1971 / Кеннет Грант / Сновидения из Космоса
Статья написана 21 октября 2021 г. 12:30
Случайно разыскал оригинальную статью видного английского оккультиста, церемониального мага и сторонника телемической религии, поэта и писателя Кеннета Гранта, в которой автор рассказывает о своём отношении к Говарду Филлипсу Лавкрафту. Впервые эта статья была опубликована в 1971-ом году, в еженедельном британском научно-популярном журнале “Человек, Миф и Магия: Иллюстрированная Энциклопедия Сверхъестественного” (№84). Кеннет Грант был единственным практикующим эзотериком среди большого списка очень серьёзных и уважаемых писателей, известных учёных и экспертов (более двухсот), сотрудничавших в 1970–71 годах с уникальным журналом “Человек, Миф и Магия” (всего вышло 112 выпусков; были переизданы в сборниках с твёрдой обложкой в 2014 году), для которого он написал несколько важных статей по эзотерике. Несмотря на то, что за прошедшие пол-века с момента выхода этой небольшой публикации, практически каждая строчка текста разошлась на известные тезисы и цитаты по работам многих современных писателей-эзотериков, журналистов и исследователей творчества Лавкрафта, думаю что для полноты информации этот материал должен обязательно присутствовать в данной тематической колонке.
От переводчика
“Dreaming Out of Space: Kenneth Grant on HP Lovecraft”.
Magazine “Man, Myth and Magic: An Illustrated Encyclopedia of the Supernatural”, no. 84 (1971).
Автор: Кеннет Грант (Kenneth Grant, 1924 — 2011) — изучал магию у Алистера Кроули, некоторое время являлся его личным секретарём и был посвящён в оккультное общество Кроули. После смерти Кроули в 1947-ом году он возглавил Британское отделение Ордена Восточных Тамплиеров или Орден Храма Востока (“Ordo Templi Orientis”, O.T.O.), позднее организовал собственный телемический Тифонианский Орден. Будучи со-редактором книги “Исповедь Кроули: Автохагиография” (1969), вместе с его душеприказчиком и биографом Джоном Саймондсом, он подготовил всеобъемлющий отчёт о системе магии Кроули. Кеннет Грант также был пожизненным почитателем художественной литературы Лавкрафта, и многие из более поздних оккультных текстов Гранта имеют отчётливый лавкрафтовский привкус; в этих материалах он часто ссылается на Говарда Лавкрафта и Артура Мейчена, как на бессознательных реципиентов (получателей) реальных оккультных эманаций (истечений) и сверхъестественных присутствий. Вера Кеннета Гранта в то, что данные авторы направляли эти флюиды в собственную художественную литературу, занимает центральное место в ниже-приведённой статье, верование, которое при жизни сам Лавкрафт отверг бы, хотя несколько его произведений (и не в последнюю очередь рассказ “Зов Ктулху”, 1926) касаются именно этого процесса. В своей публикации Грант также связывает Лавкрафта ещё с одним автором, чьи эзотерические работы он отстаивал на протяжении своей жизни, с другим не менее известным сподвижником Кроули, английским художником-графиком и оккультистом, разработчиком концепций автоматического письма и сигил — Остином Османом Спейром (1886 — 1956).
Злонамеренные силы таятся в ожидании спроецировать себя в спящие умы людей: эта ужасающая идея является повторяющейся темой в рассказах писателя Говарда Лавкрафта, утверждавшего, что они (злые силы) приходили к нему в ночных кошмарах. Но были ли это просто “плохие” сны, или же он действительно получал сообщения из неизвестного источника?
Говард Филлипс Лавкрафт скончался в 1937-ом году, но мифологический цикл, который он запустил в своих непревзойденных историях о космическом ужасе, сегодня вызывает вопросы, было ли это просто выдумкой, порождённой одержимым умом в сознании безвестного писателя из Новой Англии, или же он на самом деле вещал нам о чрезвычайно зловещем виде тайного мистического вторжения.
Согласно общеизвестной оккультной традиции, когда Атлантида была затоплена, погибли не все. Некоторые нашли убежище в других мирах, в иных измерениях; другие “спали” завещанным и искусственным сном в течение неисчислимых эонов времени. Они пробудились; теперь они скрываются в неведомых пространственных безднах космоса, поскольку физический механизм человеческого сознания не в состоянии уловить их бесконечно тонкие вибрации. Они затаились, ожидая возвращения, чтобы править всей Землей, как это было их целью до катастрофы, уничтожившей их порочную и разложившуюся цивилизацию.
Эта традиция была главной темой в творчестве Лавкрафта. До недавнего времени люди читали его рассказы и содрогались (если были в достаточной степени искренни и чувственно восприимчивы, чтобы признать их поразительное и необъяснимое воздействие), даже на мгновенье не предполагая, что подобное может произойти.
