Docy Child

1915 / Лавкрафт / Преступление века

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Нынеш­няя вой­на в Евро­пе, начав­ша­я­ся в эпо­ху исте­рич­ной сен­ти­мен­таль­но­сти и пороч­ных поли­ти­че­ских док­трин, вызва­ла бес­пре­це­дент­ный поток бес­по­ря­доч­ных обви­не­ний у сочув­ству­ю­щих пред­ста­ви­те­лей каж­дой вою­ю­щей сто­ро­ны.

Феми­ни­зи­ро­ван­ный иде­а­лист, напо­ло­ви­ну про­бу­див­ший­ся от сво­е­го «розо­во­го» сна о все­лен­ском брат­стве, вопит о вза­им­ной резне сво­их ближ­них или выде­ля­ет инди­ви­ду­аль­ные акты жесто­ко­сти и пре­да­тель­ства в каче­стве объ­ек­тов сво­е­го яко­бы пра­вед­но­го гне­ва. В то же вре­мя колеб­лю­щий­ся соци­а­лист, напол­нен­ный лож­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о равен­стве и демо­кра­тии, посы­ла­ет нескон­ча­е­мые про­кля­тия жесто­ким систе­мам прав­ле­ния, кото­рые при­но­сят в жерт­ву жад­но­сти и амби­ции воин­ствен­ных гос­под миро­лю­би­вое кре­стьян­ство.

Но здра­во­мыс­ля­щий фило­соф пости­га­ет вой­ну как явле­ние чрез­вы­чай­но есте­ствен­ное и абсо­лют­но неиз­беж­ное. Хотя он пони­ма­ет, что чело­ве­че­ские мас­сы долж­ны оста­вать­ся под­чи­нён­ны­ми воле гос­под­ству­ю­щей ари­сто­кра­тии до тех пор, пока суще­ству­ет нынеш­няя струк­ту­ра чело­ве­че­ско­го моз­га, он всё же может най­ти в этом колос­саль­ном кон­флик­те вес­кую при­чи­ну для глу­бо­чай­ше­го сожа­ле­ния и мрач­ней­ше­го пред­чув­ствия. Высо­ко над таки­ми наци­о­наль­ны­ми пре­ступ­ле­ни­я­ми как серб­ские* интри­ги про­тив Австрии или гер­ман­ское неува­же­ние к бель­гий­ско­му ней­тра­ли­те­ту, высо­ко над таки­ми печаль­ны­ми веща­ми как гибель невин­ных жиз­ней и уни­что­же­ние их иму­ще­ства смут­но вид­не­ет­ся самое пре­дель­ное из всех пре­ступ­ле­ний, пре­ступ­ле­ние не толь­ко про­тив обще­при­ня­той мора­ли, но про­тив самой При­ро­ды: осквер­не­ние расы.

В неесте­ствен­ном расо­вом сою­зе раз­лич­ных враж­ду­ю­щих сил мы заме­ча­ем пре­не­бре­же­ние антро­по­ло­ги­че­ски­ми прин­ци­па­ми, кото­рое не может быть ничем иным как дур­ным пред­зна­ме­но­ва­ни­ем для буду­ще­го это­го мира.

То, что сего­дня обя­зан­ность сохра­не­ния циви­ли­за­ции лежит на вели­че­ствен­ном тев­тон­ском пле­ме­ни, кото­рое в рав­ной сте­пе­ни пред­став­ле­но дву­мя про­ти­во­бор­ству­ю­щи­ми сто­ро­на­ми, Англи­ей и Гер­ма­ни­ей, а кро­ме того Австри­ей, Скан­ди­на­ви­ей, Швей­ца­ри­ей, Гол­лан­ди­ей и Бель­ги­ей, есть факт настоль­ко бес­спор­ный, насколь­ко он энер­гич­но обсуж­да­ет­ся. Тев­тон – вер­ши­на эво­лю­ции. Посколь­ку мы можем разум­но опре­де­лить его место в исто­рии, мы долж­ны отка­зать­ся от попу­ляр­ной тер­ми­но­ло­гии, кото­рая пута­ет назва­ния «тев­тон» и «гер­ма­нец», и рас­смат­ри­ва­ет его не наци­о­наль­но, но расо­во, отож­деств­ляя его основ­ное пле­мя с тем высо­ким, блед­но­ли­цым, голу­бо­гла­зым, свет­ло­во­ло­сым, длин­но­го­ло­вым «ксан­то­хро­ем» (как он опи­сан у Хаксли[1]), воз­вы­сив­шим­ся сре­ди клас­са язы­ков, кото­рый мы назы­ва­ем «тев­тон­ским», с тем, кто сего­дня состав­ля­ет боль­шин­ство тев­тон­ско­го­во­ря­ще­го насе­ле­ния наше­го зем­но­го шара.

