Docy Child

1926 / Лавкрафт / Коты и Собаки

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Про­ве­дав о коша­чье-соба­чьей бра­ни, вот-вот гото­вой раз­ра­зить­ся в вашем лите­ра­тур­ном клу­бе, я не мог не под­дер­жать свою сто­ро­ну дис­кус­сии несколь­ки­ми мяуч­ли­вы­ми воп­ля­ми и шипа­ми, хотя и созна­вая, что сло­во почет­но­го экс-чле­на клу­ба вряд ли будет иметь боль­шой вес про­тив бле­стя­щих выступ­ле­ний тех дей­ству­ю­щих акти­ви­стов, кото­рые взду­ма­ют пола­ять за про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. Зная о моем неуме­нии вести спор, один высо­ко­чти­мый кор­ре­спон­дент снаб­дил меня хро­ни­кой похо­жей поле­ми­ки в “Нью-Йорк Три­бьюн”, где мистер Карл ван Дорен высту­пал на моей сто­роне, а мистер Аль­берт Пей­сон Терьюн — на сто­роне соба­чье­го пле­ме­ни. Я и рад бы был спи­сать отту­да все нуж­ные мне фак­ты, да мой при­я­тель с ковар­ством, достой­ным Макиа­вел­ли, предо­ста­вил мне толь­ко часть коша­чье­го раз­де­ла, тогда как соба­чий вру­чил цели­ком. Он явно вооб­ра­жал, что подоб­ная мера, учи­ты­вая мое лич­ное ярое при­стра­стие, обес­пе­чит что-то вро­де мак­си­маль­ной чест­но­сти в спо­ре; но мне она при­чи­ни­ла лишь край­нее неудоб­ство, посколь­ку выну­ди­ла быть более-менее ори­ги­наль­ным в ниже­сле­ду­ю­щих выска­зы­ва­ни­ях.

Мое отно­ше­ние к соба­кам и котам раз­нит­ся настоль­ко, что мне и в голо­ву бы не при­шло их срав­ни­вать. Я не испы­ты­ваю острой непри­яз­ни к псам — не более, чем к обе­зья­нам, людям, лавоч­ни­кам, коро­вам, овцам или пте­ро­дак­ти­лям, но к кош­ке я питал осо­бое почте­ние и при­вя­зан­ность с самых мла­дых ног­тей. В ее без­упреч­ной гра­ции и над­мен­ной неза­ви­си­мо­сти мне виде­лось вопло­ще­ние без­упреч­ной кра­со­ты и веж­ли­во­го без­раз­ли­чия самой Все­лен­ной, а в ее зага­доч­ном мол­ча­нии таи­лись вся чудес­ность и оча­ро­ва­ние неве­до­мо­го. Соба­ка взы­ва­ет к про­стым, поверх­ност­ным эмо­ци­ям, кот — к глу­бо­чай­шим источ­ни­кам чело­ве­че­ско­го вооб­ра­же­ния и миро­вос­при­я­тия. Ведь не слу­чай­но созер­ца­тель­ные егип­тяне, а после них такие поэ­ти­че­ские души, как По, Готье, Бод­лер и Суин­берн — все были искрен­ни­ми почи­та­те­ля­ми гиб­ко­го мур­лы­ки.

Есте­ствен­но, пред­по­чте­ние кошек или собак цели­ком зави­сит от наше­го тем­пе­ра­мен­та и миро­воз­зре­ния. Соба­ка, как мне кажет­ся, в фаво­ре у людей поверх­ност­ных, сен­ти­мен­таль­ных и эмо­ци­о­наль­ных; людей, в кото­рых чув­ства пре­об­ла­да­ют над разу­мом, кото­рые высо­ко ста­вят чело­ве­че­ство и понят­ные обы­ден­ные пере­жи­ва­ния и нахо­дят свое вели­чай­шее уте­ше­ние в под­ха­ли­ма­же и зави­си­мо­сти, свя­зы­ва­ю­щих чело­ве­че­ско­го обще­жи­тия. Подоб­ный люд живет в огра­ни­чен­ном мир­ке, сле­по при­ем­ля баналь­ные и анек­до­ти­че­ские цен­но­сти и неиз­мен­но пред­по­чи­тая убла­жать свои наив­ные убеж­де­ния, чув­ства и пред­рас­суд­ки, неже­ли полу­чать чистое эсте­ти­че­ское и фило­соф­ское насла­жде­ние, про­ис­те­ка­ю­щее из созер­ца­ния и осмыс­ле­ния стро­гой, совер­шен­ной кра­со­ты. Нель­зя ска­зать, что низ­мен­ные эле­мен­ты не при­сут­ству­ют и в чув­ствах обык­но­вен­но­го люби­те­ля коша­чьих, одна­ко сто­ит ука­зать, что айлу­ро­фи­лия поко­ит­ся на фун­да­мен­те истин­но­го эстет­ства, коим не обла­да­ет кино­фи­лия. Под­лин­ный цени­тель котов — это тот, кто жаж­дет более ясно­го осмыс­ле­ния все­лен­ной, чем могут пред­ло­жить зауряд­ные быто­вые баналь­но­сти; тот, кто отка­зы­ва­ет­ся сно­сить мело­дра­ма­тич­ное мне­ние, что все хоро­шие люди любят собак, детей и лоша­дей, а все пло­хие — их не любят и ими нелю­би­мы. Он не скло­нен при­ни­мать себя и свои гру­бые чув­ства за уни­вер­саль­ное мери­ло вещей или поз­во­лять поверх­ност­ным эти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям иска­жать свои суж­де­ния. Сло­вом, он ско­рее любу­ет­ся и почи­та­ет, чем изли­ва­ет чув­ства и души не чает — и не впа­да­ет в заблуж­де­ние, что бес­тол­ко­вая общи­тель­ность и дру­же­люб­ность (или раб­ская пре­дан­ность и пови­но­ве­ние) явля­ют собой нечто вос­хи­ти­тель­ное и достой­ное. Все сим­па­тии люби­те­лей собак осно­ва­ны на этих пош­лых, холуй­ских и пле­бей­ских каче­ствах, и об интел­лек­те сво­их питом­цев они судят забав­но — по сте­пе­ни их покор­но­сти хозяй­ским жела­ни­ям. Люби­те­ли котов сво­бод­ны от этой иллю­зии, отбро­сив саму идею, что подо­бо­страст­ный под­ха­ли­маж и угод­ли­вое ком­па­ней­ство есть наи­выс­шие досто­ин­ства, и воль­ны почи­тать ари­сто­кра­ти­че­скую неза­ви­си­мость, само­ува­же­ние и яркую инди­ви­ду­аль­ность, что вку­пе с исклю­чи­тель­ной гра­ци­ей и кра­со­той столь типич­ны для хлад­но­кров­ных, гиб­ких, цинич­ных и непо­кор­ных пове­ли­те­лей крыш и труб.

