109 лет со дня рождения Владимира Маяковского и как это связано с Лавкрафтом

В 1893 году, когда Говар­ду Лав­краф­ту было три года, в горо­де Багда́ти в реги­оне Име­ре­тия в запад­ной части Гру­зии 19 июля родил­ся буду­щий «рупор рево­лю­ции», уни­каль­ный и само­быт­ный поэт, Вла­ди­мир Мая­ков­ский. Что же мог­ло свя­зать пути двух совер­шен­но непо­хо­жих друг на дру­га людей и авто­ров, кро­ме того, что Багда́ти и Про­ви­денс, где родил­ся Лав­крафт, по чистой слу­чай­но­сти нахо­ди­лись почти на одной широ­те? 

Было ли у этих людей вооб­ще что-то общее? Боль­шин­ство уве­рен­но отве­тит, что нет, и по-сво­е­му будут пра­вы. Что может быть обще­го у Лав­краф­та — ста­ро­мод­но­го джентль­ме­на, убеж­дён­но­го кон­сер­ва­то­ра, мелан­хо­лич­но­го затвор­ни­ка, чьи уди­ви­тель­ные миры боль­шин­ство откры­ло лишь после его смер­ти, и Мая­ков­ско­го — извест­но­го футу­ри­ста, ярост­но­го бор­ца со все­ми про­яв­ле­ни­я­ми ста­ри­ны, рево­лю­ци­о­не­ра, мощ­но­го ора­то­ра, чей голос ещё при жиз­ни слы­шал­ся по всей пла­не­те? Из оче­вид­но­го — раз­ве что искрен­няя и тёп­лая любовь обо­их к кош­кам…

Из менее оче­вид­но­го — страсть к новым мирам, к иссле­до­ва­нию глу­бин люд­ских душ и тоталь­ной их декон­струк­ции, пусть и очень раз­ны­ми мето­да­ми и с абсо­лют­но непо­хо­жи­ми целя­ми. Оба они стре­ми­лись в сво­ём твор­че­стве вывер­нуть всё чело­ве­че­ское суще­ство наизнан­ку, явить чита­те­лю пота­ён­ное вели­чие уди­ви­тель­но­го мира, создать у него пол­ное ощу­ще­ние его бли­зо­сти и ося­за­е­мо­сти… 

Диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные в вос­при­я­тии обще­ства, поли­ти­ки и миро­устрой­ства, оба авто­ра очень глу­бо­ко ощу­ща­ли всю кос­ми­че­скую мощь про­ис­хо­дя­щих на нашей пла­не­те собы­тий.

"...
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник дум ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
я овенчаюсь моим безумием.
Сцена постепенно наполняется. 
Человек без уха. 
Человек без головы и др. Тупые. 
Стали беспорядком, едят дальше.
В. Маяковский
Граненых строчек босой алмазник,
взметя перины в чужих жилищах,
зажгу сегодня всемирный праздник
таких богатых и пестрых нищих.
Старик с кошками
Оставь.
Зачем мудрецам погремушек потеха?
Я — тысячелетний старик.
И вижу — в тебе на кресте из смеха
распят замученный крик.
Легло на город громадное горе
и сотни махоньких горь.
А свечи и лампы в галдящем споре
покрыли шопоты зорь.
Ведь мягкие луны не властны над нами, —
огни фонарей и нарядней и хлеще.
В земле городов нареклись господами
и лезут стереть нас бездушные вещи.
А с неба на вой человечьей орды
глядит обезумевший бог.
И руки в отрепьях его бороды,
изъеденных пылью дорог.
...»

Даже из отдель­ных отрыв­ков оче­вид­но ‑Мая­ков­ский ощу­щал всей душой истин­но лав­краф­тов­ские сти­хии, такие как рок без­участ­ных выс­ших сил, пер­ма­нент­ную бли­зость безу­мия, про­но­ся­ща­я­ся мимо тень вели­ко­го хао­са — всё это кру­жи­ло в его вооб­ра­же­нии и про­ры­ва­лось на бума­гу даже тогда, когда он писал совер­шен­но о дру­гом…

И каза­лось бы — отку­да, пусть даже в самом мощ­ном уме истин­но-совет­ско­го поэта, сре­ди мате­ри­а­лиз­ма, идей­но­го отри­ца­ния все­го сверхъ­есте­ствен­но­го, в кру­го­вер­ти аги­та­ции, борь­бы и про­чих прак­ти­че­ских задач, взять­ся обра­зам тём­ных куль­тов, бес­край­них мрач­ных кра­ёв, где оби­та­ют их после­до­ва­те­ли и те, кому они покло­ня­ют­ся? Пара­док­саль­но, но и это совер­шен­но неожи­дан­но про­ры­ва­ет­ся у столь далё­ко­го от Лав­краф­та его совре­мен­ни­ка:

«…
Я
с ношей моей
иду,
спотыкаюсь,
ползу
дальше
на север,
туда,
где в тисках бесконечной тоски
пальцами волн
вечно
грудь рвёт
океан-изувер.
Я добреду -
усталый,
в последнем бреду
брошу вашу слезу
тёмному богу гроз
у истока звериных вер.
…»
1912г.

