Docy Child

2001 / Неизвестный / Предисловие “В Склепе”

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Оте­че­ствен­но­му чита­те­лю пред­став­ля­ет­ся уни­каль­ная воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с твор­че­ством клас­си­ков аме­ри­кан­ской и миро­вой лите­ра­ту­ры, рабо­тав­ших в жан­ре, так назы­ва­е­мо­го “ужас­но­го”, “страш­но­го”, “сверхъ­есте­ствен­но­го” рас­ска­за. В мно­го­чис­лен­ных зару­беж­ных изда­ни­ях и пуб­ли­ка­ци­ях на эту тему име­на Ховар­да Филип­са Лав­краф­та (1890 — 1937) и Авгу­ста Уилья­ма Дер­ле­та (1909 — 1971) сто­ят рядом, хотя к тому вре­ме­ни, когда сла­бо­го, боль­но­го с дет­ства Лав­краф­та, дожив­ше­го лишь до соро­ка шести лет, без­вре­мен­но све­ло в моги­лу неиз­ле­чи­мое забо­ле­ва­ние почек, его друг и сорат­ник по писа­тель­ско­му тру­ду еще толь­ко всту­пал в пору сво­е­го твор­че­ско­го рас­цве­та.

Август Дер­лет пер­вым дал воз­мож­ность широ­ко­му чита­те­лю позна­ко­мить­ся с твор­че­ским насле­ди­ем сво­е­го покой­но­го дру­га. Более того, он взял на себя труд завер­ше­ния и после­ду­ю­ще­го изда­ния мно­гих его неокон­чен­ных работ, кото­рые, как знать, воз­мож­но, еще не один год про­ле­жа­ли бы неопуб­ли­ко­ван­ны­ми в архи­вах Лав­краф­та, как это, к сожа­ле­нию, было при его жиз­ни — жиз­ни до обид­но­го корот­кой, в общем-то лишен­ной сколь-нибудь зна­чи­тель­ных собы­тий, пре­иму­ще­ствен­но уеди­нен­ной.

Лав­крафт родил­ся в горо­де Про­ви­денс, штат Род-Айленд. С ран­не­го дет­ства он отли­чал­ся сла­бым здо­ро­вьем и вел пре­иму­ще­ствен­но затвор­ни­че­ский, ино­гда ноч­ной образ жиз­ни. Орга­ни­че­ски не пере­но­ся холо­да, он часто по несколь­ку меся­цев не выхо­дил из дома. При­стра­стие к блуж­да­ни­ям по ноч­но­му горо­ду одна­жды окон­чи­лось для него весь­ма пла­чев­но — он пере­охла­дил­ся и в шоке сва­лил­ся пря­мо на ули­це. Изред­ка выби­ра­ясь в Сент-Авгу­стин, Чарль­стон, Нетч, Новый Орле­ан и дру­гие ста­рые горо­да Север­ной Аме­ри­ки, он с голо­вой ухо­дил в иссле­до­ва­ние ста­рин­ных зда­ний и изде­лий анти­ква­ри­а­та, а нахо­дясь в род­ном Про­ви­ден­се, сут­ка­ми не выхо­дил из биб­лио­те­ки сво­е­го деда, где про­гла­ты­вал одну кни­гу за дру­гой. Обла­дая фено­ме­наль­ной памя­тью, он нако­пил за мно­гие годы неве­ро­ят­ное коли­че­ство све­де­ний из всех мыс­ли­мых обла­стей зна­ния, вклю­чая нра­вы и тра­ди­ции XVIII века — того само­го пери­о­да, в кото­ром, как он ука­зы­вал в сво­ей обшир­ной, насчи­ты­вав­шей более ста тысяч писем, пере­пис­ке, ему само­му все­гда хоте­лось бы жить.

