Docy Child

1971 / Кеннет Грант / Сновидения из Космоса

Приблизительное чтение: 1 минута 0 просмотров

Ста­тья напи­са­на 21 октяб­ря 2021 г. 12:30

Слу­чай­но разыс­кал ори­ги­наль­ную ста­тью вид­но­го англий­ско­го оккуль­ти­ста, цере­мо­ни­аль­но­го мага и сто­рон­ни­ка теле­ми­че­ской рели­гии, поэта и писа­те­ля Кен­не­та Гран­та, в кото­рой автор рас­ска­зы­ва­ет о сво­ём отно­ше­нии к Говар­ду Фил­лип­су Лав­краф­ту. Впер­вые эта ста­тья была опуб­ли­ко­ва­на в 1971-ом году, в еже­не­дель­ном бри­тан­ском науч­но-попу­ляр­ном жур­на­ле “Чело­век, Миф и Магия: Иллю­стри­ро­ван­ная Энцик­ло­пе­дия Сверхъ­есте­ствен­но­го” (№84). Кен­нет Грант был един­ствен­ным прак­ти­ку­ю­щим эзо­те­ри­ком сре­ди боль­шо­го спис­ка очень серьёз­ных и ува­жа­е­мых писа­те­лей, извест­ных учё­ных и экс­пер­тов (более двух­сот), сотруд­ни­чав­ших в 1970–71 годах с уни­каль­ным жур­на­лом “Чело­век, Миф и Магия” (все­го вышло 112 выпус­ков; были пере­из­да­ны в сбор­ни­ках с твёр­дой облож­кой в 2014 году), для кото­ро­го он напи­сал несколь­ко важ­ных ста­тей по эзо­те­ри­ке. Несмот­ря на то, что за про­шед­шие пол-века с момен­та выхо­да этой неболь­шой пуб­ли­ка­ции, прак­ти­че­ски каж­дая строч­ка тек­ста разо­шлась на извест­ные тези­сы и цита­ты по рабо­там мно­гих совре­мен­ных писа­те­лей-эзо­те­ри­ков, жур­на­ли­стов и иссле­до­ва­те­лей твор­че­ства Лав­краф­та, думаю что для пол­но­ты инфор­ма­ции этот мате­ри­ал дол­жен обя­за­тель­но при­сут­ство­вать в дан­ной тема­ти­че­ской колон­ке.

От пере­вод­чи­ка


“Dreaming Out of Space: Kenneth Grant on HP Lovecraft”.

Magazine “Man, Myth and Magic: An Illustrated Encyclopedia of the Supernatural”, no. 84 (1971).

Автор: Кен­нет Грант (Kenneth Grant, 1924 — 2011) — изу­чал магию у Али­сте­ра Кро­ули, неко­то­рое вре­мя являл­ся его лич­ным сек­ре­та­рём и был посвя­щён в оккульт­ное обще­ство Кро­ули. После смер­ти Кро­ули в 1947-ом году он воз­гла­вил Бри­тан­ское отде­ле­ние Орде­на Восточ­ных Там­пли­е­ров или Орден Хра­ма Восто­ка (“Ordo Templi Orientis”, O.T.O.), позд­нее орга­ни­зо­вал соб­ствен­ный теле­ми­че­ский Тифо­ни­ан­ский Орден. Будучи со-редак­то­ром кни­ги “Испо­ведь Кро­ули: Авто­ха­гио­гра­фия” (1969), вме­сте с его душе­при­каз­чи­ком и био­гра­фом Джо­ном Сай­мондсом, он под­го­то­вил все­объ­ем­лю­щий отчёт о систе­ме магии Кро­ули. Кен­нет Грант так­же был пожиз­нен­ным почи­та­те­лем худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры Лав­краф­та, и мно­гие из более позд­них оккульт­ных тек­стов Гран­та име­ют отчёт­ли­вый лав­краф­тов­ский при­вкус; в этих мате­ри­а­лах он часто ссы­ла­ет­ся на Говар­да Лав­краф­та и Арту­ра Мей­че­на, как на бес­со­зна­тель­ных реци­пи­ен­тов (полу­ча­те­лей) реаль­ных оккульт­ных эма­на­ций (исте­че­ний) и сверхъ­есте­ствен­ных при­сут­ствий. Вера Кен­не­та Гран­та в то, что дан­ные авто­ры направ­ля­ли эти флю­и­ды в соб­ствен­ную худо­же­ствен­ную лите­ра­ту­ру, зани­ма­ет цен­траль­ное место в ниже-при­ве­дён­ной ста­тье, веро­ва­ние, кото­рое при жиз­ни сам Лав­крафт отверг бы, хотя несколь­ко его про­из­ве­де­ний (и не в послед­нюю оче­редь рас­сказ “Зов Ктул­ху”, 1926) каса­ют­ся имен­но это­го про­цес­са. В сво­ей пуб­ли­ка­ции Грант так­же свя­зы­ва­ет Лав­краф­та ещё с одним авто­ром, чьи эзо­те­ри­че­ские рабо­ты он отста­и­вал на про­тя­же­нии сво­ей жиз­ни, с дру­гим не менее извест­ным спо­движ­ни­ком Кро­ули, англий­ским худож­ни­ком-гра­фи­ком и оккуль­ти­стом, раз­ра­бот­чи­ком кон­цеп­ций авто­ма­ти­че­ско­го пись­ма и сигил — Ости­ном Осма­ном Спей­ром (1886 — 1956).

