Увидеть чудовищ: Сайлент Хилл и Мифы Лавкрафта

Когда тебе боль­но и страш­но слиш­ком дол­го, страх и боль пре­вра­ща­ют­ся в нена­висть, и эта нена­висть начи­на­ет изме­нять мир

Алес­са, «Сай­лент Хилл»

Фильмы «Сайлент Хилл» являются лавкрафтовскими.

Хоро­шо, я подо­жду, пока вы пере­ста­не­те сме­ять­ся, преж­де чем про­дол­жить.

Теперь потер­пи­те несколь­ко минут (пре­ду­пре­жде­ние о спой­ле­ре теперь для тех из вас, кто не хочет, что­бы его впе­чат­ле­ния о филь­мах были испор­че­ны, посколь­ку я подроб­но рас­ска­зы­ваю об обе­их частях).

Сюжет:

«Сай­лент Хилл» (2006) повест­ву­ет о Роуз и Кри­се (Рада Мит­челл и Шон Бин, кото­рый не уми­ра­ет в этом филь­ме, что весь­ма уди­ви­тель­но). Они усы­но­ви­ли дочь, Шэрон (Джо­дель Ферлланд), кото­рая стра­да­ет луна­тиз­мом и видит ноч­ные кош­ма­ры о месте под назва­ни­ем Сай­лент Хилл. Это насе­лён­ный при­зра­ка­ми горо­док в шта­те Запад­ная Вир­джи­ния. Роуз реша­ет отвез­ти девоч­ку в Сай­лент Хилл и выяс­нить при­чи­ну её кош­ма­ров. Там когда-то рабо­та­ла гор­но­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния, и в тече­ние мно­гих лет под зем­лёй горит уголь. На въез­де в город поли­цей­ский пыта­ет­ся оста­но­вить Роуз, но она жмёт на газ, вре­за­ет­ся в воро­та и теря­ет созна­ние. Когда она при­хо­дит в себя, Шэрон уже нет рядом, а жен­щи­на-поли­цей­ский Сибил (её игра­ет Лори Хол­ден, сей­час извест­ная по сери­а­лу «Ходя­чие Мерт­ве­цы») очень злит­ся. Роуз пыта­ет­ся объ­яс­нить поли­цей­ско­му, что она тут дела­ет, и что им нуж­но най­ти Шэрон, но Сибил пред­по­ла­га­ет худ­шее, наде­ва­ет на Роуз наруч­ни­ки и пыта­ет­ся увез­ти её в поли­цей­ский уча­сток.

Во вре­мя спо­ра жен­щи­ны посте­пен­но заме­ча­ют, что всё вокруг какое-то непра­виль­ное. Мест­ность затя­ну­ло белым тума­ном, и жен­щи­ны видят, что боль­шие хло­пья, пада­ю­щие с неба, – это не снег, а пепел. Доро­га обрат­но в город рез­ко закан­чи­ва­ет­ся у обры­ва, и они обе начи­на­ют пони­мать, что попа­ли в беду. После бит­вы с неки­ми чело­ве­ко­по­доб­ны­ми тва­ря­ми, кото­рые извер­га­ют слизь, когда в них попа­да­ют пули, Роуз уда­ёт­ся сбе­жать от Сибил. Она бежит в Сай­лент Хилл и нахо­дит изгнан­ни­цу по име­ни Далия (в испол­не­нии Дебо­ры Кары Ангер), кото­рая утвер­жда­ет, что Шэрон – её соб­ствен­ная дочь, а так­же Роуз стал­ки­ва­ет­ся с груп­пой рели­ги­оз­ных фана­ти­ков во гла­ве с пуга­ю­щей Кри­ста­бел­лой (Элис Крайдж), и повто­ря­ю­щей­ся Тем­но­той, кото­рая выво­ра­чи­ва­ет мир наизнан­ку и угро­жа­ет уни­что­жить всё, к чему она при­ка­са­ет­ся.

