Определение лавкрафтовского ужаса / Эссе Пита Равлика

Сле­ду­ю­щее эссе напи­са­но Питом Рав­ли­ком, авто­ром лав­краф­тов­ско­го рома­на «Реани­ма­то­ры».

Тер­мин «лав­краф­тов­ский хор­рор» исполь­зу­ет­ся доволь­но часто, в том чис­ле и мной, но что он озна­ча­ет? Как мы (то есть я) опре­де­ля­ем его? Неко­то­рые люди исполь­зу­ют его как вза­и­мо­за­ме­ня­е­мый с «Мифа­ми Ктул­ху» или «Кос­ми­че­ским хор­ро­ром», но для меня это небреж­но, и как псев­до­уче­ный я пред­по­чи­таю некое руко­вод­ство, что­бы я мог объ­еди­нить или раз­де­лить раз­лич­ные уси­лия в какую-то кате­го­рию. Кри­ти­ки получ­ше меня затра­ги­ва­ли этот вопрос, в том чис­ле Роберт Прайс, С. Т. Джо­ши, и я дол­жен при­знать, что здесь я опи­ра­юсь на их рабо­ту. Если бы я писал офи­ци­аль­ную ста­тью, я был бы вынуж­ден изло­жить исто­рию «Мифов Ктул­ху», при­ве­сти цита­ты, что­бы про­яс­нить и обос­но­вать свою пози­цию, а затем при­ве­сти ссыл­ки. Одна из радо­стей напи­са­ния ста­тьи в бло­ге заклю­ча­ет­ся в том, что мне не нуж­но делать ниче­го из это­го. Итак, вот набро­сок для опре­де­ле­ния поня­тия «лав­краф­тов­ский хор­рор» и его место­име­ний.

Осно­во­по­ла­га­ю­щей для наше­го обсуж­де­ния явля­ет­ся кон­цеп­ция кос­ми­циз­ма — фило­со­фии, кото­рую обыч­но при­пи­сы­ва­ют Лав­краф­ту, но он не был ни ее созда­те­лем, ни ее един­ствен­ным сто­рон­ни­ком. Вкрат­це, кос­ми­цизм состо­ит из несколь­ких основ­ных посту­ла­тов: 

1) Боже­ствен­но­го при­сут­ствия не суще­ству­ет; 
2) Кос­мос и силы в нем без­раз­лич­ны к чело­ве­че­ству; и 
3) Чело­ве­че­ство незна­чи­тель­но, оно не явля­ет­ся ни пер­вым, ни послед­ним, ни осо­бен­ным видом во Все­лен­ной. Писа­те­ли, затра­ги­вав­шие эти кон­цеп­ции, вклю­ча­ют Ола­фа Стэпл­до­на, Дэви­да Бри­на, Ста­ни­сла­ва Лема и, в неко­то­рой сте­пе­ни, Арту­ра Клар­ка.

Под­мно­же­ство кос­ми­циз­ма, кото­рое я счи­таю Кос­ми­че­ским Ужа­сом, вклю­ча­ет в себя посту­ла­ты кос­ми­циз­ма, но рас­ши­ря­ет их, что­бы поро­дить сво­е­го рода кос­ми­че­ский ужас или страх. Отли­чи­тель­ные чер­ты «Кос­ми­че­ско­го Хор­ро­ра» вклю­ча­ют: 

1) Боль­шин­ство чело­ве­че­ства не осо­зна­ет соб­ствен­ной незна­чи­тель­но­сти, без­раз­ли­чия Все­лен­ной или ее истин­ной при­ро­ды; 
2) Отдель­ные люди, часто ото­рван­ные от обще­ства, могут полу­чить пер­спек­ти­вы, поз­во­ля­ю­щие им взгля­нуть на реаль­ность, но это часто при­во­дит к безу­мию; и 
3) Неза­ви­си­мо от полу­чен­ных зна­ний или спо­соб­но­стей, у глав­но­го героя мало надеж­ды повли­ять на ход собы­тий или рас­крыть все, что было скры­то. Любое вли­я­ние про­та­го­ни­ста обыч­но носит вре­мен­ный харак­тер или име­ет непред­ви­ден­ные и ката­стро­фи­че­ские послед­ствия. Подоб­ные темы часто затра­ги­ва­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях Клай­ва Бар­ке­ра, Джо­на Кар­пен­те­ра, Коли­на Уил­со­на и Тома­са Лигот­ти.

