Nosferatu: the wrath of malachi

Здрав­ствуй, доро­гой друг. Любишь ли ты вам­пи­ров? Бла­го­да­ря талан­там и ста­ра­ни­ям и жаж­де денег раз­но­об­раз­ных твор­цов эти кро­во­со­су­щие тва­ри всех мастей про­ник­ли повсю­ду: кни­ги, филь­мы и конеч­но же игры. И сего­дня я хочу пого­во­рить об одной из таких игр. Но это не новень­кий Вам­пЫр и не леген­дар­ный Мас­ка­рад. Рас­плес­кай себе напит­ку и устра­и­вай­ся поудоб­нее, а я рас­ска­жу тебе о вам­пи­рах — Nosferatu: the wrath of malachi.

Нача­лась эта исто­рия в очень дале­ком 1999 году, когда была сфор­ми­ро­ва­на сту­дия Idol FX. Ребя­та, создав­шие сту­дию, до это­го на про­тя­же­нии 10 лет кле­па­ли настоль­ные игры и реши­ли попро­бо­вать свои силы в фор­ма­те видео­игр. Но их надеж­ды не оправ­да­лись: про­су­ще­ство­ва­ла сту­дия недол­го. Выпу­стив при­мер­но 8 игр, Idol FX закры­лась уже в 2004 году, а коман­да раз­бре­лась по дру­гим швед­ским сту­ди­ям (Avalanche и Paradox). Ни одна из выпу­щен­ных игр не была хитом, но бли­же всех к это­му при­бли­зи­лась Nosferatu: the wrath of malachi, извест­ная в Рос­сии под назва­ни­ем Вам­пи­ры: Кро­ва­вая и шоки­ру­ю­щая исто­рия.

Дан­ная игра пред­став­ля­ет собой шутер от пер­во­го лица, знат­но при­прав­лен­ный survival horrorом. Nosferatu попа­ла на пол­ки мага­зи­нов в осе­нью 2003 года, при­мер­но в одно вре­мя с Max Payne 2: The Fall of Max Payne и Silent Hill 3, но свою пор­цию гей­мер­ской люб­ви вме­сте с непло­хи­ми отзы­ва­ми кри­ти­ков она заво­е­ва­ла.

Сюжет пере­не­сет нас в октябрь 1912 года. Обед­нев­шие англий­ские ари­сто­кра­ты Дже­ральд и Эле­о­но­ра Кроу для поправ­ле­ния сво­е­го финан­со­во­го здо­ро­вья реша­ют выдать свою дочь Ребек­ку за сына бога­то­го и знат­но­го румын­ско­го гра­фа Тепе­ша. Кото­рый кста­ти выгля­дит точ­но так же как граф Орлок из филь­ма “Нос­ф­ра­ту. Сим­фо­ния ужа­са”, да и имя его созвуч­но с про­зви­щем Вла­ди­сла­ва Дра­ку­лы — Цепеш.

не хотел бы я для сво­ей доче­ри тако­го тестя.

Празд­но­ва­ние сва­дьбы пла­ни­ро­ва­лось во вла­де­ни­ях это­го гра­фа — в ста­рин­ном и мрач­ном зам­ке, что нахо­дит­ся в Тран­силь­ва­нии, куда и направ­ля­ет­ся все семей­ство Кроу с парой близ­ких дру­зей. По при­бы­тию всех гостей рас­пи­хи­ва­ют по ком­на­там и запи­ра­ют, ведь теперь они ужин для жут­ких оби­та­те­лей зам­ка. Но не все гости при­бы­ва­ют вовре­мя — брат неве­сты — Джек Кроу, задер­жал­ся на сорев­но­ва­ни­ях по фех­то­ва­нию и при­был с опоз­да­ни­ем на день, что и спас­ло его от пле­не­ния. Джек госте­при­им­ства гра­фа и ком­па­нии не оце­нил и, достав из ножен меч, напра­вил­ся разъ­яс­нять свою точ­ку зре­ния хозя­и­ну зам­ка, с это­го момен­та и начи­на­ет­ся игра.

Весь после­ду­ю­щий сюжет, а так­же инфор­ма­цию о мире и тва­рях его насе­ля­ю­щих, игрок полу­ча­ет из запи­сок, книг и дру­гих пер­со­на­жей. А пер­во­на­чаль­но в курс дела нас вве­дет выпав­ший из окна свя­щен­ник.

