Интервью, взятое Анной Ибрагимовой у Ярослава Солодилова и Алексея Лотермана для журнала «Культурь!» в 2020 году
Мир Говарда Лавкрафта пополняется и расширяется постоянно. Во многом это заслуга его фанатского сообщества. Мы спросили одного из соавтора проекта «Lovecraftian horror» Ярослава Солодилова и о том, зачем и для кого они решили создать портал по Вселенной Говарда Лавкрафта. А также видный исследователь жизни и творчества Г. Ф. Лавкрафта, соавтор энциклопедии «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта» Алексей Лотерман поведал нам подробно об экранизациях американского затворника из Провиденса.
С чего и когда началось ваше увлечение Говардом Лавкрафтом?
Ярослав: Мое неосознанное увлечение Лавкрафтом началось, когда мне было 6 лет. Я воспитывался тогда у дедушки с бабушкой вместе с моим дядей Димой. Мой дядя, будучи на тот момент подростком, обожал хоррор, фэнтези, фантастику, триллеры, и скупал все, что только видел в этих жанрах: видеокассеты, книги, журналы и даже аудиокассеты со страшными рожами на обложке. Привет группам Rob Zombie, Marilyn Manson, Manowar, Helloween. Свои покупки он изучал вместе со мной. Так в 6 лет я посмотрел с ним «Урода в Замке», «Реаниматора» Стюарта Гордона, экранизации произведений Лавкрафта. Далее он меня познакомил с трилогией Сэма Рейми «Зловещие Мертвецы», где весь сюжет крутится вокруг зловещей книги «Некрономикон». Также перед сном он мне любил рассказывать якобы реальные страшные истории. Правда, я потом узнал, что он попросту пересказывал сюжеты фильмов итальянского кинорежиссера Лючио Фульчи «Седьмые врата Ада» и «Город живых мертвецов», которые, кстати, также были вдохновлены «Мифами Ктулху». В общем, пугал он меня знатно. И примечательно то, что в самом чувстве страха и ужаса есть своя определенная романтика, и эта романтика мне пришлась по вкусу. Так я стал поклонником жанра хоррор. Правда, я не обращал внимание на то, что все эти ленты были связаны с творчеством Лавкрафта.
Немного позже я стал увлекаться творчеством Стивена Кинга и Эдгарда По. Даже стал поклонником этих двух писателей. А с самим Лавкрафтом не заладилось сразу. Мне сначала попался рассказ из цикла «Снов», и это было скучно, нудно и непонятно. Я тогда еще не мог понять, почему на обложке красуется надпись «Мастер Ужаса». И только в подростковом возрасте, после прохождения таких игр как «Alone in the Dark», «Necronomicon: The Dawning of Darkness» и всеми известная «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» я наконец-то решил снова попробовать почитать Лавкрафта. И так я открыл для себя его произведения «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «Дагон» и «Изгой». Это была та самая любовь с первой строчки, и чувства, которые не остыли и по сей день.
А как пришли к тому, чтобы сделать свой сайт о Лавкрафте и вести проект?
Вся заслуга Александра Уразметова и только его. Сайт и проект ранее существовал, но под другим названием — «Эзотерический Орден Дагона», но мы устали от того, что нас ассоциируют с какой-то сектой. На деле мы всегда являлись обычными поклонники Лавкрафта и только. Тогда посмотрели, что в СНГ не хватает, и Александр предложил сменить направление на «Лавкрафтовский Ужас» и строго работать в этом жанре. Он создал новый сайт, прошлый закрыли. Вот и вся история.
Какие у вас дальнейшие планы развития своего проекта?
Ярослав: Цель проекта заключается в создании архива. При этом мы хотим объединить поклонников Лавкрафта, так сказать, под одной крышей. Почему мы это затеяли? Все легко и просто! Я захотел почитать материал по Лавкрафту, но по большей части, натыкался на одно и тоже. Интересный материал нужно постараться еще найти. И в какой-то момент нам это просто надоело. Мы решили сделать площадку для поклонников писательского круга Лавкрафта, чтобы было удобно ориентироваться во всей этой вселенной. Это должно стать удобным уголком для всех поклонников не только Лавкрафта, но и Роберта Говарда, Роберта Блоха, Стивена Кинга, Кларка Эштона Смита, Августа Дерлета и т.д. Вот захотел посмотреть фильм — а сайт тебе выдает все экранизации этих писателей и даже малоизвестные фильмы. Захотел поиграть в видеоигру, связанную со вселенными этих писателей — пожалуйста.
