки­ми оби­та­те­ля­ми. Видим док­то­ра, вклю­ча­ю­ще­го ста­рый гра­мо­фон с весе­лень­кой песен­кой. Видим ком­на­ту, пол и сте­ны кото­рой покры­ты стран­ны­ми сим­во­ла­ми, и муж­чи­ну, гото­вя­ще­го­ся к само­убий­ству. А на фоне некий голос гово­рит нам о стра­хе, насто­я­щем стра­хе, от кото­ро­го все иное теря­ет смысл. “Я нако­нец уви­дел кра­ем гла­за, что живет в самых тем­ных зако­ул­ках мира…” Шею стя­ги­ва­ет пет­ля и табу­рет­ка выле­та­ет из под ног сума­сшед­ше­го.

За шесть с поло­ви­ной лет до это­го детек­тив Джек Уол­терс, по сов­ме­сти­тель­ству наш про­та­го­нист, при­бы­ва­ет на вызов к ста­ро­му особ­ня­ку. Как сооб­ща­ют нам кол­ле­ги в особ­ня­ке засе­ли после­до­ва­те­ли стран­но­го куль­та “Брат­ство Йит”, и видеть они хотят имен­но нас. Дан­ный уро­вень зна­ко­мит игро­ка с основ­ны­ми меха­ни­ка­ми игры и зада­ет настро­е­ние: ста­рый особ­няк, жут­кие кар­ти­ны на сте­нах, мас­со­вый суи­цид боль­шин­ства куль­ти­стов, а несколь­ко выжив­ших рады нас видеть и назы­ва­ют избран­ным.

Нача­ло игры очень похо­же на нача­ло рас­ска­за “Кош­мар в Ред-Хуке”, в кото­ром детек­тив рас­сле­до­вал дело о зло­ве­щей сек­те. Здесь же мож­но обна­ру­жить и первую отсыл­ку: точ­ки сохра­не­ния выпол­не­ны в виде зна­ков древ­них, кото­рые опи­са­ны в пове­сти “Тая­щий­ся у поро­га”.

Основ­ное откры­тие ждет нас в под­ва­ле. Здесь мы встре­тим рас­ку­ро­чен­ное тело муж­чи­ны, при­ко­ван­ное к како­му то поста­мен­ту, а в стран­но­го вида сосу­дах вокруг будут лежать его внут­рен­ние орга­ны, вклю­чая мозг. При этом он жив: серд­це бьет­ся и кача­ет кровь, лег­кие раз­ду­ва­ют­ся, напол­ня­ясь воз­ду­хом.

Этот бедо­ла­га явля­ет­ся отсыл­кой к рас­ска­зу “Шеп­чу­щий во тьме”, там ино­пла­нет­ные созда­ния так же мог­ли раз­би­рать чело­ве­ка на зап­ча­сти и рас­кла­ды­ва­ли по спе­ци­аль­ным емко­стям, но при этом он оста­вал­ся жив.

В сле­ду­ю­щем же поме­ще­нии мы обна­ру­жим стран­ные стро­е­ния и меха­низ­мы явно не зем­но­го про­ис­хож­де­ния, как ока­жет­ся в послед­ствии — это пор­тал, через кото­рый ино­пла­нет­ные суще­ства про­ник­нут в наш мир. А пустит их имен­но Джек. Вид существ, про­шед­ших через пор­тал, так впе­чат­лит про­та­го­ни­ста, что он решит неожи­дан­но при­лечь. Опыт­ный чита­тель сра­зу узна­ет кто это, ведь суще­ство, напо­ми­на­ю­щие кону­сы с несколь­ки­ми клеш­ня­ми на отрост­ках, никто иной как пред­ста­ви­тель вели­кой рас­сы Йити­ан­цев, извест­ной по кни­ге “За гра­нью вре­мен”.

Дей­ствие игры пере­но­сит­ся на 6 с поло­ви­ной лет впе­ред, а точ­нее на 6 фев­ра­ля 1922 года.

Теперь уже част­ный детек­тив Джек Уол­терс сидит за сто­лом в сво­ем каби­не­те и запи­сы­ва­ет в свой днев­ник послед­ние собы­тия. А собы­тия весь­ма инте­рес­ные. Все дело в том, что для Дже­ка та ужас­ная ночь в особ­ня­ке была все­го пол­го­да назад, а при­чи­ной тому амне­зия, стер­шая из памя­ти героя шесть лет жиз­ни.