Начи­на­ет­ся игра ров­но в 22:00 по игро­вым часам. А вре­мя в Носфе­ра­ту игра­ет клю­че­вую роль. Суть в том, что игро­ку необ­хо­ди­мо спа­сти род­ню из зато­че­ния. Плен­ни­ков искать при­хо­дит­ся по всей тер­ри­то­рии зам­ка, кото­рая поде­ле­на на три зоны: восточ­ное кры­ло, цен­траль­ная часть и запад­ное кры­ло. И как толь­ко Джек вхо­дит на одну из частей, у всех плен­ни­ков, что томят­ся в этой тер­ри­то­рии, запус­ка­ет­ся тай­мер, а как толь­ко вре­мя закон­чит­ся — бедо­ла­гу при­не­сут в жерт­ву. В резуль­та­те, что­бы спа­сти поболь­ше людей, нуж­но посто­ян­но спе­шить, ведь плен­ни­ков целых 16 штук, вклю­чая соба­ку по клич­ке Бай­рон, а каж­дая смерть дела­ет силь­нее финаль­но­го бос­са игры.

Раз­ра­бот­чи­ки реши­ли сде­лать упор на реиг­ра­бель­ность и заго­то­ви­ли шаб­ло­ны, по кото­рым выстра­и­ва­ют­ся лока­ции при стар­те новой игры. Одни ком­на­ты закры­ва­ют­ся, дру­гие откры­ва­ют­ся, меня­ет­ся место­рас­по­ло­же­ние плен­ни­ков и респау­на мон­стров, кори­до­ры пере­стра­и­ва­ют­ся. Но всю эту затею пор­тят одно­об­раз­ные поме­ще­ния, крайне скуд­ные инте­рье­ры и сла­бая гра­фи­ка. На моде­ли явно зажа­ли поли­го­нов и нале­пи­ли малень­кие мыль­ные тек­стур­ки. В резуль­та­те име­ем кучу ком­нат, кото­рые иссле­до­вать надо, но не очень хочет­ся. К тому же поте­рять­ся в одно­об­раз­ных кори­до­рах и ком­на­тах про­ще про­сто­го.

Кро­ме одно­об­раз­ных лаби­рин­тов лока­ций пре­пят­ство­вать Дже­ку в поис­ке и спа­се­нии семей­ства будет мест­ный бес­ти­а­рий, кото­рый тут весь­ма велик. Здесь име­ют­ся кано­нич­ные оби­та­те­ли типо­вых зам­ков тран­силь­ва­нии вро­де вам­пи­ров, вур­да­ла­ков, лету­чих мышей и при­зра­ков, но есть стан­дарт­ные для ужа­сти­ков зом­би и соба­ки. Насе­лен замок доста­точ­но плот­но, что­бы игрок не рас­слаб­лял­ся до само­го фина­ла, но не так что­бы игра ска­ты­ва­лась в непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся свя­щен­ную вой­ну с нечи­стью. 

Ситу­а­цию силь­но пор­тят дер­га­ная ани­ма­ция и бук­су­ю­щий искус­ствен­ный интел­лект. Из ани­ма­ций героя и про­тив­ни­ков слов­но выпал каж­дый вто­рой кадр и иной раз слож­но преду­га­дать при­ле­тит тебе затре­щи­на от оче­ред­но­го вур­да­ла­ка или все-таки увер­нешь­ся.

Про­бле­мы искус­ствен­но­го интел­лек­та — это отдель­ная тема: спа­са­е­мые посто­ян­но где-то застре­ва­ют, куда-то убе­га­ют, пада­ют насмерть с лест­ниц и нещад­но тупят. Про­тив­ни­ки от них не отста­ют: оче­ред­ной вур­да­лак может уткнуть­ся в сте­ну, застрять в двух сту­льях, попы­тать­ся прыг­нуть на героя через сте­ну или про­ве­сти неожи­дан­ную ата­ку… нахо­дясь на дру­гом эта­же. Но подоб­ные кося­ки ИИ про­тив­ни­ков игру не облег­ча­ют, ибо герой хилый и даже паде­ние с неболь­шой высо­ты при­чи­нит урон здо­ро­вью, что уж гово­рить о мощ­ных ког­тях и клы­ках мон­стров. Допол­ни­тель­ных про­блем доба­вит шка­ла уста­ло­сти, кото­рая запол­ня­ет­ся даже при про­стой ходь­бе, а неболь­шой спринт и пара взма­хов мечом застав­ля­ют героя тяже­ло дышать и еле пере­став­лять ноги.

