Джеймс Тернер: Йа! Йа! Ктулху фхтагн!

«Зачем, ради все­го свя­то­го в науч­ной фан­та­сти­ке, вам пона­до­би­лось пуб­ли­ко­вать эти ваши “Хреб­ты Безу­мия” за автор­ством Лав­краф­та? Или поло­же­ние ваше настоль­ко бед­ствен­но, что волей-нево­лей при­хо­дит­ся изда­вать вся­кую ахи­нею?.. Тоже мне исто­рия: двое пар­ней пере­пу­га­лись до полу­смер­ти, спер­ва насмот­рев­шись на какие-то древ­ние руны, а потом убе­гая от тва­ри, кото­рую сам автор не в состо­я­нии опи­сать, плюс рос­сыпь невнят­ных наме­ков на безы­мян­ные ужа­сы: тут тебе и пяти­мер­ные моно­ли­ты без окон, без две­рей, и Йог-Сотот, и бог весть что еще! Если буду­щее “Astounding Stories” — за тако­го рода бай­ка­ми, да хра­нят небе­са науч­ную фан­та­сти­ку!»

В сей эпи­сто­ляр­ной инвек­ти­ве (взя­той из руб­ри­ки «Пись­ма чита­те­лей» июнь­ско­го номе­ра «Astounding Stories» за 1936 год) речь шла, разу­ме­ет­ся, об одном из двух клю­че­вых про­из­ве­де­ний Г. Ф. Лав­краф­та, посвя­щен­ных мифу о Ктул­ху, что пуб­ли­ко­ва­лось в жур­на­ле в том же году. Чита­тель­ские откли­ки на исто­рии Лав­краф­та отнюдь не все­гда были нега­тив­ны­ми, но одоб­ри­тель­ные ком­мен­та­рии по боль­шей части тону­ли в буре него­до­ва­ния, изум­ле­ния и ужа­са.

В 1930‑е годы в аме­ри­кан­ских науч­но- фан­та­сти­че­ских жур­на­лах утвер­ди­лась тес­но спло­чен­ная бра­тия наем­ных писак от ост­ро­сю­жет­ной при­клю­чен­че­ской лите­ра­ту­ры, кото­рые про­сто-напро­сто пре­вра­ща­ли техас­ское ран­чо в пла­не­ту Икс и стро­чи­ли себе бес­ко­неч­ные шаб­лон­ные рас­ска­зы, под­ме­няя угон­щи­ков ско­та кос­ми­че­ски­ми пира­та­ми. Для чита­те­лей, при­вык­ших запрыг­нуть на борт кос­ми­че­ско­го кораб­ля, да про­ка­тить­ся с ветер­ком на сверх­све­то­вой ско­ро­сти (а тео­рию Эйн­штей­на мы в гро­бу вида­ли!), да задать хоро­шую взбуч­ку вось­ми­но­гим оби­та­те­лям Бетель­гей­зе, лав­краф­тов­ская деталь­но про­ра­бо­тан­ная атмо­сфе­ра и осо­бый настрой были про­сто-напро­сто непо­нят­ны. Поклон­ни­ки НФ 1936 года не смог­ли оце­нить по досто­ин­ству стран­ствия в дебрях Антарк­ти­ки, в ходе кото­рых два отваж­ных иссле­до­ва­те­ля виз­жат и бре­дят пред лицом выс­ше­го ужа­са.

