Docy Child

2001 / Роман Сухов / Воспоминания о неведомом

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Нель­зя ска­зать, что Говард Фил­липс Лав­крафт незна­ком рос­сий­ско­му чита­те­лю. Худо-бед­но, его пере­во­ди­ли и печа­та­ли, но ещё совсем недав­но мало кто знал, что имен­но Лав­крафт (наря­ду с лор­дом Дан­сей­ни) явля­ет­ся одним из родо­на­чаль­ни­ков столь люби­мо­го наро­дом жан­ра “мисти­че­ской” фэн­те­зи. Более того, “хор­рор”, проч­но ассо­ци­и­ру­ю­щий­ся у нас с име­нем Сти­ве­на Кин­га, во мно­гом имен­но Лав­краф­ту обя­зан сво­им ста­нов­ле­ни­ем и попу­ляр­но­стью. В его про­из­ве­де­ни­ях чер­па­ли вдох­но­ве­ние целые поко­ле­ния фан­та­стов, а сюже­ты не еди­но­жды пере­ра­ба­ты­ва­лись не толь­ко в лите­ра­ту­ре, но и в кине­ма­то­гра­фе. И уж тем более вряд ли мас­со­вый чита­тель при­чис­лял Лав­краф­та к клас­си­кам. В то вре­мя как за оке­а­ном он счи­та­ет­ся тако­вым без каких-либо ски­док, наря­ду с Брэд­бе­ри, Ази­мо­вым и Сай­ма­ком.

Кни­га, открыв­шая новую серию изда­тель­ства АСТ, к сожа­ле­нию, не сопро­вож­де­на даже крат­ки­ми све­де­ни­я­ми об авто­ре. Зато здесь под одной облож­кой собра­ны один­на­дцать про­из­ве­де­ний, кото­рые сто­ят в ряду луч­ших в твор­че­ском насле­дии Лав­краф­та. Сре­ди них мож­но выде­лить пове­сти “Хреб­ты Безу­мия”, “Тень над Инс­му­том”, “В поис­ках Када­та неве­до­мо­го” и “Гер­берт Уэст — вос­кре­си­тель мёрт­вых”, с кото­рой писа­тель в своё вре­мя дебю­ти­ро­вал в лите­ра­ту­ре.

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью пись­ма Лав­краф­та, кро­ме без­удерж­ной фан­та­зии, явля­ет­ся непо­вто­ри­мый стиль. Во мно­гом он напо­ми­на­ет “безум­но­го Эдга­ра” По, мисти­че­ские рас­ска­зы кото­ро­го ока­за­ли на Лав­краф­та боль­шое вли­я­ние. Но, преж­де все­го, “это мему­а­ры писа­те­ля-визи­о­не­ра”, как точ­но под­ме­че­но в анно­та­ции к дан­но­му одно­том­ни­ку. Часто про­из­ве­де­ние стро­ит­ся как отчёт, или ско­рее испо­ведь, авто­ра, повест­ву­ю­ще­го о пере­жи­тых им ужас­ных при­клю­че­ни­ях. Бро­са­ет­ся в гла­за пре­об­ла­да­ние опи­са­ния над дей­стви­ем, прак­ти­че­ски отсут­ству­ет пря­мая речь, поэто­му поклон­ни­кам Дина Кун­ца и ран­не­го Кин­га эта кни­га вряд ли понра­вит­ся. Лав­крафт вся­че­ски стре­мит­ся пере­дать соб­ствен­ное отно­ше­ние ко все­му про­ис­хо­дя­ще­му, что у него пре­крас­но полу­ча­ет­ся — ино­гда ловишь себя на мыс­ли, что чита­ешь повесть как доку­мен­таль­ное сви­де­тель­ство. В эссе “Сверхъ­есте­ствен­ный ужас в лите­ра­ту­ре” Лав­крафт писал: “Те, кто хочет читать подоб­ные кни­ги, долж­ны обла­дать бога­тым вооб­ра­же­ни­ем и спо­соб­но­стью отры­вать­ся от дей­стви­тель­но­сти”. Здесь писа­тель мак­си­маль­но упро­стил зада­чу чита­те­ля.