Соглас­но сви­де­тель­ствам кол­лег после той ночи Джек кар­ди­наль­но изме­нил­ся, буд­то стал дру­гой лич­но­стью. Его даже на какое то вре­мя поме­сти­ли в пси­хи­ат­ри­че­скую лечеб­ни­цу, но когда поня­ли, что угро­зы ни себе ни окру­жа­ю­щим он не пред­став­ля­ет выпу­сти­ли на волю. Новый Джек Уол­терс очень мно­го путе­ше­ство­вал и увлек­ся лите­ра­ту­рой. Его фана­тич­ный инте­рес касал­ся толь­ко книг, содер­жа­щих в себе исклю­чи­тель­но оккульт­ные зна­ния. Джек изу­чал все, что каса­лось куль­тов, ведьм и древ­них легенд, при­чем на язы­ках, кото­рые он знать не мог. На сто­ле и пол­ках в его каби­не­те мы видим мно­же­ство спе­ци­фи­че­ских книг.

Сре­ди них есть как реаль­но суще­ству­ю­щие «Культ ведьм в Запад­ной Евро­пе» Мар­га­рет Элис Мюр­рей и «Чуде­са незри­мо­го мира» Кот­то­на Мэзе­ра, так и при­ду­ман­ные Лав­краф­том «Неизъ­яс­ни­мые Куль­ты» Фри­дри­ха фон Юнт­ца, «Куль­ты гулей» Д’Эрлетта (или “куль­ты упы­рей”) и кни­га Эйбо­на.

Лав­крафт в сво­их про­из­ве­де­ни­ях частень­ко давал ссыл­ки как на выду­ман­ную лите­ра­ту­ру, так и на реаль­но суще­ству­ю­щие кни­ги, это поз­во­ля­ло пер­вым казать­ся насто­я­щи­ми. Мне кажет­ся нали­чие подоб­ных про­из­ве­де­ний в игре есть дань ува­же­ния мэт­ру ужа­сов, и пока­за­тель того, что раз­ра­бот­чи­ки уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние к дета­лям при созда­нии мира игры.

Спу­стя шесть лет новая лич­ность исчез­ла и вер­нул­ся обыч­ный Джек. Но подоб­ное “воз­вра­ще­ние” не про­шло бес­след­но: Дже­ку снят­ся кош­ма­ры, в кото­рых он видит незем­ные ланд­шаф­ты и соору­же­ния, кро­ме того он начал боят­ся сво­е­го отра­же­ния в зер­ка­ле.

Вся эта ситу­а­ция явля­ет­ся отсыл­кой к про­из­ве­де­нию “За гра­нью вре­мен”. В дан­ной кни­ге подроб­но опи­сан обмен тела­ми, про­во­ди­мой ино­пла­нет­ной рас­сой Йит, и послед­ствия, кото­ры­ми этот обмен сопро­вож­да­ет­ся.

Дже­ку посту­па­ет заказ на поиск чело­ве­ка, в малень­ком пор­то­вом город­ке Иннс­мут, что неда­ле­ко от Арк­хе­ма: про­пал про­да­вец мага­зи­на круп­ной сети по име­ни Брай­ан Бер­нэм. Реги­о­наль­ный управ­ля­ю­щий очень хочет, что бы Джек разо­брал­ся в ситу­а­ции и нашел про­пав­ше­го. Очень нехо­тя наш герой согла­ша­ет­ся взять­ся за дело.

Сле­ду­ю­щий боль­шой кусок игро­во­го про­цес­са явля­ет­ся одной боль­шой отсыл­кой к про­из­ве­де­нию “Тень над Иннс­му­том”.

В Иннс­му­те перед игро­ком слов­но ожи­ва­ют стра­ни­цы кни­ги: атмо­сфе­ра про­кля­то­го горо­да пере­да­на про­сто вели­ко­леп­но! Читав­ший кни­гу сра­зу узна­ет води­те­ля авто­бу­са по име­ни Джо Сар­жент, гости­ни­цу Гил­мен-хаус и зда­ние “Тай­но­го Орде­на Даго­на”. В ста­рых непри­гляд­ных домах не вид­но сле­дов жиз­ни, по гряз­ным ули­цам мед­лен­но пере­дви­га­ют­ся мест­ные жите­ли, обла­да­ю­щие типич­ной “иннс­мут­ской” внеш­но­стью: шар­ка­ю­щая поход­ка, серая кожа, выпу­чен­ные гла­за и нераз­бор­чи­вые, слов­но “буль­ка­ю­щие” голо­са.