Извест­но тишь несколь­ко фото­гра­фия Лав­краф­та — на них он запе­чат­лен высо­ким, худым — почти тощим, — очень блед­ным, с живы­ми, ярки­ми гла­за­ми, а его круп­ный, выда­ю­щий­ся впе­ред под­бо­ро­док никак не соот­вет­ство­вал мяг­ко­му, спо­кой­но­му харак­те­ру. Сло­вар­ный запас Лав­краф­та был поис­ти­не гран­ди­о­зен, и во вре­мя ноч­ных бесед, кото­рые он обо­жал, про­яв­ля­лось все необык­но­вен­ное богат­ство и изя­ще­ство его уст­ной речи. Еще будучи под­рост­ком, он вел в город­ской газе­те Про­ви­ден­са “Колон­ку аст­ро­но­ма”, и в эти же годы напи­сал свои пер­вые “страш­ные” рас­ска­зы в тра­ди­ци­ях про­из­ве­де­ний Эдга­ра По и Лор­да Дан­с­эни.

Жанр “сверхъ­есте­ствен­но­го” был его излюб­лен­ным направ­ле­ни­ем в лите­ра­ту­ре. Менее, чем за два деся­ти­ле­тия сво­ей писа­тель­ской дея­тель­но­сти, он стал под­лин­ным масте­ром “мра­ка и жути”, рав­ных кото­ро­му, пожа­луй, не было во всей Аме­ри­ке. Мно­гие кри­ти­ки схо­дят­ся во мне­нии, что он, в сущ­но­сти, и стал родо­на­чаль­ни­ком жан­ра “ужа­сов” на севе­ро­аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те, а Сти­вен Кинг даже назвал его “Тем­ным и при­чуд­ли­вым коро­лем рас­ска­за ужа­сов XX века”.

Пер­вые про­из­ве­де­ния Лав­краф­та на тему сверхъ­есте­ствен­но­го были пре­иму­ще­ствен­но чистой фан­та­сти­кой, но вско­ре он стал все более при­вно­сить в них эле­мен­ты кос­ми­че­ско­го и спи­ри­ту­аль­но­го ужа­са, что осо­бен­но замет­но в таких его рас­ска­зах, как “Зов Цтул­ху”, “Дан­вич­ский ужас”, “Тень над Иннс­мау­том” и дру­гих. Едва ли в лите­ра­тур­ной Аме­ри­ке с нача­ла нынеш­не­го сто­ле­тия появ­ля­лось про­из­ве­де­ние, напол­нен­ное ужа­сом в боль­шей сте­пе­ни, чем “Кры­сы в сте­нах”, а про его “Чужа­ка” пона­ча­лу вооб­ще пого­ва­ри­ва­ли, что он пред­став­ля­ет собой неопуб­ли­ко­ван­ный рас­сказ Эдга­ра По, и будь он напе­ча­тан имен­но под такой фами­ли­ей, никто бы не усо­мнил­ся в этом.

Вско­ре после того, как его рабо­ты ста­ли появ­лять­ся в деше­вых попу­ляр­ных жур­на­ла”, Лав­крафт стал посте­пен­но созда­вать цикл мифов и легенд, полу­чив­ших впо­след­ствии назва­ние “мифа Цтул­ху” по назва­нию одно­го из рас­ска­зов “Зов Цтул­ху”. При­ме­ча­тель­но, что уже после смер­ти писа­те­ля этот миф столь актив­но исполь­зо­вал­ся в твор­че­стве дру­гих авто­ров жан­ра, что ныне коли­че­ство про­из­ве­де­ний на эту тему зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет то, что было созда­но самим Лав­краф­том.