Раз­ли­чие меж­ду лав­краф­тов­ской автор­ской мифо­ло­ги­ей и нис­про­вер­га­ю­щим галак­ти­ки энту­зи­аз­мом Дока Смита[1] и его когор­ты на самом деле куда более фун­да­мен­таль­но, неже­ли про­сто про­ти­во­по­став­ле­ние атмо­сфе­ры — дей­ствию. Мно­гие из пред­ста­ви­те­лей «кос­мо­опе­ры» того вре­ме­ни, такие как Э. Э. Смит, Нат Шах­нер и Ральф Милн Фарли,[2] роди­лись в преды­ду­щем веке, когда все еще счи­та­лось, что все­лен­ная функ­ци­о­ни­ру­ет в тер­ми­нах непре­лож­ных Нью­то­но­вых зако­нов, а любая звез­да — это солн­це вро­де наше­го. Аст­ро­но­мы девят­на­дца­то­го века, направ­ляя в небо свои спек­тро­ско­пы, жиз­не­утвер­жда­ю­ще убеж­да­лись, что звез­ды состо­ят из водо­ро­да, гелия, маг­ния, натрия и дру­гих хими­че­ских эле­мен­тов, в точ­но­сти таких же, что пред­став­ле­ны в нашей соб­ствен­ной Сол­неч­ной систе­ме. В кон­це века, когда физи­ки поздрав­ля­ли себя с тем, что яко­бы пол­но­стью постиг­ли устрой­ство все­лен­ной, как было не уве­ро­вать, что чело­век в ито­ге заво­ю­ет кос­мос?

А вот Аль­берт Эйн­штейн при­дер­жи­вал­ся ино­го мне­ния. В 1905 году он поло­жил нача­ло рево­лю­ции в нау­ке два­дца­то­го века — той самой рево­лю­ции, кото­рая наве­ки сокру­ши­ла дог­ма­ты клас­си­че­ской физи­ки. После­до­ва­ли новые раз­ра­бот­ки в обла­сти тео­рии отно­си­тель­но­сти, кван­то­вой меха­ни­ки, эле­мен­тар­ных частиц и так далее — и все­лен­ная уже не каза­лась ясной и понят­ной. Точ­но так же, как Копер­ник и Гали­лей выпих­ну­ли род люд­ской из цен­тра миро­зда­ния, так и совре­мен­ный чело­век вынуж­ден был осо­знать, что он — не центр Все­лен­ной, но, ско­рее, необыч­ный курьез. Кос­мос с его ней­трон­ны­ми звез­да­ми, ква­за­ра­ми и чер­ны­ми дыра­ми чужд нам, да и мы во Все­лен­ной — чужие.

Из всех писа­те­лей, под­ви­зав­ших­ся в жан­ре науч­ной фан­та­сти­ки на стра­ни­цах жур­на­лов в 1930‑х годах, один толь­ко Г. Ф. Лав­крафт сумел под­нять­ся над экс­та­ти­че­ски­ми баналь­но­стя­ми собра­тьев по перу и доне­сти до чита­те­ля это осо­зна­ние осно­во­по­ла­га­ю­щей тай­ны Все­лен­ной — дань два­дца­то­го века. «Все мои исто­рии, — утвер­ждал Лав­крафт в пись­ме от 1927 года, — осно­ва­ны на непре­лож­ном допу­ще­нии, что чело­ве­че­ские про­пис­ные исти­ны, инте­ре­сы и эмо­ции в мас­шта­бах необъ­ят­но­го кос­мо­са несо­сто­я­тель­ны и недей­стви­тель­ны». Это утвер­жде­ние прак­ти­че­ски сум­ми­ру­ет рево­лю­цию, про­ис­хо­див­шую на тот момент в совре­мен­ной нау­ке: потря­сен­ные физи­ки как раз откры­ва­ли для себя див­ный новый мир, нико­им обра­зом не гаран­ти­ро­ван­ный меха­ни­кой Нью­то­на. Таким обра­зом, неев­кли­до­вы углы горо­да Ктул­ху на дне мор­ском (см. с. 48) пред­став­ля­ют собою те же самые неев­кли­до­вы гео­мет­рии, с кото­ры­ми при­шлось бороть­ся Эйн­штей­ну в про­цес­се созда­ния общей тео­рии отно­си­тель­но­сти, а сверхъ­есте­ствен­ное све­че­ние метео­ри­та в рас­ска­зе «Сия­ние извне» пере­кли­ка­ет­ся с иссле­до­ва­ни­я­ми Беккереля[3] и Кюри,[4] что экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с ради­ем в нача­ле века. Даже совре­мен­ные раз­ра­бот­ки в обла­сти выс­шей мате­ма­ти­ки — тот же фено­мен хао­са — пред­ска­за­ны в автор­ском мифе, ибо вер­хов­ное боже­ство вооб­ра­жа­е­мо­го лав­краф­тов­ско­го пан­тео­на, бес­смыс­лен­ный сле­пец Аза­тот, царит «в спи­раль­ных чер­ных вих­рях исход­ной пусто­ты Хао­са». Снаб­жен­ный фракталами[5] Ман­дель­бро­та и воору­жен­ный посто­ян­ной Фейгенбаума,[6] Аза­тот, уж вер­но, почув­ство­вал бы себя как дома сре­ди пер­му­та­ций и пер­тур­ба­ций совре­мен­ной тео­рии хао­са.