На вопро­сы к про­хо­жим мы будем слы­шать лишь: “оставь меня в покое, чужак”. Дру­же­люб­но­стью тут и не пах­нет, все что ощу­ща­ет игрок по при­бы­тию в город — это напря­же­ние и враж­деб­ность. Мест­ные пред­ста­ви­те­ли вла­сти дают понять: если Джек будет лезть не в свои дела, ему не поздо­ро­вит­ся. Но Джек не был бы част­ным детек­ти­вом, если бы сбе­гал каж­дый раз, когда ему гово­рят такое (но это не точ­но)

Кро­ме озлоб­лен­ных горо­жан в Иннс­му­те есть более дру­же­люб­ные пер­со­на­жи, напри­мер Лукас Мэки, кото­ро­го мы встре­тим вско­ре после при­ез­да.

Судя по внеш­но­сти он не мест­ный. пред­ста­вил­ся про­мыш­лен­ным инспек­то­ром, при­быв­шим для про­вер­ки золо­то­до­бы­ва­ю­ще­го ком­би­на­та Мар­шей. При­ят­но уви­деть в этом богом забы­том месте нор­маль­но­го чело­ве­ка, но и он что-то скры­ва­ет.

Так же нас ожи­да­ет встре­ча мест­ным пьян­чу­гой Зэдо­ком Алле­ном, дан­ный пер­со­наж так же пере­ко­че­вал в игру со стра­ниц кни­ги “Тень над Иннс­му­том”.

И так же, как и глав­но­му герою кни­ги, в обмен на бутыл­ку алко­го­ля он рас­ска­жет нам жут­кую исто­рию о семье Мар­шей, и как дей­ствия чле­нов этой семьи пре­вра­ти­ли про­стой пор­то­вый город в оби­тель древ­не­го зла, о мисти­че­ском куль­те Даго­на, о жут­ких тва­рях, оби­та­ю­щих на Рифе Дья­во­ла, кро­ме того он даст навод­ки для даль­ней­ше­го рас­сле­до­ва­ния. При этом Зэдок насто­я­тель­но реко­мен­до­вал поки­нуть город ведь теперь они зна­ют

Сле­ду­ю­щим зна­чи­мым пер­со­на­жем ста­нет девуш­ка по име­ни Рэбек­ка Лоуренс, она мест­ная, хотя не име­ет “иннс­мут­ской” внеш­но­сти.

Она пока­жет нам оккульт­ный знак, явля­ю­щий­ся усо­вер­шен­ство­ван­ным зна­ком древ­них, и пре­ду­пре­дит об опас­но­сти, но ниче­го не пояс­ни­ла, ведь мест­ным запре­ще­но гово­рить с чужа­ка­ми.

Напря­же­ние ста­но­вит­ся прак­ти­че­ски ося­за­е­мым. Шестое чув­ство глав­но­го героя бьет тре­во­гу: за ули­ца­ми про­кля­то­го горо­да кто-то при­сталь­но наблю­да­ет с крыш ста­рых домов, но кто это и что ему нуж­но пока не ясно они сле­дят за мной. Мест­ные жите­ли иско­са наблю­да­ют за непро­ше­ным гостем и буд­то бы ждут, когда он допу­стит ошиб­ку.

Вско­ре мы уви­дим тех, кто сле­дит за Дже­ком с крыш, но это явно не чело­век.

По навод­ке Зэдо­ка мы посе­тим дом семьи Уэйт. Дверь откро­ет малень­кая девоч­ка по име­ни Рамо­на. Она сооб­щит, что папа на рабо­те, а мама на чер­да­ке она боле­ет. С мамой пого­во­рить не вый­дет, ведь по сло­вам девоч­ки “мама куса­ет­ся, и мы дер­жим ее на чер­да­ке для ее же бла­га”. При­дет­ся ждать отца семей­ства, но поче­му бы не осмот­реть­ся вокруг?

В доме нет ниче­го суще­ствен­но инте­рес­но­го, кро­ме запер­той две­ри на чер­дак, воз­ле кото­рой шестое чув­ство героя начи­на­ет схо­дить с ума: на чер­да­ке кто-то есть, и этот кто то явно не чело­век. У две­ри есть неболь­шое смот­ро­вое окно и Джек загля­ды­ва­ет в него, но суще­ство с дру­гой сто­ро­ны явно не радо неждан­но­му гостю. Дверь с боль­шим амбар­ным зам­ком, уси­лен­ная поло­са­ми метал­ла, но и она не выдер­жи­ва­ет силь­ней­ших уда­ров неве­до­мой тва­ри. Суще­ство мощ­ным уда­ром сби­ва­ет Дже­ка с ног, от чего он теря­ет созна­ние. Дан­ное собы­тие очень похо­же на завяз­ку рас­ска­за “Ком­на­та с зако­ло­чен­ны­ми став­ня­ми”. При­дя в себя и спу­стив­шись на пер­вый этаж мы видим послед­ствия: муж­чи­на, Томас Уэйт, пла­чет над рас­тер­зан­ным телом доче­ри.

