Это статья Яна Михайлова, которую я дополнил разной информацией. Приятного чтения
15 марта 2005 года студия Darkworks, создавшая до этого “Alone in the Dark: The New Nightmare”, при помощи Ubisoft выпускает на всеобщее обозрение survival horror под названием “Cold Fear”.
Но путь к своему релизу был не из легких. И здесь нам стоит отправиться в далекий 98-год.
На игровом рынке во всю трубу бьют такие хиты, как серия игр Resident Evil, Metal Gear Solid, Parasite Eve и готовятся к выходу Silent Hill и Dino Crisis. Посмотрев на этот ажиотаж, два француза Антуан Вилетт и Гийом Гуро решают основать свою независимую студию, которая получила название Darkworks, чтобы разрабатывать игры, в которые они бы сами и хотели бы играть.
И первая их игра подразумевалась этаким приключенческим survival horror под названием “1906: An Antarctic Odyssey”, разработка, которой, началась в 1999-ом году. По скудной информации, можно предположить, что игра была этаким аналогом Resident Evil и Metal Gear Solid, но с примесью Карпентеровского «Нечто» и Лавкрафтовских «Хребтов Безумия».
“Это обширное приключение в рамках 1906 года, когда команда ученых продвигается вглубь неизведанного Южного полюса. Элементы survival horror, впервые появившегося в “Alone In The Dark”, станут частью игры, поскольку исследователям придется бросить вызов неизведанным мирам и столкнуться с непостижимыми опасностями.
То, что находится в ледяной Арктике, – это тайна, ждущая, что её раскроют, и вы являетесь частью команды, которая героически возьмет на себя эту задачу. “
В 2000‑х Darkworks ищет инвесторов для другой своей игры, получившую название “Jason”. Действие происходили во времена викингов и захватывала скандинавскую мифологию. Должны были быть драккары, а сражаться нам бы пришлось с демоническими тварями. Но издатель так и не нашелся, а разработку игры попросту отменили.
В это же время отменяют и “1906: An Antarctic Odyssey”. Причиной этому стало то, что Антуан Вилетт и Гийом Гуро удалось обзавестись правами на разработку полноценного сиквела культовой серии игр “Alone In the Dark”. И тем самым, все внимание разработчиков было переключено именно на полноценный сиквел. Ведь среди игрового комьюнити, да и поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта “Один в Темноте” был и остается самым настоящим эталоном и революцией хоррор игрового жанра. И любая новость о продолжении культовой серии – без труда и лишних денежных вложений, прорекламировала и саму игру и даже студию.
После выхода “Alone in the Dark: The New Nightmare”, Capcom решает выступить издателем следующей игры от Darkworks. Тогда Антуан Вилетт и Гийом Гуро возвращаются к своим черновикам. Берут “1906: An Antarctic Odyssey” и вносят в нее ряд крупных изменений, больше внимания уделяя приключенческим элементам. А главным их источником вдохновения становится “20000 лье под водой” Жюль Верна и те же самые “Хребты Безумия” Говарда Филлипса Лавкрафта . Игра получает название “USS Antarctica”, после сменится на “Lost Mantis”. Но по непонятным причинам Capcom все же откажется ее издавать. Сегодня мы можем любоваться только трейлером и концепт-артами.
У Darkworks не остается выхода, как снова переработать “USS Antarctica / Lost Mantis”, чтобы найти нового издателя. По концепт артам можно понять, что дух Жюль Верна и Лавкрафта, да и первичные идеи остаются на месте. . Игра получает название “Orpheus”.
Далее, Darkworks договаривается с Namco, чтобы поработать над одной игрой во вселенной “Time Crisis”. Как не сложно догадаться, Darkworks снова возвращаются к старым наработкам и пытаются подбить их под эту серию игр. Игра получает название “Time Crisis Adventure”. Но, результат и так известен – отмена. По каким именно причинам Namco отказались от этой игры – остается тайной и по сей день.
И вот, после целого ряда неудач, на помощь Darkworks приходит Ubisoft. Знаменитый французский издатель соглашается профинансировать и издать их следующую игру. Тогда Darkworks берут все самые интересные идеи из всех перечисленных отмененных игр и заворачивают совершенно в новую обертку. Так 4 марта 2005 года на свет появляется Cold Fear.