Злонамеренные силы таятся в ожидании спроецировать себя в спящие умы людей: эта ужасающая идея является повторяющейся темой в рассказах писателя Говарда Лавкрафта, утверждавшего, что они (злые силы) приходили к нему в ночных кошмарах. Но были ли это просто “плохие” сны, или же он действительно получал сообщения из неизвестного источника?

Говард Фил­липс Лав­крафт скон­чал­ся в 1937-ом году, но мифо­ло­ги­че­ский цикл, кото­рый он запу­стил в сво­их непре­взой­ден­ных исто­ри­ях о кос­ми­че­ском ужа­се, сего­дня вызы­ва­ет вопро­сы, было ли это про­сто выдум­кой, порож­дён­ной одер­жи­мым умом в созна­нии без­вест­но­го писа­те­ля из Новой Англии, или же он на самом деле вещал нам о чрез­вы­чай­но зло­ве­щем виде тай­но­го мисти­че­ско­го втор­же­ния.

Соглас­но обще­из­вест­ной оккульт­ной тра­ди­ции, когда Атлан­ти­да была затоп­ле­на, погиб­ли не все. Неко­то­рые нашли убе­жи­ще в дру­гих мирах, в иных изме­ре­ни­ях; дру­гие “спа­ли” заве­щан­ным и искус­ствен­ным сном в тече­ние неис­чис­ли­мых эонов вре­ме­ни. Они про­бу­ди­лись; теперь они скры­ва­ют­ся в неве­до­мых про­стран­ствен­ных без­днах кос­мо­са, посколь­ку физи­че­ский меха­низм чело­ве­че­ско­го созна­ния не в состо­я­нии уло­вить их бес­ко­неч­но тон­кие виб­ра­ции. Они зата­и­лись, ожи­дая воз­вра­ще­ния, что­бы пра­вить всей Зем­лей, как это было их целью до ката­стро­фы, уни­что­жив­шей их пороч­ную и раз­ло­жив­шу­ю­ся циви­ли­за­цию.

Эта тра­ди­ция была глав­ной темой в твор­че­стве Лав­краф­та. До недав­не­го вре­ме­ни люди чита­ли его рас­ска­зы и содро­га­лись (если были в доста­точ­ной сте­пе­ни искрен­ни и чув­ствен­но вос­при­им­чи­вы, что­бы при­знать их пора­зи­тель­ное и необъ­яс­ни­мое воз­дей­ствие), даже на мгно­ве­нье не пред­по­ла­гая, что подоб­ное может про­изой­ти.

