Урод в Замке: Что скрыто в стенах поместья Д’Орсино

“Несча­стен тот, кому вос­по­ми­на­ния о дет­ских годах при­но­сят лишь страх и печаль. Жалок тот, кто огля­ды­ва­ясь, видит поза­ди лишь нескон­ча­е­мое оди­но­кое суще­ство­ва­ние в огром­ных мрач­ных залах с дра­пи­ро­ван­ны­ми тем­но­той сте­на­ми и ряда­ми наве­ва­ю­щих тос­ку древ­них книг; бес­ко­неч­ное бес­сон­ное ожи­да­ние чего-то – чего? – в суме­реч­ных рощах, сре­ди наво­дя­щих бла­го­го­вей­ный ужас дере­вьев, – огром­ных, при­чуд­ли­вых, опле­тен­ных лиа­на­ми, без­молв­но кача­ю­щих в вышине искрив­лен­ны­ми вет­вя­ми… Вот как щед­ро был оде­лен я бога­ми – оди­но­кий, отверг­ну­тый, слом­лен­ный, сдав­ший­ся “.

Говард Фил­липс Лав­крафт “Изгой”.

«Урод в Зам­ке», пожа­луй, един­ствен­ный фильм ужа­сов Стю­ар­та Гор­до­на («Реани­ма­тор», «Извне», «Дагон») из его объ­ём­ной филь­мо­гра­фии, в кото­ром глав­ный акцент дела­ет­ся не на типич­ной встре­че глав­ных геро­ев с кро­во­жад­ным мон­стром, как это при­ня­то по зако­ну жан­ра. Нет! Дан­ная исто­рия несёт чисто соци­аль­ный под­текст, а имен­но отно­ше­ние роди­те­лей и детей. И к чему может при­ве­сти роди­тель­ская без­от­вет­ствен­ность или даже зло­ба на весь мир. А если это ещё всё при­пра­вить эле­мен­та­ми и атмо­сфе­рой про­из­ве­де­ний аме­ри­кан­ско­го писа­те­ля Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та, как это сде­лал Гор­дон в дан­ной кар­тине, то мы полу­чим поис­ти­не силь­ней­шую лен­ту, где глав­ным зло­де­ем явля­ет­ся не монстр, оби­та­ю­щий в родо­вом поме­стье, а имен­но глав­ные герои.

Но перед тем как при­сту­пить к филь­му, нуж­но вспом­нить три про­из­ве­де­ния Лав­краф­та, что­бы понять, какие эле­мен­ты были пере­не­се­ны в дан­ное тво­ре­ние Стю­ар­та Гор­до­на.

Изгой / The Outsider

Пер­вая пуб­ли­ка­ция: Апрель 1926 в жур­на­ле «Weird Tales» Дата напи­са­ния: Март-август 1921 Жанр: Лав­краф­тов­ский ужас

Рас­сказ повест­ву­ет о неко­ем чело­ве­ке, кото­рый очень дол­гое вре­мя про­жил в сте­нах холод­но­го и веч­но тём­но­го зам­ка. Он не пом­нит, как сюда попал, да и кто он вооб­ще такой. Но герой рас­ска­за подо­зре­ва­ет, что когда-то за ним уха­жи­вал некий ста­рый чело­век и ско­рее все­го тот уже умер.

Что­бы не сой­ти с ума от ску­ки, он пере­чи­ты­вал кни­ги, остав­лен­ные в этом месте. Из про­чи­тан­но­го он пред­став­лял себе внеш­ний мир, кото­рый течёт за сте­на­ми камен­но­го зам­ка. Часто фан­та­зи­ро­вал о сво­ей сво­бо­де и меч­тал насла­дить­ся игри­сты­ми луча­ми солн­ца, теп­ла кото­рых он уже и не пом­нил. Сам же замок был окру­жён густым лесом, а сол­неч­ный свет вооб­ще не про­ни­кал в него.
Несколь­ко раз герою уда­ва­лось поки­нуть оби­тель, но, из-за стра­ха заблу­дить­ся и не най­ти доро­гу назад, он воз­вра­щал­ся.

Пони­мая, что боль­ше он так не может суще­ство­вать, изгой выби­ра­ет­ся из сво­е­го зато­че­ния иным путем – через люк в ста­рин­ной башне. Пре­одо­лев некое поме­ще­ние с мра­мор­ны­ми пол­ка­ми и про­дол­го­ва­ты­ми ящи­ка­ми, он выби­ра­ет­ся на ули­цу. Насла­див­шись ноч­ным небом, оку­тан­ным звёз­да­ми, он про­дол­жа­ет свой путь по зна­ко­мой ему сель­ской мест­но­сти. Через неко­то­рое вре­мя он вый­дет к зам­ку, где и встре­тит груп­пу весе­ля­щих­ся людей. Немно­го пого­дя раз­да­ёт­ся крик тол­пы и все раз­бе­га­ют­ся в раз­ные сто­ро­ны, ведь сле­дом за геро­ем при­шло некое изуро­до­ван­ное чудо­ви­ще. Рас­сказ­чик так­же видит мон­стра и сле­дом за тол­пой уно­сит свои ноги. И вот, нако­нец-то он реша­ет окон­ча­тель­но стать сво­бод­ным и навсе­гда поза­быть доро­гу в свой ста­рый дом. Но сол­неч­ный день и люди боль­ше не для него. Ведь когда он уви­дел омер­зи­тель­но­го мон­стра, то не сра­зу понял, что это было отра­же­ние его соб­ствен­но­го урод­ства.

Крысы в стенах / The Rats in the Walls

Пер­вая пуб­ли­ка­ция: Март 1924 в жур­на­ле «Weird Tales» Дата напи­са­ния: Авгу­сте-Сен­тяб­ре Жанр: Лав­краф­тов­ский ужас

В роли рас­сказ­чи­ка высту­па­ет глав­ный герой про­из­ве­де­ния.

Сама исто­рия повест­ву­ет нам о чело­ве­ке, кото­рый после чере­ды роко­вых собы­тий реша­ет вос­ста­но­вить свой родо­вой замок.
После похо­рон един­ствен­но­го сына он поки­да­ет род­ные края Аме­ри­ки и окон­ча­тель­но пере­би­ра­ет­ся в замок-мона­стырь Экс­хэм Праэ­ри в Англии, куда ранее он отпра­вил рабо­чих для рестав­ра­ции семей­ной цен­но­сти.

Пер­вое вре­мя в поме­стье спо­кой­но. Герой зна­ко­мит­ся с исто­ри­ей сво­е­го рода и мест­ны­ми зло­ве­щи­ми леген­да­ми о сво­ей родо­слов­ной. Так­же узна­ёт, что его пре­док Уол­тер Де ла Поэр несколь­ко веков назад устро­ил здесь кро­во­про­лит­ную рез­ню, убив всех чле­нов сво­ей семьи, а после бежал в Аме­ри­ку. Он поме­нял свою фами­лию и осно­вал новую родо­слов­ную линию, к кото­рой напря­мую и отно­сит­ся герой рас­ска­за.