Правда, от новинки игровые критики, да и обычные геймеры не шибко были та в восторге. Игра получает средние отзывы. И за первый год в США продается в 70 000 копий на всех платформах. Чтобы вы понимали этот чудовищный крах для Ubisoft и самих Darkworks, Resident Evil 4 только за двадцать дней на GameCube в Северной Америке продалась тиражом в 320 тыс. копий. Чувствуете это, да?
А промежуток между выходом Resident Evil 4 и Cold Fear не такой уж и большой . Практически один месяц.
Но не только Resident Evil повлияла на продажи Cold Fear. В это время выходили и другие крупные хиты: God of War, Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory, Tekken 5, а так же Obscure и The Suffering: Ties That Bind. Как не сложно догадаться, многострадальный проект попросту потерялся. Выйдя он раньше Resident Evil 4, то явно продажи у игры были иными. Но стоит отметить, что эти игры схожи не только временем выхода и жанровой принадлежностью, но об остальных сходствах поговорим ниже по тексту. А также нужно понимать, что не только датой выхода были обусловлены низкие продажи, у игры было достаточно недостатков, но обо всем по порядку.
И начнем мы с сюжета:
Сюжет игры как две капли воды похож на сюжеты ужастиков про зомби категории “В”. Тут есть и стандартный крутой герой, его стандартная крутая подруга, что по совместительству дочь самого злобного злодея, который тоже неимоверно крут. Есть даже несколько вполне ожидаемых неожиданных поворотов. Но сказать, что подобный сюжет плох нельзя, ибо отчасти за подобное и любят такие игры. История Cold Fear подается нам через разнообразные записки, дневники, инструкции и очень изредка через диалоги. Начинается игра с того, что на китобойное судно “Дух Востока”, которое дрейфует посреди океана в сильный шторм, серьезные люди из ЦРУ отправляют хорошо вооруженный отряд, но связь с ним пропадает. Узнать что же там случилось придется офицеру береговой охраны Тому Хэнсену, за которого нам предстоит играть. Оказывается на корабле происходит ад и кошмар: половина команды заражена каким-то паразитом (как и зомби из RE4) и пытается сожрать еще живых матросов. И в это все мракобесие кидают нашего ничего не подозревающего, но очень крутого героя.
Как только начинается геймплей, сразу понятны две вещи. Первая – это то, что в Cold Fear управление почти полностью копирует RE4: фиксированная камера пристально следит за игроком и выбирает при этом максимально плохие ракурсы, но при нажатии на правую кнопку мыши вид моментально перемещается за плечо героя и вспыхивает красный лазерный целеуказатель пистолета. Вторая вещь, это то, что Darkworks подошла к созданию PC версии игры со всем возможным старанием. Несмотря на то, что используется уже по тем временам старый движок RenderWare , видно, что из него выжали все соки: по экрану стекают капли дождя, повсюду размазано множество годных эффектов и весьма четких текстур. Кроме графики заметна и грамотная техническая проработка: разработчики постарались сделать поведение судна в шторм максимально реалистичным, для этого создали собственный редактор Darkwave для контроля движения корабля по вертикали и горизонтали. Была использована реалистичная физика поведения предметов на корабле, для персонажей создано множество дополнительных анимаций. Результатом являются интересные геймплейные фичи: шторм болтает корабль, как цена на нефть курс рубля, и чтобы как следует прицелиться во врага нужно ухватиться за поручень одной рукой. Персонаж отклоняется в противоположную крену корабля сторону для удержания равновесия, причем иной раз наклон судна достигает такой величины, что герой падает на задницу и катится в направлении бушующей бездны океана. Чтобы выжить нужно успеть ухватиться хоть за что-нибудь. Огромные волны постоянно норовят приложить героя о стену и унести его тушку в темные воды, болтающиеся на тросах грузы могут сровнять лицо героя, или врага, с поверхностью корабля. Все эти фишки очень положительно сказываются на геймплее.
В первое время разработчики очень сильно стараются нагнать атмосферы и страха: на корабле царит хаос и бардак, трюмы затопило, двери покорежены, некоторые помещения охвачены пожарами, а немногие живые и напуганные всем происходящим матросы атакуют героя, только завидев его на горизонте, разбавляя выстрелы из оружия обидными выражениями. В каютах разорванные тела и следы бойни, грамотно расположены пугающие картины, вроде изувеченного матроса с раскроенным черепом, что вопреки логике все еще жив, или мелькающие за окнами живые мертвецы, что исчезают после очередной вспышки молний.