Про­во­дить и далее ана­ло­гии меж­ду мифом Ктул­ху и нау­кой XX века бес­смыс­лен­но: Лав­крафт исполь­зу­ет эти поня­тия не пото­му, что про­фес­си­о­наль­но вла­де­ет выс­шей мате­ма­ти­кой в рам­ках, допу­стим, тео­рии отно­си­тель­но­сти, но ско­рее в силу мгно­вен­но­го инту­и­тив­но­го оза­ре­ния, поз­во­ля­ю­ще­го про­зре­вать «втор­же­ния хао­са и демо­нов из неис­сле­до­ван­но­го кос­мо­са». Исто­ри­че­ски Лав­крафт отож­деств­лял себя с эко­но­ми­че­ской и соци­аль­ной ари­сто­кра­ти­ей, кото­рую совре­мен­ный, два­дца­тый век оста­вил дале­ко поза­ди; изгой в сво­ем соб­ствен­ном про­стран­стве-вре­ме­ни, обез­до­лен­ный меч­та­тель стал изго­ем и во Все­лен­ной. Арген­тин­ский автор Хулио Кор­та­сар пред­по­ло­жил, что «все абсо­лют­но удач­ные рас­ска­зы, осо­бен­но фан­та­сти­че­ские, — порож­де­ние нев­ро­зов, ноч­ных кош­ма­ров или гал­лю­ци­на­ций, ней­тра­ли­зо­ван­ное посред­ством объ­ек­ти­ва­ции и пере­ве­ден­ное в сре­ду вне пре­де­лов нев­ро­за». В слу­чае Лав­краф­та автор­ское пред­став­ле­ние о Все­лен­ной как о вме­сти­ли­ще чудес и ужа­сов — это про­сто-напро­сто его соб­ствен­ный, ярко выра­жен­ный ком­плекс чужа­ка: точ­но так же, как сам Лав­крафт чув­ство­вал себя посто­рон­ним в род­ном совре­мен­ном Про­ви­ден­се, так и в лите­ра­ту­ре о Ктул­ху совре­мен­ный чело­век пред­ста­ет таким же чужа­ком — зате­рян­ный, бро­шен­ный на про­из­вол судь­бы, балан­си­ру­ю­щий на краю устра­ша­ю­щей про­па­сти.

Лав­краф­тов­ские «Хреб­ты Безу­мия», наво­дя­щие на мысль о зага­доч­ной бес­пре­дель­но­сти Все­лен­ной, выпус­ка­ми пуб­ли­ко­ва­лись в жур­на­ле «Astounding Stories», и то, что в 1936 году чита­те­ли сочли «ахи­не­ей», науч­ная рево­лю­ция наше­го века под­твер­ди­ла допод­лин­но. Как отме­тил в одной из сво­их недав­них ста­тей физик Лью­ис Томас: «Вели­чай­шее из дости­же­ний нау­ки XX века — это осо­зна­ние чело­ве­че­ско­го неве­же­ства». А теперь, дер­жа в памя­ти дан­ное утвер­жде­ние, помед­ли­те мину­ту, открой­те этот том — и про­чти­те всту­пи­тель­ный абзац «Зова Ктул­ху».