Через неко­то­рое вре­мя в доме начи­на­ют про­ис­хо­дить зага­доч­ные собы­тия. Все кош­ки ведут себя стран­но, а по зам­ку раз­да­ёт­ся звук быст­ро­го и гром­ко­го пере­дви­же­ния, буд­то орда огром­ней­ших крыс посто­ян­но мигри­ру­ет туда и обрат­но. И так про­дол­жа­ет­ся каж­дую ночь.

Поис­ки гры­зу­нов при­во­дят рас­сказ­чи­ка в фамиль­ный склеп, где вско­ре им же будет обна­ру­жен тай­ный про­ход в скры­тую от посто­рон­них глаз часть зам­ка.

При­гла­сив груп­пу про­фес­си­о­наль­ных учё­ных архео­ло­гов и близ­ко­го дру­га покой­но­го сына, экс­пе­ди­ция сдви­га­ет крыш­ку алта­ря в скле­пе. Им суж­де­но спу­стить­ся по тём­ной лест­ни­це в самую гущу зло­ве­щих тайн это­го зам­ка.

Лест­ни­ца выво­дит их в грот ска­лы, где перед ними вос­ста­ёт ужас­ная кар­ти­на. Целые горы и ямы, заби­тые остан­ка­ми чело­ве­ко­по­доб­ных существ и людей, а где-то рядом пере­дви­га­ют­ся те самые кры­сы.

Обсле­до­вав клад­би­ще, учё­ные при­хо­дят к мне­нию, что здесь несколь­ко тыся­че­ле­тий дер­жа­ли в зато­че­нии дегра­ди­ро­вав­ший, судя по ске­ле­там, вид людей. Чере­па неко­то­рых ука­зы­ва­ли на их обе­зья­но­по­до­бие, но были и ске­ле­ты совре­мен­но­го типа. Для всех плен­ни­ков были соору­же­ны заго­ны и клет­ки, где их содер­жа­ли, слов­но скот. Они явля­лись пищей и для самих хозя­ев, и для крыс, кото­рых раз­во­ди­ли в глу­бо­ких ямах.

Хозя­е­ва так­же про­во­ди­ли чудо­вищ­ные риту­а­лы с жерт­во­при­но­ше­ни­ем, вос­пе­вая ман­тры сво­е­му Древ­не­му Боже­ству.
Но в один зло­по­луч­ный день кры­сам всё-таки уда­ёт­ся выбрать­ся из сво­е­го зато­че­ния. Обе­зу­мев от голо­да, они уни­что­жа­ют всё живое в гро­те, после чего поки­да­ют замок и запо­ло­ня­ют окрест­но­сти, слов­но чума.

Узнав прав­ду, глав­ный герой схо­дит с ума. Через неко­то­рое вре­мя его най­дут сидя­щим во тьме и бол­та­ю­щим какую-то несу­ра­зи­цу, а рядом с ним будет обна­ру­жен обгло­дан­ный труп одно­го из чле­нов экс­пе­ди­ции.

Экс­хэм Праэ­ри взо­рван, а рас­сказ­чи­ку суж­де­но про­ве­сти оста­ток жиз­ни в лечеб­ни­це для душев­но­боль­ных.

Затаившийся Страх/The Lurking Fear

Дата пуб­ли­ка­ции: Январь—Апрель 1923 в жур­на­ле «Home Brew» Дата напи­са­ния: Ноябрь 1922 Жанр: Лав­краф­тов­ский ужас

В одной из дере­ву­шек у гор Кат­скилл нахо­дят обез­об­ра­жен­ные тру­пы 75 мест­ных жите­лей. В этих кра­ях уже были зло­ве­щие слу­чаи, когда после гро­зы про­па­да­ли люди и мест­ные живот­ные. Но такая мас­со­вая бой­ня про­изо­шла впер­вые.
Мест­ные жите­ли счи­та­ют, что виной все­му – тварь, кото­рая оби­та­ет в забро­шен­ном ста­рин­ном особ­ня­ке на Вер­шине Бурь, где несколь­ко веков назад про­изо­шло жесто­кое убий­ство чле­на семей­ства – Яна Мар­те­не­са. После чего это место про­кля­ли, а остав­ша­я­ся семья бежа­ла из поме­стья.

Поли­цей­ский и мест­ные жите­ли обыс­ка­ли всю окру­гу, даже про­че­са­ли пол­но­стью весь особ­няк печаль­но извест­ной семьи Мар­те­нес, но ниче­го подо­зри­тель­но­го ими обна­ру­же­но не было. Рас­сле­до­ва­ние про­дол­жа­ет­ся.

Это стран­ное дело при­вле­ка­ет вни­ма­ние част­но­го детек­ти­ва, кото­рый отправ­ля­ет­ся, в ком­па­нии сво­их воору­жен­ных кол­лег – Джор­джа Бен­не­та и Уилья­ма Тоби, в то самое родо­слов­ное поме­стье, что­бы самим разо­брать­ся в этой исто­рии.

При­быв в поме­стье, герои изу­ча­ют особ­няк, раз­ра­ба­ты­ва­ют план и уста­нав­ли­ва­ют ловуш­ки, заняв ком­на­ту Яна Мар­те­не­са.
На ули­це бушу­ет гро­за, а сам рас­сказ­чик про­ва­ли­ва­ет­ся в сон.

Вско­чив от душе­раз­ди­ра­ю­щих кри­ков сво­их кол­лег, он осо­зна­ёт, что остал­ся пол­но­стью один. Все они про­па­ли без вести. В попыт­ках понять, что же всё-таки про­изо­шло, из-за вспыш­ки мол­нии он заме­ча­ет тень неко­е­го урод­ли­во­го суще­ства, мельк­нув­шую на израз­цах оча­га. Пони­мая, что нечто живое и страш­ное нахо­дит­ся за его спи­ной, героя одо­ле­ва­ет безум­ный страх.

Он в быст­ром поряд­ке выби­ра­ет­ся из про­кля­то­го особ­ня­ка, пры­га­ет в свой авто­мо­биль и по дожд­ли­вой доро­ге поки­да­ет это зло­счаст­ное место.

Ана­ли­зи­руя собы­тия той роко­вой ночи, герой обра­ща­ет­ся за помо­щью к сво­е­му дру­гу Арту­ру Мон­ро.
Вме­сте они пыта­ют­ся раз­га­дать тай­ну этих мест.

