Docy Child

2000 / Дмитрий Ткачев / Никрономикон

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Дмит­рий Тка­чев
МК-Буль­вар (Москва)
№13, 27 мар­та 2000

В дав­ниш­нем интер­вью Hико­лай Дани­ло­вич Перу­мов кокет­ли­во пояс­нял: я сокра­тил свое имя до фами­льяр­но­го Nick’a отто­го, в част­но­сти, что в англо­го­во­ря­щих стра­нах “так назы­ва­ют чер­та”. Питер­ский сочи­ни­тель “фэн­те­зи” любит пози­ро­вать с мечом, про­жи­гая фото­гра­фи­че­ские объ­ек­ти­вы зло­ве­щим взгля­дом — но и за выче­том этой атри­бу­ти­ки ничто демо­ни­че­ское ему не чуж­до. В ска­зоч­ках Перу­мо­ва доб­ро и зло, рав­но нераз­бор­чи­вые в сред­ствах, ведут дар­ви­нист­скую борь­бу за суще­ство­ва­ние с таким раз­ма­хом, что кто не спря­тал­ся — пеняй на себя.

Руби­ли от души, спле­ча, моло­дец­ки хакая — рас­кро­ен­ные, изуро­до­ван­ные тела вали­лись под ноги, их топ­та­ли, отшвы­ри­ва­ли в сто­ро­ну — то, что мгно­ве­ние назад жило, пре­вра­ща­лось в докуч­ли­вую падаль”, — с нату­ра­лиз­мом совсем не ска­зоч­ным сма­ку­ет наш ска­зоч­ник вся­че­скую бру­таль­ность. Кол­ду­ны, эль­фы, гно­мы и неве­до­мы зве­руш­ки мочат друг друж­ку, как заправ­ские герои бан­дит­ско­го бое­ви­ка: без пра­вил, но с при­ба­ут­ка­ми. Поща­ды в маги­че­ском бес­пре­де­ле Перу­мо­ва не зна­ет никто: “кро­ме двух сам­цов там ока­за­лась сам­ка с дете­ны­ша­ми — дете­ны­шей девоч­ка при­кон­чи­ла с осо­бен­ным удо­воль­стви­ем”.

Если при­пом­нить, что жанр “фэн­те­зи” вооб­ще-то про­изо­шел от нази­да­тель­ных алле­го­рий Дж.Р.Р.Толкиена, то эво­лю­ция его пока­жет­ся стран­ной и огор­чи­тель­ной. Доб­рый англий­ский кудес­ник навер­ня­ка знал, где сила ночи и где сила дня, и в при­ду­ман­ном им чер­но-белом вол­шеб­ном мире оккульт­ная вой­на велась стро­го по поня­ти­ям. Игра была бла­го­род­на, как шах­ма­ты, но про­ста, как шаш­ки. А потом фигу­ры пере­ме­ша­лись.

Аме­ри­кан­ский мале­фик Х.Ф.Лавкрафт, в писа­ни­ях кото­ро­го царят ужас из внеш­них про­странств, абсо­лют­ное зло и еще нечто недоб­рое и до того ино­при­род­ное, что и сло­ва­ми не назвать, — вто­рой и рав­но­прав­ный пра­ро­ди­тель жан­ра. Если при­пом­нить и это, то кро­ва­вое меси­во совре­мен­ной “фэн­те­зи” под­да­ет­ся про­стей­ше­му ана­ли­зу.

Воин­ствен­ная фабу­ла, весь бес­ти­а­рий фан­та­сти­че­ских существ, коз­ни могу­чих магов и баталь­ные сце­ны — это, конеч­но, Тол­ки­ен. Тол­ки­ен же — шаб­лон­ный сце­на­рий вели­ко­го про­ти­во­сто­я­ния. Hео­пи­су­е­мые мон­стры, тор­же­ство зла, жесто­ко­сти, враж­деб­ность непо­нят­но­го и рав­но­душ­но­го мира — Лав­крафт. Тако­вы два источ­ни­ка, две состав­ные части…

Hеопрят­ные почи­та­те­ли Тол­ки­е­на до сих пор рубят­ся на игру­шеч­ных мечах и рас­пе­ва­ют в Hескуч­ном саду пес­ни на язы­ке эль­фов. У Лав­краф­та в Рос­сии почи­та­те­ли заве­лись несколь­ко поз­же; эти рубят­ся на кон­цер­тах в ДК Гор­бу­но­ва и рас­пи­ва­ют в неуста­нов­лен­ных местах, они так­же неопрят­ны. Пер­вые укра­ша­ют себя бисе­ром и коль­чуж­ка­ми, вто­рые — сата­нин­ской бижу­те­ри­ей. Перу­мо­ва чита­ют те и дру­гие.

При­ме­ча­ния:

Ори­ги­нал ста­тьи нахо­дит­ся по адре­су: www.olmer.ru/perumov/b1.htm

Архив­ная ста­тья с lovecraft.ru

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