Джон Карпентер: Больше Лавкрафтианы, чем вы думаете

Автор: Кайл Андер­сон
Пере­вод: Артем При­зрак

За 42 года, про­шед­ших с пер­во­го круп­но­го тво­ре­ния кино­сту­дии Джо­на Кар­пен­те­ра, «Нечто» 1982 года, кото­рый он сде­лал для Universal, он пре­вра­тил­ся из про­валь­но­го в андер­гра­унд­ный клас­си­че­ский фильм жан­ра ужа­сов. Это тре­вож­ный, пара­но­и­даль­ный, клау­стро­фоб­ный фильм с уча­сти­ем актё­ров, кото­рые нам нра­вят­ся и мы не хотим видеть их смер­ти, хотя это неиз­беж­но. Все это хоро­шо доку­мен­ти­ро­ва­но, но шедевр Кар­пен­те­ра – не про­сто отлич­ный при­мер ужа­са, это пре­крас­ный при­мер «кос­ми­че­ско­го ужа­са» Лав­краф­та, «извест­но­го заве­до­мо труд­но­го под­жан­ра для пред­став­ле­ния на экране».

Лав­крафт был слож­ным писа­те­лем. Его твор­че­ство ста­ло леген­дой, а его тво­ре­ния Некро­но­ми­ко­на и мифов Ктул­ху 100 лет назад вдох­но­ви­ли писа­те­лей и кине­ма­то­гра­фи­стов от Гильер­мо дель Торо до Сэма Рэй­ми. Но из всех вещей в жан­ре, Лав­краф­ту мож­но при­пи­сать попу­ля­ри­за­цию, если не изоб­ре­те­ние откро­вен­но­го, кос­ми­че­ско­го ужа­са, пожа­луй, само­го глав­но­го и само­го невы­ра­зи­мо­го. Кос­ми­че­ский ужас – это осо­зна­ние того, что есть древ­ние, совер­шен­но “бес­че­ло­веч­ные” суще­ства, кото­рые суще­ству­ют в нашей соб­ствен­ной все­лен­ной, кото­рые вооб­ще не забо­тят­ся о нас (или кото­рых мы не совсем не забо­тим). Наря­ду с этим, при­сут­ству­ет страх поте­рять свою чело­веч­ность, под­да­ва­ясь при­хо­тям, а ино­гда даже быть погло­щён­ным эти­ми меж­звезд­ны­ми жут­ки­ми чудо­ви­ща­ми.

В осно­ве все­го это­го у нас есть исто­рия о втор­га­ю­щей­ся силе, кото­рая в конеч­ном сче­те выхо­дит за рам­ки наше­го пони­ма­ния и име­ет воз­мож­ность пол­но­стью уни­что­жить жизнь на пла­не­те Зем­ля за оше­лом­ля­ю­ще корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Когда пер­со­на­жи на базе видят Нечто в сво­ем самом чуж­дом – эта­пы транс­фор­ма­ции, они сто­ят оша­ра­шен­ные по несколь­ко минут. Вот так Кар­пен­тер пока­зы­ва­ет уди­ви­тель­ные эффек­ты рабо­ты Роба Бот­ти­на, при этом уси­ли­ва­ет смесь стра­ха и отвра­ще­ния.

Лав­крафт часто не опи­сы­вал свои зло­ве­щие сущ­но­сти, пред­по­чи­тая вме­сто это­го про­сто ска­зать «неопи­су­е­мый ужас» или тому подоб­ное, и поз­во­лить чита­те­лю при­ду­мать свои соб­ствен­ные визу­аль­ные эффек­ты. Неспо­соб­ность людей понять физи­че­скую фор­му этих существ явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью «кос­ми­че­ско­го стра­ха» Лав­краф­та. Кар­пен­тер про­дол­жа­ет это, но не скры­вая мон­стра от нас, а пока­зы­вая нам его в пол­ном све­те, пото­му что, хотя мы и смот­рим на него, это все еще неопи­су­е­мо. Ни один образ Нечто, ни в одной из сцен не ведет себя так, как что-то есте­ствен­ное в этом мире, и мы раз­де­ля­ем изум­ле­ние пер­со­на­жей, отша­ты­ва­ем­ся и при­сталь­но наблю­да­ем.