Он пове­да­ет нам, где искать Брай­а­на и под­ска­жет даль­ней­ший путь рас­сле­до­ва­ния, но наш раз­го­вор пре­рвут ворвав­ши­е­ся в дом кон­стеб­ли, обви­нят муж­чи­ну в убий­стве соб­ствен­ной доче­ри и уво­ло­кут под белы ручень­ки. “В Иннс­му­те раз­би­ра­ют­ся с пре­ступ­ни­ка­ми по ста­рин­ке”. чужак зна­ет слиш­ком мно­го

Мы встре­тим еще одно­го пер­со­на­жа: девуш­ку по име­ни Рут, воз­люб­лен­ную про­пав­ше­го про­дав­ца. С ней он хотел сбе­жать из горо­да, но не успел. Джек обе­ща­ет помочь, и они дого­ва­ри­ва­ют­ся встре­тит­ся на забро­шен­ном кон­серв­ном заво­де.

В ходе рас­сле­до­ва­ния мы при­кар­ма­ним биб­лию куль­та — кни­гу Даго­на. назад пути нет

Ситу­а­ция скла­ды­ва­ет­ся в точ­но­сти как в кни­ге: авто­бус яко­бы сло­мал­ся, а дру­го­го спо­со­ба выбрать­ся из горо­да нет, и нам при­дет­ся ноче­вать в мест­ной гости­ни­це Гил­мен-хаус. Из под­слу­шан­ных раз­го­во­ров мест­ных ста­но­вит­ся ясно, что ниче­го хоро­ше­го нас не ждет. Управ­ля­ю­щий, по име­ни Чарльз Гил­мен, пока­зы­ва­ет нам номер, в кото­ром нам при­дет­ся ноче­вать, и обхо­дит­ся с нами весь­ма любез­но, но шестое чув­ство под­ска­зы­ва­ет, что он та еще мразь. Джек най­дет днев­ник Чарль­за, из кото­ро­го узна­ет, что послед­ний — жесто­кий садист и кан­ни­бал. Он не про­сто уби­вал сво­их жертв, а жесто­ко изде­вал­ся над ними, нажи­вую отре­зая кус­ки пло­ти или выре­зая кости из конеч­но­стей, про­сто шут­ки ради. Закрыв дверь сво­е­го номе­ра на щекол­ду, Джек ложит­ся на кро­вать и погру­жа­ет­ся в мир сво­их кош­ма­ров. С это­го момен­та раз­ме­рен­ный стиль игры будет силь­но раз­бав­лен дей­стви­ем.

Даже пока Джек все­це­ло нахо­дит­ся во вла­сти сво­их ноч­ных кош­ма­ров, его шестое чув­ство без­оста­но­воч­но рабо­та­ет, и имен­но бла­го­да­ря ему герой пони­ма­ет: мест­ные жите­ли вме­сте с управ­ля­ю­щим соби­ра­ют­ся разо­брать­ся с чужа­ком раз и навсе­гда. Они уже под­хо­дят к номе­ру Дже­ка…

Сле­ду­ю­щая сце­на фак­ти­че­ски цели­ком взя­та из кни­ги, в ней конеч­но есть изме­не­ния, но более жир­ную отсыл­ку к “Тень над Иннс­му­том” при­ду­мать слож­но:

Мест­ные жите­ли пере­шли к дей­стви­ям, и теперь за Дже­ком охо­тит­ся весь “орден Даго­на”, а это почти все насе­ле­ние горо­да. На каж­дой улоч­ке и в каж­дом пере­ул­ке шны­ря­ют пат­ру­ли. Теперь герою нуж­но быть на чеку, если не хочет полу­чить дозу свин­ца.

Ко все­му про­че­му в игре отсут­ству­ют какие либо инди­ка­то­ры тре­во­ги вра­гов, поэто­му узнать, что вы спа­ли­лись мож­но толь­ко по кри­ку “ЧУЖАК, СТОЙ!” или заря­ду дро­би в филей­ной части.

