РЕАНИМАТОР/RE-ANIMATOR

“Что вы изу­ча­е­те? – Смерть”. Тема ожив­лен­ных без­гра­нич­ной силой нау­ки мерт­ве­цов, кро­ме пло­до­род­ной поч­вы для вся­ких тео­ло­го – фольк­лор­но – нра­во­учи­тель­ных рас­суж­де­ний, все­гда отлич­но про­да­ва­лась, отче­го за нее взял­ся и Лав­крафт, в нача­ле 1920‑х ока­зав­шись почти на мели. Как поло­же­но при­лич­но­му мате­ри­а­ли­сту (да не слу­чай­но­му, а меха­ни­сти­че­ско­му) Лав­крафт уж во что и верил, то толь­ко в нау­ку, недур­но, к сло­ву, раз­би­ра­ясь в химии, что нехи­ло повли­я­ло на досто­вер­ность изло­же­ния. “Гер­берт Уэст – реани­ма­тор” выстре­лил, дело попа­хи­ва­ло дол­го­вре­мен­ным кон­трак­том с Weird Tales, что поз­во­ли­ло Говар­ду вре­мен­но оста­вить житей­ские попе­че­ния и сосре­до­то­чить­ся на глав­ном дети­ще – пан­теоне Древ­них, кото­рые с это­го момен­та плот­но запус­ка­ют щупаль­ца в тре­пе­щу­щую плоть его нар­ра­ти­ва. Но хва­тит о хен­тае. Дамы и гос­по­да, доб­ро пожа­ло­вать в опе­ра­ци­он­ную – “Реани­ма­тор” неиз­мен­но­го в нашем скольз­ком хит-пара­де Стю­ар­та Гор­до­на и пятый день lovecraftian week.

Точ­но­сти ради сле­ду­ет ска­зать, что непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к наше­му герою име­ет толь­ко пер­вая часть, осталь­ные две – а осо­бен­но “Возвращение”2003 года – галь­ва­ни­зи­ру­ют вро­де бы завер­шен­ное повест­во­ва­ние с невин­ной и понят­ной целью моне­ти­за­ции клас­си­ки. Все гре­шат, а мы чем хуже, собсно. Забав­но, кста­ти, что вто­рую часть “Реани­ма­то­ра” буд­то пре­сле­ду­ет при­зрак “Фран­кен­штей­на” (напом­ню, что сиквел леген­ды тоже про “Неве­сту”) да и тема почти та же – гени­аль­ный и влег­кую поме­шан­ный уче­ный с боже­ствен­ны­ми пре­тен­зи­я­ми и тол­па его посте­пен­но раз­ла­га­ю­щих­ся тво­ре­ний. “It’s alive!” – зна­ем, пом­ним, уме­ем, прак­ти­ку­ем. К теме ожив­ле­ния умер­ших Лав­крафт вер­нет­ся чуть поз­же в “Деле Чарль­за Декс­те­ра Вар­да”, выки­нув к чер­тям всю нау­ку и подо­гнав оккульт­ную базу ото­всю­ду, отку­да смог вытя­нуть. На тот момент – в основ­ном из Леви и уэй­тов­ской “”Book of Black Magic and of Pacts”, отче­го опи­сан­ные кру­ги да обря­ды выгля­дят эффект­но, но с тех­ни­ко-сим­во­ли­че­ской точ­ки зре­ния несколь­ко неук­лю­же. Но я отвлек­ся. Поче­му же “Реани­ма­тор” так пре­кра­сен, невзи­рая на воль­но­сти в пере­ска­зе и сти­ли­сти­че­ски чуж­дые Лав­краф­ту сись­ки?:) Отве­ча­ем – это тон­кий и урав­но­ве­шен­ный сплав безум­но смеш­ной чер­ной коме­дии (спа­си­бо 80‑м, они поро­ди­ли это­го бастар­да), sci-fi и хор­ро­ра с потря­са­ю­щи­ми эпи­зо­да­ми обще­ния живых мерт­ве­цов, сце­ной пого­ни за полу­дох­лым коти­ком еще до “Клад­би­ща домаш­них живот­ных” и вели­ко­леп­ной игрой Джеф­ф­ри Комб­са. Иде­аль­ное вопло­ще­ние иммо­раль­но­сти. В общем, если что-то сове­то­вать на вечер под круж­ку осо­бо­го шоггот­ско­го, то “Реани­ма­тор” – наш кан­ди­дат.

Автор: Дмит­рий Дам­мер