Фанатский мир Говарда Лавкрафта: разговор с соавтором проекта Lovecraftian horror

Интер­вью, взя­тое Анной Ибра­ги­мо­вой у Яро­сла­ва Соло­ди­ло­ва и Алек­сея Лотер­ма­на для жур­на­ла «Куль­турь!» в 2020 году

Мир Говар­да Лав­краф­та попол­ня­ет­ся и рас­ши­ря­ет­ся посто­ян­но. Во мно­гом это заслу­га его фанат­ско­го сооб­ще­ства. Мы спро­си­ли одно­го из соав­то­ра про­ек­та «Lovecraftian horror» Яро­сла­ва Соло­ди­ло­ва и о том, зачем и для кого они реши­ли создать пор­тал по Все­лен­ной Говар­да Лав­краф­та. А так­же вид­ный иссле­до­ва­тель жиз­ни и твор­че­ства Г. Ф. Лав­краф­та, соав­тор энцик­ло­пе­дии «Миры Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та» Алек­сей Лотер­ман пове­дал нам подроб­но об экра­ни­за­ци­ях аме­ри­кан­ско­го затвор­ни­ка из Про­ви­ден­са.

С чего и когда началось ваше увлечение Говардом Лавкрафтом?

Яро­слав: Мое неосо­знан­ное увле­че­ние Лав­краф­том нача­лось, когда мне было 6 лет. Я вос­пи­ты­вал­ся тогда у дедуш­ки с бабуш­кой вме­сте с моим дядей Димой. Мой дядя, будучи на тот момент под­рост­ком, обо­жал хор­рор, фэн­те­зи, фан­та­сти­ку, трил­ле­ры, и ску­пал все, что толь­ко видел в этих жан­рах: видео­кас­се­ты, кни­ги, жур­на­лы и даже аудио­кас­се­ты со страш­ны­ми рожа­ми на облож­ке. При­вет груп­пам Rob Zombie, Marilyn Manson, Manowar, Helloween. Свои покуп­ки он изу­чал вме­сте со мной. Так в 6 лет я посмот­рел с ним «Уро­да в Зам­ке», «Реани­ма­то­ра» Стю­ар­та Гор­до­на, экра­ни­за­ции про­из­ве­де­ний Лав­краф­та. Далее он меня позна­ко­мил с три­ло­ги­ей Сэма Рей­ми «Зло­ве­щие Мерт­ве­цы», где весь сюжет кру­тит­ся вокруг зло­ве­щей кни­ги «Некро­но­ми­кон». Так­же перед сном он мне любил рас­ска­зы­вать яко­бы реаль­ные страш­ные исто­рии. Прав­да, я потом узнал, что он попро­сту пере­ска­зы­вал сюже­ты филь­мов ита­льян­ско­го кино­ре­жис­се­ра Лючио Фуль­чи «Седь­мые вра­та Ада» и «Город живых мерт­ве­цов», кото­рые, кста­ти, так­же были вдох­нов­ле­ны «Мифа­ми Ктул­ху». В общем, пугал он меня знат­но. И при­ме­ча­тель­но то, что в самом чув­стве стра­ха и ужа­са есть своя опре­де­лен­ная роман­ти­ка, и эта роман­ти­ка мне при­шлась по вку­су. Так я стал поклон­ни­ком жан­ра хор­рор. Прав­да, я не обра­щал вни­ма­ние на то, что все эти лен­ты были свя­за­ны с твор­че­ством Лав­краф­та.

Немно­го поз­же я стал увле­кать­ся твор­че­ством Сти­ве­на Кин­га и Эдгар­да По. Даже стал поклон­ни­ком этих двух писа­те­лей. А с самим Лав­краф­том не зала­ди­лось сра­зу. Мне сна­ча­ла попал­ся рас­сказ из цик­ла «Снов», и это было скуч­но, нуд­но и непо­нят­но. Я тогда еще не мог понять, поче­му на облож­ке кра­су­ет­ся над­пись «Мастер Ужа­са». И толь­ко в под­рост­ко­вом воз­расте, после про­хож­де­ния таких игр как «Alone in the Dark», «Necronomicon: The Dawning of Darkness» и все­ми извест­ная «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» я нако­нец-то решил сно­ва попро­бо­вать почи­тать Лав­краф­та. И так я открыл для себя его про­из­ве­де­ния «Зов Ктул­ху», «Хреб­ты безу­мия», «Дагон» и «Изгой». Это была та самая любовь с пер­вой строч­ки, и чув­ства, кото­рые не осты­ли и по сей день.