Созда­вая до неве­ро­ят­но­сти плот­ные тек­сты, читая кото­рые ощу­ща­ешь каж­дое дви­же­ние, слов­но пыта­ешь­ся бежать в воде, Лав­крафт стре­мил­ся рас­ска­зать всю исто­рию до кон­ца, не остав­ляя ника­ких “хво­стов”. Воз­мож­но поэто­му он не стра­дал “серий­но­стью”, став­шей насто­я­щим бичом совре­мен­ных авто­ров фэн­те­зи. Одна­ко прак­ти­че­ски все его про­из­ве­де­ния свя­за­ны друг с дру­гом Арк­хе­мом — неболь­шим город­ком в Новой Англии, став­шим свое­об­раз­ным Макон­до Говар­да Лав­краф­та. С одной сто­ро­ны, пере­хо­дя из пове­сти в повесть, он лиша­ет про­из­ве­де­ние опре­де­лён­ной части досто­вер­но­сти, не поз­во­ляя чита­те­лю до кон­ца пове­рить в то, что опи­сы­ва­е­мые собы­тия про­ис­хо­ди­ли с авто­ром. С дру­гой — ино­гда лишь упо­мя­ну­тый вскользь, он серой тенью вста­ёт на пери­фе­рии обо­зри­мо­го, ста­но­вясь чем-то таин­ствен­ным, зага­доч­ным и даже пуга­ю­щим. А имен­но об этом все про­из­ве­де­ния Лав­краф­та, читая кото­рые пона­ча­лу может пока­зать­ся, что автор стра­да­ет тяжё­лой фор­мой ксе­но­фо­бии. Но даль­ше пони­ма­ешь, что это не более чем про­ду­ман­ный эле­мент повест­во­ва­ния. Вся­че­ски под­чёр­ки­вая страх и отвра­ще­ние, с кото­рым столк­нул­ся бы чело­век при встре­че с неве­до­мы­ми суще­ства­ми, ни сколь­ко не похо­жи­ми на него само­го, Лав­крафт неожи­дан­но выво­дит на сце­ну новых мон­стров, пол­но­стью затме­ва­ю­щих пер­вых. Гля­дишь, а те, что были рань­ше уж и не кажут­ся боль­ше таки­ми ужас­ны­ми. Таким ори­ги­наль­ным спо­со­бом писа­тель при­уча­ет к свое­об­раз­ной расо­вой тер­пи­мо­сти. Одна­ко отнюдь не этот мотив явля­ет­ся базо­вым для твор­че­ства Лав­краф­та. Основ­ная мысль, при­сут­ству­ю­щая, пожа­луй, во всех его про­из­ве­де­ни­ях, сво­дит­ся к тому, что, навер­ня­ка, суще­ству­ют силы неве­до­мые чело­ве­че­ству, но куда более могу­ще­ствен­ные. И людям, какой-то непо­нят­ной мило­стью при­ро­ды так лег­ко став­шим доми­ни­ру­ю­щим видом на пла­не­те, не сто­ит быть таки­ми само­уве­рен­ны­ми, дабы разо­ча­ро­ва­ние не было осо­бен­но ужас­ным.

Без­услов­но, со вре­мён Говар­да Лав­краф­та фан­та­сти­че­ская лите­ра­ту­ра зна­чи­тель­но изме­ни­лась и сей­час мно­гим пред­став­лен­ная кни­га может пока­зать­ся арха­ич­ной и не инте­рес­ной. Поэто­му вряд ли “Тень из без­вре­ме­нья” ожи­да­ет ком­мер­че­ский успех. Тем, кто запо­ем чита­ет “ужа­сти­ки” едва ли мож­но поре­ко­мен­до­вать купить этот сбор­ник, всё рав­но не дочи­та­ют. Преж­де все­го, он пред­на­зна­чен для людей инте­ре­су­ю­щих­ся клас­си­кой жан­ра, его кор­ня­ми. Впро­чем, как и вся серия.

Архив­ная ста­тья с lovecraft.ru

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