Если быть еще более кон­крет­ным, то в «кос­ми­че­ском хор­ро­ре» суще­ству­ют отдель­ные брен­ды, вокруг кото­рых мож­но сво­бод­но груп­пи­ро­вать опре­де­лен­ных авто­ров, хотя неко­то­рые из них и пере­се­ка­ют­ся. Чаще все­го такие кла­сте­ры опре­де­ля­ют­ся отдель­ны­ми искус­ствен­ны­ми мифо­ло­ги­я­ми, вклю­ча­ю­щи­ми исто­рии созда­ния, псев­до­бо­жеств, нече­ло­ве­че­ских разум­ных существ и запрет­ные тек­сты, рас­кры­ва­ю­щие или наме­ка­ю­щие на истин­ную при­ро­ду Все­лен­ной. Имен­но на этом уровне боль­шин­ство людей начи­на­ют исполь­зо­вать общее сло­во­со­че­та­ние «лав­краф­тов­ский хор­рор». Это про­ис­хо­дит пото­му, что имен­но ниже это­го уров­ня начи­на­ют появ­лять­ся под­жан­ры, и хотя наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным явля­ет­ся «Мифы Ктул­ху», но он не един­ствен­ный. Одна­ко чита­те­ли, кото­рые инстинк­тив­но пони­ма­ют, что та или иная исто­рия — это кос­ми­че­ский хор­рор, а зна­чит, име­ет неко­то­рое сход­ство с Мифа­ми Ктул­ху, назо­вут ее лав­краф­тов­ской, даже если это назва­ние не совсем под­хо­дит. Напри­мер, Сти­вен Кинг исполь­зу­ет эти темы и даже добав­ля­ет неко­то­рые лав­краф­тов­ские отсыл­ки, но если неко­то­рые рас­ска­зы Кин­га явно отно­сят­ся к Мифам Ктул­ху, то дру­гие — нет. Ско­рее, они явля­ют­ся частью соб­ствен­ной мифо­ло­гии или мира Кин­га, кото­рый ино­гда пере­се­ка­ет­ся с мифа­ми Лав­краф­та.

Ана­ло­гич­но, рас­ска­зы Робер­та Чем­бер­са «Король в жел­том» когда-то были вклю­че­ны в Мифы Ктул­ху, но теперь, похо­же, пре­вра­ща­ют­ся в соб­ствен­ный под­жанр, рас­ши­рен­ный Кар­лом Эдвар­дом Ваг­не­ром и Джо Пул­ве­ром (анто­ло­гия Пул­ве­ра «Сезон в Кар­ко­зе» под­твер­жда­ет эту тен­ден­цию). Без­услов­но, неко­то­рые исто­рии «Коро­ля в жел­том» отно­сят­ся к Мифам Ктул­ху, но дру­гие сто­ят особ­ня­ком, хотя офи­ци­аль­ное назва­ние еще не при­ду­ма­но (Кар­ко­зия?). Таким обра­зом, тер­мин “лав­краф­тов­ский хор­рор” исполь­зу­ет­ся пото­му, что ясно, что исто­рия соот­но­сит­ся с опре­де­лен­ны­ми эле­мен­та­ми Мифов Ктул­ху, но при­зна­ет­ся отлич­ной от этой вет­ви. Мета­фо­ри­че­ски мы зна­ем, что лоша­ди, зеб­ры и ослы — род­ствен­ни­ки, но не одно и то же, но боль­шин­ству из нас не хва­та­ет язы­ка, что­бы понять или выра­зить эти раз­ли­чия, и поэто­му луч­шее, что мы можем сде­лать, — назвать их всех «лоша­ди­ны­ми».