Мину­ло несколь­ко меся­цев без­ре­зуль­тат­ных поис­ков, когда осен­няя буря при­во­дит их в неболь­шой домик, рас­по­ло­жен­ный под Кле­но­вым Хол­мом. Во вре­мя гро­зы Артур заме­ча­ет какое-то дви­же­ние на ули­це. Он рас­па­хи­ва­ет окно, в резуль­та­те чего некая тварь отку­сы­ва­ет ему часть лица и тот поги­ба­ет.

После похо­рон сво­е­го това­ри­ща, детек­тив воз­вра­ща­ет­ся в особ­няк Мар­тен­сов, где перед ним нако­нец-то рас­кро­ет­ся тай­на это­го злоб­но­го суще­ства. Как выяс­нит­ся, оно не един­ствен­ное. Их мно­го. А пере­дви­га­ют­ся они через под­зем­ные тун­не­ли.

Тогда, рас­сказ­чик воз­вра­ща­ет­ся на место гибе­ли Арту­ра и нахо­дит пота­ён­ный ход в лого­во чудищ. Дождав­шись ноч­ной гро­зы, он видит, что из тун­не­ля выби­ра­ет­ся целая орда кро­во­жад­ных чело­ве­ко­по­доб­ных существ.

Детек­тив, нако­нец, пони­ма­ет, что семей­ство Мар­тен­сов не бежа­ло после гибе­ли Яна Мар­тен­са, а, наобо­рот, укры­лось в сво­ем под­зе­ме­лье, а там, раз­мно­жа­ясь со сво­и­ми род­ны­ми, за несколь­ко веков они дегра­ди­ро­ва­ли до этих кро­во­жад­ных существ.
Рас­сказ­чик воз­вра­ща­ет­ся в посе­ле­ние, где нани­ма­ет груп­пу взры­ва­те­лей. Они уни­что­жа­ют все хол­мы и тун­не­ли, где может скры­вать­ся от люд­ско­го взгля­да семей­ство Мар­тен­сов.

Создание фильма «Урод в Замке»

Стю­арт Гор­дон за рабо­той

Лен­та «Урод в Зам­ке» вышла в свет в дале­ком 1995 году. Но изна­чаль­но, в 93-ем, Гор­дон со сво­ей коман­дой тру­ди­лись над дру­гой одно­имён­ной экра­ни­за­ци­ей Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та – «Зата­ив­ший­ся страх», кото­рый изве­стен под дру­гим пере­во­дом – «Сокры­тый ужас». Над сце­на­ри­ем рабо­тал небезыз­вест­ный на тот момент сце­на­рист и писа­тель – С. Корт­ни Джой­нер («Тран­се­ры 3» , «Пове­ли­тель Кукол 3: Месть Туло­на»). Да и в каст актё­ров при­пи­сал­ся сам Джеф­ф­ри Комбс («Кре­пость», «Тран­се­ры 2», « Кни­га Мёрт­вых»). Но, по неиз­вест­ным при­чи­нам, Стю­арт Гор­дон поки­да­ет этот про­ект и вме­сте с Ден­ни­сом Пао­ли («Извне», «Инкви­зи­тор: Коло­дец и маят­ник», «Реани­ма­тор») они при­сту­па­ют к рабо­те над соб­ствен­ным сце­на­ри­ем, вдох­нов­ля­ясь про­из­ве­де­ни­я­ми того же Лав­краф­та. Так на свет появ­ля­ет­ся «Урод в Зам­ке».

В сере­дине 90‑х по Рос­сии были рас­про­стра­не­ны пират­ские копии на видео­кас­се­тах с одно­го­ло­сым пере­во­дом. Сам же фильм мож­но было встре­тить под дру­гим назва­ни­ем – «Псих в Зам­ке». Хотя, в самом филь­ме пси­хов мы так и не встре­тим.

Гор­дон зани­ма­ет крес­ло режис­сё­ра, не забыв при­гла­сить на глав­ные роли сво­их любим­чи­ков, того же Джеф­ф­ри Комб­са и Бар­ба­ру Крэмп­тон, кото­рые ранее уже рабо­та­ли вме­сте у Гор­до­на над филь­ма­ми «Извне» и «Реани­ма­тор».

Джеф­ф­ри Комбс, Бар­ба­ра Крэмп­тон и Брюс Эбботт

Джеф­ф­ри Комбс полу­ча­ет глав­ную роль Джо­на Рей­ли. Бар­ба­ра Крэмп­тон игра­ет супру­гу Джо­на – Сюзан Рей­ли. Мало­из­вест­ной актри­се Джес­си­ке Дол­лар­хайд доста­ёт­ся роль стар­шей доче­ри Рей­ли – Ребек­ки. А роль мон­стра, точ­нее Джор­джо Д’Орсино, бле­стя­ще испол­ня­ет Джо­на­тан Фул­лер ( «Инкви­зи­тор: Коло­дец и Маят­ник» ). Что­бы добить­ся мак­си­маль­но­го и устра­ша­ю­ще­го реа­лиз­ма дан­но­го пер­со­на­жа, гри­мё­ры каж­дый день тра­ти­ли на грим око­ло 6‑ти часов. Да и сам Джо­на­тан Фул­лер отта­чи­вал мастер­ство пове­де­ния Джор­джо, ана­ли­зи­руя предыс­то­рию сво­е­го пер­со­на­жа, кото­ро­го наде­лил живы­ми повад­ка­ми. Тем самым, образ Джор­джо полу­чил­ся поис­ти­не жут­ким, пуга­ю­щим и запо­ми­на­ю­щим­ся.

Про­дю­се­ра­ми высту­пи­ли Аль­берт и Чарльз Бэнд, ранее они уже рабо­та­ли с Гор­до­ном над его дру­ги­ми куль­то­вы­ми филь­ма­ми. Так­же к ним при­со­еди­ни­лись Мау­ри­цио Мэг­ги («Оди­но­кий стран­ник», «Сталь­ной воин») и Май­кл Дж. Махо­ни («Тран­се­ры 5: Мол­ние­нос­ный Дет»).

Ком­по­зи­то­ром назна­ча­ют Ричар­да Бэн­да, он тоже тру­дил­ся над музы­каль­ным сопро­вож­де­ни­ем к филь­мам Стю­ар­та Гор­до­на. Вы може­те вспом­нить заглав­ную ком­по­зи­цию к филь­му «Реани­ма­тор».

И здесь нуж­но отдать долж­ное это­му чело­ве­ку, ведь сво­ей музы­кой он пере­дал угне­та­ю­щую и зло­ве­щую атмо­сфе­ру, кото­рая ведёт нас с пер­вых и до послед­них кад­ров отно­ше­ний семей Рей­ли и Д’Орсино.

Из-за эко­но­мии бюд­же­та, лен­ту реше­но было сни­мать в про­вин­ци­аль­ной глу­бин­ке кра­соч­ной Ита­лии, в особ­ня­ке-зам­ке пре­зи­ден­та кино­ком­па­нии Full Moon Pictures – Чарль­за Бэн­да.