А так ли далёк был от Лав­краф­та автор, кото­рый живя с ним с одно вре­мя, даже сущ­ность само­го поня­тия вре­ме­ни вос­при­ни­мал во мно­гом созвуч­но с ним?

«Вре­мя непо­движ­но, и, соот­вет­ствен­но, не име­ет ни нача­ла, ни кон­ца. Пред­став­ле­ние о вре­ме­ни как о чем-то дви­жу­щем­ся и вызы­ва­ю­щем пере­ме­ны есть иллю­зия. Да и само вре­мя, в сущ­но­сти, явля­ет­ся иллю­зи­ей. Про­шлое, насто­я­щее и буду­щее суще­ству­ет лишь в пред­став­ле­ни­ях оби­та­те­лей низ­ших миров с малы­ми чис­лом изме­ре­ний. Люди свя­зы­ва­ют дви­же­ние вре­ме­ни с про­ис­хо­дя­щи­ми пере­ме­на­ми, како­вые так­же суть иллю­зия, ибо все что было, есть и будет, суще­ству­ет одно­вре­мен­но.»

«…
Выше!
Тишь.
И лишь
просторы,
мирам открытые странствовать.
Подо мной,
надо мной
и насквозь светящее реянье.
Вот уж действительно
что называется – пространство!
Хоть руками щупай в 22 измерения.
Нет краёв пространству,
времени конца нет.
Так рисуют футуристы едущее и идущее:
неизвестно,
что вещь,
что след,
сразу видишь вещь из прошедшего в грядущее.
Ничего не режут времени ножи.
Планеты сшибутся,
и видишь –
разом
разворачивается новая жизнь
грядущих планет туманом-газом.
…»
1922 г.

Гово­ря даже о чисто гео­гра­фи­че­ской раз­де­лён­но­сти про­за­и­ка и поэта, не сто­ит забы­вать, что даже чисто гео­гра­фи­че­ски их пути про­ле­га­ли доволь­но тес­но, если не ска­зать пере­се­ка­лись…

Ведь мало кто знает, но:

1) Женив­шись 3 мар­та 1924 года, Говард Лав­крафт с женой пере­ез­жа­ет в Бруклин, Нью-Йорк, в её квар­ти­ру в доме 793 на Флэт­буш-аве­ню, где Мастер про­жи­вёт бли­жай­шие 15 меся­цев. 

2) 30 июля 1925 года Вла­ди­мир Мая­ков­ский на несколь­ко меся­цев при­был в Нью-Йорк из СССР через несколь­ко стран Евро­пы и Мек­си­ку, после чего при помо­щи дав­не­го зна­ко­мо­го, посе­лил­ся в квар­ти­ре на 5 аве­ню, при­мер­но в 10 кило­мет­рах от дома семьи Лав­краф­та. 

3) В 1925 году, Лав­крафт пишет рас­сказ «Он», в кото­ром явно спи­сан­ный с авто­ра глав­ный герой во вре­мя ноч­ных про­гу­лок по Нью-Йор­ку встре­ча­ет необыч­ную лич­ность — умно­го и обра­зо­ван­но­го чело­ве­ка не от мира сего, подо­зри­тель­но похо­же­го на неко­е­го извест­но­го писа­те­ля. Это недол­гое зна­ком­ство пол­но зага­доч­ных подроб­но­стей и неожи­дан­ных пово­ро­тов. 

