1972 / Роберт Блох / Мифы Лавкрафта
Robert Bloch – The Lovecraft Mythos – 1972
РОБЕРТ БЛОХ
МИФЫ ЛАВКРАФТА[1]
Печально знать, как они умирали. Герман Мелвилл[2], безвест- ный таможенный служащий, покинул эту землю с горьким осоз- нанием того, что вышедший из печати magnum opus[3] «Моби Дик» не принёс ему должных почестей, а читающей публикой был встречен с пренебрежением, преследующим автора долгие годы. Оскар Уайльд[4], в своё время сполна вкусивший плоды всеобщего признания, скончался в гнетущем унынии; его сочинения оказа- лись преданы забвению, как и он сам. Сердечная недостаточность стала для Скотта Фицджеральда[5], вероятно, меньшей трагедией, чем неудача в писательской карьере. Мало кто из современников оплакивал Франца Кафку[6], вспоминая его книги.
А Лавкрафт? Несомненно, его уход был одним из самых по- зорных, ведь ему не досталось в утешение ни толики славы. Его произведения публиковались, но никогда не облекались в книж- ную форму; ни один «коммерческий» издатель не выпустил ни единой прижизненной книги Лавкрафта.
У него, разумеется, имелись друзья, помощники, ученики — все те немногочисленные люди, из которых состоял так назы- ваемый «круг Лавкрафта». А ещё не переводились искренние по- читатели; они с наслаждением благоговели перед случайными подношениями, которые появлялись порой в журнале «Weird Ta- les». Но подлинного критического признания со стороны литера- турного истеблишмента катастрофически не хватало, и даже на страницах низкопробного научно-фантастического журнала с броской обложкой творчество Лавкрафта не особо ценилось ос- новной массой читателей, невзирая на высокую оценку, которой его всенепременно удостаивали Сибери Куинн[7] или Роберт И. Говард[8].
Когда молодой провинциальный писатель с сотоварищем объединили усилия, чтобы напечатать книгу с рассказами Лав- крафта, эта попытка казалась заранее обречённой на провал[9]. А после того как книга — почти «тщеславное издание» с тиражом в 1200 экземпляров — наконец-то увидела свет, равнодушная публика оказала ей довольно вялый приём, и продажи застопорились. Со вторым томом дела обстояли не лучше ни в критическом плане, ни в коммерческом аспекте.
И тут случилось чудо. Не в одночасье, а постепенно Лавкрафт вышел из безызвестности. В сборниках и антологиях, в мемуарах и эссе, в переизданиях с мягкими обложками; на радио, на телевидении и — разумеется, с гротескными искажениями — в кино- фильмах. В когда-то отринувшем его чуждом мире Лавкрафт сделался модной и важной фигурой; установился культ ГФЛ. Сего- дня доброе имя и литературная традиция Лавкрафта обрели все- мирную популярность; увы, не всеобъемлющую, но в тысячи раз превосходящую ту, что была отпущена ему при жизни.
Трудно объяснить?
Не тогда, когда в мыслях «чудеса» и «культы». Ибо Лавкрафт, безусловно, был богом. Богом, который в своей неизменной муд- рости сотворил собственный космос, собственную мифологию.
Мифы Лавкрафта с пантеоном Старших богов и порождённых ими Великих Древних получили самостоятельную жизнь. И в их анналах сокрыт ключ к воскрешению ГФЛ.
Лавкрафт поведал нам легенду о Ктулху, который возжелал покорить Землю, но потерпел фиаско и в подводной могиле глубоко на океанском дне нашёл упокоение; не в смерти, а в вечном изгнании — безмолвный, спящий, позабытый всеми.
Всеми, за исключением отнюдь не многих отверженных, парий, жалких ничтожеств, которые всячески почитали его образ, поклонялись его памяти, создавали тёмные секты, сплотившие истинных верующих, молящихся о том, чтобы он вновь восстал и устремился к вожделенной цели, претендуя на власть над земля- ми и людскими умами.
И в неизмеримой глубине зашевелился Ктулху, что принесло странные сны людям во всех земных пределах, а со временем он действительно явился. Возрождение было недолгим, если верить собственному рассказу Лавкрафта, и Ктулху снова погрузился в океанскую бездну, чтобы предаться очередному сну, от которого он может пробудиться в любой момент, как воспрянул сам ГФЛ, призывая своих приверженцев, оказывая влияние на сны, управ- ляя фантазиями[10].
Вспомним также сказание о Йог-Сототе, который пришёл из- за звёзд, чтобы обзавестись потомством, сочетающим в себе че- ловеческие и чужеродные элементы; его творения лишь отчасти напоминали людей, но вышло так, что Уилбур Уэйтли и его чудо- вищный брат не оправдали своего богоподобного наследия[11].
Подумайте об этом. Подумайте о Лавкрафте как о великом Ктулху, который спал, но очнулся от затянувшегося сна и под- нялся лишь благодаря вере, многие годы бережно хранимой куч- кой презренных изгоев. Подумайте о Лавкрафте как о Йог-Сототе, который увековечил свой собственный образ в людях, продол- жающих его «труды» самыми различными способами.
Мы — верные последователи, культисты, подражатели — понимаем истинный смысл мифов Лавкрафта. И мы откровенно радуемся возвышению того, кому поклоняемся как наставнику, как литературному богу.
Йа Шуб-Ниггурат!
Перевод с английского: Б. Савицкий,
2020 г.
Редактура: И. Самойленко
1 Говард Филлипс Лавкрафт (1890–1937) — американский писатель и поэт. (Здесь и далее примеч. переводчика)
2 Герман Мелвилл (1819–1891) — американский писатель и поэт.
3 Magnum opus (лат.) — величайший труд.
4 Оскар Уайльд (1854–1900) — английский писатель и поэт.
5 Скотт Фицджеральд (1896–1940) — американский писатель.
6 Франц Ка́ фка (1883–1924) — немецкоязычный чешский писатель.
7 Сибери Куинн (1889–1969) — американский писатель.
8 Роберт Ирвин Говард (1906–1936) — американский писатель и поэт.
9 Речь идёт об Августе Дерлете (1909–1971) и Дональде Уондри (1908–1987). В 1939‑м году основанное ими издательство «Arkham House» выпустило первый сборник рассказов Лавкрафта под названием «Аутсайдер и другие» с тиражом в 1268 экземпляров.
10 Речь идёт о рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху».
11 Речь идёт о рассказе Лавкрафта «Данвичский ужас».