Дав опре­де­ле­ние «лав­краф­тов­ско­му хор­ро­ру», я бы счел за луч­шее оста­но­вить­ся, но есть еще несколь­ко вопро­сов, кото­рые я хотел бы обсу­дить, каса­ю­щих­ся мифо­ло­гии Ктул­ху и само­го твор­че­ства Лав­краф­та. Как объ­яс­ня­лось выше, внут­ри кла­сте­ров кос­ми­че­ско­го ужа­са суще­ству­ют груп­пы, обыч­но опре­де­ля­е­мые кон­крет­ны­ми псев­до­ми­фо­ло­ги­я­ми, и одна из них обыч­но назы­ва­ет­ся «Мифы Ктул­ху». В част­но­сти, «Мифы Ктул­ху» — это исто­рии, кото­рые вра­ща­ют­ся вокруг псев­до­бо­жеств, нече­ло­ве­че­ских существ и арте­фак­тов, создан­ных Лав­краф­том и дру­ги­ми писа­те­ля­ми. При­ро­да Мифов Ктул­ху тако­ва, что он посто­ян­но рас­ши­ря­ет­ся и добав­ля­ет новые ком­по­нен­ты, поэто­му окон­ча­тель­ный спи­сок ком­по­нен­тов невоз­мо­жен. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо уточ­нить, что суще­ству­ют исто­рии, кото­рые сво­бод­но заим­ству­ют Мифы Ктул­ху, исполь­зуя его тро­пы, но встра­и­вая их в повест­во­ва­ния, кото­рые не осно­ва­ны или отвер­га­ют посту­ла­ты кос­ми­циз­ма и кос­ми­че­ско­го хор­ро­ра. Часто в таких повест­во­ва­ни­ях Мифы Ктул­ху исполь­зу­ет­ся как про­дол­же­ние или иска­же­ние совер­шен­но дру­гой мифо­ло­гии или псев­до­ми­фо­ло­гии. Напри­мер, во мно­гих рабо­тах Авгу­ста Дер­ле­та, посвя­щен­ных мифо­ло­гии, оби­та­ю­щие в ней суще­ства клас­си­фи­ци­ру­ют­ся как эле­мен­та­ли. Это вполне тер­пи­мо, если рас­смат­ри­вать его как еще одну вари­а­цию куль­та Ктул­ху, хотя и про­ти­во­сто­я­щую его гос­под­ству. Бого­хуль­ство Дер­ле­та заклю­ча­ет­ся не в его тео­рии эле­мен­тов, а в созда­нии закли­на­ний, в кото­рых исполь­зу­ют­ся силы, явно при­зван­ные урав­но­ве­сить доб­ро и зло, Ктул­ху и дру­гих, что само по себе несов­ме­сти­мо с тео­ри­ей эле­мен­тов.

Ана­ло­гич­ным обра­зом, мно­гие исто­рии из сбор­ни­ка Coach’s Midnight Diner: Jesus versus Cthulhu Edition исполь­зу­ют тво­ре­ния Лав­краф­та в каче­стве про­яв­ле­ний демо­ни­че­ских, но пол­но­стью хри­сти­ан­ских оккульт­ных сил. Ана­ло­гич­ным обра­зом, мно­гие теле­се­ри­а­лы и филь­мы на сверхъ­есте­ствен­ную тема­ти­ку исполь­зо­ва­ли Мифы Ктул­ху для крат­ких появ­ле­ний. Ред­ко такое исполь­зо­ва­ние быва­ет дог­ма­тич­ным, посколь­ку эти сери­а­лы, как пра­ви­ло, не раз­ра­ба­ты­ва­ют еди­ную и после­до­ва­тель­ную мифо­ло­гию, а пере­хо­дят от систе­мы веро­ва­ний к систе­ме веро­ва­ний в зави­си­мо­сти от потреб­но­стей сюже­та. Исклю­че­ние состав­ля­ют пре­вос­ход­ный «Вави­лон 5» и серия «Пра­чеч­ная» Чарль­за Строс­са, кото­рый создал все­объ­ем­лю­щую осно­ву, поз­во­ля­ю­щую раз­лич­ным систе­мам веро­ва­ний и магии кон­ку­ри­ро­вать друг с дру­гом. Дру­гие авто­ры про­сто слиш­ком лег­ко­мыс­лен­но отно­сят­ся к упо­ми­на­нию имен. Рас­сказ Робер­та Вайн­бер­га «Ката­ком­бы» в анто­ло­гии The Further Adventures of Batman Volume 3: featuring Catwoman начи­на­ет­ся с цита­ты вымыш­лен­но­го ктул­х­ли­во­го поэта Джа­сти­на Джеф­ф­ри, но в осталь­ном не име­ет ника­кой свя­зи с мифа­ми. Дей­стви­тель­но, назва­ние лечеб­ни­цы в бэт­ме­нов­ском Гот­эм-Сити как Arkham Asylum наве­ва­ет фун­да­мен­таль­ный ужас, свя­зан­ный с этим назва­ни­ем, но ред­ко когда это уда­ет­ся в исто­ри­ях (хотя The Doom That Came to Gotham — ред­кая жем­чу­жи­на, эффек­тив­но объ­еди­ня­ю­щая мифы Бэт­ме­на и Ктул­ху).