Немно­гие зна­ют, что боль­шин­ство сво­их исто­рий Лав­крафт видел во сне. И ино­гда он пола­гал, что эти сно­ви­де­ния, а точ­нее кош­ма­ры, были вызва­ны его про­ступ­ка­ми в преж­них отда­лён­ных инкар­на­ци­ях, когда, воз­мож­но, он стре­мил­ся обре­сти маги­че­ские силы. Эти сны были вос­по­ми­на­ни­я­ми о про­шлом и про­ро­че­ства­ми о буду­щем, ибо он ска­зал, что “кош­ма­ры — это нака­за­ние душе за гре­хи, совер­шён­ные в преды­ду­щих вопло­ще­ни­ях — воз­мож­но, мил­ли­о­ны лет назад!”.

В сво­ей жиз­ни Говар­да Фил­лип­са Лав­краф­та он сно­ва и сно­ва пытал­ся заста­вить себя пря­мо и чест­но взгля­нуть в лицо испы­та­нию, через кото­рое, как он счи­тал, ему при­дёт­ся прой­ти, что­бы окон­ча­тель­но раз­ре­шить свои духов­ные про­бле­мы. Этот вопрос, воз­мож­но, более чёт­ко и ост­ро выно­сит­ся на поверх­ность в его сти­хах, неже­ли в рас­ска­зах. Он нахо­дил­ся на поро­ге важ­ней­ше­го откры­тия пора­зи­тель­ной тай­ны сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, и его посто­ян­но оттал­ки­вал повто­ря­ю­щий­ся страх, абсо­лют­ный душе­раз­ди­ра­ю­щий ужас, кото­рый он накап­ли­вал в сво­их рабо­тах и кото­рый, до сих пор так успеш­но пере­да­ёт — в акку­рат­ных дозах — сво­им чита­те­лям.

Одним из самых ярких тво­ре­ний Лав­краф­та явля­ет­ся древ­няя кни­га чудо­вищ­ных закли­на­ний, состав­лен­ная для облег­че­ния обще­ния с суще­ства­ми из незри­мых миров. Он при­пи­сы­ва­ет ее автор­ство Абдул Аль­хаз­ре­ду, безум­но­му ара­бу, про­цве­тав­ше­му в Дамас­ке око­ло 700-го года нашей эры. Пред­по­ла­га­ет­ся, что в ходе сво­е­го зага­доч­но­го пути этот гри­му­ар был пере­ве­дён Ели­за­ве­тин­ским учё­ным-мисти­ком, док­то­ром Джо­ном Ди, на гре­че­ский язык под назва­ни­ем “Некро­но­ми­кон”. Он содер­жит в себе Клю­чи или При­зы­вы, откры­ва­ю­щие запрет­ные кос­ми­че­ские про­стран­ства сно­ви­де­ний, насе­лён­ные древ­ней­ши­ми сила­ми, неко­гда навод­няв­ши­ми Зем­лю. Клю­чи напи­са­ны на диком, незем­ном язы­ке, напо­ми­на­ю­щем При­зы­вы Чано­ха, или Ено­ха, кото­рые док­тор Джон Ди дей­стви­тель­но полу­чил через кон­такт с вне­зем­ны­ми сущ­но­стя­ми во вре­мя сво­ей рабо­ты с сэром Эдвар­дом Кел­ли, кото­рым, как утвер­ждал Али­стер Кро­ули, Ди являл­ся в про­шлой жиз­ни. Воз­мож­но, что “зло­ве­щий и мерз­кий Некро­но­ми­кон” был пред­ло­жен­ным Клю­чом или Клю­ча­ми Ено­ха, обна­ру­жен­ны­ми док­то­ром Ди и магом Кел­ли, а поз­же исполь­зо­ван­ным Али­сте­ром Кро­ули для полу­че­ния досту­па к неиз­вест­ным изме­ре­ни­ям.

Ужасающие Видения.