Луч­шая так­ти­ка — отси­жи­вать­ся в тем­ных углах, изу­чать марш­ру­ты пат­ру­лей и при­ду­мы­вать отвле­ка­ю­щие манев­ры. Кро­ме улиц горо­да нам при­дет­ся прой­ти по кана­ли­за­ци­он­ным тон­не­лям, где по сло­вам мир­ных мест­ных жите­лей оби­та­ют шогго­ты.

Эти суще­ства упо­ми­на­лись в про­из­ве­де­нии Говар­да Лав­краф­та “Хреб­ты безу­мия”, кос­вен­ное их упо­ми­на­ние есть так же в кни­ге “Тень над Иннс­мау­том”

Чув­ство вины за смерть девоч­ки невы­но­си­мо давит на разум Дже­ка: он слы­шит ее голос и несколь­ко раз герой видит ее при­зрак. От это­го рас­су­док Дже­ка дает сбои и слу­ча­ют­ся мас­штаб­ные гал­лю­ци­на­ции, луч­ше поско­рее уйти отсю­да.

Сте­ны и пото­лок покры­ты едкой, ядо­ви­той сли­зью, в резер­ву­а­рах вме­сто воды зло­вон­ная жижа. Кро­ме того при­дет­ся про­хо­дить через огром­ный коло­дец, куда куль­ти­сты сбра­сы­ва­ют тру­пы, види­мо на съе­де­ние шогго­там, сре­ди тел мы уви­дим труп Зэдо­ка Алле­на. Сек­тан­там надо­ел болт­ли­вый пьян­чу­га.

На ули­цах коли­че­ство пат­ру­лей уве­ли­чи­ва­ет­ся, жите­ли ищут чужа­ка изо всех сво­их сра­ных сил. Спря­тав­шись в каком-то доме от оче­ред­но­го пат­ру­ля, Джек повстре­ча­ет Ребек­ку. Она рас­ска­жет о том, что ее отец был свя­щен­ни­ком, откры­то высту­пав­шим про­тив орде­на. Имен­но он нашел в одной из ста­рин­ных книг знак Древ­них, кото­рый спо­со­бен отпуг­нуть куль­ти­стов и мон­стров. Но орден выжил все осталь­ные рели­гии, а после­до­ва­те­ли этой бого­мерз­кой сек­ты рас­пя­ли ее отца на кре­сте. В этот момент в дом вры­ва­ют­ся пре­сле­до­ва­те­ли и Джек вме­сте с Ребек­кой вынуж­де­ны бежать. В церк­ви есть сек­рет­ный ход, кото­рый помо­жет ото­рвать­ся от пат­ру­лей. Но даль­ше Джек будет сле­до­вать один: пуля одно­го из сек­тан­тов настиг­нет спут­ни­цу героя в две­рях церк­ви. Еще одна невин­ная жизнь обо­рва­лась.

Даль­ней­ший путь будет про­ле­гать через ста­рин­ный склеп и полу­раз­ру­шен­ный банк горо­да.

В бан­ке герою при­дет­ся про­би­рать­ся по остав­шим­ся кон­струк­ци­ям пря­мо над голо­ва­ми пре­сле­до­ва­те­лей и обва­ли­ва­ю­щи­е­ся под нога­ми про­гнив­шие дос­ки не раз заста­вят игро­ка зата­ить дыха­ние. Джек нако­нец доба­ра­ет­ся до тюрь­мы..

Со мной тут слу­чи­лась ока­зия: во вре­мя пер­во­го про­хож­де­ния нерв­ное напря­же­ние и врож­ден­ная нетер­пе­ли­вость при­ве­ли к тому, что меня посто­ян­но заме­ча­ли. В конеч­ном ито­ге я пси­ха­нул и про­бе­жав мимо жите­лей, носил­ся по лока­ции, пыта­ясь забить­ся в какой-нибудь тем­ный угол и уво­ра­чи­ва­ясь от пуль. Хотя по скрип­ту дан­ные граж­дане ухо­дят через пару минут.

Это не пер­вая моя попыт­ка прой­ти дан­ный уча­сток, но имен­но в этот раз звез­ды сошлись: зда­ние спра­ва, вокруг кото­ро­го я побе­жал, это поли­цей­ский уча­сток. И пока я бежал до две­ри, как ока­за­лось, глав­но­го вхо­да, поли­цей­ские всем ско­пом лома­ну­лись на звук выстре­лов через чер­ный ход.

