Перевод: Антон Коненков
Что касается самообладания и спокойствия в сложных ситуациях, я считаю, что они проистекают более из наследственных, чем из окружающих условий. Эти качества нельзя получить культурным воздействием на индивида, однако, систематическое воздействие на определенную общность в течение многих поколений, несомненно, способствует проявлению этой силы в такой степени, которая приведёт к повышению среднего уровня доминантных личностей, по сравнению с некультурной общностью схожей численности.
Сомневаюсь, что возможно сформировать класс достаточно сильный, чтобы постоянно и успешно управлять массами, на основании чего, Ницшеанство видится мне непрактичным, а самые крепкие из правительств — существенно нестабильными. Нет и никогда не будет хорошего и постоянного управления среди ползающих, жалких тварей, называемых людьми. Аристократия и монархия наиболее эффективны в развитии лучших качеств человечества, выраженных в достижениях вкуса и интеллекта; но они приводят к неограниченному высокомерию, кое, в свою очередь, неизбежно ведёт к их упадку и свержению. С другой стороны, демократия и власть толпы также неизбежно ведут к упадку и краху из-за отсутствия какого-либо стимула к индивидуальным достижениям. Они могут существовать дольше, но лишь потому, что они ближе к первобытному состоянию животного или дикого, из которого, предположительно, частично произошел цивилизованный человек.
Коммунизм характерен для многих первобытных племён, в то время как абсолютная анархия правит большинством диких животных.
Мозг цивилизованного человека достиг такого уровня, что абсолютное равенство низших животных ему болезненно и невыносимо; он требует индивидуальной борьбы за сложные условия и ощущения, которые могут быть достигнуты лишь немногими за счёт многих. Это условие неизменно, и оно никогда не будет полностью удовлетворено, так как делит человечество на враждебные группы, постоянно борющиеся за превосходство, поочередно обретая и теряя его.
Имея автократию, мы можем быть уверены, что массы однажды свергнут её; имея же демократию или охлократию (власть толпы), мы можем быть уверены, что группа умственно и физически превосходящих личностей однажды обуздает её, установив более или менее продолжительное (но никогда не вечное) превосходство, либо стравливая прочих политических игроков законными способами, либо благодаря терпению и способности концентрировать власть, сочетающимися с пассивностью большинства. Словом, социальная организация человечества находится в состоянии вечно и неизлечимо шаткого равновесия. Сама суть таких вещей, как совершенство, справедливость и улучшение, является иллюзией, основанной на тщетных надеждах и переоцененных аналогиях.
Следует помнить, что нет никаких причин ожидать от человечества чего-то конкретного: добро и зло, являющиеся локальными переменными, равно как и их отсутствие, никоим образом не являются космическими истинами или законами. Мы называем что-то “хорошим” лишь потому, что это способствует определенным мелким человеческим потребностям, которые нам приятны. В то же время, не менее разумно было бы предположить, что вся человеческая раса — это опасный вредитель, который должен быть истреблен, как крысы или комары, ради блага планеты или даже целой вселенной. Во всей слепой трагедии механистической природы нет, и не может быть никаких абсолютных ценностей — ничто не является ни хорошим, ни плохим, за исключением оценки с абсурдно ограниченной (любой) точки зрения.
Единственной реальностью этого мира является бессознательная, неотвратимая судьба — автоматическая, аморальная, непросчитываемая неизбежность.
Единственной разумной шкалой ценностей человеческого существа является та, что способствует снижению агонии его существования. Это наиболее похвальный аспект мышления, так как он лучше прочих способствует созданию самых эффективных объектов и условий, приспособленных для уменьшения боли бытия тех, кто наиболее чувствителен к его угнетающему воздействию.
Ожидать идеальной приспособленности и счастья — абсурдно, ненаучно и противоречит всякой философии. Мы можем искать лишь более или менее приемлемое смягчение страдания.
Я верю в аристократию, потому что считаю её единственным средством создания тех усовершенствований, которые делают жизнь сносной для высокоорганизованного человеческого животного.
Поскольку единственная истинная человеческая мотивация — жажда превосходства, мы не можем ожидать от людей никаких достижений, не связанных с достижением того самого превосходства.
Мы не можем ожидать справедливости — справедливость — это насмешливый призрак — и мы знаем, что у аристократии есть много нежелательных черт. Но мы также знаем — к сожалению, очень хорошо — что мы никогда не сможем уничтожить зло без уничтожения всего ценного для цивилизованного человека.
При аристократии у немногих есть многое, ради чего стоит жить. При демократии у большинства есть немногое, ради чего стоит жить. При охлократии ни у кого нет ничего, ради чего стоило бы жить.