Хотя Лав­крафт, по всей види­мо­сти, не был зна­ком с рабо­та­ми Кро­ули, оче­вид­но, что оба они нахо­ди­лись в кон­так­те с источ­ни­ком силы, “пред-чело­ве­че­ским разу­мом”, спо­соб­ным вну­шать очень реаль­ные опа­се­ния и мрач­ные пред­чуствия в умы тех, кто либо в силу про­шлой при­над­леж­но­сти или сего­дняш­ней пред­рас­по­ло­жен­но­сти, нахо­дит­ся на одной волне. Неза­ви­си­мо от того, назы­ва­ет­ся ли этот Разум — Аль­хаз­ред или Айвасс (обои име­на посред­ни­ков, как ни стран­но, вызы­ва­ют араб­ские ассо­ци­а­ции), мы несо­мнен­но име­ем дело с энер­ги­ей, стре­мя­щей­ся про­ник­нуть в нынеш­ний жиз­нен­ный цикл нашей пла­не­ты. Лав­крафт подо­шёл к самой сути вопро­са так, как это воз­мож­но толь­ко для худож­ни­ка, обла­дав­ше­го чрез­вы­чай­ной чув­стви­тель­но­стью к оккульт­ным силам, хотя созна­тель­ная часть его лич­но­сти реши­тель­но про­те­сто­ва­ла про­тив веры в их обос­но­ван­ную досто­вер­ность. Он про­те­сто­вал напрас­но, ибо в каж­дой стро­ке его про­из­ве­де­ний про­гля­ды­ва­ет про­ни­зан­ный стра­хом фан­том гран­ди­оз­ных и древ­ней­ших вос­по­ми­на­ний, пре­сле­до­вав­ших его.

На слу­чай, если кто-то поду­ма­ет, что его кош­мар­ные виде­ния были вызва­ны нар­ко­ти­ка­ми, Лав­крафт кате­го­ри­че­ски заяв­лял: “как пра­ви­ло, я избе­гаю упо­треб­лять нар­ко­ти­ки для сти­му­ли­ро­ва­ния лите­ра­тур­но­го твор­че­ства”, а так­же напи­сал в отно­ше­нии Тома­са Де Квин­си, авто­ра био­гра­фи­че­ско­го рома­на “При­зна­ния англий­ско­го цени­те­ля Опи­ума” (Confessions of an English Opium-Eater, 1821): “Я нико­гда не при­ни­мал опи­ум, а если бы я не смог побе­дить его в сво­их сно­ви­де­ни­ях стар­ше трёх-четы­рёх­лет­не­го воз­рас­та. Я — отъ­яв­лен­ный лжец! Кос­мос, зага­доч­ные горо­да, при­чуд­ли­вые пей­за­жи, неве­до­мые мон­стры, отвра­ти­тель­ные цере­мо­нии, Восточ­ное и Еги­пет­ское вели­ко­ле­пие, непод­да­ю­щи­е­ся объ­яс­не­нию тай­ны жиз­ни, смер­ти и адские муче­ния были для меня при­выч­ным еже­днев­ным — или, ско­рее ноч­ным — делом, задол­го до того как мне испол­ни­лось шесть лет. Сего­дня всё то же самое, за исклю­че­ни­ем несколь­ко воз­рос­шей объ­ек­тив­но­сти”.

Любой, кто зна­ком с пись­ма­ми Лав­краф­та (мно­гие сот­ни кото­рых были опуб­ли­ко­ва­ны Авгу­стом Дер­ле­том из Саук-Сити, штат Вис­кон­син), оце­нит эти заяв­ле­ния, посколь­ку они пока­зы­ва­ют, что он был чрез­вы­чай­но аске­тич­ным и скром­ным писа­те­лем, абсо­лют­ной про­ти­во­по­лож­но­стью Кро­ули, чьи лич­ные экс­тра­ва­гант­но­сти хоро­шо извест­ны.

Оче­вид­но, что и Лав­крафт, и Кро­ули, оба реги­стри­ро­ва­ли сооб­ще­ния из неиз­вест­но­го источ­ни­ка. Такой же чув­стви­тель­ный, вос­при­им­чи­вый и, по-сво­е­му, столь же аске­тич­ный, худож­ник-оккуль­тист Остин Осман Спейр, так­же чув­ство­вал эти силы, скры­ва­ю­щи­е­ся за рабо­та­ми Лав­краф­та. Автор дан­ной ста­тьи одна­жды дал Спей­ру поро­честь томик про­из­ве­де­ний Лав­краф­та. Это вдох­но­ви­ло его на то, что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать ужас этих гран­ди­оз­ных поту­сто­рон­них при­сут­ствий. Он ощу­щал, как они давят на его разум, пара­ли­зуя прак­ти­че­ски каж­дое дви­же­ние.