Здесь игрок нако­нец то полу­ча­ет ору­жие: писто­лет и дву­ствол­ку. Как же это пре­крас­но! Я, навер­ное, нико­гда не был так рад ору­жию. Но сто­ит отме­тить, что выхо­дить в откры­тую на вра­га не сто­ит, ибо Джек стре­ля­ет не осо­бо мет­ко, пере­за­ря­жа­ет­ся мед­лен­но, а уми­ра­ет быст­ро. Поэто­му сто­ит пар­ти­за­нить, и напа­дать неожи­дан­но.

В каме­ре мы видим Брай­а­на, изряд­но изби­то­го и изму­чен­но­го. Есть еще две каме­ры: в одной труп Тома­са Уэй­та — орден убил его за непо­ви­но­ве­ние, а во вто­рой явно сума­сшед­ший житель, бор­мо­чу­щий несвяз­ные фра­зы. Кро­ме бес­связ­ной речи, клятв даго­ну и гид­ре, он пери­о­ди­че­ски жалу­ет­ся на крыс, скре­бу­щих­ся внут­ри стен. Это отсыл­ка к рас­ска­зу “Кры­сы в Сте­нах”. Рядом с поли­цей­ским участ­ком мы най­дем фом­ку, пря­мо как в half-life, даже покрас­ка такая же. Не знаю, мож­но ли счи­тать это отсыл­кой, мне кажет­ся мож­но.

Выта­щив Брай­а­на из пле­на мы напра­вим­ся в гараж, по пути отстре­ли­вая зазе­вав­ших­ся куль­ти­стов. А в гара­же мы встре­тим вез­де­су­ще­го Мэки. (как эта сука пере­ме­ща­ет­ся по это­му еб*чему горо­ду?)Он пове­да­ет нам, что он внед­рен­ный агент и сотруд­ни­ча­ет с ФБР. Их инте­ре­су­ет поче­му у жите­лей такая внеш­ность, и отку­да берет­ся золо­то для пере­ра­бот­ки. Кро­ме того, по его сло­вам неда­ле­ко от горо­да за доро­гой сле­дят аген­ты, и они нам помо­гут.

Теперь нуж­но спа­сать девуш­ку Брай­а­на — Рут. Далее сле­ду­ет весь­ма дина­мич­ный заезд по ули­цам горо­да на ста­ром гру­зо­вич­ке до кон­серв­но­го заво­да.

Завод кишит куль­ти­ста­ми, при­чем встре­ча­ют­ся те, чей внеш­ний вид уже мало похож на чело­ве­че­ский: вме­сто кожи тело покры­ва­ет чешуя, а на спине виден плав­ник.

Как толь­ко нам уда­ет­ся выве­сти Рут с заво­да, герои поедут на встре­чу с аген­там. Но Брай­а­на под­стре­лят по пути, гру­зо­вик пере­вер­нет­ся и Рут погиб­нет, Джек выжи­вет лишь пото­му, что нахо­дил­ся в кузо­ве, и когда пере­вер­ну­лась маши­на он выле­тел на доро­гу.

Герой при­дет в себя в кли­ни­ке, в кото­рой два аген­та и мест­ный врач будут про­во­дить разъ­яс­ни­тель­ную бесе­ду с при­ме­не­ни­ем элек­тро­шо­ко­вой тера­пии. Один из аген­тов по име­ни Эдгар Гувер — мест­ный руко­во­ди­тель ФБР. Сце­на допро­са пока­за­на очень нату­раль­но, и от это­го жут­ко­ва­то.

По сло­вам Гуве­ра для про­ве­де­ния круп­но­мас­штаб­ной опе­ра­ции нуж­ны дока­за­тель­ства, кото­рые раз­до­был Лукас Мэки, но он про­пал. Что­бы най­ти дока­за­тель­ства и Лука­са будет про­ве­ден рейд на фаб­ри­ку Мар­шей, а нам при­дет­ся в ней участ­во­вать, как винов­ни­ку бед­ла­ма в горо­де. Цель штур­ма — пой­мать Джей­ко­ба Мар­ша, сына хозя­и­на фаб­ри­ки.

Штурм будет не про­стым: куль­ти­сты ока­зы­ва­ют сопро­тив­ле­ние, а их коли­че­ство огром­но. Фаб­ри­ка про­сто уты­ка­на ими. На ниж­них эта­жах тво­рит­ся что-то нево­об­ра­зи­мое: целая груп­па аген­тов про­па­ла, а един­ствен­ный выжив­ший обез­об­ра­жен, слов­но его плоть разъ­ело кис­ло­той. В ходе штур­ма про­па­да­ет агент Эдгар Гувер, в даль­ней­шем мы най­дем его в пле­ну у Мар­ша, кото­рый попы­та­ет­ся уто­пить его в рас­плав­лен­ном золо­те (прям смауг и гно­мы).