Люби­те­ли баналь­но­стей (почтен­ные и про­за­ич­ные бур­жуа, вполне доволь­ные повсе­днев­ным ходом жиз­ни и соглас­ные с попу­ляр­ным сво­дом сен­ти­мен­таль­ных цен­но­стей) все­гда будут любить собак. Ничто и нико­гда не будет для них важ­нее их самих и их соб­ствен­ных при­ми­тив­ных чувств, и нико­гда они не пере­ста­нут ценить и вос­хва­лять живот­ное, кото­рое луч­ше все­го их вопло­ща­ет. Подоб­ные пер­со­ны погряз­ли в боло­те восточ­но­го иде­а­лиз­ма и само­уни­чи­же­ния, что в Тем­ные Века погу­би­ли антич­ную циви­ли­за­цию, и оби­та­ют в уны­лом мир­ке абстракт­ных сен­ти­мен­таль­ных цен­но­стей, где сла­ща­вые мира­жи сми­ре­ния, кро­то­сти, брат­ства и плак­си­вой покор­но­сти воз­ве­де­ны в ранг выс­ших доб­ро­де­те­лей, а вся фаль­ши­вая мораль и фило­со­фия порож­де­ны нерв­ны­ми реак­ци­я­ми мышц-сги­ба­те­лей. Сие убо­же­ство, навя­зан­ное нам, когда рим­ские поли­ти­ки воз­вы­си­ли веру бичу­е­мо­го нище­го люда до вер­хов­ной вла­сти в Позд­ней Импе­рии, по при­ро­де сво­ей име­ло могу­чую власть над людь­ми сла­бы­ми и без­рас­суд­но чув­стви­тель­ны­ми; и, веро­ят­но, достиг­ло сво­ей куль­ми­на­ции в прес­ней­шем девят­на­дца­том сто­ле­тии, когда суще­ство­ва­ло обык­но­ве­ние петь хва­лу соба­кам, “ведь они так похо­жи на людей” (как буд­то люди — надеж­ный стан­дарт достой­но­го пове­де­ния!), а почтен­ный Эдвин Ланд­сир сот­ня­ми писал чопор­ных Фидо, Кар­ло­сов и Рове­ров во всей чело­ве­ко­по­доб­ной три­ви­аль­но­сти, ничтож­но­сти и “милизне” истин­ных вик­то­ри­ан­цев.

Но средь это­го хао­са интел­лек­ту­аль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го пре­смы­ка­тель­ства немно­гие сво­бод­ные души все­гда дер­жа­лись древ­них куль­тур­ных реа­лий, кото­рые затмил при­ход Сред­не­ве­ко­вья — стро­гой антич­ной при­вер­жен­но­сти истине, силе и кра­со­те, дару­ю­щей пол­но­кров­ным арий­цам Запа­да ясность ума и неустра­ши­мость духа перед лицом вели­чия, кра­сы и без­участ­но­сти При­ро­ды. Тако­вы муже­ствен­ные эсте­ти­ка и эти­ка мышц-раз­ги­ба­те­лей: отваж­ные, жиз­не­лю­би­вые, энер­гич­ные убеж­де­ния и пред­по­чте­ния гор­дых, доми­нант­ных, неслом­лен­ных и неза­пу­ган­ных заво­е­ва­те­лей, охот­ни­ков и вои­нов — кото­рые почти бес­по­лез­ны люби­те­лю при­твор­ства и нытья — все­про­ща­ю­ще­му, аффек­ти­ро­ван­но-слю­ня­во­му, сен­ти­мен­таль­но­му миро­люб­цу-низ­ко­по­клон­ни­ку. Кра­со­та и само­до­ста­точ­ность, нераз­рыв­но свя­зан­ные свой­ства само­го кос­мо­са, — вот боги воль­но­го язы­че­ско­го духа, и почи­та­тель подоб­ных веч­ных истин не най­дет ниче­го достой­но­го в сми­рен­но­сти, при­вяз­чи­во­сти, покор­но­сти и эмо­ци­о­наль­ной бес­по­ря­доч­но­сти. Подоб­ный чело­век обра­тит свой взор к тому, что иде­аль­но вопло­ща­ет пре­лесть звезд, миров, лесов, морей и зака­тов и явля­ет нам вкрад­чи­вость, над­мен­ность, точ­ность, само­до­ста­точ­ность, жесто­кость, неза­ви­си­мость и высо­ко­мер­ную, каприз­ную без­ли­кость все­власт­ной При­ро­ды. Кра­со­та… хлад­но­кро­вие… отчуж­ден­ность… муд­рое спо­кой­ствие… само­до­ста­точ­ность… непо­кор­ное пре­вос­ход­ство — в ком еще удасть­ся отыс­кать все это, вопло­щен­ное хотя бы напо­ло­ви­ну столь же пол­но и без­уко­риз­нен­но, сколь эти каче­ства вопло­ще­ны в несрав­нен­ном, мяг­ко сту­па­ю­щем коте, что сколь­зит по сво­им таин­ствен­ным делам с непре­клон­ной, настой­чи­вой уве­рен­но­стью пла­не­ты в про­стран­стве?

То, что псы доро­ги лишен­но­му вооб­ра­же­ния кре­стья­ни­ну и бур­жуа, тогда как кош­ки милы душе поэта, ари­сто­кра­та и фило­со­фа, ста­нет ясно, сто­ит нам заду­мать­ся над вопро­сом био­ло­ги­че­ских ассо­ци­а­ций. Прак­тич­ные пле­беи судят о вещи толь­ко непо­сред­ствен­но — на ощупь, по вку­су и запа­ху, тогда как людям более утон­чен­ным для оцен­ки важ­ны обра­зы и идеи, кото­рые объ­ект вызы­ва­ет в их умах. Отсю­да (воз­вра­ща­ясь к соба­кам и кош­кам) непо­во­рот­ли­вый про­сто­лю­дин уви­дит пред собой лишь двух живот­ных и осну­ет свое рас­по­ло­же­ние на их спо­соб­но­сти потраф­лять его слез­ли­вым, одно­об­раз­ным пред­став­ле­ни­ям о нрав­ствен­но­сти, друж­бе и лест­ном под­ха­лим­стве. Но джентль­мен и мыс­ли­тель уви­дит каж­до­го из них во всей при­род­ной цело­куп­но­сти и без про­мед­ле­ния обра­тить вни­ма­ние, что в вели­кой систе­ме орга­ни­че­ской жиз­ни соба­ки жмут­ся к неряш­ли­вым вол­кам и лисам, шака­лам и кой­о­там, дин­го и пест­рым гие­нам, тогда как кот гор­до выша­ги­ва­ет рядом с пове­ли­те­ля­ми джун­глей — над­мен­ным львом, гиб­ким как вол­на лео­пар­дом, цар­ствен­ным тиг­ром, строй­ною пан­те­рой и ягу­а­ром — как их родич и собрат. Соба­ки — иеро­гли­фы сле­пых эмо­ций, низ­ких качеств, раб­ской пре­дан­но­сти и стай­но­сти, отли­чи­тель­ных черт зауряд­ных, бес­тол­ко­во несдер­жан­ных, интел­лек­ту­аль­но и твор­че­ски сла­бо­раз­ви­тых людей. А кош­ки — руни­че­ские зна­ки кра­со­ты, непо­бе­ди­мо­сти, чуда, гор­до­сти, сво­бо­ды, хлад­но­кро­вия, неза­ви­си­мо­сти и изыс­кан­ной инди­ви­ду­аль­но­сти, качеств вос­при­им­чи­вых, про­све­щен­ных, мыс­ля­щих, язы­че­ских, цинич­ных, поэ­тич­ных, муд­рых, бес­страст­ных, сдер­жан­ных, неза­ви­си­мых, ниц­ше­ан­ских, непо­кор­ных, циви­ли­зо­ван­ных, пер­во­класс­ных людей. Пес — дере­вен­щи­на; кот — джентль­мен.