В 1937 году Лав­крафт умер, но сверхъ­есте­ствен­ные ужа­сы про­дол­жа­ли мно­жить­ся. Лав­крафт не дожил лишь несколь­ких лет до при­хо­да в редак­цию «Astounding Stories» Джо­на У. Кэм­п­бел­ла, чьи изда­тель­ские талан­ты и вли­я­ние ради­каль­но оздо­ро­ви­ли всю жур­наль­ную науч­ную фан­та­сти­ку в Аме­ри­ке. Одна­ко при всех сво­их колос­саль­ных талан­тах Кэм­п­белл сохра­нил мен­та­ли­тет инже­не­ра: фана­тич­ную веру в побе­ду тех­ни­че­ских наук и в абсо­лют­ную дей­ствен­ность чело­ве­че­ской изоб­ре­та­тель­но­сти и наход­чи­во­сти — на этом фоне Лав­крафт казал­ся стран­ной ано­ма­ли­ей в под­не­бе­сье науч­ной фан­та­сти­ки.

Оди­но­ко­го затвор­ни­ка из Про­ви­ден­са и его леген­дар­ное лите­ра­тур­ное насле­дие под­дер­жал избран­ный круг дру­зей и поклон­ни­ков: они сбе­рег­ли мифы Ктул­ху, как чле­ны тай­но­го обще­ства хра­нят сакраль­ное зна­ние и свя­щен­ных идо­лов. К этим бла­го­род­ным тру­дам по сохра­не­нию лав­краф­тов­ско­го насле­дия (так, в 1939 году Август Дер­лет и Дональд Уон­дри осно­ва­ли изда­тель­ство «Арк­хем-хаус») доба­ви­лись спор­ные попыт­ки под­ра­жа­ний.

В 1930‑х годах сам Лав­крафт стря­пал эрзац-мифы для раз­но­об­раз­ных пере­из­да­ний — об этих рас­ска­зах он недву­смыс­лен­но гово­рил: «Ни при каких обсто­я­тель­ствах не допу­щу, что­бы мое имя упо­треб­ля­лось в свя­зи с ними». В после­ду­ю­щие годы после смер­ти Лав­краф­та, начи­ная со сло­ва­ря тер­ми­но­ло­гии «Мифа», состав­лен­но­го в 1942 году