Страху будут нагонять до момента первой встречи с местным зараженным, и это не стандартный живой мертвец, что еле передвигает гнилые ноги, теряя по пути свои внутренности и втыкаясь лицом в стены. В Cold Fear (как в Resident Evil 4) зомби резво бегают и не брезгуют использовать разводные ключи или ножи, иногда встречаются даже особи использующие огнестрел. С этого момента атмосфера гнетущего страха рассеивается, ибо разработчиков словно прорвало. Они вываливают на игрока неисчислимый (по меркам survival horrora) поток врагов. Теперь зомби повсюду: на каждой палубе, в каждой комнате, за каждым углом, на потолке, под столом и у героя за спиной. Конечно игрока пытаются пугать стандартными скримерами, вроде выпрыгивающих из-за угла или падающих с потолка монстров, но большинство из них предсказуемы, хотя некоторые все равно заставят подпрыгнуть на стуле. Но не все так плохо, ведь на смену ужасам пришел годный экшн: стрелять здесь весело и приятно, а большое количество врагов не дает расслабится. Ко всему прочему недостаточно просто нашпиговать зараженных свинцом, ведь фатально только разрушение мозга. Поэтому придется разносить вражеские черепушки метким выстрелом или сильным ударом, а иначе тварь снова встанет на ноги и кинется в атаку.
Бестиарий тут не велик и по сути состоит из 7 особей + главный злодей:
Русские наемники и зомби – основные наши враги на протяжении всей игры. Ненавидят друг друга так же, как и Тома Хэнсона. Наемники всегда вооружены и всегда стреляют на поражение. Зомби – зараженные наемники и персонал корабля/нефтяной платформы. В их черепе сидит паразит, который управляет организмом. Смерть наступает только в случае уничтожения паразита.
Вот виновник торжества собственной персоной – экзоклетка. Ищет жертву, влезает в нее (в основном через рот) и вгрызается в мозг. Без носителя особой опасности не представляет и легко уничтожается парой выстрелов или ботинком.
Груда биомассы, от вида которой у меня в памяти всплыли кадры из Dead Space. Единственная цель существования этого существа – безостановочное производство экзоклеток. Стрелять по ней бессмысленно, лучше вспомнить опыт героев фильма “Нечто” и просто сжечь.
Одна из самых опасных тварей – экзотень. Быстрая и живучая, ее не останавливают несколько выстрелов из дробовика или выпущенный в нее рожок патронов из АК-47. Умеет перемещаться по потолку, быстро бегать, далеко прыгать и больно кусать. Лучше всего взрывать
Последние в нашем списке, но не последние по опасности огромная и крепкая Экзомасса и невидимый Экзоспектр. Экзомасса – здоровенное, неуязвимое для огнестрельного оружия существо, способное проламывать стены, причем даже людьми. Единственное уязвимое место – гипертрофированная рука, в ней скрывается паразит.
Экзоспектр – способен стать полностью невидимым и незаметно подобраться к жертве. Становится заметным при получении урона или в облаке пара. Весьма вынослив и силен. Его присутствие можно обнаружить по следам на полу.
В первой части игры, пока игрок исследует корабль “Дух Востока” единственными врагами являются зомби, наемники и паразиты и фиксированная камера . А вот во второй половине игры, когда действие переместиться в место – источник заражения: на нефтяную платформу “Звезда Сахалина”, на игрока повалят все виды монстров в полном объеме.