Немногие знают, что большинство своих историй Лавкрафт видел во сне. И иногда он полагал, что эти сновидения, а точнее кошмары, были вызваны его проступками в прежних отдалённых инкарнациях, когда, возможно, он стремился обрести магические силы. Эти сны были воспоминаниями о прошлом и пророчествами о будущем, ибо он сказал, что “кошмары — это наказание душе за грехи, совершённые в предыдущих воплощениях — возможно, миллионы лет назад!”.
В своей жизни Говарда Филлипса Лавкрафта он снова и снова пытался заставить себя прямо и честно взглянуть в лицо испытанию, через которое, как он считал, ему придётся пройти, чтобы окончательно разрешить свои духовные проблемы. Этот вопрос, возможно, более чётко и остро выносится на поверхность в его стихах, нежели в рассказах. Он находился на пороге важнейшего открытия поразительной тайны своей внутренней жизни, и его постоянно отталкивал повторяющийся страх, абсолютный душераздирающий ужас, который он накапливал в своих работах и который, до сих пор так успешно передаёт — в аккуратных дозах — своим читателям.
Одним из самых ярких творений Лавкрафта является древняя книга чудовищных заклинаний, составленная для облегчения общения с существами из незримых миров. Он приписывает ее авторство Абдул Альхазреду, безумному арабу, процветавшему в Дамаске около 700-го года нашей эры. Предполагается, что в ходе своего загадочного пути этот гримуар был переведён Елизаветинским учёным-мистиком, доктором Джоном Ди, на греческий язык под названием “Некрономикон”. Он содержит в себе Ключи или Призывы, открывающие запретные космические пространства сновидений, населённые древнейшими силами, некогда наводнявшими Землю. Ключи написаны на диком, неземном языке, напоминающем Призывы Чаноха, или Еноха, которые доктор Джон Ди действительно получил через контакт с внеземными сущностями во время своей работы с сэром Эдвардом Келли, которым, как утверждал Алистер Кроули, Ди являлся в прошлой жизни. Возможно, что “зловещий и мерзкий Некрономикон” был предложенным Ключом или Ключами Еноха, обнаруженными доктором Ди и магом Келли, а позже использованным Алистером Кроули для получения доступа к неизвестным измерениям.
Ужасающие Видения.
Хотя Лавкрафт, по всей видимости, не был знаком с работами Кроули, очевидно, что оба они находились в контакте с источником силы, “пред-человеческим разумом”, способным внушать очень реальные опасения и мрачные предчуствия в умы тех, кто либо в силу прошлой принадлежности или сегодняшней предрасположенности, находится на одной волне. Независимо от того, называется ли этот Разум — Альхазред или Айвасс (обои имена посредников, как ни странно, вызывают арабские ассоциации), мы несомненно имеем дело с энергией, стремящейся проникнуть в нынешний жизненный цикл нашей планеты. Лавкрафт подошёл к самой сути вопроса так, как это возможно только для художника, обладавшего чрезвычайной чувствительностью к оккультным силам, хотя сознательная часть его личности решительно протестовала против веры в их обоснованную достоверность. Он протестовал напрасно, ибо в каждой строке его произведений проглядывает пронизанный страхом фантом грандиозных и древнейших воспоминаний, преследовавших его.
На случай, если кто-то подумает, что его кошмарные видения были вызваны наркотиками, Лавкрафт категорически заявлял: “как правило, я избегаю употреблять наркотики для стимулирования литературного творчества”, а также написал в отношении Томаса Де Квинси, автора биографического романа “Признания английского ценителя Опиума” (Confessions of an English Opium-Eater, 1821): “Я никогда не принимал опиум, а если бы я не смог победить его в своих сновидениях старше трёх-четырёхлетнего возраста. Я — отъявленный лжец! Космос, загадочные города, причудливые пейзажи, неведомые монстры, отвратительные церемонии, Восточное и Египетское великолепие, неподдающиеся объяснению тайны жизни, смерти и адские мучения были для меня привычным ежедневным — или, скорее ночным — делом, задолго до того как мне исполнилось шесть лет. Сегодня всё то же самое, за исключением несколько возросшей объективности”.
Любой, кто знаком с письмами Лавкрафта (многие сотни которых были опубликованы Августом Дерлетом из Саук-Сити, штат Висконсин), оценит эти заявления, поскольку они показывают, что он был чрезвычайно аскетичным и скромным писателем, абсолютной противоположностью Кроули, чьи личные экстравагантности хорошо известны.
Очевидно, что и Лавкрафт, и Кроули, оба регистрировали сообщения из неизвестного источника. Такой же чувствительный, восприимчивый и, по-своему, столь же аскетичный, художник-оккультист Остин Осман Спейр, также чувствовал эти силы, скрывающиеся за работами Лавкрафта. Автор данной статьи однажды дал Спейру порочесть томик произведений Лавкрафта. Это вдохновило его на то, чтобы проиллюстрировать ужас этих грандиозных потусторонних присутствий. Он ощущал, как они давят на его разум, парализуя практически каждое движение.
