В начале 2014 года американский кабельный канал HBO начал показ нового сериала «Настоящий детектив». Заранее успешность того или иного проекта спрогнозировать сложно, даже если канал-создатель является локомотивом сериальной индустрии («Клан Сопрано», «Игры престолов», «Мир Дикого Запада» и многие другие мегапопулярные сериалы реализованы именно HBO). Однако поспособствовать взлету должен был звездный актерский состав: популярный Мэттью Макконахи и яркий Вуди Харрельсон на главные роли двух детективов является отличным ходом для повышенного внимания к новинке.
Холодный ветер в долине бесновал.
Король в вуали желтой монастырь тут основал.
На страшном плато Лэнг он властелин,
От Древних богов преисполнен могучих сил.
(с) Г. Акбаа, фрагмент стихотворения «Печаль под желтой маской»
Создателем и сценаристом «Настоящего Детектива» является Ник Пиццолатто, малоизвестный на тот момент писатель, работавший до этого преподавателем литературы. Это важная деталь, которая подчеркивает, где черпал вдохновение автор для своих мрачных историй для TV: именно в литературе жанра «Мифы Ктулху».
Прежде чем перейти к конкретным произведениям, чьи черты явно просматриваются на протяжении восьми серий первого сезона, кратко остановимся на сюжетной линии. Два детектива расследуют страшное ритуальное убийство: обнаженная и изнасилованная женщина найдена в молельной позе, с оленьими рогами в виде своеобразной короны на голове. На тело жертвы нанесен символ в виде спирали, а вокруг расставлены вязаные пирамидки из веточек.
Все глубже погружаясь в расследование, полицейские раскапывают страшную правду: они вышли на «паука», который расставил свои сети на большой территории Луизианы. Зловещая секта, чьи ритуалы содержат человеческие жертвоприношения, многие годы ответственна за похищения людей, а убийство женщины — лишь верхушка айсберга в темных делах культистов. Кто бы мог подумать, что расследование оставит глубокий отпечаток на жизни детективов и растянется на десятилетия?
Со временем выясняется, что во главе кровожадной группы стоит таинственный Король в Желтом. Антагонисты, преступники и члены культа, постоянно упоминают его, а также озеро Хали, Черные звезды и Каркозу. С легкой руки сценариста мифический город Каркоза становится названием ритуального лабиринта сектантов, где они творили ужасные жертвоприношения. Отмечу, что о трагической судьбе и страшном происшествии перед разрушением Каркозы можно прочесть в пьесе «Король в Желтом».
Уже одно упоминание Короля в Желтом, аватары Хастура, верховного жреца за желтой вуалью, говорит о том, что автор, как минимум, читал Бирса, Чемберса и Лавкрафта. Но это то, что лежит на поверхности, и ясно всем, кто знаком с литературой лавкрафтовских ужасов.
С первой же серии видно большое влияние другой истории из «Мифов Ктулху». Речь о рассказе «Палочки», или «Палки», по-английски Sticks Карла Эдварда Вагнера, написанного еще в 1974 году, но переведенного на русский значительно позже, в 2010 году. Настоящим фанатам «Мифов Ктулху» с хорошей памятью с первой серии «Настоящего детектива» вязанные конструкции из веток напомнят об этом интересном рассказе. Там они фигурируют как важная деталь антуража, впрочем как и в сериале. За подробностями отсылаю к прочтению «Палочек», и вы сами удивитесь, насколько многое оттуда позаимствовал Ник Пиццолатто.
При подготовке данной статьи я убедился в правильности выводов насчет вдохновения автора сериала. В одном из своих интервью Ник Пиццолатто, отвечая на вопрос, кого бы он посоветовал из хоррор литературы, заявил:
С одной стороны хочется назвать общепризнанных классиков, а с другой выразить поддержку писателям, которые обычно не получают должного внимания. Я бы мог предложить Лавкрафта и По, но они и так общеизвестны. С недавних пор я чаще упоминаю Томаса Лиготти (Thomas Ligotti), Лэрда Барона (Laird Barron), Джона Лэнгана (John Langan), Саймона Странцаса (Simon Strantzas) и других. Для поклонников сериала, желающих узнать современные голоса, обращавшиеся к «Королю в Желтом» Чемберса, я бы назвал рассказ Карла Эдварда Вагнера «Река сновидений Ночи» («The River of Night’s Dreaming»), или недавнюю антологию «Сезон в Каркозе» («A Season in Carcosa»).
Дальше он много говорит о Лиготти и Чоране, однако стоило бы больше уделить внимание именно Вагнеру, чьи произведения имеют мощнейшую связь с сюжетом сериала, а не просто упомянуть его, как одном из многих, достойных внимания, авторов. Этот факт оставим на совести журналистов, которые увели разговор c литературной подоплеки «Настоящего детектива» на тему литературных предпочтений в общем.
А теперь о культурно-социальной составляющей «Настоящего детектива». Сериал заслужил множество наград, имел высокий рейтинг и получил большое количество положительных отзывов. С точки зрения элитарного искусства, которое противопоставляется массовой культуре, данный сериал является ярким представителем мейнстрима. А анализируя массовую культуру всегда стоит помнить о тенденции к её коммерциализации. Отсюда все шаблоны ТВ-шной поп-культуры, которыми грешит «Настоящий детектив»: излишняя эротизация, трилерность, игры на контрасте, и многие другие вещи по принципу «хлеба и зрелищ».
Грубо говоря, создатели сериала третируют «Мифы Ктулху», и опошляют их, сродни 21 серии 6 сезона в сериале «Сверхъестественное», где использован образ Лавкрафта. Мол, всем наскучили всякие сатанисты, и авторы сериалов нашли свежую струю, новую мифологию для штамповки страшных историй, где она служит лишь антуражем для сюжета, яркой и пугающей оберткой, и не является основополагающей темой. Все для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик у массовой аудитории, а все остальное приложится. Это бизнес, что сказать.
Настоящие ценители жанра, которые ощущают некую ответственность за аутентичность Традиции и «Мифов Ктулху» могут негативно оценить такой подход к творчеству. Несколько лет назад я бы именно так воспринял данный сериал. Именно как культурное «опопсение» жанра лавкрафтовских ужасов. Однако посмотрим на данный феномен под совсем другим углом. Перед нами яркий пример универсализации Традиции.
Экзотерическое знание всегда было спутником эзотерического. Закрытому предшествует открытое. Неподготовленным людям сложно донести знание о Традиции, без соответствующей подготовки в в виде общеизвестной информации, которая выглядит профанацией для тех, кто давно исследует данную тему. Культ Древних можно представить в виде капустного кочана, где внешние листья — именно универсальное знание о Традиции, которое апеллирует к общечеловеческим ценностям и архетипам, следовательно, понятное большинству современных людей. А чем ближе мы к центру кочана, терпеливо снимая лист за листом, то продвигаемся от массовости к элитарности, от мейнстрима к андерграунду, от закрытому к открытому, от широкого к узкому.
Мы приходим к настоящему пониманию, если угодно, истине.
С такой точки зрения подобные проявления жанра «Мифы Ктулху» только идут на пользу Традиции, только на руку всем популяризаторам данного культурного феномена. Желание, чтобы тема, на которую ты пишешь, была востребована является абсолютно нормальным, не так ли? Меня радует мысль, что сериал посмотрели миллионы людей, тысячи заинтересовались темой, а сотни рано или поздно погрузятся в изучение Культа Древних, что на стыке оккультизма и искусства.
Автор: Георгий Акбаа
19 Апреля 2017
Оригинал:gagbaa