Docy Child

2004 / Лавкрафт / Поэзия

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Автор вни­ма­тель­но и не без инте­ре­са про­чел ком­мен­та­рий Трай­а­у­та1 отно­си­тель­но мне­ния Перл К. Мер­рит о месте поэ­зии в лите­ра­ту­ре.

Непри­зна­ние сти­хов не может быть вызва­но ничем иным, кро­ме как дефек­тив­ным эсте­ти­че­ским вос­при­я­ти­ем.  Поэ­зия с ее хруп­ким соче­та­ни­ем вооб­ра­же­ния и мело­дии выпол­ня­ет есте­ствен­ную и опре­де­лен­ную худо­же­ствен­ную функ­цию, и не может быть заме­ще­на ника­ки­ми дру­ги­ми спо­со­ба­ми само­вы­ра­же­ния.  При­дир­ки к нару­ше­нию поэтом грам­ма­ти­че­ских пра­вил выда­ют огром­ное неве­же­ство кри­ти­ка в вопро­се пони­ма­ния твор­че­ства;  ведь пра­ви­ла постро­е­ния сти­хов более жёст­кие, неже­ли пра­ви­ла созда­ния про­зы.

Дово­ды мисс Мер­рит, в целом, демон­стри­ру­ют отсут­ствие у нее вооб­ра­же­ния. Все­го шаг отде­ля­ет её от пле­бей­ско­го отно­ше­ния к лите­ра­ту­ре и даже ко всей либе­раль­ной куль­ту­ре, как к бес­по­лез­но­му явле­нию, непри­год­но­му в повсе­днев­ной жиз­ни.  Такая про­за­и­че­ская невоз­му­ти­мость режет гла­за чув­стви­тель­но­му чита­те­лю и во мно­гом оправ­ды­ва­ет ком­мен­та­рий Трай­а­у­та к этой лите­ра­тур­ной рабо­те мисс Мер­рит.

Её послед­ние эссе, хоть и напи­са­ны, несо­мнен­но, хоро­шо, (и, по край­ней мере, один кри­тик похва­лил их как “Подоб­ные Элайе“2),  выяв­ля­ют  баналь­ность сюже­тов, узость инте­ре­сов, оче­вид­ность мыс­ли, и про­сто­ре­чие. Всё это заста­вит любо­го чита­те­ля заду­мать­ся: а зачем вооб­ще это было напи­са­но?  Да, в её эссе есть про­ни­ца­тель­ные выска­зы­ва­ния, мяг­кий юмор и здра­вый смысл; но почти пол­ное отсут­ствие изя­ще­ства, вооб­ра­же­ния, худо­же­ствен­ной атмо­сфе­ры и духов­но­го вели­чия ясно про­воз­гла­ша­ет нуж­ду авто­ра в таком воз­дей­ствии, кото­рое она сей­час так тща­тель­но и с пре­зре­ни­ем отвер­га­ет.

Люби­те­ли при­зна­тель­ны Трай­а­у­ту за его свое­вре­мен­ный и адек­ват­ный ответ.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ:  Tryout 4, №. 7 (Июль 1918): [13–14]. Защи­та эсте­ти­че­ско­го ста­ту­са поэ­зии, кото­рый под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке со сто­ро­ны Перл К. Мер­рит, явля­ю­щей­ся авто­ром-люби­те­лем и редак­то­ром мно­го лет.

Поз­же она вышла замуж за Джейм­са Ф. Мор­то­на – хоро­ше­го дру­га ГФЛ.

Примечания

  1. ГФЛ ссы­ла­ет­ся на Чарль­за Уилья­ма (“Трай­а­ут”) Сми­та (1852–1940), редак­то­ра жур­на­ла Tryout (“Про­ба”).
  2. Чарльз Лэмб (1775–1834), бри­тан­ский пуб­ли­цист и поэт,  автор сбор­ни­ка Элайа (позд­нее пере­име­но­ван­но­го в Эссе Элайи).

Источник текста:

Collected Essays. Volume 2: Literary Criticism.
Edited by S. T. Joshi
© 2004 by Hippocampus Press

Пере­вод: Чере­па­нов Алек­сей / Фев­раль, 2015

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