Хотя неко­то­рые этно­ло­ги заяв­ля­ют нам, что толь­ко тев­тон явля­ет­ся истин­ным арий­цем, а язы­ки и инсти­ту­ты осталь­ных, номи­наль­но арий­ских, рас были заим­ство­ва­ны исклю­чи­тель­но из его выс­шей речи и обы­ча­ев, всё же нам не обя­за­тель­но при­ни­мать эту сме­лую тео­рию, что­бы по досто­ин­ству оце­нить его зна­чи­тель­ное пре­вос­ход­ство над осталь­ным чело­ве­че­ством.

Сле­дя за «карье­рой» тев­то­на на про­тя­же­нии сред­не­ве­ко­вой и совре­мен­ной исто­рии, мы не можем най­ти ника­ко­го воз­мож­но­го оправ­да­ния для отри­ца­ния его фак­ти­че­ско­го био­ло­ги­че­ско­го пре­вос­ход­ства. В дале­ко отсто­я­щих друг от дру­га мест­но­стях и в совер­шен­но раз­ных усло­ви­ях его врож­дён­ные расо­вые каче­ства воз­нес­ли его к этой исклю­чи­тель­но­сти. Нет ни одной сфе­ры совре­мен­ной циви­ли­за­ции, кото­рая бы не явля­лась его созда­ни­ем. Так как власть Рим­ской импе­рии при­хо­ди­ла в упа­док, тев­тон при­нёс в Ита­лию, Гал­лию и Испа­нию воз­вра­тив­шие их к жиз­ни чер­ты, кото­рые спас­ли эти стра­ны от пол­но­го уни­что­же­ния. Несмот­ря на то, что сей­час эти каче­ства по боль­шей части утра­че­ны в сме­шан­ном насе­ле­нии, тев­то­ны явля­ют­ся под­лин­ны­ми осно­ва­те­ля­ми всех так назы­ва­е­мых латин­ских госу­дарств. Поли­ти­че­ская и соци­аль­ная жиз­не­спо­соб­ность ушла из ста­ро­го насе­ле­ния, толь­ко тев­тон был твор­цом и сози­да­те­лем. После того, как мест­ные эле­мен­ты погло­ти­ли тев­тон­ских заво­е­ва­те­лей, латин­ские циви­ли­за­ции совер­шен­но ослаб­ли, поэто­му сего­дняш­ние Фран­ция, Ита­лия и Испа­ния про­яв­ля­ют все при­зна­ки наци­о­наль­ной деге­не­ра­ции. 

В тех стра­нах, где насе­ле­ние пре­иму­ще­ствен­но состо­ит из тев­то­нов, мы видим убе­ди­тель­ней­шее дока­за­тель­ство качеств этой расы. Англия и Гер­ма­ния – вели­чай­шие миро­вые импе­рии, хотя в послед­нее вре­мя зре­лые досто­ин­ства бель­гий­цев демон­стри­ро­ва­лись так, что будут навсе­гда про­слав­ле­ны в пес­нях и исто­рии. Швей­ца­рия и Гол­лан­дия – это самые насто­я­щие сино­ни­мы сло­ва «Сво­бо­да». Скан­ди­на­вов обес­смер­ти­ли дея­ния викин­гов и нор­ман­нов; поко­рён­ные ими зем­ли и наро­ды про­сти­ра­лись от высу­шен­ных солн­цем бере­гов Сици­лии до ледя­ных пусто­шей Грен­лан­дии. По морю доби­ра­лись они даже до наше­го далё­ко­го Вин­лан­да. Исто­рия Соеди­нён­ных Шта­тов явля­ет­ся одним длин­ным пане­ги­ри­ком тев­то­ну и про­дол­жит быть им, если деге­не­ра­тив­ная имми­гра­ция будет вовре­мя оста­нов­ле­на для сохра­не­ния изна­чаль­но­го каче­ства насе­ле­ния.

Тев­тон­ский ум вла­стен, воз­дер­жан и спра­вед­лив. Ника­кая иная раса не пока­за­ла такую же спо­соб­ность к само­управ­ле­нию. Это зна­ме­на­тель­но, что ни один квад­рат­ный дюйм тев­тон­ской тер­ри­то­рии не управ­ля­ет­ся никем, кро­ме её соб­ствен­ных оби­та­те­лей.

