Docy Child

2019 / Роман Дремичев / Лавкрафт – Красота в хрустале

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

H. P. Lovecraft: Beauty in Crystal

В спо­кой­ные дни до рево­лю­ции, когда аме­ри­кан­ское мастер­ство и домаш­няя жизнь достиг­ли сво­е­го наи­выс­ше­го рас­цве­та в про­стых при­стра­сти­ях и уме­рен­ном богат­стве, не было более замет­но­го про­дук­та в семье, чем изу­ми­тель­но кра­си­вая стек­лян­ная посу­да Ген­ри­ха Виль­гель­ма Шти­ге­ля. Исто­рия это­го гени­аль­но­го имми­гран­та, масте­ра по желе­зу и стек­ло­ду­ва мало­из­вест­на за пре­де­ла­ми выбран­но­го им реги­о­на Пен­силь­ва­нии, и сама по себе пред­став­ля­ет инте­рес­ную дра­му. Но сего­дня его луч­ше все­го пом­нят за хру­сталь­ное совер­шен­ство, кото­рое он созда­вал на огром­ном сте­коль­ном заво­де, осно­ван­ном в 1765 году, что­бы допол­нить свои и без того потря­са­ю­щие изде­лия из желе­за.

В этом нет ниче­го уди­ви­тель­но­го, посколь­ку стек­лян­ная посу­да явля­ет­ся выда­ю­щим­ся и тща­тель­но подо­бран­ным пред­ме­том в каж­дом куль­тур­ном доме, и Шти­гель смог удо­вле­тво­рить даже самых при­ве­ред­ли­вых. Веду­щие домо­хо­зяй­ства коло­ни­аль­ной Аме­ри­ки, тре­бу­ю­щие раз­но­об­ра­зия изыс­кан­ной и клас­си­че­ской фор­мы посу­ды и ваз на любой вкус, любой тип инте­рье­ра и пол­ный набор цве­тов и утон­чен­но­сти, вско­ре при­зна­ли пре­вос­ход­ство мастер­ства Шти­ге­ля. И зака­зы­ва­ли в огром­ных коли­че­ствах пре­крас­ные и звуч­ные, слов­но коло­коль­чи­ки, уди­ви­тель­ные пред­ме­ты, чьи фор­мы и окрас­ка пре­вос­хо­ди­ли все, что было доступ­но ранее. Эти про­зрач­ные слов­но брил­ли­ант рюм­ки, вели­че­ствен­ные опа­ло­вые вазы с релье­фом, вели­ко­леп­но укра­шен­ные бока­лы, эма­ли­ро­ван­ные круж­ки и бутыл­ки для креп­ких напит­ков, неф­ри­то­во-зеле­ные и аме­ти­сто­вые тарел­ки и гра­фи­ны и, преж­де все­го, зна­ме­ни­тые голу­бые изде­лия с оттен­ка­ми зеле­но­го и фио­ле­то­во­го сего­дня обра­зу­ют бес­цен­ные семей­ные релик­вии у тех, кому посчаст­ли­ви­лось уна­сле­до­вать их. Люди, кото­рым не так повез­ло, могут уви­деть их лишь в музе­ях.

К сча­стью, одна­ко, тра­ди­ции Шти­ге­ля не лише­ны сто­рон­ни­ков и в нынеш­ней эпо­хе; и если его изде­лия при­над­ле­жат нашим пред­кам, зна­ме­ни­тое «Стек­ло Штой­бе­на» Сте­коль­но­го заво­да Кор­нинг, Нью-Йорк, мож­но спра­вед­ли­во ска­зать при­над­ле­жит нам. В этом избран­ном това­ре у нас есть живой источ­ник той же ред­кой кра­со­ты, кото­рая пол­то­ра века назад посту­па­ла толь­ко из печей Шти­ге­ля; кра­со­та, ничуть не испор­чен­ная поспеш­но­стью и небреж­но­стью нашей меха­ни­че­ской эпо­хи, но сия­ю­щая так же спо­кой­но и сдер­жан­но, как и ее коло­ни­аль­ный пред­ше­ствен­ник.

В «Стек­ле Штой­бе­на» изя­ще­ство и фор­ма, кото­рые харак­те­ри­зо­ва­ли луч­шие исто­ри­че­ские стек­лян­ные изде­лия, сохра­ня­ют­ся неиз­мен­ны­ми, но не без воз­мож­но­сти созда­ния изде­лий, адап­ти­ро­ван­ных для самых совре­мен­ных целей. Здесь мож­но най­ти вазы совер­шен­ных оттен­ков и форм, кото­рые могут гар­мо­ни­ро­вать с люби­мы­ми цве­та­ми, бока­лы, спо­соб­ные доба­вить блеск к осо­бой схе­ме укра­ше­ния сто­ло­вой, салат­ни­цы и сер­ви­зы для холод­но­го чая, кото­рые под­хо­дят для каж­до­го осо­бо­го слу­чая, баноч­ки для кон­фет и коро­боч­ки для духов и сига­рет, кото­рые предо­став­ля­ют самые широ­кие воз­мож­но­сти в каче­стве подар­ков. Бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие синих, зеле­ных, янтар­ных и дру­гих оттен­ков сопер­ни­ча­ет с кри­сталь­но чисты­ми моде­ля­ми внут­рен­ней кра­со­ты; и во всем при­сут­ству­ет тот непо­сти­жи­мый и ари­сто­кра­ти­че­ский шарм, кото­рый может достичь толь­ко худо­же­ствен­но заду­ман­ная и выпол­нен­ная вруч­ную стек­лян­ная посу­да.

К сча­стью, это насле­дие буду­ще­го мож­но при­об­ре­сти по очень разум­ным ценам, а так­же в боль­шин­стве юве­лир­ных мага­зи­нов, мага­зи­нов стек­ла и фар­фо­ра и в уни­вер­ма­гах. Одна­ко что­бы зара­нее узнать все дета­ли и раз­но­вид­но­сти, луч­ше все­го отпра­вить­ся в «Отде­ле­ние Штой­бе­на» Сте­коль­но­го заво­да Кор­нинг, Нью-Йорк, для при­об­ре­те­ния бес­плат­ной иллю­стри­ро­ван­ной бро­шю­ры фир­мы. В ней мож­но уви­деть сокро­вен­ный дух коло­ни­аль­но­го Шти­ге­ля, пере­во­пло­щен­ный в два­дца­том веке; и в том самом реги­оне, где бла­го­дар­ный кон­гресс про­го­ло­со­вал за сель­скую усадь­бу дру­го­го могу­че­го путе­ше­ствен­ни­ка из доли­ны Рей­на — баро­на Штой­бе­на.

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