Вспоминая старое: Clive Barker’s Undying

Здрав­ствуй, доро­гой друг. Любишь ли ты ста­рые доб­рые хор­ро­ры так, как люб­лю их я? Появ­ля­ет­ся ли у тебя жела­ние погру­зить­ся в тот мир, где тебе зна­ком каж­дый поли­гон? У меня появ­ля­ет­ся. И пусть тема весь­ма заез­же­на, но лиш­ний раз осве­жить в памя­ти отлич­ную игру не повре­дит. Устра­и­вай­ся поудоб­нее, сего­дня я хочу пого­во­рить с тобой о Clive Barker’s Undying.

Дав­ным дав­но сту­дия DICE Los Angeles, что сей­час кле­па­ет допол­не­ния для раз­но­об­раз­ных Battlefield, носи­ла гор­дое имя DreamWorks Interactive и была зна­ме­ни­та раз­ра­бот­кой Medal Of Honor и лам­по­вой The Neverhood.

Зимой 2001 года эти ребя­та, с помо­щью все­мир­но извест­ных серий­ных убийц дру­гих сту­дий — Electronic Arts, выпус­ка­ет на радость аме­ри­кан­ско­го гей­ме­ра action-horror от пер­во­го лица под назва­ни­ем Clive Barker’s Undying. 

До игро­ков евро­пей­ских стран ужа­стик добрал­ся уже вес­ной 2001 года, а в Рос­сии появи­лась лишь в 2002 году под назва­ни­ем «Клайв Бар­кер. Про­кля­тые»

У дан­ной игры весь­ма инте­рес­ная исто­рия, ведь пер­во­на­чаль­но раз­ра­бот­ку ини­ци­и­ро­вал Сти­вен Спил­берг, кото­рый хотел поучаст­во­вать в созда­нии игры в жан­ре хор­рор. И сту­дия DreamWorks Interactive про­де­мон­стри­ро­ва­ла дем­ку Undying, кото­рая ему кста­ти понра­ви­лась. Но по одним ему извест­ным при­чи­нам в даль­ней­шей раз­ра­бот­ке Спил­берг уча­стия не при­ни­мал. 
Эта же демо-вер­сия была про­де­мон­стри­ро­ва­на зна­ме­ни­то­му бри­тан­ско­му писа­те­лю фан­та­сту Клай­ву Бар­ке­ру и она его заце­пи­ла. При­чем настоль­ко, что он создал сюжет и мифо­ло­гию для мира Про­кля­тых, при­ни­мал уча­стие во мно­гих про­из­вод­ствен­ных про­цес­сах за рам­ка­ми сво­ей дея­тель­но­сти, пода­рил одно­му пер­со­на­жу свой голос, а игре — свое имя.

Созда­тель зна­ме­ни­тых Пин­хе­да и Кен­ди­ме­на соб­ствен­ной пер­со­ной.

Для име­ни­то­го писа­те­ля это был пер­вый опыт уча­стия в созда­нии видео­игр, но, как ока­за­лось, не послед­ний. До «Про­кля­тых» при­пис­ку «Clive Barker’s» полу­чи­ли две игры в 1990 году — это были «Clive Barker’s Nightbreed:The Action Game» и «Clive Barker’s Nightbreed: The Interactive Movie», взяв­шие за осно­ву фильм «Ноч­ной народ» (Nightbreed), кото­рый в свою оче­редь осно­вы­вал­ся на про­из­ве­де­нии Клай­ва Бар­ке­ра «Кабал» (или «Ноч­ное Пле­мя»).

Clive Barker’s Undying была высо­ко оце­не­на и полу­чи­ла мно­го наград — «луч­ший звук» и «луч­ший визу­аль­ный дизайн» по ито­гам 2001 года и «Луч­шую игру, в кото­рую никто не играл».
Послед­нюю награ­ду игра полу­чи­ла за то, что хоть ее и оце­ни­ли высо­ко, осо­бой попу­ляр­но­сти она не полу­чи­ла и про­да­жи были кри­тич­но низ­ки­ми. Вина это мар­ке­то­ло­гов про­ек­та или дру­гие хито­вые игры (напри­мер American McGee’s Alice и Resident Evil 3: Nemesis) пере­ма­ни­ли вни­ма­ние ауди­то­рии на себя — уже и не важ­но. Соль в том, что были гран­ди­оз­ные пла­ны на про­дол­же­ние: Клайв Бар­кер пла­ни­ро­вал раз­ви­вать фран­ши­зу — по его сло­вам уже был сфор­ми­ро­ван сюжет для Undying 2, но из-за пло­хих про­даж денег не хва­ти­ло даже на пор­ти­ро­ва­ние ори­ги­на­ла на PS2.