Одна­ко даже Мифы Ктул­ху сле­ду­ет счи­тать дели­мым. В осно­ве Мифов Ктул­ху лежит то, что мож­но счи­тать мифа­ми Лав­краф­та, — исто­рии, напи­сан­ные самим Лав­краф­том, кото­рые отно­сят­ся к Мифам Ктул­ху. Суще­ству­ет тен­ден­ция про­во­дить раз­ли­чие меж­ду про­из­ве­де­ни­я­ми Лав­краф­та, пред­по­ла­гая, что неко­то­рые из его работ (Мифы Лав­краф­та) при­над­ле­жат к Мифам Ктул­ху, а дру­гие — нет (или не при­над­ле­жа­ли, пока не были вклю­че­ны в него зад­ним чис­лом дру­ги­ми авто­ра­ми). Что­бы помочь в обсуж­де­нии это­го вопро­са, воз­мож­но, будет полез­но опре­де­лить рас­ска­зы Лав­краф­та по их при­вер­жен­но­сти неко­то­рым общим прин­ци­пам, кото­рые, пере­фра­зи­руя Робер­та Прай­са, вклю­ча­ют кос­ми­че­ский хор­рор, псев­до­ми­фо­ло­гию и обста­нов­ку Новой Англии, ино­гда вымыш­лен­ную, а ино­гда лишь нена­дол­го при­сут­ству­ю­щую или пред­став­лен­ную чело­ве­ком из это­го реги­о­на. Если руко­вод­ство­вать­ся эти­ми прин­ци­па­ми, то «Дан­вич­ский ужас» и «Тень вне вре­ме­ни» явно явля­ют­ся частью лав­краф­тов­ской мифо­ло­гии, как и в «Хреб­тах Безу­мия» и «Тень над Иннс­му­том». Но что делать с «Ре-ани­ма­то­ром» Гер­бер­та Уэс­та, дей­ствие кото­ро­го про­ис­хо­дит в Арк­хэме, но лише­но како­го-либо реаль­но­го ощу­ще­ния кос­ми­че­ско­го. Что делать с рас­ска­за­ми Рэн­доль­фа Кар­те­ра, или «Модель Пик­ма­на», «Дело Чарль­за Декс­те­ра Уор­да», или вооб­ще с рас­ска­за­ми о Стране Грез? По боль­шей части это не исто­рии о мифе Ктул­ху, а ско­рее обыч­ные рас­ска­зы о сверхъ­есте­ствен­ном или тем­ное фэн­те­зи (хотя мож­но дока­зать, что The Unnameable — это немно­го кос­ми­че­ский ужас). Одна­ко в «Сквозь вра­та Сереб­ря­но­го клю­ча» Рэн­дольф Кар­тер встре­ча­ет­ся с Ньяр­латхо­те­пом и испы­ты­ва­ет нечто вро­де кос­ми­че­ско­го ужа­са, и эта связь с мифом Ктул­ху толь­ко уси­ли­ва­ет­ся бла­го­да­ря появ­ле­нию Кар­те­ра в «Из эонов». Учи­ты­вая эти исто­рии, кажет­ся мало­ве­ро­ят­ным, что раз­де­ле­ние рас­ска­зов Лав­краф­та на кате­го­рии, кото­рые дела­ют их частью мифо­ло­гии Лав­краф­та (и, сле­до­ва­тель­но, Мифов Ктул­ху) или нет, про­сто не будет таким удоб­ным, как хоте­лось бы. Неко­то­рые рас­ска­зы свя­за­ны с мифо­ло­ги­ей через обста­нов­ку или пер­со­на­жей, но сами по себе не отве­ча­ют кри­те­ри­ям Кос­ми­че­ско­го Ужа­са.