4) В 1925 году Мая­ков­ский пишет сти­хо­тво­ре­ние «Бруклин­ский мост», в кото­ром глав­ный герой – сам поэт, про­гу­ли­ва­ясь в сумер­ках по Нью-Йор­ку, сту­па­ет на Бруклин­ский мост, нахо­дя­щий­ся ров­но посе­ре­дине меж­ду Флет­буш аве­ню, где жил Лав­крафт, и 5 аве­ню, где оста­но­вил­ся Мая­ков­ский…

В сти­хо­тво­ре­нии неожи­дан­но про­скаль­зы­ва­ют апо­ка­лип­тич­ные нот­ки:

«Если
придет
окончание света —
планету
хаос
разделает влоск,
и только
один останется
этот
над пылью гибели вздыбленный мост,
…»

5) В 1925 же году Мая­ков­ский пишет своё «Выво­ла­ки­вай­те буду­щее!», начи­на­ю­ще­е­ся со срав­не­ния буду­ще­го с нечтом, у чего есть жаб­ры и хвост:

«Будущее
не придет само,
если
не примем мер.
За жабры его, — комсомол!
За хвост его, — пионер!»

6) В сле­ду­ю­щем, 1926 году Лав­крафт закан­чи­ва­ет «Зов Ктул­ху». 

7) В этом же 1926 году, в твор­че­стве Мая­ков­ско­го не раз совер­шен­но без пово­да, сре­ди лозун­гов и пла­мен­ных речей, про­ска­ки­ва­ют нот­ки сыро­сти, вла­ги, раз­ло­же­ния и тле­на:

«Заплыло
тиной
быта болотце,
покрылось
будничной ряской.»
«Скучно здесь,
нехорошо
и мокро.
Здесь
от скуки
отсыреет и броня…»

Мир лите­ра­ту­ры пре­кра­сен, но ещё увле­ка­тель­нее рас­кры­вать подроб­но­сти о вполне веро­ят­но суще­ство­вав­ших в реаль­но­сти мрач­ных сооб­ще­ствах и куль­тах…

Так­же, есть не самая попу­ляр­ная в кру­гах искус­ство­ве­дов тео­рия, соглас­но кото­рой, Вла­ди­мир Мая­ков­ский во вре­мя сво­ей поезд­ки в США в 1925 году, поми­мо круп­ных и извест­ных горо­дов Аме­ри­ки, посе­тил так­же один или несколь­ко насе­лён­ных пунк­тов помень­ше, но умол­чал об этом в сво­их запи­сях и рас­ска­зах из-за неко­е­го туман­но­го инци­ден­та, про­изо­шед­ше­го на побе­ре­жье, в захо­луст­ном горо­диш­ке к севе­ру от Нью-Йор­ка, назва­ние кото­ро­го допод­лин­но уста­но­вить не уда­лось. По слу­хам, поэт, ведо­мый истин­но про­ле­тар­ским духом, желал посе­тить мест­ное пла­виль­ное про­из­вод­ство, но столк­нул­ся с неопре­де­лён­ны­ми труд­но­стя­ми и воис­ти­ну пуга­ю­щи­ми обсто­я­тель­ства­ми, след кото­рых, быть может, кро­ет­ся в столь необыч­ных стро­ках одно­го из его про­из­ве­де­ний:

«…
сквозь грызшихся кучку,
громя кулаком по ораве зверьей,
пробился,
схватился,
дёрнул за ручку –
и выбег,
селёдкой обмазан –
об двери.
Не знаю,
душа пропахла,
рубаха ли,
какими водами дух этот смою?
Полгода
звёзды селёдкою пахли,
лучи рассыпая гнилой чешуёю.
...»

Мы можем толь­ко гадать, что это был за город, но воз­мож­но ли бук­валь­но парой штри­хов и впе­чат­ле­ний опи­сать его столь точ­но, на самом деле не побы­вав там?

Под­во­дя итог, хочет­ся ска­зать, что мы, дви­жи­мые жаж­дой откры­тий и стрем­ле­ни­ем пусть даже к самым мрач­ным исти­нам, во что бы то ни ста­ло будем про­дол­жать иссле­до­ва­ние архи­вов, спра­воч­ни­ков, мему­а­ров, доступ­ной кор­ре­спон­ден­ции и про­чих воз­мож­ных источ­ни­ков, что­бы рано или позд­но явить миру истин­ную кар­ти­ну самых туман­ных стра­ниц био­гра­фии Говар­да Лав­краф­та, его окру­же­ния, и про­чих люби­мых и ува­жа­е­мых нами авто­ров. 

P.S. В слу­чае отсут­ствия новых мате­ри­а­лов по резуль­та­там наших изыс­ка­ний свы­ше года, воз­мож­но, вам сто­ит обра­тить­ся в мест­ные орга­ны вла­сти с целью выяс­не­ния мак­си­маль­но воз­мож­но­го коли­че­ства дета­лей и обсто­я­тельств исчез­но­ве­ния части или всей адми­ни­стра­ции груп­пы Lovecraftian Horror.

Автор ста­тьи: Антон Конен­ков