Перейдем же к сути:

Пове­да­ет нам Undying исто­рию одно­го ирланд­ца по име­ни Пат­рик Гэл­лоуэй, за кото­ро­го мы и будем погру­жать­ся в атмо­сфе­ру страш­ных про­кля­тий и борь­бы с древним злом.


Пер­во­на­чаль­но это был лысый тату­и­ро­ва­ный здо­ро­вяк по име­ни Воль­фрам Маг­нус, но Бар­кер затре­бо­вал героя «с кото­рым мог бы пере­спать».

Самый сек­су­аль­ный герой игры по вер­сии Клай­ва Бар­ке­ра.

Сюжет игры ухо­дят сво­и­ми кор­ня­ми к собы­ти­ям пер­вой миро­вой вой­ны. Отряд под пред­во­ди­тель­ством Иере­мии Кове­нан­та, в кото­ром слу­жил наш герой, уго­дил в заса­ду кро­во­жад­ных дика­рей из пле­ме­ни Трсан­ти. Сре­ди голо­во­ре­зов это­го пле­ме­ни был шаман, кото­рый умел в магию и исполь­зо­вал арте­факт под назва­ни­ем камень Гель­зиа­ба­ра. Что это за пле­мя, что за шаман и поче­му они напа­ли на сол­дат — одно­му Бар­ке­ру извест­но. Куда важ­нее, что из этой схват­ки воя­ки вышли побе­ди­те­ля­ми, но Пат­рик чуть не погиб. Иере­мия Кове­нант спас героя и оста­вил ему на память маги­че­ский камень шама­на.

После вой­ны Пат­рик занял­ся иссле­до­ва­ни­я­ми сверхъ­есте­ствен­но­го и борь­бой с поту­сто­рон­ни­ми явле­ни­я­ми, в чем достиг зна­чи­тель­ных успе­хов. Спу­стя годы после окон­ча­ния вой­ны, а точ­нее осе­нью 1923 года, Пат­рик полу­ча­ет пись­мо от сво­е­го быв­ше­го коман­ди­ра Иери­мии с прось­бой о помо­щи, и неза­мед­ли­тель­но при­бы­ва­ет в поме­стье Кове­нан­тов.
При встре­че ста­рый друг рас­ска­зы­ва­ет Пат­ри­ку о несча­стье, кото­рое постиг­ло его семью: все чле­ны семьи про­кля­ты, а он послед­ний, кто остал­ся в отно­си­тель­но доб­ром здра­вии. И отча­сти Иере­мия винит в этом себя. Дело в том, что его отец увле­кал­ся оккульт­ны­ми нау­ка­ми и дру­ги­ми мисти­циз­ма­ми и имел очень вну­ши­тель­ную биб­лио­те­ку соот­вет­ству­ю­ще­го содер­жа­ния. Будучи ребен­ком, Иери­мия ста­щил из отцов­ской биб­лио­те­ки неко­то­рый пыль­ный фоли­ант и решил его про­чи­тать на Ост­ро­ве Кам­ней, что нахо­дит­ся непо­да­ле­ку от име­ния Кове­нан­тов. Ост­ров этот не про­стой — внешне очень напо­ми­на­ю­щий сто­ун­х­эндж, явля­ет­ся памят­ни­ком кельт­ской куль­ту­ры и таит в себе зло такое же древ­нее, как и кам­ни, что сто­ят на нем. Про­чи­тал Иери­мия на этом ост­ро­ве мощ­ное закли­на­ние и таким нехит­рым обра­зом про­клял всю свою семью.

