Здравствуй, дорогой друг. Любишь ли ты вампиров? Благодаря талантам и стараниям и жажде денег разнообразных творцов эти кровососущие твари всех мастей проникли повсюду: книги, фильмы и конечно же игры. И сегодня я хочу поговорить об одной из таких игр. Но это не новенький ВампЫр и не легендарный Маскарад. Расплескай себе напитку и устраивайся поудобнее, а я расскажу тебе о вампирах — Nosferatu: the wrath of malachi.
Началась эта история в очень далеком 1999 году, когда была сформирована студия Idol FX. Ребята, создавшие студию, до этого на протяжении 10 лет клепали настольные игры и решили попробовать свои силы в формате видеоигр. Но их надежды не оправдались: просуществовала студия недолго. Выпустив примерно 8 игр, Idol FX закрылась уже в 2004 году, а команда разбрелась по другим шведским студиям (Avalanche и Paradox). Ни одна из выпущенных игр не была хитом, но ближе всех к этому приблизилась Nosferatu: the wrath of malachi, известная в России под названием Вампиры: Кровавая и шокирующая история.
Данная игра представляет собой шутер от первого лица, знатно приправленный survival horrorом. Nosferatu попала на полки магазинов в осенью 2003 года, примерно в одно время с Max Payne 2: The Fall of Max Payne и Silent Hill 3, но свою порцию геймерской любви вместе с неплохими отзывами критиков она завоевала.
Сюжет перенесет нас в октябрь 1912 года. Обедневшие английские аристократы Джеральд и Элеонора Кроу для поправления своего финансового здоровья решают выдать свою дочь Ребекку за сына богатого и знатного румынского графа Тепеша. Который кстати выглядит точно так же как граф Орлок из фильма “Носфрату. Симфония ужаса”, да и имя его созвучно с прозвищем Владислава Дракулы — Цепеш.
Празднование свадьбы планировалось во владениях этого графа — в старинном и мрачном замке, что находится в Трансильвании, куда и направляется все семейство Кроу с парой близких друзей. По прибытию всех гостей распихивают по комнатам и запирают, ведь теперь они ужин для жутких обитателей замка. Но не все гости прибывают вовремя — брат невесты — Джек Кроу, задержался на соревнованиях по фехтованию и прибыл с опозданием на день, что и спасло его от пленения. Джек гостеприимства графа и компании не оценил и, достав из ножен меч, направился разъяснять свою точку зрения хозяину замка, с этого момента и начинается игра.
Весь последующий сюжет, а также информацию о мире и тварях его населяющих, игрок получает из записок, книг и других персонажей. А первоначально в курс дела нас введет выпавший из окна священник.
Начинается игра ровно в 22:00 по игровым часам. А время в Носферату играет ключевую роль. Суть в том, что игроку необходимо спасти родню из заточения. Пленников искать приходится по всей территории замка, которая поделена на три зоны: восточное крыло, центральная часть и западное крыло. И как только Джек входит на одну из частей, у всех пленников, что томятся в этой территории, запускается таймер, а как только время закончится — бедолагу принесут в жертву. В результате, чтобы спасти побольше людей, нужно постоянно спешить, ведь пленников целых 16 штук, включая собаку по кличке Байрон, а каждая смерть делает сильнее финального босса игры.
Разработчики решили сделать упор на реиграбельность и заготовили шаблоны, по которым выстраиваются локации при старте новой игры. Одни комнаты закрываются, другие открываются, меняется месторасположение пленников и респауна монстров, коридоры перестраиваются. Но всю эту затею портят однообразные помещения, крайне скудные интерьеры и слабая графика. На модели явно зажали полигонов и налепили маленькие мыльные текстурки. В результате имеем кучу комнат, которые исследовать надо, но не очень хочется. К тому же потеряться в однообразных коридорах и комнатах проще простого.
Кроме однообразных лабиринтов локаций препятствовать Джеку в поиске и спасении семейства будет местный бестиарий, который тут весьма велик. Здесь имеются каноничные обитатели типовых замков трансильвании вроде вампиров, вурдалаков, летучих мышей и призраков, но есть стандартные для ужастиков зомби и собаки. Населен замок достаточно плотно, чтобы игрок не расслаблялся до самого финала, но не так чтобы игра скатывалась в непрекращающуюся священную войну с нечистью.
Ситуацию сильно портят дерганая анимация и буксующий искусственный интеллект. Из анимаций героя и противников словно выпал каждый второй кадр и иной раз сложно предугадать прилетит тебе затрещина от очередного вурдалака или все-таки увернешься.
Проблемы искусственного интеллекта — это отдельная тема: спасаемые постоянно где-то застревают, куда-то убегают, падают насмерть с лестниц и нещадно тупят. Противники от них не отстают: очередной вурдалак может уткнуться в стену, застрять в двух стульях, попытаться прыгнуть на героя через стену или провести неожиданную атаку… находясь на другом этаже. Но подобные косяки ИИ противников игру не облегчают, ибо герой хилый и даже падение с небольшой высоты причинит урон здоровью, что уж говорить о мощных когтях и клыках монстров. Дополнительных проблем добавит шкала усталости, которая заполняется даже при простой ходьбе, а небольшой спринт и пара взмахов мечом заставляют героя тяжело дышать и еле переставлять ноги.