В этой нелег­кой ситу­а­ции в борь­бе с нечи­стью помо­жет мест­ный арсе­нал, состо­я­щий из 8 пунк­тов: меч, свя­той гра­аль, крем­не­вый писто­лет, рас­пя­тие, муш­кет, оси­но­вый кол, револь­вер, пуле­мет и могу­чие кула­ки глав­но­го героя. Пона­ча­лу при­дет­ся обхо­дить­ся мечом, колья­ми и голы­ми рука­ми. При­чем забить вра­жи­ну кула­ка­ми порой про­ще чем ору­жи­ем, ибо герой бьет быст­ро, не давая ата­ко­вать вра­гу. Рас­пя­тие — про­тив при­зра­ков или освя­тить бас­сейн, оси­но­вый кол про­тив всех под­ряд вам­пи­ров, уль­ти­ма­тив­ный гра­аль со свя­той водой про­тив любой нечи­сти, при­чем валит с одной взбрыз­га даже бос­сов на лег­кой слож­но­сти, толь­ко исполь­зо­вать его мож­но все­го пять раз, а потом нуж­но бежать к бас­сей­ну. Крем­ни­е­вый писто­лет и муш­кет при­ме­ни­мы про­тив всех, кро­ме при­зра­ков, нано­сят боль­шой урон, но име­ют дол­гую пере­за­ряд­ку. Но если иметь в запа­се несколь­ко писто­ле­тов, мож­но стре­лять из них по оче­ре­ди без пере­за­ряд­ки.

Револь­вер бьет сла­бее муш­ке­та или крем­не­во­го писто­ле­та, но име­ет 5 патро­нов в бара­бане, что суще­ствен­но облег­ча­ет жизнь. Пуле­мет — 30 патро­нов в обой­ме в сово­куп­но­сти с хоро­шей убой­ной силой заста­вят тва­рей гру­стить. Но дале­ко не факт, что вы най­де­те все ору­жие при пер­вом про­хож­де­нии. Напри­мер, для того что­бы полу­чить пуле­мет, необ­хо­ди­мо спа­сти опре­де­лен­но­го род­ствен­ни­ка, а он из сво­е­го чемо­да­на выдаст вам завет­ную вун­дер­ваф­лю. Дру­гой вопрос — зачем он при­е­хал на сва­дьбу с пуле­ме­том, но это мело­чи. Спа­сен­ные род­ствен­ни­ки будут щед­ро ода­ри­вать сво­е­го героя, кро­ме пуле­ме­та они выда­ют мно­го чего полез­но­го. Связ­ку чес­но­ка для отпу­ги­ва­ния вам­пи­ров — полу­чи­те, рыцар­ская кира­са (весе­лая сва­дьба наме­ча­лась) для защи­ты — будь­те доб­ры, клю­чи от запер­тых ком­нат зам­ка — вот они, роди­мые.

И чем же может быть при­ме­ча­те­лен этот крайне клас­си­че­ский шутер, да еще со сла­бым визу­а­лом и про­блем­ным ИИ? Ответ — атмо­сфе­ра. Тут раз­ра­бот­чи­ки поста­ра­лись на сла­ву, что даже не хочет­ся обра­щать вни­ма­ние на недо­стат­ки игры. Сра­зу хочет­ся выде­лить звук. Саунд­трек в Носфе­ра­ту дина­ми­че­ский и меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от лока­ции, где нахо­дит­ся герой, а так­же от ситу­а­ции: спо­кой­ное иссле­до­ва­ние поме­ще­ний или бит­ва с оче­ред­ным кро­во­со­сом. И музы­ка рабо­та­ет, как надо, отдель­но слу­шать ее смыс­ла нет от сло­ва “совсем”, но в игре она посто­ян­но дер­жит в напря­же­нии. Уны­лые завы­ва­ния скрип­ки, голо­са, чита­ю­щие тек­сты на латы­ни, и мрач­ные эмби­ен­ты тянут нер­вы и застав­ля­ют с опас­кой загля­ды­вать в оче­ред­ную ком­на­ту, а рез­кая сме­на музы­ки застав­ля­ет смот­реть во все сто­ро­ны сра­зу в поис­ках вра­га. Гром­кие и жут­кие зву­ки мон­стров добав­ля­ют седых волос, а вне­зап­ный респаун тва­рей, при­чем иной раз пря­мо за спи­ной, запус­ка­ет лич­ный кир­пич­ный заво­дик. Тва­ри лезут ото­всю­ду: выле­за­ют из-под пола, про­ла­мы­вая дос­ки, пря­чут­ся по тем­ным углам, спры­ги­ва­ют с пото­лоч­ных балок и зале­за­ют в окна. Добавь­те к это­му появ­ле­ние вра­жин в уже прой­ден­ных поме­ще­ни­ях, и рас­сла­бить­ся не полу­чит­ся прак­ти­че­ски… нико­гда.