А как пришли к тому, чтобы сделать свой сайт о Лавкрафте и вести проект?

Вся заслу­га Алек­сандра Ураз­ме­то­ва и толь­ко его. Сайт и про­ект ранее суще­ство­вал, но под дру­гим назва­ни­ем — «Эзо­те­ри­че­ский Орден Даго­на», но мы уста­ли от того, что нас ассо­ци­и­ру­ют с какой-то сек­той. На деле мы все­гда явля­лись обыч­ны­ми поклон­ни­ки Лав­краф­та и толь­ко. Тогда посмот­ре­ли, что в СНГ не хва­та­ет, и Алек­сандр пред­ло­жил сме­нить направ­ле­ние на «Лав­краф­тов­ский Ужас» и стро­го рабо­тать в этом жан­ре. Он создал новый сайт, про­шлый закры­ли. Вот и вся исто­рия.

Какие у вас дальнейшие планы развития своего проекта?

Яро­слав: Цель про­ек­та заклю­ча­ет­ся в созда­нии архи­ва. При этом мы хотим объ­еди­нить поклон­ни­ков Лав­краф­та, так ска­зать, под одной кры­шей. Поче­му мы это зате­я­ли? Все лег­ко и про­сто! Я захо­тел почи­тать мате­ри­ал по Лав­краф­ту, но по боль­шей части, наты­кал­ся на одно и тоже. Инте­рес­ный мате­ри­ал нуж­но поста­рать­ся еще най­ти. И в какой-то момент нам это про­сто надо­е­ло. Мы реши­ли сде­лать пло­щад­ку для поклон­ни­ков писа­тель­ско­го кру­га Лав­краф­та, что­бы было удоб­но ори­ен­ти­ро­вать­ся во всей этой все­лен­ной. Это долж­но стать удоб­ным угол­ком для всех поклон­ни­ков не толь­ко Лав­краф­та, но и Робер­та Говар­да, Робер­та Бло­ха, Сти­ве­на Кин­га, Клар­ка Эшто­на Сми­та, Авгу­ста Дер­ле­та и т.д. Вот захо­тел посмот­реть фильм — а сайт тебе выда­ет все экра­ни­за­ции этих писа­те­лей и даже мало­из­вест­ные филь­мы. Захо­тел поиг­рать в видео­иг­ру, свя­зан­ную со все­лен­ны­ми этих писа­те­лей — пожа­луй­ста.

Мы так­же хотим облег­чить поиск нуж­но­го мате­ри­а­ла для писа­те­лей, пуб­ли­ци­стов, бло­ге­ров. Ведь для напи­са­ния ста­тьи или рас­ска­за по все­лен­ной «Мифы Ктул­ху», надо пере­рыть весь интер­нет, что­бы собрать кру­пин­ки раз­ной инфор­ма­ции. А у нас мож­но зай­ти и най­ти вооб­ще все, что надо. Все ради рас­ши­ре­ния попу­ляр­но­сти «Мифов Ктул­ху» у нас в Рос­сии и в СНГ.

Недав­но мы закон­чи­ли со стра­ни­цей про­из­ве­де­ний Лав­краф­та, где собра­ны все его про­из­ве­де­ния, кото­рые он напи­сал за свою жизнь, и так­же те, кото­рые допи­сы­ва­ли дру­гие писа­те­ли после его смер­ти. В дан­ный момент мы рабо­та­ем над сле­ду­ю­щей стра­ни­цей — филь­мо­гра­фия Лав­краф­та. Сле­дом игры.

Расскажите нашим читателям о малоизвестных и самых интересных фильмах по Лавкрафту?

Яро­слав: Филь­мы по Все­лен­ной Лав­краф­та мож­но раз­бить на три кате­го­рии. И про первую подроб­но рас­ска­жет мой кол­ле­га Алек­сей Лотер­ман, кото­рый посвя­тил свой про­ект «Lovecraft cinema» филь­мо­гра­фии это­го аме­ри­кан­ско­го писа­те­ля.