Лишь аристократия способна создавать мысли и объекты ценности. Полагаю, каждый согласится, что такое форма государственного устройства должно предшествовать демократии или охлократии, чтобы создать первоначальную культуру. Куда меньше тех, кто готов признать истину о том, что демократии и охлократии всего лишь паразитически существуют на автократиях, которые они свергают, постепенно истребляя завещанные ими эстетические и интеллектуальные ресурсы, которые они сами никогда не могли бы создать. Скорость расточительства зависит от полноты отступления от аристократии. Там, где дух старины сохраняется, процесс ухудшения может быть очень медленным — некоторые запоздалые изменения компенсируют упадок. Но там, где толпа полностью получает власть, вкус обязательно исчезнет, и тёмное невежество торжествует над руинами культуры.
Богатство и роскошь одинаково необходимы для создания и полного восприятия красоты и правды. Именно существование богатства и роскоши, а также установленных ими стандартов, приносит большинство удовольствий, ощущаемых бедными и обделёнными. Массы обездолят себя, обрубив настоящий источник того слабого удовольствия, которое они получают, так сказать, опосредовано.
Однако, восхваляя автократии, я вовсе не имею в виду абсолютные монархии вроде царской России или кайзеровской Германии. Умеренность необходима во всем, и чрезмерность в политической автократии порождает бесконечное количество глупых ограничений в области наук и искусств. Ограниченное количество политической свободы абсолютно необходимо для свободного развития ума, в связи с чем, говоря о достоинствах аристократической системы, философ имеет в виду скорее не государственный деспотизм, а систему чётко определенных традиционных социальных классов, подобных тем, что существуют в Англии и Франции.
Государственная аристократия не должна заходить дальше защиты аристократического класса в его богатстве и благородстве, чтобы он мог быть свободен в создании эстетики и питать амбиции тех, кто к ней стремится.
Наиболее здоровая аристократия — максимально гибкая, готовая привлекать и принимать в свои ряды людей любого происхождения, доказавших свою эстетическую и интеллектуальную пригодность. Она также выигрывает, если ее члены обладают той естественной благородностью, которая довольствуется признанием собственной ценности и демонстрирует превосходство в выдающихся произведениях и достижениях, а не в снобизме и высокомерных поведении и речах.
Настоящий аристократ всегда разумен, добр и приветлив к массам, в отличие от не вполне сформированного «Novus Homo» (лат. — «новый человек» — в Древнем Риме — название человека из незнатного и малоизвестного рода или из плебса, получившего высшие магистратуры – прим. переводчика), кичащегося своими властью и положением. Впрочем, бесполезно выносить окончательное суждение о любом типе социального порядка, поскольку все они представляют собой слепой результат неуправляемой судьбы и полностью находятся за пределами возможностей любого государственного деятеля или реформатора что-либо в них изменить или исправить.
Человеческая жизнь утомительна, неполноценна, неудовлетворительна и иронично бессмысленна. Так было и будет, поэтому всякий, ищущий рай, лишь обманывается мифами или своим воображением.
Воля и чувства человека жаждут условий, которые не существуют и никогда не будут существовать, поэтому мудрец — это тот, кто убивает в себе волю и чувства до той степени, что позволяет ему презирать жизнь и насмехаться над её инфантильными иллюзиями и призрачными целями. Мудрец — это смеющийся циник; он не принимает ничего всерьез, насмехается над серьезностью и усердием, и не желает ничего, потому что знает, что космос не содержит ничего, чего стоило бы желать. Тем не менее, будучи мудрым, он и на десятую часть не столь счастлив, как собака или крестьянин, не знающие ничего, кроме примитивнейшего животного уровня.
Хорошо быть циником — ещё лучше быть довольной кошкой — и лучшее — не быть вовсе.
Всеобщее самоубийство — самая логичная вещь в мире, отвергаемая нами лишь из первобытной трусости и детского страха темноты. Будь мы разумны, мы бы искали смерть — тот же блаженный пустой мрак, который мы испытывали до того, как начали существовать.
Не имеет значения, что происходит с человечеством — в космосе существование или не существование Земли и её несчастных обитателей — вопрос абсолютно несущественный. Арктур сверкал бы столь же беспечно, если бы вся солнечная система была уничтожена.
Нежелательность любой системы управления, не пропитанной качеством доброты, очевидна, ведь “доброта” — это сложный набор различных импульсов, реакций и реализаций, крайне необходимый для тонкой настройки испорченных и гротескных существ, коими являются большинство людей. Обычно, это слабость, или, в некоторых случаях, демонстрация безопасного превосходства, но её общее влияние желательно; следовательно, в целом, она похвальна.
Поскольку всякие мотивы в основе своей эгоистичны и низменны, мы можем судить о поступках и качествах только по их последствиям.
Пессимизм порождает доброту. Разочарованный философ куда более терпим, чем высокомерный меркантильный идеалист со своими сентиментальными и экстравагантными представлениями о человеческом достоинстве и судьбе.
“Убеждение, что мир и человек — это нечто, чего лучше бы не существовало”, говорит Шопенгауэр, “имеет свойство наполнять нас снисхождением друг к другу. Это напоминает нам о том, что, в конце концов, самые важные вещи — терпимость, терпение, уважение и любовь, жизненно необходимы каждому и, следовательно, всякий человек должен их своему ближнему”.