Новое измерение истинного зла
Прекрасная страна Канада среднеобычному человеку не напоминающая ни о чем, кроме кленовых листочков, лесов и Ниагарского водопада, среди ценителей нетривиальной музыкальной культуры известна самобытной блэк-метал сценой в виде Forteresse и им подобных. Все эта прелесть подается под лейблом “романтический атмосферный квебекский блэк” и дичайше котируется ценителями лесной романтики и грустных переборов у костра на закате. Продолжая ошиваться по канадским маргиналиям дальше, мы обнаружим не менее крутую и не менее самобытную кинематографическую тусовку, подарившую миру самых удивительных и в чем-то революционных представителей жанра : “Сестру оборотня”, “Маму”, “Мучениц”, “Глоток” (ну ладно, не революционных, он просто забавный)) и высокохудожественную расчлененку сестер Соска. То, что заодно она наградила мир всякими “Еретиками”, посчитаем издержками производства и не будем на них останавливаться. Наш герой седьмого и последнего дня лавкрафтианской недели сполна отрабатывает не только канадскую прописку, но и, по моему скромному имхо, слоган “new dimension of evil” — свежо и стильно обрабатывая классические идеи джентльмена из Провиденса. Сестра, скальпель! Поехали.
Экспозиция The Void несложная и сто раз на всяческих “Рассветах мертвецов” обкатанная — группу несчастных волею судьбы запирают в больнице, куда до этого местный офицер привез найденного буквально в кустах наркомана. Казалось бы, тишь да гладь — допросим асоциальный элемент, накатаем рапорт и до свиданья. Однако не тут-то было. Больницу вдруг окружают неизвестные в белых мантиях KKK-style, намерения у них явно не миротворческие, вдобавок медсестра внезапно убивает одного из пациентов, заявляет, что “это не мое лицо”, предварительно содрав добрую его часть, и бросается на стража порядка. Получает пулю, мутирует в то самое НЕИМЕНУЕМОЕ, после чего стартует завязка, раскрывающая смысл происходящего и “oooo God, why we?”. Действие красиво и грамотно перетекает в кульминацию и весьма своеобразную развязку, которая хэппи-энд лишь отчасти. Однако драматургия ни черта не объясняет и присмотримся к деталям Я уже говорил, что в случае lovecraft-inspired кино обязано максимально внимательно отнестись к атмосфере и ощущениям, которые хотят вселить в зрителя, и все средства для этого, как говаривал старина Макиавелли, хороши. В The Void мощным суггестивным инструментом служат музыка (к саундтреку приложил гениальную руку сам Брайан Lustmord — я всегдааа знал, что его криповые саундскейпы послужат хоррор-индустрии и странно, что никто раньше не додумался вплести эти гимны космическому мраку вообще везде, где стоит штамп HPL — а также Blitz/Berlin и Menalon) операторская работа с угасанием кадра (находка интересная и ее не успели затереть до банальности) и — как ни странно — молчаливые культисты. Никаких дурацких шабашей с дефицитными девственницами на залитых клюквенным соком алтарях — только молчание, только хардкор, и оно пугает больше всего, потому что ничего не обещает и зримо ничем не угрожает. Самый настоящий fear of tne unknown. (по теме когда-то хорошо зашел It Follows — вместо тысячи слов).
Но не все в The Void столь эфемерное — монстры, они же последствия неудачных опытов по превращению человека в агрессивную нежить (фанаты щупалец ликуют) — неописуемо мерзкие и очень напоминающие полумертвых уродцев из “Невесты Реаниматора”, что-то столь же гнусное из “Воскресшего” и пришельца из “Нечто”. Не скажу, что прямо вершина современного монстростроения, но они исправно вносят свой вклад в этот пикник на обочине бездны.
Бесспорного хэппи-энда, как и в подавляющем большинстве рассказов Лавкрафта, здесь нет, но (не раскрывая карт, если кто не смотрел) финал интересен, хотя его, похоже, приклеили в последний момент уж одни Древние знают, чем руководствуясь. Скажете, что он надуманный, и это тоже будет правдой.
Приговор — крепкий, стильный, атмосферный фильм, который выводит лавкрафтианское кино на подобающий 2018 уровень. Снимать по подвалам, конечно, заманчиво, но нафиг, если есть толпы фанатов (а Лавкрафт сейчас популярнее Че Гевары) краудфандинг, должная прямизна рук и чувство вкуса. А главное — желание отдать дань уважения уникальному стилю и огромному вкладу HPL в любимый нами жанр “уберите детей от экрана”. До новых встреч, дорогие телезрители 🙂
Подписывайтесь на Lovecraftian Horror
У нас есть очень черные печеньки!
Автор: Дмитрий Даммер