Рас­по­ло­жив­шись в уют­ных апар­та­мен­тах сво­е­го рабо­то­да­те­ля и гото­вясь к съём­кам, Гор­дон соби­ра­ет всю коман­ду вме­сте, что­бы про­ве­сти моз­го­вой штурм. Цель – дать воз­мож­ность всей коман­де при­ду­мать самые страш­ные ситу­а­ции для дей­ству­ю­щих лиц в кар­тине.

Как толь­ко для съё­мок всё уже было гото­во, коман­да при­сту­пи­ла к актив­ной рабо­те.

Сравнительный анализ рассказов и фильма.

Фильм начи­на­ет­ся с того, как гер­цо­ги­ня наре­за­ет чёрст­вый хлеб и несколь­ко кусоч­ков кол­ба­сы, кида­ет всё на тарел­ку и направ­ля­ет­ся в под­вал сво­е­го фамиль­но­го зам­ка, где уже почти пол­ве­ка дер­жит на цепи сво­е­го изму­чен­но­го плен­ни­ка. Спус­кая весь свой гнев на бед­ня­ге, она кида­ет, слов­но нелю­би­мо­му псу, тарел­ку с едой и изби­ва­ет его кну­том. В этот момент гер­цо­гине ста­но­вит­ся пло­хо и она в сроч­ном поряд­ке отправ­ля­ет­ся в свою спаль­ню, где и уми­ра­ет в сво­ей посте­ли.

В рас­ска­зе «Изгой» упо­ми­нал­ся некий ста­рый чело­век, кото­рый уха­жи­вал за геро­ем рас­ска­за, но, в конеч­ном ито­ге, ско­рее все­го, умер.
В филь­ме этим чело­ве­ком высту­па­ет пре­ста­ре­лая гер­цо­ги­ня.

Гер­цо­ги­ня Д’Орсино

Нахо­дясь под силь­ным алко­голь­ным опья­не­ни­ем, Джон Рей­ли везёт детей домой. Рядом сидит его стар­шая дочь Ребек­ка, а зад­нее сиде­ние зани­ма­ет самый млад­ший ребё­нок – Джей Джей. Из-за пло­хой види­мо­сти и вне­зап­но появив­ше­го­ся на ноч­ной и дожд­ли­вой доро­ге гру­зо­ви­ка, Джон не справ­ля­ет­ся с управ­ле­ни­ем и на пол­ном ходу вре­за­ет­ся в дере­во, маши­на пере­во­ра­чи­ва­ет­ся. Ребек­ка навсе­гда лиша­ет­ся зре­ния. Джон скло­ня­ет­ся над без­ды­хан­ным телом сво­е­го сына.

Наше вре­мя. Джон Рей­ли полу­ча­ет в наслед­ство ста­рин­ный родо­вой замок XII – XIII века в про­вин­ци­аль­ном город­ке Ита­лии. Вся семья реша­ет отпра­вить­ся вме­сте с ним, что­бы помочь в про­да­же исто­ри­че­ско­го стро­е­ния.

Здесь идет реми­нис­цен­ция на рас­сказ «Кры­сы в сте­нах». Оба героя уна­сле­до­ва­ли древ­ний замок, кото­рый оку­тан зло­ве­щей тай­ной. В филь­ме замок рас­по­ло­жен в Ита­лии, а в рас­ска­зе – в Англии. Так­же пред­ки обо­их геро­ев бежа­ли в Аме­ри­ку, где осно­ва­ли новую родо­слов­ную.
Оба героя име­ют детей-инва­ли­дов. В филь­ме Ребек­ка лиша­ет­ся зре­ния, а Джей Джей вовсе поги­ба­ет.
В рас­ска­зе сын рас­сказ­чи­ка ста­но­вит­ся инва­ли­дом во вре­ме­на Пер­вой миро­вой вой­ны. Спу­стя два года он уми­ра­ет.

Джес­си­ка Дол­лар­хайд в роли Ребек­ки

Добрав­шись до зам­ка, семей­ство Рей­ли зна­ко­мит­ся с бога­той исто­ри­ей этих чудес­ных мест, его таин­ствен­ны­ми леген­да­ми и зло­счаст­ны­ми слу­ха­ми. От сво­ей новой эко­ном­ки – Аньес, кото­рая зна­ла замок ещё будучи ребён­ком, они узна­ют, что послед­ней здесь жила гер­цо­ги­ня Дукесс Д’Орсино, кото­рая в моло­до­сти обла­да­ла небы­ва­лой кра­со­той и мог­ла све­сти с ума любо­го муж­чи­ну. Так она ста­ла женой аме­ри­кан­ско­го сол­да­та. У моло­дых вспых­ну­ла любовь, они сыг­ра­ли сва­дьбу, а вско­ре гер­цо­ги­ня роди­ла ребён­ка, назвав маль­чи­ка Джор­джо.

Спу­стя пять лет жизнь гер­цо­ги­ни рез­ко идёт под откос. От неё ухо­дит люби­мый супруг. Он скры­ва­ет­ся в Аме­ри­ке. По слу­хам, там встре­ча­ет новую избран­ни­цу, с кото­рой свя­зы­ва­ет узы бра­ка. А через незна­чи­тель­ный срок, при неиз­вест­ных обсто­я­тель­ствах, у гер­цо­ги­ни и вовсе уми­ра­ет Джор­джо.

В первую же ночь Джон пыта­ет­ся нала­дить отно­ше­ния с супру­гой, кото­рая по сей день не может про­стить его за тот слу­чай на доро­ге, повлёк­ший смерть млад­ше­го чле­на семьи. Все попыт­ки ока­зы­ва­ют­ся напрас­ны. Он поки­да­ет ком­на­ту Сью­зан. Вер­нув­шись в свою спаль­ню, герой не может заснуть из-за вос­по­ми­на­ний о тра­ги­че­ской ава­рии. На ули­це не на шут­ку раз­гу­ля­лась гро­за, а из под­ва­ла доно­сит­ся душе­раз­ди­ра­ю­щий вой.

В рас­ска­зе «Кры­сы в Сте­нах» глав­ный герой слы­шит леген­ду от мест­ных жите­лей, что в тишине или в ночи мож­но услы­шать, как из сто­ро­ны зам­ка доно­сят­ся душе­раз­ди­ра­ю­щие кри­ки, вопли и даже плачь.

На сле­ду­ю­щий день семья про­дол­жа­ет изу­чать свою вне­зап­но при­об­ре­тён­ную соб­ствен­ность. Иссле­дуя каж­дую ком­на­ту, они про­во­дят инвен­та­ри­за­цию доро­го­сто­я­щих укра­ше­ний для про­да­жи.

