1915 / Лавкрафт / Преступление века
Нынешняя война в Европе, начавшаяся в эпоху истеричной сентиментальности и порочных политических доктрин, вызвала беспрецедентный поток беспорядочных обвинений у сочувствующих представителей каждой воюющей стороны.
Феминизированный идеалист, наполовину пробудившийся от своего «розового» сна о вселенском братстве, вопит о взаимной резне своих ближних или выделяет индивидуальные акты жестокости и предательства в качестве объектов своего якобы праведного гнева. В то же время колеблющийся социалист, наполненный ложными представлениями о равенстве и демократии, посылает нескончаемые проклятия жестоким системам правления, которые приносят в жертву жадности и амбиции воинственных господ миролюбивое крестьянство.
Но здравомыслящий философ постигает войну как явление чрезвычайно естественное и абсолютно неизбежное. Хотя он понимает, что человеческие массы должны оставаться подчинёнными воле господствующей аристократии до тех пор, пока существует нынешняя структура человеческого мозга, он всё же может найти в этом колоссальном конфликте вескую причину для глубочайшего сожаления и мрачнейшего предчувствия. Высоко над такими национальными преступлениями как сербские* интриги против Австрии или германское неуважение к бельгийскому нейтралитету, высоко над такими печальными вещами как гибель невинных жизней и уничтожение их имущества смутно виднеется самое предельное из всех преступлений, преступление не только против общепринятой морали, но против самой Природы: осквернение расы.
В неестественном расовом союзе различных враждующих сил мы замечаем пренебрежение антропологическими принципами, которое не может быть ничем иным как дурным предзнаменованием для будущего этого мира.
То, что сегодня обязанность сохранения цивилизации лежит на величественном тевтонском племени, которое в равной степени представлено двумя противоборствующими сторонами, Англией и Германией, а кроме того Австрией, Скандинавией, Швейцарией, Голландией и Бельгией, есть факт настолько бесспорный, насколько он энергично обсуждается. Тевтон – вершина эволюции. Поскольку мы можем разумно определить его место в истории, мы должны отказаться от популярной терминологии, которая путает названия «тевтон» и «германец», и рассматривает его не национально, но расово, отождествляя его основное племя с тем высоким, бледнолицым, голубоглазым, светловолосым, длинноголовым «ксантохроем» (как он описан у Хаксли[1]), возвысившимся среди класса языков, который мы называем «тевтонским», с тем, кто сегодня составляет большинство тевтонскоговорящего населения нашего земного шара.
Хотя некоторые этнологи заявляют нам, что только тевтон является истинным арийцем, а языки и институты остальных, номинально арийских, рас были заимствованы исключительно из его высшей речи и обычаев, всё же нам не обязательно принимать эту смелую теорию, чтобы по достоинству оценить его значительное превосходство над остальным человечеством.
Следя за «карьерой» тевтона на протяжении средневековой и современной истории, мы не можем найти никакого возможного оправдания для отрицания его фактического биологического превосходства. В далеко отстоящих друг от друга местностях и в совершенно разных условиях его врождённые расовые качества вознесли его к этой исключительности. Нет ни одной сферы современной цивилизации, которая бы не являлась его созданием. Так как власть Римской империи приходила в упадок, тевтон принёс в Италию, Галлию и Испанию возвратившие их к жизни черты, которые спасли эти страны от полного уничтожения. Несмотря на то, что сейчас эти качества по большей части утрачены в смешанном населении, тевтоны являются подлинными основателями всех так называемых латинских государств. Политическая и социальная жизнеспособность ушла из старого населения, только тевтон был творцом и созидателем. После того, как местные элементы поглотили тевтонских завоевателей, латинские цивилизации совершенно ослабли, поэтому сегодняшние Франция, Италия и Испания проявляют все признаки национальной дегенерации.
В тех странах, где население преимущественно состоит из тевтонов, мы видим убедительнейшее доказательство качеств этой расы. Англия и Германия – величайшие мировые империи, хотя в последнее время зрелые достоинства бельгийцев демонстрировались так, что будут навсегда прославлены в песнях и истории. Швейцария и Голландия – это самые настоящие синонимы слова «Свобода». Скандинавов обессмертили деяния викингов и норманнов; покорённые ими земли и народы простирались от высушенных солнцем берегов Сицилии до ледяных пустошей Гренландии. По морю добирались они даже до нашего далёкого Винланда. История Соединённых Штатов является одним длинным панегириком тевтону и продолжит быть им, если дегенеративная иммиграция будет вовремя остановлена для сохранения изначального качества населения.
Тевтонский ум властен, воздержан и справедлив. Никакая иная раса не показала такую же способность к самоуправлению. Это знаменательно, что ни один квадратный дюйм тевтонской территории не управляется никем, кроме её собственных обитателей.
Разделение такого великолепного племени вопреки его чаяниям, каждая представительная фракция, объединяющаяся с низшими иноземцами, являются преступлением столь чудовищным, что мир вполне может ужаснуться. У Германии, и это правда, имеется некоторое понимание цивилизующей миссии тевтона, но она позволила своей ревности к Англии покорить своё интеллектуальное рвение и расколоть расу в позорной и ненужной войне.
Англичане и германцы – родные братья, наследники одних и тех же жестоких, поклонявшихся Вотану предков, благословенные одними и теми же суровыми достоинствами и воспламенённые одними и теми же благородными амбициями. В мире различных враждебных рас единая миссия этих мужественных людей состоит в союзе и сотрудничестве со своими товарищами-тевтонами во имя защиты цивилизации от нападений всех остальных. Есть действие, которое будет сделано тевтоном: как нечто целое он своевременно должен последовательно сокрушить возрастающую мощь славянина и монгола, сохранив для Европы и Америки созданную тевтоном величественную культуру.
Посему у нас есть причина проливать меньше слёз из-за существования или причин этого колоссального столкновения, чем из-за его неестественного и братоубийственного характера, из-за самоистребления единственной великой ветви человечества, от которой зависит будущее благополучие мира.
(по изданию: «H. P. Lovecraft: Collected Essays, Volume 5: Autobiography & Miscellany», Hippocampus Press, 2006)
ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА АМЕРИКАНСКОГО ИЗДАНИЯ С.Т.ДЖОШИ:
Напечатано в газете «Conservative», No. 1 (апрель 1915). Резкая статья, утверждающая что Первая мировая война является братоубийственной битвой между двумя группами людей, принадлежащих к одной и той же расе, своего рода расовой гражданской войной. Подобные очерки склонили таких литераторов-любителей как Рейнхарт Кляйнер, Джеймс Ф. Мортон и Чарльз Д. Айзексон к тому, чтобы признать Лавкрафта на поприще литературы за его неослабевающий в течение многих лет фанатизм.
1. Томас Генри Хаксли (Thomas Henry Huxley, 1825–1895) – ведущий британский натуралист конца XIX века. Его классификацию, разделявшую некоторые человеческие расы на «ксантохроев» (тех, кто «светловолос и бледен на вид») и «меланохроев» (тех, кто имеет бледный цвет лица, но темноволос), можно найти в таких статьях как «О методах и результатах этнологии» (1865) и «Об арийском вопросе» (1890) из книги «Место человека в природе и другие антропологические статьи» (1894).
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:
* В оригинале «Servian». Так как в современном английском языке употребляется иное написание – Serbian, несомненно, что Лавкрафт специально использует данное устаревшее английское слово, применявшееся по отношению к Сербии для акцентирования своего отношения к сербам как к «низшей» расе (английское «serve, servile» – «служить, рабский»).