Роуз узна­ёт, что оби­та­те­ли Сай­лент Хил­ла явля­ют­ся чле­на­ми фана­тич­но­го рели­ги­оз­но­го куль­та, одер­жи­мо­го чисто­той. Алес­са, дочь Далии, кото­рая выгля­дит точ­но так же, как Шэрон, роди­лась вне бра­ка и общи­на сочла её нечи­стой. Над ней, слов­но над ведь­мой, без­жа­лост­но изде­ва­лись в шко­ле, так­же она под­верг­лась сек­су­аль­но­му наси­лию со сто­ро­ны двор­ни­ка до того, как Кри­ста­бел­ла, тётя самой Алес­сы, реши­ла, что ребен­ка нуж­но сжечь, что­бы под­дер­жать чисто­ту сооб­ще­ства. Но сожже­ние пошло не так, огонь убил почти всех в горо­де, и нача­лись под­зем­ные пожа­ры. Тьма, кото­рая побеж­да­ет город, явля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем Алес­сы, теперь назы­ва­е­мой Демо­ном, и стра­хом, нена­ви­стью и болью, кото­рые завла­де­ли ей, когда она пере­жи­ла пожар. Кри­ста­бел­ла и её после­до­ва­те­ли не зна­ли, что все они погиб­ли в огне и суще­ство­ва­ли в состо­я­нии неопре­де­лён­но­сти. Их сле­пая вера меша­ет Алес­се уни­что­жить их окон­ча­тель­но и удер­жи­ва­ет на месте их души.

Как Шэрон впи­сы­ва­ет­ся во всё это? Шэрон – это про­яв­ле­ние невин­но­сти Алес­сы – надеж­ды и меч­ты, кото­рые она нико­гда не мог­ла осу­ще­ствить, будучи сожжён­ной зажи­во. Алес­са исклю­чи­ла эти меч­ты, желая сохра­нить их в без­опас­но­сти и нетро­ну­ты­ми, пока её нена­висть сви­реп­ство­ва­ла в Сай­лент Хилл. Но Кри­ста­бел­ла видит в Шэрон саму Алес­су, кото­рая вер­ну­лась мстить, и сек­тант­ка соби­ра­ет­ся повтор­но сжечь ребён­ка, оста­вив Роуз без выбо­ра, кро­ме как помочь Демо­ну ото­мстить, что­бы спа­сти свою дочь. Когда мы добё­рем­ся до кон­ца исто­рии, то уви­дим, что Алес­са ото­мсти­ла за себя, но полу­чи­ла ли Роуз то, что хоте­ла от этой сдел­ки?