Неиз­беж­но, что такой чело­век как Лав­крафт, имев­ший глу­бо­кие кон­так­ты с эле­мен­таль­ны­ми сущ­но­стя­ми, дол­жен был в то или иное вре­мя покло­нять­ся язы­че­ским богам, что он и делал: “Я в бук­валь­ном смыс­ле стро­ил алта­ри боже­ствам — Пану, Апол­ло­ну, Диане и Афине, и в сумер­ках наблю­дал за дри­а­да­ми и сати­ра­ми, в лесах и полях. Одна­жды я уве­рен­но счи­тал, что видел неко­то­рых из этих лес­ных существ, тан­цу­ю­щих под осен­ни­ми дуба­ми; это сво­е­го рода “рели­ги­оз­ный опыт”, по-сво­е­му столь же истин­ный, как и субъ­ек­тив­ный рели­ги­оз­ный экс­таз любо­го Хри­сти­а­ни­на. Я видел копыт­но­го Пана и сестёр гес­пе­рий­ско­го Фаэ­ту­са”.

В Лав­краф­тов­ском слу­чае эти язы­че­ские боги были заву­а­ли­ро­ва­ны пеле­ной или мас­ка­ми, скры­ва­ю­щи­ми их насто­я­щие сущ­но­сти, подоб­ные тем, кото­рых при­зы­вал автор “Некро­но­ми­ко­на” безум­ный араб Аль­хаз­ред. Худож­ник Остин Осман Спейр назвал их втор­га­ю­щи­ми­ся в наше созна­ние “навяз­чи­вы­ми фами­лья­ра­ми”.

Вторжение Тёмных Сил.

Лав­крафт, Кро­ули и Спейр были после­до­ва­тель­ны­ми наблю­да­те­ля­ми миров, нахо­дя­щих­ся за пре­де­ла­ми стан­дарт­но­го чело­ве­че­ско­го вос­при­я­тия. Лав­крафт опи­сы­ва­ет их оби­та­те­лей как суще­ству­ю­щих “не в извест­ных нам про­стран­ствах, а меж­ду ними. Они бро­дят без­мя­теж­ные и пер­во­здан­ные, не име­ю­щие изме­ре­ний, и для нас незри­мые”.

Имен­но Лав­крафт был “авто­ром-при­зра­ком” для иллю­зи­о­ни­ста Гар­ри Гуди­ни, когда он опуб­ли­ко­вал рас­сказ “Заклю­чён­ный с фара­о­на­ми”, впер­вые появив­ший­ся в фан­та­сти­че­ском жур­на­ле “Weird Tales” в мае 1924-го года; и даже эта исто­рия, хотя и была заказ­ной рабо­той, рас­кры­ва­ет глу­бо­кое пони­ма­ние Лав­краф­том тём­ных тайн древ­ней магии.

На Лав­краф­та ока­за­ли боль­шое вли­я­ние Лорд Дан­се­ни (1878 — 1957) и Алджер­нон Блэк­вуд (1869 — 1951), но его насто­я­щим вдох­но­ви­те­лем и гуру был Артур Мей­чен (1863 — 1947), вал­лий­ский писа­тель макаб­ри­че­ских рас­ска­зов, испол­нив­ший для Лав­краф­та такую же роль, какую Эдгар Аллан По сыг­рал для Шар­ля Бод­ле­ра. Мей­чен раз­жёг вооб­ра­же­ние Лав­краф­та сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми о дико­вин­ных суще­ствах Под­зем­но­го мира, фигу­ри­ру­ю­щих в древ­них пре­да­ни­ях как гно­мы. “До появ­ле­ния Дру­и­дов, — писал Лав­крафт, — Запад­ная Евро­па, несо­мнен­но, была насе­ле­на при­зе­ми­стой мон­го­ло­ид­ной расой”. Эта была излюб­лен­ная тема Арту­ра Мей­че­на, и она появ­ля­ет­ся во мно­гих его заме­ча­тель­ных исто­ри­ях, таких как “Сия­ю­щая пира­ми­да” (1895), “Белые люди” (1904) и “Под­ме­на” (1936). Лав­крафт напол­нил эту кон­цеп­цию еще более зло­ве­щей иде­ей о том, что эти низ­ко­рос­лые суще­ства — посвя­щён­ные жут­кой веры — полу­чи­ли свои зна­ния от существ не с Зем­ли, а от сущ­но­стей, изгнан­ных мно­же­ство сто­ле­тий назад и теперь скры­ва­ю­щих­ся на пери­фе­рии чело­ве­че­ско­го созна­ния во внеш­нем Хао­се, ожи­дая — посто­ян­но ожи­дая, — что­бы вновь полу­чить доступ к волне жиз­ни чело­ве­че­ской эво­лю­ции.