Тем вре­ме­нем Ребек­ка зна­ко­мит­ся с новым дру­гом – рыжим котом, кото­рый остал­ся совер­шен­но один в этом огром­ней­шем зам­ке после смер­ти сво­ей хозяй­ки. Кот, слов­но пыта­ясь что-то ска­зать, ведёт девуш­ку в самый низ зам­ка. Добрав­шись до запер­той даль­ней две­ри под­валь­но­го лаби­рин­та, девуш­ка пони­ма­ет, что за две­рью кто-то есть. Нечто живое. Но открыть дверь ей так и не уда­ёт­ся.

С ули­цы доно­сят­ся взвол­но­ван­ные кри­ки отца и мате­ри. Ребек­ка, поки­нув под­вал, встре­ча­ет роди­те­лей. Игно­ри­руя все сло­ва доче­ри о зага­доч­ном жиль­це, они воз­вра­ща­ют­ся в замок.

Воз­вра­ща­ем­ся к рас­ска­зу «Кры­сы в сте­нах». В обо­их про­из­ве­де­ни­ях име­ют­ся мно­же­ство кошек. Из филь­ма мы узна­ём, что гер­цо­ги­ня была поме­ша­на на котах. Но после её смер­ти никто не зна­ет, что с ними слу­чи­лось, за исклю­че­ни­ем рыже­го коти­ка. В рас­ска­зе по зам­ку раз­гу­ли­ва­ет девять кошек.

Что в рас­ска­зе, что и в филь­ме, коты отво­дят глав­ных геро­ев в под­вал, где и скры­ва­ет­ся глав­ная и зло­ве­щая тай­на семей.

Плен­ни­ком ока­зал­ся един­ствен­ный ребё­нок гер­цо­ги­ни Дукесс Д’Орсино, кото­ро­го она поса­ди­ла на цепь и про­дер­жа­ла 42 года, пустив слух, что её люби­мый сын ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся.
Пер­вой жерт­вой Джор­джо ста­но­вит­ся этот рыжий кот.

При­ме­ча­тель­но то, что мно­гие зри­те­ли не пой­мут, как же Джор­джо без еды и воды мог про­жить столь­ко вре­ме­ни. На самом деле вода и еда у него име­лись.

Когда Рей­ли при­ез­жа­ют в поме­стье, то их встре­ча­ет кры­са. Так­же от Аньест мы узна­ём, что у гер­цо­ги­ни было мно­же­ство кошек, но об их судь­бе ниче­го неиз­вест­но. Сле­до­ва­тель­но, Джор­джо пере­ло­вил как и крыс, так и кошек, а затем съел.

Насчёт воды – в дожд­ли­вую пого­ду в каме­ру Джор­джи при­бы­ва­ет вода. Это мож­но заме­тить в финаль­ных сце­нах филь­ма, когда Джор­джи похи­ща­ет Ребек­ку и отво­дит в то самое место, где по стене сте­ка­ет дож­де­вая вода.

Джор­джо пьет воду

В попыт­ке спа­сти свою несчаст­ную жизнь, выбрать­ся из это­го дол­го­сроч­но­го пле­на, Джор­джо пере­гры­за­ет себе боль­шой палец левой руки, сни­ма­ет око­вы и нако­нец-то обре­та­ет сво­бо­ду.

Хро­мая на пра­вую ногу, затвор­ник мчит­ся навстре­чу сол­неч­но­му све­ту в надеж­де сно­ва уви­деть забы­тый им мир, стать нор­маль­ным чело­ве­ком и, воз­мож­но, обре­сти любя­щую его семью. Но все меч­ты раз­би­ва­ют­ся, слов­но хру­сталь­ная пти­ца, как то самое зер­ка­ло, в кото­ром Джор­джо встре­ча­ет омер­зи­тель­ное чудо­ви­ще. Он пони­ма­ет, что монстр – это его отра­же­ние. Он осо­зна­ёт, что дав­но утра­тил чело­ве­че­ский облик и теперь он изгой.

Что герой рас­ска­за «Изгой», что и Джор­джо ужа­са­ют­ся от соб­ствен­но­го вида в отра­же­нии. Толь­ко в рас­ска­зе глав­ный герой, в отли­чие от Джор­джо, реша­ет поки­нуть замок и обре­сти нако­нец-то сво­бо­ду. Так­же здесь есть и немно­го от рас­ска­за « Зата­ив­ший­ся Страх». В обо­их про­из­ве­де­ни­ях при­сут­ству­ют схо­жие суще­ства, кото­рые когда-то были людь­ми, но, лишив­шись све­та в тём­ных под­зе­ме­льях, дегра­ди­ро­ва­ли до кро­во­жад­ных существ с явным укло­ном в кан­ни­ба­лизм.

Дождав­шись ночи, вырвав­ший­ся плен­ник бес­шум­но про­би­ра­ет­ся в спаль­ню Ребек­ки. Его взор тут же ста­но­вит­ся при­ко­ван­ным к кра­со­те юной девуш­ки, но при­сталь­ное вни­ма­ние Джор­джо про­буж­да­ет спя­щую кра­са­ви­цу и, боясь сво­е­го обна­ру­же­ния, он сло­мя голо­ву бежит прочь, захва­тив с собой белую про­сты­ню.

В «Зата­ив­шем­ся Стра­хе» есть схо­жая сце­на. Когда глав­ный герой про­сы­па­ет­ся от кри­ка, то из-за вспыш­ки мол­нии заме­ча­ет тень чело­ве­ко­по­доб­но­го суще­ства, кото­рое скло­ни­лось над его кро­ва­тью.

На крик сво­ей доче­ри при­бе­га­ет Джон. Пони­мая, что к Ребек­ке кто-то про­крал­ся, он пыта­ет­ся най­ти незва­но­го гостя. Поис­ки при­во­дят в ста­рин­ный фамиль­ный склеп, где на одной из над­гроб­ных плит вид­не­ет­ся фото­гра­фия малень­ко­го маль­чи­ка – это моги­ла Джор­джо. При­гля­дев­шись, Джо­на одо­ле­ва­ет ужас, ведь на памят­ном сним­ке похо­жий как две кап­ли воды маль­чик на погиб­ше­го Джей Джея.

Ран­ним утром семей­ство Рей­ли вызы­ва­ют поли­цей­ских. Ведь они пол­но­стью уве­ре­ны, что этой ночью в замок кто-то про­брал­ся. Но сле­дов пре­ступ­ле­ния и взло­ма стра­жа­ми поряд­ка обна­ру­же­но не было, да и жела­ния иссле­до­вать всё поме­стье у поли­цей­ский не воз­ник­ло, они попро­сту ухо­дят.