Он писал о сво­ем твор­че­стве: “Несмот­ря на зна­чи­тель­ное раз­но­об­ра­зие моих рас­ска­зов, все они име­ют под собой одно фун­да­мен­таль­ное зна­ние или веро­ва­ние, суть кото­ро­го сво­дит­ся к сле­ду­ю­ще­му. Когда-то, в дале­ком про­шлом, зем­лю насе­ля­ла раса таин­ствен­ных, существ — Ста­ри­ков или Ста­ро­жи­лов, кото­рые впо­след­ствии погряз­ли в тво­ри­мых ими дея­ни­ях зла и поро­ках, за что были изгна­ны за пре­де­лы пла­не­ты дру­ги­ми, еще более древни­ми Стар­ши­ми или Вер­хов­ны­ми бога­ми. Послед­ние, одна­ко, несмот­ря на свое все­мо­гу­ще­ство, ока­за­лись доволь­но мяг­ко­сер­деч­ны­ми суще­ства­ми, в резуль­та­те чего неве­же­ствен­ные смерт­ные, испор­чен­ные соблаз­на­ми запрет­ных зна­ний, изло­жен­ных в таин­ствен­ных кни­гах типа “Некро­но­ми­ко­на” и дру­гих, поз­во­ли­ли Ста­ри­кам вер­нуть­ся на зем­лю — либо созда­ли обста­нов­ку, бла­го­при­ят­ству­ю­щую тако­му воз­вра­ще­нию, кото­рое долж­но вско­ре про­изой­ти”. По мне­нию мно­гих кри­ти­ков, нетруд­но заме­тить зна­чи­тель­ное сход­ство дан­но­го мифа с извест­ны­ми хри­сти­ан­ски­ми веро­ва­ни­я­ми отно­си­тель­но изгна­ния с небес сата­ны и вос­став­ших анге­лов. Инте­рес­но и то, что в тече­ние ряда лет после это­го мно­гие любо­зна­тель­ные чита­те­ли и серьез­ные иссле­до­ва­те­ли лите­ра­ту­ры без­успеш­но пыта­лись отыс­кать под­лин­ник “Некро­но­ми­ко­на”, что, есте­ствен­но, ока­за­лось невоз­мож­ным. Одна­ко ради удо­вле­тво­ре­ния их любо­пыт­ства один мисти­фи­ка­тор напи­сал и издал эту кни­гу, что вызва­ло насто­я­щий пере­по­лох сре­ди чита­ю­щей пуб­ли­ки.

Несмот­ря на явно ори­ги­наль­ную кан­ву мно­гих сюже­тов, при жиз­ни Лав­краф­та была изда­на лишь одна книж­ка его рас­ска­зов общим тира­жом 150 (!) экзем­пля­ров. Кста­ти, сам он счи­тал недо­стой­ным писа­те­ля тво­рить “по зака­зу” и за день­ги, пред­по­чи­тая полу­чать сред­ства для жиз­ни пре­иму­ще­ствен­но лите­ра­тур­ным редак­ти­ро­ва­ни­ем и кор­рек­тор­ской прав­кой чужих руко­пи­сей, да и те выпол­нял за мизер­ную пла­ту.

После кон­чи­ны Лав­краф­та его друг и спо­движ­ник А. Дер­лет решил испра­вить жесто­кую неспра­вед­ли­вость судь­бы и опуб­ли­ко­вать как гото­вые про­из­ве­де­ния писа­те­ля, так и его неза­кон­чен­ные руко­пи­си, пред­ва­ри­тель­но лич­но дове­дя их до состо­я­ния готов­но­сти. Столк­нув­шись с про­хлад­ным отно­ше­ни­ем к этой идее со сто­ро­ны круп­ных изда­те­лей, он сам, в содру­же­стве с Д. Уон­дре­ем, осно­вал соб­ствен­ное изда­тель­ство “Эрк­хам хауз”. Уже пер­вые мас­со­вые пуб­ли­ка­ции рас­ска­зов Лав­краф­та вызва­ли огром­ный инте­рес к его твор­че­ству со сто­ро­ны мно­го­мил­ли­он­ной пуб­ли­ки, а одно из послед­них пере­из­да­ний избран­ных его работ было дати­ро­ва­но 1987 годом!

В нашем изда­нии, кото­рое будет состо­ять из двух томов, вы смо­же­те позна­ко­мить­ся едва ли не со все­ми луч­ши­ми про­из­ве­де­ни­я­ми как само­го X. Лав­краф­та, так и с теми, кото­рые были допи­са­ны за него А. Дер­ле­том. А затем вас ждет сбор­ник про­из­ве­де­ний, создан­ных уже одним А. Дер­ле­том.

Архив­ная ста­тья с lovecraft.ru

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