Вопроса, кому доверить экранизацию одного из программных монументов Лавкрафта “Морок над Иннсмутом” про провонявший рыбой городишко с нетрадиционной религиозной ориентацией после культового “Реаниматора” (петь про него я буду завтра) даже не стояло. Есть такие режиссеры, которые, найдя свою нишу, выпускают в ее рамках исключительные шедевры, но стоит им чуть сменить область, так хоть из Данвича беги. Стюарт Гордон именно из них. Автор лучших экранизаций HPL в историю кино попадет, кроме них, разве что дилогией “Дорогая, я уменьшил / увеличил детей” (не бог весть каким шедевром, к слову) и “Космическими дальнобойщиками” с дивным кастом из будущих Дьякона Фроста и Тайвина Ланнистера. По-настоящему же прославили его любовно сотканные из подручных средств оммажи затворнику из Провиденса и в первую очередь “Дагон”, над которым он работал все с тем же Юзной и который вышел поэтому на диво удачным и на фоне прочего, почти сплошь любительского народного творчества, выделяется как Тадж-Махал среди хрущевок. Баланс решает и Гордону чутьем и опытом удалось нащупать золотую середину между буквализмом поклонника, коммерческой выгодой и чертовски хорошей картинкой. Прибавим игру, скромные, но со вкусом спецэффекты, гипнотически красивый, манящий, словно древние глубины, саундтрек и не менее гипнотичные глаза Макарены Гомес – что еще нужно для украшения четвертого дня тематической недели…
Все-таки хорошо, что Гордон не поддался на увещевания продюсеров и не сменил рыболягушек на вампиров типа “касса подрастет, а то мы с твоими амфибиями по миру пойдем”. Культ – дороже. Иа, как говорится, Кутулу фхтагн!
Автор: Дмитрий Даммер