Семей­ство Кове­нан­тов было весь­ма не малень­ким: отец семей­ства — Иосиф, Мать ‑Эви­лин, на послед­них сро­ках бере­мен­но­сти, и чет­ве­ро отпрыс­ков по стар­шин­ству: Иере­мия, Бета­ни, Аарон и Амбро­уз. Про­кля­тье внес­ло кор­рек­ти­вы в жиз­нен­ный уклад. 

Эве­лин уми­ра­ет при родах, а ново­рож­ден­ная девоч­ка выжи­ла — ей дали имя Эли­за­бет. Она стра­да­ла от при­сту­пов бес­при­чин­ной агрес­сии и в весь­ма юном воз­расте уми­ра­ет от чахот­ки.
Амбро­уз Кове­нант (кста­ти имен­но его озву­чи­вал Бар­кер) — млад­ший из сыно­вей и белая воро­на семьи. Асо­ци­аль­ный и агрес­сив­ный тип, в при­сту­пе яро­сти уби­ва­ет отца семей­ства — Иоси­фа, и пыта­ясь скрыть­ся от поли­ции, пры­га­ет с обры­ва в море.
Аарон Кове­нант — сред­ний из сыно­вей, худож­ник и чуда­ко­ва­тый гений. Мед­лен­но схо­дил с ума, что отра­жа­лось на его твор­че­стве: с тече­ни­ем вре­ме­ни его кар­ти­ны ста­но­ви­лись все более стран­ны­ми и безум­ны­ми. А все дело в том, что он видел и изоб­ра­жал на сво­их полот­нах парал­лель­ные миры, недо­ступ­ные зре­нию про­сто­го обы­ва­те­ля. Аарон бес­след­но исчез.
Вто­рая по стар­шин­ству после Иере­мии — Бета­ни. Пошла по сто­пам отца и увлек­лась оккуль­тиз­мом и, как не слож­но дога­дать­ся, дан­ное увле­че­ние закон­чи­лось для нее пла­чев­но.
Но смерть ста­ла лишь нача­лом дей­ствий про­кля­тия: после того, как души поки­ну­ли брен­ные тела чле­нов семьи Кове­нант, их жда­ло пере­рож­де­ние в кро­во­жад­ных мон­стров.
Пат­рик согла­ша­ет­ся помочь Иери­мии и зака­тав рука­ва (а они у героя зака­та­ны все­гда) начи­на­ет свое при­клю­че­ние. 

С пер­вых же минут игры нас с голо­вой оку­на­ют в густую и вяз­кую атмо­сфе­ру, а каж­дая часть игры рабо­та­ет на отлич­но:
Исто­рия выда­ет­ся герою кус­ка­ми, посред­ством рас­суж­де­ний глав­но­го героя вслух, про­чте­ния запи­сок и днев­ни­ков раз­бро­сан­ных по лока­ци­ям игры. Сюжет Про­кля­тых весь­ма инте­ре­сен и спо­со­бен захва­тить вни­ма­ние игро­ка, да и неожи­дан­ные пово­ро­ты в нали­чии. Ко все­му про­че­му, люби­те­ли про­из­ве­де­ний жан­ра ужа­сов могут про­ве­сти парал­ле­ли с про­из­ве­де­ни­я­ми таких вели­ких писа­те­лей как Говард Фил­липс Лав­крафт и Эдгар Алан По.

Визу­аль­ный ряд гар­мо­нич­но допол­ня­ет повест­во­ва­ние. Вид­но что гейм­ди­зай­не­ры поста­ра­лись на сла­ву и исполь­зо­ва­ли все доступ­ные мощ­но­сти Unreal Engine: древ­ний особ­няк с вели­ким мно­же­ством кори­до­ров и ком­нат, в кото­рых дав­но никто не живет. Повсю­ду царит запу­сте­ние и упа­док. Гро­мозд­кая ста­рин­ная мебель, скри­пу­чие полы, сла­бый свет све­чей и жут­кие кар­ти­ны на сте­нах — все сде­ла­но для того, что­бы игрок почув­ство­вал себя оди­но­ким в этих забро­шен­ных и пыль­ных поме­ще­ни­ях. Сто­ит отме­тить, что мно­гие кар­ти­ны явля­ют­ся репро­дук­ци­я­ми кар­тин извест­ных худож­ни­ков, вклю­чая Кара­ва­д­жо, Рафа­э­ля и само­го Бар­ке­ра.