Неизбежно, что такой человек как Лавкрафт, имевший глубокие контакты с элементальными сущностями, должен был в то или иное время поклоняться языческим богам, что он и делал: “Я в буквальном смысле строил алтари божествам — Пану, Аполлону, Диане и Афине, и в сумерках наблюдал за дриадами и сатирами, в лесах и полях. Однажды я уверенно считал, что видел некоторых из этих лесных существ, танцующих под осенними дубами; это своего рода “религиозный опыт”, по-своему столь же истинный, как и субъективный религиозный экстаз любого Христианина. Я видел копытного Пана и сестёр гесперийского Фаэтуса”.
В Лавкрафтовском случае эти языческие боги были завуалированы пеленой или масками, скрывающими их настоящие сущности, подобные тем, которых призывал автор “Некрономикона” безумный араб Альхазред. Художник Остин Осман Спейр назвал их вторгающимися в наше сознание “навязчивыми фамильярами”.
Вторжение Тёмных Сил.
Лавкрафт, Кроули и Спейр были последовательными наблюдателями миров, находящихся за пределами стандартного человеческого восприятия. Лавкрафт описывает их обитателей как существующих “не в известных нам пространствах, а между ними. Они бродят безмятежные и первозданные, не имеющие измерений, и для нас незримые”.
Именно Лавкрафт был “автором-призраком” для иллюзиониста Гарри Гудини, когда он опубликовал рассказ “Заключённый с фараонами”, впервые появившийся в фантастическом журнале “Weird Tales” в мае 1924-го года; и даже эта история, хотя и была заказной работой, раскрывает глубокое понимание Лавкрафтом тёмных тайн древней магии.
На Лавкрафта оказали большое влияние Лорд Дансени (1878 — 1957) и Алджернон Блэквуд (1869 — 1951), но его настоящим вдохновителем и гуру был Артур Мейчен (1863 — 1947), валлийский писатель макабрических рассказов, исполнивший для Лавкрафта такую же роль, какую Эдгар Аллан По сыграл для Шарля Бодлера. Мейчен разжёг воображение Лавкрафта своими произведениями о диковинных существах Подземного мира, фигурирующих в древних преданиях как гномы. “До появления Друидов, — писал Лавкрафт, — Западная Европа, несомненно, была населена приземистой монголоидной расой”. Эта была излюбленная тема Артура Мейчена, и она появляется во многих его замечательных историях, таких как “Сияющая пирамида” (1895), “Белые люди” (1904) и “Подмена” (1936). Лавкрафт наполнил эту концепцию еще более зловещей идеей о том, что эти низкорослые существа — посвящённые жуткой веры — получили свои знания от существ не с Земли, а от сущностей, изгнанных множество столетий назад и теперь скрывающихся на периферии человеческого сознания во внешнем Хаосе, ожидая — постоянно ожидая, — чтобы вновь получить доступ к волне жизни человеческой эволюции.
Лавкрафт пишет о вселенских связях между чудовищными монстрами, рождёнными магическими заклинаниями в самые древние времена: они породили расы ведьм и колдунов, позднее заселивших планету и навлёкших на себя анафемы и запреты, с тех пор характеризующие историю колдовства.
Причудливые гротескные мутации, порождённые в пустующем пространстве за пределами известной вселенной, обладают особой магией, превосходящей любую известную на Земле, своей способностью проецировать себя в спящее сознание людей. Они приходят как “цвет из космоса” или как “тень вне времени”, овладевая человеческим разумом с помощью безумных фантазий, лишающих людей рассудка, делая их свободными транспортными средствами передвижения, пригодными для вторжения Тёмных сил.
Лавкрафтовский Культ Ктулху и ненавистного Йог-Сотота, являющегося одновременно Ключом и Хранителем Врат, через которые Великие Древние изливают свою зловещую энергию, перекликается со многими образами, что также можно найти в сообщениях, полученных из непознанных измерений Алистером Кроули.
Через подобные сновидения, такие как у Лавкрафта, устанавливается контакт с древнейшими источниками мудрости, запретными для обычного человека. Возможно, его преждевременная смерть в возрасте 47-ми лет была вызвана непрекращающимся страхом перед тем, что может произойти с человечеством, если будут открыты определённые Врата. Он знал тайные Призывы, а также сознавал, что однажды они будут использованы снова.
.
Author: © 1971 Kenneth Grant.
Copyright © 1971 Magazine “Man, Myth and Magic” (No.84).
Copyright ℗ 2021 {feuilleton} A journal by artist and designer John Coulthart.
Перевод: © 2021 ZaverLast.
Ссылка: http://www.johncoulthart.com/feuilleton/
_________________________________________
Ниже: один из художественных набросков художника Остина Османа Спейра под названием “Формула сигил Зос-Вель-Танатоса” (Formula Of Zos Vel Thanatos), 1944 год. Танатос — древнегреческий крылатый демон смерти и хранитель Внешних Врат, приносящий сон забвения. В нижней части рисунка изображён — Кеннет Грант, выше справа — Остин Осман Спейр. Под рисунком автографы Гранта и Спейра.