Воис­ти­ну мы можем судить о сти­ле и наклон­но­стях циви­ли­за­ции по ее отно­ше­нию к соба­кам и котам. Вот гор­де­ли­вый Еги­пет, где фара­он был фара­о­ном, и несрав­нен­ные пира­ми­ды воз­дви­га­лись по воле чело­ве­ка, что меч­тал о них, скло­ня­ясь пред котом, и хра­мы Буба­сти­са стро­и­лись в честь их боги­ни. В импер­ском Риме яркий и гра­ци­оз­ный лео­пард укра­шал собой боль­шин­ство домов зна­ти, празд­но воз­ле­жа в атри­уме на золо­той цепи; а после эпо­хи Анто­ни­нов и обыч­ный кот был выве­зен из Егип­та и холим и леле­ем как ред­кост­ная дра­го­цен­ность. Так было с про­све­щен­ны­ми и власт­ны­ми наро­да­ми. Одна­ко сто­ит нам явить­ся в про­стер­тые ниц Сред­ние Века с их рели­ги­оз­ны­ми суе­ве­ри­я­ми и экс­та­за­ми, с их ино­че­ством и шаман­ским буб­не­ни­ем над свя­ты­ми моща­ми, как мы обна­ру­жим крайне низ­кую оцен­ку холод­ной и без­раз­лич­ной пре­ле­сти коша­чьих и узрим печаль­ней­шее зре­ли­ще нена­ви­сти и жесто­ко­сти, про­яв­ля­е­мых к пре­крас­но­му созда­нию, кото­рое неве­же­ствен­ные смер­ды тер­пе­ли един­ствен­но за лов­кость в лов­ле мышей, него­дуя на его достой­ную невоз­му­ти­мость и стра­ша­ясь его зага­доч­ной, уклон­чи­вой неза­ви­си­мо­сти, кото­рую почи­та­ли род­ствен­ной тем­ным силам чаро­дей­ства. Эти неоте­сан­ные рабы восточ­ной тьмы не потер­пе­ли бы того, кто не слу­жит их нехит­рым чув­ствам и мелоч­ным инте­ре­сам. Они жела­ли пса, спо­соб­но­го лебе­зить, охо­тить­ся, при­но­сить дичь, и не нахо­ди­ли поль­зы в коша­чьем даре без­участ­ной кра­со­ты, бла­гой для духа. Лег­ко вооб­ра­зить, как долж­ны были они него­до­вать на Мур­ки­но вели­ча­вое спо­кой­ствие, нето­роп­ли­вость, рас­слаб­лен­ность и пре­не­бре­же­ние пош­лы­ми люд­ски­ми дела­ми и забо­та­ми. Кинь­те пал­ку — и услуж­ли­вая пси­на, хри­пя, пых­тя и спо­ты­ка­ясь, при­не­сет ее вам. Попро­буй­те про­де­лать то же самое с котом, и он уста­вит­ся на вас с холод­ной веж­ли­во­стью и доволь­но досад­ли­вым изум­ле­ни­ем. И как люди низ­шие пред­по­чи­та­ют низ­шее живот­ное, гото­вое стрем­глав бро­сать­ся испол­нять чужие жела­ния, так люди выс­шие чтят выс­шее живот­ное, кото­рое живет само по себе и зна­ет, что ребяч­ли­вые про­дел­ки дву­но­гих созда­ний — вовсе не его дело и недо­стой­но вни­ма­ния. Пес гав­ка­ет, клян­чит подач­ки, кувыр­ка­ет­ся тебе на радость, сто­ит щелк­нуть хлы­стом. И это в радость любя­щей покор­ность дере­вен­щине и при­ят­но щеко­чет ей само­мне­ние. Кот же при­ру­ча­ет вас играть с ним, когда ему при­хо­дит охо­та пораз­влечь­ся: застав­ля­ет носить­ся по ком­на­те с бумаж­кой на верев­ке, когда у него вре­мя моци­о­на, но отвер­га­ет любые заиг­ры­ва­ния, когда он сам не в настро­е­нии. Вот лич­ность, инди­ви­ду­аль­ность, высо­кое досто­ин­ство — спо­кой­ное пре­вос­ход­ство суще­ства, чья жизнь при­над­ле­жит ему само­му, а не вам, и достой­ный чело­век рас­по­зна­ет и ценит эти свой­ства, посколь­ку и он сам — сво­бод­ная, уве­рен­ная в себе душа, един­ствен­ный закон кото­рой — соб­ствен­ное про­ис­хож­де­ние и эсте­ти­че­ское чув­ство. В целом, мы обна­ру­жи­ва­ем, что пес по нра­ву тем эмо­ци­о­наль­но-при­ми­тив­ным душам, что тре­бу­ют от мира преж­де все­го бес­смыс­лен­ной сим­па­тии, бес­цель­но­го дру­же­лю­бия, лест­но­го вни­ма­ния и пови­но­ве­ния; тогда как кот царит средь тех созер­ца­тель­ных и твор­че­ских душ, что про­сят от мира толь­ко объ­ек­тив­но­го вопло­ще­ния прон­зи­тель­ной, воз­вы­шен­ной кра­со­ты, живо­го оли­це­тво­ре­ния вкрад­чи­вой, без­жа­лост­ной, без­мя­теж­ной, неспеш­ной и без­раз­лич­ной упо­ря­до­чен­но­сти и само­до­ста­точ­но­сти При­ро­ды. Пес отда­ет, но кот — живет.