Алек­сей: Пер­вая — это экра­ни­за­ции про­из­ве­де­ний само­го Лав­краф­та. Сюда в том чис­ле отно­сят­ся три­ло­гия «Реани­ма­тор», «Извне» и «Дагон», а так­же «Сны в Ведь­ми­ном доме» Стю­ар­та Гор­до­на. В рабо­те над упо­мя­ну­ты­ми филь­ма­ми Гор­до­ну неред­ко помо­гал его друг и кол­ле­га Брай­ан Юзна, высту­пав­ший про­дю­се­ром и сце­на­ри­стом цело­го ряда извест­ных филь­мов. Из его же соб­ствен­ных режис­сер­ских работ сле­ду­ет выде­лить фильм «Кни­га Мёрт­вых» или «Некро­но­ми­кон» 1994 года, в кото­ром автор­ству Юзны при­над­ле­жит не толь­ко основ­ная сюжет­ная линия, но и одна из трёх исто­рий, сня­тых по моти­вам про­из­ве­де­ний Лав­краф­та. Сюжет филь­ма рас­ска­зы­ва­ет о самом писа­те­ле — его роль испол­нил актёр Джеф­ф­ри Комбс, кото­рый, узнав, что некий орден мона­хов хра­нит в сво­ей нью-йорк­ской биб­лио­те­ке копию леген­дар­ной кни­ги «Некро­но­ми­кон», стре­мит­ся запо­лу­чить её в каче­стве источ­ни­ка вдох­но­ве­ния для сво­е­го твор­че­ства. Как мож­но заме­тить, Джеф­ф­ри Комбс успел сыг­рать мас­су ролей в экра­ни­за­ци­ях Лав­краф­та, не толь­ко звезд­ную роль Гер­бер­та Уэс­та, но так­же Кро­уфор­да Тил­лин­га­ста и даже само­го Говар­да Лав­краф­та. Не менее при­ме­ча­тель­на и его роль Уил­бу­ра Уэт­ли в филь­ме «Ужас Дан­ви­ча» 2009 года.

Гово­ря о совре­мен­ных кино­адап­та­ци­ях про­из­ве­де­ний Лав­краф­та, нель­зя не упо­мя­нуть нашу­мев­ший «Цвет из иных миров» режис­сё­ра Ричар­да Стэн­ли, вышед­ший на экра­ны в 2019 году. Его сюжет осно­вы­ва­ет­ся на пове­сти «Цвет из кос­мо­са» 1927 года, но вклю­ча­ет и неко­то­рые эле­мен­ты из дру­гих про­из­ве­де­ний Лав­краф­та. Одна­ко его рабо­та вызва­ла мно­же­ство наре­ка­ний и кри­ти­ки, каса­ю­щей­ся сюже­та и пер­со­на­жей, полу­чив­ших излишне воль­ную трак­тов­ку. На этом фоне фильм дру­го­го режис­сё­ра Хуа­на Ву «Цвет» 2010 года выгля­дит пол­но­цен­ной экра­ни­за­ци­ей, вопло­тив­шей на экране основ­ную часть исто­рии так, как она была опи­са­на в пове­сти. Такие экра­ни­за­ции как «Цвет» Хуа­на Ву счи­та­ют­ся ред­ко­стью, но если все же появ­ля­ют­ся, то неза­мед­ли­тель­но при­об­ре­та­ют осо­бый ста­тус сре­ди поклон­ни­ков Мифов Ктул­ху.

Поэто­му не уди­ви­тель­но, что опре­де­лён­ным ува­же­ни­ем сре­ди них поль­зу­ют­ся два филь­ма, выпу­щен­ных под пат­ро­на­жем Исто­ри­че­ско­го Обще­ства Лав­краф­та. Пер­вый — это «Зов Ктул­ху» режис­сё­ра Энд­рю Лема­на 2005 года, сня­тый в сти­ле чёр­но-бело­го кино на осно­ве извест­но­го одно­имён­но­го рас­ска­за Лав­краф­та. Вто­рой же фильм — «Шеп­чу­щий во тьме» Шона Брэн­ни 2011 года, уже в сти­ле кине­ма­то­гра­фа 50‑х пере­да­ёт сюжет одно­имен­ной пове­сти писа­те­ля.