Вто­рой фильм, «Сай­лент Хилл: Откро­ве­ние», начи­на­ет­ся с отве­та на этот вопрос: да, полу­чи­ла, но не иде­аль­ным спо­со­бом. Крис, кото­ро­го теперь зовут Гар­ри (но игра­ет его по-преж­не­му Шон Бин) проснул­ся шесть лет назад и уви­дел, что Шэрон лежит на диване, но Роуз всё ещё нет. Во сне Роуз гово­рит ему, что она нашла ключ, кото­рый поз­во­лил ей пере­пра­вить Шэрон. Она остав­ля­ет ключ себе, но рели­ги­оз­ный культ, кото­рый всё ещё суще­ству­ет, начи­на­ет охо­тить­ся за отцом и доче­рью, что­бы вер­нуть этот ключ. Шэрон теперь долж­на посто­ян­но менять своё имя и пере­кра­ши­вать воло­сы. Каж­дый год она пере­хо­дит в новую шко­лу и не пом­нит, что слу­чи­лось в Сай­лент Хилл. Они с Гар­ри при­бы­ва­ют в новый город, и Шэрон, теперь под име­нем Хизер (её игра­ет Аде­ла­и­да Кле­менс), по-преж­не­му видит кош­мар­ные сны о Сай­лент Хил­ле. Думая, что её пре­сле­ду­ют, она согла­ша­ет­ся встре­тить­ся с отцом в тор­го­вом цен­тре. Но он не при­хо­дит, и она не может с ним свя­зать­ся. Имен­но тогда мир сдви­га­ет­ся, и мы пони­ма­ем то, что Хизер не осо­зна­ёт: Тьма нача­ла про­са­чи­вать­ся в реаль­ный мир. Хизер про­би­ра­ет­ся через тор­го­вый центр, не видя нико­го, кро­ме чудо­вищ и муж­чи­ны, кото­рый сле­до­вал за ней. Это детек­тив (Мар­тин Доно­ван), наня­тый лиде­ром куль­та, что­бы най­ти её. Детек­тив пре­ду­пре­жда­ет Хизер, что она не долж­на идти в Сай­лент-Хилл и гово­рит ей, что культ хочет по какой-то при­чине, что­бы она ока­за­лась там. Хизер убе­га­ет из тор­го­во­го цен­тра толь­ко для того, что­бы обна­ру­жить свой дом раз­граб­лен­ным, её отец про­пал без вести, а на стене кро­вью остав­ле­но посла­ние, что ей нуж­но при­е­хать в Сай­лент-Хилл. Хизер нахо­дит запи­си сво­е­го отца, повест­ву­ю­щие о рели­ги­оз­ном куль­те, кото­рый пере­брал­ся в Сай­лент-Хилл, и теперь хочет, что­бы Хизер вер­ну­лась и роди­ла им сво­е­го бога. Отец так­же оста­вил ей пись­мо, в кото­ром умо­ля­ет её нику­да не ездить.

Но Хизер не соби­ра­ет­ся терять отца. Несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ние, она отправ­ля­ет­ся в обре­чён­ный город. Она сле­ду­ет под­сказ­кам в пар­ке раз­вле­че­ний, кото­рый слу­жит штаб-квар­ти­рой для куль­та (сек­тан­ты обслу­жи­ва­ют каж­дый аттрак­ци­он что ли?). Демон упре­ка­ет её за воз­вра­ще­ние (Демон явно выгнал Шэрон, что­бы дер­жать её подаль­ше от зара­жён­но­го горо­да, в кон­це кон­цов). Затем Хизер и Демон сно­ва объ­еди­ня­ют­ся, что­бы сра­зить­ся с Кла­уди­ей (Кэр­ри-Энн Мосс), новым лиде­ром куль­та, и что­бы спа­сти Кри­са (Гар­ри).

Пару слов:

Пер­вый фильм, воз­мож­но, луч­ший из филь­мов, сде­лан­ных по моти­вам ком­пью­тер­ной игры. Это обра­зец поэ­зии ужа­сов явля­ет­ся одним из луч­ших при­ме­ров сли­я­ния эле­гант­но­го и гро­теск­но­го, кото­рый я когда-либо видел. Акку­рат­ные, домаш­ние, клас­си­че­ские аме­ри­кан­ские зда­ния при­хо­дят в упа­док, когда спо­кой­но пада­ю­щий пепел покры­ва­ет город. Есть ощу­ще­ние, что все люди про­сто ушли на несколь­ко минут, но ско­ро вер­нут­ся. Затем насту­па­ет тем­но­та, и у вас есть гигант­ские пар­ни с тре­уголь­ны­ми голо­ва­ми и меча­ми, огнен­ные мла­ден­цы и мед­сёст­ры, блуж­да­ю­щие по ули­цам. Но сюжет доста­точ­но ком­пак­тен, и все эти мон­стры орга­нич­но выхо­дят из сво­е­го окру­же­ния. Все они име­ют смысл с учё­том обсто­я­тельств. Эта про­стая исто­рия: мать пыта­ет­ся най­ти свою дочь. Всё это дей­стви­тель­но так. Одна из при­чин, по кото­рой «Сай­лент Хилл» про­из­во­дит эффект, заклю­ча­ет­ся в том, что фильм не пыта­ет­ся стать чем-то боль­шим, чем он есть. «Сай­лент Хилл: Откро­ве­ние» не такой удач­ный. Пер­вый и вто­рой филь­мы вме­сте созда­ют все­объ­ем­лю­щую мифо­ло­гию, но не более того.