Про­стой люд веч­но пере­оце­ни­ва­ет роль эти­ки в жиз­ни и вполне есте­ствен­но, что они рас­про­стра­ня­ют это заблуж­де­ние на цар­ство сво­их питом­цев. Пото­му мы слы­шим мно­же­ство пустей­ших фраз в поль­зу псов, ибо те яко­бы вер­ны, тогда как кош­ки веро­лом­ны. Но что это в дей­стви­тель­но­сти озна­ча­ет? В чем дело? Несо­мнен­но, в псе так мало вооб­ра­же­ния и инди­ви­ду­аль­но­сти, что он не веда­ет иных моти­вов пове­де­ния, поми­мо хозяй­ских; но что за изощ­рен­ный ум суме­ет угля­деть досто­ин­ство в тупом отре­че­нии от соб­ствен­ных при­род­ных прав? Про­ни­ца­тель­ный ум без­услов­но дол­жен вру­чить паль­му пер­вен­ства коту, в кото­ром слиш­ком мно­го врож­ден­но­го досто­ин­ства, что­бы при­ни­мать чужие поряд­ки, и пото­му кота ни кап­ли не вол­ну­ет, чего от него ждут или жела­ют бес­такт­ные людиш­ки. То не веро­лом­ство — ведь кот нико­гда не при­зна­вал вер­но­сти чему-то поми­мо соб­ствен­ных празд­ных жела­ний, а веро­лом­ство по сво­ей сути пред­по­ла­га­ет отступ­ле­ние от неко­го откры­то при­знан­но­го дого­во­ра. Кот реа­лист, не лице­мер. Он берет, что ему нра­вит­ся и когда ему захо­чет­ся, и ниче­го не обе­ща­ет вза­мен. Он нико­гда не застав­ля­ет вас ждать от него боль­ше­го, чем он дает, и если уж вам нра­вит­ся быть сен­ти­мен­таль­ным глуп­цом, спо­соб­ным при­нять его доволь­ное мур­лы­ка­нье и лас­ки за знак вре­мен­ной при­вя­зан­но­сти к вам, то кот не вино­ват. Он ни на миг не даст уве­ро­вать, что от вас ему нуж­но что-то кро­ме пищи и теп­ла, кро­ва и раз­вле­че­ний — и он вполне оправ­дан­но ока­жет­ся нелест­ным мери­лом ваше­го эсте­ти­че­ско­го уров­ня, если его гра­ция, кра­со­та и пре­лест­ная деко­ра­тив­ность с лих­вой не покро­ют вам все ваши издерж­ки. Поклон­ни­ку котов не надо дивить­ся чужой люб­ви к соба­кам — на деле он и сам может обла­дать подоб­ной склон­но­стью, ведь соба­ки под­час очень милы и столь же сим­па­тич­ны (на эда­кий снис­хо­ди­тель­ный лад), сколь сим­па­ти­чен для хозя­и­на ста­рый вер­ный слу­га или при­жи­ва­лец; но его не могут не изум­лять те, кто не раз­де­ля­ет его любовь к кош­кам. Кот столь пол­но сим­во­ли­зи­ру­ет кра­со­ту и пре­вос­ход­ство, что кажет­ся едва ли воз­мож­ным, что­бы истин­ный эстет и изыс­кан­ный циник отно­си­лись к нему без почи­та­ния. Мы зовем себя “хозя­и­ном” соба­ки — но кто осме­лит­ся назвать себя “хозя­и­ном” кота? Псом мы вла­де­ем — он рядом с нами слов­но раб и под­чи­нен­ный, посколь­ку мы это­го хотим. Но кота мы при­ни­ма­ем у себя — он укра­ша­ет наш домаш­ний очаг, как гость, сожи­тель и ров­ня, посколь­ку сам того хочет. Не так уж лест­но быть без­мозг­ло бого­тво­ри­мым гос­по­ди­ном пса, чей инстинкт велит ему бого­тво­рить; совсем дру­гое дело стать дру­гом и наперс­ни­ком пре­муд­ро­го кота, кото­рый сам себе хозя­ин и лег­ко най­дет себе ново­го ком­па­ньо­на, коль ско­ро сочтет кого-то более при­ят­ным и инте­рес­ным. Свя­тая исти­на каса­тель­но высо­ких досто­инств кош­ки, по-мое­му, оста­ви­ла свой след и в фольк­ло­ре — в упо­треб­ле­нии слов “кош­ка” и “соба­ка” как бран­ных. Если “кош­ка­ми” нико­гда не про­зы­ва­ли нико­го, кро­ме бранч­ли­вых, про­ныр­ли­вых, но без­вред­ных бол­ту­ний и сплет­ниц, сло­ва­ми “соба­ка” и “шав­ка” все­гда награж­да­ли за низость, бес­че­стие и вырож­де­ние само­го послед­не­го раз­бо­ра. В кри­стал­ли­за­ции этой тер­ми­но­ло­гии в народ­ном созна­нии без сомне­ния сыг­ра­ло свою роль некое смут­ное, неосо­знан­ное пони­ма­ние того, что есть такие без­дны убо­гой, ску­ля­щей, рабо­леп­ной, холуй­ской низо­сти, до кото­рых нико­гда не уни­зить­ся ни одно­му роди­чу льва и лео­пар­да. Кот может низ­ко пасть, но нико­гда не будет слом­лен. Подоб­но арий­цу средь людей, он из поро­ды тех существ, что власт­ны над сво­ей жиз­нью и смер­тью.

Доста­точ­но кри­ти­че­ски взгля­нуть на двух живот­ных, что­бы уви­деть мас­су пунк­тов в поль­зу кота. Основ­ным кри­те­ри­ем нам пусть послу­жить кра­со­та (воз­мож­но, един­ствен­ное, что име­ет неиз­мен­ное зна­че­ние в этом мире), и здесь коты настоль­ко непре­взой­ден­ны, что пасу­ют все срав­не­ния. Да, неко­то­рые соба­ки щед­ро наде­ле­ны кра­со­той, но даже высо­чай­ший уро­вень соба­чей кра­со­ты — куда как ниже сред­не­го коша­чье­го. Кот анти­чен, тогда как пес готи­чен; нигде в живот­ном мире мы не нахо­дим тако­го поис­ти­не эллин­ско­го совер­шен­ства фор­мы при такой прак­тич­ной ана­то­мии, как у семей­ства коша­чьих. Кошеч­ка — это дори­че­ский храм, это иони­че­ская колон­на­да, клас­си­че­ски без­упреч­ная в соче­та­нии сво­их струк­тур­ных и деко­ра­тив­ных эле­мен­тов. Ее кра­со­та столь же кине­тич­на, как и ста­тич­на, ибо в искус­стве нет парал­ле­лей гра­ци­оз­но­сти малей­ше­го дви­же­ния кота. Абсо­лют­ная, без­упреч­ная эсте­ти­ка любо­го лени­во­го потя­ги­ва­ния, при­леж­но­го умы­ва­ния мор­доч­ки, игри­во­го ката­ния по полу или неволь­но­го подер­ги­ва­ния во сне — нечто не менее прон­зи­тель­ное и жиз­нен­ное, чем наи­луч­шая пас­то­раль­ная поэ­зия и жан­ро­вая живо­пись. Непо­гре­ши­мая точ­ность кис­ки­ных скач­ков и прыж­ков, бега и скра­ды­ва­ния име­ет не менее высо­кую худо­же­ствен­ную цен­ность, но имен­но спо­соб­ность пре­бы­вать в невоз­му­ти­мой празд­но­сти и дела­ет кота столь исклю­чи­тель­ным. Мистер Карл ван Вех­тен в “Пите­ре Уиф­ф­ле” вывел непре­хо­дя­щую уми­ро­тво­рен­ность кош­ки эта­ло­ном житей­ской муд­ро­сти, а про­фес­сор Уильям Лай­он Фелпс весь­ма лов­ко пере­дал саму суть “коша­че­сти”, когда ска­зал, что кот не про­сто ложит­ся, но “раз­ли­ва­ет свое тело по полу, как ста­кан воды”. В каком ином созда­нии меха­ни­ка и гид­рав­ли­ка нахо­дят столь эсте­тич­ное вопло­ще­ние? И сопо­ставь­те это с неле­пым пых­те­ни­ем, сопе­ни­ем, воз­ней, слю­ня­во­стью, неряш­ли­во­стью и неук­лю­же­стью обыч­но­го пса с его сует­ли­вы­ми, бес­тол­ко­вы­ми дви­же­ни­я­ми. И по опрят­но­сти брезг­ли­вый кот, разу­ме­ет­ся, дале­ко опе­ре­жа­ет пса. Касать­ся кош­ки все­гда при­ят­но, но лишь бес­чув­ствен­ный спо­со­бен невоз­му­ти­мо при­ни­мать неисто­вые тыч­ки лапа­ми и мок­рым носом от гряз­ной и, воз­мож­но, отнюдь не аро­мат­ной пси­ны, что с неук­лю­жим энту­зи­аз­мом суе­тит­ся, ска­чет, вьет­ся вокруг по той про­стой при­чине, что ее сла­бые нерв­ные цен­тры ока­за­лись при­шпо­ре­ны неким невнят­ным раз­дра­жи­те­лем. Есть уто­ми­тель­ный пере­из­бы­ток дур­ных манер во всем этом соба­чьем неистов­стве — бла­го­вос­пи­тан­ные суще­ства так себя не ведут; но кот неиз­мен­но явля­ет нам бла­го­род­ную сдер­жан­ность манер — даже когда с веж­ли­вым урча­ни­ем изящ­но про­скаль­зы­ва­ет к вам на коле­ни или, пови­ну­ясь при­хо­ти, запры­ги­ва­ет на стол, за кото­рым вы пиши­те, что­бы награ­дить ваше перо реши­тель­но тра­ги­ко­мич­ны­ми шлеп­ка­ми. Неуди­ви­тель­но, что Маго­мет, этот без­упреч­ный шейх, любил котов за их учти­вость и не любил собак за их вуль­гар­ность; что коты — любим­цы рафи­ни­ро­ван­ных роман­ских стран, тогда как псы лиди­ру­ют в тяже­лой, прак­тич­ной, пив­ной Цен­траль­ной Евро­пе. Взгля­ни­те, как кот ест; затем взгля­ни­те на соба­ку. Пер­во­го дер­жит в узде врож­ден­ная, необо­ри­мая раз­бор­чи­во­стью, что при­да­ет неко­то­рую изящ­ность одно­му из самых неизящ­ных про­цес­сов. Пес же совер­шен­но отвра­ти­те­лен в сво­ей живот­ной, нена­сыт­ной про­жор­ли­во­сти, в кото­рой наи­бо­лее откры­то и без­за­стен­чи­во упо­доб­ля­ет­ся сво­ей лес­ной родне. Воз­вра­ща­ясь к кра­со­те линий — раз­ве не при­ме­ча­тель­но, что, когда мно­гие поро­ды собак откро­вен­но и обще­при­знан­но без­об­раз­ны, неужто най­дет­ся хоть одна здо­ро­вая и раз­ви­тая кош­ка любой поро­ды, кото­рая не была бы кра­си­ва? Конеч­но, и урод­ли­вых котов нема­ло — но все­гда из-за нечи­сто­кров­но­сти, недо­еда­ния, урод­ства или уве­чья. Ни об одном коша­чьем отпрыс­ке в его при­лич­ном состо­я­нии при всем жела­нии нель­зя поду­мать как о чем-то, хотя бы неизящ­ном — и это­му про­ти­во­сто­ит пре­тя­гост­ное зре­ли­ще неве­ро­ят­но сплюс­ну­тых буль­до­гов, гро­теск­но вытя­ну­тых такс, ужа­са­ю­ще несклад­ных кос­ма­тых эрде­лей и им подоб­ных.