«Ноч­ной кош­мар» Иоган­на Фюсс­ли.

Но не особ­ня­ком еди­ным полон мир игры. Сле­дуя пери­пе­ти­ям сюже­та глав­но­му герою при­дет­ся иссле­до­вать всю окру­жа­ю­щую тер­ри­то­рию, вклю­чая ката­ком­бы и под­зе­ме­лья, древ­ний мона­стырь и Ост­ров Кам­ней, путе­ше­ство­вать во вре­ме­ни и посе­тить парал­лель­ные миры. Каж­дая лока­ция уни­каль­на и про­ду­ма­на. А про­цесс раз­ра­бот­ки парал­лель­ных миров Бар­кер кон­тро­ли­ро­вал лич­но.

Сто­ит отме­тить и зву­ко­вое сопро­вож­де­ние: при­клю­че­ния героя сопро­вож­да­ют мрач­ные эмби­ен­ты, в кото­рых музы­каль­ные инстру­мен­ты заме­ша­ны с таки­ми зву­ка­ми, как шум моря, свист вет­ра или звук капа­ю­щей воды. Саунд­тре­ком к кат­сце­нам высту­па­ет хоро­вое пение в сопро­вож­де­нии оркест­ра, при­чем хор запи­сы­ва­ли не на сту­дии, а в церк­ви. Види­мо для атмо­сфер­но­сти.

На фоне достой­ных деко­ра­ций и зву­ков раз­во­ра­чи­ва­ет­ся не менее инте­рес­ный гейм­плей. Clive Barker’s Undying — эту шутер от пер­во­го лица, при­чем в две руки. 
Одну руку герой исполь­зу­ет толь­ко для ору­жия, кото­ро­го раз­ра­бот­чи­ки насы­па­ли от души. В игре есть стан­дарт­ное ору­жие вро­де револь­ве­ра, дро­бо­ви­ка, арба­ле­та, дина­ми­та или кок­тей­ля моло­то­ва, но есть и весь­ма спе­ци­фи­че­ское. Тибет­ская пуш­ка в виде голо­вы дра­ко­на, стре­ля­ю­щая ледя­ны­ми шара­ми, кельт­ская коса, что погло­ща­ет души сво­их жертв и посте­пен­но сво­дит сво­е­го вла­дель­ца с ума и яйцо феник­са, даю­щее воз­мож­ность при­звать это­го само­го феник­са и управ­лять им. Каж­дое ору­жие име­ет аль­тер­на­тив­ный режим ата­ки, а огне­стрел может исполь­зо­вать несколь­ко типов бое­при­па­сов. Так же этой рукой исполь­зу­ет­ся камень Гель­зиа­ба­ра, кото­рый Пат­рик полу­чил на войне. Пря­мой урон он не нано­сит, а толь­ко оттал­ки­ва­ет вра­гов, но камень исполь­зу­ет­ся по сюже­ту, помо­га­ет нахо­дить сек­рет­ные места и может уси­ли­вать маги­че­ские спо­соб­но­сти героя сверх стан­дарт­но­го мак­си­му­ма. Есть слух, что если слиш­ком часто исполь­зо­вать этот камень, то появит­ся страж Гель­зиа­ба­ра и порвет героя в лос­ку­ты.

Вто­рой рукой Пат­рик лов­ко тво­рит вся­кие кол­дун­ства, кото­рых тут на любой вкус. Есть бое­вые закли­на­ния вро­де экто­плаз­мы (герой выпус­ка­ет из рук сгуст­ки энер­гии), бури чере­пов (злоб­но сме­ю­ща­я­ся чере­пуш­ка летит сугу­бо пря­мо и взры­ва­ет­ся при столк­но­ве­нии) или мол­нии (мож­но побыть лор­дом сит­хов или заря­дить сна­ряд арба­ле­та элек­три­че­ством).
Есть ско­рость и леви­та­ция, есть маги­че­ский щит, уси­ли­ва­ю­щий защи­ту, и рас­се­и­ва­ние магии, уни­что­жа­ю­щее маги­че­ские барье­ры. 
Есть ожив­ле­ние — при при­ме­не­нии на тру­пах недру­гов ожив­ля­ет их, так что мож­но почув­ство­вать себя заправ­ским некро­ман­том тас­кая за собой армию мерт­ве­цов. При при­ме­не­нии на нежи­ти — разуп­лот­ня­ет ее, а исполь­зо­ва­ние на живых людях при­во­дит к суи­ци­ду послед­них.

