Docy Child

2001 / Олли / Говард Филиппс Лавкрафт. Погребенный с фараонами

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Серия “Пси” задей­ство­ва­ла кол­лек­тив опыт­ных лав­краф­то­ве­дов, в т.ч. И.Богданова и С.Джоши, авто­ра двух моно­гра­фий о ново­ан­глий­ском затвор­ни­ке, с тем, что­бы достой­но пред­ста­вить на укра­ин­ской поч­ве ужа­сы Ктул­ху и Гха­та­н­от­хоа.

Назва­ние “Похо­ва­ний з фара­о­на­ми” кни­га полу­чи­ла от одно­го из самых нети­пич­ных для Лав­краф­та рас­ска­зов, дей­ствие кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся в Егип­те. Подоб­но сво­е­му отда­лен­но­му после­до­ва­те­лю С.Кингу Г.Ф.Лавкрафт пред­по­чи­тал хоро­шо извест­ные ему пусто­ши Новой Англии, где “силы зла пре­бы­ва­ют в сво­ем наи­бо­лее пол­ном и пер­во­здан­ном обли­чии, иде­аль­но согла­су­юсь с окру­жа­ю­щей их атмо­сфе­рой суе­ве­рия и неве­же­ства”. Тем более заслу­жи­ва­ю­щим вни­ма­ния пред­став­ля­ет­ся этот вели­ко­леп­ный и эру­ди­ро­ван­ный рас­сказ, напи­сан­ный соглас­но выход­ным дан­ным в соав­тор­стве с самим Гуди­ни, став­шим жерт­вой древ­них мумий и чудо­вищ­но­го Сфинк­са. Рас­сказ застав­ля­ет зано­во оце­нить, как худо­же­ствен­ные воз­мож­но­сти само­го Лав­краф­та, так и его вли­я­ние на совре­мен­ные лите­ра­ту­ру и кине­ма­то­граф США. Злые язы­ки утвер­жда­ют, что раз­ли­чие форм лав­краф­то­вых рас­ска­зов объ­яс­ня­ет­ся ско­рее пре­ве­ли­ким коли­че­ством соав­то­ров Г.Ф.Л. и в первую оче­редь вли­я­ни­ем А.Дерлета, что одна­ко сомни­тель­но.

Для тех, кто хочет испро­бо­вать пре­ле­сти мира Лав­краф­та мож­но реко­мен­до­вать ком­пью­тер­ную игруш­ку “Некро­но­ми­кон” на двух ком­пак­тах, где герой вынуж­ден раз­га­ды­вать тай­ны забро­шен­ных особ­ня­ков, попут­но блуж­дая по оссу­а­ри­ям и колум­ба­ри­ям в поис­ках пра­ха, необ­хо­ди­мо­го для некро­но­ман­тии. Игра закан­чи­ва­ет­ся в одном из Горо­дов Древ­них, бле­стя­ще опи­сан­ных Г.Ф.Л. глав­ным обра­зом через наме­ки и неяс­ные ука­за­ния. Как извест­но Лав­крафт сде­лал то, на что не решал­ся (или не мог сде­лать) никто из писа­те­лей роман­ти­ки или готи­ки. Он создал соб­ствен­ную устра­ша­ю­щую мифо­ло­гию, точ­нее мно­же­ство мифо­ло­гий, насе­лен­ных чудо­вищ­ны­ми бога­ми, жду­щи­ми сво­е­го часа, что­бы обру­шить­ся на ста­руш­ку Зем­лю, да так, что при пер­вом взгля­де на них даже и на смерть несчаст­но­му homo sapiens наде­ять­ся уже не при­хо­дит­ся. Из морей под­ни­ма­ют­ся гроб­ни­цы с суще­ства­ми шество­вав­ши­ми по зем­ле мил­ли­о­ны лет назад, Хастур ждет воз­вра­ще­ния с дале­ких звезд, таит­ся в оке­ан­ской пучине насы­ла­ю­щий сны Ктул­ху. Чело­век (по опи­са­ни­ям учеб­ни­ков) совре­мен­но­го вида появил­ся 35–40 тысяч лет назад и 30 тыс. лет пона­до­би­лось ему что­бы научить­ся чему-нибудь пут­но­му, вро­де стро­и­тель­ства горо­дов. И луч­ше не знать сон­но­му жир­но­му бюр­ге­ру, что под боком у него таят­ся страш­ные загад­ки и лица существ нет кото­рым назва­ния устрем­ле­ны еже­час­но на него.