Мы также хотим облегчить поиск нужного материала для писателей, публицистов, блогеров. Ведь для написания статьи или рассказа по вселенной «Мифы Ктулху», надо перерыть весь интернет, чтобы собрать крупинки разной информации. А у нас можно зайти и найти вообще все, что надо. Все ради расширения популярности «Мифов Ктулху» у нас в России и в СНГ.
Недавно мы закончили со страницей произведений Лавкрафта, где собраны все его произведения, которые он написал за свою жизнь, и также те, которые дописывали другие писатели после его смерти. В данный момент мы работаем над следующей страницей — фильмография Лавкрафта. Следом игры.
Расскажите нашим читателям о малоизвестных и самых интересных фильмах по Лавкрафту?
Ярослав: Фильмы по Вселенной Лавкрафта можно разбить на три категории. И про первую подробно расскажет мой коллега Алексей Лотерман, который посвятил свой проект «Lovecraft cinema» фильмографии этого американского писателя.
Алексей: Первая — это экранизации произведений самого Лавкрафта. Сюда в том числе относятся трилогия «Реаниматор», «Извне» и «Дагон», а также «Сны в Ведьмином доме» Стюарта Гордона. В работе над упомянутыми фильмами Гордону нередко помогал его друг и коллега Брайан Юзна, выступавший продюсером и сценаристом целого ряда известных фильмов. Из его же собственных режиссерских работ следует выделить фильм «Книга Мёртвых» или «Некрономикон» 1994 года, в котором авторству Юзны принадлежит не только основная сюжетная линия, но и одна из трёх историй, снятых по мотивам произведений Лавкрафта. Сюжет фильма рассказывает о самом писателе — его роль исполнил актёр Джеффри Комбс, который, узнав, что некий орден монахов хранит в своей нью-йоркской библиотеке копию легендарной книги «Некрономикон», стремится заполучить её в качестве источника вдохновения для своего творчества. Как можно заметить, Джеффри Комбс успел сыграть массу ролей в экранизациях Лавкрафта, не только звездную роль Герберта Уэста, но также Кроуфорда Тиллингаста и даже самого Говарда Лавкрафта. Не менее примечательна и его роль Уилбура Уэтли в фильме «Ужас Данвича» 2009 года.
Говоря о современных киноадаптациях произведений Лавкрафта, нельзя не упомянуть нашумевший «Цвет из иных миров» режиссёра Ричарда Стэнли, вышедший на экраны в 2019 году. Его сюжет основывается на повести «Цвет из космоса» 1927 года, но включает и некоторые элементы из других произведений Лавкрафта. Однако его работа вызвала множество нареканий и критики, касающейся сюжета и персонажей, получивших излишне вольную трактовку. На этом фоне фильм другого режиссёра Хуана Ву «Цвет» 2010 года выглядит полноценной экранизацией, воплотившей на экране основную часть истории так, как она была описана в повести. Такие экранизации как «Цвет» Хуана Ву считаются редкостью, но если все же появляются, то незамедлительно приобретают особый статус среди поклонников Мифов Ктулху.
Поэтому не удивительно, что определённым уважением среди них пользуются два фильма, выпущенных под патронажем Исторического Общества Лавкрафта. Первый — это «Зов Ктулху» режиссёра Эндрю Лемана 2005 года, снятый в стиле чёрно-белого кино на основе известного одноимённого рассказа Лавкрафта. Второй же фильм — «Шепчущий во тьме» Шона Брэнни 2011 года, уже в стиле кинематографа 50‑х передаёт сюжет одноименной повести писателя.
Ярослав: Вторая категория фильмов — это «Мифы Ктулху». Это вселенная, которая была создана Лавкрафтом и расширена Кларком Эштоном Смитом, Робертом Блохом, Робертом Говардом, Генри Каттнером и прочими писателями. Во вселенную входят те произведения, сюжет которых вращается вокруг артефактов, событий, существ и даже мест, напрямую связанных с Мифами Ктулху. Сам же термин был введен Августом Дерлетом. По сей день эта вселенная расширяется, будь то литература, видеоигры или кинематограф. К ней относятся «Под Водой» Уильяма Юбэнка, трилогия «Зловещих Мертвецов» Сэма Рейми, «Наследие Вальдемара», сиквел «Там где обитают тени» Хосе Луиса Алемана и «Хэллбой: Герой из Пекла» Гильермо Дель Торо. Примечательно, что автор серии комиксов о Хэллбое, Майк Миньола рассказал, как при создании истории о красном чертенке из преисподней вдохновлялся вселенной Лавкрафта. А существа Огдру Джахад являются его интерпретацией лавкрафтовских Древних.