Даже неимо­вер­но пафос­ные голо­са акте­ров озвуч­ки пре­крас­но впи­сы­ва­ют­ся в общую кар­ти­ну. Сто­ит ска­зать, что лока­ли­за­ция не пло­хая. Пере­во­ды тек­стов адек­ват­ные и чита­ют­ся нор­маль­но, акте­ры, пусть и с излиш­ним пафо­сом, но вполне вос­при­ни­ма­ют­ся в клю­че игры. Но есть один момент, кото­рый в моем пони­ма­нии несколь­ко меша­ет погру­же­нию, далее будет исклю­чи­тель­ное ИМХО: пред­ставь­те себе, что вы про­ди­ра­е­тесь через мрач­ные поме­ще­ния древ­не­го зам­ка, отби­ва­ясь от кро­во­со­су­щих тва­рей рас­пя­ти­ем и оси­но­вы­ми колья­ми, и пыта­е­тесь выве­сти оче­ред­но­го род­ствен­ни­ка в без­опас­ное место, как вдруг этот самый род­ствен­ник начи­на­ет напе­вать пес­ню груп­пы Нау­ти­лус Пом­пи­ли­ус. Англий­ский джентль­мен. В Тран­силь­ва­нии. В сред­не­ве­ко­вом зам­ке, пол­ном вся­кой нечи­сти.

Но даже несмот­ря на этот казус, атмо­сфе­ра в игре год­ная. И имен­но бла­го­да­ря этой самой атмо­сфе­ре посто­ян­но­го стра­ха и ожи­да­ния опас­но­сти игра полю­би­лась гей­ме­рам и кри­ти­кам. Послед­ние отме­ча­ли, что возь­ми раз­ра­бот­чи­ки немно­го вре­ме­ни на дора­бот­ку — быть Носфе­ра­ту если не вели­ко­леп­ным шедев­ром то хитом точ­но. Но это­го не про­изо­шло, и вос­тор­жен­ные отзы­вы об атмо­сфе­ре и реиг­ра­бель­но­сти были раз­бав­ле­ны нега­тив­ны­ми репли­ка­ми о сла­бой тех­ни­че­ской и визу­аль­ной части. Но гей­ме­ры игру полю­би­ли очень креп­ко. Настоль­ко, что до сих пор ищут­ся вся­кие баги и ста­вят­ся рекор­ды в спид­ра­нах. И бук­валь­но два меся­ца назад был постав­лен оче­ред­ной рекорд: игру про­шли за …. 1 мину­ту. Ясное дело что были исполь­зо­ва­ны сек­ре­ты и кри­во­сти игры, но резуль­тат впе­чат­ля­ю­щий.

Если вы по каким-то при­чи­нам про­пу­сти­ли дан­ную игру и есть пара сво­бод­ных вече­ров, то это вполне инте­рес­ный вари­ант для озна­ком­ле­ния. Бла­го сей­час есть вер­сии для совре­мен­ных систем с под­держ­кой чело­ве­че­ско­го раз­ре­ше­ния экра­на.

А на этом у меня все и до ско­рых вол­ну­ю­щих.

Автор: Ян Михай­лов
Под­пи­сы­вай­тесь на Теле­грам канал авто­ра ста­тьи: https://t.me/oogamers