Яро­слав: Вто­рая кате­го­рия филь­мов — это «Мифы Ктул­ху». Это все­лен­ная, кото­рая была созда­на Лав­краф­том и рас­ши­ре­на Клар­ком Эшто­ном Сми­том, Робер­том Бло­хом, Робер­том Говар­дом, Ген­ри Катт­не­ром и про­чи­ми писа­те­ля­ми. Во все­лен­ную вхо­дят те про­из­ве­де­ния, сюжет кото­рых вра­ща­ет­ся вокруг арте­фак­тов, собы­тий, существ и даже мест, напря­мую свя­зан­ных с Мифа­ми Ктул­ху. Сам же тер­мин был вве­ден Авгу­стом Дер­ле­том. По сей день эта все­лен­ная рас­ши­ря­ет­ся, будь то лите­ра­ту­ра, видео­иг­ры или кине­ма­то­граф. К ней отно­сят­ся «Под Водой» Уилья­ма Юбэн­ка, три­ло­гия «Зло­ве­щих Мерт­ве­цов» Сэма Рей­ми, «Насле­дие Валь­де­ма­ра», сиквел «Там где оби­та­ют тени» Хосе Луи­са Але­ма­на и «Хэлл­бой: Герой из Пек­ла» Гильер­мо Дель Торо. При­ме­ча­тель­но, что автор серии комик­сов о Хэлл­бое, Майк Миньо­ла рас­ска­зал, как при созда­нии исто­рии о крас­ном чер­тен­ке из пре­ис­под­ней вдох­нов­лял­ся все­лен­ной Лав­краф­та. А суще­ства Огд­ру Джа­хад явля­ют­ся его интер­пре­та­ци­ей лав­краф­тов­ских Древ­них.

А тре­тья кате­го­рия филь­мов — это Лав­краф­тов­ский Ужас. Они постро­е­ны на осо­зна­нии того, что суще­ству­ет нечто разум­ное, древ­нее чело­ве­че­ско­го рода, совер­шен­но не похо­жее на зем­ных существ. Оно явля­ет­ся неопи­су­е­мым на пер­вый взгляд, ужа­са­ю­щим или вовсе не под­власт­ным нашим зем­ным зако­нам иным суще­ством или даже Боже­ством. Его не забо­тит наша жизнь, наши цен­но­сти, да и наш быт. Зача­стую как для дей­ству­ю­щих лиц, так и для само­го зри­те­ля или даже чита­те­ля, оно оста­ет­ся за кад­ром. Но, не при­бе­гая к физи­че­ско­му воз­дей­ствию, оно вли­я­ет на душев­ное состо­я­ние глав­ных геро­ев, отче­го те пре­бы­ва­ют в диком ужа­се перед неиз­ве­дан­ны­ми и неви­ди­мы­ми сила­ми. Это в конеч­ном ито­ге может при­ве­сти их к пол­ней­ше­му безу­мию или вовсе под­ве­сти к само­убий­ству. Конеч­но, если этот неве­до­мый ужас сам же лич­но не погу­бит несчаст­ных. Яркий при­мер мож­но встре­тить в филь­ме «Нечто» Джо­на Кар­пен­те­ра. Хотя сама лен­та — экра­ни­за­ция пове­сти Джо­на Вуда Кэм­п­бел­ла-млад­ше­го «Кто идет?», Кар­пен­тер так­же чер­пал вдох­но­ве­ние из схо­же­го по тема­ти­ке и ситу­а­ции рома­на Лав­краф­та «Хреб­ты безу­мия». Спо­ры насчет воз­мож­но­го пла­ги­а­та «Хреб­тов» самим Кэмм­бел­лом ведут­ся и по сей день. Лав­крафт напи­сал свой куль­то­вый роман «Хреб­ты Безу­мия» в дале­ком 1931 году, а опуб­ли­ко­ван он был в 1936 в жур­на­ле «Astounding Stories», кото­рый читал и Кэмм­белл. Повесть «Кто идет?» была опуб­ли­ко­ва­на в этом же жур­на­ле, но спу­стя целых два года, поэто­му ори­ги­наль­ность дан­но­го про­из­ве­де­ния сто­ит под вопро­сом. Мог ли Кэмм­белл вдох­но­вить­ся «Хреб­та­ми», попро­сту украл идею, или это и вовсе про­стое сов­па­де­ние — решать чита­те­лю. В любом слу­чае, оба про­из­ве­де­ния схо­жи, как с ситу­а­ци­ей и лока­ци­ей, так и ино­пла­нет­ной фор­мой жиз­ни.