А третья категория фильмов — это Лавкрафтовский Ужас. Они построены на осознании того, что существует нечто разумное, древнее человеческого рода, совершенно не похожее на земных существ. Оно является неописуемым на первый взгляд, ужасающим или вовсе не подвластным нашим земным законам иным существом или даже Божеством. Его не заботит наша жизнь, наши ценности, да и наш быт. Зачастую как для действующих лиц, так и для самого зрителя или даже читателя, оно остается за кадром. Но, не прибегая к физическому воздействию, оно влияет на душевное состояние главных героев, отчего те пребывают в диком ужасе перед неизведанными и невидимыми силами. Это в конечном итоге может привести их к полнейшему безумию или вовсе подвести к самоубийству. Конечно, если этот неведомый ужас сам же лично не погубит несчастных. Яркий пример можно встретить в фильме «Нечто» Джона Карпентера. Хотя сама лента — экранизация повести Джона Вуда Кэмпбелла-младшего «Кто идет?», Карпентер также черпал вдохновение из схожего по тематике и ситуации романа Лавкрафта «Хребты безумия». Споры насчет возможного плагиата «Хребтов» самим Кэммбеллом ведутся и по сей день. Лавкрафт написал свой культовый роман «Хребты Безумия» в далеком 1931 году, а опубликован он был в 1936 в журнале «Astounding Stories», который читал и Кэммбелл. Повесть «Кто идет?» была опубликована в этом же журнале, но спустя целых два года, поэтому оригинальность данного произведения стоит под вопросом. Мог ли Кэммбелл вдохновиться «Хребтами», попросту украл идею, или это и вовсе простое совпадение — решать читателю. В любом случае, оба произведения схожи, как с ситуацией и локацией, так и инопланетной формой жизни.
Как вы считаете, у литературного творчества Лавкрафта еще есть потенциал для новых фильмов? Или все, что уже можно было снять, снято?
Ярослав: Есть, есть и еще раз есть! Сейчас вообще выходит очень много проектов, связанных с Лавкрафтом и «Мифами Ктулху». И этих проектов с каждым годом становится все больше и больше. Например, фильм «Под водой» с Кристен Стюарт. Также вышел сериал «Эш против зловещих мертвецов», где главный гость всей франшизы «Некрономикон». Сейчас Сэм Рэйми работает над новым, но уже без Брюса Кэмпбелла. 17 августа выходит новый сериал от HBO «Страна Лавкрафта». Это одноименная экранизация романа Мэтта Раффа. Рафф просто взял «Мифы Ктулху» и на этой базе построил свою историю, которую и экранизировали. Я так думаю, HBO в том числе запустили сериал, чтобы очистить имя Лавкрафта от расизма. Не секрет же, что Лавкрафт в какой-то промежуток своей жизни негативно высказывался про людей другой расы и национальности. Но к концу своих дней, не без помощи Роберта Говарда и своей бывшей жены Сони Грин. Ирония состоит в том, что Лавкрафт сильно не любил эмигрантов из Российской Империи. Он считал, что они попросту отбирают у местных жителей работу. Но в итоге женился на Сони, а ведь она бежала в Америку из города Ичня, Черниговская губерния. Да, из Российской империи! Возможно, «Страна Лавкрафта» как раз заставит людей по новому взглянуть на его личность. Warner Bros. также анонсировали байопик «Лавкрафт», который поставят создатели «Игры престолов» Бениофф и Уайсс. Студия Элайджи Вуда анонсировали три экранизации произведений Лавкрафта. Первый фильм с Николасом Кейджем уже снят — это «Цвет из иных миров», дальше будет «Ужас Данвича». Думаю, что третий фильм будет «Тень над Иннсмаутом». Мир книг, вдохновленных наследием Лавкрафта, тоже не беднеет. У Гильермо Дель Торо и Дениэля Крауса вышла книга «Форма воды». Да, фильм, возможно, многим не понравился, но книга отличная, всем советую. Выходят и комиксы по вселенной “Мифов Ктулху. На нашем отечественном рынке их появляется все больше. Огромное спасибо за это издателям. Не забываем и про видеоигры, а сейчас наверное стабильно одна игра по Лавкрафту в год есть. Например, Bloodborne, Call of Cthulhu, The Sinking City, Conarium. И список внушителен. И каждый месяц чего-то новое анонсируют. Остается только ждать и надеяться, что ничего не отменят.