Но сам зверь – это лишь часть того, чем явля­ет­ся кос­ми­че­ский ужас, и боль­шая часть исхо­дит от стра­ха быть настиг­ну­тым, и изну­ри­тель­но­го осо­зна­ния того, что ваше миро­воз­зре­ние изме­ни­лось и нико­гда не будет преж­ним. Очень труд­но объ­яс­нить и визу­аль­но выра­зить кого-то, кто пол­но­стью пре­одо­ле­ва­ет чув­ство незна­чи­тель­но­го, кро­шеч­но­го пят­ныш­ка во Все­лен­ной. В то вре­мя как боль­шин­ство пер­со­на­жей с тру­дом пони­ма­ют истин­ную вели­чи­ну это­го ужас­но­го про­буж­де­ния и реа­ги­ру­ют в основ­ном либо праг­ма­тиз­мом (Мак­ри­ди, Док Купер, Гэр­ри), либо явным недо­ве­ри­ем (в любой момент более совер­шен­ным (че за бред), чем Пал­мер “Вы долж­но быть хре­но­во пошу­ти­ли!”?), один пер­со­наж пре­крас­но иллю­стри­ру­ет то, что пред­став­ля­ют боль­шин­ство глав­ных геро­ев Лав­краф­та, и им явля­ет­ся Блэр, кото­ро­го игра­ет Уил­форд Брим­ли.

Блэр – уче­ный в экс­пе­ди­ции, выпол­ня­ет непо­нят­ное вскры­тие рас­та­яв­ших (отта­и­ва­ю­щих), полу­из­ме­нен­ных тел при­шель­цев, а так­же при­ду­мы­ва­ет ком­пью­тер­ную симу­ля­цию, кото­рая объ­яс­ня­ет, что Нечто может, если его не оста­но­вить, пол­но­стью захва­тить и реп­ли­ци­ро­вать весь мир в тече­ние несколь­ких дней. Это при­во­дит Бле­ра к пол­но­цен­но­му нерв­но­му сры­ву, кото­рый вспы­хи­ва­ет, когда коман­да нахо­дит его отси­жи­ва­ю­щим­ся в сво­ей лабо­ра­то­рии, с писто­ле­том, дико стре­ля­ю­щим и кри­ча­щим “оно хочет быть НАМИ!” В кон­це кон­цов он ослаб­лен, и коман­да реша­ет запе­реть его в хижине Мак­ри­ди, где он нико­гда не бывал, при этом пер­вым под­дав­шись пара­нойе.

И очень умест­но, что Блер так­же испол­ня­ет вто­рую часть глав­но­го героя Лав­краф­ти­а­ны: он ста­но­вит­ся тем, чего боль­ше все­го боит­ся. Лав­крафт был изну­ри­тель­ным ксе­но­фо­бом и экс­тра­по­ли­ро­вал свой страх перед любым непо­хо­жим на чело­ве­ка в свою рабо­ту. Эти исто­рии часто закан­чи­ва­ют­ся глав­ным геро­ем – обыч­но рас­сказ­чи­ком от пер­во­го лица, схо­дя­щим с ума, узнав, что они явля­ют­ся потом­ка­ми лягушек/рыб/кальмаров. Блэр наи­бо­лее опа­сен на ран­нем эта­пе, пото­му что он пони­ма­ет ситу­а­цию и зна­ет, что каж­дый дол­жен уме­реть, что­бы оста­но­вить репли­ка­цию, но к кон­цу, он по суще­ству явля­ет­ся конеч­ной вер­си­ей само­го Нечто. И точ­но так же, как в Лав­краф­те, мы, зри­те­ли (а так­же дру­гие пер­со­на­жи), не можем знать, как дол­го Блэр был мон­стром, кото­ро­го он так боял­ся.

«Нечто» был пер­вым филь­мом Джо­на Кар­пен­те­ра для круп­ной сту­дии, и поэто­му он дол­жен был сле­до­вать опре­де­лен­ным пра­ви­лам героя, кото­рый взры­ва­ет мон­стра и исполь­зу­ет огне­мет. Мак­ри­ди Кур­та Рас­се­ла – глав­ный герой Гол­ли­ву­да, но Блэр – глав­ный герой Лав­краф­та, и нали­чие их обо­их в одном филь­ме – инте­рес­ное сопо­став­ле­ние, и вполне гово­рит о том, что послед­ний ста­но­вит­ся зло­де­ем, так как мно­гие исто­рии Лав­краф­та рас­кры­ва­ют­ся в их заклю­чи­тель­ных абза­цах.

Это было за 12 лет до того, как Кар­пен­тер сде­ла­ет свой самый Lovecraftian фильм (1994 В пасти безу­мия), в ком­плек­те с глав­ным геро­ем, кото­рый мед­лен­но схо­дит с ума. Но он уже пошел по это­му пути с Блэром в «Неч­но» и это оста­ет­ся его шедев­ром, даже более тон­ким, чем вы дума­ли.