После Джон воз­вра­ща­ет­ся в склеп, но уже со Сью­зан. Он хочет пока­зать ей свою наход­ку. Но фото­гра­фия Джор­джо про­па­ла. Сью­зан видит, что супруг попро­сту схо­дит с ума, она не сдер­жи­ва­ет­ся и раз­во­ра­чи­ва­ет­ся скан­дал, в кото­ром ста­но­вит­ся ясно – Сью­зан не соби­ра­ет­ся про­щать сво­е­го мужа, да и вовсе жела­ет ему смер­ти.

Пол­но­стью уби­тый сло­ва­ми жены, раз­дав­лен­ный виной за необ­ду­ман­ный посту­пок в ту роко­вую ночь, Джон реша­ет закон­чить свои муче­ния раз и навсе­гда, забрав­шись на самую высо­кую точ­ку родо­во­го поме­стья. В попыт­ке сде­лать ещё один шаг, он оста­нав­ли­ва­ет­ся. Он не может лишить себя дра­го­цен­ной жиз­ни…

Джон отправ­ля­ет­ся в бар и сни­ма­ет про­сти­тут­ку, кото­рая, по слу­хам, явля­ет­ся любов­ни­цей мест­но­го шефа поли­ции. Ещё у них есть общий ребё­нок, хоть поли­цей­ский и отри­ца­ет это.

Вер­нув­шись в замок, они пре­да­ют­ся похо­ти в вин­ном погре­бе. Сви­де­те­лем их сои­тия ста­но­вит­ся Джор­джо, кото­рый тай­ком про­би­ра­ет­ся в этот погреб и бес­шум­но наблю­да­ет за про­цес­сом.

Когда всё про­изо­шло, Джон про­сит девуш­ку поки­нуть замок, а сам оста­ёт­ся в погре­бе и засы­па­ет. По доро­ге к выхо­ду, в тём­ной ком­на­те, Джор­джо набра­сы­ва­ет­ся на девуш­ку и тащит её в своё лого­во.

В попыт­ке почув­ство­вать себя чело­ве­ком, монстр с осто­рож­но­стью уха­жи­ва­ет за испу­ган­ной девуш­кой. Успо­ка­и­ва­ет её. Пыта­ясь повто­рить уви­ден­ное в вин­ном погре­бе, уго­ща­ет её ста­рин­ным вином. Решив подыг­рать чудо­ви­щу, ведь, воз­мож­но, это шанс на спа­се­ние, Силь­ва­на, так зва­ли ноч­ную гостью, выхва­ты­ва­ет бутыл­ку и тут же раз­би­ва­ет её, ранив сво­е­го похи­ти­те­ля.

При­дя от напа­де­ния в ярость, Джор­джо наки­ды­ва­ет­ся на несчаст­ную и, слов­но дикое живот­ное, изде­ва­ет­ся над девуш­кой.

Силь­ва­на чис­лит­ся без вести про­пав­шей.

Утром после визи­та поли­цей­ско­го, кото­рый при­хо­дил к Рей­ли в поис­ках Силь­ва­ны, да и после ссо­ры с женой, узнав­шей о ноч­ном похож­де­нии сво­е­го мужа, Джон встре­ча­ет­ся со сво­им аген­том по недви­жи­мо­сти в мест­ной забе­га­лов­ке. И тот делит­ся прав­дой о про­ис­хож­де­нии Джо­на.

“Во вре­мя вто­рой миро­вой вой­ны гер­цо­ги­ня Дукесс была мед­сест­рой в мест­ной поли­кли­ни­ке, куда сво­зи­ли всех ране­ных сол­дат. Види­мо, там она и позна­ко­ми­лась с буду­щим мужем. У них вспых­ну­ла силь­ная любовь. После помолв­ки, как уже извест­но, заво­дят ребён­ка, доб­ро­го, мило­го маль­чи­ка по име­ни Джор­джо. И вро­де бы всё у них хоро­шо. Но супруг пони­ма­ет, что к жене у него чув­ства дав­но осты­ли. Да и вооб­ще, за спи­ной жены он кру­тил роман с её род­ной сест­рой, с кото­рой и бежит в Аме­ри­ку, не огля­ды­ва­ясь на про­шлую жизнь. Там они отыг­ра­ли сва­дьбу, а вско­ре и у них рож­да­ет­ся маль­чик. Но так как гер­цо­ги­ня не дава­ла раз­ре­ше­ния на раз­вод, то по зако­ну Ита­лии Джон Рей­ли ока­зы­ва­ет­ся неза­кон­но­рож­ден­ным ребён­ком. Да, Джон Рей­ли и Джор­джо еди­но­кров­ные бра­тья. После побе­га мужа, по слу­хам, гер­цо­ги­ня уби­ва­ет сво­е­го сына, что­бы ото­мстить супру­гу за пре­да­тель­ство”.

В «Кры­сах в сте­нах» есть леген­да о гер­цо­гине – дето­убий­це.

Услы­шав эту исто­рию, Джон торо­пит­ся домой, где на душе­раз­ди­ра­ю­щие кри­ки, доно­ся­щи­е­ся из ута­ён­ных мест про­кля­то­го зам­ка, осто­рож­но сле­ду­ет слу­жан­ка Аньес. Она ока­зы­ва­ет­ся в том самом месте, где на холод­ном камен­ном полу мучи­тель­но уми­ра­ет изуро­до­ван­ная Силь­ва­на.

За спи­ной Аньес воз­вы­ша­ет­ся высо­кая зло­ве­щая фигу­ра, кото­рая скры­ва­ет своё лицо и тело про­пи­тан­ной све­жей кро­вью бело­снеж­ной про­сты­нёй. Монстр уби­ва­ет Аньес, а Силь­ва­на опус­ка­ет голо­ву. Её серд­це пере­ста­ёт бить­ся.

Сью­зан и Ребек­ка, собрав свои вещи, пла­ни­ру­ют поки­нуть замок. Они под­хо­дят к авто­мо­би­лю, но их дого­ня­ет Джон, кото­рый не хочет отпус­кать свою семью. Все уго­во­ры и выво­ды мужа не убеж­да­ют супру­гу, они садят­ся в маши­ну и поки­да­ют поме­стье. Сам же Джон торо­пит­ся в фамиль­ный склеп, что­бы раз и навсе­гда рас­крыть тай­ну смер­ти сво­е­го бра­та. Джон выры­ва­ет при­би­тую крыш­ку малень­ко­го гро­ба, но там ока­зы­ва­ет­ся пусто. Джор­джо жив! В это вре­мя склеп уже запо­ло­ни­ли поли­цей­ские, кото­рые ранее оста­но­ви­ли Сью­зан и Ребек­ку и настой­чи­во вер­ну­ли их в замок.

И вновь рас­сказ «Кры­сы в сте­нах». Что в рас­ска­зе, что и в филь­ме есть финаль­ная точ­ка раз­вяз­ки глав­ных сек­ре­тов семей. В обо­их про­из­ве­де­ни­ях этой точ­кой явля­ет­ся фамиль­ный склеп.