Джек спа­са­ет аген­та и хочет пой­мать Джей­ко­ба, но тот ока­зы­ва­ет­ся хит­рее и для героя пого­ня обо­ра­чи­ва­ет­ся кош­ма­ром наяву. В резуль­та­те герой ока­жет­ся без ору­жия один на один с шогго­том: огром­ной про­то­плаз­мен­ной тва­рью, спо­соб­ной отра­щи­вать по необ­хо­ди­мо­сти нуж­ные орга­ны- щупаль­ца, рты, гла­за. Побе­дить эту мразь уда­ет­ся толь­ко мощ­ным взры­вом.

К штур­му под­клю­ча­ет­ся армия, даль­ней­шие собы­тия игры упо­ми­на­ют­ся в кни­ге. Джей­коб Марш скрыл­ся в церк­ви орде­на Даго­на, но попасть туда не про­сто. Пехо­тин­цы, при­бли­жав­ши­е­ся к зда­нию, теря­ли рас­су­док преж­де, чем добра­лись до цели. Поэто­му Джек с отря­дом попро­бу­ет про­брать­ся через ста­рые тон­не­ли кон­тра­бан­ди­стов.

На помощь воору­жен­ным жите­лям при­хо­дят отвра­ти­тель­ные тва­ри: чело­ве­ко­по­доб­ные амфи­бии, кото­рых назы­ва­ют глу­бо­ко­вод­ные. Упоми­на­ния об этих суще­ствах есть почти в каж­дой кни­ге мифов Ктхул­ху. Кро­ме того мы встре­тим и потом­ком само­го древ­не­го бога Ктхул­ху.

А церк­ви орде­на Джек осво­бо­дит из пле­на Лука­са Мэки, и с его помо­щью про­ник­нет в свя­ти­ли­ще Ктхул­ху. В самом зда­нии церк­ви нас ждет мно­го про­блем: воору­жен­ные куль­ти­сты, две­ри, откры­ва­ю­щи­е­ся толь­ко если про­чи­тать молит­ву Даго­ну. В свя­ти­ли­ще Ктхул­ху мы встре­тим Джей­ко­ба Мар­ша и его при­спеш­ни­ков — кол­ду­нов. Имен­но они сво­и­ми закли­на­ни­я­ми сво­ди­ли ата­ку­ю­щих с ума. Марш скро­ет­ся в тон­не­лях, Джек после­ду­ет за ним, но ему не пове­зет: один из тон­не­лей обру­шит­ся пря­мо под его нога­ми в под­зем­ную реку, он поте­ря­ет созна­ние, а его тело пото­ком выбро­сит в оке­ан.

По слу­чай­но­сти мимо будет про­плы­вать катер “Ура­ния”, кото­рый и под­бе­рет его. Это суд­но так же участ­ву­ет в ата­ке на город, его цель Риф Дья­во­ла. При­дет­ся плыть с ними, ино­го выхо­да у Дже­ка нет.

Локо­мо­тив непри­ят­но­стей не жела­ет оста­нав­ли­вать­ся: на суд­но напа­да­ют глу­бо­ко­вод­ные. Десят­ки, если не сот­ни, лезут на катер со всех сто­рон. Они уни­что­жат почти всю коман­ду, но Дже­ку с несколь­ки­ми мат­ро­са­ми удаст­ся их оттес­нить за борт. Тут же на катер обру­ши­ва­ют­ся огром­ные вол­ны, хотя вокруг штиль — это под­клю­чи­лись кол­ду­ны с рифа Дья­во­ла. Джек истреб­ля­ет их из ору­дия кораб­ля, но в сле­ду­ю­щую секун­ду появ­ля­ет­ся разъ­ярен­ный царь мор­ских глу­бин, древ­ний монстр — Дагон

Бит­ва с ним будет не про­стой: эта тварь не осо­бо напря­га­ясь рас­ка­чи­ва­ет катер и все что пло­хо при­би­то уле­та­ет за борт. А все что хоро­шо при­би­то он ски­ды­ва­ет одним взма­хом сво­ей огром­ной лапи­щи. Но пря­мые попа­да­ния в его зуба­стую мор­ду из круп­но­ка­ли­бер­ной пуш­ки упо­ко­ят огром­ную тварь на дне мор­ском.