Как вы считаете, у литературного творчества Лавкрафта еще есть потенциал для новых фильмов? Или все, что уже можно было снять, снято?

Яро­слав: Есть, есть и еще раз есть! Сей­час вооб­ще выхо­дит очень мно­го про­ек­тов, свя­зан­ных с Лав­краф­том и «Мифа­ми Ктул­ху». И этих про­ек­тов с каж­дым годом ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше. Напри­мер, фильм «Под водой» с Кри­стен Стю­арт. Так­же вышел сери­ал «Эш про­тив зло­ве­щих мерт­ве­цов», где глав­ный гость всей фран­ши­зы «Некро­но­ми­кон». Сей­час Сэм Рэй­ми рабо­та­ет над новым, но уже без Брю­са Кэм­п­бел­ла. 17 авгу­ста выхо­дит новый сери­ал от HBO «Стра­на Лав­краф­та». Это одно­имен­ная экра­ни­за­ция рома­на Мэт­та Раф­фа. Рафф про­сто взял «Мифы Ктул­ху» и на этой базе постро­ил свою исто­рию, кото­рую и экра­ни­зи­ро­ва­ли. Я так думаю, HBO в том чис­ле запу­сти­ли сери­ал, что­бы очи­стить имя Лав­краф­та от расиз­ма. Не сек­рет же, что Лав­крафт в какой-то про­ме­жу­ток сво­ей жиз­ни нега­тив­но выска­зы­вал­ся про людей дру­гой расы и наци­о­наль­но­сти. Но к кон­цу сво­их дней, не без помо­щи Робер­та Говар­да и сво­ей быв­шей жены Сони Грин. Иро­ния состо­ит в том, что Лав­крафт силь­но не любил эми­гран­тов из Рос­сий­ской Импе­рии. Он счи­тал, что они попро­сту отби­ра­ют у мест­ных жите­лей рабо­ту. Но в ито­ге женил­ся на Сони, а ведь она бежа­ла в Аме­ри­ку из горо­да Ичня, Чер­ни­гов­ская губер­ния. Да, из Рос­сий­ской импе­рии! Воз­мож­но, «Стра­на Лав­краф­та» как раз заста­вит людей по ново­му взгля­нуть на его лич­ность. Warner Bros. так­же анон­си­ро­ва­ли бай­о­пик «Лав­крафт», кото­рый поста­вят созда­те­ли «Игры пре­сто­лов» Бениофф и Уайсс. Сту­дия Элай­джи Вуда анон­си­ро­ва­ли три экра­ни­за­ции про­из­ве­де­ний Лав­краф­та. Пер­вый фильм с Нико­ла­сом Кей­джем уже снят — это «Цвет из иных миров», даль­ше будет «Ужас Дан­ви­ча». Думаю, что тре­тий фильм будет «Тень над Иннс­мау­том». Мир книг, вдох­нов­лен­ных насле­ди­ем Лав­краф­та, тоже не бед­не­ет. У Гильер­мо Дель Торо и Дени­э­ля Кра­у­са вышла кни­га «Фор­ма воды». Да, фильм, воз­мож­но, мно­гим не понра­вил­ся, но кни­га отлич­ная, всем сове­тую. Выхо­дят и комик­сы по все­лен­ной “Мифов Ктул­ху. На нашем оте­че­ствен­ном рын­ке их появ­ля­ет­ся все боль­ше. Огром­ное спа­си­бо за это изда­те­лям. Не забы­ва­ем и про видео­иг­ры, а сей­час навер­ное ста­биль­но одна игра по Лав­краф­ту в год есть. Напри­мер, Bloodborne, Call of Cthulhu, The Sinking City, Conarium. И спи­сок вну­ши­те­лен. И каж­дый месяц чего-то новое анон­си­ру­ют. Оста­ет­ся толь­ко ждать и наде­ять­ся, что ниче­го не отме­нят.