Френ­си­сом Т. Лей­ни, ведет­ся отсчет новой эры, в тече­ние кото­рой Ктул­ху и его кос­ми­че­ские собра­тья были подроб­но иссле­до­ва­ны, про­ана­ли­зи­ро­ва­ны, клас­си­фи­ци­ро­ва­ны, систе­ма­ти­зи­ро­ва­ны, заар­хи­ви­ро­ва­ны, раз­ло­же­ны по пап­кам, скреп­ле­ны скреп­ка­ми — и без­жа­лост­но изу­ве­че­ны. Так, к кон­цу 1970‑х годов в досто­па­мят­но поверх­ност­ной кни­ге о лав­краф­тов­ской мифо­ло­гии аме­ри­кан­ский писа­тель- фан­таст отме­ча­ет нали­чие «лакун» в кон­цеп­ции Лав­краф­та — и счи­та­ет, что сам он и дру­гие обя­за­ны «запол­нить» их новы­ми рас­ска­за­ми. До Лав­краф­та спрос на зем­но­вод­ных антро­по­фа­гов все­гда был доволь­но огра­ни­чен; за несколь­ко деся­ти­ле­тий после его смер­ти сти­ли­за­ции под Ктул­ху и К° пре­вра­ти­лись в инду­стрию поис­ти­не цик­ло­пи­че­ско­го раз­ма­ха.
То, что все это «вто­рич­ное твор­че­ство» по боль­шей части пред­став­ля­ло собою, по опре­де­ле­нию покой­но­го Э. Хофф­ман­на Прай­са, «тош­но­твор­ную дрянь», — это как раз ерун­да. Важ­но дру­гое: тем самым в отно­ше­нии «Мифа Ктул­ху» была совер­ше­на вели­чай­шая неспра­вед­ли­вость. Вооб­ра­жа­е­мая кос­мо­го­ния Лав­краф­та все­гда пред­став­ля­ла собою не ста­тич­ную систе­му, но, ско­рее, что-то вро­де эсте­ти­че­ско­го кон­цеп­та, кото­рый неиз­мен­но при­спо­саб­ли­вал­ся к раз­ви­ва­ю­щей­ся лич­но­сти и меня­ю­щим­ся инте­ре­сам его созда­те­ля. Так, в тече­ние послед­них деся­ти лет жиз­ни Лав­краф­та «готич­ность» посте­пен­но сме­ня­лась «ино­пла­нет­но­стью»: ран­нее про­из­ве­де­ние мифо­ло­гии, «Ужас Дан­ви­ча» (1928), все еще креп­ко уко­ре­не­но в про­вин­ци­аль­ной глу­ши Новой Англии, а все­го-то- навсе­го шесть лет спу­стя в пове­сти «За гра­нью вре­мен» автор рису­ет заво­ра­жи­ва­ю­щую кар­ти­ну поис­ти­не стэпл­дон­ских гонок[7] по Все­лен­ной про­шло­го, насто­я­ще­го и буду­ще­го. Точ­но так же, по мере того как в 1930‑х годах Лав­крафт нако­нец-то начал пере­рас­тать «ужа­сти­ки», сто­ит срав­нить «Ужас Дан­ви­ча» (в кото­ром мифо­ло­ги­че­ские боже­ства — все еще демо­ни­че­ские суще­ства, от кото­рых долж­но обо­ро­нять­ся с помо­щью чер­но­книж­ных маги­че­ских фор­мул) с «За гра­нью вре­мен» (где ино­пла­не­тяне упо­до­би­лись про­све­щен­ным пар­тий­ным соци­а­ли­стам — пря­мое отра­же­ние ново­об­ре­тен­но­го инте­ре­са Лав­краф­та к обще­ству и обще­ствен­ным рефор­мам). Если бы автор дожил до 1940-хго­дов, «Миф» про­дол­жал бы эво­лю­ци­о­ни­ро­вать заод­но с его созда­те­лем: жест­кой систе­мы, кото­рую под­ра­жа­тель мог бы уна­сле­до­вать по смер­ти авто­ра, нико­гда не суще­ство­ва­ло.

Кро­ме того, самая суть «Мифа» заклю­ча­ет­ся не в пан­теоне вымыш­лен­ных богов и не в заплес­не­ве­лой кол­лек­ции запрет­ных фоли­ан­тов, но, ско­рее, в осо­бом убе­ди­тель­ном «кос­ми­че­ском» под­хо­де. Тер­ми­ном «кос­ми­че­ский», или «все­лен­ский», Лав­крафт неиз­мен­но опе­ри­ро­вал для опи­са­ния сво­ей соб­ствен­ной осно­во­по­ла­га­ю­щей эсте­ти­ки: «Я выби­раю рас­ска­зы о сверхъ­есте­ствен­ном, пото­му что они наи­луч­шим обра­зом соот­вет­ству­ют моим склон­но­стям. Одно из силь­ней­ших и самых настой­чи­вых моих жела­ний — это на крат­кий миг достичь иллю­зии при­оста­нов­ки или насиль­ствен­но­го пре­одо­ле­ния досад­ных огра­ни­че­ний вре­ме­ни, про­стран­ства и есте­ствен­но­го зако­на, кото­рые от века дер­жат нас в зато­че­нии и пре­пят­ству­ют узнать боль­ше о бес­пре­дель­ных кос­ми­че­ских про­стран­ствах…»