И не осо­бо полез­ное, но явля­ю­ще­е­ся фиш­кой игры — Ясно­ви­де­ние.
При при­ме­не­нии дан­но­го закли­на­ния мож­но уви­деть собы­тия про­шло­го, раз­но­об­раз­ные сек­ре­ты и скры­тые ходы, под­све­чи­ва­ет­ся аура про­тив­ни­ков и луч­ше вид­но в тем­но­те, но это не так инте­рес­но. Инте­рес­нее то, что с помо­щью это­го закли­на­ния мож­но уви­деть истин­ную суть вещей вокруг. 

Ко все­му про­че­му каж­дое закли­на­ние может быть улуч­ше­но до пяти раз.

И если вы дума­е­те, что с таким вели­ким арсе­на­лом вы буде­те слов­но тер­ми­на­тор сеять доб­ро и при­чи­нять радость, то это совсем не так. Никто не выдаст вам весь арсе­нал на блю­деч­ке и дол­гое вре­мя вашим основ­ным дру­гом будет шести­за­ряд­ный револь­вер и уме­ние мет­ко стре­лять. Иной раз охла­дить пыл смо­жет дизайн уров­ней: ком­па­са нет, а заблу­дит­ся во всех этих ком­на­тах, кори­до­рах и тупи­ках очень лег­ко. Но иссле­до­вать лока­ции сто­ит, ведь они скры­ва­ют мно­же­ство сек­ре­тов и бону­сов, кото­рые суще­ствен­но облег­чат жизнь. 

Ко все­му про­че­му мест­ный бес­ти­а­рий не даст почув­ство­вать себя бес­смерт­ным. А он тут крайне вну­ши­те­лен и вклю­ча­ет более 20 наиме­но­ва­ний не счи­тая бос­сов. Сре­ди вра­гов нашлось место как мон­страм, так и людям, при­зра­кам, демо­нам, нежи­ти и даже рас­те­ни­ям. При­чем для каж­дой тва­ри про­пи­са­но не толь­ко жела­ние отгрызть от героя кусок посоч­нее, но и было про­ду­ма­но в каких усло­ви­ях и лока­ци­ях про­жи­ва­ют те или иные суще­ства, чем обу­слов­ле­но их пове­де­ние и внеш­ний вид. Так напри­мер один из пер­вых вра­гов — тварь под назва­ни­ем Варг (Howler) оби­та­ет в норах и ката­ком­бах при недо­стат­ке сол­неч­но­го све­та, соот­вет­ствен­но что­бы рыть норы — нуж­ны длин­ные и мощ­ные ког­ти.

Бос­сы игры — это отдель­ный раз­го­вор. Ведь сра­жать­ся глав­но­му герою при­дет­ся не с кем-нибудь, а с чле­на­ми про­кля­той семей­ки. И сто­ит ска­зать, что жару они зада­дут. Так малень­кая девоч­ка Эли­за­бет ста­ла чем-то вро­де вам­пи­ра, а в под­чи­не­нии у нее стая охо­чих до люд­ской пло­ти Вар­гов. К тому же после пере­рож­де­ния она ожи­ви­ла свою мать, что­бы та пела ей колы­бель­ные.

Амбро­уз Кове­нант после паде­ния с обры­ва стал еще злее и кро­во­жад­нее. Дол­гое вре­мя он скры­вал­ся в при­бреж­ных пеще­рах и воз­гла­вил ора­ву голо­во­ре­зов из пле­ме­ни Трсан­ти. Теперь его внеш­ний вид гораз­до боль­ше соот­вет­ству­ет его харак­те­ру.