Это не про­ти­во­ре­чит опре­де­ле­нию, напом­ним, что одной из отли­чи­тель­ных черт кос­ми­че­ско­го ужа­са явля­ет­ся неспо­соб­ность масс осо­знать истин­ную при­ро­ду вещей. Таким обра­зом, в таких рас­ска­зах, как «Гер­берт Уэст — Ре-Ани­ма­тор», «Пока­за­ния Рэн­доль­фа Кар­те­ра» и «Кар­ти­на в доме», кос­ми­цизм под­ра­зу­ме­ва­ет­ся сре­дой, в кото­рой они про­ис­хо­дят. Соглас­но это­му пред­ло­же­нию, Кос­ми­че­ский Хор­рор под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, даже если он не втор­га­ет­ся, про­сто бла­го­да­ря обста­нов­ке. Дру­ги­ми сло­ва­ми, в Мифах Ктул­ху суще­ству­ют исто­рии, в кото­рых кос­ми­че­ский хор­рор может пол­но­стью отсут­ство­вать, более того, повест­во­ва­ние даже не может быть отне­се­но к кате­го­рии ужа­сов. Пред­ставь­те себе дра­мы, мисте­рии, трил­ле­ры или даже рома­ны, в кото­рых не про­ис­хо­дит ниче­го сверхъ­есте­ствен­но­го или ужас­но­го, но посколь­ку дей­ствие про­ис­хо­дит в Арк­хе­ме, Дан­ви­че, Иннс­му­те, Кинг­спор­те или даже в Коз­ли­ном лесу Кэм­п­бел­ла или долине Сесква Паг­ми­ра, угро­за кос­ми­че­ско­го тон­ко под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, все­гда таясь за заве­сой повест­во­ва­ния.

Подоб­ные исто­рии суще­ству­ют и за пре­де­ла­ми про­из­ве­де­ний Лав­краф­та. В романе Майк­ла Чабо­на «Уди­ви­тель­ные при­клю­че­ния Кава­ле­ра и Клэя» есть оке­ан­ский лай­нер под назва­ни­ем «Мис­ка­то­ник». В романе Ген­ри Катт­не­ра «У чере­пов нет ушей» анта­го­нист ока­зы­ва­ет­ся совер­шен­но есте­ствен­ным суще­ством, а не тем, чего боял­ся про­та­го­нист. Такие исто­рии, хотя тра­ди­ци­он­но и не счи­та­ют­ся частью Мифов Ктул­ху, все же явно при­над­ле­жат к той же сре­де, и хотя неко­то­рым может быть труд­но исполь­зо­вать это назва­ние. Воз­мож­но, сле­ду­ет раз­ра­бо­тать дру­гие обо­ро­ты речи, что­бы охва­тить такие рас­ска­зы, в кото­рых пол­но­стью отсут­ству­ет сверхъ­есте­ствен­ный или кос­ми­че­ский эле­мент, но под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что они про­изо­шли в сре­де, где такие силы суще­ству­ют.

Я не смею пытать­ся про­ве­сти подоб­ную кате­го­ри­за­цию здесь, моя зада­ча выпол­не­на, а затем неко­то­рые, более луч­шие люди, чем я, долж­ны будут раз­ра­бо­тать тер­ми­но­ло­гию, что­бы иметь дело с таки­ми каса­тель­ны­ми исто­ри­я­ми. В конеч­ном сче­те, тер­мин «лав­краф­тов­ский хор­рор» будет исполь­зо­вать­ся для обо­зна­че­ния тех рас­ска­зов в жан­ре кос­ми­че­ско­го хор­ро­ра, кото­рые парал­лель­ны Мифам Ктул­ху, по край­ней мере, до тех пор, пока не появят­ся дру­гие назва­ния и не утвер­дят­ся в жан­ре.

Пит Рав­лик — автор лав­краф­ти­ан­ско­го рома­на «Реани­ма­то­ры».

Источ­ник: Апрель 15, 2013 — by Mike Davis — in Conversation. -