Раз­де­ле­ние тако­го вели­ко­леп­но­го пле­ме­ни вопре­ки его чая­ни­ям, каж­дая пред­ста­ви­тель­ная фрак­ция, объ­еди­ня­ю­ща­я­ся с низ­ши­ми ино­зем­ца­ми, явля­ют­ся пре­ступ­ле­ни­ем столь чудо­вищ­ным, что мир вполне может ужас­нуть­ся. У Гер­ма­нии, и это прав­да, име­ет­ся неко­то­рое пони­ма­ние циви­ли­зу­ю­щей мис­сии тев­то­на, но она поз­во­ли­ла сво­ей рев­но­сти к Англии поко­рить своё интел­лек­ту­аль­ное рве­ние и рас­ко­лоть расу в позор­ной и ненуж­ной войне.

Англи­чане и гер­ман­цы – род­ные бра­тья, наслед­ни­ки одних и тех же жесто­ких, покло­няв­ших­ся Вота­ну пред­ков, бла­го­сло­вен­ные одни­ми и теми же суро­вы­ми досто­ин­ства­ми и вос­пла­ме­нён­ные одни­ми и теми же бла­го­род­ны­ми амби­ци­я­ми. В мире раз­лич­ных враж­деб­ных рас еди­ная мис­сия этих муже­ствен­ных людей состо­ит в сою­зе и сотруд­ни­че­стве со сво­и­ми това­ри­ща­ми-тев­то­на­ми во имя защи­ты циви­ли­за­ции от напа­де­ний всех осталь­ных. Есть дей­ствие, кото­рое будет сде­ла­но тев­то­ном: как нечто целое он свое­вре­мен­но дол­жен после­до­ва­тель­но сокру­шить воз­рас­та­ю­щую мощь сла­вя­ни­на и мон­го­ла, сохра­нив для Евро­пы и Аме­ри­ки создан­ную тев­то­ном вели­че­ствен­ную куль­ту­ру.

Посе­му у нас есть при­чи­на про­ли­вать мень­ше слёз из-за суще­ство­ва­ния или при­чин это­го колос­саль­но­го столк­но­ве­ния, чем из-за его неесте­ствен­но­го и бра­то­убий­ствен­но­го харак­те­ра, из-за само­ис­треб­ле­ния един­ствен­ной вели­кой вет­ви чело­ве­че­ства, от кото­рой зави­сит буду­щее бла­го­по­лу­чие мира.

(по изда­нию: «H. P. Lovecraft: Collected Essays, Volume 5: Autobiography & Miscellany», Hippocampus Press, 2006)

ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА АМЕРИКАНСКОГО ИЗДАНИЯ С.Т.ДЖОШИ:

Напе­ча­та­но в газе­те «Conservative», No. 1 (апрель 1915). Рез­кая ста­тья, утвер­жда­ю­щая что Пер­вая миро­вая вой­на явля­ет­ся бра­то­убий­ствен­ной бит­вой меж­ду дву­мя груп­па­ми людей, при­над­ле­жа­щих к одной и той же расе, сво­е­го рода расо­вой граж­дан­ской вой­ной. Подоб­ные очер­ки скло­ни­ли таких лите­ра­то­ров-люби­те­лей как Рей­н­харт Кляй­нер, Джеймс Ф. Мор­тон и Чарльз Д. Айзек­сон к тому, что­бы при­знать Лав­краф­та на попри­ще лите­ра­ту­ры за его неосла­бе­ва­ю­щий в тече­ние мно­гих лет фана­тизм.

1. Томас Ген­ри Хакс­ли (Thomas Henry Huxley, 1825–1895) – веду­щий бри­тан­ский нату­ра­лист кон­ца XIX века. Его клас­си­фи­ка­цию, раз­де­ляв­шую неко­то­рые чело­ве­че­ские расы на «ксан­то­хро­ев» (тех, кто «свет­ло­во­лос и бле­ден на вид») и «мела­н­охро­ев» (тех, кто име­ет блед­ный цвет лица, но тем­но­во­лос), мож­но най­ти в таких ста­тьях как «О мето­дах и резуль­та­тах этно­ло­гии» (1865) и «Об арий­ском вопро­се» (1890) из кни­ги «Место чело­ве­ка в при­ро­де и дру­гие антро­по­ло­ги­че­ские ста­тьи» (1894).

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

* В ори­ги­на­ле «Servian». Так как в совре­мен­ном англий­ском язы­ке упо­треб­ля­ет­ся иное напи­са­ние – Serbian, несо­мнен­но, что Лав­крафт спе­ци­аль­но исполь­зу­ет дан­ное уста­рев­шее англий­ское сло­во, при­ме­няв­ше­е­ся по отно­ше­нию к Сер­бии для акцен­ти­ро­ва­ния сво­е­го отно­ше­ния к сер­бам как к «низ­шей» расе (англий­ское «serve, servile» – «слу­жить, раб­ский»).

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