Docy Child

1995 / Вл. Гаков / Лавкрафт (Lovecraft)

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Крат­кая справ­ка из “Энцик­ло­пе­дии фан­та­сти­ки” Вл. Гако­ва.


ЛАВКРАФТ (LOVECRAFT), Г(овард) Ф(иллипс)(1890–1937). Аме­ри­кан­ский писа­тель, один из веду­щих авто­ров лите­ра­ту­ры “ужа­сов” в XX в., ока­зав­ший огром­ное вли­я­ние на пле­я­ду аме­ри­кан­ских авто­ров. Родил­ся в Про­ви­ден­се (штат Род-Айленд), где почти без­вы­езд­но про­жил всю жизнь. Стра­дав­ший тяже­лой фор­мой нерв­но­го забо­ле­ва­ния, Л. не смог окон­чить сред­нюю шко­лу, но зато нашел себя сна­ча­ла в люби­тель­ской, а затем в про­фес­си­о­наль­ной жур­на­ли­сти­ке, и нако­нец, в лите­ра­ту­ре. Пер­вая пуб­ли­ка­ция — “Гер­берт Уэст-реаниматор”(1922). О жиз­ни Л. исчер­пы­ва­ю­ще рас­ска­зы­ва­ет посмерт­но издан­ная авто­био­гра­фия “Эйч-Пи-Эл рас­ска­зы­ва­ет” [EC'H-Pi-El Speaks](1972), а так­же бес­пре­це­дент­ное эпи­сто­ляр­ное наслед­ство (гру­бо оце­ни­ва­ет­ся в 100 тысяч писем, отправ­лен­ных дру­зьям и сорат­ни­кам, обра­зо­вав­шим “кру­жок Л.”).

Ран­нее увле­че­ние твор­че­ством А.Бирса, Э.Блэквуда, лор­да Дан­се­ни, А.Мэйкена, Э.По и лич­ное зна­ком­ство с совре­мен­ни­ка­ми-авто­ра­ми лите­ра­ту­ры “ужа­сов” (Ф.Лонг, К.Э.Смит), напра­ви­ли инте­рес Л. в то же рус­ло. Его пер­вые про­из­ве­де­ния были толь­ко удач­ны­ми ими­та­ци­я­ми пред­ше­ствен­ни­ков (преж­де все­го, лор­да Дан­се­ни), одна­ко в послед­ние годы Л. создал цикл “мифов Ктулху”(Cthulhu Mythos) (по име­ни ужас­но­го боже­ства-демо­на, тыся­че­ле­тия “дре­мав­ше­го” на дне мор­ском), поро­див­ший неви­дан­ную вол­ну под­ра­жа­ний (дань “мифам” отда­ли — Р.Блох, О.Дерлет, Г.Каттнер; поз­же в ана­ло­гич­ном духе писа­ли совре­мен­ные масте­ра лите­ра­ту­ры “ужа­сов” Р.Кэмпбелл, Б.Ламли, а так­же Л.Картер, Ф.Лейбер, Р.Лаундс, К.Уилсон, Д.Уондрай, М.Уэллман, Р.Говард).

Глав­ной иде­ей Л. было посту­ли­ро­ва­ние скры­то­го при­сут­ствия в мире (на Зем­ле, дру­гих пла­не­тах и галак­ти­ках, или в иных изме­ре­ни­ях) “Вели­ких Древ­них” (The Great Old Ones) — богов и демо­нов, враж­деб­ных чело­ве­ку. Про­ве­ден­ная Л. “пси­хо­ана­ли­ти­че­ская систе­ма­ти­за­ция под­со­зна­тель­ных ужа­сов” (Ф.Роттенштайнер) ока­за­лась чрез­вы­чай­но при­вле­ка­тель­ной для мас­со­во­го чита­те­ля, пред­вос­хи­тив взрыв попу­ляр­но­сти жан­ра “ужа­сов” в после­во­ен­ные деся­ти­ле­тия. Ана­ли­ти­че­ское обос­но­ва­ние сво­е­го лите­ра­тур­но­го мето­да автор чет­ко и убе­ди­тель­но сфор­му­ли­ро­вал в кни­ге “Сверхъ­есте­ствен­ный ужас в лите­ра­ту­ре” [Supernatural Horror in Literature](1945).

Актив­ный про­па­ган­дист твор­че­ства Л.,О.Дерлет, отно­сит к “Мифам Ктул­ху” (ему же при­над­ле­жит и объ­еди­ня­ю­щий тер­мин, кото­рым сам Л. нико­гда не поль­зо­вал­ся) 13 про­из­ве­де­ний: рас­ска­зы “Город без имени”(1921), “Фестиваль”(1925), “Зов Ктулху”(1928), “Цвет из космоса”(1927), “Ужас в Данвиче”(1929), “Шеп­чу­щий во тьме”(1931), “Сны в Доме Ведьм”(1933), “При­зрак тьмы”(1936), “Тень из времен”(1936; доп.1939), “В горах безу­мия” (1936; доп.1939), “Тварь за две­рью” (1937); и два романа,“Тень над Иннс­му­том” [The Shadow over Innsmouth] (1936) и “Дело Чар­лза Декс­те­ра Уор­да” [The Case of Charles Dexter Ward](1941; доп.1943; 1951). Др. серия — о “Рэн­доль­фе Кар­те­ре” — вклю­ча­ет рас­ска­зы и посмерт­ный роман “Поиск во сне неиз­вест­но­го Кад­да­та” [The Dream-Quest of Unknown Kadath] (1943;1955).

Под­лин­ный успех при­шел к Л. толь­ко после смер­ти, когда О.Дерлет (вме­сте с Д.Уондраем) создал спе­ци­аль­ное изда­тель­ство для про­па­ган­ды твор­че­ства сво­е­го куми­ра, “Арк­хэм-хаус” (Arkham House). В нем пер­во­на­чаль­но появи­лись все книж­ные изда­ния рома­нов и рас­ска­зов Л., объ­еди­нен­ных в сб. —  “Аут­сай­дер” [The Outsider] (1939), “За сте­ной сна” [Beyond the Wall of Sleep] (1943), “Мар­ги­на­лии” [Marginalia] (1944), “Ужас в музее” [The Horror in the Museum] (1970), “Ужас в Дан­ви­че” [The Dunwich Horror] (1963); др.-  “При­зрак тьмы” [The Haunter of the Dark], “В горах безу­мия” [At the Mountains of Madness] (1964), “Дагон” [Dagon] (1965). Кро­ме того, О.Дерлетом напи­сан ряд про­из­ве­де­ний в том же “каноне” — с упо­ми­на­ни­ем Л. как соав­то­ра: роман “Кра­ду­щий­ся у поро­га” [The Lurker at the Threshold] (1945), а так­же рас­ска­зы в сб. “Выжив­ший” [The Survivor] (1957), “Раз­би­тая ком­на­та” [The Shattered Room] (1959), “Наблю­да­те­ли из вре­ме­ни” [The Watchers Out of Time] (1974), “Тень из вре­ме­ни” [The Shadow Out of Time] (1968).

Поэ­ти­че­ские сочи­не­ния Л. соста­ви­ли сб. “Гри­бы из Йуг­го­та” [Funghi from Yuggoth] (1941) и “Собра­ние поэм” [Collected Poems] (1963).


При­ме­ча­ния:

Так­же в сети нахо­дит­ся по адре­су: damnbook.boom.ru/lovcraft.htm

Архив­ная ста­тья с lovecraft.ru

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