Оба филь­ма полу­чи­ли мно­го нега­тив­ных отзы­вов. Одна­ко все кри­ти­ки сошлись во мне­нии, что эти филь­мы доволь­но при­чуд­ли­вы, име­ют запу­тан­ный сюжет, и могут быть понят­ны толь­ко тем людям, кото­рые игра­ли в одно­имён­ные видео­иг­ры. Кри­ти­ки при­пи­са­ли филь­мам харак­те­ри­сти­ку: «стиль в ущерб содер­жа­нию». Неко­то­рые люди отзы­ва­ют­ся так об одном опре­де­лён­ном писа­те­ле, кото­ро­го мы все любим, в похо­жих выра­же­ни­ях, не так ли?

Но я не согла­сен с такой оцен­кой. Мне понра­ви­лось в этих филь­мах то же самое, что и в рас­ска­зах Лав­краф­та, и это заста­ви­ло меня заду­мать­ся о свя­зи меж­ду ними.

Анализ:

Итак, где же щупаль­ца во всём этом? Ну, сам Сай­лент Хилл для нача­ла. Сай­лент Хилл может быть Иннс­му­том – неболь­шим горо­дом в отста­лом реги­оне, кото­рым управ­ля­ют куль­ти­сты, про­из­во­дя­щие чудо­вищ на осно­ве сво­их «гре­хов». У это­го город­ка есть свои пра­ви­ла, соб­ствен­ный бог, его соб­ствен­ная родо­слов­ная, своя спра­вед­ли­вость, и ничто из это­го не име­ет ниче­го обще­го с внеш­ним миром. «Откро­ве­ние» вно­сит аспек­ты Дан­ви­ча. Одна жен­щи­на избра­на, что­бы дать рож­де­ние богу (с кото­рым у меня всё ещё про­бле­мы), что хочет пере­де­лать мир по сво­е­му подо­бию.

В этой исто­рии мы так­же можем уви­деть стиль Лав­краф­та. Я нико­гда не играл в «Сай­лент Хилл», но у меня не было про­блем с пони­ма­ни­ем филь­ма. Он дей­стви­тель­но тре­бу­ет, что­бы вы обра­ща­ли вни­ма­ние на дета­ли и соби­ра­ли их вме­сте, как это дела­ют рас­ска­зы из «Мифов». Филь­мы так­же доволь­но фата­ли­стич­ны: оба закан­чи­ва­ют­ся тем, что люди долж­ны при­нять тьму, что­бы добить­ся успе­ха, и поэто­му в них нет осо­бо счаст­ли­во­го фина­ла. Филь­мы рас­смат­ри­ва­ют тем­но­ту вокруг нас, как нечто, что про­сто суще­ству­ет, и все­гда будет суще­ство­вать, и мы долж­ны сми­рить­ся с этим. Точ­но так же Суще­ства Извне и Стар­шие Боги – это то, с чем долж­ны справ­лять­ся те, кто осо­зна­ёт их при­сут­ствие, хотя они пред­став­ля­ют собой более отда­лён­ную угро­зу.