При­вер­жен­цы древ­них богов (сле­пые флей­ти­сты Аза­то­та, о кото­рых писал А.Дугин) из бояз­ни, неве­же­ства или зло­на­ме­рен­но­сти рас­чи­ща­ют путь для щупа­лец Древ­них, и ско­рее слу­чай­но­сти и мед­ли­тель­ной неук­лю­же­сти Ancient Ones чело­век обя­зан более неже­ли чему-либо еще в сво­ем про­дол­жа­ю­щем­ся пока суще­ство­ва­нии.

Лав­крафт упо­ми­на­ет ино­гда о белых Богах, но прак­ти­че­ски о них не име­ет­ся сколь­ко-нибудь кон­крет­ных упо­ми­на­ний, и веро­ят­но под ними под­ра­зу­ме­ва­ют­ся Шуб-Ниг­гу­рат и Козел с Леги­о­ном Мла­дых (см. Вне вре­мен), кото­рые срав­ни­тель­но уда­ле­ны от хао­са, несо­мо­го Гха­на­т­от­хоа, подоб­но Ваа­лу и Иси­де. Если сле­пые флей­ти­сты и объ­ек­ты их покло­не­ния у Лав­краф­та реаль­ны, то ни сло­ва не гово­рит­ся о том, что заста­ви­ло ста­рых богов уйти и явля­ет­ся ли по его мне­нию дей­ствен­ной сила Рас­пя­то­го на Кре­сте. Ины­ми сло­ва­ми в пара­диг­ме твор­че­ства Г.Ф.Л. не было место для хри­сти­ан­ства, хочет­ся наде­ять­ся, что таким обра­зом про­яви­лась скром­ность авто­ра. Тем не менее, созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что Свя­то­го При­ча­стия по Лав­краф­ту недо­ста­точ­но, что­бы про­ти­во­сто­ять Древним и чело­ве­че­ство совер­шен­но оди­но­ко перед лицом навис­шей над ним опас­но­сти. Г.Ф.Л. веро­ят­но при­вет­ство­вал бы изоб­ре­те­ние про­де­мон­стри­ро­ван­ное в филь­ме “Men in Black”, мгно­вен­но уни­что­жа­ю­щее все неже­ла­тель­ные вос­по­ми­на­ния в голо­вах обы­ва­те­лей. Дей­стви­тель­но, обна­жись страш­ная прав­да и кто из людей смо­жет спать спо­кой­но и зани­мать­ся мел­ки­ми дела­ми, пом­ня о Древ­них Тай­нах?!

К сожа­ле­нию, совер­шив­ший свое­об­раз­ную рево­лю­цию Г.Ф.Л. при жиз­ни не выпу­стил ни одной кни­ги, печа­та­ясь в мало­ти­раж­ных жур­наль­чи­ках, и был совер­шен­но недо­оце­нен кри­ти­кой. Кажет­ся, теперь, зано­во пере­чи­тав это­го авто­ра, я могу при­со­еди­нить­ся к посвя­ще­нию Б.Резерфорд, при­ве­ден­ным в одном из пре­ди­сло­вий И.Богданова к сбор­ни­ку Г.Ф.Л.: “О наш Лав­крафт, вла­сти­тель тьмы и пове­ли­тель полу­ноч­но­го ужа­са.., изъ­еден­ный чер­вя­ми бед­но­сти, погуб­лен­ный ужас­ным Аза­то­том чешуй­ча­то­го рака и Ньяр­лат-Хоте­пом оди­но­че­ства…”

Несколь­ко слов об оформ­ле­нии. Мало­фор­мат­ный киев­ский Пси с доволь­но при­ят­ным цве­том облож­ки и иллю­стра­ци­я­ми В.Ерко сде­лан­ны­ми слег­ка под Гиге­ра (поклон­ни­ка Г.Ф.Л.). К сожа­ле­нию, пол­но­стью отсут­ству­ет как спра­воч­ный аппа­рат так и всту­пи­тель­ная ста­тья, что невы­год­но отли­ча­ет это изда­ние от ека­те­рин­бург­ских. Сле­ду­ет так­же ска­зать, что рус­ский сайт Лав­краф­та явля­ет­ся бес­цен­ным кла­де­зем зна­ний об этом авто­ре.

Архив­ная ста­тья с lovecraft.ru

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