Несмотря на большое количество врагов и их малое разнообразие, устраивать экстерменатус местным формам жизни не надоедает, ибо для уничтожения супостатов нам выделили не малый арсенал. В его состав входят пистолет, пистолет-пулемет, АК-47, дробовик, гранатомет, огнемет и супер арбалет, что стреляет специальными стрелками-приманками привлекающими врага. Оружие адекватно воспринимается, более-менее звучит и хорошо выполняет свои функции. Поначалу смущает анимация перезарядки: герой просто передергивает затвор и обойма волшебным образом наполняется, но в целом на процесс особо не влияет, а скорость перезарядки иногда радует. Ни одна пушка не лежит просто так: разное оружие эффективно для разных ситуаций и разных видов монстров. Кроме оружия в геноциде недругов важную роль играет интерактивное окружение: отстрелил газовый или паровой вентиль – сжег или обработал вражину паром, метко пальнул в электрический щит – устроил ближайшим к нему противникам короткое замыкание. Естественно есть стандартные взрывающиеся красные бочки и взрывающиеся красные огнетушители. Враги прекрасно мрут, если их бьет волной или прилетает в голову болтающийся на тросах груз. А если враги разбрелись по локации, то тут поможет арбалет с приманкой. Кроме того, наемники не любят зараженных и это взаимно, поэтому частенько можно стравить их между собой, а затем наблюдать кто победит (всегда побеждает крутой герой).
Отдельно стоит выделить перевод и озвучку. Локализацией игры занималась компания “Акелла”, которая издавала игру на территории России. В целом перевод хороший, озвучка качественная, актеров озвучки не мало, но эмоции часто наиграны или не соответствуют происходящему на экране. Кроме того есть еще один забавный момент: в оригинале все герои говорили на английском, а матросы на американском русском. “Акелла” перевела и озвучила всех героев, а бедолаг матросов оставила как есть. В результате американец Том Хэнсен говорит на чистом русском и без акцента, а русские матросы вещают как герои фильма “Красная жара”
Стоит упомянуть про общее звуковое оформление, ибо сделано оно весьма хорошо. Шум океана, отдаленные скрипы и стоны, скрежет и крики гармонично дополняются музыкальными композициями, созданными знаменитым саундтрек-композитором Томом Сальтой. Том Сальта получил признание за работу над саундтреками к таким играм как RUSE, Prince of Persia: The Forgotten Sands, нескольким играм из серии Tom Clancy’s и многими другими играми, трейлерами и даже фильмами. Кроме него в Cold Fear отдельной строкой стоит трек “Use Your Fist and Not Your Mouth” Мэрилина Мэнсона. Правда звучит этот трек только во время финальных титров, а титры эти нельзя пропустить. В итоге данную композицию можно послушать 3 – 4 раза.
И вроде все не так уж плохо, и сюжет вроде как завезли, и геймплей интересный, и выглядит все весьма достойно, но не все так радужно. Несмотря на хорошую, по тем временам, графическую часть, дизайн локаций весьма однообразен и в них сложновато ориентироваться. Ситуацию усугубляет отсутствие хоть какой-нибудь карты, искать многие помещения приходится по памяти. И если на корабле “Дух Востока” это не вызывает особых трудностей, то при перемещении на нефтяную вышку “Звезда Сахалина” начинаешь теряться в огромном количестве помещений, этажей и тупиков. Подобное не особо положительно влияет на темп игры, особенно когда приходится наворачивать огромные круги в поисках нужной локации. На удовольствие от игры сверху падает жирный минус под названием “система сохранений”. Сохранять игру там, где удобно игроку, не выйдет, а логику расстановки чекпоинтов иной раз не понять: там где надо их нет совсем, а там где не надо они на каждом шагу. В результате не редки моменты, когда из-за смерти протагониста приходится заново проходить приличный кусок игры, а потом еще раз . Хотя стоит отметить, что на нормальной сложности подобных ситуаций почти не возникнет, но ежели любите выкрутить посложнее и восславить солнце – будьте готовы к тому, что пригорит у вас знатно.
К относительным минусам игры можно отнести и продолжительность: от начала до конца ее можно пройти часов за 10 – 12 на нормальной сложности, а если бы разработчики запилили карту, то это время сократилось бы очень и очень сильно.
В конечном итоге Cold Fear – очередной крепкий и годный среднячок, который не хватает с неба звезд, но достоин того, чтобы как минимум с ним ознакомится, а лучше выделить пару вечеров и пройти полноценно, тем более он много времени не отнимет. Пусть в игре не все доведено до ума, но всем любителям ненапряжных зомби стрелялок-ужастиков с простеньким сюжетом, а так же тем, кто хочет вспомнить былые игровые годы – рекомендую однозначно. Тем более игра поддерживает современные системы и широкоформатные экраны.
До новых встреч, дорогие друзья! И пусть легенды навсегда останутся в ваших сердцах.