Бета­ни Кове­нант попа­ла под вли­я­ние бес­прин­цип­но­го кол­ду­на и спе­ци­а­ли­ста по оккульт­ным нау­кам Отто Кей­син­дже­ра, кста­ти дав­не­го вра­га Пат­ри­ка. Имен­но она звер­ски уби­ла и осве­же­ва­ла сво­е­го бра­та Ааро­на. Но впо­след­ствии была уби­та сво­им же учи­те­лем. После пере­рож­де­ния ста­ла крайне злоб­ной кол­ду­ньей, при­звав­шей себе во слу­же­ние целую сво­ру раз­но­об­раз­ных тва­рей. Ко все­му про­че­му она кон­тро­ли­ру­ет один из парал­лель­ных миров под назва­ни­ем “Веч­ная осень”, и понят­ное дело, что в том мире ниче­го хоро­ше­го наше­го героя не ждет.

Аарон Кове­нант — безум­ный худож­ник, жесто­ко рас­тер­зан­ный сво­ей сест­рой, пере­ро­дил­ся в при­зра­ка, что доку­ча­ет всем жите­лям поме­стья и наше­му герою на про­тя­же­нии всей игры. Появ­ля­ет­ся в двух вопло­ще­ни­ях: пер­вое — то как он выгля­дел при жиз­ни, а вто­рое — как он выгля­дел после дей­ствий его сест­рич­ки: голые мыш­цы и внут­рен­ние орга­ны, вырван­ная с кор­нем ниж­няя челюсть, ко все­му про­че­му воору­жен крю­ком на цепи.

А ведь есть еще финаль­ный босс, в луч­ших тра­ди­ци­ях труд­но­опи­су­е­мое, крайне огром­ное и мер­зот­ное суще­ство, пред­став­ля­ю­щее мест­ный невы­ра­зи­мый ужас.

Раз­ра­бот­чи­ки игры не забы­ли и про пас­ха­лоч­ки: осо­бо вни­ма­тель­ные и дотош­ные игро­ки смо­гут обна­ру­жить дис­ко­те­ку, гигант­скую овцу или посла­ние одно­го из раз­ра­бот­чи­ков люби­мой.

Сто­ит отме­тить, что не все запла­ни­ро­ван­ное дошло до рели­за. Весь­ма ощу­ти­мая часть кон­тен­та была выпи­ле­на из игры, види­мо виной тому нехват­ка финан­сов. Пла­ни­ро­ва­лось, что будет 16 закли­на­ний вме­сто 8, что будет добав­лен стэлс, что­бы мож­но было не толь­ко уби­вать вра­га в откры­том бою, но и про­красть­ся мимо. Кро­ме оди­ноч­ной ком­па­нии пла­ни­ро­вал­ся сорев­но­ва­тель­ный муль­ти­пле­ер и редак­тор карт, что­бы поль­зо­ва­те­ли мог­ли созда­вать уров­ни как для сете­вой, так и для оди­ноч­ной игры. 

Но даже без выпи­лен­ных кус­ков Clive Barker’s Undying все рав­но ста­ла важ­ной вехой в раз­ви­тии жан­ра ужа­сов, хотя и не снис­ка­ла осо­бой попу­ляр­но­сти у ауди­то­рии. Но сто­ит ска­зать, что пре­дан­ные фана­ты у игры есть и по сей день. Неболь­шая груп­па этих самых фана­тов реши­ла, что раз про­дол­же­ния не видать, то ремейк точ­но необ­хо­дим и при­сту­пи­ла к раз­ра­бот­ке. Коман­да крайне малень­кая и про­из­вод­ство это­го само­го ремей­ка идет со ско­ро­стью чере­па­хи, но судя по отче­там в их груп­пе в лицок­ни­ге — на месте не сто­ит. Наде­юсь что у них все полу­чит­ся, ведь ста­ти­сти­ка отно­си­тель­но про­ек­тов созда­ва­е­мых фана­та­ми, весь­ма пла­чев­на.
С дру­гой сто­ро­ны и с ори­ги­на­лом сей­час мож­но озна­ко­мит­ся вполне ком­форт­но: на извест­ном поль­ском мага­зине по цене в пару чашек кофе лежит вер­сия, адап­ти­ро­ван­ная под совре­мен­ные плат­фор­мы.

А на этом у меня все и до ско­рых вол­ну­ю­щих!

Автор: Ян Михай­лов
Под­пи­сы­вай­тесь на Теле­грам канал авто­ра ста­тьи: https://t.me/oogamers