Конеч­но, мож­но воз­ра­зить, что эсте­ти­че­ские стан­дар­ты отно­си­тель­ны — одна­ко мы все­гда судим по стан­дар­там, даро­ван­ным нам опы­том, и, срав­ни­вая кошек и собак по мер­кам запад­но­ев­ро­пей­ской эсте­ти­ки, не про­яв­ля­ем неспра­вед­ли­во­сти к обо­им видам. Если некое неве­до­мое пле­мя на Тибе­те най­дет эрде­лей пре­крас­ны­ми, а пер­сид­ских кошек — без­об­раз­ны­ми, то мы не ста­нем спо­рить с ними на их тер­ри­то­рии; одна­ко сей­час мы на сво­ей тер­ри­то­рии — и вот при­го­вор, кото­рый тол­ком не суме­ет оспо­рить даже самый рев­ност­ный кино­фил. Один из тех, что обыч­но обхо­дят про­бле­му при помо­щи житей­ской улов­ки, гово­ря “Тре­з­ор­ка такой домаш­ний, он милый!” Эта дет­ская сла­бость к гро­теск­ной, кри­ча­щей без­вку­си­це “милень­ко­го” так­же вопло­ща­ет­ся в попу­ляр­ных комик­сах, кук­лах-урод­цах и всей урод­ли­вой деко­ра­тив­ной дря­ни от “Billikin” или “Krazy Kat”, обна­ру­жи­ва­е­мой в “уют­ных гнез­дыш­ках” мещан с пре­тен­зи­ей на вкус.
Что же до интел­лек­та, то тут пре­тен­зии собач­ни­ков забав­ны — забав­ны пото­му, что они настоль­ко наив­ны, что­бы судить о разу­ме зве­ря по сте­пе­ни его покор­но­сти чело­ве­че­ской воле. Пес при­не­сет бро­шен­ную пал­ку, а кот — нет, сле­до­ва­тель­но (!!!) пес умнее. Соба­ку лег­че выдрес­си­ро­вать для цир­ка и эст­ра­ды, чем кота, сле­до­ва­тель­но (О Зевс!) он — разум­нее. Все это, есте­ствен­но, пол­ный вздор. Ведь мы не сочтем вну­ша­е­мо­го чело­ве­ка более разум­ным, чем неза­ви­си­мо­го граж­да­ни­на, посколь­ку пер­во­го мож­но заста­вить голо­со­вать, как нам угод­но, тогда как на вто­ро­го невоз­мож­но повли­ять; одна­ко бес­счет­ное коли­че­ство людей исполь­зу­ют подоб­ный аргу­мент при оцен­ке серо­го веще­ства собак и котов. Сорев­но­ва­ние в подо­бо­стра­стии — до это­го не уни­зит­ся ни один ува­жа­ю­щий себя Бар­сик или Мур­ка; оче­вид­но, что реаль­ную соба­чье­го и коша­чье­го интел­лек­та мож­но полу­чить толь­ко при тща­тель­ном наблю­де­нии за соба­ка­ми и кота­ми в изо­ли­ро­ван­ном состо­я­нии, вне сфе­ры вли­я­ния людей, когда зве­ри само­сто­я­тель­но ста­вят себе цели и для их дости­же­ния исполь­зу­ют свой при­род­ный интел­лект. После чего мы про­ник­нем­ся здра­вым ува­же­ни­ем к наше­му домаш­не­му мур­лы­ке, что нескло­нен выстав­ля­ет напо­каз свои жела­ния и дело­вые мето­ды, ибо в каж­дом рас­че­те и замыс­ле кот демон­стри­ру­ет холод­ный, как сталь, и сба­лан­си­ро­ван­ный союз интел­лек­та, воли и чув­ства меры, кото­рый совер­шен­но посрам­ля­ет эмо­ци­о­наль­ные изли­я­ния и покор­но вызуб­рен­ные трю­ки “умно­го” и “вер­но­го” пойн­те­ра или овчар­ки. После­ди­те за котом, решив­шим про­ник­нуть в дверь, и уви­ди­те, как тер­пе­ли­во он ждет удоб­но­го момен­та, не упус­кая свою цель из виду даже тогда, когда, пока суд да дело, из сооб­ра­же­ний целе­со­об­раз­но­сти он при­тво­ря­ет­ся неза­ин­те­ре­со­ван­ным. После­ди­те за ним в раз­гар охо­ты и срав­ни­те это рас­чет­ли­вое тер­пе­ние и спо­кой­ное иссле­до­ва­ние сво­е­го участ­ка с шум­ной бегот­ней его кон­ку­рен­та-пса. Неча­сто кот воз­вра­ща­ет­ся с пусты­ми лапа­ми. Он зна­ет, чего хочет, и соби­ра­ет­ся полу­чить это самым под­хо­дя­щим спо­со­бом, даже ценой вре­ме­ни — кото­рое он муд­ро при­зна­ет чем-то несу­ще­ствен­ным в этом бес­цель­ном мире. Ничто не уво­дит его в сто­ро­ну, не отвле­ка­ет его вни­ма­ния — а нам извест­но, что у людей это при­знак пси­хи­че­ской устой­чи­во­сти, что спо­соб­ность при­дер­жи­вать­ся сво­ей линии сре­ди мно­же­ства отвле­ка­ю­щих фак­то­ров счи­та­ет­ся отмен­ным зна­ком интел­лек­ту­аль­ной силы и зре­ло­сти. Дети, ста­ру­хи, про­сто­лю­ди­ны и псы бол­та­ют, что ни попа­дя; коты и фило­со­фы при­дер­жи­ва­ют­ся темы. Изоб­ре­та­тель­ность котов так­же под­твер­жда­ет их пре­вос­ход­ство. Соба­ку мож­но непло­хо натас­кать делать что-то одно, но пси­хо­ло­ги объ­яс­нят вам, что эти заучен­ные авто­ма­ти­че­ские реак­ции мало­цен­ны как пока­за­те­ли реаль­но­го интел­лек­та. Что­бы судить о под­лин­ном раз­ви­тии моз­га, поставь­те его в новые, непри­выч­ные усло­вия и посмот­ри­те, насколь­ко хоро­шо он суме­ет спра­вить­ся с зада­ни­ем исклю­чи­тель­но путем само­сто­я­тель­ных умо­за­клю­че­ний. Где кот спо­со­бен мол­ча отыс­кать с деся­ток зага­доч­но успеш­ных вари­ан­тов, там бед­ный Фидо зай­дет­ся лаем от заме­ша­тель­ства, не пони­мая, что тво­рит­ся. Допу­стим, ретри­вер Ровер силь­нее взы­ва­ет к сен­ти­мен­таль­но­му рас­по­ло­же­ние, когда крайне кине­ма­то­гра­фич­но спа­са­ет ребен­ка из горя­ще­го дома и, но факт есть факт: уса­тый мур­лы­ка Мурз — био­ло­ги­че­ский орга­низм выс­ше­го раз­бо­ра; нечто, физио­ло­ги­че­ски и пси­хо­ло­ги­че­ски близ­кое к чело­ве­ку из-за сво­ей пол­ной неза­ви­си­мо­сти от чужих поряд­ков, и пото­му заслу­жи­ва­ет боль­ше­го ува­же­ние у тех, кто судит по фило­соф­ским и эсте­ти­че­ским стан­дар­там. Кота мы можем ува­жать, как не можем ува­жать пса — неваж­но, кто из них боль­ше нам по нра­ву, но если мы ско­рее эсте­ты и ана­ли­ти­ки, чем экзаль­ти­ро­ван­ные мещане, то чаша весов неми­ну­е­мо долж­на скло­нить­ся на сто­ро­ну кота.