В каком-то смыс­ле весь кор­пус зре­лых про­из­ве­де­ний Лав­краф­та состо­ит из рас­ска­зов и пове­стей о кос­ми­че­ских чуде­сах, но имен­но в послед­ние десять лет сво­ей жиз­ни, когда автор мало-пома­лу отка­зал­ся от дан­се­ний­ской экзотики[8] и ново­ан­глий­ской чер­ной магии и в поис­ках сюже­тов обра­тил­ся к зага­доч­ным без­днам откры­то­го кос­мо­са, он создал ряд про­из­ве­де­ний, за кото­ры­ми посмерт­но закре­пил­ся тер­мин «Миф Ктул­ху». Ины­ми сло­ва­ми, «Миф» пред­став­ля­ет собою те рас­ска­зы и пове­сти о кос­ми­че­ских чуде­сах, в кото­рых вни­ма­ние Лав­краф­та сосре­до­то­че­но на совре­мен­ной науч­ной Все­лен­ной; мифо­ло­ги­че­ские боже­ства, в свою оче­редь, рас­смат­ри­ва­ют­ся как отдель­ные суб­стан­ции и свой­ства бес­цель­но­го, рав­но­душ­но­го, невы­ра­зи­мо чуж­до­го кос­мо­са. И да зару­бят себе на носу все лав­краф­ти­сты- под­ра­жа­те­ли, что за годы поро­ди­ли бес­счет­ные ими­та­ции «Мифа» — про экс­цен­трич­ных затвор­ни­ков из Новой Англии, кото­рые про­из­но­сят пра­виль­ные закли­на­ния из непра­виль­ных книг и тот­час же доста­ют­ся на обед гигант­ской лягуш­ке по име­ни Ктул­ху: «Миф» — это не соеди­не­ние воеди­но гото­вых фор­мул и сло­вар­ных нахо­док, а, ско­рее, осо­бое «кос­ми­че­ское» умо­на­стро­е­ние.

Эта суро­вая кри­ти­ка ни в коей мере не отно­сит­ся к насто­я­щей под­бор­ке рас­ска­зов, что чис­лят­ся сре­ди отно­си­тель­но­го мень­шин­ства удач­ных про­из­ве­де­ний, напи­сан­ных под вли­я­ни­ем «Мифа Ктул­ху». Несколь­ко ран­них рас­ска­зов из это­го тома, напи­сан­ных «при уча­стии и содей­ствии», сего­дня, воз­мож­но, пока­жут­ся жал­ки­ми под­дел­ка­ми китч-куль­ту­ры, но все про­чее достой­но вос­хи­ще­ния: тут и Роберт Блох («Тет­радь, най­ден­ная в забро­шен­ном доме»), и Фриц Лей­бер, и Рэм­си Кем­п­белл, и Колин Уил­сон, и Джо­ан­на Расс, и Сти­вен Кинг, в част­но­сти, — все они нагляд­но демон­стри­ру­ют зага­доч­но дли­тель­ное вли­я­ние Г. Ф. Лав­краф­та на самых раз­ных авто­ров, внес­ших свой соб­ствен­ный непо­вто­ри­мый вклад в раз­ви­тие «Мифа».

А Ричард А. Лупофф, автор заклю­чи­тель­но­го рас­ска­за в насто­я­щем сбор­ни­ке, веро­ят­но, дал нам нечто боль­шее. «Как была откры­та Гур­ская зона» — это не про­сто при­ме­ча­тель­ный рас­сказ в кон­тек­сте «Мифа», это един­ствен­ная из извест­ных мне исто­рий тако­го