Лав­крафт пишет о все­лен­ских свя­зях меж­ду чудо­вищ­ны­ми мон­стра­ми, рож­дён­ны­ми маги­че­ски­ми закли­на­ни­я­ми в самые древ­ние вре­ме­на: они поро­ди­ли расы ведьм и кол­ду­нов, позд­нее засе­лив­ших пла­не­ту и навлёк­ших на себя ана­фе­мы и запре­ты, с тех пор харак­те­ри­зу­ю­щие исто­рию кол­дов­ства.

При­чуд­ли­вые гро­теск­ные мута­ции, порож­дён­ные в пусту­ю­щем про­стран­стве за пре­де­ла­ми извест­ной все­лен­ной, обла­да­ют осо­бой маги­ей, пре­вос­хо­дя­щей любую извест­ную на Зем­ле, сво­ей спо­соб­но­стью про­еци­ро­вать себя в спя­щее созна­ние людей. Они при­хо­дят как “цвет из кос­мо­са” или как “тень вне вре­ме­ни”, овла­де­вая чело­ве­че­ским разу­мом с помо­щью безум­ных фан­та­зий, лиша­ю­щих людей рас­суд­ка, делая их сво­бод­ны­ми транс­порт­ны­ми сред­ства­ми пере­дви­же­ния, при­год­ны­ми для втор­же­ния Тём­ных сил.

Лав­краф­тов­ский Культ Ктул­ху и нена­вист­но­го Йог-Сото­та, явля­ю­ще­го­ся одно­вре­мен­но Клю­чом и Хра­ни­те­лем Врат, через кото­рые Вели­кие Древ­ние изли­ва­ют свою зло­ве­щую энер­гию, пере­кли­ка­ет­ся со мно­ги­ми обра­за­ми, что так­же мож­но най­ти в сооб­ще­ни­ях, полу­чен­ных из непо­знан­ных изме­ре­ний Али­сте­ром Кро­ули.

Через подоб­ные сно­ви­де­ния, такие как у Лав­краф­та, уста­нав­ли­ва­ет­ся кон­такт с древ­ней­ши­ми источ­ни­ка­ми муд­ро­сти, запрет­ны­ми для обыч­но­го чело­ве­ка. Воз­мож­но, его преж­де­вре­мен­ная смерть в воз­расте 47-ми лет была вызва­на непре­кра­ща­ю­щим­ся стра­хом перед тем, что может про­изой­ти с чело­ве­че­ством, если будут откры­ты опре­де­лён­ные Вра­та. Он знал тай­ные При­зы­вы, а так­же созна­вал, что одна­жды они будут исполь­зо­ва­ны сно­ва.

.

Author: © 1971 Kenneth Grant.
Copyright © 1971 Magazine “Man, Myth and Magic” (No.84).
Copyright ℗ 2021 {feuilleton} A journal by artist and designer John Coulthart.
Пере­вод: © 2021 ZaverLast.
Ссыл­ка: http://www.johncoulthart.com/feuilleton/

_________________________________________

Ниже: один из худо­же­ствен­ных наброс­ков худож­ни­ка Ости­на Осма­на Спей­ра под назва­ни­ем “Фор­му­ла сигил Зос-Вель-Тана­то­са” (Formula Of Zos Vel Thanatos), 1944 год. Тана­тос — древ­не­гре­че­ский кры­ла­тый демон смер­ти и хра­ни­тель Внеш­них Врат, при­но­ся­щий сон забве­ния. В ниж­ней части рисун­ка изоб­ра­жён — Кен­нет Грант, выше спра­ва — Остин Осман Спейр. Под рисун­ком авто­гра­фы Гран­та и Спей­ра.

Поделится
СОДЕРЖАНИЕ