В филь­ме Джон выяс­ня­ет, что Джор­джо жив, а в рас­ска­зе глав­ный герой ото­дви­га­ет крыш­ку алта­ря и обна­ру­жи­ва­ет про­ход, кото­рый так­же рас­кро­ет ему тай­ну семьи. Его пред­ки дер­жа­ли под зам­ком живых людей, слов­но скот, под­вер­гая их раз­ным извра­щён­ным пыт­кам. Там про­цве­та­ли жерт­во­при­но­ше­ния и кан­ни­ба­лизм.

Сослав­шись на безу­мие подо­зре­ва­е­мо­го, поли­цей­ские скру­чи­ва­ют Джо­на и пыта­ют­ся выве­сти из этих холод­ных мест. Обна­ру­жив рядом рас­пах­ну­тую дверь, один из зевак заме­ча­ет, что за ней скры­ва­ют­ся два изуро­до­ван­ных тела – слу­жан­ки Аньес и про­пав­шей девуш­ки Силь­ва­ны. Джон аре­сто­ван.

Пыта­ясь оправ­дать­ся на допро­се в поли­цей­ском участ­ке, Джон под­би­ра­ет сло­ва, кото­рые при­во­дят в ярость сво­е­го обви­ни­те­ля. От силь­ных уда­ров дубин­кой Джон ока­зы­ва­ет­ся на полу. Поли­цей­ский поки­да­ет ком­на­ту, что­бы успо­ко­ить свои нер­вы. Джо­ну уда­ёт­ся вер­нуть себя в чув­ство, дождать­ся поли­цей­ско­го и выру­бить его одним уда­ром. После Джон сра­зу же устрем­ля­ет­ся в рас­пах­ну­тое окно.

Тем вре­ме­нем Джор­джо хит­ро­стью рас­прав­ля­ет­ся с дву­мя поли­цей­ски­ми, кото­рых поста­вил началь­ник поли­ции сте­речь гос­по­жу Рей­ли и её взрос­лую дочь. Сью­зан и Ребек­ка гото­вят­ся ко сну, утром они уже поки­нут это место.
Пони­мая, что поли­цей­ские не при­не­сут воды в их покои, Сью­зан реша­ет сама добрать­ся до кух­ни.

Воз­вра­ща­ем­ся к рас­ска­зу «Зата­ив­ший­ся страх». Когда глав­ный герой про­сы­па­ет­ся, то заме­ча­ет, что двое его това­ри­щей поли­цей­ских, кото­рые охра­ня­ли его покой, про­па­ли. Они были съе­де­ны чело­ве­ко­по­доб­ны­ми суще­ства­ми.

В филь­ме двое поли­цей­ских сами были не прочь уснуть на рабо­чем месте, охра­няя покой глав­ных геро­ев. В ито­ге из-за сво­ей не бди­тель­но­сти, они будут съе­де­ны тем, что таит­ся во тьме.

На Съю­зан, вышед­шую в кори­дор, напа­да­ет Джор­джо, но он не соби­ра­ет­ся её уби­вать. Лишь одним силь­ным уда­ром он оглу­ша­ет её, а сам направ­ля­ет­ся в ком­на­ту Ребек­ки. Он похи­ща­ет испу­ган­ную девуш­ку и насиль­но тащит её в своё лого­во.

Там он дер­жит в руке фото­гра­фию умер­ше­го маль­чи­ка, на кото­рую наткнул­ся ранее Джон. Джор­джо пыта­ет­ся объ­яс­нить Ребек­ке, что не вла­де­ет чело­ве­че­ской речью, да и то, что на этом сним­ке запе­чат­лён имен­но он. Маль­чик жив, но стал обез­об­ра­жен­ным чудо­ви­щем.

Пони­мая, что собе­сед­ни­ца сле­пая, чудо­ви­ще уны­ва­ет в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва. Будучи подав­лен­ным, он уса­жи­ва­ет­ся рядом с Ребек­кой и пыта­ет­ся её успо­ко­ить.

В эту же секун­ду в двер­ном про­ёме появ­ля­ет­ся Сью­зан. Она хит­ро­стью обма­ны­ва­ет Джор­джо и в конеч­ном ито­ге ранит его. Схва­тив свою дочь, девуш­ки пря­чут­ся в зам­ке. Джор­джо пре­сле­ду­ет их и заго­ня­ет на кры­шу, отку­да ранее хотел све­сти счё­ты с жиз­нью Джон.

В этот момент на кры­шу под­ни­ма­ет­ся гла­ва семей­ства Рей­ли, кото­рый вовре­мя успе­ва­ет вер­нуть­ся в замок. Джон в поры­ве яро­сти бро­са­ет­ся на еди­но­кров­но­го бра­та. Но Джор­джо даёт ему отпор. Тогда Джон, не видя дру­го­го выхо­да, сно­ва бро­са­ет­ся на бра­та. Креп­ко схва­тив­шись за цепь, при­ко­ван­ную к руке Джор­джо, он пры­га­ет с кры­ши зам­ка, уно­ся мон­стра за собой.

Под про­лив­ным дождём и зло­ве­щи­ми рас­ка­та­ми гро­ма Сью­зан с Ребек­кой выби­ра­ют­ся во двор ста­рин­но­го поме­стья. Скло­нив­шись над еле дыша­щим супру­гом, Сью­зан нако­нец-то про­ща­ет его. Серд­це Джо­на с успо­ко­е­ни­ем окон­ча­тель­но пере­ста­ёт бить­ся. Еди­но­кров­ные бра­тья с пока­ле­чен­ной судь­бой нако­нец-то обре­та­ют свой дол­го­ждан­ный и тихий покой.

Люби­мый финал Лав­краф­та — смерть глав­но­го героя…

После похо­рон Джо­на и Джор­джо, Съю­зан заме­ча­ет офи­це­ра поли­ции, дер­жа­ще­го на руках сына уби­той Джор­джо Силь­ва­ны. Тем самым он под­твер­жда­ет, что это его сын. И теперь он нако­нец-то готов его при­нять.

Вывод

Тра­ги­че­ская исто­рия от Стю­ар­та Гор­до­на полу­чи­лась поис­ти­не реа­ли­стич­ной и даёт пищу для раз­мыш­ле­ний. Это силь­но выби­ва­ет её из ряда попу­ляр­ных филь­мов ужа­сов того вре­ме­ни. И это не минус. Нет. Это тот самый уро­вень умно­го и деталь­но про­ра­бо­тан­но­го филь­ма ужа­сов, где каж­дая сце­на нуж­на для рас­кры­тия и пони­ма­ния всей этой исто­рии. А глав­ный зло­дей Джор­джо по всей сво­ей сути и не явля­ет­ся зло­де­ем вовсе. Он, как Ребек­ка и Джей Джей, жерт­ва сво­их роди­те­лей.