Но место, где «Сай­лент Хилл» ста­но­вит­ся наи­бо­лее похо­жим на Лав­краф­та – это в самой Тьме. Когда вы смот­ри­те пер­вый фильм и види­те, как Тем­но­та впер­вые воз­вра­ща­ет­ся в мир, вы пони­ма­е­те, как Томас Мэло­ун чув­ство­вал себя в том под­ва­ле квар­та­ла Ред-Хук. Роуз – ещё один Рэн­дольф Кар­тер, хотя у нее есть гораз­до более неот­лож­ная мис­сия, когда она ковы­ля­ет по сво­ей соб­ствен­ной Стране Грёз, где, как я уве­рен, Ричар­ду Апто­ну Пик­ма­ну будет так же удоб­но пре­бы­вать в фор­ме упы­ря.

Хотя это дру­гая, я осме­люсь ска­зать – более совре­мен­ная фор­ма безу­мия, она всё ещё вос­хо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к тому же источ­ни­ку, из кото­ро­го Лав­крафт чер­пал свои идеи. Фана­тизм и виде­ние того, что чело­век не хотел видеть. Чужа­кам не рады в Сай­лент Хил­ле даже боль­ше, чем в Иннс­му­те или Дан­ви­че. Люди там управ­ля­ют­ся сво­ей соб­ствен­ной пра­вед­но­стью и одер­жи­мо­стью, хотя вме­сто того, что­бы стре­мить­ся под­нять Ктул­ху из Рлье­ха, они хотят очи­стить мир. В любом слу­чае, навя­зы­ва­ние сво­их соб­ствен­ных стан­дар­тов миру, кото­рый в основ­ном не согла­сен с вами, при­но­сит боль­ше вре­да, чем поль­зы. В наше вре­мя нам не нуж­но смот­реть на куч­ку чок­ну­тых, покло­ня­ю­щих­ся мон­стру со звёзд. Мы можем видеть, что рели­гии, кото­рые по наше­му мне­нию были без­опас­ны­ми и нор­маль­ны­ми, пре­вра­ти­лись в нечто ужас­ное.

И подоб­но Чарль­зу Декс­те­ру Вар­ду, Ричар­ду Апто­ну Пик­ма­ну и Рэн­доль­фу Кар­те­ру, Кри­ста­бел­ла, Далия и Роуз полу­чи­ли нака­за­ние за свои ошиб­ки. Они согре­ши­ли, они согре­ши­ли по-круп­но­му, и им при­шлось столк­нуть­ся со сво­и­ми ошиб­ка­ми, видя существ, кото­рые обыч­ный чело­век не дол­жен был видеть. Их ошиб­ки име­ли более серьёз­ные послед­ствия, чем те, кото­рые совер­ша­ем мы (я оста­вил моло­ко на при­лав­ке, а теперь он про­кис­ло. Ужас!). Вот поче­му пер­со­на­жи филь­ма вымыш­лен­ные.

Я не могу ком­мен­ти­ро­вать видео­иг­ры, так как не играю в них (одна­ко, не стес­няй­тесь обу­чать меня в ком­мен­та­ри­ях). Две части филь­ма раз­ли­ча­ют­ся по каче­ству во мно­гих аспек­тах, но то же самое мож­но ска­зать и о фан­та­сти­че­ских рас­ска­зах Лав­краф­та: ино­гда это сра­ба­ты­ва­ло, ино­гда нет. Но вам в любом слу­чае понра­вит­ся аттрак­ци­он, пото­му что это будет доволь­но весе­ло, и там будут кру­тые мон­стры. И я уве­рен, что Ньяр­латхо­теп одоб­рил бы парк раз­вле­че­ний в «Откро­ве­нии». И мне хоте­лось бы, что­бы Лав­крафт исполь­зо­вал какие-нибудь из этих мане­ке­нов чудо­вищ. Это было бы потря­са­ю­ще во мно­гих слу­ча­ях.

Под­дер­жать Пере­вод­чи­ка:
Яндекс-Коше­лек: 41001206384366
Автор ста­тьи: Рестав­ра­тор Репу­та­ций
18 декаб­ря, 2012
Пере­вод: Алек­сей Чере­па­нов 
31 октяб­ря, 2018