В этой нелегкой ситуации в борьбе с нечистью поможет местный арсенал, состоящий из 8 пунктов: меч, святой грааль, кремневый пистолет, распятие, мушкет, осиновый кол, револьвер, пулемет и могучие кулаки главного героя. Поначалу придется обходиться мечом, кольями и голыми руками. Причем забить вражину кулаками порой проще чем оружием, ибо герой бьет быстро, не давая атаковать врагу. Распятие — против призраков или освятить бассейн, осиновый кол против всех подряд вампиров, ультимативный грааль со святой водой против любой нечисти, причем валит с одной взбрызга даже боссов на легкой сложности, только использовать его можно всего пять раз, а потом нужно бежать к бассейну. Кремниевый пистолет и мушкет применимы против всех, кроме призраков, наносят большой урон, но имеют долгую перезарядку. Но если иметь в запасе несколько пистолетов, можно стрелять из них по очереди без перезарядки.
Револьвер бьет слабее мушкета или кремневого пистолета, но имеет 5 патронов в барабане, что существенно облегчает жизнь. Пулемет — 30 патронов в обойме в совокупности с хорошей убойной силой заставят тварей грустить. Но далеко не факт, что вы найдете все оружие при первом прохождении. Например, для того чтобы получить пулемет, необходимо спасти определенного родственника, а он из своего чемодана выдаст вам заветную вундервафлю. Другой вопрос — зачем он приехал на свадьбу с пулеметом, но это мелочи. Спасенные родственники будут щедро одаривать своего героя, кроме пулемета они выдают много чего полезного. Связку чеснока для отпугивания вампиров — получите, рыцарская кираса (веселая свадьба намечалась) для защиты — будьте добры, ключи от запертых комнат замка — вот они, родимые.
И чем же может быть примечателен этот крайне классический шутер, да еще со слабым визуалом и проблемным ИИ? Ответ — атмосфера. Тут разработчики постарались на славу, что даже не хочется обращать внимание на недостатки игры. Сразу хочется выделить звук. Саундтрек в Носферату динамический и меняется в зависимости от локации, где находится герой, а также от ситуации: спокойное исследование помещений или битва с очередным кровососом. И музыка работает, как надо, отдельно слушать ее смысла нет от слова “совсем”, но в игре она постоянно держит в напряжении. Унылые завывания скрипки, голоса, читающие тексты на латыни, и мрачные эмбиенты тянут нервы и заставляют с опаской заглядывать в очередную комнату, а резкая смена музыки заставляет смотреть во все стороны сразу в поисках врага. Громкие и жуткие звуки монстров добавляют седых волос, а внезапный респаун тварей, причем иной раз прямо за спиной, запускает личный кирпичный заводик. Твари лезут отовсюду: вылезают из-под пола, проламывая доски, прячутся по темным углам, спрыгивают с потолочных балок и залезают в окна. Добавьте к этому появление вражин в уже пройденных помещениях, и расслабиться не получится практически… никогда.
Даже неимоверно пафосные голоса актеров озвучки прекрасно вписываются в общую картину. Стоит сказать, что локализация не плохая. Переводы текстов адекватные и читаются нормально, актеры, пусть и с излишним пафосом, но вполне воспринимаются в ключе игры. Но есть один момент, который в моем понимании несколько мешает погружению, далее будет исключительное ИМХО: представьте себе, что вы продираетесь через мрачные помещения древнего замка, отбиваясь от кровососущих тварей распятием и осиновыми кольями, и пытаетесь вывести очередного родственника в безопасное место, как вдруг этот самый родственник начинает напевать песню группы Наутилус Помпилиус. Английский джентльмен. В Трансильвании. В средневековом замке, полном всякой нечисти.
Но даже несмотря на этот казус, атмосфера в игре годная. И именно благодаря этой самой атмосфере постоянного страха и ожидания опасности игра полюбилась геймерам и критикам. Последние отмечали, что возьми разработчики немного времени на доработку — быть Носферату если не великолепным шедевром то хитом точно. Но этого не произошло, и восторженные отзывы об атмосфере и реиграбельности были разбавлены негативными репликами о слабой технической и визуальной части. Но геймеры игру полюбили очень крепко. Настолько, что до сих пор ищутся всякие баги и ставятся рекорды в спидранах. И буквально два месяца назад был поставлен очередной рекорд: игру прошли за …. 1 минуту. Ясное дело что были использованы секреты и кривости игры, но результат впечатляющий.
Если вы по каким-то причинам пропустили данную игру и есть пара свободных вечеров, то это вполне интересный вариант для ознакомления. Благо сейчас есть версии для современных систем с поддержкой человеческого разрешения экрана.
А на этом у меня все и до скорых волнующих.
Автор: Ян Михайлов
Подписывайтесь на Телеграм канал автора статьи: https://t.me/oogamers