Сле­ду­ет так­же доба­вить, что даже над­мен­ный и само­до­ста­точ­ный кот нико­им обра­зом не лишен сен­ти­мен­таль­ной при­вле­ка­тель­но­сти. Сто­ит нам осво­бо­дить­ся от диких мораль­ных предубеж­де­ний, от пред­взя­то­го обра­за “веро­лом­но­го” и “ужас­но­го пти­це­ло­ва”, как “без­обид­ная кошеч­ка” пока­жет­ся нам оли­це­тво­ре­ни­ем домаш­не­го уюта, а малень­кие котя­та ста­нут пред­ме­та­ми обо­жа­ния, иде­а­ли­за­ции и вос­пе­ва­ния в самых вос­тор­жен­ных дак­ти­лях и ана­пе­стах, ямбах и хоре­ях. Я, смяг­чив­ший­ся к ста­ро­сти, и сам при­зна­юсь в неуме­рен­ном и совер­шен­но нефи­ло­соф­ском при­стра­стии к кро­хот­ным уголь­но-чер­ным котя­там с боль­ши­ми жел­ты­ми гла­за­ми — я спо­со­бен прой­ти мимо одно­го из них, не погла­див, не боль­ше, чем док­тор Джон­сон на про­гул­ке был спо­со­бен прой­ти мимо улич­но­го стол­ба, не награ­див его уда­ром. Более того, во мно­гих кош­ках встре­ча­ет­ся ответ­ная неж­ность, вполне подоб­ная той, что так гром­ко пре­воз­но­сит­ся в соба­ках, людях, лоша­дях и т.п. Кош­ки начи­на­ют ассо­ци­и­ро­вать опре­де­лен­ных людей с дей­стви­я­ми, неиз­мен­но при­но­ся­щи­ми удо­воль­ствие и при­об­ре­та­ют к ним при­вя­зан­ность, про­яв­ля­ю­щую себя в радост­ном воз­буж­де­нии при их при­бли­же­нии — неваж­но, несут люди еду или нет, — и печа­ли при их затяж­ном отсут­ствии. Некий кот, с кото­рым я был на корот­кой ноге, дошел до того, что при­ни­мал пищу толь­ко из одних рук, и ско­рее бы остал­ся голод­ным, чем взял хоть кусо­чек у щед­рых на подач­ки сосе­дей. Имел он и чет­кие сим­па­тии сре­ди дру­гих котов это­го счаст­ли­во­го семей­ства: доб­ро­воль­но усту­пал пищу одно­му из сво­их уса­тых при­я­те­лей, но самым сви­ре­пым обра­зом встре­чал малей­ший косой взгляд, кото­рым уголь­но-чер­ный сопер­ник по клич­ке “Сне­жок” награж­дал его блюд­це. Если нам воз­ра­зят, что эти коша­чьи неж­но­сти в сущ­но­сти “эго­и­стич­ны” и “ути­ли­тар­ны”, в ответ давай­те спро­сим, сколь­ко чело­ве­че­ских при­вя­зан­но­стей, не счи­тая тех, что рас­тут пря­ми­ком из при­ми­тив­ных живот­ных инстинк­тов, име­ют под собой иную осно­ву? Когда в ито­ге у нас вый­дет абсо­лют­ный ноль, нам лег­че будет воз­дер­жи­вать­ся от про­сто­душ­но­го пори­ца­ния “эго­и­стич­но­го” кота.