пла­на, за исклю­че­ни­ем лав­краф­тов­ских, что пере­да­ет ощу­ще­ние ико­но­бор­че­ской дер­зо­сти, сопут­ство­вав­шее пер­вой пуб­ли­ка­ции Лав­краф­та, — ощу­ще­ние, столь воз­му­тив­шее тогдаш­них чита­те­лей «Astounding Stories». В сво­ем бли­ста­тель­ном повест­во­ва­нии Лупофф задей­ству­ет не толь­ко необ­хо­ди­мую тер­ми­но­ло­гию «Мифа», но еще и клю­че­вую атмо­сфе­ру кос­ми­че­ско­го чуда, а в при­да­чу отча­сти вос­со­зда­ет кры­шеснос­ное воз­буж­де­ние исход­ных пове­стей в рам­ках «Мифа». Хоти­те сами узнать, о чем был весь сыр-бор в 1936 году, — открой­те этот том на стра­ни­це 691 и про­чти­те, как три кибор­га зани­ма­ют­ся сек­сом на бор­ту кос­ми­че­ско­го кораб­ля, кото­рый летит за пре­де­лы Плу­то­на к зага­доч­ной неве­до­мой пла­не­те под назва­ни­ем Юггот.

Джеймс Тер­нер

Примечания

  1. Эду­ард Элмер Смит, он же «Док» Смит (1890–1965) — аме­ри­кан­ский писа­тель-фан­таст, один из пио­не­ров жур­наль­ной науч­ной фан­та­сти­ки; счи­та­ет­ся отцом «кос­мо­опе­ры».
  2. Нат Шах­нер (1895–1955) и Ральф Милн Фар­ли (псев­до­ним; насто­я­щее имя — Род­жер Ш. Хоур, 1887– 1963) — аме­ри­кан­ские писа­те­ли-фан­та­сты.
  3. Анту­ан Анри Бек­ке­рель (1852–1908) — фран­цуз­ский физик, один из пер­во­от­кры­ва­те­лей радио­ак­тив­но­сти; в честь него назва­на еди­ни­ца радио­ак­тив­но­сти — бек­ке­рель.
  4. Пьер Кюри (1859–1906) и его жена Мария Скло­дов­ская-Кюри (1867–1934) зани­ма­лись иссле­до­ва­ни­я­ми явле­ния радио­ак­тив­но­сти; в 1903 г. сов­мест­но с Бек­ке­ре­лем полу­чи­ли Нобе­лев­скую пре­мию по физи­ке.
  5. Фрак­тал — бес­ко­неч­но само­по­доб­ная гео­мет­ри­че­ская фигу­ра, каж­дый фраг­мент кото­рой повто­ря­ет­ся при умень­ше­нии мас­шта­ба. Тер­мин вве­ден Бенуа Ман­дель­бро­том в 1975 г.
  6. Посто­ян­ная Фей­ген­ба­у­ма — уни­вер­саль­ная посто­ян­ная, харак­те­ри­зу­ет бес­ко­неч­ный кас­кад бифур­ка­ций удво­е­ния пери­о­да при пере­хо­де к детер­ми­ни­ро­ван­но­му хао­су (откры­та Мит­чел­лом Фей­ген­ба­у­мом в 1975 г.).
  7. …стэпл­дон­ских гонок… — Уильям Олаф Стэпл­дон (1886–1950) — бри­тан­ский фило­соф и писа­тель- фан­таст; раз­ра­ба­ты­вал, в част­но­сти, идею о миро­вом разу­ме, спо­соб­но­сти кото­ро­го нахо­дят­ся за пре­де­ла­ми пони­ма­ния совре­мен­но­го чело­ве­ка. Идеи Стэпл­до­на ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие фан­та­сти­че­ской лите­ра­ту­ры.
  8. …дан­се­ний­ской экзо­ти­ки… — Лорд Дан­се­ни, Эду­ард Джон Мор­тон Дра­ке План­кетт (1878–1957) — ирланд­ский англо­языч­ный писа­тель и поэт, один из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной фэн­те­зи; ока­зал боль­шое вли­я­ние на твор­че­ство Г. Ф. Лав­краф­та.