Вооб­ще, ана­ли­зи­руя весь фильм, я при­шёл к мыс­ли, что в кар­тине почти все клю­че­вые пер­со­на­жи – это и есть зло­деи. За исклю­че­ни­ем самой Ребек­ки. Из-за упрям­ства и пьян­ства Джо­на поги­ба­ет Джей Джей, а Ребек­ка навсе­гда ста­но­вит­ся инва­ли­дом. Сью­зан лома­ет жизнь доче­ри, с осо­бой фана­тич­но­стью обе­ре­гая её, не давая реа­ли­зо­вать­ся в этом мире, не давая ей научить­ся жить со сво­ей бедой. Каж­дый раз вме­ши­ва­ет­ся в её лич­ную жизнь, в её про­стран­ство.

Эко­ном­ка Аньес и её род­ной брат Джан­нет­ти, он же агент по недви­жи­мо­сти, вооб­ще реша­ют шан­та­жи­ро­вать Джо­на, когда обна­ру­жи­ва­ют сум­ку похи­щен­ной девуш­ки. Да и тот же офи­цер поли­ции, кото­рый мно­го лет откре­щи­вал­ся от сво­е­го род­но­го сына, сты­дясь лишь того, что он от мест­ной про­сти­тут­ки. Но раз­ве дитё в этом вино­ва­то? Нет. И офи­цер поли­ции пой­мёт это уже после всех собы­тий. А про дру­гих поли­цей­ских, кото­рым лень выпол­нять свою рабо­ту, я вооб­ще мол­чу.

И вот таких мимо­лёт­ных, но рас­кры­тых в дета­лях, момен­тов в филь­ме пол­но. Гор­дон часто даёт пищу для раз­мыш­ле­ний, порой не гово­ря с нами пря­мым тек­стом.

Сам же Джор­джо – жерт­ва обсто­я­тельств и мате­рин­ской мести, кото­рая спо­соб­ство­ва­ла раз­ви­тию раз­ных пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний и умствен­ной дегра­да­ции. Так­же Стю­арт сме­ши­ва­ет это с осо­зна­ни­ем урод­ства, нехват­ки мате­рин­ской люб­ви, дол­го­го оди­но­че­ства, веч­ной боли, стра­ха и дико­го голо­да, кото­рые сотво­ри­ли с ним то, что мы видим на про­тя­же­нии всей кар­ти­ны. По сути, он так и остал­ся тем заби­тым в угол изму­чен­ным ребён­ком, даже спу­стя 42 года.

В филь­ме нам гово­рят, что Джор­джо был свет­лым, доб­рым и милым маль­чи­ком.

Из дру­гой сце­ны – когда Рей­ли впер­вые иссле­ду­ют замок, то всё семей­ство попа­да­ет в ком­на­ту, кото­рая наби­та дет­ски­ми игруш­ка­ми. Сле­до­ва­тель­но, это и была ком­на­та Джор­джо. Здесь мы и можем пред­ста­вить себе нача­ло роко­вых собы­тий.

Вот Джор­джо игра­ет в сво­ей ком­на­те, вопло­щая выду­ман­ные миры. Он ещё не подо­зре­ва­ет, что в счи­тан­ные мину­ты рас­пах­нёт­ся дверь, а за ней будет сто­ять обе­зу­мев­шая мама­ша, сжи­мая в руке страш­ную плеть. В этот раз она не при­жмёт его, не при­лас­ка­ет. Нет! Она со всей зло­сти схва­тит сво­е­го ребён­ка и отта­щит в страш­ную холод­ную тем­ни­цу, в кото­рой 42 года ему суж­де­но суще­ство­вать, слов­но кры­се, ожи­дая сле­ду­ю­щую пор­цию объ­ед­ков с мате­рин­ско­го сто­ла. Она будет извра­щать­ся над ним раз­ны­ми сума­сшед­ши­ми спо­со­ба­ми, заби­вая до полу­смер­ти, ни разу не про­явив состра­да­ния к маль­чи­ку.

Даль­ше – боль­ше. Мы пом­ним, что когда Джор­джо выбрал­ся из зам­ка, то не пред­став­лял ника­кой угро­зы для жите­лей. Он изу­чал свой забы­тый дом, наблю­дал за геро­я­ми и даже их боял­ся. Всё это вре­мя он учил­ся быть чело­ве­ком.

Когда он похи­ща­ет Силь­ва­ну, то ведёт себя акку­рат­но с ней, даже пыта­ет­ся забо­тить­ся, что­бы повто­рить то, чему он научил­ся у сво­е­го свод­но­го бра­та. Когда девуш­ка ранит его и будет пред­став­лять смер­тель­ную опас­ность, то, одо­лев её, он пони­ма­ет, что силь­нее её в разы. Тогда и повто­рит­ся сце­на с котом, но уже с более круп­ной жерт­вой. Но не сто­ит забы­вать и про силь­ное поло­вое вле­че­ние к пред­ста­ви­те­лю сво­е­го вида.

Теперь ответ на важ­ный вопрос. Такой ли уж Джор­джо монстр? С одной сто­ро­ны да, но не забы­ва­ем, что его жесто­кость просну­лась от при­ми­тив­ных средств обу­че­ния и наблю­де­ния за людь­ми. Он пони­мал мир, исхо­дя из сво­их инстинк­тов и огра­ни­чен­но­го умствен­но­го раз­ви­тия. Он внешне и внут­ренне пре­вра­тил­ся в непо­нят­ное осталь­ным людям суще­ство, поэто­му и изгой. Но не забы­ва­ем, что его лич­ность — это ком­би­на­ция жесто­ко­сти, оди­но­че­ства и ужа­са того, что он пере­жил. Поэто­му я готов ему сопе­ре­жи­вать и верить в эту исто­рию. Ведь кто зна­ет, какие ске­ле­ты оби­та­ют у ваших сосе­дей в шка­фу.

Напо­сле­док хочет­ся ска­зать: как бы неко­то­рые кри­ти­ки не руга­ли фильм и не при­ни­жа­ли заслу­ги жан­ра ужа­сов, они не смо­гут забрать у нас одно­го. Такие филь­мы отлич­но пока­зы­ва­ют, что люди не про­сто выс­шие суще­ства на пла­не­те Зем­ля, но и не мень­шие мон­стры, гото­вые при­чи­нить себе подоб­ным ужас­ные вещи, навсе­гда лишив их буду­ще­го и счаст­ли­вой жиз­ни, сотво­рить сво­е­го уро­да в зам­ке, сво­е­го изгоя.

Автор ста­тьи: Соло­ди­лов Яро­слав
Редак­то­ры: Daniel Horn и Соло­ди­ло­ва Ека­те­ри­на