Бога­тая внут­рен­няя жизнь кота, дару­ю­щая ему пре­вос­ход­ное само­об­ла­да­ние, хоро­шо извест­на. Пес — жал­кое созда­ние, цели­ком зави­ся­щее от ком­па­нии и совер­шен­но теря­ю­ще­е­ся, когда ока­зы­ва­ет­ся не в стае и не под боком у хозя­и­на. Оставь­те его одно­го — он не сооб­ра­зит, что делать, кро­ме как лаять, выть и суе­тить­ся, пока изне­мо­же­ние не сва­лит его с ног. А кот все­гда най­дет, чем себя занять. Подоб­но чело­ве­ку раз­ви­то­му, он зна­ет, как быть счаст­ли­вым в оди­но­че­стве. Если, погля­дев по сто­ро­нам, он не обна­ру­жит ниче­го забав­но­го, он тот­час при­мет­ся раз­вле­кать себя сам, и тот по-насто­я­ще­му не зна­ет кошек, кому не дово­ди­лось украд­кой наблю­дать за живым и умнень­ким котен­ком, кото­рый счел, что остал­ся в оди­но­че­стве. Лишь непод­дель­ная гра­ция охо­ты за хво­стом под непри­нуж­ден­ное урча­ние рас­кро­ет нам все оча­ро­ва­ние тех строк, кото­рые Колридж посвя­тил ско­рей дете­ны­шам людей, а не котов:
”…про­вор­ный эльф,

Поет и пля­шет для себя”.

Но целые тома мож­но посвя­тить коша­чьим играм, ведь мно­го­об­ра­зие и эсте­ти­че­ские выра­же­ния их шало­стей неис­чис­ли­мы. Доста­точ­но будет ска­зать, что при этом коты про­яв­ля­ли чер­ты и поступ­ки, кото­рые пси­хо­ло­ги досто­вер­но объ­яс­ня­ют про­яв­ле­ни­я­ми шут­ли­во­го настро­е­ния и при­чу­да­ми в пол­ном смыс­ле сло­ва; так что зада­ча “заста­вить кота сме­ять­ся”, воз­мож­но, не так уж невы­пол­ни­ма даже за пре­де­ла­ми граф­ства Чешир. Коро­че гово­ря, пес — тварь неза­вер­шен­ная. Подоб­но чело­ве­ку низ­ше­му, ему необ­хо­дим эмо­ци­о­наль­ный тол­чок извне; он дол­жен воз­ве­сти нечто на пье­де­стал как бога и пер­во­при­чи­ну. Кот совер­ше­нен сам по себе. Подоб­но чело­ве­че­ско­му фило­со­фу, он само­до­ста­точ­ное суще­ство и мик­ро­косм. Он есте­ствен­ное и цель­ное созда­ние, посколь­ку вос­при­ни­ма­ет и ощу­ща­ет себя тако­вым, тогда как пес спо­со­бен пред­став­лять себя лишь в свя­зи с кем-то дру­гим. Ударь­те пса, и он обли­жет вам руку — тьфу! Этот зверь мыс­лит себя лишь под­чи­нен­ной частью неко­го орга­низ­ма, выс­шей частью кото­ро­го явля­е­тесь вы — он дума­ет о том, что­бы дать вам сда­чи, не боль­ше, чем вы взду­ма­ли бы коло­тить себя по голо­ве, когда она изво­дит вас миг­ре­нью. Ударь­те кота и уви­ди­те, как он засвер­ка­ет оча­ми и попя­тит­ся, оскорб­лен­но шипя! Еще удар — и он дает вам сда­чи; ведь он джентль­мен, ваша ров­ня и не потер­пит ника­ко­го пося­га­тель­ства на свою пер­со­ну и при­ви­ле­гии. Он в вашем доме толь­ко пото­му, что ему нра­вит­ся здесь быть, а, может, и из снис­хо­ди­тель­но­го рас­по­ло­же­ния к вам. Он любит дом, не вас — ведь фило­со­фы осо­зна­ют, что чело­ве­че­ские суще­ства в луч­шем слу­чае лишь вто­ро­сте­пен­ные дета­ли пей­за­жа. Пере­шаг­ни­те чер­ту — он и вовсе вас оста­вит. Вы по ошиб­ке вооб­ра­зи­ли себя его хозя­и­ном, а не один нор­маль­ный кот не спу­стит тако­го нару­ше­ния при­ли­чий. Впредь он будет искать ком­па­ньо­нов более разум­ных и пер­спек­тив­ных. Пус­кай те мало­кров­ные пер­со­ны, что веру­ют в “под­ставь дру­гую щеку”, нахо­дят уте­ше­ние в подо­бо­страст­ном псе — для здра­во­го языч­ни­ка, в чьих жилах течет кровь сумрач­но­го Севе­ра, нет ино­го суще­ства, подоб­но­го коту, это­му неустра­ши­мо­му ска­ку­ну Фрейи, отваж­но гля­дя­ще­му в лицо самим Тору и Оди­ну сво­и­ми боль­ши­ми круг­лы­ми оча­ми без­упреч­но зеле­но­го или жел­то­го цве­та.

В сво­их замет­ках, пола­гаю, я доволь­но пол­но обри­со­вал раз­лич­ные резо­ны, по кото­рым, с моей точ­ки зре­ния и по мет­ко­му заме­ча­нию мисте­ра ван Доре­на, выне­сен­но­му в заго­ло­вок, “джентль­ме­ны пред­по­чи­та­ют кошек”. Ответ мисте­ра Терью­на в сле­ду­ю­щем номе­ре “Три­бьюн” пока­зал­ся мне не по суще­ству, посколь­ку не столь­ко опро­вер­гал фак­ты, сколь­ко баналь­но под­твер­ждал член­ство авто­ра в клу­бе обык­но­вен­но­го “чело­веч­но­го” боль­шин­ства, при­ни­ма­ю­ще­го при­вя­зан­ность и дру­же­лю­бие все­рьез, насла­жда­ю­ще­го­ся сво­ей важ­но­стью для какой-нибудь живо­ти­ны, нена­ви­дя­ще­го “пара­зи­тов” на осно­ва­нии пусто­го мора­ли­за­тор­ства, не при­зна­вая пра­во кра­со­ты суще­ство­вать ради себя самой, и отто­го любя­ще­го само­го бла­го­род­но­го и вер­но­го спут­ни­ка чело­ве­ка — пса. Пола­гаю, мистер Терьюн любит и лоша­дей с детьми, посколь­ку эта тро­и­ца тра­ди­ци­он­но выда­ет­ся в ком­плек­те любо­му сто­про­цент­но­му аме­ри­кан­цу, как неотъ­ем­лей­шие сим­па­тии любо­го доб­ро­го и при­ят­но­го муж­чи­ны, про­шед­ше­го геро­и­че­скую шко­лу ворот­нич­ков Arrow и книг Гароль­да Бел­ла Рай­та (хотя авто­мо­биль и Мар­га­рет Сэн­гер нема­ло сде­ла­ли для ума­ле­ние послед­них двух пунк­тов).

Итак, соба­ки — дере­вен­щи­ны и любим­цы дере­вен­щи­ны, а коты — джентль­ме­ны и любим­цы джентль­ме­нов. Пес — для того, кто ста­вит гру­бые чув­ства, высо­ко­мо­раль­ность и антро­по­цен­тризм выше стро­гой и без­участ­ной кра­со­ты; для того, кто любит “семью и доб­рую ком­па­нию” и ниче­го не име­ет про­тив неук­лю­жей неряш­ли­во­сти, если кто-то к нему под­ла­щи­ва­ет­ся. Для пар­ня, кото­рый не слиш­ком любит высо­ко­ло­бую заумь, но все­гда прям и честен и не часто (!) нахо­дит Saddypost или N.Y. World слиш­ком слож­ны­ми для себя; для того, кто не видит мно­го про­ку в Вален­ти­но, но пола­га­ет, что Дуглас Фейр­б­энкс — как раз то, что надо, что­бы ско­ро­тать вече­рок. Здра­вый, дель­ный, небо­лез­нен­ный, с раз­ви­тым чув­ством дол­га, семей­ный и (я забыл упо­мя­нуть радио) нор­маль­ный — вот такой энер­гич­ный гос­по­дин дол­жен увле­кать­ся соба­ка­ми.