И вот мы на Рифе Дья­во­ла. Имен­но отсю­да нача­лось пре­об­ра­же­ние горо­да Иннс­маут. Несколь­ко поко­ле­ний назад Обед Марш читал здесь молит­вы мор­ским богам, и при­но­сил им жерт­вы. Дже­ку теперь при­дет­ся все это закон­чить.

Малень­кий каме­ни­стый ост­ров полон опас­но­стей и смер­тель­ных лову­шек, хотя нико­го живо­го, кро­ме пло­то­яд­ных мор­ских звезд мы здесь не встре­тим.

В конеч­ном ито­ге по тон­не­лям мы добе­рем­ся до под­вод­но­го горо­да Й’ха-нтлеи. И он по сво­е­му кра­сив.

По горо­ду ведут обстрел тор­пе­да­ми под­вод­ные лод­ки, но он закрыт каким то энер­ге­ти­че­ским щитом, поэто­му ата­ки бес­по­лез­ны. А его под­дер­жи­ва­ет еще одно могу­ще­ствен­но суще­ство — мать Гид­ра. Нуж­но решить эту про­бле­му. Город ока­жет­ся полон как людей, так и глу­бо­ко­вод­ных жите­лей. Здесь встре­тит­ся еще одно порож­де­ние Ктхул­ху, кото­ро­го поче­му то дер­жат в клет­ке. Герою при­дет­ся про­би­рать­ся по тон­не­лям, кото­рые даже глу­бо­ко­вод­ные обхо­дят сто­ро­ной. А все дело в том, что там оби­та­ют суще­ства неве­ро­ят­ной силы — Лету­чие поли­пы.

Эти суще­ства явля­ют­ся вра­га­ми расы Йит, об их про­ти­во­сто­я­нии ска­за­но в рас­ска­зе «За гра­нью вре­мен».( про­шу про­стить за шака­лов, но нор­маль­но­го скри­на не вышло)

Но Джек спра­вит­ся и с ними, бла­го­да­ря осо­бо­му энер­ге­ти­че­ско­му ору­жию, остав­лен­но­му на зем­ле Йитян­ца­ми, кото­рое герой очень во вре­мя най­дет.

В кон­це кон­цов герой доби­ра­ет­ся до огром­но­го молеб­но­го зала, где кол­ду­ны и Мать Гид­ра тво­рят закли­на­ние, под­дер­жи­ва­ю­щее барьер для защи­ты горо­да.

Дже­ку уда­ет­ся побе­дить мон­стра и куль­ти­стов, барьер снят, а зна­чит тор­пе­ды дости­га­ют цели. Город рушит­ся, и герою в послед­ний момент уда­ет­ся запрыг­нуть в пор­тал, кото­рый пере­но­сит его в цер­ковь орде­на Даго­на.

Из за пере­жи­тых собы­тий в созна­нии героя всплы­ва­ют те 6 лет его жиз­ни, что были надеж­но запе­ча­та­ны в памя­ти героя расой Йити­ан­цев, но разум его не выдер­жи­ва­ет, и его сно­ва поме­ща­ют в пси­хи­ат­ри­че­скую кли­ни­ку Арк­хе­ма и мы воз­вра­ща­ем­ся в нача­ло игры:

Разум героя не выдер­жал огром­но­го коли­че­ства собы­тий, выхо­дя­щих за рам­ки нор­маль­но­сти: обмен тела­ми, вина за смерть ребен­ка, тай­ны Иннс­му­та, встре­ча с древни­ми и жут­ки­ми суще­ства­ми. В любом слу­чае ина­че и быть не мог­ло, доста­точ­но вспом­нить финал почти всех книг Лав­краф­та смерть или сума­сше­ствие.

В игре при­сут­ство­ва­ла бонус­ная кон­цов­ка, но раз­ра­бот­чи­ки выпи­ли­ли ее неза­дол­го до выхо­да. Но есть еще одна кон­цов­ка, допол­нен­ная, но ее я поме­щу в ком­мен­ты, ибо в пост не вле­за­ет.

На этом исто­рия част­но­го детек­ти­ва Дже­ка Уол­тер­са закан­чи­ва­ет­ся. Пла­ни­ро­ва­лось еще, как мини­мум, две игры, но из за банк­рот­ства сту­дии они кану­ли в лету.

Автор: Ян Михай­лов
Под­пи­сы­вай­тесь на Теле­грам канал авто­ра ста­тьи: https://t.me/oogamers