Кот же — для ари­сто­кра­та (по рож­де­нию ли, по мане­рам), кото­рый вос­хи­ща­ет­ся сво­им дру­гом-ари­сто­кра­том. Он — для чело­ве­ка, ценя­ще­го кра­со­ту, как един­ствен­ную живую силу в сле­пой, бес­смыс­лен­ной все­лен­ной, и почи­та­ю­ще­го эту кра­со­ту во всех ее фор­мах, не огля­ды­ва­ясь на пре­хо­дя­щие сен­ти­мен­таль­ные и мораль­ные иллю­зии. Для чело­ве­ка, кото­рый зна­ет о брен­но­сти чувств и пусто­те люд­ских жела­ний и устрем­ле­ний и пото­му креп­ко дер­жит­ся за то, что реаль­но — как реаль­на кра­со­та, посколь­ку она при­тя­за­ет на смысл поми­мо эмо­ций, что вызы­ва­ет. Для чело­ве­ка, что чув­ству­ет свою само­до­ста­точ­ность в этом мире и не стес­ня­ет себя обы­ва­тель­ски­ми предубеж­де­ни­я­ми, любя само­об­ла­да­ние и силу, сво­бо­ду и насла­жде­ние, само­до­ста­точ­ность и раз­мыш­ле­ния; что, как силь­ная и бес­страш­ная душа, хочет питать к кому-то ува­же­ние, а не кого-то, кто ста­ла бы лизать ему лицо и покор­но при­ни­мать то кнут, то пря­ник; что ищет себе гор­дую и пре­крас­ную ров­ню ради брат­ства с ней, а не заби­то­го и рабо­леп­но­го при­спеш­ни­ка, пре­смы­ка­ю­ще­го­ся в низ­ком угод­ли­вом стра­хе. Кот — не для шуст­ро­го работ­нич­ка с вели­ким само­мне­ни­ем, но для про­све­щен­но­го меч­та­те­ля и поэта, кото­рый зна­ет, что в мире на самом деле нет ниче­го, сто­я­ще­го тру­дов. Для диле­тан­та, цени­те­ля… если поже­ла­е­те, дека­ден­та, хотя в более бла­гой век для подоб­ных людей нахо­ди­лось дело, и они были стра­те­га­ми и вождя­ми тех слав­ных язы­че­ских вре­мен. Кот — для того, кто совер­ша­ет нечто не из пусто­го дол­га, но ради вла­сти, удо­воль­ствия, вели­чия, роман­ти­ки и оча­ро­ва­ния; для арфи­ста, что оди­но­ко поет в ночи о былых бит­вах; для вои­на, что идет на бит­ву во имя кра­со­ты, три­ум­фа, сла­вы и вели­чия края, на кото­рый не падет и тени сла­бо­сти. Для того, кто не уба­ю­ка­ет­ся подач­ка­ми про­за­ич­ной полез­но­сти, но взыс­ку­ет без­за­бот­но­сти, кра­со­ты, пре­вос­ход­ства и раз­ви­тия, кото­рые при­да­ют его тру­дам смысл. Для чело­ве­ка, кото­рый зна­ет, что игра, а не труд, неспеш­ность, а не сует­ли­вость, важ­ны в этой жиз­ни, и лезть из кожи вон лишь для того, что­бы из нее посиль­нее вылез­ти — такая горь­кая издев­ка, кото­рой циви­ли­зо­ван­ный чело­век по воз­мож­но­сти дол­жен избе­гать.

Кра­со­та, само­до­ста­точ­ность, празд­ность и хоро­шие мане­ры — чего еще тре­бу­ет циви­ли­за­ция? Все это мы нахо­дим в боже­ствен­ном монар­хе, что бли­ста­тель­но раз­лег­ся на шел­ко­вой подуш­ке перед оча­гом. Оча­ро­ва­ние и доволь­ство ради себя самих… гор­дость, гар­мо­ния и согла­со­ван­ность… душа, спо­кой­ствие и завер­шен­ность — все это в нем, и тре­бу­ет­ся лишь бла­го­же­ла­тель­ный и непред­взя­тый взгляд, что­бы исто­во пре­кло­нить­ся перед ним. Как может куль­тур­ный чело­век да не слу­жить жре­цом Бас­тет? Звез­да котов, я пола­гаю, нын­че на подъ­еме — мало-пома­лу мы осво­бож­да­ем­ся от нава­жде­ний мора­ли­за­тор­ства и дог­ма­тиз­ма, что омра­чи­ли девят­на­дца­тое сто­ле­тие и воз­ве­ли зама­ра­ху и бес­то­лочь пса на пье­де­стал сен­ти­мен­таль­но­го ува­же­ния. Воз­ро­дит ли некий Ренес­санс силы и кра­со­ты нашу запад­ную циви­ли­за­цию, или рас­пад зашел слиш­ком дале­ко, что­бы его сдер­жать, — нам не дано знать, но в нынеш­ний момент, когда цинизм сры­ва­ет с мира мас­ку, момент меж­ду при­твор­ством восем­на­дца­ти про­шед­ших веков и зло­ве­щей тай­ной гря­ду­щих деся­ти­ле­тий, нам явлен хотя бы про­блеск было­го язы­че­ско­го мира и былой язы­че­ской ясно­сти и чест­но­сти.

И некий идол был высве­чен этим про­блес­ком — див­ный и пре­крас­ный на троне из золо­та и шел­ка под сво­дом из сло­но­вой кости. То вопло­ще­ние бес­смерт­ной гра­ции, не все­гда по досто­ин­ству оце­ни­ва­е­мое незря­чи­ми смерт­ны­ми, — над­мен­ный, непо­кор­ный, зага­доч­ный, рос­кош­ный, вави­лон­ский, без­раз­лич­ный, веч­ный спут­ник могу­ще­ства и искус­ства, образ­чик совер­шен­ной кра­со­ты и брат поэ­зии, вкрад­чи­вый, вальяж­ный, лас­ко­вый, пат­ри­ци­ан­ский кот.

При­ме­ча­ние: Ори­ги­нал тек­ста эссе мож­но най­ти здесь.
Пере­вод: Фази­ло­ва М.В. (lexxnet@yandex.ru) 01/12/2006

Анно­та­ция:
Неболь­шое эссе о “кош­ках и соба­ках”, напи­сан­ное ГФЛ в 1926 г. Пред­став­ля­ет несла­бый образ­чик поле­ми­ки, в кото­рой ГФЛ был нема­лым спе­ци­а­ли­стом, хотя и уве­рял, что спо­рить не уме­ет. Фку­ри­вать с осто­рож­но­стью, язык слож­ный, пред­ло­же­ния длин­ные (еле спра­ви­лась, уф).

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